Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Весна. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ранняя весна

Ирина Калугина
Конспект итогового занятия «Весна» в подготовительной группе

МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р. п. Выездное

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области

«Коммуникация»

С интеграцией образовательных областей

«Познание» , «Социализация» , «Безопасность»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Детский сад

№34 «Чиполлино»

Калугина И. А.

Программные задачи

ОО «Коммуникация» :

Развитие связной речи :

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна ) с

использованием наглядных пособий, связно, с логической

последовательностью.

Словарная работа :

Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Расширить словарь признаков по теме : «Весна » .

Грамматический строй речи :

Учить строить разные формы предложения, правильно его проговаривать.

Обогащать речь существительными, определениями, глаголами.

Продолжать подготовку к обучению грамоте посредством звукового анализа.

ОО «Познание» :

Учить детей использовать полученные знания при решении различных проблемных ситуаций, искать различия между разными весенними месяцами; - Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;

Расширять знания о характерных признаках весны .

ОО «Социализация» :

Воспитывать умения работать сообща;

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать умение действовать в команде;

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи;

ОО «ЧХЛ» :

Формировать интерес и потребность в чтении;

Оборудование :

Интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, карточки с первоцветами и грибами, сигнальные значки, воздушные шарики,

бумажные кораблики с заданиями, индивидуальные тетради, карандаши.

Предварительная работа :

Чтение рассказов о весне , разучивание стихотворений, пословиц,

Рассматривание иллюстраций, анализ инсценировок, дидактическая игра «Времена года» , наблюдения в природе, рисование весенних пейзажей на бумаге и интерактивной доске, изготовление корабликов.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям подойти поближе, читает стихотворение :

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь. Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров :

Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?

Воспитатель : В нашей группе появилась волшебная тучка.

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,

Закатились к нам в окошко.

О чем же она нам хочет рассказать?

Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

Тучка приглашает нас с вами в сказку.

Но чтобы попасть в сказку, нужно пройти испытания – выполнить много заданий, чтобы тучка рассеялась, выглянуло солнышко, и можно было бы идти гулять. Вы ГОТОВЫ отгадать загадки?

1. Загадки.

На интерактивной доске появляются картинки, демонстрирующие загадки о весенних месяцах.

(дети отгадывают, нажимают маркером на нужную картинку)

2. Беседа о весенних приметах.

По каким признакам вы узнали этот месяц? (Солнце светит ярко, с сосулек падает капель, текут ручейки.) Знаете ли вы, как по-другому в народе называется месяц март? Например, солнечник - почему? Потому что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает.

Какие перемены в пейзажах вы здесь наблюдаете? У апреля тоже есть другие имена. Например, его называют снегогон. О чем говорит вам это слово? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.) А еще апрель называют водолей. Как появилось у апреля это имя? Именно в этом месяце всюду очень много воды : текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди. В народе говорят : «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит? Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха.) (На магнитной доске появляются картинки с этими цветами) . Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

В народе его называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники.) Почему в народе говорят : «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай» ? В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. А какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.) Знаете ли вы, что в мае появляются первые грибы - строчки и сморчки (рассмотреть их на картинках) . Растут они только в лесу. Собирать грибы надо очень осторожно, но в сыром виде вообще их есть нельзя.

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где расположены названия весенних месяцев.

Ребята, что общего у этих слов? (это весенние месяцы)

Какое слово можно убрать из этой цепочки и почему?

(слово «апрель» состоит из двух слогов, а слова март, май из одного слога)

Произнесите слова с одним слогом, с двумя слогами?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и я1. убираю одну капельку. Наша тучка становится меньше и пропускает нас в сказку.

Послушайте ее :

«Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

Дети : Зима, Весна , Лето, Осень. (интерактивная доска)

Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

На доске появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

3. Беседа о солнце.

Только посмотрите, солнышко у нас почему-то невеселое.

Может, его стихотворение порадует. Вспомните, какие мы учили стихи про солнце?

Ребенок : Среди поля голубого

Яркий свет огня большого,

Не спеша огонь тот ходит,

Землю матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну конечно это солнце.

Нет, ребята, все равно не улыбается, что же нужно сделать, чтобы оно засияло? Как вы думаете?

Дети : Сказать как можно больше комплиментов

Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» - солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко - наш друг, наша радость.

Воспитатель : Все равно не улыбается. Что же делать?

Дети : Раскрасить! (ребенок с пом. заливки раскрашивает солнце)

Вот теперь солнышко стало теплым. От его света мир становится прекрасней.

А на что похоже солнышко по форме? (На мячик, апельсин, блин)

А по теплу, которое от него исходит? (На печку, оно горячее как сковородка, чайник, костер) .

4. Звуковой анализ :

А еще, ребята, посмотрите в тетради, там есть рисунки тех предметов, на которые похоже солнышко, у каждого свой рисунок. Обозначьте кружочками нужного цвета каждый звук в своем слове.

(один ребенок делает анализ вслух)

Молодцы, тетради закрываем, все ли сделали правильно, я потом проверю. А за то, что вы хорошо работали,2. уберем еще капельку.

Воспитатель : Вот оно и солнышко улыбнулось вам! Покажите, как вам приятно греться на солнце. Вот также приятно и растениям и животным. А хотите посмотреть, как живут растения и животные весной в лесу ?

Физкультминутка :

Пойдемте на лесную полянку. Только помните, что в лесу не только деревья и трава растет, но и живут птицы, звери и насекомые, поэтому пойдем по лесу тихонько, чтобы ни кого не спугнуть, перешагиваем через пенечки-Вот первый пень, вот второй, третий, сколько пней мы перешагнули. (три) . Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. Идем только по тропинке, чтобы не вытоптать траву. Вот и вышли на полянку. Подышали, покружились, протянули ручки к солнышку. Как хорошо весной в лесу .

Муз. Послушаем шум леса. (10сек.)

5. Интерактивная технология «Большой круг»

Воспитатель : Я предлагаю поиграть в игру «Большой круг»

Она поможет нам узнать, сколько вы знаете пословиц о весне .

В.: Встаньте в круг и напомните всем правила игры.

Встают в круг и проговаривают правила игры : каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку, договориться, кто из детей подведет итог .

В.: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать пословицы о весне .

1. Весна – днем красна

3. Грач на горе, весна на дворе

5. Весенний день год кормит…

6. Пришел май - только успевай да не зевай.

7. Коли в мае дождь, будет и рожь.

В.: Ребята, договоритесь, чья пословица вам показалась наиболее интересной, пусть он повторит пословицу еще раз и объяснит ее значение.

(Подвести итог игры )

В. Молодцы! Вы друг друга слушали, не перебивали, значит, вы настоящие друзья. А природу вы любите? Будьте ей тоже настоящими друзьями. Ой, ребята, а вот белочка к нам пришла и что-то нам принесла. А, это, чтобы вы не забывали, как себя вести в лесу, возьмите вот эти памятки, прочитайте дома с мамами и папами. А теперь также тихо пойдем из леса на свои места.

Тучке очень понравилась наша игра, передумала она поливать нас дождем. 3. Убираем еще капельку.

Предлагает занять свои места и поиграть в игру

6.«Незаконченное предложение»

Один ряд называет, за что любит Весну .

Другой ряд, за что не любит это время года.

(на доске появляются картинки)

ХОРОШО ПЛОХО

На улице стало тепло

Много ручейков, можно пускать кораблики

Все просыпается от зимней спячки

Скоро появятся первые первоцветы

В огородах, полях оживится сельхоз работы

Много воды, домой приходишь с мокрыми ногами

Много на улице мусора показалось из под снега

Дороги разбиты, плохо ездить на машине

Бабушка со мной мало играет, потому что занимается посадкой овощных культур

Умницы, очень понравились нашей тучке ваши ответы, и она потихонечку тает 4.(убираем следующую каплю, но гулять нас еще не отпускает.

7. А предлагает нам в игру поиграть : «Убери лишнее»

(Работа с интерактивной доской)

Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Капель, проталина, урожай, сосулька

Мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ромашка, ландыш.

Подснежник, весна , листопад, грач

Жаворонок, скворец, ласточка, снегирь, грач.

В : Вы мне много говорили о том, что весной идет посев и высадка овощных и плодовых культур.

Предлагаю вам решить один ребус.

8.«Расположи в нужной последовательности»

Всходы, плод, зернышко, цветок. (интердоска)

Листок, почка, ветка

Ребята и с этим заданием справились,5. уберем еще капельку, наша тучка совсем похудела.

Солнце радостно смеётся,

Звон капели раздаётся.

Ручейки звенят, бегут.

Птицы весело поют.

Шагает по земле весна ,

В гости к нам она пришла. –

Посмотрите, у нас тоже есть ручеек, а по нему плывут кораблики. Но у нас кораблики не простые, а волшебные. Т. к. вы скоро пойдете в школу, кораблики с сюрпризом. Они везут задания. Ну-ка, посмотрим (каждый ребенок подходит и берет один кораблик, делает задание, если он не справляется, ему помогают гости). (Если не хватит времени, несут их домой)

9. Задания корабликов :

1. Назови месяц между мартом и маем.

2. Объясни значение слова «проталина» .

3. Какие птицы называются «перелетными» .

4. Отгадать загадку :

Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.

5. Объяснить значение слова «оттепель» .

6. Назвать весеннюю обувь.

7. Подобрать слова на вопрос : «Что делают?» -

сосульки, почки, птицы, дети.

8. «Исправь ошибку» : моя сапоги, мой перчатки, мои шарф.

9. Убери лишнее :

Куртка, резиновые сапоги, панама, перчатки.

10. Как мы назовем перчатки, если они из кожи?

А сапоги из резины, шапка из шерсти?

11. Отгадай загадку :

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл.

12. Каких перелетных птиц ты знаешь?

13. Найди ошибку и исправь предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

14. Найди ошибку и исправь предложение.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

15. Найди ошибку и исправь предложение.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

16. Найди ошибку и исправь предложение.

Наступила весна , потому что прилетели грачи.

17. Найди ошибку и исправь предложение.

Пришла весна , потому что проснулся медведь.

18. Убери лишнее :

Март, апрель, декабрь, март.

19. Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Итог .

О каком времени года мы сегодня говорили?

Во что вам понравилось больше всего играть?

Ребята, я думаю, вы очень понравились весне , и она будет вас радовать хорошей погодой. Но у нас еще одна капелька от тучки осталась, а на ней написано «сюрприз» . На обратной стороне магнитной доски нарисована схема групповой комнаты . Место, где спрятан сюрприз, обозначено на схеме крестиком. Нужно его отыскать. Дети находят конфеты и угощаются.

Цели занятия. Закрепить знания детей о ранней и поздней весне. П ознакомить с произведениями искусства, в которых отражена весна, выяснить, с помощью каких средств выразительности композиторы, художники, поэты передают это время года. Дать представление о разнообразии весенних образов в музыке, изобразительной деятельности, поэзии. Закрепить знания о произведениях «Март» и «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Развивать образную речь, музыкальные способности, эмоциональную сферу. Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, изобразительному искусству, поэзии.

Материал и оборудование. Музыка С. Рахманинова в записи (романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева). Музыка П. Чайковского в записи («Март», «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года»). Мультимедийная установка. Презентация по теме занятия.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в зал под звучание в записи романса «Весенние воды» С. Рахманинова, их приветствует музыкальный руководитель, далее – м. р.

Слайды № 2–4

М. р. Ребята, только что прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Фёдора Тютчева. (Читает фрагмент стихотворения .)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»…

Как точно композитор передал содержание поэтического текста, весеннее состояние природы!

Слайд №5

Ребята, а вы любите весну? (Ответы детей. ) А что вам нравится в этом времени года? (Яркое солнце, тепло, пробуждение природы: на деревьях распускаются листочки, расцветают первые цветы.)

Воспитатель. А вы знаете, что весна бывает ранняя и поздняя? (Ответы детей. )

Слайды № 6, 7

Воспитатель проводит с детьми короткую беседу «Признаки ранней и поздней весны».

М. р. Ребята, романс «Весенние воды» прозвучал не случайно. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, как композиторы, художники и поэты передают весну и связанные с ней чувства в своих произведениях.

Сейчас мы послушаем известную вам музыку. (Звучит в записи пьеса «Март» из цикла «Времена года» П. Чайковского». ) Вспомните, кто написал эту музыку. (Пётр Ильич Чайковский.)

Слайды № 9, 10

Правильно, автором музыки является Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. А как называется произведение? (Ответы детей. ) Верно, музыка называется «Март. Песня жаворонка» – она из известного фортепианного альбома Чайковского «Времена года». В чём особенность этого альбома? (Ответы детей. )

Слайд № 11

Давайте поговорим о произведении «Март». Какая в нём музыка? (Музыка нежная, слышится пение жаворонка, парящего над пашней.) Верно, композитор изображает весёлые птичьи трели, рисует картину весеннего русского пейзажа. Какая здесь весна? (Ранняя.)

Образ жаворонка используется не только в музыке, но и в поэзии.

Слайд № 12

Послушайте стихотворение «Жаворонок» Василия Жуковского.

Ребёнок.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Как вы можете объяснить фразу из стихотворения: «На солнце тёмный лес зардел…»? Почему лес тёмный? (Потому была ночь. Выглянуло солнце, осветило лес, и он преобразился.) Слово «зардел» означает «приобрёл красный оттенок». Вы правильно сказали: солнце осветило лес. А где жаворонок запел свою раннюю песню? (В лазури.) Как вы думаете, что означает это слово? (Есть лазурный цвет, он похож на голубой.) Верно. А что весной может быть в природе голубым? (Небо. Жаворонок поёт с вышины.) Молодцы! А о чём поёт жаворонок? (О том, что пришла весна.)

Слайд № 13

Что же это за птица, такая – жаворонок? (Небольшая по размеру полевая птичка. Она красиво поёт.) Правильно! А ещё жаворонок олицетворяет приход весны, пробуждение природы после зимы. Ранней весной птицы возвращаются с юга, и первыми прилетают жаворонки. У наших предков был праздник, который отмечался в начале марта и был связан с прилётом птиц. В этот день пекли из ржаного теста жаворонков и раздавали их детям. Те выбегали на улицу и кричали: «Жаворонки, прилетите, студёную зиму унесите, тёплую весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!».

М. р. Теперь рассмотрим картины, на которых художники изобразили весну.

Слайды № 14–16

Демонстрируются слайды с картинами «Мартовское солнце» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.

М. р. Какая весна изображена на этих картинах? (Ранняя.) Что же на это указывает? (На земле ещё лежит снег, но он уже рыхлый, кое-где начинает таять. Почти на всех картинах солнце яркое, небо голубое. Прилетели грачи.) Верно! Художники хоть и не показывают солнце, но мы видим, что его ласковые весенние лучи освещают крыши домов, макушки деревьев… Снег как будто отражает голубизну неба, отчётливо видны тени – они присутствуют на всех картинах. Какие цвета художники использовали в своих картинах? (Тёплые цвета, желтые, зелёные, но встречаются и холодные цвета.)

Слайд № 16

А эта картина называется «Грачи прилетели». Когда прилетают с юга грачи? (В начале марта.) Правильно. И первое, что начинают делать грачи весной, это… (Строить на деревьях гнёзда.)

(Можно поговорить с детьми о каждой картине отдельно. )

Слайд № 17

Ребята, а как называют художников, которые изображают на своих картинах природу? (Этих художников называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.) Правильно, молодцы!

Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон – знаменитые русские художники-пейзажисты, их картины мы сейчас рассматривали.

Давайте послушаем стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева. Слушайте внимательно – мы потом поговорим об этом стихотворении.

Дети (по очереди ).

Зима недаром злится,
Прошла её пора –

Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Какие образы предстают перед нами в этом стихотворении? (Зима и Весна. Здесь тоже говорится о жаворонке.) А какая здесь Зима? (Злая.) А почему она злится? (Потому что её пора прошла. Зиму поэт даже называет ведьмой, которая запустила снегом в Весну.) Зато как нежно поэт называет Весну: «прекрасное дитя»! Но это не тихое и покорное создание: Весна борется с Зимой, гонит её прочь, шумит, смеётся над Зимой. Не зря в народе говорят: весна пришла – на всё пошла.

Воспитатель. А еще в народе говорят: зима весну пугает, да сама тает. Ребята, предлагаю вам вспомнить другие пословицы и поговорки о весне!

Пословицы и поговорки и весне

☼ Ранняя весна – большое половодье.

☼ И в марте мороз на нос садится.

☼ В марте день с ночью меряется, равняется.

☼ Весна да осень – на дню погод восемь.

☼ Весна отмыкает ключи и воды.

☼ Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

☼ Ранние ласточки – к счастливому году.

☼ Грач на горе – весна на дворе.

☼ Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

☼ Солнышко с апрельской горки в лето катится.

☼ Матушка весна всем красна.

М. р. О весне написано немало замечательных песен. Давайте вспомним одну из них!

Солнце в небе кружится,

Солнце в каждой лужице,

И весенний перезвон

Зазвучал со всех сторон.

Что это за песенка? («Капель».)

Дети исполняют песню «Капель», муз. и сл. В. Шестаковой//Музыкальный руководитель. – 2015 – № 2. – С. 52. Пение сопровождается игрой на треугольниках и колокольчиках.

М. р. Каким настроением пронизана песня? (Песня пронизана весёлым радостным настроением, под неё хочется танцевать.) Верно. Все рады приходу весны, её звонкой песенке. Вы тоже очень хорошо исполнили песню, молодцы!

А теперь предлагаю вам послушать ещё одно музыкальное произведение.

Звучит в записи пьеса «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Слайд №18

М. р. Как называется музыка? (Музыка называется «Апрель» – она, как и пьеса «Март», из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.) А какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Чувство волнения и радости.) Верно. Пьеса построена на вальсообразном ритме, темп у неё подвижный, мелодия всё время устремляется вверх. Благодаря этим средствам выразительности композитору удалось передать чувство радостного волнения, которое возникает при созерцании весенней пробуждающейся природы.

Слайд № 19

Второе название пьесы – «Подснежник». Музыка отличается удивительной трепетностью и нежностью, как и этот скромный весенний цветок. Наше воображение рисует нам солнечный день, первые проталины в лесу – здесь из-под снега вырастает первый робкий цветок. Он такой хрупкий! Но ему не страшны холод и снег. Лёгкий ветерок колышет тонкий стебелёк, а звуки капели всё увереннее провозглашают торжество весны.

http://jykfqy.ru/chelovek-i-foto/vesna-foto-vesna-2013-foto/attachment/765765-2

Ребёнок.

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил».

(И. Беляков )

Слайд № 20

М. р. А кто покажет на слайде позднюю весну?

Дети выбирают из представленных на слайде картин картины с изображением поздней весны: это «Весна. Большая вода» И. Левитана и «Цветущие вишни» П. Петровичева.

Слайды № 21, 22

Проводится беседа по содержанию картин.

М. р. А вот как описывает позднюю весну поэт.

Слайд № 23

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

(С. Дрожжин )

В стихотворении Жуковского, которое мы слушали раньше, лес зардел, а здесь он… (Озолотился.) От чего? (От ярких солнечных лучей.) Весна уже вступила в свои права, природа пробудилась от зимнего сна, расцвела…

Как мы узнали об этом? (Появилась травка, расцвели ландыши, незабудки.)

А с чем поэт сравнивает незабудку? (С голубыми глазками.)

Подведём итог нашего занятия. Вспомните, кто из великих композиторов, художников и поэтов изображал при помощи звуков, красок, слов весну. (Ответы детей. ) Какая весна встречается в их произведениях? (Ранняя и поздняя.) Какими словами можно охарактеризовать раннюю весну? (Быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная.) А позднюю? (Яркая, весёлая, торжествующая, цветущая.)

В конце занятия детям предлагается исполнить знакомую песню о весне.

Людмила Михайловна Иванисова,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад № 48», г. Белгород

Цирятьева Вера Михайловна,

учитель – логопед

МАДОУ ЦРР – детский сад № 176 города Тюмени

Программные задачи:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о ранней весне, весенних приметах;
  • закрепитьумение детей отвечать на вопрос полным предложением,согласовывая все части речи;
  • закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь через инсценировку рассказа, составление предложений;
  • развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
  • развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
  • воспитывать художественный вкус.

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

  • Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках)

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
  • создать оптимальные условия для двигательной активности.

Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»

  • Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание упражнения «Солнышко, солнышко», подготовка инсценировкирассказа Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», экскурсия в парк.

Оборудование:

Картинки с изображением признаков весны; конверты с изображением признаков разных времён года на каждого ребёнка; предметные картинки; ребусы, шапочки для детей:солнце, ручей, камень, сосулька;аудиозапись весенних звуков; ксилофон; карточки-домики: «Он», «Она», «Оно», «Они».

Ход НОД:

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Всё запомним обязательно,

И расскажем воспитателям.

Логопед. О чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

Логопед. Значит, о чём мы будем говорить? (о весне). Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к этой теме, потому что нужно будет «положить» их в нашу шкатулку (копилку)

Логопед . А что такое «весна»?

Дети . Это время года.

Логопед. После какого времени года приходит весна?

Дети. После зимы.

Логопед. А перед каким временем года бывает весна?

Дети . Перед летом.

Да, ещё лежит снег, а весна уже пришла и принесла вам загадки. Хотите отгадать загадки весны?

Давайте поделимся на 3 группы: Вам нужно разгадать ребусы:1 группа определяет слово по первым звукам картинок (апрель), 2 группе нужно расположить цифры по порядку (май),детям из третьей группы нужно поставить буквы по размеру от большой к маленькой (март).

Логопед. Назовите слова, которые у вас получились. Что это за слова?

Дети. Это названия месяцев.

Логопед. У кого первый месяц, поднимите карточку. У какой группы следующий месяц? Ну и последний весенний месяц как называется?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

Логопед . Послушайте, что однажды произошло на опушке леса. Рассказ называется «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим (дети рассказывают по ролям)

Логопед. Солнце спряталось и больше не появлялось. Как вы думаете, может весна начаться без солнышка? Так что же, по-вашему, весну делает?

А что происходит весной в природе благодаря солнцу?

Дети.

  • Солнце светит и пригревает,
  • на солнце снег начинает таять,
  • появились проталинки,
  • ночи стали короче, а дни длиннее,
  • побежали весёлые ручейки,
  • мы зимнюю тяжёлую одежду поменяли на лёгкую- весеннюю.
  • вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед. Конечно, самый важный признак наступления весны – солнышко (картинка)

Логопед.Игра «Мы знаем много красивых слов о солнышке» (с ладошками). Как называются эти слова (слова-признаки)

Логопед . На столах конверты с картинками с изображением разных времён года,нужно выбрать картинки, подходящие к весне. Придумайте предложения по картинкам.

Какое предложение вам понравилось больше всего? Составьте схему этого предложения.

Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. …. Вспомним правило о предложении.

Логопед . Покажите нужный знак в конце предложения. Наконец – то наступила весна! По дорогам бегут ручейки. А грачи уже прилетели?

Физкультминутка

Солнышко, солнышко

Ты нам ярче посвети.

Солнышко, солнышко

Раскидай свои лучи.

Лучики мы соберём

Золочоночки возьмём

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернём.

Логопед. Послушайте загадку.(Загадывает ребёнок)

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня

Издалека по песенке узнаете меня.

Логопед. А сейчас игру нам подскажет куб.

Игра в мяч.

Если на кубе выпадет жёлтый цвет, то нужно назвать слова – признаки, если зелёный – слова- действия.

Признаки: ручей - звонкий, журчащий, быстрый, холодный …, слова – действия: ручей - бежит, журчит, звенит…

Логопед . Игра с водой (изображают ручеёк- дуть через соломинку в стакан с водой)

Логопед. Загадки (загадывают дети)

  1. На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего.
  2. Всех прилетных птиц черней чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… грач.

  1. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода,

Не наденешь валенки

На снегу … проталинки.

Логопед. Поиграем с этими словами. Что общего в их звучании?

Дети . Звук Р

Логопед . Кто хочет выбрать схему звука и рассказать об этом звуке?

Дети . Это согласный, твёрдый, звонкий звук.

Логопед. Назовите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»? (грач)

Логопед . Составить слово из слогов (ледоход). Что это такое? Из каких двух слов образовалось это слово?

Дети . Из слов «лёд ходит».

Найдите обозначение этого слова на кубе. Образуйте новые слова из двух: снег тает – снеготаяние, первые цветы – первоцветы. Какие ещё сложные слова вы помните? (подснежник, снегопад)

Логопед. Мы увидели весну. А хотите услышать звуки весны? Послушайте.

Логопед. Что услышали? (капель). А что такое «Капель»?

Назовите родственные слова к этому слову (капать, капля, капающая, капелька).

Пальчиковая игра.

Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)

Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают по столу)

Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)

Логопед. У нас есть ещё один сюрприз, который оставила весна. Это её музыкальный инструмент-ксилофон. Я сыграю мелодию. А вы скажите, что она вам напоминает?

Дети . Эта мелодия напоминает звук капели.

Логопед . На ксилофоне можно «поиграть» слова (отстукивают ритмический рисунок слов).

Я предлагаю вам «исполнить» слова на ксилофоне и поместить их в нужный домик: он, она, оно, они. Играть будем парами. Один человек играет на ксилофоне, другой помещает картинку в нужный домик.(Дети выполняют ритмический рисунок по картинкам весенних признаков)

Итог

Логопед. Наша встреча подходит к концу. Подумайте, что бы вы рассказали воспитателям о нашей встрече. Поделитесь впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Всё ли у вас получилось? А теперь наполним шкатулку словами, что мы ждём от весны.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. А я вам подарю раскраски на весеннюю тему.

Список используемой литературы:

  1. И. Токмакова «К нам весна шагает…»
  2. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Овладение детьми основными логическими приемами по теме "Весна"

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, обобщила методические разработки по проблеме «Развитие логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи». Разработки были представлены систематизированным лексическим и иллюстративным материалом по всем лексическим темам, который предназначался для работы с детьми, как логопеда, так и воспитателей. Данное занятие проводила с детьми (7-го года жизни), которые посещали мой кружок "Занимательная логика". Русскую народную сказку "Как Весна Зиму поборола" переделала, представленные игры разработала и оформила картинным материалом сама.
Цель : овладение детьми основными логическими приемами: умозаключение, систематизация, ограничение.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
- закреплять продуктивную и двигательную деятельность;
- развивать умение раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; вычленять предметы из множества разнообразных объектов по характерному общему признаку, качеству, свойству; формировать навыки последовательных действий.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог: «Ребята, я знаю, что вы все любите слушать сказки. И сегодня я расскажу вам новую сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Сказка «Как Весна Зиму поборола»
Жила-была в одном селе Машенька. Однажды ранним весенним утром сидела она у окошка и о весне думала.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и
уходить не собирается, всё Морозы куёт. Надоела она всем, холодная, да студёная. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко, Золотое вёдрышко,
Выгляни из-за горы, Всё в округе озари!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
- Видело ли ты, Солнышко, Весну красную?
Солнце говорит:
- Видела и тебе скажу, где Весну искать, только выполни сначала моё задание, тогда и скажу.
Педагог:
- Дети, а Машеньке одной никак не справиться. Давайте ей поможем?
Я буду начинать фразу, а вы будете её заканчивать, нужными по смыслу словами.
Д/и «Закончи фразу» - умозаключение.






Педагог:
- Молодцы ребята, помогли Машеньке. А теперь слушайте, что же было дальше.
Говорит солнце:
- А теперь, Машенька, иди дальше, как увидишь перед собой лес зеленый, там и ищи Весну. Да зови её в края свои.
- Пошла Маша искать Весну. Долго ли коротко ли шла Машенька. Вдруг предстал перед ней лес зеленый.
Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Только присела на пенёк отдохнуть, как видит:
Валежник зашевелился. От зимнего сна, Медведь – батюшка пробудился.
И пред Машенькой появился.
- Здравствуй, девица, зачем ко мне в лес пожаловала?
- Ищу, я, Медведь – батюшка, Весну красную. Хочу ее в наши края пригласить.
- Хорошо, Машенька, я тебе помогу, но и ты мне сослужи службу верную:
- Разложи фишки в пустые клетки так, чтобы одинаковые друг с другом не стояли.
Д/и «Заполни пустые клетки» - систематизация.










Молодцы, ребята! А сказка наша продолжается. Поблагодарил медведь Машеньку и дал ей волшебный клубочек.
- Куда он покатится, говорит мишка, туда и ты ступай.
Долго ли коротко ли шла Машенька совсем устала, только хотела отдохнуть...
Как видит, летит лебедь красавица: выпускает по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые реки.
Та лебедь и была - Весна.
Стала тут Маша Весну звать:
- Ой, Весна-Весна, добра - матушка! Ты иди в края наши, прогони Зиму лютую.
Педагог:
- Давайте и мы вместе с Машей позовем Весну красную.
Речь с движением «Веснянка»
Педагог:
- Услышала Весна Машин голос и говорит:
Выполни мою просьбу, тогда я и в ваши края приду, зиму лютую прогоню.
- Закройте фишкой «лишнюю» картинку.
Закройте то, чего весной никогда не бывает.
Д/и «Четвертый лишний» - ограничение.

1. Воспитатель читает детям стихотворение :

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Это стихотворение написал Афанасий Фет.

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы).

Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Называют явления природы).

Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние).

Сколько месяцев в году? (12)

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Март - первый месяц весны . В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна-красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

4. Апрель - средний месяц весны . В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

5. Пальчиковая игра

Сидят две птички,

маленькие синички,

Сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде на высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Май - сердце весны.

Месяц май - пой да гуляй!

6. Вот когда в лесу начался весенний месяц - месяц песен и плясок ! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...

Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.