Первый день идем в сад. Общение - основа успеха. Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Трудно предположить, как поведет себя ваш ребенок в первый день, когда вы отведете его в детсад. Возможно, он, увидев игрушки и своих сверстников, с которыми разрешено играть, вообще забудет о вашем существовании. А может быть, зальется слезами. Но скорее всего, он захочет сначала все обследовать, и при этом вам лучше находиться рядом с ним.

В любом случае постарайтесь сделать «начало новой жизни» постепенным. Никогда не пытайтесь просто прийти, оставить малыша и уйти. Иначе он испытает тяжелейший стресс.
Вы можете разработать свой план.

Например, такой.

Первый день. Проведите с ребенком утро в садике, пусть он там позавтракает. Тогда вы оба узнаете, какую в садике дают еду. Ближе к обеду заберите малыша домой.

Второй день.
Останьтесь с ребенком в садике на несколько часов. Посидите рядом, понаблюдайте и постарайтесь, чтобы он играл без вас. Находитесь в пределах видимости ребенка, тогда он будет лучше себя чувствовать. Через несколько часов уйдите, а позже вернитесь и заберите его. Удостоверьтесь, что малыш понял, что вы уходите и скоро вернетесь. Никогда не уходите без предупреждения - иначе ребенок обидится и перестанет вам доверять.

Третий день. Пойдите в садик на пару часов, поцелуйте ребенка на прощание, объясните, что придете позже, и уходите. Возвращайтесь в конце дня.
Четвертый день. Приведите малыша; убедитесь, что он нормально устроился, попрощайтесь, скажите, что придете за ним вечером, и уходите.
К сожалению, есть детские сады, в которых родителям не разрешают оставаться в группе на какое-то время.
Такие правила действуют и в детском саду, куда я привела свою дочку (ей было 3 года).
Поэтому я поступила таким образом: мы вместе с ней обследовали территорию, познакомились с воспитательницей и нянечкой, а потом мы обнялись, расцеловались и договорились, что малышка побудет (вместе с ее любимой игрушкой) в детском саду до прогулки (всего пару часов). На следующий день дочка обталась в детском саду до обеда, а через несколько дней она сама попросила, чтобы я пришла за ней около пяти часов.
Еще несколько полезных советов, как облегчить первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Не спешите, собирая ребенка в садик по утрам. Дети ненавидят, когда их торопят, и плохо собираются в такой обстановке. Уделите сборам много времени - даже если для этого придется будить ребенка раньше.

Позвольте малышу взять с собой любимую игрушку.
Однако имейте в виду, что есть детские сады, в которых это запрещается. Поэтому вы должны быть уверены, что воспитатель с пониманием отнесется к любимым вещам малыша и в случае необходимости ребенок получит поддержку. Очень часто малышу, чтобы чувствовать себя спокойно в стрессовой ситуации, обязательно нужно знать, что его любимая кукла находится рядом.

Никогда не уходите, пока ребенок занят чем-то другим. Если вам уже случалось несколько раз уходить без предупреждения, то не удивляйтесь, если ваш малыш прилипнет к вам и ни за что вас не отпустит.

Часто дети 1-2 дня не плачут, так как у них в это время преобладает интерес - ориентировочная реакция на все новое. Но спустя 2 дня они начинают плакать, капризничать и очень страдают. Поэтому постарайтесь пораньше забирать малыша из детского сада.

Прощайтесь быстро. Решив уходить, поцелуйте ребенка и сразу же уходите. Не тяните резину, впадая в долгие объяснения, почему вам нужно идти. Рассерженный или расстроенный ребенок все равно не поймет. Не переживайте: малыш не будет плакать весь день, так как обычно дети легко переключаются. Когда вы уйдете, воспитатель поможет ему освоиться и заняться тем, что отвлечет его от вашего ухода.

Не ругайте ребенка, который плачет, потому что вы уходите. Расстройство - естественная реакция на ваш уход, поэтому глупо просить малыша не грустить и перестать плакать. Просто скажите ему, что любите его, что не хотите, чтобы он расстраивался. Пообещайте ему, что вернетесь, а затем уходите.

Выполняйте свои обещания. Если вы обещали прийти в 17.00, будьте вовремя. Если вы опаздываете, свяжитесь с воспитателем и попросите передать малышу (или поговорите с ним сами по телефону, если это возможно), что вы задерживаетесь ненадолго, но обязательно придете.

Не замыкайтесь на своих чувствах. Возможно, вам тоже захочется всплакнуть после расставания с малышом. И все же постарайтесь сдержать слезы до тех пор, пока ребенок уже не будет вас видеть. Не нужно создавать впечатление, что место, где остается малыш, плохое или грустное.

Забирая ребенка из садика, не расстраивайтесь, если он выглядит не так опрятно, как утром. Если вы забираете ребенка, а по всему его чистенькому с утра личику размазаны сопли, тогда, пожалуй, у вас есть повод для расстройства и об этом «событии» стоит поговорить с директором. Но если на ребенке надета рубашка задом наперед, то это может означать, что он пытался справиться с этим самостоятельно. Если на волосах у него желтая краска, а под ногтями - пластилин, то он, скорее всего, чудесно провел день.

Сразу после прихода домой выкупайте малыша в ванне.

В выходные дни следуйте режиму детского сада.

Обстановка в семье должна быть спокойная, обращение взрослых с малышом ласковое.

Период адаптации ребёнка к детскому саду - довольно сложное время для всей семьи. Родители обычно нервничают и переживают не меньше, а даже больше, чем сам малыш.

Первого «садиковского» дня все родные ждут и боятся одновременно, к нему долго готовятся, но в последний момент, все равно есть сомнения: готов ли ребёнок? На самом деле, эти сомнения нужно расшифровывать так: готовы ли родители к тому, что теперь их родной кроха будет проводить часть дня в новой и незнакомой для него обстановке, без их опеки и заботы. Поэтому, к первому дню в детском саду, родителей, а в частности маму, нужно тоже хорошенько подготовить. Она должна понять, что ничего плохого в том,что ребёнок будет ходить в садик - нет. Нужно настроиться на то, что адаптация будет проходить легко и гладко. Ни в коем случае не нужно при ребёнке делиться своими опасениями, вроде: «как же он там бедненький один, без меня? А вдруг его кто-то обидит?» и т.д. Да и вообще - гоните такие мысли подальше - это всё не про вашего ребёнка!

Накануне вашего первого похода в сад, нужно с вечера приготовить пакет со всем необходимым. Если воспитатель не давала никаких особых указаний, то возьмите стандартный набор: тапочки, чешки, расческа, носовой платочек, сменные трусики (если ребёнок маленький, то желательно положить штук 10 и столько же пар сменных колгот, или шортиков), сменная футболка (или реглан). Пижама пока не нужна, так как первые дни на дневной сон ребёнка не оставят. Подготовьте вещи, которые собираетесь одеть на ребёнка утром.

Вечером, постарайтесь уложить ребёнка спать немного раньше (ведь вставать утром, скорее всего, придется намного раньше, чем он привык). Но процесс укладывания, должен пройти мягко, без скандалов и истерик. Почитайте, поговорите перед сном. Расскажите малышу ещё раз, какой важный завтра у вас день, как вы гордитесь, что он уже такой взрослый и может пойти в сад. Расскажите несколько интересных историй из вашей «садиковской» жизни.

Чтобы не проспать и утром собраться в спокойной обстановке без спешки, поставьте себе будильник.

Как вести себя, когда ребенок первый раз вошел в садик?

И вот, настал этот долгожданный и волнительный день. Вы пришли в детский сад. В раздевалке, вам покажут, какой из ящиков для одежды можно занять. Покажите его малышу, пусть он запоминает, что на нем нарисовано, чтобы было легче отыскать. Покажите маленькому, что там будут его вещи. Когда ребёнок переодет и готов идти, поцелуйте его, скажите несколько ласковых слов, но не дрожащим от слез голосом, а твердым и веселым тоном. Делайте всё, спокойно, старайтесь не показывать своего беспокойства и неуверенности, если они присутствуют. Ребёнок должен быть уверен, что всё хорошо, и все, что происходит - это само собой разумеющиеся вещи.

В первый день, ребёнок останется в саду на один, или два часа (про это вам скажет воспитатель). Не стоит ожидать малыша в раздевалке, или коридоре, прислушиваясь - не он ли это заходится в рыданиях. Также, не лучшим вариантом будет стоять под окнами группы (если она находится на первом этаже) и подсматривать, или подслушивать, что же там происходит. Расслабьтесь, сходите в магазин, или просто прогуляйтесь. Если сад недалеко от дома, идите домой и займитесь чем-нибудь, чтобы отвлечься от навязчивых мыслей и переживаний: «как же там мой малыш?». Отдохните, и с улыбкой на лице идите за малышом! Ваш настрой обязательно передастся крохе, и адаптация к детскому саду пройдет очень быстро и легко!


Элина Киян

(стырила с интернта, так как в поисках именно такой информации)… Нам в понедельник первый раз в садик) ну и сохраню у себя на страничке, буду перечитывать). Кстати В ДОГОВОРЕ ПРОПИСАНО, ЧТО В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МАМА ИМЕЕТ ПРАВО НАХОДИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. Я об этом только с инета узнала и перечитала ещё не подписанный договор. И действительно пункт 2.2.5 как раз об этом.

Я считаю - это хорошие советы. Может кому пригодятся.

Вы привели ребенка в детский сад в первый раз

Что произойдет, когда вы придете с ребенком в детский сад в первый раз – сложный вопрос. Во многом это зависит от характера малыша. Ребенок с коммуникабельной натурой при виде интересной компании возможно и не сразу вспомнит, что пришел не один. Для других детей, с более замкнутым характером, расставание с родителями – стресс. В любом случае не забывайте, что любой ребенок – исследователь, а детский сад – еще одно открытие, и ваша задача – быть рядом и помочь маленькому первооткрывателю. Как бы то ни было, процесс освоения в новой обстановке должен быть плавным. Самым безответственным с вашей стороны будет незаметно уйти, оставив ребенка один на один с проблемами. Последствия могут быть самыми тяжелыми. Правильнее будет придерживаться некоторого плана. Скажем, вот такого:

Первый день

Вы приходите с малышом в садик. Вместе осваиваетесь. Принимаете участие в завтраке. Ребенок ест, вы сами знакомитесь с меню. Через некоторое время, не дожидаясь обеда, возвращаетесь с ребенком домой.

Второй день

Проведите с ребенком вместе в садике примерно четверть полного дня. Будьте поблизости, так, чтобы он не терял вас из виду (это важно – он будет чувствовать себя увереннее), но действовал самостоятельно. Договоритесь с ним, что скоро придете и оставьте его в садике на час-полтора. Вернувшись, заберите его домой. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка, не предупредив его об уходе – вы рискуете потерять его доверие.

Третий день

Побудьте с ребенком в садике часа два. Договоритесь с ним, что уходите, и, поцеловав на прощание, оставляйте до конца дня.

Четвертый день

Придя с малышом в садик, поговорите с ним, удостоверьтесь, что он чувствует себя уверенно. Договоритесь, что он остается до вечера, прощайтесь и уходите.

Приведенный план рассчитан на то, что в садике родителям разрешено оставаться с детьми в течение некоторого времени. Увы, не во всех детских садах такие либеральные правила. Например, в садике, куда я пришла с трехлетней дочкой, оставаться было нельзя. Мы поступили так: погуляв по садику, мы осмотрели и обследовали территорию, поговорили с воспитательницей. Встретились и пообщались с нянечкой. Мы договорились, что она останется в компании с любимой игрушкой до начала прогулки (примерно на два часа). Поцеловались и попрощались. Назавтра она провела в садике полдня (все дообеденное время). Вскоре дочка сама попросила забрать ее ближе к вечеру.

Несколько советов

Теперь, советы тем, кто собрался вести ребенка в детский сад. Надеюсь, они помогут вам освоиться в первые дни.

Собираясь утром в садик, не торопитесь и не торопите ребенка – дети этого не любят, вы рискуете испортить ребенку настроение. Сделайте так, чтобы у вас было достаточно времени на сборы – встаньте пораньше.

Любимая игрушка – очень важный фактор. Разрешите ребенку взять ее с собой. Следует, правда, помнить, что не во всех детских садах это разрешено, и родителям нужно заручиться поддержкой и пониманием персонала садика. Игрушка – не просто вещь, пусть мягкая и милая. Это – товарищ, на которого можно положиться в напряженной ситуации.

Ни в коем случае не уходите потихоньку, увидев, что ребенок нашел увлекательное занятие. Пройдет несколько дней, и не удивляйтесь, если он не отпускает вас, не поддаваясь ни на какие уговоры – это результат ваших «тихих» уходов.

Обычная история – первые дни ребенок проводит в садике, не устраивая сцен, а примерно на третий-четвертый день начинаются капризы и страдания. Кончилось компенсирующее действие «исследовательского» интереса. Родителям следует быть внимательными и приходить в такие дни пораньше.

Не растягивайте прощания. Попрощавшись и поцеловав ребенка, тут же уходите. От того, что вы будете долго объяснять ребенку, почему вам надо уходить, легче не станет, скорее наоборот. Будьте спокойны – даже если малыш, прощаясь, расплакался, долго он реветь не будет. Внимание детей фокусируется на происходящих вокруг событиях, и они легко отвлекаются. Задача воспитателя переключить внимание ребенка на какую-нибудь игру и отвлечь от мыслей о расставании.

Обещания надо выполнять. Договорились, что придете к пяти часам – извольте прийти, чего бы это вам ни стоило. Если опаздываете, позвоните в садик, попросите дать трубку ребенку, объясните, что придете позже. В крайнем случае, передайте это через воспитателя.

Собственные чувства тоже придется сдерживать. Понятно, что вам расставаться с маленьким тоже страшно, и тоже хочется плакать. Ребенок не должен видеть ваших слез. И ваше заплаканное лицо не должно будить в нем подозрение, что место, где он остается – плохое.

То как выглядит ребенок, когда вы его забираете – источник информации о том, как прошел день. По умытой еще с утра физиономии размазаны слезы и сопли – плохо дело, есть о чем поговорить с администрацией садика. Рубашка одета наизнанку – хороший знак, скорее всего, налицо попытка самостоятельного решения задачи. В волосах –акварель, руки в пластилине – все в порядке, день прожит не зря. Очень неплохо искупать ребенка сразу после прихода

Если мамочка сильно переживает, и винит себя, если она заранее убеждена, в том, что ничего хорошего в первые дни в детском саду не ожидает ее малыша, то эти эмоции обязательно передадутся ребенку. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка очень тесно связаны, поэтому маме стоит глядеть на поход в садик, как на новый этап познания жизни, приобретение новых знаний, опыта и навыков. Если родители будут позитивно настроены на садик, то ребенок это почувствует и в скором времени заразится вашим оптимизмом.

Входить в новый коллектив порой сложно даже взрослым. Особенно сложно бывает тем, кто попадает уже в слаженный коллектив. Иногда уже в школьном возрасте возникает необходимость менять школу, в этом случае у ребенка могут возникнуть конфликтные ситуации .

Стоит наладить тесный контакт с воспитателем. Многие родители ошибочно считают, что их миссия закончена в момент, когда они передают ребенка на попечение педагогов. Чем больше вы будет общаться с воспитателем, интересоваться, как вел себя малыш и рассказывать педагогу об особенностях характера и привычках ребенка, тем быстрее воспитатель найдет подход к вашему малышу. Сознание того, что вы цените и понимаете труд педагогов, также благотворно отразится на отношении к вашему ребенку.

Стоит посоветоваться с воспитателем о режиме посещения в период адаптации малыша. Педагог с его опытом быстрее определит время посещения, так как этот вопрос очень индивидуален для каждого ребенка. Некоторые дети уже через две недели могут оставаться на сон, другим же потребуется не меньше месяца для того, чтобы перестать расстраиваться и плакать в связи с уходом мамы. В первые дни не стоит надолго оставлять малыша в незнакомой обстановке. Полутора двух часов будет вполне достаточно.

Если педагог не против, мамочке можно в первые дни побыть в группе и понаблюдать за реакциями своего ребенка. Таким образом, он быстрее расслабится и начнет общение с другими детьми. Если есть возможность, то лучше продлевать период нахождения в детском саду постепенно. Две недели на 1,5-2 часа, еще две недели до обеда, еще две недели до полдника и только потом на целый день. К сожалению, не у всех родителей есть такая возможность. Но все таки, чем постепеннее будет вхождение ребенка в новую для него обстановку, тем лучше для психоэмоционального состояния ребенка.

Малыш в первые годы больше привязан к маме, поэтому момент расставания для него очень тяжел. Если есть такая возможность, будет лучше, если провожать в детский сад его будет отец или бабушка. В любом случае, кто бы это ни был, не стоит затягивать моменты прощания и превращать их в трагическую сцену. Действовать нужно деловито и уверенно, сказав ребенку, что сейчас вам нужно уйти, но вы обязательно его заберете до сна.

Можно договориться с ребенком о небольшом ритуале. Например, перед уходом помахать малышу рукой. Для эмоциональной связи можете оставить ребенку, какой ни будь предмет - любимую игрушку, платочек мамы или что-то другое.

Можно придумать какую ни будь важную миссию, которую малыш должен обязательно исполнить. Например, поздороваться с рыбками или черепахой. Или сообщить малышу о том, как по нему в садике скучает какая ни будь игрушка.

Забрав ребенка домой, поиграйте с ним в детский сад. Усадите мишек и кукол вместо малышей и дайте ребенку войти в роль воспитателя. Тогда вы сможете понять, с какими трудностями столкнулся ваш малыш, а ему самому эта игра поможет снять напряжение и вылить накопившиеся за день эмоции.

Как бы ни был труден период адаптации, постарайтесь не делать перерывов в посещении детского сада. Исключением может быть только болезнь ребенка. Когда есть температура и явные симптомы. Если ребенок приобрел просто насморк, это не помеха для посещения.

Чаще хвалите ребенка и рассказывайте родственникам в его присутствии, о достижениях и о том, какой он теперь стал взрослый и ответственный. Открыто выражайте радость по поводу его самостоятельности. Ни в коем случае при ребенке не стоит критиковать воспитателя или обсуждать негативные моменты, которые вы обнаружили в детском учреждении.

Стоит также понимать, что ребенок совсем не обязан полюбить посещение детского сада. Грусть, при расставании с вами это естественно. Но адоптировавшийся ребенок уже понимает необходимость посещения детского учреждения. У него нормализуется сон, и уходят негативные реакции. Но это совсем не означает, что он перемениться в корне. Не ожидайте от своего застенчивого ребенка, что он вдруг станет предводителем и заводилой.

В некоторых случаях период адаптации сильно затягивается. Ребенок по прошествии нескольких месяцев, не может привыкнуть к новой обстановке и у него появляются все новые и новые формы негативных реакций: истерики, агрессия, страхи, тревожность и повышенная пугливость. В этом случае стоит обратиться к профессиональному психологу, и он поможет разобраться в индивидуальных причинах таких реакций и поможет выработать стратегию адаптации.

Возможно индивидуальность именно вашего ребенка говорит о том, что он психически еще не готов и нужно немного повременить с походом в детский сад. А если мамочке непременно уже нужно выйти на работу стоит позаботиться о поисках няни для ребенка.

Анна Белая

Прошло несколько дней со дня выпуска детей подготовительной группы в школу и вот уже малыши от 1,5 до 3 лет делают первые шаги в нашем детском саду . Вот и пролетел первый месяц в нашей новой группе –группе раннего возраста. В первый день мамы с детьми приходят в группу детского сада . Мы доброжелательно встречаем малыша. Мама должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Если ребенок не хочет проходить в группу, мама присаживается с ним, наблюдая за другими детьми.

Малыш осматривается в новых условиях, привыкает к незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Мы не торопим его и не тормошим. Пусть привыкает. В следующий раз по вместе с детьми подходим к игровому уголку, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему; «Как мне здесь нравится!» , «Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т. п. Каждый визит в детский сад длится не более двух часов. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослые со своей стороны тоже одобрительно улыбаются, и ребенок начинает как бы играть : то приблизится к воспитателю, то прибежит назад к маме.


Все чаще задерживается он возле меня, чтобы еще и еще раз утвердиться в добром его отношении к себе. Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас трудно распылять свое внимание. К тому же в силу своего возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание. Носителем нового, интересного, увлекательного видится ребенку (с помощью мамы) только воспитатель. На этом фоне мимолетные контакты его со мной закрепляются, упрочиваются.

Мы, как воспитатели, знаем, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Я то называю малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то ласково обнимаю, приглашаю участвовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется, И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

В заключительный этап адаптационного периода ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители, в детском саду мы , воспитатели, внимательно следим за самочувствием, отмечаем характер сна, аппетита. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, воспитатель пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда . Я обращаюсь к малышу : «У нас вечером будет праздник, собачки будут плясать. Не уходи домой, а то ничего не увидишь. Полежи в постели, пока дети спят. Ты глаза не закрывай, так полежи, а я посижу с тобой рядом!» Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Подготовила Белая А. Б. воспитатель 2 группы раннего возраста.

Публикации по теме:

Первые занятия и первые уроки, или Что нужно знать родителям об адаптации ребенка «Первые занятия и первые уроки или что нужно знать родителям о адаптации ребенка». Адаптация – это приспособление, привыкание к новым условия.

Детско-родительский проект «Радужные дни в детском саду» МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска Краткосрочный творческий проект «Радужные дни» (старший дошкольный возраст)

В связи с месячником по «Организации здорового образа жизни» в Федеральном Государственном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении.

В недавней своей публикации "Мультстудия в детском саду", я рассказывала о посещении семинара, который проходил 14 марта в ГАОУ ДПОСО.

Образовательная деятельность по сюжетному рисованию в средней группе «Первые проталинки, первые ручьи» Цель: формировать умение детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы;.