Как нарисовать кучерявые волосы. Как нарисовать миленькую кудрявую девушку поэтапно. Как нарисовать волосы

Добро пожаловать на мой урок «Как рисовать Волосы»! Меня постоянно спрашивают, как я так рисую волосы, и, не смотря на мои слова «вам не нужно рисовать как я!» (потому что, давайте быть честными, это колоссальная работа), я все же решила, что пришло время создать урок для тех, кто все еще горит желанием научиться всем «секретам» рисования волос. Итак, получайте.

Для этого урока вам понадобится: 1) карандаш или 2) планшетная ручка. Я не советую работать мышкой – не получится так хорошо.

Первым делом нужно нарисовать голову. Я могла бы много говорить о пропорциях головы, но не будем вдаваться в подробности. Оставим это на потом для урока анатомии, а пока нужна только голова. Для этого урока я создала несколько голов с общими очертаниями: одна из них смотрит прямо, вторая развернута на ¾, и третья представлена сбоку. Вам, наверно, интересно, почему я потрудилась создать именно три головы. Ответ прост: под разными углами прически смотрятся по-разному. Одна из самых сложных проблем с волосами заключается в том, как изобразить конский хвост, косички, пучки и даже челку под разными углами. Они выглядят довольно просто, если смотреть на них прямо или сбоку, но иногда это не так, поэтому мы и будем рассматривать все три позиции головы. Итак, головы:

Вы, возможно, рассмеетесь над моими кривоватыми головами. Насмеялись? Отлично, тогда двигаемся дальше. Начнем с основ. Первое, что нужно запомнить о волосах: они только наполовину подчиняются гравитации. Вы теперь сидите и думаете «чего?...», потому что до сегодняшнего момента все говорили вам, что гравитация напрямую влияет на волосы – и это, в принципе, так. В некоторой степени. Волосы - очень легкий материал, поэтому да, когда в дело вступает гравитация, волосы практически без усилий могут игнорировать законы гравитации. Движение, ветер, даже гель для волос будут заставлять волосы полностью игнорировать гравитацию на какое-то время. Даже сама природа волос, – любовь к сохранению любой формы, которую им придали на определенный промежуток времени, - иногда заставляет делать их странные вещи. У вас когда-нибудь был «взрыв на макаронной фабрике» на голове?

Это нормально - иногда игнорировать гравитацию, чтобы создать более красивую форму волос, пока вы осознаете, что гравитация играет свою определенною роль при движении и потоке волос. Ее нельзя просто взять и выбросить в окно.

Итак, давайте взглянем на несколько «состояний» волос и рассмотрим, как на них могут повлиять различные обстоятельства.

ОБЪЕМ

Первое, на что нужно обратить внимание при рисовании волос, это объем. У всех людей разная толщина волоса, и существует множество факторов, которые влияют на объем волос конкретного человека. Генетика, чистота волос, степень повреждения плойкой… что угодно. В общем, здоровые волосы обладают большим объемом, чем нездоровые, и у детей обычно волосы тоньше, чем у взрослых (хотя, у мужчин волосы тоньше, чем у женщин…). Иногда, объем это только выбор стиля прически.

Если волосы тонкие, или объема у них очень мало, рисуются они близко к поверхности головы. Такие волосы иногда выглядят дряблыми или жидкими. Обычно так рисуются мокрые волосы.

Густые или очень здоровые волосы рисуются намного выше, чем линия черепа, что создает ощущение большой копны волос.

Теперь, когда с объемом мы разобрались, давайте перейдем к вопросу о гравитации. Чем волосы тяжелее, тем больше они будут подвластны гравитации. На мокрые волосы гравитация действует больше, чем на сухие, также как и на густые волосы, в отличие от тонких. Длинные волосы тяжелее коротких. Это нужно помнить всегда. Давайте рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих эти положения.

Вот хороший пример того, как гравитация оказывается под воздействием силы тяжести волос. Поехали дальше, разберем этот случай.

Крупные пряди волос больше подвержены действию гравитации, чем более мелкие пряди – это потому, что у них вес больше. Обратите внимание, как эти пряди волос падают практически прямо вниз под своей тяжестью.

Этот эффект можно увидеть даже на волосах, которые были собраны в неестественную для них форму. Обратите внимание на то, как волосы, собранные в хвостик, все еще свисают вниз возле самого хвостика.

С другой стороны, более короткие волосы, как челка на этом рисунке, имеют меньший вес и склонны слегка как бы игнорировать гравитацию. Обратите внимание, как челка приподнимается у корней, а не сразу опускается вниз. Также обратите внимание на то, как основание хвостика повторяет то же движение, и слегка приподнимается. Другим примером здесь могут служить тонкие пряди волос. Посмотрите, как они «выбиваются» из общей массы волос и приподнимаются у основания, прежде чем подвергнуться действию гравитации. Из-за того, что эти пучки очень маленькие и легкие, даже малейшее дуновение ветерка могут изменить их направление.

Мокрые волосы весят еще больше. Так давайте же обольем нашу голову ведром воды и посмотрим, что произойдет.

Обратите внимание на то, что стало с прической после небольшого (ну ладно, большого) количества воды. Из-за воды волосы стали тяжелее, поэтому гравитация в данном случае действует по максимуму. Естественный наклон волос соответствует источнику гравитации, за исключением случаев, когда волосы просто вынуждены не подчиняться законам гравитации (хвостик). И даже после этого хвостик провисает под весом волос.

Другой побочный эффект мокрых волос – это «прилипчивость». Мокрые волосы будут прилипать ко всему, к чему можно – коже, одежде, самим к себе. Обратите внимание, что на картинке выше из общей прически не торчат свободные волоски, как из сухих волос, и волосы приглажены к голове – они больше не приподнимаются у корней.

Теперь давайте посмотрим, что будет происходить, если добавить что-то, что идет против гравитации… например, ветер.

Ветер иногда заставляет волосы противостоять законам гравитации. Сила противостояния равна силе ветра. Чем сильнее ветер, тем больше волосы будут игнорировать гравитацию. Обратите внимание на картинку выше, где сильный ветер сдувает волосы на лицо в левую сторону.

Сильный ветер может привести волосы в абсолютно неестественную для них форму.

Но ветер не всегда идет прямыми потоками, и не всегда дует сильно. Важный элемент, который нужно запомнить о ветре, это то, что он дует ПОТОКАМИ.

Он может изменять направление как угодно, но меняется при этом не резкими рывками.

Обратите внимание, как поток ветра на этом рисунке закручивает волосы в спираль.

Другим источником анти-гравитации для волос является вода. Я не буду никого обливать ведром воды (как было в предыдущем примере), я говорю о полном погружении в воду, о подводном плавании в океане, например. Волосы достаточно легкие, намного легче, чем вода, и поэтому они игнорируют гравитацию при полном погружении под воду. Поток и форма волос в таком случае зависят от потока воды и движений персонажа.

Начнем, пожалуй, с движений.

Допустим, например, что ваш персонаж делает обороты под водой, как маленькая русалка. Обратите внимание на то, как волосы полностью повторяют движение тела. Они скручиваются в спираль, потому что тело совершает обороты на одном месте. Можно даже сказать, что крутится она в правую сторону, потому что волосы скручиваются в обратную сторону.

В этом примере можно сказать, что персонаж плывет по диагонали вниз, потому что волосы ее направлены назад и вверх.

А этот пример немного замысловат.

Когда персонаж некоторое время находится под водой в «плавучем» состоянии, волосы начинают принимать свободное положение. Волосы по-прежнему будут тянуться к точке исхода (в данном случае персонаж двигался в том же направлении, что и на предыдущем примере, но затем остановился, и оставался на одном и том же месте некоторое время). Волосы по-прежнему плывут позади нее потому, что она плыла вперед, а теперь волосы, ударившись о тело девушки, начали завиваться в произвольной форме и противоположном направлении. Если бы она ныряла вниз и потом резко остановилась, то ее волосы скрутились бы под большим углом, как на первом примере.

Такой же принцип движения применим и к волосам, не находящимся под властью водной стихии. У персонажа с сухими волосами, совершающего резкий рывок вверх, волосы будут «прилеплены» к голове, потому что, помимо движения здесь также действует гравитация, которая утяжеляет волосы. С другой стороны, у персонажа, падающего вниз на землю, волосы не будут так вздыматься, как ожидалось бы, потому что, несмотря на действие ветра и совершенное действие, которые должны были бы «приподнять» волосы, гравитация все-таки будет «тянуть» волосы вниз.

Обратите внимание на этих примерах на то, как при движении персонажа к источнику гравитации волосы склонны «погружаться» в это движение. Когда персонаж движется в противоположную от источника гравитации сторону, ее волосы выпрямляются под еще большей силой.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

В этом примере персонаж кружится (как на примере с погружением в воду), но из-за того, что гравитация здесь имеет определенное воздействие, удар гравитационного источника заставляет волосы терять свой импульс намного быстрее, образуя более свободную спираль из волос. Также заметьте, что некая сила заставляет волосы «наползать» на лицо, и кончик спирали тоже.

Последнее, но не менее важное в Первой части данного урока, это «Внешняя Сила». Внешние силы иногда влияют на волосы. Таковыми могут быть конские хвосты, заколки, или если волосы зацепятся за что-то или даже если кто-то за них дергает. Эти внешние силы очень явно влияют на волосы. Приведем ниже несколько примеров.

Обратите внимание, что волосы сходятся в точке «стягивания» внешней силы (в данном случае это резинка и заколки).

По причине того, что эти внешние силы намного сильнее силы гравитации, волосы будут стремиться к точке стягивания, и обретут свою естественную форму только тогда, когда этот внешний фактор больше не будет действовать (обратите внимание, как волосы в хвосте начинают падать вниз сразу после точки стягивания резинкой).

Продолжение на следующей странице

Секреты рисования и реалистичного текстурирования волнистых волос открывает Марта Далиг в своем пошаговом уроке рисования.



1. Цветовая палитра

Один из самых важных моментов перед началом рисования волос – подбор цветовой палитры. По выбранным цветам можно сразу определить, будет ваша работа удачной или нет. Также как и при добавлении теней на другие предметы, выбирайте тон теней и световых пятен слегка отличающимися от среднего тона. Однако, в отличие от рисования кожи, здесь вам нужно будет выбрать два или три средних тона – это обогатит ваш рисунок.

Нажмите для увеличения изображения

2. Создание основы
Я часто приходила в недоумение из-за чрезмерного использования Аэрографов (Airbrush), однако это тот самый случай, когда Аэрограф (Airbrush) очень пригодится в работе. Основа волос должна быть однородной и без текстуры. Поэтому кликните Аэрографом (Airbrush) на затемненном среднем тоне и сделайте набросок формы волос. Основа нужна только для того, чтобы обозначить форму прически, над которой предстоит работать дальше.

Нажмите для увеличения изображения

3. Полезные кисти
Вы должны научиться рисовать и придавать текстуру волосам одновременно, это значит нужно продумать заранее, какие кисти вы будете использовать в работе. Есть определенные моменты, когда для них подходят определенные кисти. Для своей работы я использую четыре кисти –Airbrush (Аэрограф), Ragged Hard Round (Твердую Круглую кисть), Few Dot brush (Точечную кисть) и Spaced brush (Интервальную кисть) – но их можно ограничить и до первых двух. Далее по мере рисования, я буду говорить о том, где и какие кисти лучше использовать. Кисти приложены к уроку на DVD.

СОЧЕТАНИЕ КЛАВИШ
Объединение видимых слоев
Shift+Ctrl/Cmd+E
Это сочетание клавиш позволит вам объединять все видимые слои вашего документа.

Нажмите для увеличения изображения

4. Структура волос
Прежде чем продолжать рисовать волосы дальше, необходимо сначала разобраться в их структуре – каждый локон должен иметь законченную форму и оформленный кончик. Более того, структура должна быть изображена в трех параметрах – прорисовывайте не только, как завиваются кудри, но и то, как они переплетаются между собой. Здесь видна структура локонов (темные линии), их объем (серые линии) и самые выпуклые области (красные пометки). Это легкий этап, и его, в принципе, можно пропустить, однако новичкам я рекомендую все же пройти его, чтобы в будущем лучше понимать структуру прически.

Нажмите для увеличения изображения

5. Наброски кудрей
Когда вы выбрали направление кудрей, выберете Твердую Круглую кисть (Ragged Hard Round) повышенной прозрачности и выберете светлый оттенок среднего тона и плавно нанесите цвет по линиям, о которых говорилось в предыдущем пункте. Это будет нейтральная основа, но достаточная для добавления легкого объема.

Нажмите для увеличения изображения

6. Основные очертания
Мы подошли к самому важному этапу: нанесение теней. Любое последующее действие будет зависеть от этого. Я очень аккуратно применяю тени и световые пятна, с насыщенными линиями, работая постепенно над всей поверхностью волос.
Сменяя Аэрограф (Airbrush) и Твердую Круглую кисть (Ragged Hard Round) для растушевки резких границ, выберете цвет из среднего тона и большими, полупрозрачными линиями пройдитесь по самым выпуклым (а значит самым светлым) зонам волос. Чтобы добавить локонам объем, добавьте теней на углубленные зоны между прядями.

Нажмите для увеличения изображения

7. Игра света
После придания основных очертаний прическе, самое время обозначить источник света. Этого можно добиться путем добавления насыщенных теней и световых пятен. Выберете наиболее яркие цвета из своей палитры и примените их к наиболее выпуклым и углубленным зонам на волосах. Ни в коем случае, как бы ни хотелось, не используйте Dodge (Уклонение) и Burn (Сжигание), иначе ваши волосы будут выглядеть неестественно. В результате у вас должна получиться четкая форма, которая имеет вполне завершенный вид. Если вам кажется, что цвета слишком тусклые, попробуйте поиграть с Балансом Цветов (Colour Balance), особенно попробуйте потянуть слайдеры Теней (Shadow) и Света (Highlight). Некоторые комбинации могут сыграть вам на руку, если вы хотите добиться определенного цвета волос – например, попробуйте добавить голубого оттенка на тени для коричневых волос, и голубых теней вместе с красными оттенками, разбавив их красно-голубыми световыми пятнами для светлых волос. Экспериментируйте с цветами, тенями и световыми пятнами, и вы добьетесь наилучшего результата.

Нажмите для увеличения изображения

8. Объемные и отбрасываемые тени
На этапе текстуризации вы и дальше будете работать над кудрями и, возможно, вам придется добавить новые тени и световые пятна на эти же пряди. Запомните, чтобы добиться по-настоящему реалистичных волос, необходимо прибегать к использованию различных теней. Существует два типа таких теней. Первый, объемные тени (оранжевые стрелки), которые образуются вследствие объемности освещенных локонов – проще говоря, это те участки, которые остаются вне зоны света. Второй тип – отбрасываемые тени (синие стрелки), которые образуются при попадании тени одной пряди на другую. Чтобы быстро создать тени на любом этапе работы, создайте новый слой (Layer) и измените его режим на Multiply (Усиление). Примените дополнительные, сильно прозрачные тени, используя Аэрограф (Airbrush). Это помогает добиться эффекта объемности.

Нажмите для увеличения изображения

9. Текстуризация
Время добавить детали к основе. Основная текстуризация посредством размера кисти и цвета очень проста: начинаете с самой большой кисти и постепенно переходите на мелкую. Чем тоньше кисть, тем выше Непрозрачность (Opacity) и светлее цвет. Начните применять самую большую кисть и самый темный цвет, и закончите самой тонкой кистью и самым светлым цветом. Иногда можете добавлять темные пряди, чтобы выделить, что цвет волос не однороден.

Нажмите для увеличения изображения

10. Основная текстуризация
Следуя предыдущему пункту, прорисовывайте некоторые крупные пряди Твердой Круглой кистью (Ragged Hard Round). Линии должны быть короткими и теперь параллельными основанию каждой кудри. Не забывайте, оттенять темные и светлые участки прядей разными цветами (желтые и синие стрелки), т.к. самый темный цвет на объемных местах будет намного светлее, чем на углублениях. Высокая прозрачность позволит границам кисти перекрывать друг друга и создавать основу текстуры с самого начала вашей работы.

СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Уменьшайте зум.
Прорисовывать детали намного важнее, чем дорабатывать основные черты рисунка – однако, добавление излишних мелочей не придаст рисунку естественности. Чтобы научиться правильно расставлять детали, уменьшайте зум на ранних стадиях рисования, и смотрите на свой рисунок на расстоянии как можно чаще, и используйте при этом большие кисти.

Нажмите для увеличения изображения

11. Дальнейшая текстуризация
Теперь уменьшите диаметр кисти на 20-30% и продолжайте прорисовывать пряди волос. Плавно меняйте выбранные цвета по яркости и светлости, но не забывайте про осторожность применения, необходимо придать волосам естественный вид. Теперь прическа должна выглядеть более пластичной и живой.

Нажмите для увеличения изображения

12. Точечная Кисть
Теперь можно придать волосам более реалистичную текстуру: создайте новый слой (New Layer) и выберете Точечную Кисть (Few Dot Brush), которая имеется на DVD. Эта кисть очень пригодится, но применять ее стоит с осторожностью – чрезмерное количество видимых волосков в пряди создает эффект ненатуральности; нужно добавлять детали, а не прорисовывать каждую предыдущую мелочь. Лучший способ применения Точечной Кисти (Few Dot Brush) – выбрать очень высокую Непрозрачность (Opacity) (10-20%) и цвет, чуть светлее, чем тот, что был выбран до этого шага. Используя эту кисть, пройдитесь по затемненным участкам прядей пару раз, на светлых участках – чуть больше, при этом не забывайте варьировать цвет и размер кисти.

СОЧЕТАНИЕ КЛАВИШ
Новый Слой (New Layer)

Shift+Ctrl/Cmd+N
Это сочетание клавиш позволит вам создавать новые слои без помощи мышки.

Нажмите для увеличения изображения

13. Естественный беспорядок
Волосы уже обрели более-менее интересный вид, осталось только добавить большей текстуризации, чтобы придать волосам большую натуральность. Используя Твердую Круглую Кисть (Hard Round brush), выберете самый светлый оттенок для затемненных и светлых участков волос и, применив Непрозрачность (Opacity) 50%, прорисуйте пряди. Не рисуйте линии параллельными! Наоборот, старайтесь рисовать перекрывающие друг друга пряди и волоски, чтобы придать им естественный беспорядок.

СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Слои (Layers)

Одна из лучших особенностей профессиональный программ для рисования – возможность добавлять слои (Layers), однако применение новых слоев для каждого нового элемента на рисунке не только будет затормаживать процесс работы вашего компьютера, но это также может привести к несоответствию цветов на разных частях рисунка. Если вам что-то не понравилось, создайте для этого элемента новый слой (Layer), но постарайтесь сразу сравнить его с другими. Старайтесь использовать не более 5-10 слоев (Layers) для одного рисунка.

Нажмите для увеличения изображения

14. The Spaced brush (Интервальная кисть)
Создайте новый слой (New Layer) и выберете широкую Интервальную кисть (Spaced brush) (на DVD). Преимущество этой кисти заключается в том, что она придает мозаичный вид, который создает зернистое, фотографическое качество. Теперь выберете яркий цвет и пройдитесь этой кистью по волосам. Можете не следовать линиям волн – создавайте отдельные волоски, выбивающиеся из всей прически и кудрей (синие стрелки). При создании первой основы, используйте на нем фильтр Гауссиан (Gaussian). Теперь создайте еще один слой (New Layer) и повторите процедуру, но на этот раз размытие сделайте чуть меньше.

Нажмите для увеличения изображения

15. Небольшой трюк
Теперь можно прибегнуть к небольшому трюку, который облегчит и ускорит процесс работы: возьмите последний из размытых слоев из предыдущего шага и сделайте дубликат. Выберете режим Soft Light (Мягкий Свет), Lighten (Высветление) или Screen (Экран) (в зависимости от цвета волос), переверните по горизонтали и сделайте максимально прозрачным. Этот трюк позволит добиться мягкого, натурального беспорядка в прическе.

Нажмите для увеличения изображения

16. Dodge (Уклонение)
Как я уже говорила, я советую воздерживаться от использования инструмента Dodge (Уклонение) при рисовании волос, так как это может придать волосам неестественный металлический оттенок. Однако, есть и исключение - Dodge (Уклонение) может отлично подойти для придания эффекта задней подсветки. Здесь я применила Dodge (Уклонение) кистью Аэрографа (Airbrush), пройдясь по светлым краям волос. Розовыми стрелками на рисунке указаны эти места.

Нажмите для увеличения изображения

17. Конечный этап
Взгляните на свой рисунок. Если вам кажется, что волосы выглядят слишком однотонными, используйте Цветовой Баланс (Colour Balance). Если цвет волос совершенно не сочетается с цветом кожи, создайте цветовой эффект, выбрав средний тон волос, и применив его к цвету кожи с помощью сильно прозрачной кисти Аэрографа (Airbrush). В конце, обратите внимание на анатомические особенности рисунка, все ли нарисовано правильно. Когда вы достигнете хорошего уровня в этом уроке, попробуйте поэкспериментировать с цветами и стилями причесок, чтобы улучшить свою технику.

Нажмите для увеличения изображения

Показать характер персонажа, его эмоциональное состояние, типаж и т.п. также можно и с помощью волос. Как известно, волосы бывают разной структуры. Некоторые типы волос мы рассмотрим на данном уроке. Для начала определим несколько правил изображения волос.

1. Волосы не должны изображаться идеальным кругом на верху головы или сзади. Даже расположенные на затылке волосы должны изображаться криволинейно. Основу эскиза волос представляют линии, имеющие начало на голове. Под силой тяжести пряди волос естественно направляются вниз.

На анимированных рисунках отдельные полоски волос не изображаются индивидуально, даже слипаясь, они переходят в отдельные линии позже. Выходящие из основной части головы и из челки волосы на окончаниях редко имеют прямую структуру.

2. Рисунок волос начинается с передней половины лица. Важный момент, поскольку позволяет художнику наблюдать кадр лица. После появления общей бахромы, можно приступать к остальным волосам. На рисунке видно, что волосы рисовали, начиная с линии бахромы и до затылка, при этом с помощью нескольких линий подчеркнули такое направление. Для придания стройности и «живости» волосам мы добавили определенные небольшие компоненты, напоминающие тонкие нити. Затем рисуем прядь, висящую на плечах.

Изображая мужские волосы аниме, художник имеет обширные возможности для придания специфики конкретному «герою». С помощью длинных волос можно сделать персонаж более женственным. В то время, как короткая стрижка, конечно же, будет иметь обратный эффект.

На рисунке изображены примеры волос, имеющих среднюю длину. Совершенно не важно, какой тип волос вы собираетесь изобразить: всегда надо начинать спереди и идти по направлению роста.

Ознакомившись с общими правилами рсования волос в аниме, пора узнать, как же сделать волосы красивыми и утонченными.

1.Волнистые волосы

Встречаются довольно часто, распространенный тип волос. Если такие волосы попались короткими, можно привнести в рисунок несколько деталей, выделить определенные локоны, — это придаст больше реалистичности.

2. Вьющиеся волосы

Пожалуй, наиболее сложный тип волос. Вполне логично, ведь приходится показывать массу деталей. Для отображения локонов в таком же виде, как на рисунке выше, придется потренироваться определенное время. Внизу можно нарисовать щелчки, что позволит добавить дополнительную реалистичность.

3. Волнистые, дикие волосы

Для придания более распущенного вида прическе стоит добавить нити в различных местах.

4. Прямые волосы

Прямой тип волос часто характерен для представителей азиатской расы, хотя примеры можно найти и в других народах. Узнать такие волосы немудрено: прямая структура и «мягкий» конец.

(то, что мы будем создавать)

Реалистичность – штука очень сложная, но если вы освоите методы ее достижения, то сможете вывести свои работы на качественно новый уровень.

На этом уроке по фотошопу я покажу вам как нарисовать четыре различные прически, варьируя текстуры и формы локонов. Кроме того, вы, шаг за шагом, научитесь добиваться максимальной реалистичности, подбирая правильные режимы наложения.

1. Изучите свои кисти
Не имеет смысла приступать к рисованию, не обеспечив себя самым необходимым инструментарием. Для цифрового рисования лично я использую графический планшет . В нем настолько много различных опций кистей, доступный онлайн, что иногда сделать выбор довольно сложно. Но в случае, если вы используете Adobe Photoshop CC , выбор значительно упрощается. При том, что нем есть все необходимые кисти.

Просто нажмите F5, чтобы открыть палитру кистей. Далее, открываете выпадающий список с наборами кистей, и выбираете нужную вам.

Жесткая круглая кисть, чувствительная к нажиму
Основная кисть, которую я буду использовать – чувствительная к нажиму, жесткая кисть с круглым наконечником. Она имеет размытие края и ее непрозрачностью можно управлять нажимом пера. Она вполне подходит для рисования набросков и текстуры волос.

Сухая кисть
Следующая кисть, которую мы будем использовать в работе – текстурная сухая кисть. Для достижения гиперреалистичного вида ваших изображений, иногда бывает полезным добавить немного зернистости и текстуры. Например далее в этом уроке мы, с помощью этой кисти, воссоздадим текстуру кудрявых волос.

2. Использование в фотографий в качестве образцов

Многие новички допускают классическую ошибку, когда приступают к рисованию не собрав, предварительно, достаточного количества фотографий, которые можно было бы использовать в качестве образцов, или, так называемых референсов. Наблюдая, как их почитаемые художники рисуют, как говориться, с ходу, они стараются поступать точно так же.

Реалистичность требует времени. Поэтому ни в коем случае не следует торопиться. Очень важно попытаться понять, почему тот или иной предмет выглядит именно так в реальном мире. Профессиональные художники тратят на рисование многие и многие часы, воссоздавая и изучая конкретную схему освещения. Поэтому они намного лучше знакомы общими принципами, чем большинство обычных людей.

В процессе урока, для наглядности, я буду использовать следующие четыре фото:

Обводить или не обводить?

Вокруг этого вопроса всегда было много споров. Знаю, с одной стороны это может выглядеть как некий обман, подделка. Но лучшего метода для практики и набивания руки пока еще не придумали. Поэтому, даже если в какой-то момент вы окажетесь готовы сдаться, почувствуете, что у вас ничего не получается, просто продолжайте обводить нужные вам контуры на фото. И очень скоро вы сможете создавать эскизы самостоятельно.

3. Понимание режимов наложения слоев

При работе в фотошопе рисование на слоях, установленных в различные режимы наложения, может сэкономить вам массу времени. Ниже описан метод, который применяю лично я каждый раз, когда рисую волосы. В каждом конкретном случае процесс может отличаться в деталях, но так или иначе, я всегда начинаю работу на слое в Нормальном режиме наложения.

Нормальный (Normal)
Задайте вашему документу разрешение 300 пикселей на дюйм. Подобного рода работу лучше выполнять на документах с достаточно высоким разрешением. Для начального наброска и нанесения базовых цветов всегда лучше использовать слой в режиме наложения Нормальный (Normal).

Мягкий свет (Soft Light)
Ваш рисунок чем-то вас не устраивает? Выглядящие совсем неестественно резкие черные линии вас раздражают? Чтобы линии наброска стали более мягкими или лучше сочетались с другими использованными в работе цветами, попробуйте режим наложения Мягкий свет (Soft Light). Поэкспериментируйте с Непрозрачностью (Opacity), и вы сможете заметить значительное улучшение в плане реалистичности.

Умножение (Multiply)
Каждый раз, когда вам нужно использовать очередной режим наложения, создавайте отдельный новый слой.

Слой, установленный в режим наложения Умножение (Multiply) лучше всего использовать для теней. При этом, вам не нужно кропотливо подбирать цвета, открыв палитру, а достаточно просто навести курсор на область, которую необходимо затенить, зажать Alt, и кликнуть. В результате будет взят образец цвета из этой области, и он автоматически будет умножен, выдавая затемненный результат.

Перекрытие (Overlay)
Данный режим наложения устойчиво ассоциируется у меня со светом. На поверхности слоя, установленного в режим наложения Перекрытие (Overlay), вы можете рисовать как теплыми, так и холодными цветами, имитируя естественное освещение. Однако, при работе с этим режимом, следует проявлять осторожность и не перестараться.

Линейный осветлитель (Linear dodge)
Слой в режиме наложения Линейный осветлитель (Linear dodge) лучше всего использовать, когда на прическу нужно наложить особенно яркие отсветы. И опять же, для получения вполне приемлемого результата, вам достаточно просто выбрать образец цвета при помощи инструмента Пипетка (Eyedropper Tool (E)).

Теперь вы, в общих чертах знакомы с методом, применяемым мной для рисования волос. Далее давайте попрактикуемся с различными прическами.

4. Как рисовать короткие прямые волосы

Шаг 1
Начнем с простейшей “боб”. Нарисуйте эскиз коротких волос, не забывая обозначить голову и верхнюю часть тела модели, а так же стараясь передать их динамику. Наложите несколько сплошных цветов на область кожи и прически, используя для этого отдельны слой. Установите этот слой в режим наложения Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 2
Создайте новый слой и установите его в режим наложения Перекрытие (Overlay). Светло-желтым цветом наложите на прическу рассеянный свет, там, где солнечный свет мог бы касаться волос. В результате, темно-коричневый цвет на этих участках, изменится на более теплый оттенок.

Шаг 3
Создайте еще один новый слой и установите его в режим наложения Умножение (Multiply). Далее, взяв образец базового темно-коричневого цвета, наложите на прическу тени. Если прокрашиваемые области будут затеняться неравномерно, отмените действие, и убедитесь, что Жесткость (Hardness) используемой кисти равна 100%.

Шаг 5
Корректируем форму волос. За счет прорисовки самых тонких прядей, постарайтесь передать некоторую динамику. Затрите выборочные участки белым цветом или аккуратно сотрите их. Обозначьте синим цветом простенький воротничок.

Шаг 6
Создайте под всеми существующими слоями новый слой и залейте его нежно-голубым линейным градиентом.

Шаг 7
Наконец, создайте новый слой в режиме наложения Линейный осветлитель (Linear dodge). Наложите на прическу недостающие отсветы, используя для этого кисть размером 1-5 пикселей. По завершении, у вас должна получиться вот такая прическа с прямыми, короткими волосами:

5. Как рисовать прическу с прямыми волосами и челкой

Шаг 1
В следующей нашей прическе мы так же будем работать с прямыми волосами, но на этот раз поработаем еще и над челкой. Набросайте эскиз, обращая особое внимание на форму и расположение волос в области лба.

Даже если в вашем случае цвет волос должен быть еще более светлым, базовый цвет всегда нужно выбирать немного более светлый, чем тот, что вы рассчитываете получить в итоге. Итак, наложите базовый цвет на отдельном слое и установите его в режим наложения Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 2
Теперь давайте добавим немного теней. Создайте новый слой и установите его в режим наложения Умножение (Multiply). Постарайтесь наложить достаточно мягкие тени, сквозь которые мог бы просматриваться базовый цвет.

Шаг 3
Прокрасьте теплым светом внешние края прически, создав для этого новый слой в режиме наложения Перекрытие (Overlay).

Шаг 4
Залейте фон красивым персиковым градиентом. Добавьте прическе больше деталей в виде тончайших локонов, используя для этого тонкую кисть и экспериментируя с цветами. Даже если прическа, сама по себе, прямая, отдельные отбившиеся локоны придадут ей динамику.

Шаг 5
Продолжаем работать над волосами. Если вы готовы накладывать свет, то создайте новый слой и установите его в режим наложения Линейный осветлитель (Linear dodge). Наложите финальные отсветы, и придайте характерное сияние области челки. Вот что должно получиться в результате:

6. Как рисовать волнистые волосы

Шаг 1
Так как здесь нам предстоит рисовать волнистые волосы, то я предлагаю вам внимательно изучить структуру завитков. Присмотритесь, как завитки и локоны переплетаются между собой и, в качестве практики, попробуйте нарисовать отдельные элементы прически с волнистыми волосами. В большинстве случаев волнистые волосы – это переплетение локонов в виде различных вариаций буквы S.

Шаг 2
Итак, наложите базовые цвета поверх созданного слоя с эскизом прически. Установите слой с эскизом в режим наложения Мягкий свет (Soft Light), и приступайте к наложению теней на отдельном слое, установленном в режим наложения Умножение (Multiply).

Шаг 3
В общий чертах, процесс во многом схож со случаем, когда мы работали над прической с прямыми волосами. Прежде чем переходить к наложению света на отдельном слое в режиме наложения Линейный осветлитель (Linear dodge), максимально закончите с тенями.

Шаг 4
Чтобы придать изображению законченный вид, наложите на фон линейный градиент. Далее, переключившись на кисть меньшего размера, детализируйте прическу, накладывая более яркие отсветы. Волнистые волосы всегда требуют заметно большего времени. Поэтому не поленитесь, поработайте над текстурой прически, а так же постарайтесь воспроизвести естественный беспорядок в виде отдельных прядей и локонов.

7. Как рисовать кудрявые, кучерявые волосы

Шаг 1
Последней, рассмотренной нами на этом уроке, прической станет прическа с кудрявыми волосами. Такая особенность волос свойственна некоторым народностям, она имеет ярко выраженную текстурность, и требует большего количество шагов, чем предыдущие прически.

Начните, как обычно, с создания эскиза при помощи жесткой круглой кисти.

Шаг 2
Наложите базовые цвета. Но на этот раз желтый цвет на прическу накладываем при помощи линейного градиента. Этот градиент поможет нам понять то, как наслаиваются друг на друга волосы. Установите слой с эскизом в режим наложения Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 3
Приступая к работе над тенями, постарайтесь зрительно представить себе то, как волосы, слой за слоем, располагаются на голове. Цвет волос во многом зависит от пигмента. В моем случае на взятом за образец фото прическа выполнена в стиле “ombre”. Поэтому мне пришлось поэкспериментировать с различными цветами на отдельных слоях, установленных в режим наложения Перекрытие (Overlay) и Умножение (Multiply).

Шаг 4
Девушки, обладающие непослушными, кудрявыми волосами должны быть очень хорошо знакомы с текстурой прически. Для воссоздания такой текстуры, нам придется воспользоваться другими кистями.

Нанесите текстуру при помощи, упомянутой в начале урока, сухой кисти. Сухая кисть отлично имитирует, характерные для африканских народов, густые кудряшки. Разбрызгивать текстуру по прическе следует местами, неравномерно.

Шаг 5
Продолжаем совершенствовать завивающуюся текстуру волос. Природа кудряшек несколько отличается от рассмотренных ранее волнистых волос. Поэтому здесь следует использовать линии с плотно расположенными волнами.

Шаг 6
В завершение залейте фон розовым цветом и теплым оттенком наложите на прическу свет, чтобы она стала более выделяющейся. Для наиболее ярких спиральных прядей, выбивающихся вперед, используйте отдельный слой, установленный в режим наложения Линейный осветлитель (Linear dodge).

Заключение
Вот мы и закончили!
Изучение приемов реалистичного рисования – это довольно полезный опыт. Здесь вы узнали кое-что об освещении, текстурах и цветах, а так же о том, что вы можете создать с помощью фотошопа.

Надеюсь, этот урок, посвященный рисованию четырех различных причесок, вам понравился. Или вам понравилась какая-то одна из них? Удачи вам, и творческих успехов!

Бросьте себе вызов. Рисование портрета действительно может быть вызовом. Звучит смешно, но на деле не так просто в исполнении. Портрет состоит из многих деталей, и лично для меня проще изначально разбить процесс рисования на несколько шагов. Сегодня объект нашего внимания – волосы! За 4 простых шага вы сможете нарисовать волосы девушки для своего незаконченного портрета, к примеру.

Чтобы научиться рисовать волосы карандашом поэтапно , воспользуйтесь этими простыми рекомендациями!

Некоторые часами трудятся над укладкой. И, когда приходит время, вам отдают должное. Эти шаги помогут вам создать иллюзию настоящей прически.

Для начала вам нужно будет выбрать или сделать источник-фотографию. Может, это будет ваша любимая знаменитость? Или же можете сфотографировать себя. Именно это я и сделала! Главным для меня было запечатлеть волосы. Чтобы нарисовать их, я воспользовалась графитными карандашами (2Н, НВ и 3В) и обычной бумагой для рисования.

  1. Для начала присмотритесь к локонам.

Прежде чем браться за бумагу и карандаш, давайте понаблюдаем за положением волос. Иногда пробор находится посередине, иногда сбоку (как в моем случае), но именно с него лучше всего начинать. По мере того, как мы продвигаемся дальше, волосы распадаются на пряди. Возможно, это все благодаря освещению или текстуре, но в целом разделить волосяной покров на пряди довольно просто. Известно, что на голове человека могут быть тысячи прядей, однако все выглядит иначе. Идея рисования волос в том, что мы отражаем фокусное изображение, а не каждую прядь отдельно, поэтому мы разделим волосы на пряди с усиленным акцентом на определенные пряди.

Волосы могут лежать массивной шапкой (представьте себе курчавые волосы!), но, как и в моем уроке по рисованию блестящих объектов, мы разобьем рисование их на несколько шагов. Помните об этом, когда начнете. Сначала я возьму твердо-мягкий карандаш (НВ). Он мягкий, но не чертит слишком темные линии, и его легко стирать.

  1. Рисуем общий контур.

Я нарисую лицо, чтобы дать представление о направлении волос – включая расстановку глаз, носа и рта, лишь для создания пропорций. Я могу отталкиваться от их расположения на лице и соотнести их с будущим расположением волос.

После того, как я сделала набросок черт лица, я принимаюсь за рисование формы прически. Какая может быть форма? Например, я заметила, что моя длинная уложенная челка решительно уложена вдоль лба. Помимо этого нюанса, есть еще и текстурированные участки, а также небольшой участок волос в тени за ухом. Не торопитесь и внимательно пронаблюдайте за тем, какие формы они принимают. Это наиболее важная часть при рисовании волос карандашом поэтапно . Распланируйте свои действия. Вы не захотите продолжать, пока не решите, что все находится на своем месте.

  1. Начинаем заполнять пространство и распределять тень.

Теперь, когда у нас есть план, приступим к его выполнению. Посмотрите на источник. В каком направлении лежат волосы? Они прямые, волнистые, кудрявые или смешанного типа? Насколько они длинные? В случае с челкой я буду прокладывать штрихи по направлению вниз вдоль лба. Это будет показателем единства волос в пряди.

Если пряди короче, делайте более короткие отметины. Если волосы длинные, темные участки будут, соответственно, длиннее. Вам нужно, в общем-то, копировать текстуру и длину, не обязательно прорисовывая их отдельными линиями.

Также отмечайте про себя положение света и бликов на волосах. Они делают пряди округленными. Я стираю ластиком те места, где нужно осветлить прядь.

  1. Отметьте стратегические области.

Теперь у вас сформировался общий взгляд на волосы; уделите также время прорисовыванию более мелких прядей. Чтобы добиться темных насыщенных линий пользуйтесь карандашами с мягкими стержнями. Это сгладит рисунок и скроет неуместные фрагменты.

Когда результат начнет вас устраивать, можете стереть кляксы. Поздравляю, вы справились! Вы сумели нарисовать волосы карандашом поэтапно с помощью этого урока.

Если этой статьи для вас было недостаточно, советую ознакомиться со статьей « «.

Перевод статьи с сайта www.craftsy.com.