Как ведут в школе дети. Первоклассник плохо ведёт себя в школе. Что делать? Пути разрешения таких ситуаций

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Лекция для родителей

Про «плохое» поведение:

Почему ребёнок плохо себя ведёт?

Как по-настоящему любить

своего ребёнка?

Подготовила: педагог-психолог О.А. Вильданова

2011 г.

План выступления:

1. Причины «плохого» поведения.

2. Как по-настоящему любить ребёнка.

3. Приемы родительского воздействия.

4. Наказания.

Причины «плохого» поведения

Бывает, что подростки плохо себя ведут дома или в школе. Родители, учителя испытывают при этом самые разные чувства: раздражение, негодование, гнев, растерянность, обиду, возмущение, жалость, страх за него или других учеников из класса. Но прежде чем наказать такого «хулигана», давайте разберемся, почему он плохо себя ведет.

Привлечение внимания

Пожалуй, самое неприятное для любого человека – это чувствовать себя пустым местом. Что хочется сделать нормальному человеку? Привлечь к себе внимание. Внимание необходимо грудному младенцу, чтобы он развивался нормально в дальнейшем, без внимания быстро умирают старики. Поэтому у любого человека наступает голод на личностное внимание. А подростки особенно остро переживают равнодушное к себе отношение как со стороны сверстников, так со стороны родителей.

Лучше бы меня побили, - сказал один мальчик, которому объявили в классе бойкот и в течение недели не разговаривали с ним.

Отстань…отвяжись…некогда мне….Или равнодушно слушают, поддакивая, а ребенок замечает, что его не слышат. Постепенно он убеждается, что родителям неинтересен его внутренний мир, он замыкается и уже не хочет ни с кем делиться: взрослые только притворяются, что заботятся обо мне, решает он. Но детям необходимо искреннее, откровенное личностное внимание, и они добиваются его самым проверенным способом: хочешь внимания- веди себя плохо! Ведь в нашей жизни принято уделять больше внимания не хорошему, а плохому поведению: делай плохо – и тебя заметят! (обмани родителей, нагруби учителю, подерись с одноклассником, сбеги из дома…). В семьях, где родители часто выясняют отношения между собой, в разводящихся семьях ребенок как бы кричит своим поведением родителям: мне нужно ваше внимание, я не пустое место!

Однако подростки даже в благополучных семьях почти весь досуг проводят у телевизора или компьютера. Это не дает личностного внимания. А в школе как голодный ищет, чего бы съесть, у таких подростков «корзинка с дыркой»: сколько бы не уделял ему внимания, он просит еще и еще. Чаще всего с помощью плохого поведения.

Мода на «крутых», власть

В семьях, где родители часто конфликтуют между собой, ссорятся, бранятся, а иногда и дерутся в присутствии детей, отсутствует пример доброжелательных взаимоотношений, уступок друг другу, послушания, доверия. Вместо этого подросток видит успех давления силы над слабостью. В современной жизни пред глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. А средства массовой информации это постоянно доказывают: можно вести себя как угодно: принимать наркотики, заниматься случайным сексом, грабить, убивать и при этом оставаться безнаказанным. Круто! Эффектно! Однако эти маленькие властолюбцы не знают до поры до времени, что «против лома нет приема, окромя другого лома». Страх – оборотная сторона власти. Как только находиться человек посильнее – вся крутизна исчезает, остается лишь страх, подобострастие или ненависть.

Есть среди «крутых» подростков активные властолюбцы – с уверенным поведением, открыто идущие на конфронтацию, с уверенным поведением, агрессией. Они считают себя сильными личностями, которые вправе никому не подчиняться, а подчинять себе более слабых. Реакция взрослого – властолюбца хочется «убить собственными руками». Иными словами, когда кулаки сжимаются, имеешь дело с мотивом «власть». Но такой подросток может прекратить выходку, когда сам захочет. Он намеренно провоцировал вас, вы вышли из себя – именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается вашей реакцией. Конечно, можно силой пресечь его выходку: унизить или напугать его, но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя.

Месть

Месть – более тяжелая причина плохого поведения, чем власть. Мститель плохим поведением изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а, скорее всего, кто-то другой. Основной причиной роста мстительного поведения считается рост жестокости в мире. Людям свойственно обижаться, мы обижаем нечаянно близких, нас обижают. Каждый из нас вел себя плохо, и причиной этому была обида. Мстители делают не просто пакости, а выбирают то, что произведет впечатление именно на этого человека, причинит ему душевную боль, расстроит его. Если учитель любит цветы – можно их сломать, если пунктуальность – опоздать, приличный школьный вид – соорудить супермодный костюмчик. Как взрослому изменить поведение мстителя? Очень важно здесь разделять личность, которая изживает внутреннюю боль с помощью агрессии, и поведение. Поведение нуждается в исправлении, а личность – в понимании, в поддержке. Взрослому необходимо продемонстрировать собственное твердое поведение, лишенное агрессии.

Избегание неудачи

Ученики с этим мотивом «плохо» себя не ведут. Они не выкрикивают на уроках, не задевают соседа по парте, они вообще незаметны. Эти тихие дети вполне послушны, только не выполняют заданий. Происходит это потому, что они боятся вновь столкнуться с ощущением собственного ничтожества: получается у всех, кроме меня! Плохо, когда такому ребенку, начиная с первого класса, ставят в пример успешных учеников. Злость или отчаяние сменяется со временем защитным безразличием или скукой. Это дети, которым уже все равно. Такому подростку необходима поддержка, оказанная профессионально точно. Как никому другому, ему требуется понимание и личностное внимание. Надо, чтобы он перестал ощущать себя ничтожеством. Взрослые должны помочь ему в этом: показать положительные черты его характера, заметить и раскрыть дремлющие задатки.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети ведут себя «плохо», не умея вести себя по-другому. Такие дети не могут усидеть на месте более 10 минут, вертятся, выкрикивают, перебивают, прослушивая задание, не выполняют его до конца, роняя все на пол, гремя стулом и т. д. Это никому не нравится. После очередной разборки по поводу их дисциплины они искренне раскаиваются и клянутся, что больше так не будут себя вести. Но – увы…Все повторяется сначала.

Я хочу себя вести хорошо, но у меня не получается,- со вздохом говорит такой ребенок, и он прав. Бесполезно призывать его к соблюдению дисциплины и тем более наказывать за ее нарушение. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием невропатолога, родителей, педагогов и психологов. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. И не права мама, которая в ответ на предложение проконсультироваться с таким ребенком у невропатолога, ответила: - Ну не всю же жизнь он таким будет! Повзрослеет, станет спокойнее.

Однако без своевременной помощи и поддержки такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. Кроме лечения ему необходимо доброе, спокойное и последовательное отношение. Поведение поддается исправлению, если следовать конкретным рекомендациям, как себя вести с таким ребенком (см. консультацию для родителей). Однако процесс этот длительный и требует больших усилий и огромного терпения.

Таким образом, прежде чем наказывать своего ребенка за «плохое поведение», следует выяснить, в чем кроется причина такого поведения, и тогда уже, в зависимости от причины, действовать дальше. Может, следует начать с себя, проанализировать свое отношение к нему.

2 . Как по-настоящему любить подростка?

Нашим детям необходимы любовь и тепло домашнего очага. А умеем ли мы любить своих детей? Любить ведь можно по-разному. Можно любить только тогда, когда они послушны и радуют своим поведением. Это обусловленная любовь. Будешь вести себя хорошо - буду тебя любить!

Можно любить безусловной, безоговорочной любовью:

Я люблю тебя всегда, что бы ты ни натворил. Я очень люблю тебя, ты хороший. А вот поступок твой плох. Дети все очень тонко чувствуют, они чувствуют фальшь и любовь, радость и равнодушие родителей. И в глазах, и в поведении ребенка всегда стоит вопрос: - Вы меня любите? На этот вопрос он должен получать ответ как можно чаще. Как же можно родителям ответить на этот вопрос?

Можно и нужно показывать свою любовь глазами. Часто ли мы смотрим своему ребенку в глаза с любовью, вниманием, нежностью, заботой? Чем чаще мы будем это делать, тем счастливей он будет, он будет наполнен вашей любовью, тем личностным вниманием, которое требуется ежедневно.

Ответить на вечный вопрос своего ребенка «Вы меня любите?» надо еще и физическим контактом. Маленьких детей мы ласкаем часто. А часто ли мы обнимаем и целуем детей постарше? «Эти телячьи нежности не для мальчишек» - скажут родители мальчиков. Как раз таки нет! Мальчику-подростку так же, как и девочке, нужно, чтобы его гладили, обнимали, целовали. Это физическое проявление любви является решающим в эмоциональном развитии подростка. С возрастом возня, борьба, шутливые драки постепенно заменяют для мальчиков «телячьи нежности», но потребность именно в нежности всегда сохраняется.

Детям необходимы наши любовь и нежность, когда они больны, травмированы. Иногда родители замечают, что дети хитрят, симулируют: «Что-то голова заболела…». Им важно, чтобы мама обняла их, прикоснулась ко лбу, поцеловала. Детям необходимо увидеть проявление родительской любви, когда ему трудно, плохо, тяжело на душе из-за плохого поступка, который он совершил. И если вместо наказания родитель приласкает ребенка, обнимет, поможет разобраться во всем, то такие минуты он запоминает на всю жизнь. Если подросток совершил проступок и искренне в этом раскаивается, мучается угрызениями совести, то наказание заглушит чувство вины, вызовет гнев, обиду, злость. Так что если вы сделали ошибку и наказали его как раз тогда, когда ему мучительно необходима ваша привязанность, душа его глубоко ранена. В такие минуты он чувствует, что он вообще плохой человек. А вы ему это еще подтверждаете. Чем чаще родители за проступки используют нагоняи, придирки, ворчание, крики, тем меньше это действует на подростка. Сначала они этого боятся, затем привыкают и становятся равнодушными, в какую бы гневную истерику мама не впала. Если к тому же будут и побои, то ни к чему, кроме озлобления, ненависти и неуправляемости это не приведет. Что же должны делать родители, если подросток совершил плохой проступок, но искренне раскаивается? В такие минуты мы должны учиться прощать. При этом ребенок чувствует, что происходит с человеком, которого прощают, иначе его замучит чувство вины. Простите его, если он переживает! Это дает возможность понять вашему ребенку, что вы его любите, несмотря ни на что.

3. Приемы родительского воздействия

Подкрепление

Поощряя за хорошие поступки и наказывая за плохие, мы вырабатываем у детей определенную систему поведения: если я буду себя хорошо вести, то меня не будут наказывать… Здесь очень важно единство требований, наказаний и поощрений. Плохо, если папа наказывает, а мама или бабушка тут же защищают и снимают это наказание. Подросток при этом понимает, что родителями можно манипулировать. Очень часто встречается в практике такая ситуация, когда мама скрывает от отца проступки ребенка, при случае угрожая ему «все рассказать папе». Это ложная жалость служит плохую службу в воспитании детей, которые становятся лицемерными, трусливыми, искусно лавируют между родителей.

Идентификация

Практически всегда, с малых лет, ребенок подражает своим родителям, старается быть похожими на них, идентифицирует себя с ними. Часто стиль взаимоотношений он переносит и на свою семью.

Понимание, выражение любви

Хорошо зная внутренний мир и возрастные особенности своего ребенка, понимая его проблемы, мы воспитываем его как личность, уверенную в том, что его любят. Это и есть демократический стиль взаимоотношений в семье.

К сожалению, проблемные дети часто встречаются в семьях с авторитарным стилем взаимоотношений. В чем кроются его причины?

такова традиция

характер семейных отношений тесно связан с характером общественных отношений.

Родители бессознательно вымещают на своих детях служебные неприятности, раздражение, злость.

Убежденность, что лучший способ разрешения конфликта – это сила (кулаком по столу – и точка).

Но если с маленькими детьми это проходит, то с подростками, которые стремятся к самостоятельности и самоутверждаются, начинается война.

Другая крайность – избыток материнской ласки, гиперопека раздражает, вызывает чувство зависимости, боязнь показаться «маменькиным сынком».

Больше всего подростки хотели бы видеть в родителях друзей, советчиков (но без нотаций). Они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Наказания

На консультировании родителей часто приходится спрашивать: «Вы наказываете своего ребенка?». И в ответ почти всегда слышишь: «Я его редко бью (никогда не бью)…». Но ведь наказание это не значит битье. Наказание может быть самым разным. Прежде чем наказывать ребенка, родителям следует знать и четко соблюдать принципы. Если этого не будет, наказание принесет не пользу, а вред.

Принципы использования наказания:

Единство родителей, бабушек и дедушек.

Наказание должно исходить из поступка, соответствовать ему, быть справедливым.

Нельзя менять решения, если нет смягчающих обстоятельств. Нужно быть последовательным до конца.

Если наказание было напрасным родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

Наказание должно соответствовать возрасту.

Наказывая ребенка, необходимо быть твердым, но без злости, грубости, криков, не унижать при этом его достоинство.

Что могут использовать родители в качестве наказания?

лишение сладостей

лишение просмотра телепередач

лишение игр на компьютере

ограничение подвижности на некоторое время

наказание трудом (сломал – почини)

не взять с собой в гости, в поездку

помолчать, игнорируя ребенка

дать понять, что очень расстроены его поступком

Итак, подросток понес наказание, не унижающее его достоинство и зная, что наказали его родители любя и за дело. Только тогда наказание будет результативным.

Используемая литература:

1. Еще раз про «плохое» поведение. С.Кривцова. «Школьный психолог»№ 5-98

2. Как на самом деле любить детей. Р. Кемпбелл. Москва, Знание, 1992

3. Как понять подростка. Н.Рождественская. Москва. Роспедагенство, 1995

4.Как пережить опасный возраст ваших детей? Ш.Дейноу. Мирт. Москва.


Когда ребенок идет в первый класс, то в сердце каждого родителя живет надежда, что чадо будет оценено по заслугам в школе и учителя заметят, сколько души и сил вы вложили в его воспитание. Поведение ребенка в школе во многом зависит от полученного воспитания.

Нормы и правила

Конечно, задолго до начала учебного года, вы рассказывали и приводили примеры правил поведения детей в школе. Все нормы и правила сводятся к трем «китам»:

Дисциплина:

  • вовремя приходить в школу;
  • не баловаться на переменах и уроках;
  • выполнять требования учителей, уроки и домашние задания.

Безопасность:

  • не бегать по лестницам и коридорам;
  • заботиться о своем здоровье;
  • надевать сменную одежду и обувь (особенно в холодное время года).

Нравственное воспитание:

  • проявлять вежливость: здороваться, прощаться, выражать благодарность в нужной ситуации;
  • уважать труд тех. персонала;
  • бережно относиться к вещам как личным, так и школьным.

Правила не так уж и сложны. Но адаптации поведения к школе, детям, которые совсем недавно покинули стены детских садов, иногда мешают психологические проблемы.

Первые проблемы

Возможно, на первом собрании или даже раньше, классный учитель, скажет, что ваш ребенок постоянно его отвлекает: то он хочет выйти из класса, то дергает учителя по делу и без необходимости или просит о помощи. И заканчивается эта тирада чаще всего фразой, что учитель не может сосредоточить свое внимание только на одном ученике.

А ведь проблема именно в этом: ребенок пытается привлечь внимание . Для исправления ситуации, вам необходимо:

  • чаще инициировать общение с ребенком;
  • прекратить говорить о его недостатках, а сконцентрироваться на достоинствах;
  • при негативном поведении для привлечения вашего внимания, пообещайте, что подойдете и поможете. Только через короткий промежуток времени. Не более 10 минут.

Следующая причина, которая может стать отправной точкой плохого поведения ребенка в школе - это борьба за власть . Возможно, проявляется она как активно, так и пассивно.


В активной форме ученик бурно выступает против требований, и, соответственно их не выполняет. В пассивной форме ребенок молча слушает, кивает, но ничего не делает.

В этом случае необходимо:

  • не навязывать свою волю а приобщать ребенка к делам и принятию решений;
  • помочь ему понять и осознать последствия выполнения задания.

Для того чтобы ребенку было проще:

  • разработайте правила поведения в доме. Общие правила для всех без исключения;
  • в случае нарушений, объясните ребенку логические последствия, но не наказывайте. Например, если он не убрал в своей комнате, то ему придется сделать это в другое время, но обязательно до сна.

Если ребенок уже в первом классе начинает прогуливать уроки, врет и не выполняет домашние задания, а к доске он не выйдет даже за большое поощрение, то это проявления – демонстрации несостоятельности или попытка избежать неудачу .

Это последствия того, что ребенок не верит в себя, свою успешность. Ему кажется, что он во всем хуже других. Работать над исправлением ситуации надо постепенно, помогая нарастить ребенку собственный успешный опыт. Для этого:

  • перестаньте его критиковать. Вообще. Сорвались? Похвалите в течение ближайших 8 часов - 10 раз;
  • делите крупные задания на мелкие подзадачи. Хвалите за результат и процесс;
  • научите его внутренней самооценке: спрашивайте его: «ты собой гордишься?», вместо оценочной похвалы «я тобой горжусь»;
  • поддерживайте своего ребенка всегда и во всем.

Итак, насколько бы деструктивным ни было поведение ребенка в школе, ваше искреннее участие, постоянная помощь и внутреннее спокойствие помогут достичь успехов как в учебном процессе, так и в будущей жизни.

Анонимно, о мальчике, 1 год

Добрый день) Подскажите, пожалуйста, как мне помочь моему ребенку хорошо вести себя в школе? Дома и на улице себя так не ведет, только в школе в большом количестве детей. Привлекает к себе внимание с негативной стороны. Ничего и никого не боясь. Постоянные провокации драк и конфликтов. Разговоры и объяснения долгого результата не приносят. Естественно, на успеваемости все это сказывается и очень сильно. На уроке не слушает учителя, играет школьными предметами. Постоянные смешки, выкрикивания, кривляния. Гиперактивный, устает очень после дня школы, но тем не менее продолжает вести себя очень плохо. Какие витамины или препараты нужно принимать в нашем случае? Помогите, пожалуйста.

Здравствуйте. Давайте попробуем разобраться в возможных причинах такого поведения ребенка в школе.

Во первых, речь идет о синдроме гиперактивности, ведь демонстративность и агрессивность - это одни из признаков СДВГ. Необходимо посетить консультацию у невролога, он подберет соответствующие гомеопатические или ноотропные препараты, которые непосредственно оказывают влияние на активность головного мозга и корректируют поведение. Самостоятельно вы можете только давать ребенку легкие успокоительные сборы . Также полезны будут витамины, содержащие в себе Омега 3, магний, холин и лецитин - это защитники и строители нервной системы.

Если ребенок устает, придерживайтесь режима дня, избегайте дополнительных нагрузок и секций. Но можно посещать бассейн, который снимает напряжение и расслабляет. Обязательно пройдите курс общего массажа.

Во вторых, помимо гиперактивности могут быть и еще причины такого поведения: конфликты со одноклассниками и учителем, дезадаптация к школе, конфликты в семье. Для вас лучше всего будет обратиться к психологу в школе или в бесплатный психологический центр, такие обычно есть в каждом районе. Именно совместно со специалистами (психологом и неврологом) вы сможете разобраться в причинах и разработать план психологической помощи и поддержки для себя и ребенка. Всего доброго!

Комментарий редакции

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Другие вопросы в разделе «Психология и психиатрия»

Моей внучке полтора года. Она часто путает эмоции. Например, когда меня ждет, стоит у дверей, счастливо улыбается. А когда меня увидит, заплачет, убегает в комнату, может лечь на пол. Но через пару...

Наталья, здравствуйте! С рождением второй дочери с разницей в 6,5 лет стала замечать, что старшая ревнует, часто трется около меня, хочет прижаться, особенно в те моменты, когда я занимаюсь младшей...

Как правило, когда мы слышим о плохом поведении ребенка в школе, большинству из нас представляется ученик начальной школы, который носится на переменах, не слушает учителя, подкладывает кнопки одноклассникам и на задней парте играет в игры.

Но некоторым родителям школьников среднего звена и старшеклассников также не спится ночами, решая головоломку: как улучшить поведение ребенка в школе? Кнопки и крики на переменах кажутся «цветочками» по сравнению с дерзостью учителям, прогуливанием уроков, ложью, курением во дворе школы, суицидальными наклонностями, употреблением наркотиков.


В данной статье мы поговорим о поведении детей в школе.

Для начала давайте определимся, что такое «поведение» и каким оно должно быть в школе.

Поведение – совокупность поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному воспитанию.

Хорошее поведение должно способствовать:

  • безопасности самого ребенка и остальных учащихся;
  • плодотворному учебному процессу.В школе практически в каждом классе (особенно в начальных) висит памятка поведения детей в школе, которая определяет правила поведения и с которой знакомят всех ребят.Обычно такая памятка состоит из 3 частей:- поведение ребенка на уроках;- поведение на переменах;- поведение на территории школы.Большое количество вводных вступительных занятий у первоклассников посвящены теме «Правила поведения детей в школе», в классе учитель развешивает рисунки детей о правилах поведения в школе.

Когда мы говорим о «плохом поведении», это значит, что оно идет вразрез с установленными правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.

Под плохим поведением часто также понимается неадекватное и агрессивное поведение ребенка.


Естественно, родитель ответственен за воспитание ребенка, а также за привитие ребенку определенных навыков, норм этикета и хорошего тона. А как быть, если все это есть: и воспитание, и понимание того, как нужно себя вести, и что такое «хорошо». Но поведение страдает, классный руководитель устал вызывать родителей на родительское собрание по поводу поведения ребенка в школе.

Кроме того, поведение ребенка (детей) в школе и дома может кардинально различаться: с одной стороны, домашние «шалопаи» превращаются в прилежных учеников, находясь в школе. С другой стороны, учителя постоянно жалуются на поведение, казалось бы, спокойного послушного домашнего ребенка в школе.

Попробуем выяснить причины плохого поведения ребенка в школе и дать некоторые советы, как исправить агрессивное поведение ребенка в школе, как научить ребенка хорошему поведению.

Причины:

1.Психологический тип ребенка. Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью, недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля двигательной активности.

Дети-интроверты, напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами, склонностью таить в себе многочисленные переживания.

Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.


2.Освоение территории. Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для себя познает:- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его выходки, шалости и «подвиги».

Совет: пытаться с первого раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.

3.Отсутствие должного воспитания, культуры общения : ребенок- перебивает учителя, не выполняет его просьбы,- «подворовывает» у одноклассников,- не признается в содеянном, сваливая вину на других,- ужасно ведет себя в столовой,- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему классу.

Совет: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания, правил поведения детей в школе.


4.Лидерские качества ребенка. В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых. Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я», что он «личность», отличная от других.

Совет: прислушиваться к ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять инициативу, быть другом и советчиком.

5.Попытка привлечь внимание. Порой для ребенка плохое поведение в школе - единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д.

Совет: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.


6.Низкая самооценка ребенка. Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не получится»).

Совет: чаще одобрять положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка.


7.Подражание. Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16 лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего», за «крутого», самостоятельного. Прежде всего, это касается курения (в т.ч. электронных сигарет), употребления энергетических напитков, наркотиков, алкоголя, посещения различных тусовок, компаний.

Совет: - быть ближе к ребенку, - объяснять, что сила и мощь человека в знаниях, образовании, - рассказать о последствиях употребления вредных веществ, тем более в детском возрасте.

Более серьезной и критической формой плохого поведения является девиантное поведение ребенка в школе. Выделяют два уровня подобной формы поведения:


  • - докриминогенную (поведение пока еще не представляет серьезной опасности окружающим – хулиганство, распитие спиртных напитков);
  • - криминогенную (серьезные нарушения, за которые предусматривается уголовная ответственность: распространение и употребление наркотиков, причинение тяжкого вреда здоровью кому-либо, проституция, воровство и т.д.).

Как правило, дети девиантного поведение - это:

  • - проживающие в неблагополучных семейных условиях;
  • - подвергаемые жестокому обращению.

Дети с девиантным поведением в школе ставятся на внутришкольный учет. На них заводится дневник поведения в школе или ведется карта наблюдения за поведением в школе. Эти документы оформляет классный руководитель либо школьный психолог. Ребенок обязан периодически приносить домой эти документы для ознакомления родителей. В них ведется наблюдение за поведением ребенка по следующим направлениям:


  • - поведение ребенка во время уроков;
  • - поведение на переменах в школе;
  • - поведение в школьной столовой, гардеробе;
  • - поведение во время посещения внешкольных мероприятий (поход в кино, музей, театр).

Также определяется психотип ребенка, его характер, условия проживания. Прослеживается динамика, тенденции поведения, на каждом уроке учитель должен делать в дневнике необходимые пометки. Итогом подобной методики становится характеристика поведения ребенка в школе.

Работа с детьми девиантного поведения в школе проводится педагогами, школьным психологом, социальным педагогом, директором. На родительских собраниях должно постоянно в обязательном порядке обсуждаться поведение детей в школе. Конечно же, не только на них лежит ответственность за поведение детей в школе, но и на родителях. Если ребенок состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, либо совершил преступление, его направляют в специализированную школу для детей с девиантным поведением. Школы предназначены для детей от 11 до 18 лет, которые попадают туда по решению суда за какое-либо преступление (школы закрытого типа) или направленные Комиссией по делам несовершеннолетних в случае отказа ребенка посещать общеобразовательную школу (открытого типа). Таким образом, обычных общеобразовательных школ для детей с плохим поведением не существует.

От многих родителей можно услышать: «Ребенка выгоняют из школы за плохое поведение. Закономерно ли это?»


Исключить ребенка из школы за плохое поведение возможно в трех случаях:

Если он обучается в данной школе не по прописке;

Исключение из школы после 15 лет;

Исключение за девиантное поведение и направление в специализированную школу.

Вопрос психологу

Здравствуйте!Мой ребенок пошел в первый класс.Он всегда был активным ребенком и вот сейчас у нас наступили трудности.Учительница постоянно жалуется на поведение. Говорит что он неадекватно ведет себя на уроках,делает то что он хочет.На пример:идет урок,тишина он может начать петь или скулить.говорит что он не умеет общаться с детьми,что меня очень удивило.Мой ребенок очень легко находит общий язык как со сверстниками так и с более старшими детьми.На что она ответила что это разные вещи,он не адаптирован в социуме.Недавно он собрался и ушел из школы не сказав учителю.Я пришла за ним а он стоит на улице и ждет меня.На вопрос где учитель,скажи ей до свидание,он сказал что они еще не вышли.Через минуту появляется она с квадратными глазами и начинает мне говорить что он ушел без спроса и она его обыскалась,но так и не нашла,хотя он был на улице минут так сорок.Получается она не уследила он ушел,охрана его спокойно выпустила из школы не спросив,куда и с кем.Я стою в шоке от такого.И она мне тут же начинает говорить что он всегда плохо ведет себя на уроках,постоянно с кем то дерется,кроме него замечания никому не делает.Сказала что на продленке он такой не нужен и хотела уже на него написать докладную.Пришли домой я конечно же провела с ним беседу,пришлось и физически наказать,лишила удовольствий,таких как компьютер и хождение к другу.всего у меня трое детей.Подскажите что мне делать.Или учитель не справедлива к ребенку.На следующий день мы не пошли в школу,но учитель даже не позвонила узнать где ребенок,что с ним.А может я его после ее жалоб очень сильно наказала.Конечно это не так,Мы не пошли решили его так наказать.Сказали пока он не исправится его не хотят там видеть.Он был расстроен.Адаптационный период мне сказали 1,5 месяца и вот время прошло а он как был так и остался на одном уровне.Может учитель не компетентна.Муж хочет пообщаться с ней,но я боюсь что к ребенку будет предвзятое отношение в дальнейшем.успеваемость у нас,на мой взгляд нормальная.Конечно он не все успевает на уроках,учитель говорит что он часто летает в облаках.Короче одни претензии,уже страшно за ним идти в школу.Заранее спасибо.

Ответы психологов

Здравствуйте, Елена!

Вероятно, Вы очень обеспокоены и растеряны. Вашему первоклашке сейчас трудно, он попал в новое окружение, в новые обстоятельства. Адаптационный период может растянуться и на полгода, поэтому запасайтесь терпением и снисходительностью. У Вашего юного ученика все обязательно получится, но только при условии, что Вы ему будете помогать и будете его поддерживать. Возможно, у Вашего сына в дошкольном периоде недостаточно развилась произвольность, умение слушать и умение выполнять услышанное, то есть регулировать свое поведение в соответствии с правилами, принятыми в том или ином окружении. В школе есть свои правила, например, внимательно слушать объяснения и делать то, что говорит учитель, сидеть на уроках молча, а если есть необходимость что-то сказать, то поднимать руку, терпеливо дожидаться, когда педагог обратит внимание и даст слово, а потом уже говорить и многие другие. Возможно, что учительница Вашего сына что-то из правил объяснила малодоступно для понимания Вашим ребенком, Вы можете восполнять эти пробелы дома. Только учитывайте, что наказания (физические) и запугивания (тебя не хотят видеть в школе и т. д.) могут еще более осложнить ситуацию, ребенок начнет расстраиваться, злиться, обижаться, бояться, а это приведет к увеличению количества ошибок, которые он, совершает по незнанию и отсутствию соответствующих умений и навыков правильного поведения. А вот лишение развлечений: игры на компьютере, похода в гости - может быть вполне адекватным наказанием. В спокойной и доброжелательной обстановке разъясняйте сыну, что можно делать в школе на уроках и перемене, учитывайте тот момент, что правила - это то, что делать можно , то, что делать правильно , а не то, что нельзя. Для родителей тоже есть свои правила воспитания успешного ученика. И одно из первых: всегда провожать ребенка в школу и встречать из нее только с любовью, добрыми пожеланиями, напутствиями и надеждами, то есть первое - это дать ребенку понять, что он любим и принимаем такой, какой он есть. Если остались вопросы, обращайтесь. Успехов и удачи Вам и Вашему замечательному первоклашке!

С уважением, Овсянникова Светлана, психолог Подольск

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0