Зачем нужны дети в семье? Зачем детям нужны родители? Зачем нам нужны дети? Размышления психолога о родительской мотивации

08 декабря 2012

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения — тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений — дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я — есть! Я — любим!», или как говорили на Руси «Я — есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность — путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это — признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и... сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию — это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства — люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома — наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители — тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это — грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним — возраст присмотра, когда малыш — дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Я не идеализирую все приемные семьи. Немало у них сложностей, и не так много накопленного опыта. Но, люди, взявшие в свой дом, в свою жизнь чужого ребенка, а то и нескольких, достойны уважения. И благодарности.

Марианна Лапина ,
практикующий психолог

Часто задаю себе вопрос - зачем в семье «заводят» детей? Казалось бы, к чему этот вопрос, вроде бы ответ очевиден - продолжение рода/фамилии, продолжение жизни на земле. Кто какие варианты ещё предложит? Что получается из вышеуказанного?

Большинству семей и передать-то детям нечего кроме фамилии, зато как гордятся - сын понесёт дальше фамилию (читайте - вывеску), т.к. родовых знаний, традиций, ремесленных умений и секретов в родах, после революции и отрыва от корней, не осталось, чаще всего и родов в их первозданном значении не осталось, пеньки от некогда могучих родовых деревьев, хотя всё больше становится людей, которые стремятся хоть что-то восстановить из своих родовых корней. Те знания, которые дают в школе, передавать по наследству вряд ли стоит.

Тогда остаётся, что дети на сегодняшний момент нужны для продолжения жизни на земле, родил, сдал в приют и выполнил свою функцию, продлил жизнь, можешь быть свободен? Написал, а душа про- тестует - не то, не так.

Тогда ребёнок - это любимая игрушка, которую «заводят» для собственного удовольствия? Как собачку, нянькаются с ней, наряжают, украшают, выгуливают и воспитывают, чтобы в углах не какала и обои не драла? Ощущение, что пока так чаще всего и бывает. Но душа говорит, что и это не то. Спрашиваю её, а что же она хочет сказать, для чего же люди рождают детей?

Вот какие мысли приходят в голову, и насколько я смог это понять.

Нужно всегда помнить о божественном создании человека и о его божественной сути. Для чего бог создал человека? Первое и главное - это то, что человек создан по образу и подобию бога. Бог дал полную свободу своему созданию, свободу волеизъявления в мире, свободу проявления себя во всех жизненных аспектах, для достижения конечного результата, и всё это Бог дал для познания самого себя, для того, чтобы, повзрослев, создав себя, человек (душа) снова вернулся к богу в новом качестве.

Из этого, на мой взгляд, и нужно исходить при рождении и «воспитании» детей. Дети приходят в жизнь родителей для дальнейшего развития, раскрытия и познания родителями себя и мира, через общение с ребёнком, используя возможность взглянуть на мир его, детскими, «не зашоренными» глазами, с учётом прожитого опыта, и пересмотреть какие-то выводы; понять что-то вместе с ним по-новому, более глубоко, переосмыслить какие то вопросы, а иногда и задать их себе его устами.

Важно дать ребёнку полную свободу проявления себя в этом мире, понимая, что эта душа пришла для получения собственного жизненного опыта, что мы растим не «своего ребёнка», а свободную душу, пока ещё в маленьком теле, но со временем себе друга, соратника.

Повторю ещё раз - ребёнок не собственность родителей, не собственность государства, ребёнок это свободная личность и вправе сам выбирать свою судьбу, искать смысл и цель жизни своим путём .

Мы берём на себя большую ответственность, приглашая ребёнка в свою жизнь, так как нужно понимать уровень и перспективы своего развития, так как мы создаём изначально ребёнка по своему образу и подобию, передавая ребёнку своё состояние на раз- ных уровнях - физическом, духовном, интеллектуальном. Таким образом, общаясь с ним на равных, с уважением и любовью, познавая вместе с ним мир, родители передают ему в процессе жизни свой багаж мудрости, учат мудрому общению с миром на собственном опыте. Своего рода «воспитание» переходит в процесс беседы о жизни, а уж принимает ребёнок ваш опыт или нет, это его дело, его жизнь.

И если не принял, какую-то важную на ваш взгляд мысль, то, может быть, не так доносили, не тем тоном, не тем местом? Учитесь общению, развивайтесь дальше вместе с ребёнком. И всё это должно происходить в пространстве любви между мужчиной и женщиной, т.е. рождение ребёнка - это третий, очень важный этап развития человека в жизни (первый - до свадьбы, второй - после свадьбы).

Состояние ребёнка - это отражение, как в зеркале, вашего сегодняшнего уровня развития, как человека,как мужчины или женщины, состояния вашего ума, раскрытия вашего сердца, чистоты мыслей, баланс духовного и материального проявления в мире, счастья.

Есть поговорка: «Нечего пенять на зеркало, коли рожа крива». Если ваши дети ведут себя не так как вам хочется (неадекватно), то можно задать вопросы - может, это не дети ведут себя неправильно, а вы чего- то не понимаете? Может быть, вы говорите одно, а делаете на самом деле другое, и дети просто копируют ваши поступки? Может быть, просто нужно оставить ребёнка в покое и дать ему заниматься тем, к чему у него лежит душа?

Проще, намного проще надрать ребёнку попу или ещё как то заставить его что-то сделать, или наоборот, не сделать, чем заняться развитием себя в комплексе, отправить себя в спортзал, в библиотеку, сменить работу, бросить пить, изменить образ мыслей и способ взаимодействия с окружающими. Проявить любовь, доброту и мудрость в отношениях в семье и деятельности. Суть - начните с себя!

Относясь так к рождению детей, есть возможность избежать рифов чрезмерной материнской или отцовской «любви», т.к. в отношениях сохраняется естественная система ценностей и возрастает ответственность перед детьми, которые становятся нашими учителями.

Зачем нужна семья? Вы когда-нибудь задумывались над таким одновременно сложным и простым вопросом?

Когда ты молод, окружающие интересуются, когда у тебя будет семья, когда статус уже изменен – семейная жизнь кажется не такой уж красочной, как ты себе представлял… И тут ты начинаешь искать ответы на вопросы: «Зачем человеку нужна семья?», «Что она дает?» и «Можно ли прожить без семьи?».

Что такое семья?

Чтобы найти ответы, необходимо понять, что представляет собой семья.

Семья является важнейшей общественной ценностью, главным социальным институтом, основной ячейкой общества. Понятие «семья» многогранно, поэтому дать ему четкое определение довольно сложно. Различные общества и культуры вкладывают в понятие «семьи» свои определения, которые зависят от исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме этого, понятие «семья» разнится даже в возрастном аспекте: например, для взрослого человека семья – это предъявляющий различные требования маленький коллектив и источник удовлетворения его потребностей; для ребенка – среда, в которой происходит его физическое, психологическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Социокультурное развитие нашего общества «породило» такие понятия семьи, как «родительская пара», «неполная семья», а в некоторых странах - «однополая семья».

Благодаря известному английскому социологу Энтони Гидденсу, сегодня мы имеем классическое определение семьи. Согласно ему, семья представляет собой группу людей, связанных прямыми родственными (брачными узами) либо кровными связями, бытом, взаимопомощью и взаимоответственностью, где взрослые члены семьи ухаживают за детьми.

Согласно психологическому подходу, семья – совокупность индивидов, которая удовлетворяет четырем критериям:

  • психической, духовной и эмоциональной близости;
  • пространственной и временной ограниченности;
  • закрытости, межличностной интимности;
  • длительности отношений, ответственности и обязанности.

Семья находится под государственной защитой и обладает правовым статусом.

Признаки семьи

Семья, как социальный институт, характеризуется стабильными имманентными (неотъемлемыми) признаками:

  • союзом между мужчиной и женщиной;
  • добровольным браком;
  • общностью быта;
  • брачными отношениями;
  • стремлением к рождению, воспитанию и социализации потомства.

Функции семьи

Социологи выделяют восемь основных функций:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • хозяйственно-бытовая;
  • рекреативная;
  • эмоциональная;
  • духовная;
  • социальная;
  • сексуально-эротическая.

Зачем нужна семья мужчине?

Все мы знаем выражение «Мой дом – моя крепость». В любой «крепости» есть очаг, огонь которого всегда поддерживала Женщина. Чтобы очаг никогда не погас, мужчина стремиться найти такую женщину, которая бы принесла в дом заботу, пользу, душевное тепло и удобство.

Женщина в семье должна выполнять множество ролей – быть Милым Другом, воодушевляющей Музой, Красавицей, влекущей Любовницей, Хозяйкой, обустраивающей быт и хозяйство, Помощницей и Партнером в делах, а главное - Матерью, способной родить и воспитать общих детей.

Зачем нужна семья женщине?

Похожие ожидания в отношении мужчины имеет каждая женщина. В муже она хочет увидеть интересного и хорошего Друга, надежного Спонсора, Защитника, с которым не страшно пройти сквозь любые трудности и испытания, Хозяина дома, сильного и нежного Любовника, настоящего Отца, которого любят и уважают дети, Главу семьи, олицетворяющего мудрость, заботу и власть.

Зачем нужна семья ребенку?

Для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жизнь и воспитавшие его. Для ребенка семья – это миниатюрная модель окружающего мира, где он получает воспитание, знакомиться с семейными традициями и получает жизненный опыт.

Зачем человеку нужна семья?

Всем важно иметь семью и свой дом. Семья спасет от трудностей и защитит от жестокости мира, подарит тепло и спокойствие, в семье всегда можно найти понимание и любовь. Счастлив тот человек, который вырос в любящей и дружной семье.

Зачем нужна семья ? В семье человек получает поддержку, приобретает единомышленника, родного и любимого человека, который всегда рядом, особенно в трудную минуту; он принимает твою сторону, может оценить мнение, выслушать занудства.

Семья нужна для того, чтобы нас встречали любящие глаза, когда мы просыпаемся утром или возвращаемся вечером. Ребенок находит в семье защиту, готовится к жизни и «учится летать».

Нужна ли семья современному человеку?

Сложно ответить на вопрос, нужна ли семья современному человеку? Наверное, нужна, только большинство мужчин и женщин ищут в семье совсем не то, что искали их родители. На фоне бесконечных историй о разводах и неудачных браках, молодежь сторониться семейных отношений, требующих ответственности и взаимопонимания. Все чаще они задумываются над вопросом «Зачем нужна семья? ». А ведь ответ лежит на поверхности: семья нужна для того, чтобы разделить счастье с любимым человеком. Вместе с ним жить, преодолевать трудности, радоваться успехам, анализировать поражения, рожать и растить детей – именно в этом заключается простое человеческое счастье, понятие которого в современном мире заменяют деньгами, карьерой, свободным сексом…

Наши современники ищут в браке решения различных проблем, повышают свой статус или избавляются от комплексов, забывая при этом, что семья – это тяжелая работа, без праздников, выходных и отпусков.

Семья – это способ жизни, наше творение, от которого мы получаем удовольствие и делим его с самыми дорогими людьми. Семья – это проект, где царит любовь, радость и счастье. Подумайте, если бы не было семьи, могли бы мы ощутить всю полноту человеческого счастья?

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения – тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений – дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я – есть! Я - любим!», или как говорили на Руси «Я – есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность – путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это – признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и… сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию - это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства – люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома – наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители – тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это – грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним – возраст присмотра, когда малыш - дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Сколько детей должно быть в семье, чтобы все были счастливы? К сожалению, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Чтобы решить подобную дилемму лично для себя, примите во внимание все жизненные обстоятельства, о которых речь пойдет ниже.

Цветы жизни

Зачем нужны дети? Пожалуй, перед запланированной беременностью следует в первую очередь задать себе этот вопрос. Многие женщины оглядываются на родственников и окружающих, слепо следуют общественному мнению или вовсе специально приводят свою жизнь в соответствие с устаревшими стереотипами. Они заводят детей просто потому, что "так надо", даже не задумываясь о том, сколько физических и эмоциональных сил придется в будущем вложить в ребенка, не говоря уже о финансах. Пары, по какой-либо причине не спешащие обзавестись любимым чадом, становятся настоящей мишенью для близких родственников и коллег: каждый считает своим долгом поинтересоваться: "Когда же?" и напомнить о том, что время уходит, а чреваты бесчисленными рисками и опасностями.

Из крайности в крайность

С другой стороны, семьи, в которых много детей, сталкиваются с нападками другого рода. Мам-героинь нередко презирают за большое число "спиногрызов", если семья живет небогато и не может позволить себе своевременный ремонт жилища или покупку новых детских игрушек. "Цветы жизни" словно превращаются из восхитительных пухлощеких малышей в невыплаченные кредиты, бывшую в чужом употреблении одежду, сношенные кем-то посторонним ботинки и в дешевые сладости вместо модных шоколадных яиц. Люди забывают о том, что полноценная семья - это единство разных, но бесконечно родных душ, а не просто пара обеспеченных или бедных взрослых и стайка их отпрысков.

Каждый выбирает для себя

В последнее время приобрел обширное распространение такой социальный феномен, как чайлдфри - общественное течение, провозглашающее свободное мышление в отношении полноты семьи и отсутствия в ней детей. Чайлдфри зачастую искренне не понимают, зачем нужны дети, и сознательно отказываются от продолжения рода, не желая связывать себе руки и ноги необходимостью присмотра и ухода за маленьким карапузом. Они считают, что людей на земном шаре и так уже слишком много, и без их вклада в пополнение человечества мир запросто обойдется. Приверженцы такого подхода высоко ценят собственную свободу, возможность пойти куда угодно и заняться чем хочется, провести время так, как они считают нужным. Им ни к чему лишние обязательства и бессмысленные, по их мнению, хлопоты. Чайлдфри живут для себя и для близкого человека.

Прямой противоположностью чайлдфри являются и папы. Они даже не задаются вопросом о том, зачем нужны дети, и не мечтают о ребенке определенного пола. Они рожают многочисленных погодок просто потому, что чувствуют в этом свое предназначение, потому что их сердца требуют отдавать много любви, потому что в детях они находят утешение, эмоциональную защиту от внешних переживаний, глубинную надежду на то, что все и всегда будет хорошо. Такое мнение тоже имеет полное право на существование.

Давление извне

Кажется, общество всегда будет недовольным. Если детей нет, то надо их завести. Если ребенок один, ему очень нужен братик или сестричка. Если детей двое, то хорошо бы родить третьего и получить статус многодетной семьи, чтобы пользоваться соответствующими социальными привилегиями. А если детей больше трех... В последнем случае большинство людей переходят от положительных рекомендаций к негативным оценкам и критике.

Когда ребенок один

Между тем никто не задумывается, почему у пары только один ребенок и почему супруги не спешат завести много детей. Зачастую женщины с единственным карапузом входят в число тех, кто однажды пошел на поводу у родственников или общественного мнения и родил сына или дочь только потому, что "так надо". Молодые матери, изначально не готовые к общению с маленьким ребенком, оказались в серьезной стрессовой ситуации, попали под влияние послеродовой депрессии и вынесли из своего первого опыта материнства исключительно негатив и плохие впечатления. Само собой, они не хотят больше иметь детей, так как боятся повторения того кошмара, который они уже однажды пережили. Нет времени поспать, нет сил убрать квартиру, не хватает терпения выслушивать детские крики и лечить малыша от непрекращающихся колик, нет денег на молочную смесь, так как грудное молоко или не пришло, или чересчур рано перегорело... Нет желания жить. Это типичная картина послеродовой депрессии, гарантированной еще до момента зачатия каждой женщине, морально не готовой стать матерью.

Ни братьев, ни сестер

Разумеется, есть и другие причины не заводить более одного ребенка. Для кого-то продолжение рода не является приоритетом в жизни: достаточно общаться с единственным, но бесконечно любимым чадом. Кто-то просто не может благополучно зачать или родить и продолжает бороться со страшным диагнозом "бесплодие" или невыносимой чередой замерших беременностей. Гинекологические заболевания у женщин и нарушения состава спермы у мужчин, финансовые проблемы и неуверенность в завтрашнем дне, не самый счастливый опыт воспитания первенца - это далеко не все причины всерьез задаться вопросом о том, зачем нужны дети, и прийти к выводу о достаточности одного-единственного отпрыска. Стоит ли осуждать людей, пришедших к такому выводу? Стоит ли без конца напоминать им о том, что все еще можно "пойти за вторым"?

Приемные дети

Социальный институт усыновления можно, пожалуй, считать одним из самых удачных. Возможность официально взять под свое крыло чужого ребенка и воспитать его как своего собственного принесла долгожданное счастье тысячам и миллионам бездетных пар. Предпочитают забирать из детских домов новорожденных малышей - "отказников", чтобы ребенок даже не помнил родную мать и считал приемных родителей кровными. Однако и у детей постарше есть шанс обрести счастье в новой семье. Многие из них оказались в приютах после лишения матерей-одиночек родительских прав. Познав на собственном опыте, как тяжело жить с пьющими и жестокими родителями, эти маленькие, но уже далеко не наивные дети не всегда сразу привязываются к добрым и любящим сердцам. И тем не менее, убедившись в существенной разнице в отношении, они нередко сполна возвращают подаренную им любовь и обращаются с новыми родителями гораздо нежнее, чем некоторые юнцы со своими настоящими папой и мамой. Приемные дети, взятые в новую семью в сознательном возрасте, навсегда остаются благодарны тем, кто избавил их от тягот приюта. Каждый может совершить это доброе дело - усыновить оставшегося без присмотра родителей ребенка. Но вначале подумайте: уверены ли вы, что сможете дать ему все то, что дали бы своему кровному чаду?

Пара слов о смысле жизни

Итак, зачем нужны дети? "Чтобы были"? Чтобы удовлетворить собственные материнские и отцовские инстинкты, заложенные природой? Чтобы в будущем вырастить из них достойных людей? Являются ли дети, таким образом, смыслом жизни?

Потрясающий ответ на вопрос "зачем" дал Альберт Эйнштейн. По его мнению, на любой подобный вопрос можно ответить следующим образом: человек поступает так или иначе только потому, что соответствующим поступком, высказыванием или действием он создает чувство удовлетворенности для себя и для других. И действительно, вернемся к первому примеру. Есть социальная необходимость в том, чтобы завести ребенка. Рожая первенца, женщина удовлетворяет, с одной стороны, собственный материнский инстинкт и следует биологически продиктованной нужде в сохранении рода, а с другой - удовлетворяет потребности общества, требующего наличия детей практически в каждой семье. Принцип Эйнштейна легко применим и к любой другой ситуации. Зачем? Чтобы получить ощущение удовлетворенности! Если вам для личного счастья нужны дети, не оглядывайтесь на социальные стереотипы - заводите столько, сколько захотите и сможете себе позволить. Если не нужны - опять-таки, не реагируйте на нападки и претензии окружающих, оставайтесь чайлдфри.

Ведь это только ваш выбор.