Рисунки больных аутизмом. Новый блог Олега Лурье. Рисование меняет ее

Искусство в себе. Надо ли лечить аутистов? September 30th, 2013

Что такое аутизм, до сих пор доподлинно не известно. Ученые бьются над разгадкой этой тайны многие десятилетия. С точки зрения психологической теории аутизма, главным признаком этого «отклонения» можно считать трудности в коммуникации, нарушения социального поведения, уход от общения с другими людьми.

Так как природа этого явления еще не раскрыта, в России аутизм не считается заболеванием, и статистика количества аутичных детей не ведется. По данным представителя общества «Добро» (главной сферой деятельности которого является помощь детям-аутистам) Морозова С.А., количество таких детей в России сейчас не меньше, чем 250-300 тысяч человек.

Ученые из университета Лос-Анджелеса сделали открытие в области изучения причин аутизма. Группа исследователей, возглавляемая доктором Джозефом Баксбомом, обнаружила, что аутизм имеет генетическую природу. Исследователи обнаружили связь между мутацией гена SHANK3 и поведенческими проявлениями аутизма.

Исследования показали, что отсутствие одной копии этого гена приводит к нарушениям коммуникации между лобными долями мозга и другими его отделами. Открытие американских ученых очень близко подошло к разгадке причин аутизма и дает надежду на то, что скоро аутисты будут получать быстрое и результативное лечение.

Но ведь аутизм - не болезнь, а особый тип восприятия окружающего мира. Это взгляд из другой реальности, под другим ракурсом. Они такие же люди, как и остальные.

И есть один вопрос, который я всегда задаю себе, когда вижу то, что делают аутисты и слышу об их лечении. А не станет ли «лечение аутизма» уничтожением их вселенной, их восприятия мира, отличающегося от нашего? И, может быть, мир аутистов настоящий? А наш искаженный?

Когда я впервые увидел картины аутистов, они произвели очень сильное впечатление. Можно смотреть часами. К ним возвращаешься снова и снова, вглядываясь в подробности, находя новые и новые подтексты и аналогии.

Вспоминаются великие живописцы, которые в той или иной мере имели степень аутизма. Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и даже, возможно, Иероним Босх - когда-то творили и не знали о том, что имеют то же, что и тысячи других людей сегодня. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение и их взгляд на свое место в обществе.

Предлагаю вам оценить потрясающие творческие способности людей, живущих в своем особенном мире, и ответить хотя бы самому себе: надо ли пытаться их вылечить?




Художник Стивен Вилтшер рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутного полета над городом на вертолете.



«Панорама Токио»



«Панорама Лондона»

Он воссоздает панорамы городов исключительно по памяти. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования.

Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм» (Drawing Autism) произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.



«Птицы», Дэвид Барт (10 лет)

Из письма его матери: «…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»



«Аутсайдер», Донна Уильямс


«Война во Вьетнаме», Милда Бандзайт


«Смерть Любви», Чарльз Д. Топпинг



«Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)


«Танцующие с собакой», Элен Майкл


«Дом Марка Твена», Джессика Парк



«Индия», Веда Ранган



«Большие полевые друзья», D.J. Svoboda



«Високосные годы», Эмили Л. Уильямс


«Они забрали твою бритву, шнурки и ремень», Эмили Л. Уильямс


«Зеркало разума», Эрик Чен


«Друзья», Уил Си Кернер (12 лет)


«Оборотень», Вут Деволдер (14 лет)


«Смена времен года», Джош Педдл (12 лет)



«Каменный дом», Шон Беланджер


«Девочка и коза», Джастин Кан



«Посещение художественной выставки», Сэмюэл Босуорт


«Авраам Линкольн», аппликация Джона Уильямса


«Кошачий дом» известной аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс


«Cлепой полет», Мадалена Телло

Все обучение детей проводится в совместных действиях с педагогом. Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное рисование с детьми-аутистами.

Аутизм - это уход от реальности. Ребенок - аутист живет в мире внутренних переживаний, у него отсутствуют бытовые навыки и эмоциональная связь с близкими, его волнуют только собственные трудности. Детский аутизм - это особое нарушение психического развития, т. е. нарушение, которое захватывает все стороны психики - сенсомоторную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром, его познания. При этом характерно, что наибольшие трудности такого ребенка связаны даже не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это достаточно трудно для многих аутичных детей), а с их практическим использованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя именно во взаимодействии с людьми. Такие дети не идут на контакт с окружающими, относятся к близким как к неодушевленным предметам, отвергают оказываемую им нежность или вообще на нее не реагируют. Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает). Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Другая характерная особенность - стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам. Помочь такому ребенку, действительно, трудно.

Как же взаимодействовать воспитателю с такими детьми, ведь их надо познакомить с окружающим миром, научить двигаться, играть, рисовать, лепить и т.д.? Все обучение детей - аутистов проводится в совместных действиях с педагогом. Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает. Хочу подробнее рассмотреть вопрос о совместном рисовании ребенка и воспитателя.

Метод совместного рисования.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1 . Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, «забывает» дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок. Ребенку интересно и при этом важно получить результат как можно быстрее, и он часто соглашается на то, что в других ситуациях оказывалось невозможным. Так, он впервые возьмет в руки карандаш и попытается что-то дорисовать самостоятельно, ответит на поставленные вопросы. Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Побудите ребенка выразить желание любым приемлемым способом – словом, жестом. Для этого делайте паузы в рисовании и комментариях к нему. Задавая вопросы, дайте понять, что результат зависит и от действий ребенка: если тот не проявляет активности, рисунок как бы «замирает». Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.

2 . Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. Здесь упомянем особенности усвоения информации аутичным ребенком: оно происходит спонтанно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда полезна в жизни, близка опыту ребенка. Кроме того, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет. Так, взрослые с удивлением обнаруживают, что ребенок обладает довольно глубокими знаниями в какой-то области, к примеру узнает и называет разнообразные геометрические формы, знает сложные оттенки цветов, решает математические задачки. Скорее всего, он непроизвольно запомнил эту информацию и однажды спонтанно воспроизвел. Однако ее произвольное использование невозможно – ребенок пользуется своими знаниями только «по вдохновению» и беспомощен, когда применение усвоенных знаний становится необходимо. Обладая разнообразными специфическими знаниями, аутичный ребенок при этом может оставаться неприспособлен к правильным действиям в обычных житейских ситуациях.

Так, не обнаружив банного полотенца на обычном месте в ванной комнате, он может замерзнуть, но не предпримет попыток разрешить ситуацию. Аутичный ребенок совершенно теряется, если нарушается цепочка привычных действий; такая ситуация ставит его в тупик, и самостоятельно он не может найти выход из создавшегося положения. Он не знает, где можно взять другое полотенце, и не умеет попросить помочь ему.

– При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Эта возможность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (например, задавая вопросы) это выяснить не удается. Если взрослый будет внимателен в ходе совместного рисования, то сумеет сделать много интересных выводов относительно знаний ребенка об окружающем мире;

– Еще одна возможность – обогащение этих представлений. Взрослый постепенно начинает вводить в рисунок новые детали, предлагать ребенку варианты развития знакомого сюжета. Если результат совместного рисования важен для ребенка (так бывает, если рисуется предмет интереса ребенка), он часто соглашается принять такие нововведения. В стремлении поскорее достичь желаемого он готов принять новое, даже несмотря на то, что нарушение привычного стереотипа доставляет дискомфорт. Однако следует помнить об осторожности и соблюдать обычные в работе с аутичным ребенком принципы – постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Используйте возможности ситуации, но постарайтесь не вызывать у ребенка состояние острого дискомфорта;

– Следующий этап – обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, т. к. позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Кроме этого, сюжет каждой картинки при следующем воплощении постепенно усложняется, в него вводятся новые элементы (не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза). Отработанное в рисунках затем обыгрывается. В дальнейшем, полученные знания постоянно используются в жизни – в ходе эмоционального комментария взрослый проговаривает ситуации во всех деталях и нюансах, побуждает ребенка к активности. И тем самым не дает забыть усвоенное, постоянно актуализирует приобретенные ребенком знания и умения;

– Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это – показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

3 . Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.

– При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Это позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения;

– Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности. Поддерживайте любую попытку ребенка «поговорить», специально создавайте ситуации, в которых ему захочется сделать это снова. Постарайтесь понять даже невнятное бормотание, а поняв, повторите четко в виде простой фразы, давая ему таким образом образец правильной речи;

– К невербальным средствам общения относятся прежде всего жесты. Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется активно использовать речь для коммуникации, целесообразно обучить его некоторым общепринятым жестам: указательный жест, жесты «дай» и «на», «большой», «маленький», «один», «много» и др. результате у ребенка появится «арсенал» общепринятых жестов, которые помогут ему выражать свои желания, мысли, но при этом не помешают развитию речи как основного средства коммуникации.

4 . Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения – бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т. д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно находится выход из создавшейся трудной ситуации, предлагается благополучный вариант развития событий.

Этапы развития совместного рисования.

Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком, ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.

1-й этап: налажиание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности.

Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображение эмоциональным комментарием. Например: «Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный» и т. д. Или: «О! Какой разноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют – ба-бах! А вот синий салют!» Такой ход не может не заинтересовать ребенка. Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок принимает сюжетное рисование сразу. Возможно, ему потребуется время, чтобы обжить такую новую игру. Не оставляйте попыток и в следующий раз снова рисуйте то, что значимо для ребенка. Поначалу ребенок искоса наблюдает за происходящим на листе бумаги, прислушивается к вашему комментарию, но остается при этом пассивным. Однако со временем его внимание к такому способу рисования будет расти. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И тогда можно переходить ко второму этапу.

2-й этап : рисование «по заказу» ребенка.

Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется «бессчетное» число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т. п. Уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен. Это объясняется особенностями его психики – поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству закреплению различных стереотипов, определенности и законченности. Он старается сохранить в неизменном виде и многократно повторять и проигрывать привычные действия, ситуации и сюжеты. На занятии по совместному рисованию ребенок будет требовать, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде – одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же материалов. Однако не останавливайтесь на достигнутом – осторожно начинайте переход к следующему этапу.

3-й этап : постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения.

По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте использовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок. Однако помните, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.

Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений возобновите попытку разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очарован волшебством появления на бумаге изображения его любимого предмета.

Предлагаю варианты разнообразия рисунка:

– Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон.

– Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.

– Дополняйте изображения новыми деталями; рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.

4-й этап : вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.

Ребенку доставляет удовольствие наблюдение за действиями взрослого, однако часто он все же предпочитает оставаться пассивным. Ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально. Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда останавливает рисование: он прекращает активные действия – и возникает пауза, в этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом выражая просьбу продолжать, либо просит: «Еще!» Если ребенок с нетерпением ждет завершения рисунка, то можно предложить: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш держит ребенок, а вы водите его рукой.

Особенно эффективны следующие приемы:

– Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. Предложите выбрать карандаши для рисования, принести бумагу.

– «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения (что для аутичного ребенка особенно важно), предложите дорисовать эту деталь самостоятельно (для начала это должно быть что-то очень простое в исполнении, в дальнейшем возможно постепенное усложнение).

– Предложите ребенку несколько вариантов развития рисунка, и пусть он выберет тот, что ему больше нравится: «А что теперь нарисуем?», «А где будет стоять коробочка? Покажи!», «А баночка у нас полная или пустая? А что в баночке?» Предложите выбрать цвет изображения и найти нужный карандаш. Поощряйте ответ ребенка в любом виде (жест, вокализация, слово).

5-й этап : введение сюжета.

На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой – должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.

6-й этап : дальнейшее развитие сюжета.

После того, как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на этом этапе мы начинаем давать ребенку новые представления об окружающем мире.

7-й этап : перенос полученных знаний в другие ситуации.

Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов лишь при первом знакомстве ребенка с методом совместного рисования. В дальнейшем возможно ускорение прохождения одних этапов, сворачивание других. Например, не понадобится всякий раз специально привлекать внимание ребенка, ведь он уже знаком с этим видом совместной со взрослым деятельности и ему нравится рисовать (1-й этап). Постепенно меньше времени будет тратиться на выполнение по заказу ребенка изображений предметов вне ситуации социальной жизни (2-й этап). Скорее всего, понадобится меньше времени, чтобы добиться согласия ребенка на введение новых деталей (3-й этап), на расширение сюжета (6-й этап). Но все же в целом логика развития занятий сохраняется.

Использование специальных приемов в ходе совместного рисования.

Использование наклеек.

Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, которому процесс ожидания доставляет настоящие страдания, ведь часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, стремясь побыстрее увидеть желаемый результат рисования.

Помимо быстроты создания изображения, использование наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками.

Еще использование наклеек позволяет обучать ребенка, при этом усвоение им новой полезной информации об окружающем мире проходит эффективнее, нежели в других ситуациях обучения.

Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов – игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики»).

Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии взрослого. Приведу несколько примеров.

«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».

«Яблоня»: карандашами рисуем дерево – ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом – они «уже созрели».

«Кухня»: начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.

«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняется фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки – и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т. д.

Изготовление книжек из рисунков.

Для того, чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про Даню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечитывание» этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно.


Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм»(«Drawing Autism») произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.

Закрытый внешний мир открывает необыкновенный внутренний мир, который можно увидеть только сквозь призму творчества. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение этих людей и их взгляд на свое место в обществе.

Упустим панораму Нью-Йорка Стивена Вилтшира, о Стивене мы неоднократно уже писали раньше. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования.

Дэвид Барт, 10 лет, «Птицы»

Из письма его матери: «…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»

Донна Уильямс, «Аутсайдер»

Милда Бандзайт, «Война во Вьетнаме»

Чарльз Д. Топпинг, «Смерть Любви»

Феликс, 11 лет, «Воображаемая карта города»

Элен Майкл, «Танцующие с собакой»

Джессика Парк, «Дом Марка Твена»

Веда Ранган, «Индия»

D.J. Svoboda, «Большие полевые друзья»

Эмили Л. Уильямс, «Високосные годы»

Эмили Л. Уильямс, «Они забрали твою бритву, шнурки и ремень»

Эрик Чен «Зеркало разума»

ноябре 2009 года вышла в свет книга американского поведенческого психолога и педагога Джилл Маллин (Jill Mullin), посвященная творчеству людей с расстройствами аутического спектра, к которым относятся аутизм и схожие с ним состояния. Помимо работ заслуженных авторов, она содержит рисунки неизвестных, но талантливых художников. Недавно журнал New Scientist опубликовал ряд произведений. С этими и другими картинами аутистов "МедНовости" знакомят своих читателей.

Исторический центр города Троя в штате Нью-Йорк глазами аутиста:

"Веревочная фея" работы Мэрилин Кошо (Marilyn Cosho), страдающей синдромом Аспергера:

"Дворец Потала в Тибете" аутистки Джессики Парк (Jessica Park):

"Война во Вьетнаме" аутичной литовской студентки-художницы Милды Бандзайте (Milda Bandzaite):

"Авраам Линкольн". Аппликация Джона Уильямса (John Williams). По словам автора, при синдроме Аспергера окружающий мир кажется хаотичным, поэтому создавать из разрозненных частей целостное изображение доставляет удовольствие:

"Девочка и коза" аутиста Джастина Каны (Justin Cana):

"Кошачий дом" известной аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс (Donna Williams):

Говоря о творчестве аутистов, нельзя не упомянуть работы наиболее талантливых из них – так называемых савантов (от французского sava nt – "эксперт", "учёный"). По определению психиатра Дарольда Трефферта (Darold Treffert), савантизм – это редкое состояние, при котором человек с каким-либо нарушением развития обладает выдающимися способностями в одной или нескольких узких областях, чаще всего в вычислениях, музыке, изобразительном искусстве, картографии и трехмерном моделировании (одним из наиболее известных савантов был Ким Пик (Kim Peek), ставший прототипом главного героя голливудского фильма "Человек дождя").

Француз Жиль Трехин (Gilles Tréhin) создал воображаемый город Урвиль (Urville), описав его историю, географию, культуру и экономику, а также нарисовав более 300 городских видов:

Произведения шотландского саванта Ричарда Вавро (Richard Wawro):

Работы американца Джорджа Уайденера (George Widener), исключительные способности которого проявляются в вычислении, календаре и изобразительном искусстве:

Англичанин Стивен Уилтшир (Stephen Wiltshire), прозванный "человеком-фотоаппаратом", с абсолютной точностью воспроизводит однажды увиденные архитектурные постройки, такие как Тауэрский мост в Лондоне:

И Московский Кремль:

Так же точно он изображает перспективы целых городов, например, Чикаго:

Видео ColourField production

Кроме того, Уилтшир изображает вымышленные сюжеты. Картина "Землетрясение":

.

«Смерть Любви», Чарльз Д. Топпинг

«Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)

«Танцующие с собакой», Элен Майкл

«Дом Марка Твена», Джессика Парк

«Индия», Веда Ранган

«Большие полевые друзья», D.J. Svoboda

«Високосные годы», Эмили Л. Уильямс

Н.Г. Манелис, И.С. Горина

Москва, Россия

«…меня окружал какой-то густой туман, и из-за этого я была как бы совершенно одна, я не видела, не слышала и не чувствовала ничего, кроме проникавших сквозь него призраков, а иногда туман превращался в чудеснейшие картинки из волшебного фонаря. Это происходило на одном уровне, а на другом я видела, слышала и понимала гораздо больше, чем обычные люди, но, глядя на меня, этого нельзя было сказать, да и осознать это внутри себя я не могла. Внутри этого тумана было так легко, спокойно, безопасно и чудесно, что я очень болезненно реагировал, когда кто-то пытался проникнуть сквозь него…»

Эта цитата из книги Ирис Юханссон (2000 с.31) «Особое детство» удивительно точно описывает настолько необычное восприятие окружающего мира аутистом, но и ту пропасть, которая отделяет его от обычных людей. И всем нам, кто, так или иначе, соприкасается с аутичным ребенком, необходимо сначала понять его мир, научиться «разговаривать» на его языке, чтобы потом ввести его в наш мир, с нашими правилами и нашим языком. Это нужно для того, чтобы ребенок мог жить и взаимодействовать с людьми, чтобы эти два мира не остались параллельными. Психология имеет в своем арсенале достаточно необходимых приемов и методов, позволяющих приблизиться к ответу на вопос «Как человек воспринимает окружающий его мир?». Одним из них является анализ процесса и продуктов творческой деятельности, в частности, процесса рисования и соответственно рисунка. Итак, целью данной работы является попытка, анализируя рисунки аутичных детей, понять, как они воспринимают объекты окружающего их мира.

Рисунки аутичных детей, которые нам довелось увидеть, и соответственно самих детей можно условно разделить на три группы. Первая группа – это наиболее тяжелые дети. Часто у них отсутствует речь, они практически не социализированы, у них серьезно снижен интеллект. В эту группу входят также дети, у которых наблюдается обострение заболевания и признаки регресса. Если этим детям дать краски и бумагу, то многие из них начинают рисовать. При этом рисование заключается просто в нанесении краски на бумагу. В результате образуются пятна или полосы, иногда монохромные, иногда дети используют разные краски (рис. 1).

Когда человек воспринимает объект таким образом? Это происходит, если мы подносим его очень близко к глазам. В этом случае исчезают форма, движение, глубина, перспектива. Зрение в этом случае перестает быть дистантным, а становится почти контактным, т.е. приближается к осязательным ощущениям. Очень интересно писал о таком способе восприятия французский философ Мерло-Понти. Он назвал его диким, т,е. восприятием до встречи с культурой. Вот что он пишет: «Восприятие в качестве дикого восприятия – это незнание самого себя, невосприятие. Оно имеет тенденцию видеть себя в качестве акта и забывать о себе в качестве латентной интенциальности» (цит. ц0 Ямпольский, 2001, с. 19).

Вторая группа детей, о которой сейчас пойдет речь, является, как нам кажется, одаренной в смысле художественных способностей. В данной работе анализируются рисунки четырех детей аутистов – двух мальчиков и двух девочек (рис. 2 – 6). Возраст детей от 4 до 9 лет. Трое из них – правши, одна девочка – левша. Никто из детей специально рисованию не обучался, друг с другом они не знакомы. Анализируются только те рисунки, которые дети рисовали спонтанно.

Сюжет . На всех рисунках полностью доминирует анимализм. Изображения людей практически отсутствуют. На одном рисунке изображены динозавры, другие дети рисовали: табун лошадей, стаю бегущих птиц и караван верблюдов. Все животные изображены в движении, как правило, в направлении справа налево. Среди бегущих животных отчетливо выявляются взрослые и детеныши.


Форма. Абсолютно все животные изображены в профиль. Доминирует стремление к замкнутой форме. В некоторых случаях изображается только часть животного (если вся фигура не умещается на листе). Так, в левой части рисунка нарисован только круп лошади, а в правой нет хвоста у динозавра. С удивительной выразительностью детям удается изобразить позу животных и передать экспрессию движения – величавую неторопливость верблюдов, стремительность лошадей и птиц, своеобразную пластику динозавров.
Передача перспективы. На всех рисунках перспектива передается перекрытием (ближняя к наблюдателю фигура закрывает часть более удаленной). На одном рисунке явно присутствует прямая перспектива.