Проекты по экспериментам в средней группе. Проект опытно - экспериментальной деятельности. Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Проект опытно-экспериментальной деятельности
«Ознакомление детей с неживой природой »
Автор проекта:
Воспитатель: Санникова Наталья Николаевна
Участники проекта:
Дети средней группы
Родители детей
г. Саратов

Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-экологический.
Продолжительность : долгосрочный (2017-2018 учебный год)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей :
Познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Новизна проекта
Экологическое образование - огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования:
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7.Развивать творческое воображение, фантазию;
8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, творческую фантазию, самостоятельность.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Мониторинг результатов.

.
Целевые ориентиры:
- неравнодушен, имеет эмоционально-ценностное эстетическое отношение к миру, развиты качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-имеет осознанно - правильное отношение к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развито желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- фантазирует,проявляет эмоциональность;
- имеет расширенные знания о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накоплен эмоционально позитивный опыт общения с природой;
- активно проявляется сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
Рефлексия деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Краткое описание проекта по этапам.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
I Подготовительный этап.
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап .
Диагностика и подведение результатов работы.
ü подведение итогов работы над проектом;
ü анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
ü мониторинг качества освоения материала детьми;
ü открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
ü презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:
Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
наглядные
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования
релаксация;
игровой: (сюрпризный момент, игры)
творческие

Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают
ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
Перспективно- тематическое планирование образовательной деятельности с детьми

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Познавательное развитие.

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественно-эстетическое творчество.
Рисование

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.
Октябрь
Познавательное развитие.
"Какой вода имеет цвет?"
Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. Познавательное развитие.
"Тайны осеннего леса" Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы Художественно-эстетическое творчество.
Рисование. Образы неба
"Дождь" Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.
Ноябрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность "Где можно найти воздух" Обнаружить воздух в предметах "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром. "Ветер, ветер ты могуч" Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать Художественно- эстетическое развитие.
Рисование пальчиковыми красками. "Образы земли.
Первый снег».
Декабрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Взаимодействие воды и снега" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
"Нужен ли растениям зимой снег"
(Опыт на прогулке)
Определить зависимость состояния растений от условий природы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром.
"Где зимуют снежные бабы» Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.
"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?
Краски неба."
Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
Январь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Волшебная рукавичка" Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
"Как согреть руки"
(Опыт на прогулке)
Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
"Огонь - друг, огонь - враг" Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
Рисование. "Образы зимнего неба.
Облака"
Продолжать знакомить с приемами работы, с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре
Февраль Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Почему на небе разные звезды?" Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.
"Свет вокруг нас"
(Опыт на прогулке)
Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Лютень" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
"Образы деревьев.
Ель умывается снежком".
Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.
Март Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Где быстрее?" Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями

Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"
Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
" Образы неба ранней весной.
Красно солнышко".
Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.
.

Апрель Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Когда это бывает?" Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.
"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) Показать детям, что для роста растения необходим свет
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Световой день" Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.
Май Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Какие бывают камни" Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Вода помощница" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.
Природа художница".
Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

Перспектива на будущее:
Разработать проект “Радуга открытий” для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
11. Интернет ресурсы.

Юлия Смирнова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

Возраст: 4 – 5 лет

Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

1. Целеполагание

2. Разработка проекта

3. Выполнение проекта

4. Презентация проекта

5. Подведение итогов

1. Целеполагание

Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Задачи:

Линии развития:

Физическое

Воспитательные

Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

Развивающие

Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

Социально – личностное

Воспитательные

Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

Развивающие

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

Образовательные

Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

Познавательно - речевое

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к различным материалам

Развивающие

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

Образовательные

Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

Художественно – эстетическое

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Развивающие

Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

Образовательные

Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

Центры развития

Центр книги.

Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Материал, подготовленный педагогом

Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Материал, подготовленный родителями

Образцы бумаги и ткани разных видов.

Центр сюжетных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.

Материал, подготовленный родителями

Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

Для детей

Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

2. Разработка проекта

1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

3. Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами:

Консультации для педагогов:

«Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»

4. Конкурс работ «Я – любознательный»

5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

Формы работы с детьми:

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Кто что считал?»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»

«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

Чтение художественной и научно - популярной литературы

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)

Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

4. Презентация проекта

1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»

2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе

3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

5. Подведение итогов

Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников

Составила воспитатель:

Левина Т.В.

Занятие проходит через области: познание (центр экспериментирования), творчество (центр творчество), здоровье (центр физкультуры и спорта); разделы: ознакомление с окружающим миром, экология; рисование.

Цель занятия : поддерживать познавательную и речевую активность в процессе игрового экспериментирования с предложенными материалами и предметами, ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет).

Задачи: 1.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (дерево, камушки, бумага) на примере взаимодействия их с водой. 2.Закрепить представления о качестве некоторых предметов – плавучесть. 3.Развивать у детей восприятие, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. 4.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слышать взрослого, интерес к совместным занятиям.

Словарная работа : обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: плавать, тонуть, плотный, тяжёлый, лёгкий и др. Активизировать речь детей в процессе игрового экспериментирования.

Предварительная работа : опыты с предметами, определение их веса, знакомство со свойствами материалов впитывать воду.

Демонстрационный материал : корзинка, сосновая веточка, грибок, шишка, схемы к выводам опытов, картинкамедведя, маленькая игрушка медведя, плакат «Мишка и ежик пьют чай» деревянный плот.

Раздаточный материал : цветные эмблемы для деления по центрам, камушки, дерево по количеству детей в подгруппе, полоски бумаги на каждого ребенка, карточки с ежиком, краски 2-х цветов (серая, желтая), резиновые мячики с шипами по количеству детей в подгруппе.

Результат: Знать способы обследования разных материалов и предметов на примере взаимодействия их с водой. Уметь наблюдать и сравнивать. Иметь представление о свойствах предметов.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Кратковременный проект по экспериментированию в средней группе «Мыло-фокусник»

Составила воспитатель:

Левина Т.В.

Предлагаю вам работу по экспериментированию с детьми средней группы по теме "Мыло-фокусник". Данный материал будет полезен воспитателям средних групп, эта работа направлена на развитие наблюдательности, любознательности.

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Материал: Кусочек мыла(туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

Авторы: Воспитатель Боряева Ирина Валерьевна
Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
Пензенская область, г. Заречный
2015 г.

ПРОЕКТ
«Экспериментальная деятельность детей в средней группе»
«Волшебный песок»
Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
Срок реализации: июнь – август.
Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.
Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
Цель:
формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
создавать условия для наблюдения за песком;
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
расширить представления о песке, используя практические опыты;
формировать познавательную и творческую активность детей;
развивать коммуникативные умения;
формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.

Схема осуществления проекта «Волшебный песок»

Игровая деятельность
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Отпечатки наших рук»
«Мина»
«Отгадай загадку»
«Чувствительные ладошки»

Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук

Речь и речевое общение
1. Игры на развитие фонематического слуха

2.Познавательные игры на песке:
Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
Режиссерские игры

Беседы
«Для чего нужен песок?»
«Представь себя песчинкой»
«Кто живет в пустыне?»

Пальчиковая гимнастика

Знакомство с худ. литературой
Чтение рассказа Г.Снегирева «Пустыня»

Изобразительная деятельность
Рисование
«Лето» (палочкой или пальцем)
«Осьминожки» (ладошкой)
«Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)

Лепка
Персонажи сказки «Теремок»
Персонажи сказки «Колобок»

Социальное развитие
Комплекс упражнений для развития психики ребенка

Опытно-исследовательская деятельность
Опыты:
«Сыпучий песок»
«Движение песка»
«Мокрый песок»
«Песочные часы»
«Песок и глина»

Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Для чего нам нужен песок»
«Что такое песочница»
«Игры с песком»

Приложение 1
Литература: Использован текст сказки «Колобок»

Режиссерские игры. Сказка на песке «Колобок»
Цель:
развивать у детей диалогическую речь;
развитие мелкой моторики рук;
учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
прививать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья), волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.

Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.

Вхождение в сказку:
Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».
(Дети выбирают героев сказки).
Сказка:
«Жили-были старик со старухой».
Воспитатель:
- Где они жили?
- В домике.
(Дети выбирают место, где будут строить домик).
Вот и просит старик:: " Испеки мне, старая, колобок."
- Да из чего испечь?
Воспитатель:
Из чего пекут пироги?
Из муки.
Правильно из муки, а муки нет.
«Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»
(Дети метут пальчиками, скребут песок).
Скатала колобок.
(Дети ладошками катают колобок).
Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.
Воспитатель:
Куда покатился колобок?
В лес по тропинке.
(Дети пальчиком ведут по песку).
Катится колобок по дороге, а навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Заяц)
" Колобок, колобок я тебя съем".
" Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:

Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
От тебя заяц и подавно уйду.
И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Волк)
« Колобок, колобок я тебя съем!»
«Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя волк и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
(Дети пальчиком водят по песку).
И навстречу ему
Воспитатель:
Кто? (Медведь)
" Колобок, колобок я тебя съем!"
- Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою,- и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя медведь и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
Воспитатель:
Кто встретился ему дальше?
Лиса.
Воспитатель:
- Лиса какая?
- Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,
Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя лиса и подавно уйду.
" Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
«Я колобок, колобок»
А лиса его - гам - и съела.
Воспитатель:
- Ребята, вам жалко колобка?
- А деда с бабой?
- Чем мы можем им помочь?
- Испечем им колобок.
(Дети поливают песок и катают колобки).
Заключение:
Воспитатель:
Закончилось наше сказочное путешествие.
Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?

Приложение 2
Литература: Использован текст сказки «Теремок»
Режиссерские игры. Сказка на песке «Теремок».
Цель:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;
- учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья), лейка с водой, травка, цветы.
Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?
- Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.
- Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?
- «Теремок».
Вхождение в сказку:
- Я вас приглашаю в сказку «Теремок».
(На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)
Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
Раз вдохнули, Два вдохнули,
Хлопнули в ладошки
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?
- Теремок.
- А где мы его построим?
(Выбираем место)
- Нужно построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.
Ну, вот теремок готов.
- Где живут звери?
- В лесу.
- Что такое лес?
- Где много деревьев и кустарников.
- Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.
- Поселите животных.
- А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?
- Болото.
- Что такое болото?
- Углубление, заполненное водой, там растет трава.
(Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).
- Для чего листья на болоте?
- Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.
Сказка начинается.
Сказка:
Стоит в поле теремок...
(Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).
- Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?
- Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.
(Строим новый теремок).
- Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.
(Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).
- Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?
-Да.
- Чему же нас учит сказка?
- Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Заключение:
Воспитатель:
Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.


Приложенные файлы