Сообщение по географии на тему история парфюмерии. История создания духов — Франция город Грасс. Парфюмерия в европейских странах

Новое, XIX столетие, принесло новую моду на ароматы. В XIX веке стали популярны более лёгкие, ампирные запахи. Гелеонтроп, резеда, ландыш и многие другие ароматы подчёркивали невесомость и воздушность женщины в ампирном платье. Также стало модно опрыскивать духами предметы вокруг себя: записки, носовые платки, капоры, шали в кашмирском стиле, чулки, зонтики.

История развития парфюмерии

Французские парфюмеры развивали своё мастерство. Они стали выпускать лосьоны и ароматические мыло. Их работа была направлена на удовлетворение нужд «третьего сословия», буржуазии, которая в свою очередь искала свою «эстетику ароматов». Представители этого сословия тяготели к природным ароматам, ароматам чистоты. Поэтому такая продукция пользовалась у них особой популярностью.

Особенной популярностью пользовалась продукция Дома «Герлен». Пьер Франсуа Герлен, основатель Дома, был химиком, получившим образование в Англии. В 1828 году он основал собственную мыловарню и открыл магазин. Его сын, Эмэ, стал первым парфюмером в современном смысле этого слова. Ещё один его родственник, Жак Паскаль Герлен, также стал знаменитым французским парфюмером, и создал такие ароматы, как «Шалимар», «Голубой час». Именно он объединил натуральные ароматы с синтетическими экстрактами, которые создала самостоятельно. В 1853 Пьер Герлен изготовил одеколон «Императрица» для супруги Наполеона III, Евгении. Она выбрала его творение из многих сотен предложенных и после этого Дом «Герлен» становится поставщиком императорского двора.

В конце XIX века появляется синтетическое ароматное вещество кумарин, которое пахнет свежескошенной травой. На его основе изготавливают всё новые и новые духи. После этого изобретение синтетические запахи постепенно вытесняют натуральные ароматы.

В это же время духи становятся неотъемлемой частью моды и модного ательерного производства. Все Модные дома Парижа наряду с одеждой выпускают и свои ароматы.

Россия и российская аристократия старалась не отставать от западноевропейских парфюмерных традиций. Москве открыли очень необычный магазин, в котором продавалось очень много парфюмерии. Его владельцами были выходцы из Шотландии Мюр и Мерлес. Здесь «закупались» все дамы высшего света. Россия вообще была обширным рынком для сбыта французской парфюмерии. Особым спросом пользовался «Одеколон ля русс».

Но русские ароматы появились задолго до того, как в Россию хлынула французская и английская парфюмерная продукция, задолго до того, как открылись крупные фабрики по производству духов. Ароматы эти были связаны с таким явлением, как баня. Русская баня – это запах клевера, мята, мёда и липы, а также запах натурального мыла. Мыло вообще пользовалось большой популярностью, и мыло очень сильно повлияло на создание русского «обонятельного вкуса». Особой популярностью пользовалась мыло «греческих» и «персидских» сортов, в состав которого входило розовое масло, миндальное масло, персиковое масло, натуральное кокосовое масло и молоко. Его производили в южной Европе, в Италии. Это был высококачественный продукт. В середине XIX века немец Кёлер, который жил и работал в России, создал земляничное мыло, которое стало невероятно популярным и остаётся таким же популярным до сих пор. Можно сказать, что мыло сформировала то, что в парфюмерии называется «русским носом».

В 1843 году французский парфюмер Альфонс Ралле основал в России первую парфюмерную фабрику. В 1864 году в Россию приехал Генрих Афанасьевич Браккар, ещё один гений парфюмерии, который был влюблён в русскую культуру. И Ралле и Браккар выпускали духи в «русской традиции», с использованием традиционных русских ароматов. Они создали русскую парфюмерную историю. Браккар создал множество знаменитых ароматов. Например, духи «Персидская сирень». Воспроизвести этот натуральный запах даже сейчас не удается ни одному знаменитому парфюмеру. Или «Тройной одеколон», невероятно популярный продукт и сейчас. На фирме Браккар выпускались и так называемые «Духи для улицы» или «Меховые духи», которым было принято обрызгивать шубы. Можно себе представить какой аромат витал над катками в Москве в конце XIX века.

Нельзя не упомянуть и такого гения русской парфюмерии, как Александра Митрофановича Остраумова – основателя русской лечебной косметологии. Он создавал такие виды мыла и кремов, которые пользовались невероятной популярностью. Он выпустил крем от веснушек, мыло от перхоти и многое другое.

Русская парфюмерная школа оказала такое же сильное влияние на мировую модную парфюмерную индустрию, как и французская.

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные - ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались , мускус, амбра, .

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − . В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим , Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному . Появилось семейство , изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.






На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим. Большинство из нас не задуматся о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательной и неотразимой. Однако если вы хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов. С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым». Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла. Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан. Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики . Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов. Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами. Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ. По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ. Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее. Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана. Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи. Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью. Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело. Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы. Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши. Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам. Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия. Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве. Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы, лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога. Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы. В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ. Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение. Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи. Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом. Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах. Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор. Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах. После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета. У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни. Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов). Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло. До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат. Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами. Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы. Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае. Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни. Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах. Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина. В это время появляется «эссенция нероли», экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни. Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.

Искусство парфюмерии и косметики было известно людям с древних времен. Человечество еще не знало, что такое хлеб, но уже широко применяло благовония и средства для умащивания кожи и волос.

В далеком прошлом душистые вещества предназначались исключительно для богослужений. Во время культовых обря­дов многих религий жгли душистые смолы, листья, коренья для создания запахов. Само слово «парфюм» - приятный запах, духи - состоит из двух латинских слов «рег fumum», что озна­чает «через жертвенный запах». Жрецы Древнего Египта вла­дели секретами воздействия запахов на психику молящихся. При помощи тех или иных запахов создавалось определенное настроение (грусти, скорби, жертвенного порыва). Этот обычай дошел и до наших дней. Так, например, при проведении службы в православной церкви воскуривается ладан (душистая смола, получаемая подсочкой коры ладанного дерева босвелии). Запах ладана в парфюмерии носит название «грустного». При вдыхании ладанного дыма у молящихся возникает состо­яние печали, скорби, появляются мысли о смерти, о загроб­ном мире.

Торговля душистыми веществами – «ароматами» - в древние времена находилась в руках арабов, которые привозили их с Цейлона, Суматры, из Индии. Такими веществами считались корица, сандал, мускатный орех, амбра, ладан, камфора, ге­рань, мускус, цибет и др.

Чтобы набивать цену своему товару, древние греки, не рас­полагая научными знаниями, повторяли сказки и басни арабских купцов. Первые подлинно научные сведения об «ароматах» мы находим в трактатах Авиценны (980 - 1037) - ученого, философа и врача, жившего в Средней Азии и Иране.

Первые душистые настои делали на маслах. Масла облада­ют свойством поглощать запахи. Цветы закладывали неболь­шими порциями в нагретое масло (оливковое, касторовое) или баранье сало, настаивали и отжимали. Сырьем для созда­ния благовонных масел служили роза, мята, лаванда, фиалки, лилия, древесина кипариса, апельсиновая и мандариновая цедра и др.

В Древнем Риме существовал сложный ритуал умащивания тела ароматическими веществами: руки - мятой, подборо­док и грудь - душистым пальмовым маслом, волосы и бро­ви - майораном, шею и ноги - цветной эссенцией. О том, как ценилась в те времена парфюмерия, свидетельствует такой, например, факт: стоимость небольшого флакона ароматиче­ской смеси масел доходила до нескольких сестерций (римские серебряные монеты). Однако и в те времена были противни­ки чрезмерного употребления парфюмерии.

Настоящий переворот в парфюмерном деле произошел тогда, когда научились растворять ароматические субстанции в спирте. Спирт был впервые получен в XI в. в Италии. Обы­чай отдушивать одежду был завезен в Европу с Востока кре­стоносцами. В эпоху Ренессанса в Италии и Франции начина­ется производство духов. Климат этих стран позволял выра­щивать многие душистые вещества. В различных городах Франции, особенно в Париже, появились лавочки, владельцы которых занимались производством и продажей духов.

Основа духов - смесь душистых веществ. В некоторых ви­дах духов ароматические вещества составляли половину от об­щего объема. В ходу были крепкие, резкие, яркие ароматы. На смену духам приходит одеколон - душистая вода, в состав которой входит меньше душистых веществ, запах легче, све­жее, менее навязчив.

«Косметика» (от греч. kosmetike - искусство украшать) - уче­ние о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметика появилась раньше парфюмерии.

Первые косметические средства для изменения внешности производились с целью напугать врага, обмануть богов или, наоборот, стать похожими на почитаемое божество. Для этих целей использовали татуировку. Узор наносили кистью на лицо, грудь, спину, ягодицы, ноги и руки, а затем на этих участках тела втирали древесный уголь. Постепенно обычай раскрашивать лицо переходит и к культурным народам. В египетских гробницах находили различные сосуды для хранения белил, румян, протираний (мел, известь, древесный уголь, охра). На территории Египта найден первый справочник по косметике, принадлежащий царице Клеопатре. Рецепты изготовления пудры, румян, белил, губной краски, карандашей для бровей из этого справочника позже неоднократно цитировались в ра­ботах античных медиков.

Слово «косметика» приобрело свое истинное значение - ис­кусство красоты - в Греции. В греческих гимназиях, где пости­гали многие прекрасные искусства, специальные преподавате­ли - косметы обучали, как с помощью различных массажей, ванн, упражнений усовершенствовать тело. Свой вклад в кос­метику внесли знаменитые медики Гиппократ и Гален, дав­шие кроме различных рецептов также рекомендации по про­ведению косметических операций.

В Древнем Риме изобретены средства не только цля рас­крашивания лица, но и для разглаживания морщин, улучше­ния цвета лица.

В королевских дворах Европы употребление грима было обязательным. В летописях упоминается, что когда принцесса Мария Тереза Испанская прибыла во Францию как невеста престолонаследника без грима, это вызвало недовольство при­дворных.

В период французского абсолютизма не признавалось ка­кой бы то ни было гигиены. Купание считалось вредным для здоровья, мыли ежедневно только руки и изредка лицо. Для борьбы с досадными насекомыми придумали способ ношения на груди «меха для блох» - беличьего или норкового, который привлекал насекомых. При такой «чистоплотности» употребле­ние крепких духов и обилия косметики было просто необхо­димо. Во времена барокко все, кто принадлежал к высшему обществу - от детей до стариков, носили напудренные парики и необходимой принадлежностью была спасительная палочка из слоновой кости, завершающаяся миниатюрной руч­кой, - «гарнитуар». С ее помощью самая элегантная дама или господин могли успокоить во время галантной беседы досад­ный зуд, причиняемый грязью или укусами насекомых.

XIX век принес с собой культ чистого тела. Самым глав­ным требованием стала постоянная гигиена.

На Руси пользовались такими косметическими средствами, как сажа, уголь, мел, свекла. Иностранцы, побывавшие в Мос­ковском государстве, отмечали, что русские женщины, краси­вые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, черни­ли брови. Европейская мода на костюмы, прически, косметику пришла на Русь в эпоху Петра I. В дальнейшем русские дво­рянки уже не отстают от европейских представительниц пре­красного пола.

Современная косметика разделилась на врачебную и деко­ративную. Врачебная косметика использует для устранения внешних дефектов не только косметические средства, но и физиотерапевтические, хирургические и другие методы. С по­мощью декоративной косметики маскируют недостатки или подчеркивают отдельные черты лица. К косметическим сред­ствам для ухода за кожей, волосами, зубами, ногтями относят­ся кремы, лосьоны, пудра, зубная паста, а также цветная кос­метика: тушь для ресниц, помада, тени для век, румяна и др.

Промышленное производство парфюмерно-косметических товаров на Руси началось в XIX в. В 1843 г. Московский купец французского происхождения Аль­фонс Анто­нович Ралле основал в Москве фабрику «Товарищество Ралле». В 1899 году была построена в Москве новая фабрика, принадлежавшая то­вариществу «Ралле и К°». Современное здание отвечало самым передовым технологиям архи­тектуры и инженерного дела (основной корпус сохранился до настоящего времени; в нем раз­мещены мыловаренное и косметическое про­изводства).

Товарищество было рекордсменом в России по объему и ассортименту выпускаемой про­дукции: в 1910 году его фабрика производила 675 наименований парфюмерных товаров. Отличалось оно и количеством наград, заво­еванных на различных промышленных вы­ставках.

После революции 1917 года хозяйство ком­пании было национализировано, московская фабрика преобразована в Государственный мыловаренный завод №4, а в 1920-е годы - в фабрику «Свобода».

В 1930 году в Москве была проведена специ­ализация производства: парфюмерную группу с фабрики «Свобода» передали фабрике «Но­вая заря», а все производство туалетного мы­ла, существовавшее в Москве, было сконцен­трировано на фабрике «Свобода».

Сегодня объединение «Свобода» имеет на­учный центр и 5 направлений производства: мыловаренное, глицериновое, тубное, косме­тическое и производство зубных паст и шам­пуней. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 300 позиций.

«Свобода» осуществляет деловое и творчес­кое сотрудничество с ведущими парфюмерно-косметическими компаниями Германии, Фран­ции, Англии, Швейцарии, Египта, Индии и других стран.

Косметические изделия объединения «Сво­бода» отмечены многочисленными наградами на российских конкурсах: только в 2001-2002 годах ему вручили несколько дипломов и 26 медалей, в том числе высшую обществен­ную награду РФ в сфере производства продо­вольствия «За изобилие и процветание России» и Золотую медаль Ассоциации содействия про­мышленности Франции. В 2002 году объедине­ние получило премию «Российский националь­ный Олимп» в номинации «Промышленность. Производство».

В 1864 г. Француз Генрих Брокар создал в Москве мыловаренное производство, ставшее мощным конкурентом компании «Ралле и К°». Сегодня егоимя почти забыто, а на рубеже ХIХ-ХХ ве­ков его знала вся культурная Россия.

Товарищество «Брокар и К°» имело 2 госу­дарственных герба. Один из них был получен в 1896 году на Всероссийской промышленной и художе­ственной выставке в Нижнем Новгороде, второй – Малый государственный герб – в 1913 году вместе со званием «По­ставщик Его Императорского Величества». К 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на всемирных вы­ставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах.

После революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Госу­дарственный мыловаренный завод №5, а в 1922 году ее помещение передано в ведение организации Гознак. Однако рабочие бывшей фабрики Брокара по разрешению властей отстроили старое здание бывшей обойной Фабрики Сладкова, в котором с 1922 года заработал парфюмерно-мыловаренный завод «Новая заря».

Во время войны, в 1941 году, один из цехов был эвакуирован в Екатеринбург. Из него в последующем образовалась фабрика «Ураль­ские самоцветы» (ныне концерн «Калина»).

До недавнего времени вся продукция фабрики выходила под маркой «Новая заря». Сегодня в фирменных магазинах фабрики выставлена продукция с новым названием «Nouvelle Etoile», выпущенная совместным российско-французским предприятием, рос­сийскую сторону в котором представляет «Новая заря». С 1995 года его продукция представляет Россию в знаменитом француз­ском Музее запахов «Osmothegue» в городе Версаль.

­Русской школы парфюмеров не существовало. Главные специалисты на предприятиях были иностранцы, поэтому по­сле национализации парфюмерно-косметических фабрик ос­новной проблемой стала проблема подготовки кадров.

Современный ассортимент духов, одеколонов, парфюмер­ных наборов, выпускаемый парфюмерной промышленностью, насчитывает около тысячи наименований. Косметическая про­мышленность выпускает более 500 косметических и гигиени­ческих средств. Они экспортируются в десятки стран мира. Все шире используются в косметике биологически активные вещества, дары моря, фармакологиче­ские препараты. Поэтому можно утверждать, что в создании парфюмерии и косметики принимают участие медики, хими­ки, звероводы, селекционеры, растениеводы, лесоводы и океа­нологи.

В России объединения профессионалов в индустрии красоты появились не так давно, но они завоевывают авторитет и твердые пози­ции не только в стране, но и в международном масштабе.

Российская парфюмерно-косметическая ассо­циация (РПКА) создана в 1995 году с опреде­ленной целью - представлять интересы пар­фюмерно-косметической отрасли страны. РПКА участвует в разработке нормативно-правовой базы для решения актуальных проблем парфю­мерно-косметической промышленности, под­держивает научные исследования и инновации в отрасли, организует подготовку ведущих спе­циалистов для предприятий-производителей, представляет интересы России на международ­ном уровне.

На сегодняшний день действительными членами РПКА являются 75 компаний - отечест­венные предприятия - производители косме­тики и парфюмерии, российские представи­тельства ведущих мировых производителей косметического сырья, торговые компании, предприятия инфраструктуры отрасли, а также специализированные СМИ.

С 1996 года РПКА является членом Торгово-промышленной палаты РФ, а с 1998 года - чле­ном Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены (СоПра).

Согласно современному законодательству Европейского союза (ЕС), «косметический продукт означает любое вещество или препарат, предназначенные для нанесения непо­средственно на различные части человечес­кого тела (эпидермис, волосяной покров, ногти и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очи­щения, придания приятного запаха, измене­ния внешности и/или коррекции запаха тела и/или их защиты и сохранения в хорошем состоянии...» При этом продукцию для массо­вого и профессионального использования, лечебную и декоративную косметику рассма­тривают одинаково.

В 1976 году государствами-членами ЕС при­нят закон «Косметическая директива», кото­рый регулирует вопросы, связанные с произ­водством и размещением на рынке стран ЕС косметической продукции.

В последние годы парфюмерия и косметика стали круп­ными отраслями промышленности. На плантациях агропромышленных комплексов выращива­ются в большом количестве эфирно-масличные растения, в частности кориандр, роза, герань, мята, лаванда и др. Вырабатываются синтетические душистые вещества, получаемые путем химического синтеза. Синтезированное сырье успешно заменяет природное, оно дешевле, чем нату­ральное. Звероводческие совхозы и колхозы поставляют парфюмерам необходимые в производстве духов вещества - мускус и цибет.

Ни один современный человек не представляет своей жизни без наличия одного, а то и нескольких любимых ароматов. Откуда берет свое начало такое явление, как «духи»? Кто такое парфюмеры? Чем отличаются духи от туалетной и парфюмированной воды? И какие ароматы считаются легендами парфюмерного дела?

Происхождение духов

До сих пор исследователи с уверенностью не могут заявить точно, какая страна является родиной духов: то ли это Аравия, то ли это Месопотамия. Однозначно известно, что с древних времен люди с трепетом относились к прародителям современных духов и одеколонов – благовониям.

Слово «парфюм», или «per fumum» c латинского переводится как «через дым». Дело в том, что древние люди получали ароматы с помощью сжигания древесины и смолы мирры, ладана и кедра. Отдельно стоит отметить деятельность египтян в «ароматном» вопросе: жители Нила были убеждены, что тело человека обязательно должно хорошо пахнуть – это поможет попасть в милость к богам. «На тот свет» человека также отправляли с солидной партией благовоний, чтобы задобрить богов.

В первом веке нашей эры произошел скачок в развитии парфюмерного дела: был разработан способ получения эфирных масел арабским врачом Авеценной. Ряд его рецептов сохранились и используются в современной индустрии. Арабской культуре принадлежит создание известнейшего розового масла, которое было на вес золота.

Парфюмерное дело в Европе

В результате падения могущественной Римской империи несколько веков не уделялось особого внимания парфюмерии. Только в 14 веке появляется новая разработка – ароматические воды – это духи, состоящие из эфирных масел и спирта.

Одна из распространенных история на эту тему: однажды монах подарил духи Ее Величеству 72-летней королеве Венгрии Елизаветте, которая решила принимать духи не наружно, а внутренне. В результате питья духов она помолодела, выздоровела и получила жениха в виде короля Польши. Так «Воды королевы Венгрии» стали популярны.

Аромат духов в те времена был очень прост: роза, лаванда, фиалка. Но большой спрос на продукт рождал предложение: европейцы средневековья крайне редко принимали банные процедуры, парфюмерию они любили за то, что она перебивает запах немытого тела. Постепенно в ароматические композиции прибавляются ароматы корицы, сандала, мускуса.

Духи закупались в большом объеме: ими натирали тела знатные дамы и кавалеры, затем духами стали поливать одежду, зонтики, перчатки, веера. В 1608 была открыта первая в мире фабрика по производству парфюмерии, располагавшаяся на территории монастыря и обслуживающаяся монахами.

Кроме того, развитие парфюмерного дела поощряла и сама католическая церковь, так как купания способствовали росту разврата среди населения.

Парфюмерное дело в японской культуре

Тем временем в Японии также наблюдался значительный интерес к парфюмерному делу. Ароматическая древесина, завезенная из Китая и Индии, нашла свое применение в буддийских обрядах и церемониях. Постепенно в жизнь входили ароматы пачули, корицы, аниса – ароматы специй. Большое внимание уделялось и культуре использования ароматных палочек в помещениях.

Парфюмерное дело в России

Великий реформатор Петр Первый постарался и в парфюмерном вопросе. До его правления россиянам был известен только ладан, который применяли во время церковной службы. Интересно, острой надобности в духах не было, так как были популярны бани. Изначально нюхательные соли носили собой в качестве лекарства, на тот случай,если даме станет дурно. Затем постепенно мешочки, заполненные ароматизированной солью дамы стали носить для создания дымки приятного цветочного аромата.

Духи, одеколон, парфюмерные воды – в чем разница?

Существуют разделение духов на виды по количеству эфирных масел, содержащихся в продукте, чем больше, тем дороже и качественней аромат:

  • Духи – в них содержание эфирных масел не должно быть менее 22 процентов. Справедливо отметить, что хранятся настоящие духи максимум два года, после чего их структура начинает деформироваться.
  • Парфюмерная вода содержит от 15 до 22 процентов эфирных масел. Их стойкость не такая высокая, как у духов, но выше, чем у туалетной воды.
  • Туалетная вода – отличается содержанием эфирных масел от 8 до 15 процентов. Состав не меняется в течение 4-5 лет.
  • Одеколон включает 4 процента эфирных масел в свой состав.

Качество экстрактов парфюма

При создании ароматов могу использоваться разные по качеству экстракты:

  • Класс «Люкс» - духи, которые изготавливаются вручную, иногда по индивидуальному заказу. Стоимость из может варьироваться от нескольких тысяч долларов за парфюмерный шедевр эксклюзивной серии.
  • Класс «А» - используется сырье на минимум 90 процентов из натуральных компонентов. 10 процентов отводится на ненатуральные компоненты.
  • Класс «В» - состоит на половину из синтетического сырья. Стоимость их гораздо ниже, чем стоимость настоящих духов, но они не раскрывают всю полноту и гамму оригинальных натуральных духов. Часто создаются как близкие по аромату к натуральным духам.
  • Класс «С» - наиболее дешевые экстракты, которые добавляются в порошки, мыло и духи-фейки. Создаются полностью из синтетических экстрактов.
Часто духи класса "Люкс" создаются по индивидуальному заказу

Как делятся духи по семействам ароматов

  • Шипровые ароматы – это ароматы женской и мужской линии, получаемые из шалфея, лаванды, пачули, в общем, ароматы природы. Эта группа получили свое название в честь острова Кипр, что в Средиземноморье. Специально даже вышли в свет знаменитые духи «Шипр».
  • Цитрусовые – эти ароматы лимона, мандарина, апельсина, бергамота и грейпфрута подходят как мужчинам, так и женщинам.
  • Цветочные ароматы – подходят исключительно для женщин, состоят из экстрактов гвоздики, лилии, фиалки, розы.
  • Цветочно-восточные ароматы – пользуются большой популярностью у женщин: жасмин, фрисия, мускус, абрикос, сочетание ароматов цветов и пряностей.
  • Фужерные, или папоротниковые – для женщин и мужчин – сочетание ароматов мха дуба, герани и лаванды.
  • Фруктовые ароматы – женские, состоят из бергамота, ананаса, папайи, персика.
  • Зеленые женские ароматы – свежей травы, листьев, состоят из экстрактов сосны, можжевельника, лаванды, розмарина.
  • Древесные – для мужчин и женщин – включают экстракты сандалового дерева, кедра, розового куста, голубого ириса, мускуса.
  • Пряные женские и мужские ароматы – экстракты имбиря, корицы, кардамона, гвоздики.
  • Морские ароматы для мужчин и женщин – ароматы моря, морской волны и свежести. Их отличительная особенность, что они полностью ненатуральные.

Кто такой парфюмер?

Когда-то профессия парфюмера передавалась по наследству у некоторых жителей французского городка Грасс. Сегодня в ряде стран мира есть школы, формирующие парфюмеров. Но прежде, чем работать самостоятельно, студент должен несколько лет проработать помощником парфюмера.

Многих интересует вопрос, кто тот человек, который может работать парфюмером?

Чтобы стать парфюмером, не нужно обладать каким-то особым «носом», обонянием. Достаточно иметь большое желание, а годы тренировок сделают свое дело. Парфюмер должен уметь работать как с натуральными компонентами, так и с синтетическими. Конечно, он должен быть еще и творческой личностью, ведь аромат рождается сначала в голове, и только потом приобретает физическую форму.

Рабочий день «нюхача» занимает всего два-три часа в день. Этого достаточно, ведь после этого времени у носа наступает перегруз и он не чувствует так тонко ароматы.

Легендарные ароматы Мира. «Шанель №5»

Важно!!!

Ученые подсчитали, что в мире каждые 55 секунд продается один флакончик знаменитых легендарных духов «Шанель №5», справедливо названный ароматом 20 века.

В 1920 году один из многочисленных поклонников Шанель Дмитрий Романов, потомок Российского императора Александра Второго познакомил ее с Эднестом Бо – бывшим придворным парфюмером. На одной из их совместных встреч Эрнест предложил Шанель разработать для нее уникальный аромат с использованием альдегидов. Важно понимать консервативное отношение Коко к парфюмерии в целом: она считала, что нет и не может быть запаха лучше, чем аромат чистого женского тела. Но она решила поэкспериментировать и дала свое согласие на участие в проекте. Парфюмер создал несколько вариантов ароматов и предложил их на пробу, из них Шанель выбрала образец под номером 5. Есть версия, согласно которой именно при создании этих духов парфюмер допустил ошибку, неправильно смешав ингредиенты. Так законодательница моды Коко Шанель решила создать свою собственную марку духов, которая не будет походить ни на одни из прежних ароматов. По ее желанию, духи должны были «пахнуть женщиной».

Аромат получился стойким, сложным – состоял из 80 различных компонентов.

В вопросах дизайна и здесь Коко стала новаторам: в то время флакончик для духов представлял собой настоящее произведение искусства – флакон, усыпанный стразами и драгоценными бриллиантами. Шанель выпустила свои духи в элегантном флаконе, похожим на флакон мужских духов. Интересен ход по продвижению духов: вместо того, чтобы сразу после утверждения аромата выставить его на прилавки магазина, Коко дарит несколько ароматов своим подругам из высшего общества – от которых пошел слух о необычном аромате и потрясающей его стойкости. Лишь только после такого хода флаконы вышли в продажу и стали настоящим хитом продаж на многие десятилетия.

В 1925 на свет появился аромат «Шалимар» от Герлен. На создание этих духов Герлен вдохновила история любви между Шах-Джахана и принцессой Мумтаз-Махал, во имя любви к которой Шах возвел здание Таджмахал. Название духи получили в честь одноименных любимых садов принцессы.

Изначально духи выпускались в специальном флаконе Баккара, только совсем недавно впервые вышла более демократичный вариант флакона духов и парфюмерная линия ухода за телом, лицом которой стала Наталья Водянова.

Дата рождения знаменитых «Joy» от Жана Пату – 1929. Это год знаменитого тяжелейшего экономического кризиса, когда множество американских компаний терпело крах, а люди оставались без работы. В такое время дизайнер Жан Пату выпускает в свет натуральные очень дорогие духи высочайшего качества, да еще и упакованные в флакон из цельного хрусталя Баккара. Только на создание одной унции духов парфюмерам требовалось использовать триста роз и десять тысяч цветков жасмина.

Этот аромат появился на свет в 1889 году в честь воспоминаний Жака Герлена о прекрасной девушке Жики – его любви молодости. Этот аромат можно считать революционным: ранее ароматы были унисекс, то есть одним и тем же ароматом могли душиться все: от взрослых мужчин до молодых дам. Многим было очевидно, что «Жики» куда больше подходят мужчинам, нежели женщинам.

Первый американский парфюм появился в 1953 году благодаря стараниям Эсте Лаудер. До этого года американки пользовались европейскими брендами духов, они в цене были крайне дороги и считались роскошью. Появились духи, которые стали доступны практически каждой американке.

И сегодня этот аромат можно найти на полках магазинов, флакон остался в первозданном облике: наподобие женского платья с тесьмой золотого цвета.

Легенда советских духов аромат «Красная Москва» известен среди парфюмеров многих стран мира. По факту, годом создания этих духов справедливо можно считать 1913 год, когда парфюмер Генрих Брокар представил свою разработку «Любимые духи императрицы». Но им не суждено было увидеть свет из-за нагрянувшей революции. Парфюмерное дело было объявлено отголоском буржуазии, а создатель аромата ушел в небытие: его компания стала варить мыло, а после стало фабрикой «Новая заря». Так появился аромат «Красная Москва».

Один из самых смелых и провокационный аромат 20 столетия. Появился на свет в 1977 году. Создан был специально для смелых сильных женщин, готовых властвовать над мужчинами. Эту духи стали гимном женского феминизма и равноправия. Из-за названия против аромата не раз выступали китайцы, требуя убрать аромат с продажи. Но это не помешало аромату найти своих поклонниц: тонкие восточные темы не могли не покорить сердца женщин и мужчин, которые устали от приторности. Кроме того, в рекламных компаниях «Опиума» участвовали популярнейшие модели того времени.

Вывод:

Сегодня на прилавках магазина можно найти сотни различных видов женских и мужских духов. Создание парфюма считается настоящим искусством. А те, кто смог подобрать «свой» аромат, подчеркивающий собственный стиль, получил отличного союзника в создании своего образа.


Парфюмерия. Фильм НТВ