Онегин и ленский испытание дружбой. Сочинение дружба ленского и онегина

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

сочинение по литературе

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение уникальное, «энциклопедия русской жизни». В нём писатель затронул практически все важные стороны человеческой жизни – любовь, семья, служение Отечеству, развлечения, быт и нравы, культура и традиции.
Не обошел стороной писатель и тему дружбы, раскрывающуюся на примере трагично закончившихся отношений Онегина и Ленского. Именно дуэль двух молодых людей даёт толчок развитию действия романа. Но взаимоотношения Онегина и Ленского нельзя назвать настоящей дружбой. Обратимся к толковому словарю, вот как там даётся определение дружбы:

Таким образом, мы видим, что истинная дружба всегда основывается на общих увлечениях и интересах, взаимном понимании, доверии и симпатии. Немаловажен тот факт, что настоящая дружба – это отсутствие какой-либо конкуренции между людьми. Но именно таких отношений и не было между Онегиным и Ленским.
Конечно, не было бы дуэли, закончившейся смертью Ленского, не было бы трагедии и, как следствие, продолжения романа. Ведь, по утверждению некоторых исследователей (и я с ними согласна), именно дуэль стала поворотным моментом в судьбе Онегина, заставившим его иначе взглянуть на жизнь и многое переосмыслить.
Но главная причина, на мой взгляд, почему дружба Онегина и Ленского привела к такой трагической развязке, заключена в том, что отношения между ними с самого начала ненастоящие:

Отношения их, по крайней мере со стороны Онегина, были начаты от скуки, во время его пребывания в деревне. Чистота, откровенность, желание излить душу были лишь у Владимира. Ленский неопытен и наивен, чувства у него преобладают над разумом, он верит в людей, в искренность эмоций, в дружбу, в любовь. Ему требовался человек, который бы мог стать ему наставником в жизни.
Но Пушкин явно рисует образ Ленского поверхностным и неглубоким. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами Печорина говорит:

Ленский, конечно, не был рабом Онегина, но Евгений снисходил до него. Он считал себя мудрее, а Владимира неопытным и слишком впечатлительным:

Поэт пишет о Ленском:

Евгений воспринимал восторженные речи Ленского с лёгкой иронией умудрённого опытом человека:
Этот контраст мешал строить отношения на равных. Онегин любил не искренне, он только удивлялся, насколько Ленский горяч, когда сам он равнодушен, насколько чист, когда сам он порочен, и насколько в душе друг молод, когда сам Онегин успел изрядно устать от жизни.
Но причиной трагедии, которой закончилась дружба Онегина и Ленского, стала не только разность их характеров и мировоззрений. На протяжении всего романа Пушкин подчеркивает неразрывную связь героев и среды, в которой они выросли. Лёгкое недоразумение, спровоцировавшее дуэль (попытка вызвать ревность Ленского в отместку за ложь о скромных именинах в кругу семьи) – лишь повод для поединка. По замыслу автора, главной причиной преждевременной смерти Ленского стало его соприкосновение с реальной жизнью. Романтические взгляды героя не позволяют ему познать жизнь такой, какова она есть на самом деле. Его, по мнению автора, ждало одно из двух: либо высокое звание поэта и, возможно, прижизненная слава, либо «обыкновенный удел»: жизнь в деревне, стеганый халат и смерть среди «плаксивых баб и лекарей». Именно от последнего Пушкин хотел уберечь Ленского, именно поэтому, на мой взгляд, он и «позволяет» ему погибнуть. Онегин же не имеет сил отказаться от дуэли, так как он, несмотря на презрение к мнению света, к его ценностям, сформирован этим самым светом. А общепринятая мораль утверждает, что от дуэли отказываться позорно. И герой не находит в себе сил противостоять этому мнению, он не едет к Ленскому объясниться, боясь сплетен и пересудов:
Воплощение всей гнусности и условности общепринятой морали в романе – Зарецкий, человек без принципов, без нравственных убеждений. Онегин видит Зарецкого насквозь, но…

Дуэль состоялась из-за малодушия и трусости Евгения, его нежелания противостоять мнению Пустяковых, Буяновых, Зарецких.
Таким образом, мы видим, что отношения Онегина и Ленского изначально не были бескорыстными и искренними. Два молодых человека были просто приятелями, не сумевшими превозмочь обстоятельства, которые не могли стать помехой истинной дружбе.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой. Да, у них были некоторые общие интересы, мечты, но это можно было назвать скорее приятельскими отношениями. Об этом в первую очередь свидетельствует их дуэль, а в особенности ее причина.

Итак, с чего же вообще завязались приятельские отношения у этих людей? Ленский и Онегин пребывали какое-то время в деревне и на какое-то время сблизились и стали общаться. Почему же их общение нельзя назвать дружбой?

Во-первых, у них изначально было абсолютно разные убеждения и представления о жизни. Общаться они стали, скорее, от безысходности и одиночества. Ленский, как маленький ребенок, радуется возникшему у него чувству, не знает, как умерить свой пыл, как вести себя, когда видит объект своей любви. При этом он совершенно непорочен и не имеет дурных мыслей. Он еще совершенно по-детски наивен, слепо верит в людей, в их слова. Он восторженно смотрит на мир сквозь призму своего еще не сформировавшегося восприятия.

Онегин в этом смысле более приземленный персонаж. Он был своего рода учителем Ленского. Он считал, что у него достаточно опыта и знаний, чтобы разумно прожить жизнь. В своих действиях он опирался лишь на проверенные факты, он скорее полагался на разум, а не на ощущения, как Ленский. При этом, он прекрасно понимал, что он в несколько умнее своего товарища и за плечами у него уже есть определенный опыт, в отличие от Ленского.

Также условия и среда обитания у этих людей предполагала разное и восприятие жизни. Онегин жил в соответствии с законами высшего света, хоть и неодобрительно о нем отзывался (об этом свидетельствует то, что он не отказался от дуэли), Ленский же еще не видел ничего в жизни, его всячески оберегали от всякого рода потрясений.

Подводя итоги, нужно сказать, что подобные взаимоотношения очень трудно назвать дружбой. Ни общих ценностей, ни интересов, ни даже похожих моральных установок у Ленского и Онегина не было. На какой-то момент их объединила простая человеческая потребность в общении, а их дуэль и ее нелепая причина еще раз подчеркивает несостоятельность их дружбы.

Аргументы, цитаты

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Остров Борнгольм Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Анализ рассказа Два помещика Тургенева

    Рассказ Тургенева «Два помещика» был напечатан в журнале Современник. Вот только его не пропустили, а все, потому что в нем было очень много цензуры. И только спустя некоторое время автору удалось его выпустить и сделать так чтобы его стали читать.

  • Сочинение Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель Куприна

    Один из героев рассказа А. И. Куприна Белый пудель отличается от остальных, хотя автор уделяет ему внимания не меньше, чем другим. Этот герой является собакой, порода которой вызывает умиление и нежность и у детей, и у взрослых.

  • Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

  • История создания повести Ася Тургенева

    Замысел произведения возникает у писателя случайно во время его пребывания в Европе, немецком Зинциге, находясь на лечении от неврологических проявлений.

Отношения Онегина и Ленского: дружба и дуэль в романе "Евгений Онегин"

Роман Евгений Онегин – это роман, посвященный любви и дружбе молодых людей в дворянской среде. Этот роман – яркая картина человеческих взаимоотношений, и потому он еще долго будет сохранять свою актуальность и волновать романтически настроенные души. В нашем расследовании мы остановимся на взаимоотношениях Онегина и Ленского.

Дружба Онегина и Ленского

Получив наследство своего дяди, Евгений Онегин поселился в его деревне. И даже произвел в своих владениях некоторые прогрессивные экономические реформы, заменив барщину оброком. Перезнакомившись со своими соседями, он очень быстро утратил к ним интерес, и всячески избегал какого бы ни было общения с ними, впав в привычное для себя состояние ипохондрии и скуки.

Примерно в это же время по соседству с Онегиным поселился еще один молодой сосед - Владимир Ленский. Как ни странно бы это выглядело, но они подружились –
«Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень».

Единство и противоположность. Едины они были в сословном статусе, уровне образования, молодости. Правда, наследник дядиного состояния был несколько старше. Но все остальное в них было совершенно противоречиво.

Евгений Онегин довольно быстро раскусил лицемерность светского общества. Он не только мало верил словам «кокеток записных», но еще и сам научился этому лицемерию. Владимир Ленский на все смотрел сквозь розовые очки, всем доверял и всякую фальшь принимал за чистую монету.
Онегин, при всей своей образованности, был ленив и пассивен, подвержен такому состоянию как скука, сплин, хандра. Он скучал в Петербурге, на балах и в театрах, ему было скучно в деревне, где он проводил свои дни. Как-то он взялся за перо, но очень скоро понял, что сочинительство не его удел. Ленский вдыхал жизнь полной грудью. Он любил, был полон творческих идей и планов, сочинял стихи. Ленский отдавался дружбе всей душой всем искренним своим сердцем. Онегин принимал эту дружбу, позволяя себя обожать.
Их противоречивость выразилась даже в симпатиях по отношению к сестрам после их первого визита в поместье Лариных. Онегин сразу обратил внимание на тихую и задумчивую Татьяну

«Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет».

Так Онегин характеризует невесту Ленского.

Дуэль Ленского и Онегина

Но дни летели за днями. Онегин и Ленский продолжали встречаться для конных прогулок, философских споров, совместных ужинов с бутылочкой хорошего французского вина. В январе, когда вся Россия отмечает святки с рождественскими карнавалами и гаданиями, у Татьяны были именины.
Молодой поэт передал Онегину просьбу семьи Лариных присутствовать на именинах. Мудрец пустынный, не желая попасть в большое скопление людей, сделал робкую попытку отказаться от приглашения:

"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."

Ленский уверяет своего друга, что из гостей будут исключительно члены семьи. Возможно, он не подозревал того, что Ларины решили устроить большой праздник для своей дочери.
На именины друзья по каким-то своим причинам опоздали, и попали в самый разгар застолья. Увидев большое скопление гостей, Евгений испытал дискомфорт и рассердился на друга за обман. Вдобавок ко всему, увидев смущение Татьяны, он почувствовал двойную неловкость. Если бы он потом попытался поговорить с юным поэтом, то, конечно бы понял, что не прав в своей обиде. Но в его душу заполз подленький червячок мести. Надо заметить, что эта месть его, как человека более взрослого и умудренного жизненным опытом, была не очень красивой, и недостойной дворянина. Во время бала он стал флиртовать с Ольгой, овладев полностью ее вниманием. Чем и вызвал жгучую ревность влюбленного юноши. Кроме того, на Онегина и Ольгу обратили внимание присутствующие гости, начали перешептываться между собой.

Окончательно оскорбленный отказом своей невесты танцевать котильон, обещанный Онегину, Владимир уезжает с бала с твердым намерением вызвать своего приятеля на дуэль. Но утром он понимает, какую глупость совершил. Беспечная невеста с наивным простодушием бросается к нему на встречу, в ее глазах ревнивец видит любовь и восторженность по отношению к себе. Весь день проходит в тревоге и волнении, ночь без сна. В то время как Онегин, приняв вызов, совершенно спокоен. Спит настолько безмятежным сном, что едва не проспал свой поединок.

Во время дуэли Онегин убивает Ленского.

Когда читаешь эти строки о дуэли, на память поневоле приходит другая дуэль:

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.

Михаил Лермонтов тоже позднее провел параллель между двумя дуэлями: смертью Ленского и гибелью Александра Сергеевича Пушкина

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.