Праздник Йоль — языческое Рождество в день зимнего солнцестояния. Йоль – день зимнего солнцестояния. Традиции празднования Йоля

В далекие средние века многие германские народы праздновали день зимнего солнцестояния (то есть, когда в году самая длинная ночь). Однако в году только одна такая ночь, а Йоль длился еще тринадцать ночей после. Конечно, это праздник язычников. Однако, праздновали его и многие после принятия христианства. Но если внимательно посмотреть, то некоторые черты Йоля перекликаются с Рождеством. На сегодняшний день Йоль утратил свою былую популярность.

Значение праздника

Слово "Йоль" означает «колесо», которое олицетворяет вечность жизни, круговорот времен года и природных явлений. Вся жизнь, по сути, просто движется по кругу, и все. Смысл праздника Йоль заключался в том, что должен был заново родиться («восстать») некий Король Дуба, или «Солнечный король». Германцы в средние века верили, что он согреет землю под снегом, вдохнет жизнь в еще не проросшие семена. Но так же и другие боги в эту ночь спускаются на землю, чудесные существа (эльфы, тролли) могут говорить с людьми. Даже умершие приходят на праздник из Подземного Царства.

Таким образом, как и многие языческие праздники, Йоль был направлен на то, чтобы задобрить какого-то существо для дальнейшей благополучной жизни (в данном случае для получения богатого урожая).

Йоль длится тринадцать ночей. Считалось, что эти ночи (от рассвета до заката) являлись своеобразным переходом от предыдущего года к новому. В этот период якобы время и границы стирались. Боги и сама Судьба решали, что будет дальше. И люди верили, что события прошедших тринадцати ночей станут олицетворением всего будущего года. Похоже на известную поговорку про современный Новый год, не так ли? Самой главной считалась последняя ночь.

Как проводился праздник Йоль

В этот праздник в поле ярко пылали костры (они отгоняли злых духов), люди пили сидр и восхваляли будущий урожай. Активно в празднике участвовали и дети. У них всех были специальные корзинки, изготовленные из вечнозеленых трав и побегов пшеницы. В этих корзинах дети разносили по домам подарки. Подарком являлись яблоко и гвоздика. Причем каждый атрибут был очень символичен и нес свое предназначение:

  • Яблоко – солнце.
  • Травы – бессмертие.
  • Пшеница – урожай.

Кроме того, люди украшали свои жилища. В основном – растениями, ветвями деревьев (плющ, омела, а также падуб). С помощью таких украшений завлекали духов и приглашали их на праздник. И веточку падуба обязательно оставляли на целый год, до следующего праздника.

Накануне праздника хозяйки должны были сделать «генеральную уборку», как мы говорим сегодня, а также накрыть богатый стол. Едой также хотели задобрить богов. Пироги даже оставляли на деревьях в качестве украшений. Праздновать Йоль нужно было очень громко и весело. Тогда вся злая сила испугается и не подойдет к дому. Также необходимо было встретить рассвет. Люди на Йоль желали друг другу всего самого лучшего, заключали друг с другом серьезные уговоры, которые имели большую силу.

Можно сказать, что добрая половина языческих праздников воплотилась и в Йоле. Например:

  • На празднике жгли «йольское полено».
  • Украшали «йольское дерево».
  • Поклонялись и благословляли деревья.

А вот сходства с Рождеством:

  • Пели рождественский гимн.
  • Обменивались подарками друг с другом.
  • Да и украшение «йольского дерева» очень напоминает украшение ели.
  • Проводить праздник (или его канун) лучше в кругу семьи.
  • Вспоминали уходящий год.
  • После Йоля были гадания, девушки гадали на женихов.

Традиционными йольскими символами были «йольское полено», свечи, вечнозеленые растения, корзинки с гвоздикой, пиво Эль (его варили самостоятельно). Но, разумеется, главой праздника было полено. Брали его только с земли хозяина дома или в качестве подарка. Покупать полено было строго запрещено. Затем его приносили домой и ставили в камин. Обязательно нужно было полить его сидром (или пивом Эль), насыпать на него муки. Кроме того, полено было украшено растениями. Когда все было готово, полено начинали сжигать в камине. Однако и здесь была одна особенность. Зажигать его нужно было только от кусочка прошлогоднего йольского полена). Тлеть полено должно было ровно двенадцать дней, а затем его вынимали по специальной церемонии. Из какого дерева было полено? Это тоже имеет важное значение. Ясень.

Таким образом, можно сказать, что Йоль (кельтский, германский праздник) имеет много сходства с современными праздниками. В том числе и славянские традиции с ним очень перекликаются (это и костры, и «колядки», и гадания). Но есть и христианские, рождественские черты.

Магический праздник Йоль

Содержание статьи:
1. История праздника Йоль

История праздника Йоль

Йоль считается самым продолжительным праздником за всю историю. Он продолжается на протяжении 13 ночей. Это своего рода мостик, который соединяет мрачное время уходящего года со светлыми деньками нового года.

Само название Йоль берет свое начало в глубокой древности. Ему приписывают индоевропейское происхождение и переводится как «оборачиваться», «вращаться», «вертеться».

Некоторые связывают название со скандинавским богом и деятелем Древнего Рима Юлием Цезарем.

На севере Йоль празднуют уже несколько десятков столетий. В давности скандинавский народ в день зимнего солнцестояния проводил огромные и веселые застолья.

Бытует мнение, что в это время богам приносили жертву.

Много веков назад англосаксы начали праздник за день до зимнего солнцестояния и продолжался он 13 ночей, именуемых в честь ночных духов.

На протяжении всех ночей время идет непривычно, нет граней между днем и ночью, сегодняшним и завтрашним днем.

В древности верили, что в этот период все божество спускалось на землю, включая эльфов, гномов и злых мертвецов.

Люди, вступавшие в контакт с обитателями потустороннего мира, на время выходили из своего тела и пополняли ряды неземных существ.

Пик праздника приходится на время самой длинной ночи в году, когда земная власть переходит в руки духов, которые устраивали на всей земле костры, пламенем которых оберегали дома от нечистой силы. В эту ночь все клятвы и обещания должны быть правдивыми и искренними.

Согласно поверью, в ночь зимнего солнцестояния не стоит оставаться наедине с собой, иначе человек окажется в компании с потусторонними духами и душами нижних миров.

Последующий день именуется судьбоносным. Все что выльется из уст человека и все его поступки, совершенные до захода солнца, решат судьбу в новом году.

Не зря говорят: «Как встретишь новый год, так и проведешь его».

Кроме клятв, застолья и веселья, люди проводили множество религиозных ритуалов и обрядов, которые должны были укреплять семейные узы, обеспечивать хорошее будущее для всего рода и каждого в отдельности.

Праздничные легенды

Йоль, как и все праздники, имеет свои легенды. Понять смысл этих легенд можно разобравшись в сути проводимых ритуалов.

Легенда 1

Появление нового Бога Солнца. Согласно поверьям, именно в первую ночь зимнего солнцестояния Богиня Мать родила на свет ребенка, который стал Богом Солнца.

Йоль — рождение Солнца, поворот зимы к лету. С первыми лучами солнца Бог рождается вновь, чтобы расти и набираться сил. И все живое славит Её и Его, потому что это — надежда на счастье, это — главное доказательство жизни.

Перед Йолем празднуют Самайн. Именно в этот день солнечный Бог умирает и вновь рождается в ночь зимнего равноденствия.

В этом и есть смысл круговорота живого на земле. Наши предки полагали, что в праздник земля переполняется духами.

Легенда 2

Рождественники и Великанша Грила. У скандинавов было немало поверий, которые касались мира духов и неземных существ.

В первую праздничную ночь на земле люди встречали троллей, эльфов, призраков. Больше всего земные обитатели боялись встречи с великаншей Грила.

Впервые о ней стало известно в 13 столетии. Ее образ имел более 10 хвостов. Спустя пару веков персонажа слегка изменили, и теперь на хвостах висело по сотни мешков, в которые сажали всех непослушных и балованных детишек.

Грила расхаживала по миру в поисках таких детишек, забирала и несла к себе в избу, где их же и съедала. Совсем не радостная история. Несмотря на это, у Великанши были и свои дети – Рождественники.

Они несли серьезную опасность для обычных детей. Именно этими злыми персонажами запугивали детей, чтобы те вели себя послушно.

В середине 19 столетия Рождественники стали добрее, отношение к ним изменилось. Серьезные вредители превратились в мелких шалунишек.

Люди считали, что они обитали в горах и за морями, а в праздник приходили к земным жителям. Были различия и в количестве деток от 10 до 25.

Их называли в честь пакостей, которых они делали и места, где зарождалась легенда. Иногда, когда дети вытворяли новые шалости, их давали новые имена.

С 20 столетия их образ представлялся более добродушным и уже не пугал детей как прежде. Им приписывали схожесть с обычными эльфами, которые в свою очередь помогали Санта-Клаусу.

Легенда 3

Йольский призрачный кот. Этот кот был домашним любимцем семьи Грилы. Его персонаж выглядел большим, черным с блестящими глазищами.

У кота была своя обязанность – следить за тем, чтобы народ правильно отмечал праздник зимнего солнцестояния, следуя всем йольским ритуалам.

Все люди должны были наряжаться в совершенно новое и праздничное одеяние, на стол подавали вкусную еду, в доме проводили генеральную уборку.

Если кота что-то не удовлетворяло или вовсе огорчало, он тайком воровал все приготовленные блюда и лакомства. Ходили слухи, что он даже мог съесть домочадцев, если угощенья окажутся не особо вкусными.

Йольскому коту приписывали множество различных волшебных возможностей: застывание воды, прохождение через огонь, бесстрашие, невероятно быстрое передвижение.

Если все обряды были выполнены, то кот оставался довольным и даже мог оставить подарки.

Символика Йоля

Помимо легенд и поверий, праздник имеет собственные символы.

Йольское дерево

Его еще также именуют Деревом исполнения желаний. В старину это была альтернатива нынешней елке.

На праздник срезывали ели и сосны в лесах, несли в дом и красиво наряжали. Люди считали, что на ветках очень часто отдыхали эльфы и гномы.

Именно поэтому для них припрятывали небольшие вкусности. Иногда такие подарки находил Йольский кот и сам их съедал, а эльфам оставлял свое признание.

Праздничное полено

Еще один не менее значимый символ. Его начинали готовить приблизительно за 13 дней до первого праздничного дня.

Для этого находили простое полено, украшали его зелеными и красными ленточками, посыпали мукой и полностью обливали элем.

С приходом 1 йольской ночи, хозяин дома кидал его в горящий костер.

Если оно горело на протяжении всех праздничных дней – то это было добрым знаком, предвещало счастье, удачу и успех на протяжении предстоящего года.

Дым, который шел от тлящего полена, служил оберегом от недобрых духов. Золу нельзя было выкидывать, ее сохраняли в течение всего года, в канун нового года ее закапывали.

Йольский венок

Он имеет различия от современного праздничного венка. Он никогда не цеплялся над дверью. Его ставили на праздничный стол или на камин.

Для него брали ветки хвойных деревьев и вечноцветущих растений, также, как и полено, обвешивали красными и зелеными украшениями.

В нынешнее время до некоторых семей дошла эта традиция, однако немного видоизмененная: на праздничный стол готовят блюдо, в форме полена.

Йольские праздничные традиции

Осталось познакомиться с традициями этого необычного и древнего праздника. Их обязательно стоит учесть, чтобы Йольский кот остался довольным. Чтобы правильно отпраздновать Йоль нужно:

  1. Хорошенько прибраться в доме, разложить все по местам. После можно приступать к подготовке венков, полена, украшению дома. Все это нужно было сделать до захода солнца.
  2. Вечером все члены семьи садились за праздничный стол. Нужно было попробовать все блюда и наестся до отвала. Таким образом семья обеспечивала себе сытость в грядущем году.
  3. Бедные сословия также пытались следовать традициям. Одевались в чистую и красивую одежку, наводили в доме порядок.
  4. Так как праздник длился всю ночь, нужно было хорошенько выспаться.
  5. На следующее утро в каждой комнате ставили зажжённую свечку, что означало приветствие возродившегося вновь Бога Солнца.
  6. В праздничную ночь загадывали желания, которые должны были непременно сбыться.

В наши дни достаточно трудно утверждать о правдивости этого древнего праздника, остается только верить истории наших предков.

Но что нельзя оспорить – это то, что в декабре месяце все люди нуждаются в чем-то светлом и добром, как в принципе и являлся праздник Йоль. Это хороший повод повеселиться всей семьей и отогнать злых духов от порога своего дома.

21-ого декабря в 13:44 по Московскому времени Солнце максимально опустится в южное полушарие неба, то есть двигаясь по эклиптике, достигнет ее наименьшего склонения – 23 градуса 26,457 минут (в созвездии Стрельца) и наступит астрономическая зима.

Йоль это праздник зимнего солнцестояния. Дата его празднования – или 13 дней (и ночей) с кануна зимнего солнцестояния (Г. Бедненко “Праздники и ритуалы”, “Йоль”), или все эти 13 ночей со дня зимнего солнцестояния (21- 22 декабря). Есть еще мнение, что Йоль празднуется 3 дня до даты солнцестояния и три дня после. Раньше этот день праздновался 6 – 9 января как праздник середины северной зимы. Получается, что празднование Йоля более-менее совпадает и с Рождеством и со святочной неделей в христианстве. Впрочем, общеизвестно, что христианский календарь праздников в значительной части совмещается с языческими празднованиями. Более того, время рождения многих мифических героев и богов, таких как Эдип, Тезей, Геркулес, Персей, Язон, Аполлон, Митра (персидский бог солнца, которому поклонялись и в Риме), Осирис, совпадают по времени, в середине – конце декабря в Риме проходили Сатурналии – праздники Непобедимого Солнца (Sol Invictus). Рождение Короля Артура приходится примерно на то же время. В северном полушарии и в частности, в скандинавских странах, (в скандинавской традиции Йоль посвящен Фрейру и Фрее) Йоль также праздновали задолго до прихода христианства. О праздновании Йоля, например, упоминания имеются (например, в истории Хакона Харекксона, саге об Эгиле, саге о Греттире), но не особо много сказано о том, как именно он праздновался. Упоминаются обильные возлияния и подарки (ничего не напоминает?). Говорится, что это один из крупнейших праздников. Если говорить о славянских праздниках – сразу вспоминаются святки, которые также праздновались с конца декабря до начала января с гаданиями, застольями, колядками и прочими не совсем христианскими атрибутами. Во многих языческих культурах считалось, что зимнее солнцестояние с самой длинной ночью и самым коротким днем году это день рождения молодого бога. (Вообще, что интересно – рожать женщины зачастую начинают как раз ночью – около полуночи, или в час – два ночи, а рождается ребенок уже утром или днем).

Само название Йоля (Yule) происходит от скандинавского “iul” и “hjol”, кельтского “hweol” и означает, кажется, “колесо”, праздник Йоля отмечает очередной поворот колеса года, возвращение силы. Есть и другие версии названия, связывающие праздник и с Одином и одним из его имен – Йольмир, и даже с Юлием Цезарем.

По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, – брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».

Однако самая важная ночь праздника «Йоль» – это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь – ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) – то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днем судьбы» – все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова – те, что сказаны в эту ночь.

Йоль – праздник Долгой Ночи, это время самой длинной ночи в году и самого короткого дня (в наших широтах день длится меньше семи часов), но начиная с Йоля продолжительность дня увеличивается, и свет понемногу начинает преобладать над тьмой. Он относится к праздникам равновесия, это одна из четырех основных астрономически вычисляемых точек годового колеса. Праздник Йоль – преимущественно германо-скандинавский, по крайней мере именно там он праздновался регулярно и с большим размахом. В некоторых областях Норвегии во время этих празднеств солнце действительно переставало подниматься над горизонтом, и вновь появлялось примерно через 12 дней – период «подземного солнца» носил название Йольтайд, и завершался двенадцатой, йольской ночью. Поэтому и название Йоль как правило возводят к старонорвежскому hjul, «колесо», что, видимо, связано с тем, что в своем движении колесо пришло в нижнюю, самую темную точку года, но скоро оно в очередной раз повернется и снова начнется движение к свету. Впрочем, есть и второй вариант происхождения названия праздника: его возводят к староанглийскому слову Gūol, этимологически тесно связанному с современным английским yellow, «желтый» и английскому же gold, «золотой», и, одновременно, с индо-европейским корнем ghel – сиять. Позволю себе небольшое лирическое отступление и напомню финальную часть циклического мифа о боге и богине: на Самайн бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов – богиня-старуха, воплощение смерти и разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым.
На Йоль приходит пора родов, – ночь, предшествующая дню солнцестояния называется Модранехт, – материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей, – и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, олицетворяя принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса. В ту же ночь новорожденный Бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает его, а с его победой начинается светлая половина года.

По этим самым двенадцати дням и ночам после Йоля, пока идет битва между двумя королями, гадали о будущем (на двенадцать грядущих месяцев) – это как славянская, так и западно-европейская традиция. День, наступающий за Материнской ночью, считался «днем судьбы»: все, что было сделано и сказано в этот день до захода солнца, определяло события всего грядущего года. Двенадцатая ночь (собственно, тринадцатая, если учитывать Модранехт) считалась своеобразной кульминацией «гадательных дней» – и не было более верных снов, предсказаний, знамений, чем явленных в эту ночь. Двенадцатая ночь – время слов, и каждое слово, произнесенное в этот день, имеет особое значение. Считается, что произнесенные в двенадцатую ночь обет или клятва – нерушимы, а слова заклинаний и заговоров действуют как никогда эффективно.

В ритуалах этого дня (преимущественно в Западной Европе) особое место отводится вечнозеленым растениям (падуб-остролист, ель, пихта, сосна, можжевельник, омела, плющ), как символам вечной жизни и как частице лета в сердце зимы – их ветви приносят в дома, развешивают по стенам, сплетают в венки, чтобы сила растений, так сопротивляющихся зимнему умиранию, помогла пережить холода и вывела людей из безвременья двенадцати йольских дней.

На территории современной России почти не было обрядов, связанных с вечнозелеными растениями. Кое-где использовалась омела, но, к примеру, в других областях ее хоть и считали волшебным растением, но относились с большой опаской и в обрядности не использовали.

Зато обряды с ряжеными присутствуют фактически в любой традиции празднования зимнего солнцестояния, Великой Ночи. У скандинавов и русских Йоль частично принимал на себя функции, свойственные кельтскому Самайну – считалось, что пока рождается новое солнце, грань между мирами очень тонка, и в мир могут приходить самые разнообразные существа, в том числе и покойники, – как своего рода, так и чужие (о том, как ряжение связано с миром мертвых – см. статью Самайн). В частности с этим связана общеевропейская традиция не отказывать в эти дни в пище и приюте никому из стучащихся в дверь: мало ли, кто может зайти, пока длятся страшные вечера.

В Йоль часто проводятся аграрные обряды возвращения сбереженного людьми плодородия фруктовым деревьям – на ветви деревьев плодовых садов развешиваются пироги с начинкой из собранных с них же по осени плодов и совершается ритуальное возлияние вином (сидром). «Возвращение плодородия» полям проводится значительно позже. Кстати, украшение йольского деревца несет примерно то же значение: ветки живого и зеленого дерева украшаются выпечкой, ритуальными фигурками и шарами, символизирующими будущие плоды.

Часть обрядов связана с успешной обработкой овечьей шерсти: к началу йольских праздников шерсть должна быть сострижена (между Мабоном и Самайном), промыта положенное количество раз, вычесана и, как минимум, перепрядена. В Исландии есть поверье (довольно старое, но записанное только в XIX веке) про Йольского Кота, который ночами Йольтайда ходит по домам и проверяет, у всех ли есть шерстяные обновки – нерадивого хозяина, поленившегося обработать шерсть, Кот мог, в лучшем случае, лишить праздничного ужина, а в худшем – определить лодыря главным блюдом на свою праздничную трапезу. Примерно те же функции носил Йольский Козел финнов и норвежцев – тот тоже ходил по домам и проверял, все ли работы по дому сделаны, чисто ли в доме, приготовлены ли положенные кушанья. Для Йольского Козла даже оставляли специальные кушанья, чтоб добрей был: шанежки и варенье из морошки.
У славян во время Коляд ряженые женщины (или женщинами) тоже заходили в дома, и смотрели, допрядена ли кудель у хозяйки и сколько мотовил пряжи уже готово, в южно-русских областях эта функция отводилась ряженому Колядой.

На Йоль вообще хорошо идут обряды и магические действия, связанные с нитями: плетение, завязывание, обвязывание, наузничанье, ткачество, обряды, основанные на собственноручно сделанной вышивке, а кроме того – расплетание старого, развязывание ситуаций и им подобные.

Кроме того, на Йоль зажигается ритуальный костер (позднейшая традиция – сожжение Йольского полена, хотя неясно, использовалось ли йольское полено в ритуальных кострах, или просто заменило их), как символ исчезновения темной половины года в огне новорожденного солнца. Костры, теоретически, должны жечь весь Йольтайд – кстати, в Италии до сих пор сохранилась традиция поддерживать огонь от Сочельника до Крещения, это как раз 13 ночей. Золу от этих костров часто подмешивали в корм домашним животным, чтобы они оставались здоровы и плодовиты. Если горящее рождественское полено рассыпает искры, это считалось предсказанием богатого приплода скота в наступающем году, поэтому полено частенько били палкой, чтобы искр было побольше, и приговаривали: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!»

Огни носили и другое значение, не только очистительное – они помогали молодому солнцу окрепнуть после рождения, «кормили» его, добавляли ему сил.

В славянских странах тоже бытовала традиция йольского полена – оно называлось бадняк. Впрочем, бадняк мог быть не только поленом, но и корягой, пнем – хотя суть от этого не изменялась. Во времена христианизации на нем стали вырезать крест, что условно оправдывало языческий ритуал в христианский период, либо обливали полено маслом (вином, медом), подразумевая, что это кровь Христова. В принципе, в традиции йольского полена присутствует момент посланника-жертвы: тот же бадняк иногда считали одушевленным, его поили, кормили, украшали лентами, осыпали зернами из отложенной на сев части урожая, и сжигали в рождественском пламени – огне нового солнца – чтобы солнце дало свою силу и полям, и скоту, и людям, чтобы урожай был богат, животные здоровы, а люди – сильны. Помните детские стихи? «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится…» или «Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба». Но это преимущественно у восточных славян. К примеру у сербов бадняк – персонификация старого, прошлогоднего солнца, которое сжигают, чтобы ему на смену пришел Божич – молодой солнечный бог.

Есть несколько основных традиций выбора йольского полена, в зависимости от народности: либо оно должно быть найдено в самый день праздника (как правило выбирается сухое дерево, но не поваленное, стоячее – т.е. ни живое, ни мертвое), либо его заготавливают загодя и хранят в течение полугода-года до солнцеворота. Где-то берут поленья дикорастущих деревьев, где-то плодовых. Еще одно примечание – во всех традициях полено должно быть с неснятой корой.
На Руси на Зимний Солнцеворот жгли и спускали с горок «солнечные колеса» (тележные колеса, обмазанные смолой и подожженные), напутствуя их привести весну, лепили снежную бабу и разрушали ее снежками, устраивали кулачные бои и многие другие игры.

Брали в дом вишневые веточки из сада, и ставили в воду – по тому, как быстро появятся листочки, гадали об урожае вишен.

Кормили кур гречихой из правого рукава, чтобы раньше начинали нестись.

Йоль вообще празднуется весело и шумно, чем сильнее общее веселье, чем ярче и выше огонь ритуального костра, чем больше гомона – тем больше вероятность, что празднующие люди помогут отогнать все зло, которое может помешать рождению молодого Бога. Очень важно в эту ночь дождаться рассвета (уж особенно, если ночь была звездной, а утро – ясным) и поприветствовать новорожденное Солнце.
В то время, когда рождается новое, в Модранехт, все узлы должны быть развязаны, все путы сняты. Помните об этом, отмечая Йоль – те, кто празднует, должны быть легки и свободны от привязок и фиксаций, копившихся целый год. Для того, чтобы избавиться от них – есть время между Самайном и Йолем, а божественная Старуха поможет своим серпом.

Древний Йоль - один из самых продолжительных праздников в мировой истории. Он длится 13 ночей. Этот праздник - своеобразный мостик, соединяющий темные дни уходящего года со светлым временем года грядущего. Древние кельты и германцы считали, что в ночи Йоля колесо года делает свой завершающий виток и начинается новый цикл.

По преданию, в ночь зимнего солнцестояния (с 21 на 22 декабря) Великая Мать, создательница всего сущего, рождает солнечного младенца, бога, что будет править миром в дни нового года. Чтобы взглянуть на это чудо, всемогущие боги спускались на землю, эльфы, феи, тролли и даже всадники Дикой охоты (сонм богов, призраков, неупокоенных душ, злых духов, которые предвещали беды и смерть) покидали свои убежища. В это время магия становится доступной даже обычным людям, и каждому человеку в ночи Йоля по силам изменить свою жизнь к лучшему.

Надо сказать, что многие традиции и обычаи старинного Йоля плавно перешли в христианское Рождество. Ведь и само Рождество младенца Христа выпадает на одну из ночей Йоля. Скорее всего, христианские священники, чтобы сделать свою веру более популярной среди язычников Европы, попросту совместили праздник Рождества с традициями древнего Йоля.

Первая ночь Йоля

Первая ночь Йоля (20 декабря), предшествующая зимнему солнцестоянию, - это ночь Матери, самая долгая в году. Старый год почти завершен. Закончены полевые работы, собран урожай, а потому настало время подвести итоги прошлого и подготовиться к будущему году. Здесь главная роль отводилась хозяйке дома, ведь именно женщины пользовались особым покровительством Великой Матери. Хозяйки тщательно убирали свой дом, стараясь окончить все работы до темноты.

Немало времени отводили сооружению венка Йоля, главного символа наступающего праздника. Его плели из сосновых или еловых веток и украшали восемью свечками зеленого, белого и алого цветов. Готовый амулет водружали на каминную полку, где он должен был находиться до окончания праздника. Как только сгущались сумерки, хозяйки зажигали свечи и следили, чтобы в доме не осталось ни одного темного уголка. После этого женщины брали фонарь и выходили из своих домов, чтобы трижды обойти вокруг жилища и отпугнуть тем самым злых духов.

Вернувшись в комнату, каждая хозяйка брала тарелку овсянки и кружку с элем и ставила их за камин на теплые камни. Так благодарили домашних духов за помощь в течение года и просили их присоединиться к праздничному пиру. После этого хозяйка садилась у домашнего очага и возле нее собиралась вся семья. Женщина брала в руки березовые розги, несильно хлестала ими сначала себя, а затем каждого домочадца, после чего дарила всем членам семьи по маленькому подарку. Смысл этого ритуала был в том, что удар березового прута ограждал человека от болезней и недугов, а подарок, сделанный от сердца, мог служить оберегом весь следующий год.

Затем женщина окропляла молоком и посыпала овсом йольский венок, чтобы в доме всегда был достаток. Завершалась ночь Матери праздничным ужином. Стол уставлялся всевозможными лакомствами, и каждый старался съесть как можно больше. Даже домашним животным давали побольше корма. Обильный ужин служил своеобразной гарантией того, что новый год будет успешным и прибыльным.

Зимнее Солнцестояние

Ночь зимнего солнцестояния (с 21 на 22 декабря) - главная ночь праздника. Считалось, что это время волшебства и исполнения желаний. К главной ночи Йоля в древности готовились очень тщательно. В первую очередь, нужно было хорошенько выспаться, чтобы провести все ритуалы и встретить рассвет без усталости, что было залогом успеха в новом году.

Начиналась магическая ночь семейным ужином. За столом собиралась вся семья, во время еды вспоминали достижения старого года и делились планами на будущее. Здесь нужно было не сдерживать свою фантазию и без страха озвучивать самые смелые планы. Считалось, что желания, произнесенные в кругу семьи в волшебную ночь, непременно исполнятся.

Обязательным атрибутом этого семейного ужина был праздничный глинтвейн - напиток из ароматного вина, подслащенный сиропом и приправленный корицей и гвоздикой. В условленный час старшие члены семьи собирались у очага главного жреца, где полыхало сильное пламя, а молодежь оставалась дома. Когда наступала полночь, взрослые селяне, собравшиеся у жреца, тушили огонь, а затем разжигали новый, что символизировало приход нового года. Каждый брал из камина горящий уголек и нес его в свой дом.

Как только потухал старый огонь и дом погружался во тьму, члены семьи брались за руки и начинался главный ритуал Йоля. В эти минуты торжества мрака каждый должен был подумать о том, от чего хотел бы избавиться в новом году. Лень, зависть, страх, злобу - все, что мешало счастливой жизни, - люди мысленно прогоняли прочь. Взамен они просили духов-покровителей подарить им богатство, любовь и удачу. А уголек из дома жреца давал жизнь новому пламени. Ближе к утру, приветствуя рождение солнечного младенца, в домах загорались свечи. Следующий день, 22 декабря, отражал события грядущего года. Если день проходил спокойно - значит, и год будет неплохим, если же случалось что-то из ряда вон выходящее - следовало готовиться к худшему.

Йольское дерево

Одним из самых известных атрибутов праздничных ночей, безусловно, является йольское дерево. Сейчас оно приходит в каждый дом как рождественская или новогодняя ель. В давние времена йольское дерево называли еще древом желаний. В дом приносилась срубленная елочка или сосна, иногда их просто выкапывали в лесу и сажали в своем дворе. Дерево украшали яркими фигурками.

Следует отметить, что праздничный наряд йольского дерева дошел до наших дней. Так, стеклянные шары символизируют желания человека, а фигурки рождественских ангелов заменили фей, которые, согласно преданиям, любили отдыхать на ветвях деревьев. Многие из нас, чтобы порадовать близких, кладут под елку подарки, даже не зная, что этот обычай пришел из глубокой древности. Кельты и германцы тоже оставляли небольшие подношения под йольским деревом, чтобы порадовать эльфов, а также принести своеобразную жертву предкам, покинувшим этот мир.

По окончании праздника с йольского дерева снимались украшения. Но само дерево никогда не выкидывали. Кусочек древа желания хранили целый год, чтобы сжечь его в общем очаге на следующую ночь зимнего солнцестояния, а ствол использовали как майский шест во время празднования Белтейна (1 мая).

Еще один значимый атрибут праздника - йольское полено. Его подготавливали заранее, украшали зелеными и алыми лентами и хранили в доме 12 дней до начала Йоля. Когда в очаге загорался огонь нового года, хозяин дома предавал этот своеобразный оберег пламени. Считалось хорошим знаком, если йольское полено будет гореть в очаге все оставшиеся 12 ночей праздника. Пламя, пожирающее полено, отгоняло прочь злых духов, беды и болезни, а каждая ночь, освещаемая этим огнем, символизировала месяц нового года. Если полену не давали сгореть до конца 12 ночей, то весь год обещал быть удачным. Если же полена хватало, к примеру, лишь на восемь ночей, то две трети года не о чем было беспокоиться, а вот в оставшееся время следовало быть начеку. Золу и угли от сгоревшего полена берегли до следующего Йоля, чтобы закопать в землю накануне нового праздника.

Улыбка призрачного кота

Самым загадочным существом йольских ночей был огромный кот, гость из иного мира, гроза лентяев и нерадивых хозяек. Считалось, что этот пушистый дух может замораживать воду, проходить сквозь огонь и мгновенно преодолевать расстояние в несколько километров. Если кто-то увидит за огнем очага улыбку йольского кота - это недобрый знак: бедняга не доживет до следующего Йоля.

В йольские ночи страшный кот следил за тем, как люди отмечают праздник. Горе тому, кто сел за стол, не надев на себя обновки. Раз не сшил себе человек к Йолю новое платье, значит, он лентяй - не успел спрясть и соткать шерсть, настриженную с овец осенью. А значит, ждет нерадивого справедливая кара. В наказание йольский кот съедал весь праздничный ужин в доме лентяя, чтобы впредь и он сам, и его семья трудились как следует. Если же жена бедолаги не блистала кулинарными способностями и ее стряпня не нравилась коту, он мог забрать ее детей и увести их с собой в мир духов. А вот детям трудолюбивых и хлебосольных людей йольский кот дарил волшебные подарки.

Двенадцатая ночь Йоля

Завершалось празднование светлого Йоля 1 января, на двенадцатую ночь после зимнего солнцестояния. Наши предки называли ее ночью судьбы, ведь все сказанное в это время после захода солнца непременно исполнялось в новом году. Так, нечаянно слетевшее с губ проклятие или просто грубое слово могли принести страшные беды как самому сквернослову, так и его близким. Считалось, что в эту ночь боги дарят людям знамения, которые могут предсказать судьбу. Немудрено, что именно в эту ночь многие гадали и ждали, что им приснится вещий сон. А женщины верили, что приворот, сделанный в двенадцатую ночь, - самый сильный.

Йоль - средневековый праздник зимнего солнцеворота у скандинавских и германских народов, празднуется 21-22 декабря. Изначально языческий, праздник стал традиционным, и проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством.
Йоль - Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму. На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр.
Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.
По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.
[править] Символика
Символика Йоля - йольское полено или маленькое йольское полено с тремя свечками, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус.
Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочека дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень - традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.
……………
Отсюда и Йоулупукки (фин. Joulupukki) - в поздней финской традиции - Рождественский дед, который дарит подарки детям на Рождество Христово.