День авиации (День Воздушного Флота). День ВВС (военно-воздушных сил)

Первые обособленные подразделения воздушного флота в основном использовались для получения разведывательных данных. Стремительное развитие авиационной отрасли привело к разработке тяжелых бомбардировщиков, которые при необходимости могли обеспечить и прикрытие с воздуха, и самостоятельную атаку противника.

В наши дни Военно-воздушные силы России - это своеобразный воздушный «щит» государства, главными задачами которого являются:

  • осуществление разведывательной деятельности в интересах страны;
  • обеспечение защиты от воздушного нападения (предупреждение и отражение нападения);
  • оказание огневой воздушной поддержки сухопутным и морским войскам;
  • перевозка и десантирование войск и необходимого оборудования по воздуху;
  • нанесение атакующих ударов с воздуха по потенциально опасным объектам противника.

У пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры есть свой профессиональный праздник.

Когда отмечают

День Военно-воздушных сил России отмечается ежегодно 12 августа. Событие установлено Указом Президента РФ № 949 от 29 августа 1997 г. (в редакции № 549 от 31 мая 2006 года). Ему придан статус памятного дня. Торжественные мероприятия, посвященные празднику, проводятся в .

Кто празднует

В чествовании заслуженных героев страны в 2019 году принимают участие военные и гражданские летчики, авиадиспетчеры, конструкторы, инженеры-механики, а также все сотрудники авиационной индустрии.

История праздника

Дата Дня Военно-воздушных сил России имеет символическое значение. Большинство источников ссылается на указ Николая II от 12 августа 1912 г., который является исторической точкой отсчета основания воздушного флота. Однако в реальности существует только один исторический документ с подобным содержанием - приказ № 397 от 30 июля этого же года (12 августа по новому стилю), завизированный генералом от кавалерии и Военным министром В. А. Сухомлиновым. Согласно данному приказу, была создана специальная воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба под управлением генерал-майора М. И. Шишкевича.

О профессии

Специалисты гражданской и военной авиации - это не только летчики и пилоты. Каждый день огромное количество людей приходит на службу и разрабатывает, создает, ремонтирует, отправляет транспортные средства в воздух и выполняет свою важную работу. От их профессионализма напрямую и косвенно зависит не только безопасность и исправность летающих аппаратов, но и человеческая жизнь. Ведь они также осуществляют доставку медицинских препаратов в труднопроходимые районы, зоны бедствия, проводят спасательные и другие операции.

В самых первых военных самолетах не было приборов, позволяющих определять местонахождение противника, и летчикам приходилось постоянно вертеть головой по сторонам. Чтобы воротничок формы не натирал шею, в обмундирование были введены шелковые шарфы. Некоторые летчики и сейчас их используют, в знак уважения традиций.

Каждое 3-е воскресенье августа проходит День воздушного Флота России, когда чествуются пилоты, авиаторы и все работники данной сферы. Профессиональный праздник установлен специальным Постановлением РФ в 1992 году, а его история уходит корнями в прошлое.

Впервые подобие военно-воздушных сил появилось при Николае Втором. Его указ от 12 августа 1912 года выделил их в отдельную воздухоплавательную часть. Годом позже военным лётчикам царь присвоил особые отличительные знаки. И хотя использовались французские самолеты, к этому времени уже были успешно реализованы попытки создания своих разработок. Первым русским самолётом с бензиновым двигателем стала модель Кудашева, а представителем тяжелой артиллерии – биплан «Русский витязь». Именно он стал прототипом «Ильи Муромца» - национальной гордости империи. Спустя два года с момента создания воздушного флота, во время Первой мировой войны, военные лётные части уже активно участвовали в сражениях.


После революции 1917 года в Советской республике стремительно стала развиваться как военная, так и гражданская авиация. 1 мая 1918 года был впервые организован авиационный парад после военного. Проходил он на Ходынском поле, а принимал его Ленин, который принял живейшее участие, не только осмотрев технику, но и разговаривая с пилотами и рабочими. Те, кто в тот день присутствовали на параде, были поражены увиденными фигурами высшего пилотажа, выполненные летчиком И.Н. Виноградовым на своем небольшом самолете. Это был первый показательный полёт над Красной площадью, вошедший навсегда в историю Воздушного Флота.

Дальнейшее становление и популяризация авиации среди населения СССР, в том числе образование Московского авиационного института, развитие парашютного спорта, подтолкнуло правительство создать регулярный тематический праздник, отдельно от ставших традиционными парадов. Что и было реализовано в 1933 году. Выбранная дата – 18 августа , продержалась без изменений до 1980 года. Тогда было решено устраивать празднование в выходной день на третьей неделе августа.

Несомненно, в этот день стоит отметить заслуги разработчиков авиационной техники, конструкторов и испытателей, благодаря работе которых «небесный» флот демонстрирует свое развитие на протяжении всего времени. И хотя сегодня Россия не обладает преимуществом в количественном измерении единиц эксплуатируемой техники, взята тенденция на капитальную модернизацию парка.

В праздничный день проводятся различные мероприятия на аэродромах во многих регионах страны, демонстрирующие всем желающим мастерство пилотов и парашютистов, интересные авиамодели. Организуются выставки, знакомящие с историческим развитием авиации, и даже экспонатами с раскопок боевых действий, ещё раз свидетельствующие о том, как сильно прогрессировала техника последнее время.

Добавим, что 9 фераля в России отмечается еще один авиациооный праздник - День гражданской авиации .



День Военно-воздушных сил – праздник известный также как День авиации. Когда отмечается профессиональный праздник летных войск и какова его история?

День Военно-воздушных сил в 2017 году отмечается 12 августа. Праздник носит регулярный ежегодный характер и значится как «красный день календаря» в России с 31 мая 2006 года указом президента Владимира Путина.

С 2015 года День ВВС стал известен как день ВКС. Этому послужило создание в РФ Воздушно-космических сил, в чью структуру вошли и военно-воздушные силы.

История праздника берет свое начало с 1912 года. Именно 12 августа по новому стилю Военное ведомство Российской Империи утвердило приказ о начале формирования штата Воздухоплавательной части ГУ Генштаба. В 2017 году российская авиация празднует свое 105-летие!

Отечественная военная авиация, начавшая свой героический путь в Первую мировую войну, сегодня является одной из сильнейших в мире. Неувядаемой славой советские летчики покрыли себя в годы Великой Отечественной войны, их подвиг воспет литературе, в поэзии, в кино.

Можно вспомнить стихи Владимира Высоцкого «Я - Як-истребитель», «Их восемь - нас двое. Расклад перед боем не наш, но мы будем играть», «Мы взлетали как утки с раскисших полей» и другие произведения.

Самые знаменитые советские фильмы о подвиге летчиков в годы Великой Отечественной войны: «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В бой идут одни «старики»», «В небе «ночные ведьмы», «Чистое небо» и другие.

День ВВС 12 августа празднуют не только пилоты и летчики. Этот праздник можно считать профессиональных для авиаконструкторов, диспетчеров, инженеры, операторы, штурманы и другие люди, без которых День авиации не представляется возможным.

Грандиозный авиационный фестиваль пройдет 12 августа в 13:00 в московском парке культуры и отдыха «Патриот» в рамках 105-летия создания Военно-воздушных сил России.

В авиашоу примут участие более 150 воздушных судов, сообщает пресс-служба Минобороны. В ходе мероприятия, которое продлится два часа, зрители увидят полеты почти всех типов современных самолётов дальней, военно-транспортной и оперативно-тактической авиации, а также вертолетов армейской авиации, стоящих на вооружении ВКС РФ.

Самолеты-штурмовики СУ-25 во время международного конкурса летных экипажей военно-воздушных сил «Авиадартс-2014». Как развивался Военно-воздушный флот России? Кроме того, пилоты, в рамках программы «Летающие легенды» выполнят полеты на восстановленных самолетах времен Первой и Второй мировых войн. В числе таких воздушных судов «Фарман», «Пайпер-КЭБ», Як-52, Як-30, Як-18, «Дуглас ДС-3», По-2, Ил-2, МиГ-3, МиГ-15 и другие.

Посетители авиашоу смогут наблюдать мастерство группового и одиночного пилотажа, а также технику ведения воздушного боя в исполнении летчиков авиационных групп высшего пилотажа «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России».

Фигуры высшего пилотажа исполнят также пилоты перспективных авиационных комплексов Т-50. Самолеты Су-25 выполнят зрелищный проход с дымами цветов российского флага.

В рамках фестиваля для зрителей подготовили театрализованную историческую реконструкцию эпизодов развития отечественной авиации с момента ее зарождения до наших дней. Москвичи и гости города смогут посетить павильоны с экспозициями и интерактивными стендами, посвященные становлению военной авиации РФ, а также тренажеры и авиасимуляторы.

После завершения фестиваля в 16:00 в арке «Патриот» состоится финальный этап конкурса «Танковый биатлон-2017» в рамках Армейских международных игр. В 19:00 пройдет церемония закрытия игр.



Ежегодно 12 августа наша страна отмечает день Военно-воздушных сил. Такая традиция появилась в России совсем недавно: в 2006 году Президент Российской Федерации подписал указ об установлении праздничных и памятных дней в Вооруженных силах.

  • История праздника
  • Традиции
  • День ВВС в СССР
  • День ВВС сегодня

История праздника




Несмотря на то, что дни памяти ВВС в России проходят только с 2006 года, корни торжества уходят еще в далекий 1912 год. Как считают некоторые источники, тогда 12 августа Всероссийский император издал указ об основании воздушного флота. Однако никакого официального подтверждения этому факту найдено не было.
Зато был найден другой документ - указ Сухомлинова о создании воздухоплавательной части под командованием Шишкевича. Причем указ тот был издат 30 июля 1912 года по юлианскому календарю.

Интересно!
Изначально воздушные подразделения не были рассчитаны как боевые. Тогда воздушные судна использовались исключительно для разведки. Свой рост эта отрасль получила чуть позже.

Традиции




Ежегодное чествование Дня Военно-воздушных сил всегда включает в себя неизменные атрибуты:
экскурсии на военных базах;
парады военных воздушных судов;
награждения;
праздничные концерты.

День ВВС в СССР

Военным Советом СССР было установлено празднование Дня праздника Воздушного флота. 18 августа ежегодно. Считалось, что это торжество помогало популяризовать гражданскую и военную авиацию среди трудящегося народа.
К тому же, это позволяло совместить празднование с различными соревнованиями и состязаниями.
Чествование авиации продолжалось с 1933 года по 1972 год.

День ВВС сегодня




Сегодня же День Военно-воздушных сил чествуется 12 августа в каждом уголке нашей страны.
В этот день отдают честь не только летчикам. Сейчас в авиации трудится огромное количество работников. Среди них и служащие, и разработчики, и ремонтники, и диспетчеры. Это неполный список тех, кто составляет авиацию России.


В их честь показываются фильмы, проводят различные спортивные мероприятия, как и много лет назад, отдают дань памяти летчикам, которые отдали свои жизни, защищая нашу Родину.
Мы от всей души поздравляем каждого, кто имеет отношения к этой замечательной отрасли. С предстоящим праздником!

Памятные даты

ЕЛИСЕЕВ Сергей Павлович - полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: [email protected])

О двух датах празднования Дня Военно-воздушных сил Вооружённых Сил РФ и Дня Воздушного Флота СССР

К 100-летию создания отечественной авиации

12 августа 2012 года в России будет отмечаться столетие Военно-воздушных сил Вооружённых сил РФ. Какие исторические события столетней давности послужили этому причиной? Ведь известно, что первые военные лётчики в России появились уже в 1910 году, а годом позже и первые авиационные подразделения. Почему День Военно-воздушных сил ВС РФ приходится на последний месяц лета, почему выбрана именно эта дата? Ответы на эти вопросы связаны с историей развития авиации в нашей стране.

В советские времена с 1933 по 1972 год 18 августа1 отмечался День Воздушного флота СССР. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:

«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.

По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа.

Праздник приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военных воздушных сил, что позволяет совместить праздник с целым рядом состязаний и соревнований по авиационной технике, по технике пилотажа, огневой и тактической подготовке.

День Воздушного флота также может быть использован для широкой популяризации военной и гражданской авиации среди трудящихся масс Советского Союза. На массовом празднике авиации, в котором должны принимать участие ВВС РККА, Гражданский воздушный флот, советская авиационная промышленность и Осоавиахим, будут демонстрироваться достижения в области авиационной техники и авиационного строительства как могучего средства социалистической стройки, развития техники и укрепления воздушной обороны Советского Союза»2.

Само постановление удалось обнаружить в одном из фондов Российской государственной библиотеки3. Обращают на себя внимание лаконичность текста и отсутствие каких-либо ссылок на документы, послужившие поводом для издания данного постановления от 28 апреля 1933 года за № 859.

После обнародования этого сообщения Военно-воздушные силы РККА, Гражданский воздушный флот СССР, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, предприятия авиационной промышленности и другие учреждения и заведения страны стали готовиться к первому празднованию Дня Воздушного флота. Самым торжественным и ответственным мероприятием, намеченным на 18 августа, было проведение авиационного праздника в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году. Первый показ возможностей авиационной техники в столице - «первая авиационная неделя» - состоялся в Петербурге в апреле 1910 года, а уже в мае началось обучение полётам русских офицеров-воздухоплавателей в только что созданном Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Авиаотдел с 1914 года стал Гатчинской военной авиационной школой.

В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.

В 1911 году Главное инженерное управление (с 1913 г. - Главное военно-техническое управление - ГВТУ) создало два первых авиаотряда при воздухоплавательных частях. Правда, полёты в них начались только в 1912 году. Таким образом, первые ростки авиации зародились в Воздухоплавательной службе, которая относилась к инженерным войскам.

Однако 30 июля (по новому стилю - 12 августа) 1912 года приказом военного министра (при одобрении Николая II) за № 397 авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ)4. Это было знаменательное событие, так как авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, причём независимо от Воздухоплавательной службы.

В результате из экспериментальных авиаотрядов, приданных некоторым воздухоплавательным частям, авиация стала самостоятельным структурным образованием с соответствующим положением и штатами. Для управления авиационными и воздухоплавательными частями осенью 1912 года в ГУ ГШ был сформирован Воздухоплавательный отдел, который имел авиационное и воздухоплавательное отделения. Общее название отдела - «воздухоплавательный» не должно дезориентировать читателей, так как под понятием «воздухоплавание» подразумевали (примерно до 1920 г.) «летание по воздуху» вообще, независимо от того, на каком летательном аппарате, тяжелее или легче воздуха, оно осуществлялось.

Вскоре, в конце 1913 года, произошла децентрализация управления авиационными отрядами: их подчинили в техническом отношении ГВТУ, а в организационном (прежде всего, в плане комплектования и боевого использования) - Главному управлению Генерального штаба. В связи с этой реорганизацией у некоторых авиаторов (и у некоторых авиационных историков, в том числе и современных) сложилось мнение, что авиация снова оказалась в инженерных войсках. В действительности согласно планам русского Генштаба в случае войны авиационные отряды должны были выступить на фронт и выполнять там боевые задачи по разведке и связи, находясь в оперативном подчинении штабов корпусов и армий. С началом Первой мировой войны всё так и произошло. Поэтому авиация де-факто стала родом сухопутных войск.

Но, несмотря на это, статус Военного воздушного флота России всё-таки строго не был определён, что было одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем общего, с участием офицеров.

На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.

Поэтому в двадцатые годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля.

После первого большого показа авиационной техники И.В. Сталину, а случилось это 21 мая 1931 года, вновь назначенный начальник ВВС Я.И. Алкснис поблагодарил лётчиков за отличные полёты перед вождями партии, страны и армии и впервые назвал лётчиков «сталинскими соколами». И в самом деле, с этого времени И.В. Сталин лично взял на себя шефство над советской авиацией, что и стало поводом к определению её как «сталинской».

И.В. Сталин, понимая, что могущественный Воздушный флот - это и престиж страны, и воспитание молодого поколения, поручил Я.И. Алкснису изучить вопрос о написании новой истории авиации, в которой должна была быть показана руководящая и направляющая роль партии большевиков в деле её создания. Само собой разумеется, что в этой истории не должны были упоминаться бывший председатель РВСР Л.Д. Троцкий и его роль в создании советской военной авиации. Выполняя указания И.В. Сталина, Я.И. Алкснис создал специальную историческую группу во главе с одним из организаторов Красного Воздушного флота М.П. Строевым. В эту группу вошли бывший председатель Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания А.В. Можаев, бывший член Коллегии по управлению ВФ Республики Н.Д. Анощенко и другие участники создания РККВВФ в 1917-1920 гг.

В результате работы названной комиссии в конце 1932 - начале 1933 года в «Вестнике воздушного флота» появились несколько публикаций о создании советской военной авиации в 1917-1918 гг. Кроме того, в июньском номере журнала 1933 года в разделе «Хроника СССР» было напечатано сообщение, содержание которого приведено в начале данной статьи.

В некоторых исторических документах говорится, что Реввоенсовет СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и руководство ВВС, объясняя выбор этой даты, исходили из того, что вторая половина августа - наиболее подходящее время для празднования Дня Воздушного флота, так как примерно в это время Военно-воздушные силы заканчивают летний период обучения в лагерях на полевых аэродромах и после совместных учений с сухопутными войсками возвращаются на постоянное место дислокации, где и проводится праздник с участием не только военных, но и гражданских властей и общественности. <…>