Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка. Режим дня ребёнка-дошкольника: образец и советы родителям Правильный режим дня ребёнка

Время чтения: 7 минут

График годовалого малыша отличается от ежедневного распорядка новорожденного ребенка. Обусловлен этот факт интенсивным формированием ребенка. Дневное расписание оптимального режима дня ребенка в 1 год, как и раньше, объединяет полноценное питание, гигиенические процедуры, уличные прогулки, зарядку. Однако изменяются интервалы между кормлениями, объем порций, рацион питания. Некоторые гигиенические действия при водных процедурах уже можно доверить годовалому карапузу, а при ежедневных прогулках кроха все больше бодрствует.

Как организовать распорядок дня годовалового ребенка

Чтобы должным образом организовать режим дня деток, лучше приучить их жить по расписанию с первых месяцев. Если от рождения малыша у него войдет в привычку соблюдение режима, тогда по достижению годовалого возраста ему не придется кардинально перестраиваться. Примерный график, которого должны придерживаться родители двенадцатимесячного крохи, состоит из двухразового сна за день, четырехразового питания с одним полдником, нескольких прогулок на чистом воздухе, а еще утренней зарядки, развивающих активных игр и вечернего купания.

Что делать если ваш малыш – сова

По достижении одного года уже становится понятно, к какому типу цикличного ритма жизнедеятельности относится конкретное дитя. Поэтому планировать режим ребенка в 1 год нужно с учетом индивидуальных биоритмов. Малыша, имеющего биологические ритмы «совы», можно определить по трудностям с засыпанием и позднему утреннему пробуждению около 9 часов. Не нужно стараться перестраивать жизненный цикл своего чада, биоритмы определяются наследственностью.

Подкорректировать на час или два время засыпания и пробуждения у маленькой «совушки» реально. Чтобы малыш хорошо засыпал вечером, день он должен провести активно и желательно как можно больше на свежем воздухе. Ближе к вечеру занимать карапуза допускается только спокойными играми. Отлично успокаивает, расслабляет и подготавливает ко сну ванна, особенно с лавандой, мятой, мелиссой, а если после купания сделать крохе массаж, то здоровый сон обеспечен.

Распорядок дня маленького «жаворонка»

Стандартный режим дня ребенка в 1 год с биоритмами «жаворонка» коррекции не требует. Такой биологический тип «ранней пташки» для домочадцев служит часто будильником. Если попытаться приучать ребенка, предрасположенного к раннему пробуждению, чуть позже ложиться, проснется он все равно в привычное для себя время. В таком случае поведение карапуза будет весь день нервным, они становятся вялыми и капризничают. Выход у взрослых здесь только один ― организовать утренний досуг своего чада, обеспечив ему после пробуждения доступ к любимым игрушкам или занятиям.

Режим питания ребенка в 1 год

Ближе к годовалому возрасту, ночной перерыв между кормлениями длится от ужина до первого завтрака. Малыш пытается самостоятельно кушать. Этому процессу препятствовать не нужно, потому как благодаря такой самодеятельности, у чада развиваются полезные навыки, и не приходится кормить ребенка против его воли. Процесс приема пищи происходит в увлекательной познавательно-игровой форме. Если у годовалого малыша плохой аппетит, улучшить его помогут фрукты перед основным приемом еды, прогулки на чистом воздухе и подвижные игры.

Известный педиатр Е. О. Комаровский рекомендует «сотрудничать» со своим крохой при составлении его меню. Количество кормлений должно насчитывать четыре базовых приема пищи и один легкий перекус после обеда, чтобы успеть проголодаться к ужину. Объем съедаемых основных порций ребенком на завтрак, обед, ужин варьируется от 300 до 450 г и примерно 200 г на полдник. Промежуток между кормлениями составляет не больше 3-4 часов.

Распорядок дня

В период интенсивного роста годовалого малыша очень важно придерживаться правильного режима дня. У деток в этом возрасте не только стремительно развиваются все органы, но и каждый месяц появляются все новые способности. Соблюдение дневного графика позволит всем биологическим, психологическим и физиологическим процессам происходить правильно.

Утренняя гимнастика

Полноценный режим правильного дня ребенка в 1 год невозможен без зарядки. По причине избыточной активности в продолжение дня многие мамы считают, что утренняя гимнастика пока не нужна. Это не так, потому что зарядка способствует быстрой и полной активизации всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть направлены на все группы мышц и отделы позвоночника, включая прыжки, приседания и наклоны.

Учимся умываться

Приступать к обучению малыша самостоятельно умываться нужно с момента, когда он умеет крепко стоять на ногах. Начинать нужно с простых действий: намочить ручки под струей воды, набрать ее в ладошки, ополоснуть личико и промыть глазки. Затем нужно научить карапузика чистить зубки, сначала просто щеткой, намоченной в воде. Ребенок должен освоить действия с зубной щеткой, а уже потом допускается использование пасты.

Прогулки

Гуляют с годовалыми детками два раза в день в хорошую погоду, в морозные дни можно сократить число и длительность нахождения на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в течение дня составляет около 4-5 часов с паузами на сон и кормление чада. Годовалый ребенок на улице уже проявляет больше активности, предпочитает походить и побегать, чем сидеть в коляске.

Развивающие занятия

На возрастном этапе одного года развитие ребенка направлено как на познание окружающих предметов, так и на формирование правильных речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей, мелкой сенсорики и моторики. Развивающие занятия обязаны происходить в форме игры. Они не должны утомлять кроху, оптимальная продолжительность составляет от 7 до 15 минут за один подход по настроению малыша.

Гигиенические процедуры перед сном

К водным процедурам нужно приучать ребенка в самом раннем возрасте. Годовалый карапуз может уже находиться в ванночке самостоятельно под присмотром взрослых. Особенно полезно проводить гигиенические сеансы перед сном. Желательно приступать к купанию вслед за тем как малыш сходит на горшок. Самочувствие ребенка, после того как он понежится в теплой воде, улучшается. Он успокаивается и расслабляется, что способствует глубокому сну.

Сон ребенка в год

График сна годовалого малыша начинает претерпевать возрастные изменения. Продолжительность сна днем постепенно сокращается, временные промежутки увеличиваются. Все больше карапуз обходится ночным сном, а укладывать спать днем становится все сложнее. Чтобы карапуз мог уснуть в дневное время, часто одному из родителей приходится убаюкивать его лежа рядом, пока кроха засыпает. Чтобы соблюдать режим дня, если ребенок долго спит, нужно будить малыша.

Сколько должен спать малыш в сутки

Общая суточная продолжительность сна годовалого малыша составляет 14,5-16,5 часов. Из этого количества времени около 4-5 часов приходится на дневной отдых в первую и вторую фазу дня. Однако организм каждого ребенка имеет индивидуальные особенности, поэтому периоды бодрствования, а к тому же циклы дневного и ночного сна могут незначительно отличаться даже у деток с похожими биоритмами.

Дневной сон ребенка в 1 год

Правильный распорядок дня ребенка в 1 год нужно организовывать с учетом количества, продолжительности отходов ко сну днем. Нормой считается двухразовый отдых, но нередко бывает, что дитя спит только один раз. Годичного малыша уже вряд ли получится переучить, поэтому лучше подстроить все расписание под индивидуальные потребности в отдыхе своего крохи. Для этого можно увеличить время прогулок, подкорректировав дополнительно часы кормления.

Режим дня годовалого ребенка по часам

В семьях, где уже есть дети, родители знакомы с определенным распорядком на протяжении дня. Молодым родителям, ожидающим первенца, будет полезным изучить примерный график дневной активности малышей с отличительными циклическими особенностями жизнедеятельности организма. Таблица суточного режима для годовалых малышей с биоритмом «жаворонков» отражает режим дня ребенка в 1 год при раннем подъеме:

Элементы расписания Время
Подъем 6―7 часов
Водные процедуры 6:00―6:15 или 7:00―7:15
Утренняя гимнастика 6:15―6:30 или 7:15―7:30
1-й прием пищи (завтрак) 7:35―8:00
Активные игры, прогулка по свежему воздуху 8:05―10:00
2-й прием пищи (второй завтрак) 10:05―10:30
Отдых 10:35―11:30
Обед 11:35―12:00
Прогулка 12:05―15:30
Полуденный перекус 15:35―16:00
Вечернее гулянье 16:05―19:00
Ужин 19:05―19:30
Ночной отдых С 19:35 до ориентировочно 6:30

Таблица дневного расписания для годовалого ребенка с биоритмом «совы». Режим правильного дня для ребенка в 1 год при позднем подъеме:

Пункты расписания Время
Подъем 8―9 часов
Умывание 8:00―8:15 или 9:00―9:15
Утренняя разминка 8:15―8:30 или 9:15―9:30
Первое кормление 9:35―10:00
Подвижные игры, прогулка на улице 10:05―12:00
Второе кормление 12:05―12:30
Дневной отдых 12:35―13:30
Обед 13:35―14:00
Прогулка 14:05―17:00
Полуденный прием пищи 17:05―17:30
Вечерняя прогулка 17:35―20:00
Ужин 20:05―20:30
Ночной сон С 20:35 до приблизительно 8:30

Видео

Ребенку годик – первая знаменательная дата в жизни ребенка, без празднования которой не обходится ни одна семья. Для одних малышей это событие не влечет за собой никаких перемен, касающихся изменения привычного распорядка дня, для других переход в новую возрастную категорию сопряжен с перестройкой режима дневного отдыха и графика кормления.

Таблица с распорядком дня для ребенка на 12 месяце жизни

  • 6:00-6:30 Проснувшегося малыша кормят грудью или дают молочную смесь.
  • 6:30-10:00 Череда привычных утренних процедур: умывание, чистка зубов, прием воздушных ванн и комплекс утренней гимнастики.
  • 10:00-10:30 Порция кашки, заправленной капелькой сливочного масла, придаст малышу сил и поднимет настроение.
  • 10:30-12:00 Первый период дневного сна.
  • 12:00-14:00 Отдохнувший малыш отправляется на прогулку.
  • 14:00-14:30 Пора пообедать.
  • 14:30-15:30 Самый удачный момент для интеллектуальной и творческой деятельности: чтения детских книг, лепки и рисования.
  • 15:30-17:00 Второй период дневного сна.
  • 17:00-18:00 Время для подвижных игр и физкультурных занятий: хорошо отдохнувший малыш полон сил и энергии.
  • 18:00-18:30 Плотный ужин восстановит запас калорий, потраченных в процессе активной физической деятельности.
  • 18:30-20:30 Подкрепившийся ребенок собирается на прогулку вместе с самыми близкими людьми.
  • 20:30-22:00 Общение с членами семьи продолжается: наступает пора развивающих игр, в ходе которых активно развивается интеллект и моторика мелких мышц. Примерно в середине этого временного промежутка можно выкроить четверть часа для купания малыша.
  • 22:00-22:30 Вечерний перекус, предшествующий укладыванию крохи.
  • 22:30-6:00 Пора ночных сновидений.

Данный распорядок дня, в неизменном виде сохраняющий последовательность и продолжительность всех режимных моментов предыдущего месяца, подходит только для тех малышей, которые по-прежнему нуждаются в двух периодах дневного отдыха .

Однако среди годовичков есть малыши, нервная система которых окрепла настолько, что частый отдых для ее восстановления больше не нужен. Для таких детей необходим новый режим, предусматривающий только один период дневного сна .

Сон

Распорядок дня, регламентирующий жизнь годовалого ребенка, может содержать один из двух вариантов режима сна:

  1. Первый, ставший привычным для ребенка, подчинявшегося ему на протяжении двух последних месяцев, предусматривает двухфазный дневной сон, состоящий из двух 1,5-часовых периодов . Малыши, нуждающиеся в таком режиме сна, способны сохранять бодрость на протяжении четырех часов. Время вечернего отбоя для них наступает в 22 часа. При этом варианте дневного отдыха в распорядок дня прекрасно вписываются две продолжительные прогулки и пятиразовое кормление.
  2. Второй вариант, предусматривающий только один продолжительный период дневного сна, требует радикальной перестройки всего распорядка дня. Крохи, для которых комфортен такой график отдыха, демонстрируют характерные черты, свойственные темпераменту «сов»: они пробуждаются не ранее семи (а порой и восьми) часов утра. «Тихий час» (длящийся не менее 2-3 часов) для них придется устраивать ближе к 13:00. Поскольку закончится он не ранее 16:00, ни о каком пятикратном кормлении не может быть и речи: малыша удастся покормить лишь четыре раза . Такой распорядок дня обладает двумя важными преимуществами: он приближен к условиям содержания малышей в дошкольном учреждении, поэтому адаптация крохи, пошедшего в детский сад, пройдет безо всяких проблем (). Второй плюс состоит в том, что у родителей малыша, отправляющегося на ночной отдых в 21:00, появляется возможность уделить друг другу чуть больше времени.

Какой график сна подходит малышу в 1 год, родители решают, наблюдая за его поведением. Показанием к переходу на одноразовый дневной сон является совокупность следующих проявлений :

  • Несмотря на то, что наступило время первого дневного сна, малыш продолжает оставаться бодрым и энергичным. Не проявляя ни малейших признаков сонливости, он готов играть или заниматься с мамой;
  • Попытки укладывания в кроватку вызывают сильный протест крохи;
  • Процесс дневного укладывания затягивается настолько, что приводит к значительному смещению во времени всех режимных моментов.

Если такое поведение повторяется изо дня в день, можно постепенно изменить привычный распорядок дня, предоставив малышу возможность однократного, но более продолжительного дневного отдыха. Разумеется, ни о каком насилии со стороны взрослых не должно быть и речи.

Кормление

График питания двенадцатимесячного ребенка полностью зависит от того, сколько раз он отдыхает в течение дня .

  • При двухфазном режиме дневного сна кроху кормят пять раз . Если у мамы все еще есть грудное молоко, оно отлично подойдет как для первого завтрака, так и для вечернего кормления малыша перед укладыванием его на ночь (искусственника можно покормить молочной смесью).

Во время второго завтрака, обеда и ужина годовичок получает еду с общего стола. Его рацион состоит из каш, супов, отварных и тушеных овощей, мясных и рыбных блюд. Ни в каком дополнительном протирании пищи ребенок этого возраста не нуждается. Рыбу и мясо, предназначенные для питания малыша (если они не подаются в виде тефтелей и котлет), можно нарезать мелкими кусочками: это необходимо для развития жевательного рефлекса и формирования правильного прикуса .

Список продуктов, противопоказанных маленькому ребенку, остается тем же: на его столе не должно быть острой, пряной и жареной пищи, цитрусовых, шоколада, орехов, копченостей, консервов, колбасных и кондитерских изделий. Вместо фабричных сладостей (конфет, пирожных и жирного печенья), которыми так хочется побаловать любимого малыша, лучше дать ему свежие ягоды и фрукты или добавить их в готовые блюда.


  • Если режим сна предусматривает однократный продолжительный отдых, питание малыша становится четырехразовым . Сокращение количества кормлений не означает, что следует увеличить объем пищи, предлагаемой ребенку. За одно кормление он должен съесть не более 250 мл полезных для него продуктов.

При таком режиме кормления кроха приступает к завтраку не тотчас после пробуждения, а после умывания, чистки зубов и выполнения утренней гимнастики. Это должно произойти не ранее 8:30. Четыре часа спустя – в 12:30 – ребенка кормят обедом, состоящим из любых супов (овощных, мясных или рыбных), паровых котлеток с овощным пюре (из брокколи, цветной капусты, картофеля или моркови), сока или компота.

Дважды в неделю малышу дают рыбу и два раза в месяц – блюда из говяжьей печени. После продолжительного дневного сна – в 16:30 – наступает пора полдника. Поскольку при таком варианте питания кроха поужинает раньше, чем истекут четыре часа, во время полуденного перекуса ему подают более легкие блюда: детский творожок, запеканку или сырники, пюре из фруктов и любимый сок.

В 19:00 можно покормить годовичка молочной кашкой или овощным пюре; изредка дается приготовленный на пару омлет или вареное яйцо. Завершить ужин можно некрепким чаем, компотом или фруктовым соком.

Физические нагрузки

Ребенок 12-месячного возраста нуждается в постоянном наращивании и укреплении мышечной массы. Делать это можно в ходе выполнения утренней гимнастики и домашних физкультурных занятий . Комплексы обязательно должны включать:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • ходьбу по различным (прямым, наклонным, ровным и бугристым) поверхностям;
  • упражнения с подвешиванием малыша на кольцах или турнике;
  • всевозможные приседания (с поддержкой за ручки и без нее);
  • все виды ползания;
  • наклоны;
  • упражнения с проползанием через обруч и под препятствием;
  • упражнения на укрепление брюшного пресса;
  • бросание мяча;
  • круговое вращение конечностей;
  • закрепление навыков безопасного слезания со стула, кровати или дивана.

Заниматься гимнастикой следует только в хорошо проветренной комнате и при открытой форточке (разумеется, не допуская возникновения сквозняков). Чтобы физкультурные занятия доставляли удовольствие малышу, проводить их можно под веселую ритмичную музыку .

Ребенок годовалого возраста перестает нуждаться в выполнении общеукрепляющего массажа: благодаря активному и постоянному движению его мышцы начинают развиваться без посторонних внешних усилий (единственным исключением является специальное предписание врача). Очень полезны для него неспешные прогулки на довольно длинные дистанции. Многие мамы записываются вместе с крохой в школу развития и занимаются под контролем квалифицированных специалистов.

Гигиена

1 год – это возраст, когда малыш начинает понимать, что чистка зубов, умывание лица и мытье рук перед едой являются процедурами, которые необходимо выполнять каждый день. Именно с этого возраста необходимо формировать у него гигиенические навыки, которые со временем превратятся в полезную привычку .

Ежедневные купания крохи теперь не обязательны; если же отказываться от ритуала его ежевечернего купания мама не собирается, необходимо после приема ванны смазать нежную детскую кожу специальным маслом или . Отличным увлажняющим действием обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, добавленные в детскую ванночку.

Закаленных малышей купают в воде, температура которой не превышает двадцати девяти градусов (для остальных ребятишек это значение составляет не менее тридцати четырех градусов), а обливают более прохладной (на пару градусов) водичкой.

Развивающие занятия

Арсенал развивающих игрушек для годовичка достаточно широк. У малыша должны быть:

  • наборы разных кубиков (деревянных, мягких или пластмассовых);
  • матрешки;
  • всевозможные пирамидки (из колец, шариков, полых колпачков);
  • детские музыкальные инструменты (барабан, пианино на батарейках, металлофон);
  • игрушки-сортеры (с фигурными прорезями на крышке и набором соответствующих им вкладышей);
  • сенсорные коврики (имеющиеся на них шнурки, застежки, кнопки, липучки способствуют развитию мелкой моторики);
  • игровые центры;
  • пазлы (из 2-4 деталей);
  • резиновые игрушки, изображающие птичек и животных;
  • лото для маленьких;
  • каталки (на веревочке или с длинной ручкой);
  • большие и маленькие мячи.

Развивающие игры с ребенком 12 месяцев становятся все более сложными и интересными:

  1. Для развития мелкой моторики очень полезны пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона», «Ладушки».
  2. Научив малыша правильно складывать матрешку, мама будет способствовать развитию его глазомера и логического мышления.
  3. Рассматривая с крохой картинки в книжке, можно поиграть в игру «Найди и покажи». Сначала необходимо показать малышу, где нарисованы глазки у кошечки (куклы, собачки), а затем попросить его найти их самостоятельно. Эту игру можно проводить до бесконечности, придумывая все новые задания.
  4. Включив ритмичную музыку и двигаясь под нее вместе с ребенком, мама будет способствовать развитию у него слуха и чувства ритма.
  5. Можно научить кроху извлекать звуки из детских музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона, дудочки). Простейшие инструменты можно сделать своими руками, насыпав в небольшие пластиковые бутылочки горох, крупу или пуговицы.
  6. Импровизированная «песочница», устроенная из тазика, наполненного увлажненной солью, позволит малышу делать красивые куличики. Эта игра развивает моторику мелких мышц, глазомер и усидчивость.
  7. Для развития мелкой моторики и эстетического восприятия действительности очень полезны занятия рисованием. Годовички с удовольствием рисуют красками, фломастерами и восковыми мелками. Перед таким занятием необходимо надеть на малыша одежду, которую не жалко испачкать и постоянно находиться рядом с ним. Стол, за которым сидит ребенок, лучше накрыть газетой.

Соблюдение режима дня для ребенка в 1 год делает малыша более дисциплинированным, послушным и здоровым. Ребенок, приученный к порядку, сможет быстрее адаптироваться к новым для него условиям детского дошкольного учреждения. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Детские врачи рекомендуют родителям не допускать резких перемен в организации суток для ребенка, достигшего 1 года. Для ребенка в 1 год режим дня мало чем отличается от такового в 10–11 месяцев. Если стараться придерживаться того образа жизни, который установился незадолго до первых именин крохи, то особых проблем не будет.

Переход на одноразовый сон

Может случиться так, что ребеночек в год сам не захочет жить по своему привычному расписанию. Если раньше он легко засыпал и спал днем два раза, то теперь становится очень трудно уговорить кроху лечь в кроватку через пару часов после первого утреннего пробуждения.

Бывает, что дитя спокойно играет до самого обеда, не выказывая никаких признаков утомления или сонливости, не трет глазки, не капризничает. Попытки уложить спать в обычное время сопровождаются капризами и отчаянным сопротивлением. Когда мама все же укладывает его, он долго играет в кроватке с игрушкой, разговаривает сам с собой, без конца требует к себе внимания и засыпает тогда, когда уже пора вставать. Приходится отодвигать время обеденного кормления, а за ним и время второго сна. В итоге малютка просыпается второй раз перед самой ночью, и затем полночи не спит ни он, ни мама. Такие сдвиги во времени вынуждают менять привычный режим всей семьи.

Если ваш ребенок явно не хочет спать до обеда, то в 1 год его стоит перевести на одноразовый послеобеденный сон (рекомендуем прочитать: ). Он вырос из распорядка дня младенца 11–12 месяца жизни. Для деток 1 года распределение времени должно быть удобным и комфортным для них и для родителей. Переход на новое расписание должен быть плавным, ненавязчивыми - так, не нужно ждать послеобеденного сна, если малыш устал, зевает и норовит прилечь. Иногда бывает очень непросто подобрать индивидуальный режим сна, чтобы малыш оставался веселым и спокойным, а родители могли высыпаться и полноценно справляться со своими повседневными обязанностями.



Если малыш уже не готов жить по созданному ранее распорядку, не нужно настаивать: внутренние биоритмы ребенка сами подскажут оптимальное количество, частоту и время сна

Режимы сна и бодрствования годовалого ребенка

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Итак, на 13-м месяце жизни возможны два режима дневного отдыха, учитывая, что кроха такого возраста может бодрствовать без устали примерно 3–4 часа. В любом случае родители должны следить за тем, чтобы малютка спал положенное ему по возрасту количество часов - от этого напрямую зависит состояние его здоровья и психологический комфорт. В 1 год и 1 месяц уже становится заметной склонность ребенка к типу темперамента «жаворонок» или «сова»:

  1. Режим с привычным для малютки 10–11 месяцев двухразовым дневным сном. Годовалый ребеночек-«жаворонок» просыпается рано, в 6–7 утра, не прочь опять уснуть в 10. Поспав часа два, может играть или гулять примерно до 15 часов. Следующий отдых ему будет необходим где-то с 15 до 17, и уже в 20 – 21 час вечера можно укладывать его на ночь. Данная организация сна радует тем, что ваш маленький непоседа будет всегда отдохнувшим и бодрым.
  2. Режим, при котором малютка днем спит один раз. Этот вариант больше подходит для будущих «сов». Такие детки предпочитают поспать подольше утром и долго не засыпают вечером. Дитя просыпается ближе к 9–10 утра и начинает уставать после полудня. Тихий час такого малыша длится около трех часов. Ребенок может спать после обеда, с 13 до 16, тогда к 8–9 вечера он будет уже утомленным и легко рано уснет. Чем хорош второй вариант? Так как малыш долго спит утром и рано засыпает вечером, у родителей есть возможность переделать домашние дела и пообщаться друг с другом.

Если вы хотите отдать малыша в детский сад в раннем возрасте, то организация дня по типу «жаворонок» считается наиболее приближенной к детсадовской. Главное - не позволять ему спать утром слишком долго, до 10 часов утра ребенка лучше разбудить. Если это правило не соблюдать, то может перепутаться день и ночь.

Питание годовалого ребенка

После достижения ребенком возраста 1 года посадите его на специальный стульчик за общий стол (подробнее в статье: ). Он будет с удовольствием пробовать те же самые блюда, которые едят взрослые: борщи, супы, каши, отварную рыбу и курицу, паровые тефтельки, тушеные или вареные овощи, сваренное всмятку яичко, нежный творожок, запеканку.

Рацион питания ребеночка старше 12 месяцев должен отличаться от взрослого рациона отсутствием острых, жирных, жареных и копченых блюд, колбас, цитрусовых. Лучше пока не давать ему сладостей, мучных изделий промышленного производства, шоколада. В конфетах и пирожных содержится большое количество сахара и искусственных жиров, которые чрезвычайно вредны для маленького организма. Гораздо более полезно ставить на стол фруктовые пюре, ягоды, соки.



Хотя желудок малыша уже способен воспринять взрослый рацион, есть и существенные отличия - лучше оградить ребенка от жареной жирной пищи и продуктов с консервантами

Режимы кормления ребенка после года

Время приема пищи зависит от того, сколько раз дитя спит в течение дня:

  1. При сохраненном двухразовом сне остается привычное 5-разовое кормление. Если у мамы все еще есть молоко, можно кормить грудью перед ночным сном и на завтрак. Если грудного молока уже нет, то пусть кроха утром и на ночь сосет детскую смесь из бутылочки. Днем кормите три раза.
  2. Если ваш малыш после года перешел на одноразовый сон, то время его кормления тоже изменится. Теперь просто не получится соблюдать прежнее 5-разовое кормление. Вполне достаточно кормить малютку 4 раза в день, но при этом нельзя его перекармливать. Следует помнить, что объем пищи, съеденной за раз, должен составлять не более 250 мл. Малыш сам даст вам знать, когда насытится.

Режим сна, прогулок и питания ребенка в год

Давайте составим примерный режим дня и питания годовалого малыша по часам при двухразовом и одноразовом дневном сне, а также с учетом времени утреннего пробуждения:

Режимные моменты Ранний подъем Поздний подъем
Пробуждение, утренний туалет, по возможности зарядка 6.00-7.00 8.00-9.00
Первый прием пищи (завтрак) 7.00-7.30 9.00-9.30
Игры, занятия или прогулка. Многие детки в этом возрасте уже пытаются общаться с ровесниками, поэтому можно ходить с малышом во двор или в парк, где обычно гуляют дети. 8.00-10.30 10.00-12.30
Второй прием пищи. На обед ребенок должен получать самую калорийную пищу в течение дня. 10.30-11.00 12.30-13.00
Сонный час на прогулке или дома 11.30-13.00 13.30-16.00
Третий прием пищи - полдник. Он должен быть гораздо менее плотным, чем обед, потому что скоро ужин 14.00-14.30 16.00-16.30
Второй дневной сон 15.30-16.30 -
Время бодрствования - игры, занятия, чтение книжек 16.30-19.00 16.30-19.00
Четвертый прием пищи - ужин 19.00-19.30 19.00-19.30
Вечерний туалет, купание, обливание, воздушные ванны 20.00-21.00 20.00-21.00
Ночной сон С 21.00 С 21.00


Для годовалого ребенка игра - это естественная стихия, которой обязательно должно быть отведено место в распорядке дня. Маме не обязательно все время активно участвовать - следует оставить время и для самостоятельного изучения мира

Все дети разные, поэтому данный распорядок является приблизительным и варьируется на час-два в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Время сна, бодрствования и питания ребенка 13-15-го месяца жизни можно наглядно изобразить в виде таблицы.

Подобранного расписания важно придерживаться, чтобы ребенок привык кушать и ложиться спать в одно и то же время - это позволит избежать ненужных проблем вроде отсутствия аппетита или вялости, сонливости. Если организация дня ребенку подходит, то можно ее соблюдать до 3-4-х лет.

Мнение Комаровского

Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.

Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.

Большинство педиатров и детских психологов утверждают, что грамотно составленный режим дня спасает родителей от необоснованных истерик чада и непослушания. Специалисты рекомендуют систематизировать все ежедневные ритуалы: пробуждение, умывание, прием пищи и т.д., это позволит малышу лучше понимать, что от него хотят взрослые и учиться дисциплине.

Поэтому важно знать, как составить распорядок дня.

Родителям, которые стараются воспитывать из своих детей маленьких гениев и неукоснительно следуют всем советам, написанным в книгах, хочется сказать, что при составлении режима дня нужно все-таки опираться больше на индивидуальные особенности собственного крохи, а не на стандартные схемы.

Все детки разные и даже в одной семье у малышей могут быть различные распорядки.

Режим у новорожденного малыша первого месяца жизни, безусловно, будет отличаться от распорядка дня ребенка 1 года. Возрастные особенности учитывать нужно.

Помните, что если вы хотите приучить карапуза к порядку и дисциплине, то делать это нужно постепенно, а, не сразу вводя расписание и насильно заставляя малыша ему следовать.

Если приучать к новому режиму кроху постепенно, то вскоре его организм настроится на нужную волну. Ребенок будет хотеть кушать в определенное время, гулять и спать так же. В итоге и вы и ваш малыш будут счастливы, ссор из-за несъеденного обеда или нежелания идти купаться станет меньше.

Прежде чем навязывать придуманный вами режим дня, понаблюдайте за ребенком. Возможно, что он уже что-то делает в определенное время, в таком случае не ломайте его привычки, подстройтесь под распорядок сына или дочки. Старайтесь сделать режим удобным, в первую очередь, своему чаду.

Примерный распорядок дня для новорожденного

Распорядок дня ребенка первого месяца жизни очень прост. Кроха часто спит, кушает, бодрствует мало, в фазу активности обычно подвергается гигиеническим процедурам и «общается» с родителями.

В принципе, первые 4-6 недель жизни сложно подогнать под систему, в это время вы только знакомитесь со своим малышом. А вот чуть позже, когда вы уже заметите, как часто новорожденный кушает, можно будет говорить о выработке определенной программы. В режиме дня должно присутствовать около 7 дневных кормлений, гигиенические процедуры, прогулка (ее длительность будет зависеть от времени годы и погоды), купание. При правильно составленном распорядке у вас еще останется пара часов личного времени.

После 3 месяцев нужно добавить в расписание немного игр после кормления, общее время таких увеселительных занятий будет не более 2 часов в день.

Следующие корректировки в распорядок дня нужно вносить в 5 месяцев. С этого времени большинство малышей спят уже по 3 раза в день и бодрствуют до 3,5 часов.


Позже время дневного сна укоротится, станет 2 отдыха днем. Правда, некоторое малыши быстро переходят на один дневной сон, это тоже стоит учитывать при выборе времени для отдыха ребенка.

Поэтому важно в этот период следить за поведением крохи, если заметите, что он не хочет ложиться спать вечером, то, скорее всего, ему нужен только один сон днем.

Его длительность будет напрямую зависеть от потребностей вашего чада. Некоторые спят единожды в день, но по 3-4 часа.

При составлении режима дня для грудного ребенка учитывайте следующее:

  • у каждого крохи есть свой определенный режим, который кардинально «сломать» не получится, да и делать этого не нужно;
  • важно, чтобы в этом возрасте общее количество часов сна у ребенка было не менее 10;
  • не забывайте вносить в распорядок прогулки и занятия с детками. Любая активность благотворно влияет на сон.

Как составить распорядок дня ребенку 1 года?

Когда ваш карапуз отметил свой первой день рождения, самое время обновлять ему режим. Сейчас нужно приучать его к распорядку, который принят в детском саду, причем совершенно неважно, собираетесь ли вы посещать это дошкольное учреждение или нет. Впереди все равно школа, в нее-то идти придется.

Система правил, по которой живут детки в саду, продумана до мелочей, в ней подобраны оптимальные промежутки для сна и бодрствования, есть время для игр и прогулок.

Примерный режим может выглядеть подобным образом:

  • пробуждение;
  • гигиенические процедуры;
  • завтрак;
  • игровая деятельность;
  • прогулка;
  • дневной сон;
  • полдник;
  • игры;
  • прогулка;
  • ужин;
  • игры;
  • гигиенические процедуры;
  • ночной сон.


Временные промежутки вы устанавливаете самостоятельно, да и предложенные приемы пищи также могут быть скорректированы.

Например, многие детки перед ночным сном пьют кефир или кушают кашу. До 1,5-2 лет у большинства еще присутствуют ночные кормления, это вполне нормально.

Поэтому режим, приведенный выше, это лишь небольшая шпаргалка, которая должна помочь маме уловить суть. Важно приучить деток есть в определенное время, да и вообще, соблюдать последовательность действий.

Но, конечно, морить ребенка голодом, если он хочет кушать между приемами пищи, не стоит. Легкий перекус: фрукты, творожок и т.д. вполне допустимы.

Пить карапуз должен тогда, когда ему хочется. Поить лучше чистой водой, а не соками, какао и т.д. На прием пищи рекомендуется отводить не более 30 минут, если даже малыш мало покушал и тарелка еще полна, не стоит продолжать трапезу, превращая ее в игру.

Помните, что режим дня – это не жесткие рамки, а в первую очередь, удобство для ребенка и мамы.

Распорядок дня для подростка: как правильно составить

Подростковый возраст – не самый простой период в жизни человека, поэтому если вы до этого момента не приучали своего отпрыска жить по определенному расписанию, то взять и начать делать это будет весьма непросто.

Но не будем о грустном, лучше рассмотрим основные аспекты режима дня для подростка. Вашему ребенку очень важно правильно организовать время труда и отдыха. Для того чтобы организм нормально функционировал, не было чувства усталости и вялости, подростку нужно спать не менее 8 часов. Если пренебрегать здоровым сном, то работоспособность вашего отпрыска упадет на 30 %, он станет раздражительным, будет с трудом воспринимать информацию.

Уроки в школах обычно начинаются в 8-8:30 утра. Опираясь на эти показатели и на продолжительность здорового сна, рассчитайте оптимальное время для отбоя.

Время, которое подросток проводит в образовательном учреждении, уже систематизировано. Уроки идут по расписанию, есть перемены, а также время для приема пищи.


Если ваш ребенок посещает какие-то секции, то нужно внести это в распорядок дня, рассчитав так, чтобы подросток мог зайти домой поесть и переодеться. Очень важно уделить должное внимание питанию чада. Идеальный вариант, если подросток будет питаться 4-5 раз в день небольшими порциями. Это благотворно скажется на его здоровье.

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.