Влияние игры в футбол на физическое и психологическое развитие личности. Занятия спортом на пути развития личности

«Спортивные и подвижные игры как средство физического и духовного развития личности. Их место в рамках школьной программы физического воспитания.»

Наша жизнь предъявляет к человеку жёсткие, порой жестокие требования. Социальная нестабильность, неуверенность в будущем, в своей значимости, социальные факторы давят на человека тяжёлым грузом. Это не может не оказывать негативного влияния на здоровье.

А терять здоровье человек ещё на стадии взросления. Не стану говорить о том, как и чем, питаются наши дети. Какую нагрузку должен выдержать ребёнок, чтобы успешно усвоить школьную программу. Это требует от него многочасового пребывания в статическом положении в школе и дома. А ещё зачастую бывает просто не вытащить ребёнка из-за компьютера. Конечно, это отрицательно влияет, прежде всего, на органы зрения, позвоночник. Разрастается сеть отклонений и заболеваний. Могут возникать проблемы с избыточным весом.

Разнообразие спортивно-оздоровительных методик и систем помогают решать некоторые проблемы. Но не всем они доступны и понятны.

Физическое воспитание в школе направлено на выполнение следующих задач:

Укреплению здоровья;

Развитию двигательных способностей;

Обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

Приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

Воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Содействию воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

Раздел «Подвижные игры» в начальной школе и «Спортивные игры» в основной и средней школе содержит учебный материал, являющийся незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей, совершенствования умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности и в жизни.

Ещё в Древнем Египте и Древней Греции игры были превращены в одно из самых активных средств воспитания. Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования, в детские и юношеские годы, игровая активность занимает наибольшее место.

Различают три основных группы игр:

Творческие,

Подвижные

Спортивные.

О виртуальных играх не стоит забывать, но это тема другого разговора.

Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце 19 - начале 20 века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое содержание двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию кондиционных, координационных, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.

В качестве базовых спортивных игр в комплексной программе физического воспитания рекомендуется баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол (юноши).

Одной из популярнейших игр в мире вообще и в школах страны в частности является баскетбол. Игры, подобные баскетболу, были популярны у разных народов ещё в глубокой древности. Дж. Нейсмит создавал игру в поисках новых форм и методов физического воспитания с целью оживить урок. В декабре 1891 года Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провёл первый матч по баскетболу. Нейсмит придумал игру для закрытого помещения и охарактеризовал её так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Декабрь 1891 года стал датой рождения баскетбола.

Уникальность игры заключается в широчайшем спектре воздействия на занимающихся. Задействуются все основные системы организма, все основные группы мышц. Создаются неограниченные возможности для развития кондиционных, координационных способностей, оказывается многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и т.д.). Занятия баскетболом воспитывают командный дух, умение подчинять себя интересам команды.

На примере игроков высокой квалификации можно убедиться, насколько высоки требования к кондиционным качествам.

Участвуя в соревнованиях, баскетболист преодолевает расстояние 5-7 тысяч метров, делая при этом 130-140 прыжков, до 120-150 рывков, при этом оперирует мячом 3,5-4 минуты (если все 40 минут играет без замены), а остальное время играет без мяча.

Многое из перечисленного можно отнести и к остальным спортивным играм, рекомендованным в программе. В ходе каждой игры возможна работа любой мощности. Поэтому у учащихся развивается высокий уровень как аэробной, так и анаэробной производительности,

Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение ребёнка спортивным играм можно начинать с раннего школьного возраста. В первом, во втором классе изучаем стойки перемещения, имитируем ловлю и передачу мяча. Учимся ловить подброшенный над собой мяч, брошенный партнёром снизу. Очень осторожно, не нарушая принципа «от простого к сложному», нужно постепенно усложнять задания, переходить к дриблингу (двумя, одной рукой).

В 3-4 классе эстафеты с элементами баскетбола. Подвижные игры, подводящие к игре в баскетбол (мяч капитану).

В среднем звене, начиная с пятого класса, закрепляется умения в передаче и дриблинге. Широко используем эстафеты.

В 6-7 классе используется игровая практика в учебной игре по упрощённым правилам.

В 8 классе закрепляем двухшажный ритм в остановках, передачах, бросках в корзину.

В 9 классе закрепление умений действовать в защите и нападении. Овладение броском в прыжке. Совершенствование передачи мяча (в парах, в тройке). Полноценная игровая практика.

В 10-11 классе продолжается совершенствование умений, полученных в предыдущих классах. Наряду с этим продолжается овладение более сложными техническими и тактическими приёмами. Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.

Заслуживает внимания ещё одно универсальное средство физического воспитания – лапта. Лапта – одна из древнейших русских игр. Она азартна, зрелищна, требует развития многих физических качеств – в этом не уступает ныне распространённым играм, а то и превосходит их. Она доступна для мальчиков и девочек разного возраста. Очень важно, что лапта имеет военно-прикладное значение.

В заключении отмечу, что глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определённой системе и в сочетании с другими средствами физической культуры обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых кондиционных, координационных и личностных качеств воспитанников.

Нельзя не согласиться с выражением А.М. Горького: «Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Использованная литература

    Баскетбол. Под редакцией Ю.М. Портнова.

    Подвижные игры для детей. Лапта. Лепёшкин В.А.

    Программы общеобразовательных учреждений. Лях В.И., Зданевич А.А.

    Спортивные и подвижные игры. Под редакцией Ю.И. Портных.

    Теория и методика физического воспитания и спорта. Холодов Ж.К., Кузнецова В.С.

    Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А.

    Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Веланская Елена Алексеевна. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности: на примере баскетбола: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Веланская Елена Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-3/1493

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что происходят существенные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии нашего государства, порождающие диалектические противоречия в сфере физической культуры.

В связи с этим, возникает потребность разработки инновационной организационно-педагогической модели физического воспитания, направленной на формирование физической культуры личности, которая предоставит широкий простор для реализации не только индивидуальных потребностей физиологического, гигиенически-профилактического и лечебного характера, но и потребностей социальной активности, подготовки к труду, использования физических и общих творческих способностей в самодеятельности, удовлетворения эстетических запросов и культурного проведения свободного времени и приобщения индивидуума к коллективу.

Проблема развития и саморазвития личности широко представлена в современных научно-теоретических исследованиях. Ее разрабатывали ведущие отечественные и зарубежные ученые (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Ф. Барон, Дж. Гилфорд, ГЛозанов, В.С.Мухина, К.Роджерс, А.А.Ротенберг, К.В.Тейлор, Р.Торренс, В.Франкл, Л.И.Уманский и др.).

Значительный вклад в теоретическое решение проблемы личностно-деятельностного подхода к обучению внесли работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, В.В.Давыдова, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, Г. Здравомыслова, И.С. Кона, А.Н.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Проведённый нами анализ специальной литературы показал, что методологические и методические изыскания в области формирования физической культуры личности представлены в работах М.Я. Виленского, Л.ИЛубышевой, В.И. Лях, Л.Б. Кофман, В.В. Приходько, Т.В. Скобликовой, на других ступенях - в работах В.К. Бальсевича, Е.Я. Бондаревского, В.А. Кабачкова, А.П. Матвеева, Н.Х. Хакунова, А.Г. Комкова и др.

Несмотря на достаточно глубокие исследования и разработку методологической базы (П.Ф. Лесгафт, В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, Н.Н.Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Ю.А. Гагин, Г.Г. Дилигенский, СВ. Дмитриев, СП. Евсеев, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев, М.В. Прохорова, Е.В. Утишева и др.), проблема формирования физической культуры личности школьников на сегодняшний день остается острой и открытой.

Позиция нового видения сущности физического воспитания школьников получила развитие в работах В.И. Столярова, В.К.Бальсевича, В.П.Моченова, Л.И.Лубышевой и других.

\7 V

Спортивно-игровая деятельность является важным элементом системы физического воспитания и выступает как явление системное, средства и методы которого всесторонне воздействуют на организм и личность занимающихся (Ю.И. Портных, Е.М. Геллер, Ю.Г. Коджаспиров, В.П. Черемисин, Е.В.Конеева).

В физическом воспитании школьников подвижные и спортивные игры выполняют несколько функций: - компенсирующую: игра позволяет разрядить избыток нервной энергии, сил, накопленный, но не израсходованный в трудовой деятельности; т.е. «сбросить» эмоциональное и интеллектуальное напряжение, полученное ребенком на предыдущих уроках; восстанавливающую: при этом дети способны играть даже в состоянии усталости; в это время в игровой деятельности актуализируются силы и свойства, которые не были задействованы ранее, и тем самым восстанавливается жизненное равновесие. Таким образом, именно игра становится своеобразным допингом для накопления новых жизненных сил;

- антиципации (предвосхищения): в условной игровой ситуации моделируются различные типы поведенческих реакций, отрабатываются умения, навыки, качества, которые понадобятся школьнику в схожей реальной ситуации (ловкость, глазомер, настойчивость и т.д.)

Систематическое включение школьников в спортивно-игровую деятельность в группах продленного дня, на удлиненных переменах, секциях и кружках способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Важное значение игровые средства имеют также для формирования интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности и для іуманизации детско-юношеского спорта. Игровые методы используются на занятиях корригирующей гимнастикой с детьми младшего школьного возраста, для повышения уровня знания школьников об античных Олимпийских играх, формирования поведения детей в духе принципов «честной игры» и т.д.

Спортивно-игровая деятельность позволяет решить комплекс важных задач в физкультурно-спортивной работе со школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

В связи со сказанным становится очевидно использование спортивно-игровой деятельности в формировании физической культуры личности школьников.

В свете вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования. Физическое воспитание школьников. Предмет исследования. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность формирования физической культуры личности школьников может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях:

в основу физического воспитания школьников положено новое содержание образования, ориентированное на развитие личности каждого ребенка; гуманистическая ориентация администрации и педагогического коллектива школы; программно-целевой подход и оптимальная организация занятий по баскетболу; педагогический мониторинг процесса и результатов формирования физической культуры личности;

включение в образовательный процесс специальных исследовательских и развивающих программ, обеспечивающих самопознание и саморазвитие личности в процессе занятий баскетболом;

разработана и реализована технология формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности; использование ее соревновательного потенциала, ориентация на спортивное и личное самосовершенствование в процессе занятий баскетболом, здоровый образ жизни.

Задачи исследования:

    Выявить возможности спортивно-игровой деятельности в формировании физической культуры личности школьников.

    Определить содержание, структуру, критерии и уровни сформированности физической культуры личности школьников.

    Обосновать технологию формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола).

    Определить совокупность средств, форм и методов формирования физической культуры личности школьников в процессе занятий баскетболом.

    Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола).

Методологическую основу исследования составляют общенаучное основополагающее положение о личности как саморазвивающейся системе, о деятельностнотворческой сущности личности, о единстве теории и практики, системный подход, актуализирующий требования к формированию физической культуры личности школьников в тесной связи с другими компонентами его подготовки.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения отечественных и зарубежных педагогов и психологов: о сущности и психологических особенностях личности и ее развитии в деятельности (Г.А.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Я. Ляудис, К.К.Платонов и др.), личностно-деятельностный подход к изучению развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), о физическом воспитании детей школьного возраста (В.П.Филин, Н.А.Фомин, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, В.К.Бальсевич, А.Г. Комков), о формировании физической культуры личности (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Н.В. Барышева, О.А. Борисова,

Т.В. Скобликова и др.), о спортивно-игровой деятельности (Ю.И. Портных, Ю.Н. Портнов, Ю.Д. Железняк, Б.Е. Лосин, Е.В. Конеева и др.)

Названные выше цели и задачи, а также характер диссертационной работы, сочетающий теоретические изыскания и описание практического воплощения предмета исследования, определили комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и специальной литературы; опрос, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы статистической обработки полученных результатов; изучение и обобщение педагогического опыта.

Базой исследования явилась МОУ лицей № 17 г.Калининграда, прогимназия № 73 г. Владимира. В общей сложности в исследовании было

пп плт".г-.т.г.т-.г...^. 11С..... .. - 1 t * ^ -

ju^CnwiDUDanu i^.~> шиилрппнив в uujpacic Ul 1 і ди 1U лет.

В лонгитюдном исследовании принимала участие экспериментальная группа школьников - 28 учащихся одного класса МОУ лицей № 17 г.Калининграда начиная с 5 класса и заканчивая 10 классом, в числе которых 16 девочек и 12 мальчиков в возрасте от 11 до 16 лет.

Организация исследования предусматривает три этапа в решении поставленных задач:

Первый этап продолжался с 2001 по 2004 гг. На этом этапе осуществлялся подбор и изучение материала по теме исследования в процессе работы учителем физической культуры. Изучалась эффективность занятий по физической культуре, проводился ретроспективный анализ собственного опыта работы. Подвергалась теоретическому анализу специальная литература, программы по физическому воспитанию школьников, планы проведения спортивно-массоных мероприятий в школах. Формулировались цель, задачи, предмет, объект и Гипотеза исследования. Подбирались методы исследования. Началось проведение педагогического эксперимента.

Второй этап - с 2004 по 2006 гг. Проводилось тестирование уровня сформированности физической культуры личности школьников экспериментальной группы. Продолжалось проведение экспериментальной работы и анализ литературы по проблеме исследования.

Третий этап - с 2006 по 2009 гг. На этом этапе осуществлялся анализ полученных в ходе исследования результатов, интерпретировались и подвергались математической обработке данные педагогического эксперимента по проверке педагогических условий формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности. Осмысливались основные выводы по работе. Оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к формированию физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола):

Разработана модель формирования физической культуры личности школьников в процессе занятий баскетболом, представленная операциональным, мотивационно-ценностным и практико-деятельностным компонентами;

Вскрыты и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие
формирование физической культуры личности школьника в спортивно-игровой
деятельности,

Разработана и научно обоснована технология формирования физической
культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности;

Разработана методика диагностики сформированное физической
культуры личности учащихся, с помощью которой получены данные уровнях
физического развития, физической, технической и тактической
подготовленности школьников за пять лет занятий баскетболом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящей работы расширяют и дополняют современные представления о теории и методике физического воспитания: выявлены

СОДСрЖаТелЬНЫС И ТехНОЛСГКЧССККС OCGuCKHGCTK Cn^»pTiiBnw~rii jjGIjOU

деятельности и ее возможности в формировании физической культуры личности школьников; в обосновании потенциала спортивно-игровой деятельности, обеспечивающего формирование основных компонентов физической культуры личности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы:

создают предпосылки для формирования физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности;

могут быть внедрены в учебный процесс по физическому воспитанию учащихся в школах различной направленности и типа.

Практическая значимость диссертационной работы заключается также в

улуЧІІіСКИИ ЇСсІЧССТБсї ЗЗНЯТИИ ГТО ^/йЗйЧеСКОМу БОСПИТаНИхО уЧьИЦНХСл,

повышении уровня сформированное физической культуры личности по отдельным компонентам, что имеет для них личную значимость, подтверждается актами об их внедрении в практику работы учебных заведений различного типа.

Достоверность полученных результатов определяется адекватностью применения методик исследования, анализом полученных данных с применением методов математической статистики, обсуждением их с опорой на современную педагогическую методологию и с учетом сведений, полученных другими исследователями.

Основные положения, выносимые на защиту:

    Спортивно-игровая деятельность является эффективным средством приобщения школьников к занятиям физической культурой, привития интереса и потребности в этих занятиях; создает условия для формирования основных составляющих физической культуры личности (практико-деятельностного, операционального и мотивационно-ценностного компонентов).

    Баскетбол обладает прекрасными возможностями для формирования физической культуры личности школьников: большая динамика, разнообразие и естественность движений; коллективность действий; соревновательный характер; непрерывность и внезапность изменения условий игры; высокая эмоциональность; самостоятельность действий; этичность игры.

3. Модель формирования физической культуры личности школьников в
спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола) представлена
следующими компонентами:

Физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья,
психофизиологические и физические возможности как фундамент активно
преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки игры в
баскетбол, необходимые и достаточные для этого;

Деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне
познавательной, пропагандистской, организаторской, инструкторской
судейской, по самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию и
других видах активности в процессе занятий баскетболом;

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к баскетболу, сформированную жизненную потребность в нем, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности.

4. Эффективность формирования физической культуры личности
школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола)
обеспечивается реализацией определенных педагогических условий, а именно:

Организационных - поддержка администрации и педагогического
коллектива школы; программно-целевой подход и оптимальная организация
урочных и внеурочных занятий баскетболом; педагогический мониторинг
процесса и результатов формирования физической культуры личности;

методических - разработка программы преподавания баскетбола в лицее; личностно-ориентированная парадигма обучения; наличие методических материалов и практических рекомендаций;

мотивационных - учет особенностей и традиций школы, потребностей и интересов учащихся; включение их в соревнования по баскетболу и использование их мотивационного и воспитательного потенциала, ориентация на спортивное и личное самосовершенствование в баскетболе.

5. Разработанная технология, представляющая собой описательный аналог
данного процесса, включает цель, содержание, поэтапную организацию
учебного процесса, средства и методы баскетбола, мотивацию, диагностику,
является эффективной для решения задач формирования физической культуры
личности школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры спортивных игр факультета физической культуры Российского государственного университета им. И.Канта (г.Калининград), кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета, V международной научно-практической конференции «Организация физической культуры и спорта в условиях развития региона» (г. Калининград, 2003), III международной научно-практической заочной конференции «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» (г. Смоленск, 2004), III международной научно-практической

конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (г.Калининград - Варшава, 2005), международной научной конференции «Инновации в образовании и науке» (г. Калининград, 2005), VI международной научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях образования» (г. Калининград, 2005), IV международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» (г. Смоленск, 2006), I международного конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры» (г.Санкт-Петербург, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка педагога по физической культуре в условиях модернизации Российского образования» (г. Москва 2007), отражены в десяти публикациях автора.

Диссертация представляет собой рукопись общим объемом 200 страниц, содержит 8 рисунков и 12 таблиц, состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность исследования, определены методологические характеристики научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, цель, задачи, методологические и теоретические основы, методы и логика исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности школьников» проанализирована философская, научно-методическая литература по проблеме исследования; определены содержание, структура, критерии и уровни сформированное физической культуры личности школьников; раскрыты сущность и содержание спортивно-игровой деятельности в физическом воспитании школьников; установлены возможности баскетбола в формировании личности; изложены концептуальные идеи, определяющие содержание и структуру исследования.

Во второй главе «Педагогические условия формирования физической культуры школьников в спортивно-игровой деятельности» раскрыты основные методы исследования, использование которых позволило получить объективные и достоверные результаты; показаны особенности организации исследования и его этапы; анализируются и обсуждаются результаты эмпирической части исследования.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу, а также обоснованность защищаемых положений.

Список литературы включает 200 наименований, из них 3 иностранных авторов.

В приложении представлен дополнительный процессуальный материал исследования.

Спорт как средство развития личности ребёнка

1.2 Спорт как один из способов развития личности ребёнка

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер). Вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в

практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

РЕФЕРАТ Тема: «Роль спортивных игр в воспитании школьников» Работа выполнена Учителем физической культуры МБОУ «СОШ №7» г. Реутов Шурыгиной С.В. План. 1. Актуальность спортивных игр в свете физического и духовно-нравственного воспитания школьников. 2. Влияние спортивных игр на физическое развитие школьников. 3. Спортивные игры как важное средство решения воспитательных задач. В настоящее время деятельность передовых учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание морально-волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между юношами и девушками, учениками и педагогами. Заботой учителя является также воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. Основная цель физического воспитания – содействовать всестороннему развитию личности. Исходя из общей цели в учебном процессе решаются много задач, в том числе воспитательная. Эту задачу помогают решить спортивные игры. Важность и актуальность занятий спортивными играми подтверждают приказ (№164, от 03 июня 2008 г.) Министерства образования Российской Федерации: «В целях усиления роли командных (игровых) видов спорта в процессе обучения физической культуре и совершенствования ее преподавания в образовательных учреждениях» о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, полученный учителями физической культуры Московской области в 2008-2009 учебном году. Суть физического воспитания состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становление форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить, возможно, гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье. Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают спортивные игры. Общая характеристика игровых действий является важной основой при определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а следовательно, и на определение значения их в системе физического воспитания. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кротчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку, оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества. Важная особенность спортивных игр – сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой наказание. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм. Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, то есть в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для детей школьного возраста на фоне все более возрастающих умственных нагрузок в учебном процессе. Учитывая выше сказанное начинать обучение спортивным играм нужно в младшем школьном возрасте. Упражнения в бросании, катание мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитывать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с пристанным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. школьник выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность, что достигается при занятиях спортивными играми. Заметное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Большая быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Рассматривая значение спортивных игр в физическом воспитании школьников, нельзя не обратить внимание на духовно-нравственную составляющую. Воспитание всегда являлось важной стороной учебного процесса. Положительный эффект использования спортивных игр в целях воспитания достигается лишь в том случае, если учебный процесс соответствующим образом организован, если весь коллектив повседневно и целеустремленно занимается воспитанием. В учебном процессе центральной фигурой является учитель. К нему, как воспитателю, предъявляются высокие требования. Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Макаренко указывал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». Воспитание занимающихся осуществляется в процессе урока, дополнительных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах. Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные задачи (например, воспитание смелости – при изучении защитных приемов в падении в волейболе, дисциплинированности – при выполнении сложных групповых упражнений, настойчивости – при устранении недостатков в физической подготовленности, трудолюбия – при выполнении занимающимися поручений по подготовке инвентаря, разметки площадки, уборки помещений и т. д.) Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества. Для этого используются упражнения, при выполнении которых школьники решают тактическую задачу различными путями. Моральные и волевые качества еще в большей мере совершенствуются в условиях соревнований. Соревнования по спортивным играм отличаются эмоциональностью, поэтому серьезного внимания заслуживает их организация и проведение. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить. Желание выиграть любыми путями и средствами, «погоня за очками» не должны иметь место, так как это приводит к отрицательным последствиям в воспитательном отношении. Соревнования по спортивным играм, где действия одного спортсмена зависят от действий других членов команды, нужно использовать для воспитания коллективизма, на котором строятся действия игроков. В практике секционной работы в школе нередки случаи, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогают улучшить дисциплину учащихся и их успеваемость. Полноценное решение воспитательных задач невозможно без индивидуального подхода к учащимся. Личные беседы дают возможность ближе узнать каждого и являются также ценным средством воспитательного воздействия. Воспитание морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Общие рекомендации для их воспитания: 1. Ставить и выполнять ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, отвечающих возможностям учащегося. 2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и качественно. 3. Соблюдать режим дня и питания. 4. Заставлять себя работать над слабыми сторонами в физической и техникотактической подготовке. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (растерянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и др.) Для преодоления отрицательных эмоций рекомендуется воспитывать в игроках чувство долга и ответственности, закреплять положительные действия в учебном процессе. Воспитание учащихся – сложный и трудоемкий процесс. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Попытка развития телесной сферы без воспитании духовности обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развить у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Футбол – это известная и массовая игра. Футбол – одно из самых легкодоступных, широко распространенных, популярных средств физического воспитания и укрепления здоровья всех слоев населения. В нашей стране футболом занимаются, увлекаются около 3 миллионов человек.

Коллегиальный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, братства, взаимовыручки, развивает такие моральные качества, как чувство ответственности, почет к товарищам по команде и соперникам, приучение к дисциплине, инициативность. Также игре необходима подчинение личных стремлений интересам команды.

Во время игры нужно уметь овладеть сложной техникой и тактикой, совершенствовать физические способности, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к плохим условиям окружающей среды. Все это помогает воспитанию волевых черт характера: выдержки, смелости, стойкости, решительности.

Игра в футбол предъявляет строгие требования к личности игроков. Также футбол влияет на процесс становления личности спортсмена. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, техническая, тактическая подготовка и спортивный результат, но и психологические изменения, к которым относится сфера личности.

В исследованиях психологических особенностей спортивных игр неполно представлен материал, касающийся личности футболиста, особенно на этапе наиболее активного включения школьников в спортивную деятельность – в подростковом возрасте.

Помимо этого, подростковый возраст – ключевой этап в развитии личности. В этот период впервые формируется устойчивая система личностных качеств, закладываются механизмы психической регуляции деятельности: направленность личности, самооценка и др.

На этом возрастном этапе развития виден качественный сдвиг в развитии самосознания человека. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности - поведение, направленность активности и т. п.

Подростковый возраст отличается от всех других этапов жизни человека темпами роста и развития организма, особенностями физиологических процессов, также половым развитием. Многие изменения, происходящие в этом возрасте, имеют отношение к двигательной деятельности подростка.

В подростковом возрасте появляется большой интерес к собственному «Я», желание познать себя, свои возможности, силы. Самосознание предполагает самооценку. Интенсивное развитие самосознания рождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми. Настоящие возможности воспитать у себя такие качества появляются в занятиях спортом.

Ключевая особенность личности подростков - стремление к самоутверждению, стремление занять свое место в обществе. Поэтому огромное значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся или занимаются спортом.

Среди проблем спортивной медицины главное место занимают исследования, которые посвящены изучению влияния занятий спортом на здоровье человека. Данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение для спортивной медицины.

Вопрос о влиянии спортивных занятий на здоровье получает большой интерес из-за особенностей настоящего этапа развития спорта. Известно, что уровень спортивных достижений и их высокий рост влекут изменения в системе подготовки спортсменов, а именно высокого класса. Ранняя спортивная специализация, интенсивные тренировочные нагрузки, большая психоэмоциональная напряженность- все это предъявляет высокие требования к организму. Из-за высоких запросов, предъявляемых к организму спортсмена современным спортом, появляется нужда улучшения методов врачебного контроля. Врачебный контроль - важный элемент общей системы подготовки спортсменов.

Привыкание организма к мышечной деятельности является сложным взаимодействий различных функций организма. Адаптация обеспечивается процессами регулирования, направленными на сохранение физиологических параметров или такое изменение, которое адекватно запросам, предъявляемым к организму.

Спортивная тренировка оказывает влияние на улучшение центральных механизмов регулирования, оптимизации межсистемных и внутрисистемных функций, высокому развитию процессов саморегуляции на всех уровнях жизнедеятельности организма - системном, органном, клеточном, субклеточном. Эти механизмы обеспечивают покрытие больших энергетических запросов и компенсацию дефицита в кислороде при напряженной мышечной работе, что является фактором предохранения организма от появления нарушений состояния здоровья спортсменов.

В настоящее время считается фактом, что психологический настрой спортсмена – это главный фактор победы в спорте. Поэтому в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук уделяют особое внимание разработке специальных технологий психологической подготовки спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики.

Свойства нервной системы и темперамент человека в спортивной деятельности – тот фактор, который определяет направление и степень влияния психического стресса на уровень достижения спортсменов, т.е. от них зависит терпимость к стрессу. Именно свойства нервной системы и темперамента определяют индивидуальные стрессовые нормы спортсменов в соревнованиях.

Но психологические факторы имеют значение не только во время соревнований. Достижение спортсменом высокой физической, тактико-технической подготовленности главным образом связано с развитием у него определенных особенностей физических функций и качеств его личности. Нельзя добиться совершенства в выполнении тех или иных технических приемов без высокого и специального развития двигательной чувствительности, двигательной памяти, внимания и т.д.

Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам – мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д., но гораздо чувствительнее к разным воздействиям. Поэтому игнорирование психологической готовности в спорте высоких достижений просто невозможно.

Хотелось бы также отметить, какую же пользу несет в себе игра в футбол.

· Исправляет состояние здоровья человека.

· Влияет на укрепление иммунитета.

· Частично убирает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, снижает кровяное давление.

· Улучшает циркуляцию крови, и, следовательно, снабжение кислородом органов.

· Улучшает обмен веществ в организме.

· По словам специалистов, частая игра в футбол способствует укрепление костной ткани и хорошо влияет на опорно-двигательный аппарат.

· Во время игры в футбол движения очень разнообразны, что позволяет укрепить большинство мышц организма.

· Развивается ловкость и улучшается координация движений.

· Футбол – хороший помощник в борьбе с лишним весом.

· Футбол, как и другие виды физической активности, помогает бороться со стрессами и депрессиями, улучшает настроение и сон.

· Футбол важен для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, упорство, смелость и др.

Важно отметить, какой вред может нести игра в футбол.

Футбол считается очень опасным видом спорта и может принести серьезные травмы игрокам. Но если Вы делаете разминку перед игрой и играете в компании с людьми, которые ведут себя корректно по отношению к сопернику, то риск получить травму значительно снижается.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М: Физкультура и спорт, 1978.

2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.-М.: Физкультура и спорт, 1985.

3. Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. Сост. В. П. Богословский.- М.: Просвещение, 1984.

5. Управление физической культурой и спортом. Сост. И. И. Переверзив, Н. Н. Бугров, Я. Р. Вилькин и др.- М.: Физкультура и спорт, 1987.

6. Физическое воспитание. Под ред. Б. А. Головина, В. А. Маслякова, Л. В. Коробкова и др.- М.: Высшая школа, 1983.