Как вы считаете, актриса - женская профессия? Любовь к себе

ТАСС/Никитченко Елена Быть частью уникальной актерской семьи, впервые сняться в кино в раннем детстве, чувствовать ответственность за всю династию, выходя на сцену, — это все о Марии Мироновой. Она родилась в семье советской актрисы Екатерины Градовой (радистка Кэт в «17 мгновеньях весны») и любимца всех советских зрителей Андрея Миронова.

Ее детство не назовешь обыкновенным и безоблачным — но именно оно воспитало в Марии характер, который позволил не опустить планку актерского мастерства.

Без отца


Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981)

Маша появилась на свет в один год со своей сводной сестрой по отцу от Ларисы Голубкиной. Миронов был влюблен, и выбор между двумя любившими его женщинами сделал в пользу Ларисы. Маше от отца досталась фамилия и безусловный актерский талант.

Впервые на сцену Марию вывела ее бабушка со стороны матери — тоже актриса, Раиса Градова. Она служила в театре им. Гоголя и организовала участие внучки в спектакле «Декамерон». Маше тогда было 6 лет. Еще через два года она дебютирует в кино — в роли Бекки Тэтчер в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

К моменту окончания школы вопрос о выборе профессии не стоял — Миронова успешно поступила в Щукинское театральное училище. Но закончить его не получилось: почти сразу Маша отказалась от учебы в пользу замужества и рождения ребенка.

На 10 лет старше


Ледниковый период (2002) Они познакомились, когда Миронова еще училась в школе: Игорь Удалов, бизнесмен из мира телевидения, участвовал в переговорах канала ТВ-6 с американцами. Школьница Маша присутствовала на них в качестве переводчика — подрабатывала, чтобы помочь семье деньгами.

Ее мама не стала возражать против отношений дочери с мужчиной, на 10 лет ее старше. Игорь оказался порядочным и честным человеком: они оформили отношения официально, и в 17 лет Мария уже забеременела.

«И вот в мае 92-го года я, семнадцатилетняя, сидела и гадала: все-таки я рожу до того, как мне исполнится 18, или после?», — вспоминала Миронова в одном из интервью.


Мария Миронова, Игорь Удалов (Мудрац Александра/ТАСС) Сын Андрей появился на свет через неделю после ее совершеннолетия. Такая разница в возрасте позволила им быть настоящими друзьями, а не просто матерью и сыном. В дружбу превратилась и любовь с отцом Андрея — их брак закончился разводом, хотя они сохранили теплые чувства и уважение друг к другу.

Успех и второе замужество


Ночной Дозор (2004) Едва ребенку исполнилось полтора года, Миронова решила продолжить учебу, но решение о вузе переосмыслила: забрала документы из «Щуки» и поступила во ВГИК. Положение жены успешного бизнесмена и дочери знаменитых артистов ее не устраивало: она хотела добиться собственных успехов.

Получив диплом, Миронова получила предложение о работе в театре «Школа современной пьесы», но принимать его не спешила. Сначала решила попробовать исполнить свою мечту: играть в Ленкоме Марка Захарова.

Конечно, он знал, чья она дочь, и наверняка видел ее в детстве, но никаких поблажек для себя Миронова не требовала. На сцену Ленкома она впервые вышла в танцевальной массовке, затем получила первую крохотную роль и лишь через четыре года дослужилась до главной — в спектакле «Укрощение укротителей».

Вскоре пошли и успешные роли в кино: фильм «Свадьба» Лунгина с Мироновой в главной роли завоевал приз Каннского кинофестиваля за лучший актерский ансамбль. Затем последовали «Олигарх», «Ледниковый период», «Дозоры» Бекмамбетова.

К 30 годам Миронова стала успешной актрисой, мамой замечательного сына и счастливой женой: ее вторым мужем стал Дмитрий Клоков, советник президента РАН. На этот раз она была старше его на 7 лет, но это ничуть не мешало семейной идиллии.

Мария Миронова и Дмитрий Клоков

Он не только прекрасно поладил с ее сыном от первого брака, но и не имел ничего против совместного отдыха с бывшим мужем Мироновой. Так они и ездили в отпуск: Мария с сыном и ее мужья: бывший и нынешний.

«Он понимает, что Игорь — отец моего сына. И поэтому по‑прежнему мне очень дорог. А как же иначе?», — объясняла Миронова.

А был ли Муж?


Алексей Макаров

О том, что послужило причиной второго развода, она не распространяется. Миронова вообще старается не делиться с журналистами подробностями своей личной жизни. Расставшись с Клоковым, она какое-то время жила одна, пока однажды пресса не заметила Марию в компании актера Алексея Макарова — сына Любови Полищук.

Это произошло на одной из кинопремьер. Миронова и Макаров пришли туда вдвоем и выглядели счастливой влюбленной парой. Никаких комментариев о своих отношениях они не давали — и журналисты дали волю фантазии.

Лишь спустя полгода на официальном сайте Макарова появилась информация, что с ноября 2011 года он и Мария — муж и жена.

Пресса гудела: поженились дети двух легендарных актеров! Говорили, что Миронова хорошо влияет на своего мужа: Макаров остепенился, отказался от вредных привычек, снимается в кино.


Гибель Империи (2005)

Так продолжалось, пока обоих не пригласил на съемки Сергей Жигунов: он задумал новую экранизацию «Трех мушкетеров». Мироновой досталась роль королевы, Макаров играл Портоса.

По сюжету Мария должна была играть несколько откровенных сцен с исполнителем роли короля — своим давним другом Филиппом Янковским, а также с Константином Лавроненко, играющим герцога Бекингемом.

Макаров не скрывал своей ревности, независимую Миронову это раздражало. Вскоре актеры разъехались по разным номерам, а затем и вовсе расстались. Брак просуществовал всего год: Алексей Макаров этого не скрывал, а Мария упорно продолжала все отрицать.

«У меня замечательные отношения с Лешей. Никто не сходился, никто — уж тем более! — не разводился. Как была у нас дружба, так она и осталась. И на этом точка», — заявляла Миронова в интервью «Комсомольской правде».

Путешествия, работа, сын


Личное дело майора Баранова (2012) Если сейчас у нее и есть романы, она тщательно их скрывает, наученная опытом. «Мне хотелось бы пожить без суеты», — говорит Миронова журналистам. Конечно, это не касается работы: она продолжает быть одной из самых востребованных российских актрис.

Сериал «Родина», блокбастер «Салют-7» — ни один из проектов, в которых она снимается не проходит незамеченным.

Она много путешествует по миру, сама контролирует строительство загородного дома в Подмосковье, курирует работу благотворительного фонда поддержки деятелей икусства «Артист» и продолжает быть другом своему взрослому сыну.

«На первом месте Бог, на втором — семья и близкие люди, на третьем — фонд и только на четвертом — работа», — так расставляет приоритеты блестящая наследница своей фамилии.

«Мне хотелось пожить без суеты, в плавном течении времени, на природе. И вот теперь у меня есть загородный дом. Куда я пока приезжаю только для финансирования какой-то новой возникшей проблемы. То электричество погасло, то стойка сломалась», - рассказывает Мария Миронова накануне премьеры фильма «Салют-7», в котором она сыграла одну из главных ролей.

- Мария, недавно вы завели свой фотоблог в Интернете и сразу обзавелись большим количеством подписчиков…

Мне просто интересно стало, что такое - соцсети, почему все вокруг сидят в этих телефонах, это уже немыслимо! Ты хочешь с человеком поговорить, а он все время в виртуальном мире. В итоге я теперь и сама пишу в соцсеть, но только если есть повод. Я выставила там трейлер своего нового фильма «Салют-7», какое-то мероприятие нашего фонда «Артист». Но посвящать этому всю свою жизнь - это не моя история.

- Вы же там не только что-то информативное и полезное для дела выкладываете, но и фото из путешествий - Бали, Венеция...

- Вы сейчас со страстью фанатика путешествуете по самым дальним уголкам планеты…

Я рада, что теперь могу посмотреть такие далекие страны. Еще недавно я ездила только поездами, и мне приходилось ограничиваться Европой. Долгое время летала лишь в случае крайней необходимости.

- Что-то вас напугало?

Была пара неприятных ситуаций в самолете. Последняя - когда пилоты смогли сесть только с четвертой попытки и уже с достаточно низкой высоты. Мы с друзьями летали на Корфу. Туда - немецкой рейсовой авиакомпанией, и все прошло замечательно. А обратно был какой-то непонятный чартер... Не хочу людей пугать и все описывать, но это было ужасно. Со мной летели Павел Каплевич (театральный художник. - Прим. ред.) и его сын Максик. Возле них сидела какая-то старушка. И когда наконец мы приземлились, ее вырвало прямо на Максика. Все пассажиры были белого цвета. И держались за руки, потому что думали: это конец. Потом я долго держалась от самолетов подальше. К счастью, я это преодолела и теперь могу полететь куда-то далеко, на море… Стала прямо солнцезависимая. Яркое солнце для меня - аккумулятор.

23 марта на экраны Союзного государства выходит фильм Владимира Бортко "О любви". После эпохальных экранизаций режиссер "Собачьего сердца" и "Мастера и Маргариты" снял простую историю о любовных перипетиях, в основных ролях - Анна Чиповская, Алексей Чадов, Дмитрий Певцов и Мария Миронова. Сегодня Мария Миронова - гость редакции.


Фото: РИА Новости

Мария, если в двух словах, о чем новый фильм?

Сам Бортко говорит, что это история об Анне Карениной. Мне же кажется, что это очередная история о любви.

- Кто ваш партнер в картине?

Дмитрий Певцов, он играет моего мужа.

Вы создали по-настоящему положительный образ, но ваша героиня как-то очень уж спокойно отпускает своего мужа?

Да, но она оставляет дверь дома для него открытой. Удержать - это искусство, и чем сильнее пытаешься удержать, тем больше хочется уйти.

- Какой зритель может быть у фильма?

Разный. И молодой, и уже поживший, у которого есть понимание, что за отношениями людей стоит серьезный духовный труд. Готов ли человек проделать эту работу или будет и дальше порхать с ветки на ветку?

- Как вы считаете, актриса - женская профессия?

Больше женская, чем мужская. Профессия актера подразумевает сочувствие, сопереживание, жертвенность, а это больше женские качества, чем мужские.

- А какие качества вы цените в себе?

Позитивность, я оптимистичный человек. Хотя правильнее назвать качества, к которым я стремилась: умение убеждать, не сдаваться независимо от ситуации.

- Это у вас от мамы или от отца?

Я точно не могу сказать, откуда они, это как раз то, к чему я стремилась.

- У вас взрослый сын Андрей. Трудно ли быть матерью молодого и красивого сына?

Нет. Радостно.

- Он женился?

Нет еще.

Это день памяти.

- Андрей Миронов был эталоном стиля, а у вас какое отношение к одежде?

Никакое. Надеваю джинсы и еду - я же не модель.

Надо посмотреть спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова и Римаса Туминаса.

- Придерживаетесь ли вы диет?

Уже много лет я придерживаюсь простого правила: есть надо мало.

- У вас был удачный кинематографический год?

Параллельно "О любви" выходит фильм "Салют-7", вышла драма "Землетрясение", выходит "Садовое кольцо" и российская версия "Доктора Хауса".

- В "Салюте" кого играете?

Жену космонавта - героя Владимира Вдовиченкова. Я сдружилась с режиссером Климом Шипенко. Это для него прорывной проект. "Салют-7" снимался крайне подробно. Была команда, которая следила за достоверностью истории. Это честная работа. Надеюсь, она вызовет интерес.

Вы снимались с Дмитрием Певцовым в "Снайпере" белорусского режиссера Александра Ефремова. Фильм получил награду на фестивале "Лiстапад" в Минске.

Там тоже любовный треугольник. Режиссеры любят приглашать меня в "треугольники". Снимали в Минске и воспоминания самые позитивные. Мне всегда везло с партнерами - Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Миронов, Армен Джигарханян. Что касается киноактеров, тоже - Александр Балуев, Дима Певцов, Володя Машков с Толей Белым в "Садовом кольце". С Костей Лавроненко было прекрасно работать, с Андрюшей Мерзликиным.

- С кем из режиссеров вы бы хотели поработать?

С Кустурицей. Я его очень люблю. Мне очень понравился его последний фильм "По Млечному пути".

- Вы были продюсером спектакля, будете еще выступать в подобном амплуа?

Мы открыли фонд "Артист". Чем старше я становлюсь, тем больше хочется тратить свои силы на то, что реально интересно, о чем не пожалеешь. Мы сделали концерт в Большом театре, концерт в саратовском театре. Мы собираемся выходить на большое количество региональных городов, которые нуждаются в помощи и поддержке. Мы связываемся с театрами и собираем ветеранов, пенсионеров, которые нуждаются в чем-то, включаем в нашу картотеку, чтобы оказать им помощь.

- Для вас важна похвала?

Да, мне важно одобрение, как для любого человека.

- А если ругают?

У меня был момент, когда меня ругали критики, потом был момент, когда меня хвалили критики. Я достаточно самокритичный человек и нахожусь где-то посередине этого. Я верю в золотую середину и в отношении себя, и в отношении мира, жизни и других.

- Когда вам после спектакля дарят цветы - какие любите?

Полевые ромашки.

- Какие планы?

Было много работы, так что в планах чуть-чуть отдохнуть.

Татьяна Хорошилова


Она на пятнадцать лет пережила своего мужа и верного партнера по сцене - Александра Менакера. Александр Семенович ушел после четвертого инфаркта. Такое случается - женщина теряет спутника жизни, но находит утешение в детях. Однако Миронова и без сына своего, потрясающего, до сих пор любимого народом Андрея, выдюжила целых десять лет. В квартире ее мешками громоздились письма. На конвертах адрес: "Москва, Арбат, маме Андрея Миронова".

Источник ее выносливости и долготерпения известен одному Богу. Никто никогда не видел Марию Владимировну плачущей. "Железная женщина", - говорили многие с недоумением...

Миронова - не просто легенда нашей эстрады. Она и человеком была легендарным. Ею восхищались, ее цитировали и побаивались. Имея собственное мнение обо всем - телевидении, экономике, управлении государством, наша "Марья" не стремилась к особой деликатности. Могла по-гоголевски припечатать человека своим поставленным, с металлическими нотками голосом. Одного актера, завсегдатая посиделок, тусовок и разных "капустников", называла вездесущим. Поделив это слово пополам и удвоив "с" в части "сущий"...

Миронова - из плеяды тех подлинных советских звезд, которые и жили по-звездному, то есть неторопливо и с достоинством. Не работали летом, потому что лето - время для семьи. Не давали по два концерта в день. Коллекционировали фарфор (отошедший теперь по завещанию Бахрушинскому музею). Какие друзья собирались дома - Утесов, Марецкая, Рина Зеленая ... Какие портреты на стенах - Ахматова, Гейченко, Русланова, Гилельс... В детстве Маша Миронова сидела на коленях у Шаляпина, юная, она очаровала Зощенко, 16-летнюю ее приняли в труппу МХАТа 2-го... Знаменитая эстрадная героиня Мироновой, "телефонная террористка" Капа, вызывала нарекания у строгих ценителей. В свою очередь Мария Владимировна, дожив до патриарших (матриарших) лет, упрекала Геннадия Хазанова: "Какая пошлость - читать со сцены монолог про то, как ты наелся арбуза и пошел провожать любимую девушку. Вот я сейчас выйду и начну рассказывать, как я объелась гороха и что из этого вышло...". То была еще эпоха эстрадной невинности. Про телевизионную не говорю.

Свое первое интервью с Марией Владимировной Мироновой я записала, когда мне было лет восемнадцать, а ей, соответственно, под восемьдесят. С тех пор и до конца ее жизни мы не то, чтобы дружили - это глагол слишком ответственный, но виделись часто. Счастьем моим было приезжать в потрясающе уютную квартиру на улице Танеевых (теперь Малый Власьевский переулок) или на крохотную дачу в Пахре, прозванную за размеры "бензоколонкой". И ни разу мне - ровеснице своих внучек - Мария Владимировна не сказала "ты".

Интервью, которое я решила вспомнить незадолго до дня ее памяти, делалось для "Известий" в декабре 1994 года. Прошло 13 лет, а все, что говорит Миронова, не просто осталось актуальным, - кажется, будто мы беседовали неделю назад. Просто Мария Владимировна очень хорошо знала свою страну - ту, где родилась, работала, прославилась и свершила путь длиной от последнего российского императора до первого российского президента.

Мария Миронова: "Разве людей выбирают в Думу, чтобы они воздерживались?"

вопрос: Мария Владимировна, что или кто помогает вам жить сегодня?

Ответ: Я репетирую в спектакле "Уходил старик от старухи". Там у моей героини есть фраза: "Жизнь - это, в общем, простая штука". Так что ничего супернового и оригинального я вам не скажу. Мне помогает жить семья. Ее нет, но она была на протяжении 45 лет, и от нее все еще идут свет и тепло, как от погасшей звезды. Если бы не Александр Семенович Менакер, вы бы, наверное, не сидели сейчас здесь и не задавали мне вопросов. Вероятнее всего, вы бы вообще не знали о моем существовании. У меня был замечательный муж, друг, художественный руководитель - в одном лице. Только теперь я могу открыть, кто же действительно первенствовал в нашем дуэте - при жизни он бы мне этого не позволил. Когда сегодня таксисты не берут с меня денег, это заслуга исключительно Александра Семеновича. Счастье мое, что он именно в меня влюбился. Могло получиться: Менакер и Иванова. Или: Менакер и Сидорова. Очень просто. Но Менакер был бы все равно.

в: А вас бы не было? Неужели вы настолько не уверены в собственном таланте?

О: Я не считаю себя особо хорошей актрисой. Разве что приличной. К моменту нашего с Менакером знакомства его имя набиралось на афишах аршинными буквами, а мое - внизу, петитом, где "при участии и др." Но всю свою дальнейшую жизнь он самоотверженно и бескорыстно посвятил моей карьере.

в: Тем не менее в вашей стойкой, неослабевающей популярности есть и ваша личная заслуга.

О: Безусловно, заслуга есть. Она заключается в том, что я - мать своего сына. Вы знаете, я сейчас особенно "популярна" в двух местах - на Ваганьковском кладбище и на Черемушкинском рынке. На рынке мне постоянно что-нибудь дарят: лимоны, вырезку, вот тапочки, которые на мне, перчатки вязаные, просто цветы... Отказаться невозможно - люди страшно обижаются. На кладбище ко мне подходят, заговаривают, желают здоровья. Наверное, будь у меня силы ходить по улицам, я бы и там ощущала свою "популярность". Мне приходит много писем. В основном от людей значительно моложе меня. Для них я - мама Андрея Миронова. Так что моя "популярность" - это отсвет любви к моему сыну.

в: За последние несколько лет от нас ушло немало прекрасных актеров. Их вспоминают, отмечают даты рождения, смерти. А Андрей Миронов на экране постоянно, безо всяких специальных поводов. Хотя "тайна сия велика есть", но все-таки - как вы для себя объясняете феномен этой непреходящей любви?

О: Чем реже встречаются качества, которыми в полной мере обладал Андрей, - мягкость, доброта, человечность, тем он нужнее людям. Он получил их от отца, а его отец - от своего отца. Не говорю уже о том, что Андрей был редким актером, актером на все времена. Явлением в искусстве. При его жизни клановая критика - а другой у нас, по-моему, не было и нет - этого не признавала. Но время все решает по-своему. Как ни странно, по достоинству оценивать Андрея начали те поколения, которые практически не застали его на сцене. Им вдруг оказались важны и дороги эти старые пленки. Так что у Андрея еще большое будущее... К сожалению, мы иногда видим, как очень авторитетные и уважаемые когда-то люди, находясь в добром здравии, выпадают из нашей жизни. Но бывает и наоборот...

в: Вы ведете довольно активную общественную деятельность. На ваш взгляд, стоит ли людям искусства открыто обнародовать свои политические взгляды и симпатии?

О: По-моему, у нас все хорошие начинания уходят в песок, потому что на самый простой вопрос, например: "Как вы хотели бы жить?", мы умудряемся дать три разных ответа. Один скажет "хорошо", другой, не в меру остроумный, - "плохо" и кто-нибудь обязательно - "затрудняюсь ответить". Не смейтесь, я видела это по телевизору собственными глазами. Мне чрезвычайно интересен этот последний - затруднившийся. И не менее интересны воздерживающиеся при голосовании в Думе. Разве их туда для того выбирали, чтобы они воздерживались? Воздержание похвально в других местах и при других обстоятельствах. Сегодня у нас слишком тяжелая ситуация, чтобы позволить себе отмалчиваться. Я считаю, что в России сегодня нет творческой элиты. Есть элиточка, элитеночка, жалкая и беспринципная. Принадлежащая к партии КВД - Куда Ветер Дует. Я вряд ли увижу светлое будущее, но мне не безразлично, состоится оно или нет.

в: Вы стали своим человеком во властных кабинетах. Это новая для вас ситуация?

О: Абсолютно. Я думаю, мне оказывают почтение просто в силу моего возраста. И помогают, если я обращаюсь с какой-нибудь общественной нуждой. Я сочувствую людям, которые сейчас у власти. Очень трудно управлять страной, где никто не хочет подчиняться. До революции у нас в доме был дворник по имени Наполеон Иваныч. Жена звала его "Наплевон". После октябрьского переворота "Наплевон" стал рядовым жильцом. Однажды я у него спросила, как дела. Он, глядя на выбитые стекла и оборванные половики, ответил: "Ну что скажу... Обстоит". У нас в стране уже какое десятилетие все "обстоит". Нельзя же вину за это целиком и полностью возлагать на нынешних правителей.

в: Сегодня возможности заработка у популярных актеров гораздо богаче, чем во времена вашего расцвета. Нет сожалений, что вы в свое время чего-то недополучили?

О: По отношению к себе - нет. Больно за мужа и сына, которые тратили последние силы и получали гроши. А мне выпало такое редкое, небывалое счастье в семье, что сожалеть о деньгах было бы просто грешно. Мы с Александром Семеновичем никогда особенно не гнались за рублем. Работали по полгода в году, чтобы больше быть вместе, заниматься ребенком. Сберкнижки у нас не было. Правда, была машина. Мы ее "съели", когда у мужа случился четвертый инфаркт. Сегодня я не жалуюсь - получаю хорошую пенсию. Если интересуетесь, куда я вкладываю деньги, пожалуйста, - в квартплату, газ, телефон. И в такси, чтобы ездить на два кладбища. Бывает, что-то "целенаправленно" продаю - на памятник сыну, например... Просить, собирать бумаги, требовать льгот я не умею. Да, была на фронте. На Калининском, где сплошные болота. Выступала в землянке на передовой - огоньки немецких папирос было видно. Голубое в серебряных звездах платье и скрюченная от радикулита спина. Командарм, сидевший в первом ряду, сказал соседу: "Хорошая артистка, жаль, что горбатая..." Наверное, можно было бы оформить какие-то документы, что-то получить, "поиметь" - как теперь говорят. Но я поняла, что не вынесу.

в: Недавно вы ушли из Театра Табакова и тут же оказались в "Школе современной пьесы". Настолько велико желание действовать? Вы не устаете?

О: Конечно, устаю. Тем более что перенесла недавно тяжелую операцию. Я очень тихо ушла от Табакова. Прежние спектакли, в которых я была занята, распались. В перспективе у меня была только Нянька из "Последних" Горького - безмолвное существо, которое всю дорогу сидит в кресле. Мне не хотелось завершать свою скромную карьеру на драматической сцене таким содержательным образом... Хороших возрастных ролей в драматургии вообще не бог весть как много. А Семен Злотников написал целую пьесу - "Уходил старик от старухи". Мы репетируем с Михаилом Глузским. У меня большая серьезная роль. И совершенно безгримная. Какая есть, такая и буду играть. Вряд ли кто-то захочет искать в моей игре нюансы, скорее, все удивятся: "Миронова? Неужели еще жива?! И на сцену выходит?!" Если я сыграю хотя бы прилично, ко мне отнесутся со снисхождением. Пьеса мне нравится. Хотя в финале Старуха умирает, это все-таки трагифарс. Должен быть смех. Во всяком случае я на это рассчитываю.

в: Переход из одного театра в другой был для вас безболезненным?

О: Разумеется, нет. Я рассталась с Театром Табакова вынужденно. У меня просто нет времени на творческий простой. При этом моя симпатия к Олегу Павловичу осталась прежней. Я успела привыкнуть к молодой труппе, мне ее не хватает. Все-таки меня можно было бы там активнее задействовать - хотя бы в педагогических целях...

в: А чему вы хотели бы научить молодых?

О: Не актерскому мастерству. Я вам уже говорила, что не пребываю в эйфории от собственного таланта. Но я многое видела, помню и знаю о подлинной актерской этике, вообще - этике в искусстве. Мы живем в эпоху быстрых карьер. Что-то поставил, сыграл, съездил за границу - вернулся гением. Недосягаемым. Или, точнее, не-до-си-га-ва-емым. Сколько ни сигай, не достанешь. Такое ощущение, будто актеров коснулся их собственный Чернобыль. Помните, там после аварии клубника стала размером с яблоко, а яблоки - с арбуз. Так и у нас. Актеры раздуваются на глазах. И на глазах становятся хуже.

в: Сегодня во многом утрачено былое значение семьи и былое значение страны. С чего, на ваш взгляд, надо начинать их восстанавливать?

О: Чтобы восстанавливать семью и общество, нужны люди. Рада была бы ошибиться, но я не слишком верю в нашу молодежь. Они напоминают мне саженцы с хилым корнем. Дубы вырастут не из многих. Из большинства - хлыстики... Мы часто жалуемся, что молодые не уважают стариков. Но ведь и старики не любят молодых. У нас всеобщая тотальная нелюбовь друг к другу. Сила Андрея заключалась именно в том, что он умел любить. Людей вообще - пожилых, молодых, хороших и не очень, друзей, зрителей... Недавно я проезжала мимо нашего дома на Петровке, где Андрюша вырос. Там барельеф работы изумительного скульптора Юрия Орехова. И вдруг я увидела, как проходящий мимо человек снял шапку и перекрестился. Будто перед иконой. Я даже вздрогнула. А это благодарность. Любовью за любовь.

в: Я думаю, вам тоже есть что сказать людям, которые пишут письма на адрес "Москва, маме Андрея Миронова", чтят его память, желают вам здоровья...

О: Я бесконечно признательна всем помнящим нашу семью. И поздравляю их с тем, до чего мы дожили, - с обретением Россией своего настоящего имени. У нас уже не аббревиатура из сплошных согласных букв. У нас - Россия. И это немало. Вдумайтесь: ведь мы живем в только что родившейся стране. Ей требуется сейчас наша забота. Забота и работа. Я прошу вас: не надо воздерживаться! Особенно, если вы знаете что-то нужное. Я не понимаю наших умных экономистов с кроткими лицами эпохи Возрождения. Они все знают, но ничего не делают. Если бы я знала, я бы продралась... Давайте воспитывать в себе настоящее самоуважение. Сознательно относиться к истории. И пользоваться возможностью выбора, коли уж нам ее предоставили...

В последние годы я стала остерегаться праздников. Они становятся бестолковыми и не в меру ликующими. Можно праздновать победу, а можно - конец войны. Это разные вещи. Для нас сейчас важнее второе. Видимо, как-то не так мы живем на земле, раз и земля у нас становится злой. На ней постоянно что-нибудь взрывается: в Москве - трубы, а где-то - мины и бомбы... Я желаю, чтобы в новом году в России не гибли дети. Чтобы матери не хоронили своих сыновей. Это противоестественно, это самое страшное, что может быть в жизни.

Мало кто не знает советского актера Андрея Миронова. Свою дочь от Екатерины Градовой он назвал в честь матери – Машей.

Сейчас Мария Миронова – популярная актриса, которая играет в театре и снимается в кинофильмах. Это далеко не все ее достижения.

Детство и первая киносъемка

Маленькая Маша появилась на свет 28 мая. Это был 1973 год, и тогда ее родители жили в Москве. Практически сразу после появления дочери они разошлись. Миронов ушел от Градовой и вскоре женился на другой. Его новой избранницей стала актриса Лариса Голубкина.

Маленькая Мария с отцом Андреем

Когда Марии было всего два года, родители заметили у нее танцевальный талант. И даже мечтали, что она станет балериной. Но этого так и не случилось. Перед хореографами девочка начинала зажиматься, нервничать.

В 1983 году она впервые снялась в кинофильме. Это была лента «Приключения тома Сойера и Гекльберри Финна», где Мария исполнила роль одноклассницы и подруги Тома Сойера — Ребекки. Огромного желания сниматься в этом фильме у Маши не было, но родители настояли.

Студенческие годы

Окончив школу, Мария стала студенткой театрального института имени Щукина. Учебу пришлось прекратить, потому что в 1992 году она родила сына. Но желание заниматься актерским мастерством ее не оставило, и чуть позже Миронова поступила во Всесоюзный государственный кинематографический институт.

Мария понимала, что не ошиблась в выборе профессии. Она с удовольствием посещала занятия в мастерской М. Глузского, где была представлена ее первая работа под названием «Колыбельная для дочки». Это был этюд, длившийся 17 минут, где Маша принимала участие не только как актриса, но и как режиссер. В 1996 году она получила долгожданный диплом ВГИКа и стала работать в «Ленкоме».

Роли в кино

Двухтысячный год стал для Мироновой триумфальным. Она сыграла в фильмах «Свадьба» и «Русский бунт». Трагикомедия «Свадьба» принесла актерскому ансамблю приз на кинематографическом фестивале во Франции. Критики и обычные зрители высоко оценили актерскую игру Марии.

В 2002 году вышла драма «Олигарх», где Мария снялась вместе с такими актерами, как Марат Башаров, Андрей Краско, Владимир Машков. Миронова стала по-настоящему известной и востребованной актрисой.

В 2003 году она сыграла в сериале «Главные роли» вместе с Мариной Александровой, а в 2004 в киноленте «Статский советник», где ее коллегами по кадру стали Олег Меньшиков, Никита Михалков, Федор Бондарчук, Константин Хабенский и многие другие знаменитости.

В том же году вышел фильм «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Мария сыграла в нем мать Олега — подростка, за которым охотятся вампиры. В 2005 году она снялась в кинолентах «Гибель империи», «Дневной Дозор».

Миронова запомнилась зрителю в фильмах «Человек с бульвара Капуцинок», «Вождь краснокожих», «Снайпер. Оружие возмездия».

В 2010 Артем Михалков и Иван Охлобыстин сняли комедию «Москва, я люблю тебя!». Мария Миронова снялась в ней вместе с Евгенией Добровольской, Дмитрием Дюжевым, Евгением Стычкиным. В 2015 году вышел русский сериал «Родина», где коллегами Марии по съемочной площадке стали Владимир Машков и Виктория Исковая.

В декабре 2016 года на экраны выходит фильм-катастрофа «Землетрясение» режиссера Сарика Андреасяна, где также снялась Мария Миронова. Речь в киноленте пойдет об истории двух разных жизней, которых постоянно сталкивает друг с другом судьба.

Фильм рассказывает о событиях 1988 года, когда в Армении случилось землетрясение, разрушившее практически половину республики, унесшее жизни 25 тысяч человек, оставившее полмиллиона жителей без крыши надо головой.

Мария снялась более чем в 30 фильмах. У нее имеется большое количество наград и званий. В 2006 году она получила почетное звание заслуженной артистки нашей страны.

Мария Миронова известна как трудолюбивая и талантливая актриса, которая не боится трудностей, отдается своей работе на сто процентов. Актриса считает, что лучше сняться в одном, но достойном фильме, чем в десяти посредственных.

Театральная карьера

Свои первые театральные роли Мария сыграла в произведениях «Женитьба Фигаро», «Две женщины», «Город миллионеров». Ее известность стала набирать обороты после постановок «Федра», «Кармен», «Чайка».

Все в том же «Ленкоме» Миронова сыграла в картинах «Укрощение строптивой», «Тартюф», «Визит дамы», «Шут Балакирев». Мария работала на сцене театра наций в Москве, где сыграла в спектаклях «Калигула», «Кармен. Исход».

Звезда много раз была награждена премиями в сфере театрального искусства. В 1998 году она стала обладательницей премии имени Е. Леонова. В 2007 году ей вручили премию «Золотая маска» за роль в спектакле «Федра».

Золотой колос» и актерскую премию «Кумир» ей вприсудили как лучшей актрисе года. В 2008 году Мария стала лучшей среди актрис по версии журнала «Театрал», а в 2011 получила премию имени своего отца «Фигаро» за достижения в области актерского искусства.

Помимо съемок и театральных выступлений, актриса также участвует в мероприятиях культурного и общественного характера, в благотворительных проектах. В 2008 году она стала одним из создателей и президентом некоммерческой организации «Артист», где оказывают помощь пожилым и одиноким ветеранам сцены.

Актриса работает арт-директором фестиваля искусства «TERRITORIЯ». С 2013 года она является членом Общественной московской палаты и доверенным лицом С. Собянина.

Личная жизнь

В девятнадцать лет Мария стала супругой бизнесмена Игоря Удалова. Они прожили вместе почти восемь лет. Миронова родила в браке сына Андрея. Ходили слухи, что папой Андрея был Антон – сокурсник Маши, с которым у нее был роман.

Мария развелась с Удаловым и стала женой Дмитрия Клокова, который был моложе нее на 10 лет и работал советником министра энергетики РФ. Несмотря на расставание, Игорь не переставал заботиться о сыне и хорошо отзываться о Маше. С Клоковым актриса прожила 5 лет и разорвала с ним отношения из-за его измен. Вскоре она вновь сошлась с бывшим мужем, но вторая попытка построить счастливую семью так и не увенчалась успехом.

Третьим супругом Мироновой стал Алексей Макаров – сын Любови Полищук. Мария тайно приезжала к нему на съемочную площадку, и вскоре пара появилась вместе на премьере фильма «Елена». Расписались актеры без особой шумихи и пышного празднования в 2011 году.

Вскоре они оба стали играть в фильме «Три мушкетера», где у Алексея была роль Портоса, а у Марии – королевы. Муж близко к сердцу воспринимал откровенные сцены с Мироновой, постоянно ревновал ее к партнерам по фильмам.