Есть ли друзья у вашего ребенка? Как определить, есть ли у вашего ребенка дислексия

Тест «Есть ли у вашего ребенка воображение?»

Что такое детская фантазия?

На этот вопрос каждый отвечает по-разному. Можно сказать одно - если она добрая, то это всегда хорошо. Когда ребенок рассказывает вам или своим приятелям, что дома у него живут забавные лесные зверушки, или что на улице он однажды видел живого тигра, не нужно уличать его во лжи и бранить, на чем свет стоит. Просто это детское воображение заставляет малыша выдумывать свою особую страну, свой совершенный мир, где он чувствует себя более защищенным и свободным, чем в обычном реальном.

Не бросайте на самотек эти детские фантазии, постарайтесь запомнить их или еще лучше - записать. Пусть ваш ребенок почувствует себя писателем, создающим свою первую в жизни книгу - о впечатлении, полученном им в детстве. И когда малыш подрастет, ему будет интересно снова окунуться в маленький мир детских грез, куда ему уже никогда не будет суждено вернуться.

Вспомните повесть замечательного писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Именно на сохраненных взрослыми ребячьих фантазиях построено повествование о чудесной стране Швамбрании, которой нет и никогда не было на самом деле.

Кто знает, может быть, когда ваш ребенок подрастет, он напишет книгу о Швамбрании своего детства.

Отвечая на вопросы теста, за каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, нет - 0, иногда - 1.

1. Внимательно ли ребенок рассматривает картинки в книгах?

2. Рассказывает ли он вам о своих снах?

3. Часто ли ребенок скучает, не может придумать, чем бы заняться?

4. Снятся ли ему страшные сны?

5. Рассказывая вам о каком-либо происшествии, малыш любит приврать?

6. Ребенок любит примерять вашу одежду, фантазировать с нею?

7. Любит ли ребенок рисовать?

8. Просил ли вас рассказывать на ночь сказки?

9. Легко ли малыш поддается на уговоры?

10. Легко ли его испугать?

11. Ваш ребенок предпочитает мозаику и кубики машинам и куклам?

12. Выражает он вслух свой восторг, видя вас нарядно одетым?

13. Бывает, что малыш плачет, как вам кажется, просто так, без видимой на это причины?

14. Есть ли у ребенка в квартире «укромный уголок», где он может спрятаться на некоторое время от всего мира?

15. Может ли малыш просто с удовольствием созерцать что-то красивое (новогоднюю елку, аквариумных рыбок, куклу на витрине), не высказывая при этом вслух ни своих желаний, ни эмоций, а переживая эмоции в себе?

16. Ваш ребенок мстителен?

17.Проявляет ли он инициативу в плане проведения вашего совместного досуга: предлагает идти в гости, в кино, на прогулку?

18.Боится ли он насекомых?

19. Ребенок часто лепит из пластилина фигурки животных?

20. Слушая энергичную музыку, малыш вскакивает, и начинает танцевать под нее?

Подведите итог - сколько в итоге у вас набралось баллов? Теперь ищите эту сумму в нижеприведенной расшифровке.

Итак, вы набрали:

От 31 до 40 баллов

Ваш малыш имеет богатое воображение. Возможно, он вырастет удивительным человеком. Кто знает, может быть, он сумеет не растерять по дороге к взрослой жизни свои детские фантазии и грезы. Тогда он сможет стать талантливым писателем, художником, актером.

От 21 до 30 баллов

Ребенок имеет достаточно развитое воображение. У него есть свой маленький мир, крошечный уголок детской души, который возможно он когда-нибудь до конца раскроет перед вами. Малыш часто применяет в жизни свое воображение, принося много радости близким.

От 9 до 20 баллов

У ребенка скорее среднее воображение. Он - реалист. Он не доверяет сказкам, пытается понять, где есть правда, а где вымысел. Сумеет ли воображение ребенка развиться, зависит не только от него самого, но и от вас. В будущем из него получится отличный врач, военный или педагог.

Менее 8 баллов

Очень бедное воображение! Попробуйте сами вместе с малышом сочинить сказку. Заставьте его пофантазировать под красивую музыку. Может быть, он услышит в музыке шум дождя, шелест листвы, голоса животных? Ребенок должен хотя бы немного и изредка проявлять фантазию. Она пойдет ему только на пользу!

Как узнать, есть ли у вашего ребенка косоглазие.

Советы врача родителям

Дефект зрения у детей можно легко обнаружить с раннего возраста. Внимательно относитесь к зрению своего ребенка.

Если у ребенка часто краснеют или слезятся глаза, он часто жмурится и плотно закрывает веки, боится смотреть на свет, при рассматривании иллюстраций старается наклонять голову, то немедленно обратитесь к врачу.

Родители, своевременно обратившиеся за советом к врачу и выполняющие все его предписания, способствует сохранению зрения своих детей.

Многие недостатки зрения устраняются ношением очков, которые должен подобрать врач. Очки должны носить все, кому они выписаны.

Только очки могут улучшить зрение у близоруких и дальнозорких детей. Если близорукие или дальнозоркие дети не носят очков, у них может развиться косоглазие.

При первых признаках косоглазия у детей родители должны немедленно обратиться к врачу и начать лечение.

Тест на косоглазие

1. Предложите ребенку внимательно рассмотреть какой-нибудь предмет на расстоянии 30 см. Обратите внимание на положение головы. Если ребенок сильно наклонил голову в сторону, предложите ему наклонить голову в другую сторону, чтобы он еще раз рассмотрел предмет. Проследите при этом за положением глаз.

2. Можно протестировать наличие косоглазия с помощью обычного карманного фонарика (исключение составляют гало - геновые и лазерные).

Посветите себе в глаза на расстоянии около 30 см. Ребенок будет наблюдать за вами. Внимательно рассмотрите отсвет в зрачке. Во время проведения этого теста с ребенком необходимо, чтобы свет падал ему в глаза по центру спереди. Если отражение света в глазах располагается симметрично, то в этом случае косоглазия может и не быть. Если же отражение света в глазах располагается асимметрично, то очевидно, что у ребенка косоглазие. В повседневной жизни вы можете этого не замечать. Но эти тесты не освобождают вас от посещения врача - окулиста.


Причины косоглазия могут быть разными. Но результат у всех один - отсутствие координированной работы глазных мышц. Если у ребенка косит один глаз, то вся нагрузка лежит на мышце другого глаза, ребенок видит только одним глазом. Другой глаз функционирует и развивается, нанося вред нормальному зрению, что ведет к амблиопии.

Косоглазие можно устранить с помощью упражнений, усиливающих координацию обоих глаз с помощью аккомодации (близкого расположения). Нередко достаточно на некоторое время закрыть здоровый глаз (окклюзия). Это помогает усилить работу слабого глаза, что способствует его нормальному развитию. Если врач назначил окклюзию (закрывать здоровый глаз с помощью окклютора или повязки), необходимо строго соблюдать предписание врача. Ребенка необходимо убедить, что ему это необходимо.

Родители всегда должны помнить, что они сами могут быть виновниками возникновения косоглазия у детей. Очень часто родители вешают игрушки перед глазами грудных детей. Этого делать категорически нельзя, так появляется косоглазие.

Рабочее место ребенка должно соответствовать его росту; должно быть правильно и хорошо освещено.

Нельзя позволять рисовать, рассматривать иллюстрации при плохом освещении или лежа на полу. Необходимо следить, чтобы ребенок подносил к глазам игрушки, книжки на расстояние 35-40 см от глаз.

Нельзя давать детям рассматривать книги с мелким рисун­ком, не соответствующие их возрасту, с нечеткими рисунками. Родители должны строго следить за режимом дня. Неполно­ценное, некачественное и нерегулярное питание плохо влияет на здоровье ребенка и его зрение.

Очень важно для сохранения нормального зрения предупреж­дение инфекционных заболеваний. Если в глаз ребенка попала соринка, надо немедленно обратиться к врачу, который удалит ее. Ранение глаза - одна из главных причин нарушения зрения.

Родители не должны оставлять детей без присмотра и позво­лять им играть с острыми предметами. При всех случаях ранения или при ушибах глаз родители должны ограничиться наложением легкой чистой повязки и немедленно отвести ребенка к врачу.

Не разрешайте детям смотреть на электросварку. При химических ожогах надо немедленно обильно промыть глаза и направить ребенка в медицинское учреждение . Дома химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

Подготовил Учитель-дефектолог

Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что у альфа-комплекса много лиц. Некоторые альфа-дети проявляют себя как , вынужденные взять на себя ответственность. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда руководят и раздают указания. Другие альфа-дети, как курица-наседка, склонны заботиться о других, особенно слабых, униженных и оскорблённых. Ещё одно из проявлений альфа-комплекса – стремление быть первым, лучшим, наиболее информированным. Следующее лицо альфы характеризуется стремлением к доминированию, используя слабости и уязвимости других. Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но я убедился, что в их основе, по существу, одни и те же базовые инстинкты. Ввиду отсутствия общепризнанного термина в дальнейшем я буду именовать их .

Прежде чем я объясню, откуда появляется альфа-комплекс, я хотел бы рассказать предысторию моего открытия этого феномена. Когда у меня впервые начал складываться пазл теории привязанности, я пришёл к осознанию, что условием воспитания детей должна быть их привязанность к взрослым, ответственным за них. Осознав это, я также начал понимать, что все больше детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и учителей. Я назвал этот удивительный феномен нарушения привязанности . Меня так обеспокоило то, что происходит, что я написал об этом книгу (Hold On To Your Kids ). Многие родители и учителя говорили мне, что, как только они замечали эту тенденцию, проблема становилась очевидной. Но кто-то должен был объяснить это явление первым.

Итак, как формируется альфа-комплекс? Повторю еще раз, во время складывания пазла “теории привязанности” для меня стало очевидным, что приоритетной задачей привязанности является забота. Имея это в виду, при ближайшем рассмотрении к своему удивлению я обнаружил, что все инстинкты привязанности можно разделить на . Я назвал эти направления альфа-режим и режим зависимости. Когда дело касается привязанности, только так мы можем, так сказать, подходить друг другу (успешно взаимодействовать). Когда мы взаимодействуем друг с другом, одновременно иcходя из наших альфа-инстинктов (или, если уж на то пошло, даже если мы взаимодействуем друг с другом, исходя из инстинктов зависимости), мы конкурируем, а не дополняем друг друга. Представьте, что вы собрались со своим супругом или супругой на прогулку или прокатиться на автомобиле. Если оба будут ведущими или оба ведомыми, процесс может зайти в тупик.

Задача альфа-инстинктов – давать заботу и уход. Задача инстинктов – искать и выражать готовность получать заботу. Один набор инстинктов предполагается как ответ на другой. Обеспечивающий (дающий) самореализуется, когда от него зависят, ищущий – когда его обеспечивают.

Чтобы понять, как это работает, представим пару близнецов. Несмотря на одинаковые возраст, генетику и большинство условий воспитания, когда они привяжутся друг к другу, природа должна пробудить инстинкты зависимости в одном и альфа-инстинкты в другом. Так как это направлено на то, чтобы близнецы подходили друг к другу, один из близнецов, как правило, разовьёт в себе альфа-личность, а другой зависимую. Эти черты характера могут остаться с ними на всю жизнь. В идеале, отношения двух “равных” людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее взаимными, чем иерархическими. Когда это происходит, выявленные нужды одного приводят в действия альфа-инстинкты другого и наоборот. Альфа-инстинкты и инстинкты зависимости изменчивы и зависят от обстоятельств. В действительности, мы все сталкиваемся с этими явлениями при общении друг с другом. У нас с моей женой у обоих есть альфа-комплекс, и мы оба могли бы написать об этом книгу (но, как вам теперь должно быть понятно, мы не можем написать эту книгу вместе).

С альфа-инстинктами могут возникнуть три основные проблемы. Прежде всего, эти инстинкты могут , что приводит к тому, о чем я говорил выше как об альфа-комплексе. Если у ребёнка или взрослого человека есть альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся больше чертой характера, чем следствием обстоятельств, которые должны эти инстинкты приводить в действие. Таким образом, мы получаем детей, которые гораздо более склонны отдавать приказы, чем выполнять их, являются лидерами, а не ведомыми, чаще раздают указания, а не ищут помощи, берут ответственность на себя, а не ищут ответственного. Но такие дети могут быть и невероятно заботливы со слабыми, ранимыми, нуждающимися.

Вторая проблема появляется, когда альфа-инстинкты активируются вне контекста заботы о ком-то. В этом случае эти мощные альфа-инстинкты более не служат их изначальной цели – заботиться о других. Наиболее вероятно, что это случится в ситуации, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в отношениях. Например, дети должны зависеть от родителей, а не брать на себя ответственность за них. Также альфа-дети будут взаимодействовать со многими людьми, к которым они не привязаны. В этом случае альфа-комплекс может проявляться в нарциссизме. Таким детям необходимо всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в курсе всего. Их альфа-инстинкты используются для того, чтобы заботиться о себе, вместо того чтобы заботиться о других.

Третья проблема возникает, когда ребенок или взрослый с альфа-комплексом находится в защитах от чувств заботы и ответственности. В этом случае альфа-инстинкты искажаются. Они всё ещё приводятся в действие, когда считываются сигналы о слабости или уязвимости, но теперь не с целью заботы о других, а для того, чтобы использовать уязвимость для установления своего превосходства. Это характерный признак развития булли (об одном следствии буллинга – травле, читайте *). Явные признаки такого побега от уязвимости – это избегание обсуждений в уязвленном ключе того, что беспокоит, утверждения о безразличии (например: “мне всё равно”, “это неважно”, “как угодно”) и отсутствие в речи слов для уязвимых чувств (например задетых чувств, чувств боли, обиды, чувства страха и таких простых чувств, как тоска и одиночество). Я имел дело с тюрьмами, полными таких булли по обеим сторонам тюремной решётки, но сейчас наши школы и офисы также заполняются булли с тяжелейшими альфа-комплексами. В видеокурсе о булли (Bullies: their making ang unmaking ) я рассматриваю подробнее это коварное явление.

Как только альфа-комплекс стал для меня яснее, стали понятнее и последствия попыток воспитывать альфа-ребёнка. Как вы, возможно, убедились, альфа-инстинкты могут сыграть злую шутку с детско-родительским танцем. Мы спотыкаемся об альфа-инстинкты детей, особенно если эти инстинкты “застряли”. Альфа-дети не восприимчивы к заботе. Кроме того, альфа-дети обычно более , и поэтому подвержены и проблемам со вниманием. Альфа-дети также более фрустрированы, что может проявляться в высоких требованиях или . К тому же, тот факт, что альфа-дети сопротивляются исполнению приказов и получению указаний, делает их достаточно сложными для воспитания, когда они больше всего в нём нуждаются.

Но то, что удивило и шокировало меня более всего во время изучения этого явления, параллельно с рассмотрением с разных сторон ориентации на сверстников, – это то, что альфа-комплекс активно развивается в наших детях. Обнаружилось, что альфа-комплекс более распространен у североамериканских детей, чем у детей из тех стран, культура которых более аутентична. Мне кажется, это именно то, что лежит в основе большинства наших трудностей в воспитании современных детей, и это приводит к нашей озабоченности и попыткам выяснить, что же делать. Однако ответ на этот вопрос не в том, что делать, а в . Оказывается, детям не только необходимо быть привязанными к тем, кто их воспитывает, но и быть привязанными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и принимать эту зависимость. То, что действительно нам надо выяснить, – это как вдохновить наших детей на то, чтобы доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем правильно выполнять свою работу.

Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.