Особенности формирования патриотических чувств школьников. Формирование чувства патриотизма у школьников

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Воспитание патриотизма младших школьников имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать этим объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников, которая на основе отечественных произведений, народных песен и т.д. будет воспитывать в молодом поколении качества, во все времена, отличавшие национальный характер: доброта, открытость, достоинство, страдание, благородство.

Поскольку в воспитании большую роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии «не срабатывают», более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на учебных занятиях.

Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строго суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.

Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:

  • - моторная активность;
  • - сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
  • - интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя и поля действия и т.д.);
  • - мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);
  • - способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективности построения, регулирования и социальной оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста. На взгляд В.А.Крутецкого, последний показатель является наиболее сложным, интегральным . Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действиям.

Процесс патриотического воспитания младших школьников базируется на основе их личностно-ценностного отношения к малой и большой Родине. Как считает Е.А.Аркин, личностно-ориентированный подход позволяет осуществить становление духовности личности, позволяет ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Целью воспитания при этом является создание условий для удовлетворения потребности быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой .

Главная цель обучения при таком подходе - развитие личности учащегося; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно-ориентированого образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Личностно-ориентированное воспитание - это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом. Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Ценность - это критерий совершенства; она обеспечивает необходимыми средствами оценочно-ориентационную сторону деятельности личности, тем самым, позволяя ребенку полноценно осуществить свой жизненный выбор, что и является, в конечном итоге, основой воспитания.

В последнее время много внимания уделяется воспитанию на символах Украины, Автономной Республики Крым. На гербе Автономной Республики Крым начертан девиз «Процветание в единстве», но единство не возможно без знания, понимания и уважения друг друга. Проблема воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического общения на сегодняшний день является чрезвычайно актуальными. Воспитание уважения к своему народу, его самобытности, правильного отношения к культуре и традициям других народов одна из первоочередных задач для формирования активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости. В 2008/2009 учебном году, исходя из методических рекомендаций Министерства образования и науки Украины, первые уроки в начальных классах могли быть посвящены темам: 1 класс - «Моя родная школа», 2-4 классы - «Украина - моя Родина».

Учитывая особенности и значение Крыма как одного из важных регионов Украины, с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современностью крымских народов, первый урок в начальной школе Министерство образования и науки АРК предлагал посвятить теме «Крым - наш общий дом». Учитель самостоятельно выбирал формы и методы проведения первого урока, учитывая возможности учебного заведения и индивидуальные особенности своего класса. Остановимся на примерных рекомендациях к уроку.

На первом уроке учителю целесообразно акцентировать внимание на таких понятиях как Отечество, родной край, культура, традиции. Важно раскрыть значение общечеловеческих ценностей, таких как человеколюбие, милосердие, взаимоуважение, понимание, забота. Основная цель урока - воспитание толерантности, т.е. уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего полуострова, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Ориентировочные цели урока: способствовать формированию патриотизма и национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, расширить представление младших школьников о многообразии этнических групп и народностей полуострова. Воспитывать любовь к родному краю, его историческому прошлому, традициям и обычаям народов, населяющих Крым, воспитывать патриотов своего Отечества.

Формы проведения первого урока: урок-путешествие, урок-игра, урок-встреча, урок-экскурсия, праздник, конкурс, тренинг, фестиваль, аукцион новых идей, ярмарка, акция, выставка и т.п.

Следует включить в урок материал о большой и малой Родине, в доступной и интересной форме познакомить детей с историей, традициями народов Крыма.

Предлагаем стихотворения о Крыме на патриотическую тематику на русском, украинском и крымско-татарском языках. Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания является патриотизм.

Школа всегда развивала в детях чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы Крыма, Украины, культуры межнационального общения; нетерпимости проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Но патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождения гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Украину, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

Формирование чувства патриотизма у учащихся начальных классов.

Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Л.Н. Толстой.

С раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения. Воспитание гражданина - одна из важнейших задач современного образовательного учреждения. На сегодняшний день перед школой стоит такая цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия)

Гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности учащегося.

Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства. Оно предполагает привитие уважения к Государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. Такое воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры и спорта. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, художников, актеров и др. В урочное и во внеурочное время учащиеся углубляют знания сущности и содержания Конституции РФ и РТ, на фоне исторического развития экономики Республики Татарстан, знакомятся с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже. Значимым воспитательным фактором стали сегодня информационные ресурсы.

Проблема патриотического воспитания младших школьников волнует нас сейчас в большей степени. Целостное педагогическое осмысление её приводит к необходимости действенных путей ориентаций учителей начальных классов на гуманистическую и практическую сущность воспитания.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Потому что через него мы дадим ребенку полезную информацию для развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. А.Н.Леонтьев говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования, как в системе образования, так и в системе воспитания подрастающего поколения. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, его социализация в обществе и адаптация к существующим условиям общества являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики.

Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности – личность, которой присуща высокая социальная активность.

Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее главным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. В нашей школе в проектно-исследовательскую деятельность активно включены дети, начиная с первого класса. Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение. Чувство гражданственности и патриотизма у младших школьников формируется не только в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также через игровую деятельность .

Ребята участвуют в различных играх и конкурсах, акциях: «Игра на местности», «Путешествие по родным местам», «Символика России и Татарстана», ролевая игра «Ваши права», конкурс « Моя родословная», фольклорные мероприятия «Нардуган», «Науруз », «Бабушкин сундук», фестиваль-конкурс патриотической песни, конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей».

Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Давыдов Никита, ученик 4Г класса СОШ № 27 города Якутска

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

2015 год – юбилейный год – мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией, на пороге 70-летия со дня Победы.

День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным, потому что не бывает безоблачной радости без слез и печали.

Годы Великой Отечественной войны – это годы лишений, разрухи, горя и страданий. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к родине.

И любовь эта – одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом великим и непобедимым.

Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным.

Это чувство можно назвать другим словом – патриотизм.

Патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, этот народ обладает силой, способной решить любую проблему. Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны.

Не было бы патриотов, мы бы не имели этой победы, не было бы над нами мирного неба, не было бы возможности учиться, свободно жить…

Ведь не имея в начале войны достаточного оружия, чтобы даже защитить нашу страну, русский солдат только силой духа своей, силой любви к родине защитил свою землю, родных, свой отчий дом. Разве без патриотизма, это было бы возможно?

А теперь, спустя 70 лет есть ли патриоты, существует ли патриотизм, вообще как понимают понятие «патриотизм» наши сверстники?

Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы решили провести исследование понятия «патриотизм» и выявить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов нашей школы.

Тема нашей исследовательской работы:

Объект исследования: патриотизм как качество личности

Предмет исследования: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27

Цель исследования: выявить уровень патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 и определить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия патриотизм

2. Определить критерии и показатели оценки уровня сформированности гражданско-патриотических качеств

3. Изучить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27

4. Выяснить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение, анкетирование, анализ полученных результатов.

Организация проведения исследования : базой исследования является МОБУ Средняя общеобразовательная школа № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 82 учащихся четвертых классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что формирование патриотических качеств младших школьников является актуальной темой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определены критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств младших школьников , которые могут быть использованы в воспитательной работе.

Структура исследования: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЗМ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность понятия патриотизм.

Тема патриотизма исследовалась многими учеными. Патриотизм во многовековой и полной тяжелых испытаний истории России был основой национального самосознания народа, составной частью общественного сознания. В России исторически складывалась уникальная, уходящая в глубь веков, традиция особо уважительного отношения к Родине – Матери, к России – носительнице высших духовных ценностей, к родной земле.

В осмысление патриотизма внес большой вклад, выдающийся русский ученый – естествоиспытатель, мыслитель М. В. Ломоносов. Он считал, что главной целью школы является воспитание человека – патриота, гражданина, труженика, воспитания любви к Отечеству. Он сблизил понятие «гражданин» и «патриот». Идеал патриота для М. В. Ломоносова – человек «научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства».

Изучая сущность понятия «патриотизм» мы познакомились с множеством толкований этого понятия разными авторами, в разных источниках.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля патриотизм – это любовь к отчизне.

В толковом словаре иноязычных слов Л. П. Крысина патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, своему народу .

В большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова патриотизм – это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона патриотизм – это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу.

В философском словаре – благородная любовь к Родине как к месту рождения или же, как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности.

В советской исторической энциклопедии – чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов.

Из всего вышесказанного мы пришли к такому выводу, что патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. А Родина – это родные просторы и отеческий дом. Родина – это люди, наши родные и близкие. Но патриотизм – это не просто любовь к Родине. Патриотизм - это готовность защищать Родину от врагов. Это уважение к истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам родной страны. Это созидательный труд на благо Родины – двора, школы, города, республики, страны. Работа для себя, для родных и близких, для соседей, для россиян в целом. Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Патриотизм способствует сплочению коллектива, духовному обогащению личности, появлению лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремление сделать хорошее для старшего поколения и т.д.

Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев. Великие полководцы Александр Васильевич Суворов, Павел Степанович Нахимов, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков. Знаменитые ученые Михаил Васильевич Ломоносов, Константин Эдуардович Циалковский, Андрей Дмитриевич Сахаров. Великие писатели и поэты – Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, многие и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен.

Таким образом, мы пришли к таким выводам, что человек является основным носителем патриотических чувств, что тех, у кого много бескорыстных дел на благо своего народа, называют сынами и дочерьми Отечества.

История нашего Отечества полна примерами, когда страна оказывалась на краю пропасти, народ находил в себе силы к возрождению и процветанию. Духовным стержнем несокрушимости российского народа являлся и является именно патриотизм.

1.2. Критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств

Работу по изучению уровня сформированности патриотизма младших школьников мы начали с выявления критериев и показателей оценки результатов работы по патриотическому воспитанию.

Одним из важных направлений научно-исследовательской деятельности является определение, обоснование и применение на практике критериев и показателей патриотического воспитания. Их разработка и практическое использование необходимы:

– во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию;

– во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

– в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по патриотическому воспитанию российских граждан.

Изучив несколько вариантов, предлагаемых разными авторами мы остановились на те критерии и показатели, обобщенные профессором, доктором философских наук В.И. Лутовиновым. Основываясь на его исследования мы выделили критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств младшего школьника с учетом их возрастных особенностей (Приложение 1).

На основе этих критериев и их показателей мы выделили следующие уровни патриотических качеств младших школьников:

Высокий уровень (13-15). Воспитанник знает и может объяснить все основные понятия; интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других.

Средний уровень (8-12) . Воспитанник объясняет понятия не полностью; знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с окружающими людьми; участвует в организованных другими делах; участвует в делах класса и школы.

Низкий уровень (5-7). Воспитанник в объяснении понятий допускает ошибки; не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями; не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым; неохотно принимает участие в делах; в делах класса участвует при побуждении.

ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ МОБУ СОШ № 27

2.1. Изучение у ровня сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27

Работа по изучению у младших школьников патриотических качеств проводилась на базе МОБУ СОШ № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 82 учащихся 4 классов.

Цель работы: выявить уровень сформированности патриотических качеств детей младшего школьного возраста. В своей работе мы использовали:

Анкетирование самих учащихся;

Заполнение листа наблюдений классными руководителями за каждым учеником класса, по выведенными нами выше критериями и показателями.

1. Анкетирование. Мы предложили учащимся 4 классов анкету, состоящую из 10 вопросов (Приложение2).

Анкетирование показало:

  1. 66% опрошенных ответили что, патриотизм – это любовь к Родине, 11% детей готовы жертвовать собой ради интересов Родины;
  2. 91% опрошенных считают себя патриотами России;
  3. 45% опрошенных считают, что их патриотизм проявляется в любви к Родине. Помимо этого в ответах присутствовали такие интересные ответы как – «я родился здесь», «я люблю свой город», «я горжусь историей», «я забочусь об охране природы» и «я готов защитить свою Родину»;
  4. на вопрос, в каких ситуациях возникала гордость за Россию, 18% детей ответили, что они гордятся победой нашего народа в Великой отечественной войне, 16% детей гордятся победой нашей команды в зимних Олимпийских играх в Сочи. Вот наиболее интересные ответы детей: «когда звучит гимн России», «за полет первого человека в космос», «горжусь Президентом России»;
  5. на вопрос, чем может гордиться Россия, 20% ответили, что Россия может гордиться природой и природными ресурсами, 18% - Россия должна гордиться своими людьми и 17% - она должна гордиться своей армией и её победами. Были ещё очень интересные ответы, например: Россия должна гордиться «нами», «победами в спорте», «поэтами, учеными, писателями»;
  6. на просьбу написать 5 более значимых людей в истории России, в ответах детей были выбраны разные личности из истории России. Так, 43% выбрали В.В. Путина, 32% - Ю.А. Гагарина, 27% - А.C. Пушкина, 20% - Петра Великого, по 16% - Д.А. Медведева и В.И. Ленина. Среди ответов были названы такие личности как, Кутузов, Суворов, Сталин, Чайковский, Михайло Ломоносов, Александр Невский, Минин и Пожарский, Иван Грозный, Галина Уланова и т. д.
  7. на вопрос, чем могут гордиться жители нашей республики, дети дали разнообразные ответы. Например, 17% опрошенных сказали, что республика может гордиться полезными ископаемыми, 15% - своей уникальной природой, 11% - алмазами, 5% - традициями. Так же были выбраны другие понятия: река Лена, якутские морозы, якутский язык, люди.
  8. на просьбу написать 5 более значимых людей в истории нашей республики, учащиеся выбрали: 27% - Е.А. Борисова, 15% - Н.С. Посельскую, 11% - Ньургуна Боотура, 9% - Манчаары, 6% - М.Е. Николаева.
  9. на предложение участвовать в самоуправлении школы согласились 44% учащихся, отказались – 38%.
  10. на вопрос, если бы тебя выбрали бы президентом России, то какой бы указ вы издали, ответили: 23% опрошенных издали бы указ о повышении заработной платы и пенсии, 22% - о строительстве новых домов, 17% - о чистоте улиц городов, 8% - о запрете алкоголя, наркотиков и табака, 5% - о строительстве дорог. Кроме этого были еще и такие указы: «о том, чтобы не было домашних заданий», «о трёх выходных днях», «о бесплатных мороженых», «о том, чтобы перемены длились 1 час».

Анализ результатов анкетирования говорит о том, что патриотизм связывается, прежде всего, с личными чувствами детей: дом, Родина, родные, любимый город. Большинство детей правильно понимает понятие «патриотизм», учащиеся знают историю своей страны, знают великих и знаменитых людей, детей волнуют различные вопросы современной жизни.

2. Наблюдение. В наблюдении принимали участие классные руководители. Мы попросили их заполнить специальные таблицы (Приложение 3), оценить каждого ученика по тем критериям и показателям, которые мы вывели в начале эксперимента. Тем самым мы узнали уровень сформированности патриотических качеств учащихся по классам

Вот сравнительная диаграмма итогов наблюдений.

Если сравнить по этой диаграмме уровни сформированности патриотических качеств учащихся, то уровень у 4 г класса выше, чем у остальных.

2.2. Связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса

Мы связываем более высокие показатели сформированности патриотических качеств учащихся 4 Г класса с тем, что в нашем классе ведется целенаправленная воспитательная работа. Воспитательная работа ведется по специально разработанной программе «Я гражданин России». Реализации программы осуществляется посредством классных часов, были задействованы воспитательные возможности учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, культура народов РС (Я), специальных предметов: танцевальная ритмика, импровизация, основы классического танца. Методологической основой нашей программы являются труды Волкова Геннадия Никандровича - профессора, доктора педагогических наук, академика, основателя этнопедагогики, Чиряева Константина Спиридоновича - заслуженного учителя Якутской АССР, академика Академии творческой педагогики Российской Федерации.

Структура реализации программы «Я – гражданин России»

Наш класс необычный класс. Класс открылся в 2012-13 учебном году в хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских, как филиал школы №27. Наш класс активно участвует во всех мероприятиях проводимых как в колледже, так и в школе.

Я хочу рассказать немного о жизни нашего класса. Мы все очень любим танцевать. На базе нашего класса создан и вот уже три года действует танцевальный ансамбль «Вдохновение».

Во втором классе наш коллектив принял участие в городском конкурсе «Бэби шлягер», а в третьем классе мы уже стали дипломантами 1 степени в этом же конкурсе.

В этом учебном году мы успели поучаствовать в трех больших конкурсах.

Первое – это участие в городском конкурсе «Танцующая Якутия». Мы танцевали классическую композицию «Апрель» на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Танец был отмечен жюри, получил приглашение во второй тур конкурса, который должен состояться весной этого года.

Второе – это участие в Республиканском межэтническом фестивале «Калейдоскоп культур». В этом фестивале мы станцевали два танца: якутский танец «Полянка» и эвенкийский народный танец «Варежки». Наш коллектив был награжден Дипломом лауреата 1 степени.

И третье – это поездка в Москву. С 5 по 9 января 2015 года наш коллектив посетил столицу нашей родины – город Москву. Целью поездки было – участие в Международном детском новогоднем фестиваль-конкурсе «Рождественские звезды - 2015».

Этот конкурс состоялся при поддержке Департамента культуры правительства города Москвы, под эгидой комитета Международных фестивалей «Жизнь городов». Этот фестиваль вот уже много лет собирает детей с разных концов нашей необъятной страны. В этом году в конкурсе участвовали более 800 детей из разных регионов. На конкурсе работало компетентное жюри во главе с Народной артисткой России, лауреата Государственной премии России Илзе Лиепа.

Коллектив «Вдохновение» участвовал с танцевальным номером «Варежки». Наш коллектив был удостоен дипломом Лауреата 1 степени и награжден памятным кубком.

Кроме конкурса мы посетили главную ёлку страны – Кремлёвскую ёлку, посмотрели спектакль «Буратино» в театриуме Т. Дуровой, посетили зоопарк и цирк.

Мы очень рады и горды тем, что побывали в столице нашей Родины в городе Москве, что прошлись по историческим местам, постояли у Вечного огня, почтили память погибших в Великой Отечественной войне.

Кроме танцев мы с удовольствием читаем стихи, поем песни. Так в классе мы поставили несколько литературно-музыкальных композиций и выступали с ними в различных конкурсах: «Защитники земли Русской», «Письма с фронта», «Таня Савичева», «А зори здесь тихие…».

В нашей школе работает вот уже три года проект «Мультикультурный мир». У нас в классе учится Хамаганова Сарика. Она по национальности лаоска. Мы в течении трех лет изучаем и рассказываем всей школе о традициях, обычаях, культуре Лаоса. Так мы подготовили доклады по темам: «Лаос – родина моих предков», «Поэзия Лаоса», «Природные памятники Лаоса», «Животный мир Лаоса», «Национальная кухня Лаоса». Благодаря этому проекту мы очень многое узнаем, учимся искать информацию, выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения.

Уже второй год работает проект «Музыка для всех». В этом проекте как и в первом мы занимаемся исследованием творчества великих композиторов и стараемся передать танцем свое понимание их музыки. Темы: «Симфония 40 Моцарта» «Бетховен «К Элизе», «Полифония Баха».

Ежегодно мы одерживаем победу в школьном смотре песни и строя, посвященном Дню Защитника Отечества. Два года подряд мы занимаем третье место в окружном смотре.

Учащиеся класса занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в различных научно-практических конференциях школьников. В этом учебном году колледж отмечает свой двадцатилетний юбилей. К юбилею была приурочена первая городская научно-практическая конференция учащихся и студентов СПО «Учитель, перед именем твоим…».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав данную тему, мы пришли к следующим выводам.

1. Раскрыта сущность понятия патриотизм. П атриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. А Родина – это родные просторы и отеческий дом. Родина – это люди, наши родные и близкие. Но патриотизм – это не просто любовь к Родине. Патриотизм - это готовность защищать Родину от врагов. Это уважение к истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам родной страны. Это созидательный труд на благо Родины – двора, школы, города, республики, страны. Работа для себя, для родных и близких, для соседей, для россиян в целом. Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту.

2. Определены критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств.

3. Изучен уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27

4. Выяснена связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса. Мы на примере 4 г класса показали, что при целенаправленной гражданско-патриотической воспитательной работе уровень сформированности патриотических качеств учащихся будет высоким. Мы видим, что патриотическое сознание формируется на основе знаний об Отечестве, о его истории, о культуре, о природе, о народе, передающем из поколения в поколение свои традиции и обычаи. Формируется в активной жизненной позиции, в стремлении делать жизнь вокруг себя красивой и интересной. Если мы будем изучать историю своей страны, если будем знать имена знаменитых людей нашей Родины, читать стихи, танцевать, петь песни, активно участвовать в жизни школы и колледжа, мы вырастим и станем патриотами своей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866
  2. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под. науч. ред. В.И. Гребенюка. – М.: Армпресс, 2006. – 68 с.
  3. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И. Лутовинов // Педагогика.– 1997. – № 3. – С.52–56.
  4. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Петербург: Издательское общество "Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон", 1907-1909, в современной орфографии. https://slovari.yandex.ru/
  5. Толковый словарь иноязычных слов Крысин Л. П. Москва: Эксмо, 2008. - 944 с

Приложение 1. Критерии и показатели сформированности гражданско-патриотических качеств младшего школьника.

Критерии

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

Патриотическое сознание

Когнитивный

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

Мировоззренческо-ценностный

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

Мотивационно-потребностный

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с окружающими людьми;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

Деятельность

Деятельностно-поведенческий

4. Инициативность

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

1 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.

Приложение 2. Анкета для учащихся.

АНКЕТА

Ф.И. ___________________________________________________ Класс _______________

  1. Что такое “патриотизм”? _________________________________________________
  1. Считаете ли вы себя патриотом России?_____________________
  2. Если “да”, то в чём это проявляется? ________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Возникало ли у вас чувство гордости за Россию? Если “да”, то в каких ситуациях? _______________________________________________________________________
  2. Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Назовите 5 человек, наиболее значимых в истории России _____________________

_______________________________________________________________________

  1. Чем, на ваш взгляд, могут гордиться жители нашей республики? _______________

_______________________________________________________________________

  1. Назовите 5 человек, наиболее значимых в истории нашей республики.___________

_______________________________________________________________________

  1. Если бы тебе предложили участвовать в самоуправлении школы, ты бы согласился? _________________________________
  2. Если бы вас избрали президентом России, какие три первых указа вы бы издали?_

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3. Лист наблюдений для классного руководителя.

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

Класс _____________________________

Ф.И.

Патриотическое сознание

Деятельность

Кол-во баллов

Уровень

Выполнил: ученик 4 «г» класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска Давыдов Никита Руководитель: Барашкова О.Р. Разрешите представить исследовательскую работу

Тема нашей исследовательской работы: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 Объект исследования: патриотизм как качество личности Предмет исследования: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 Цель исследования: выявить уровень патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 и определить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса.

Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия патриотизм 2. Определить критерии и показатели оценки уровня сформированности гражданско-патриотических качеств 3. Изучить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 4. Выяснить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение, анкетирование, анализ полученных результатов.

Изучая сущность понятия «патриотизм» мы познакомились с множеством толкований этого понятия разными авторами, в разных источниках. Из всего изученного мы пришли к такому выводу, что патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. А Родина – это родные просторы и отеческий дом. Родина – это люди, наши родные и близкие. Но патриотизм – это не просто любовь к Родине. Патриотизм – это готовность защищать Родину от врагов. Это уважение к истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам родной страны. Это созидательный труд на благо Родины – двора, школы, города, республики, страны. Работа для себя, для родных и близких, для соседей, для россиян в целом. 1.1. Сущность понятия патриотизм.

Работу по изучению уровня сформированности патриотизма младших школьников мы начали с выявления критериев и показателей оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Изучив несколько вариантов, предлагаемых разными авторами мы остановились на те критерии и показатели, обобщенные профессором, доктором философских наук В.И. Лутовиновым. Основываясь на его исследования мы выделили критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств младшего школьника с учетом их возрастных особенностей. 1.2. Критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств

Работа по изучению у младших школьников патриотических качеств проводилась на базе МОБУ СОШ № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 82 учащихся 4 классов. Цель работы: выявить уровень сформированности патриотических качеств детей младшего школьного возраста. В своей работе мы использовали: - анкетирование самих учащихся; - заполнение листа наблюдений классными руководителями за каждым учеником класса, по выведенными нами выше критериями и показателями. 2.1. Изучение уровня сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27

Анкетирование. Мы предложили учащимся 4 классов анкету, состоящую из 10 вопросов.

Анализ результатов анкетирования говорит о том, что патриотизм связывается, прежде всего, с личными чувствами детей: дом, Родина, родные, любимый город. Большинство детей правильно понимает понятие «патриотизм», учащиеся знают историю своей страны, знают великих и знаменитых людей, детей волнуют различные вопросы современной жизни.

Наблюдение. В наблюдении принимали участие классные руководители. Мы попросили их заполнить специальные таблицы, оценить каждого ученика по тем критериям и показателям, которые мы вывели в начале эксперимента. Тем самым мы узнали уровень сформированности патриотических качеств учащихся по классам

Сравнительная диаграмма итогов наблюдений. Если сравнить по этой диаграмме уровни сформированности патриотических качеств учащихся, то уровень у 4 г класса выше, чем у остальных.

2.2. Связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса Мы связываем более высокие показатели сформированности патриотических качеств учащихся 4 Г класса с тем, что в нашем классе ведется целенаправленная воспитательная работа. Воспитательная работа ведется по специально разработанной программе «Я гражданин России».

Наш класс необычный класс. Класс открылся в 2012-13 учебном году в хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских, как филиал школы №27. Наш класс активно участвует во всех мероприятиях проводимых как в колледже, так и в школе.

Мы все очень любим танцевать. На базе нашего класса создан и вот уже три года действует танцевальный ансамбль «Вдохновение». Во втором классе наш коллектив принял участие в городском конкурсе «Бэби шлягер», а в третьем классе мы уже стали дипломантами 1 степени в этом же конкурсе.

В этом учебном году мы успели поучаствовать в трех больших конкурсах. Первое – это участие в городском конкурсе « Танцующая Якутия » . Мы танцевали классическую композицию « Апрель » на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Танец был отмечен жюри, получил приглашение во второй тур конкурса, который должен состояться весной этого года.

Второе – это участие в Республиканском межэтническом фестивале « Калейдоскоп культур » . В этом фестивале мы станцевали два танца: якутский танец « Полянка » и эвенкийский народный танец « Варежки » . Наш коллектив был награжден Дипломом лауреата 1 степени.

И третье – это поездка в Москву. С 5 по 9 января 2015 года наш коллектив посетил столицу нашей родины – город Москву. Целью поездки было – участие в Международном детском новогоднем фестиваль-конкурсе « Рождественские звезды - 2015 » . Этот фестиваль вот уже много лет собирает детей с разных концов нашей необъятной страны. В этом году в конкурсе участвовали более 800 детей из разных регионов. На конкурсе работало компетентное жюри во главе с Народной артисткой России, лауреата Государственной премии России Илзе Лиепа. Наш коллектив был удостоен диплома Лауреата 1 степени и награжден памятным кубком.

Кроме конкурса мы посетили главную ёлку страны – Кремлёвскую ёлку, посмотрели спектакль « Буратино » в театриуме Т. Дуровой, посетили зоопарк и цирк. Мы очень рады и горды тем, что побывали в столице нашей Родины в городе Москве, что прошлись по историческим местам, постояли у Вечного огня, почтили память погибших в Великой Отечественной войне.

Кроме танцев мы с удовольствием читаем стихи, поем песни. Так в классе мы поставили несколько литературно-музыкальных композиций и выступали с ними в различных конкурсах: « Защитники земли Русской » , « Письма с фронта » , « Таня Савичева » , « А зори здесь тихие …» .

В нашей школе работает вот уже три года проект « Мультикультурный мир » . У нас в классе учится Хамаганова Сарика. Она по национальности лаоска. Мы в течении трех лет изучаем и рассказываем всей школе о традициях, обычаях, культуре Лаоса. Так мы подготовили доклады по темам: « Лаос – родина моих предков » , « Поэзия Лаоса » , « Природные памятники Лаоса » , « Животный мир Лаоса » , « Национальная кухня Лаоса » . Благодаря этому проекту мы очень многое узнаем, учимся искать информацию, выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения.

Уже второй год работает проект « Музыка для всех » . В этом проекте как и в первом мы занимаемся исследованием творчества великих композиторов и стараемся передать танцем свое понимание их музыки. Темы: « Симфония 40 Моцарта » « Бетховен « К Элизе » , « Полифония Баха »

Ежегодно мы одерживаем победу в школьном смотре песни и строя, посвященном Дню Защитника Отечества. Два года подряд мы занимаем третье место в окружном смотре.

Учащиеся класса занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в различных научно-практических конференциях школьников. В этом учебном году колледж отмечает свой двадцатилетний юбилей. К юбилею была приурочена первая городская научно-практическая конференция учащихся и студентов СПО «Учитель, перед именем твоим…».

Мы любим участвовать во всех проводимых мероприятиях в колледже и школе.

Заключение Мы на примере 4 г класса показали, что при целенаправленной гражданско-патриотической воспитательной работе уровень сформированности патриотических качеств учащихся будет высоким. Мы видим, что патриотическое сознание формируется на основе знаний об Отечестве, о его истории, о культуре, о природе, о народе, передающем из поколения в поколение свои традиции и обычаи. Формируется в активной жизненной позиции, в стремлении делать жизнь вокруг себя красивой и интересной. Если мы будем изучать историю своей страны, если будем знать имена знаменитых людей нашей Родины, читать стихи, танцевать, петь песни, активно участвовать в жизни школы и колледжа, мы вырастим и станем патриотами своей страны.

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.

Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.

Именно поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.

Патриотическое воспитание важный этап формирования гражданина

Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.

Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.

Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика.


Что такое патриотизм - определение

Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - определение

Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах
Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.


Экскурсия в музей - метод изучения военной истории

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

Система нравственных ценностей - перечень составляющих

В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте

Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.


Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе

Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

Важность нравственного воспитания

Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит. Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов. Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы.


Воспитание патриотизма - важность

Не стоит забывать о том, что сами родители являются для собственных детей самым главным примером в любом деле, в воспитании чувства патриотизма в том числе.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом. Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта.


Направления воспитания патриотизма

Современная проблема воспитания чувства патриотизма у молодежи требует введения новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Общие школьные программы

Патриотизм на самом деле является той мощью, которая способна свергнуть все преграды на своем пути, заявить всему миру о нашей стране с глубоким уважением. Именно поэтому одно из приоритетных направлений воспитательной работы в классе является нравственно-патриотическое воспитание, основные цели которой заключаются в следующем:

  • становление ребенка в качестве свободного гражданина своей родной страны;
  • постепенное развитие чувства возможной сопричастности к судьбам Отечества;
  • развитие высокого чувства гордости за собственную страну и народ.

Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма.

Направления воспитательной работы

В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:

  • специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
  • сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях;
  • тематические экскурсии, коллективное выполнение простых проектных работ;
  • введение начальных уроков истории;
  • конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений.

Патриотическое воспитание в позаурочное время

Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.

В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

  • необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
  • во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
  • дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
  • вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
  • постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
  • необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
  • часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
  • малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.

Изучение родного края - важный элемент воспитания любви к Родине

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности.


Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

Родителям напоследок

Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.

Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.


Изучение национальных обычаев - важная часть воспитания патриотизма

Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

В народном фольклоре ощущается уважение к человеческому труду, восхищение ловкостью человеческих рук.

При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

Видео: Патриотическое воспитание. Связь поколений

Комментарии 0 Поделиться: