Игры и занятия с детьми 3 4 лет в детском саду. Не скучаем, не скучаем. Игра «Посмотри и сделай так же»

Компьютерные игры – любимое занятие детей любого возраста. В этом разделе вы найдете игры для дошкольников от 3 до 5 лет. Важно, чтобы времяпровождение возле компьютера не превратилось в бездумное нажатие на клавиши. Специально для родителей, которые переживают за всестороннее развитие своих детей, здесь подобраны веселые игры, созданные для развития и обучения самых юных посетителей сайта.

Во время увлекательной игры ребенок выучит буквы, цифры, названия фигур и не только. Это отличный способ узнать много нового о животных и растениях, пробудить желание изучать интересные факты об окружающем мире.

Игры в 3 года

Трехлетний ребенок – это малыш, которому все хочется узнать. При помощи ярких развивающих игр родители смогут помочь ему найти ответы на многие вопросы. Обратите внимание, что пребывание возле компьютера предусматривает нахождение родителей рядом. Во-первых, есть возможность объяснить правила игры маленькому гению, а во-вторых, параллельно ответить на его вопросы.

Игры для детей 3-летнего возраста направлены на развитие внимания, цветового восприятия, памяти и логического мышления. Приложив небольшие усилия, малыш обязательно победит. Это поможет быть более уверенным в своих силах, стать целеустремленным и настойчивым в достижении задуманного.

Некоторые родители опасаются, что компьютерные игры принесут вред зрению и здоровью ребенка. Но давайте будем честными. Бездумное пребывание перед экраном телевизора пользы не приносит. Кроме того, среди развивающих игр можно самостоятельно отбирать материал для полезного времяпровождения. Главное, ограничивать пребывание возле компьютера и чередовать онлайн-игры с подвижными играми.

Разновидности игр на сайте для малышей до 3 лет впечатляет. Каждый ребенок найдет себе занятие по душе.

Во время игры дети учатся подбирать цвета, запоминать форму предметов, концентрировать свое внимание. Такое занятие хорошо дисциплинирует малыша, учит усердно выполнять монотонную работу. Материал для раскрашивания специально подобран для дошкольников: крупные рисунки, четкие линии, большой выбор цветовой гаммы.

Процесс рисования завлекает даже самых маленьких детей. Это один из самых первых видов их творчества. Рисование онлайн полезно для развития мелкой моторики и воображения. Малыши любят экспериментировать, что способствует развитию их креативности. Даже, если ребенок не любит рисовать на листке бумаги, игры-рисовалки придутся ему по вкусу.

  • Игры и

Все, что не рассказали родители об окружающих объектах, малыш узнает с увлекательными играми этого раздела. Он сможет найти уже известных животных и растений, а также познакомится с новыми представителями флоры и фауны. Это отличный способ научить ребенка сравнивать и обобщать, развивать речь и умение давать правильные ответы на вопросы.

Онлайн-игры для поиска отличий не позволят ребенку заскучать. Большой выбор игр с различными сюжетами в сопровождении детской музыки заставят ребенка приложить усилия и отыскать ответ на заданный вопрос. Задания направлены не только на развития памяти, но и на логическое мышление.

Чем раньше ребенок заинтересуется подобными играми, тем лучше будет развиваться его слуховая и зрительная память. Особенно нравятся маленьким посетителям сайта «Генеральная уборка: поиск вещей», «Боб строитель: поиск звезд», «Мир Нины: поиск предметов для девочек» и другие.

Сколько бы вы ни приобрели пазлов, детям всегда окажется мало. Разнообразные онлайн-пазлы для трехлеток позитивно влияют на развитие пространственного мышления. Ребенок с радостью воссоздаст картинку, чтобы показать ее родителям. Не забудьте похвалить его. Ведь в этом возрасте выполнение даже такого легкого задания – большое достижение для малыша.

Игры в 4 года

По мере взросления можно подобрать интересные игры для детей, исходя из их предпочтений. В 4 года у ребенка увеличивается словарный запас, появляется стремление использовать полученную информацию. Компьютерные онлайн-игры помогут ответить на вопросы, возникающие у любознательного малыша, которому нужна новая порция знаний ежедневно. Следите, чтобы ребенок проводил за монитором не более получаса в день. Это оптимальное время, которое требуется, чтобы не навредить растущему организму. Выбор игр в 4 года расширяется, материал для изучения становится более сложным.

Чтобы ребенок вырос полноценной личностью, следует позаботиться о развитии его интеллекта. Специальный подбор игр помогает рассуждать, решать проблемы и поставленные задачи, дает возможность творить что-то новое. Ребенку будет предложено найти отличающийся предмет, выбрать лишнее слово. Особенно нравится детям известная игра «Съедобное-несъедобное».

Если перед ребенком ставить нестандартные задачи, его мозг развивается намного быстрее. Головоломки – отличный способ для стимулирования мозговой деятельности и увеличения скорости обработки информации. Важно подбирать головоломки по возрасту, чтобы ребенок не заскучал, но и не опустил руки.

Дети знают, что бесполезных профессий не существует. Каждый человек должен найти себе призвание по душе. Уже в 4 года ребенку будет интересно узнать названия профессий различных людей, а также инструментов, которые нужны им для работы. Игры онлайн помогут разобраться и будут интересны для ребенка.

Помимо развлекательной функции, загадки и ребусы несут в себе пользу интеллектуального развития малыша. Одно из преимуществ таких заданий – у них практически нет возрастных ограничений. Начните с самых легких, постепенно усложняя игру.

Вместе с любимыми героями дети легко и непринужденно смогут выучить буквы, считать их количество в словах, научиться определять расстановку звуков, деление на слоги. Не все родители обладают умением обучать своих детей. Онлайн-игры сделают это за вас.

Игры в 5 лет

В этом возрасте родителям уже не приходится заинтересовывать детей. Они могут самостоятельно определиться с тем, какие онлайн-игры ему по вкусу. В 5 лет дети уже неплохо владеют компьютером и могут получать знания не только из книжек. Во многих играх присутствуют любимые герои мультфильмов и комиксов. Юные игроки часто ассоциируют себя с ними, стараясь перенять их личностные качества. Также самое время углубить знания, которые нужны при подготовке к школе.

Пришло время научиться определять время по механическим и электронным часам. Малыш попробует определить, сколько времени на предложенном рисунке. Дети играют вместе с феями Винкс, фиксиками, веселыми животными и собирают пазлы с часами.

Правилам дорожного движения начинают обучать детей уже с дошкольного возраста. Детские онлайн-игры помогут почувствовать себя пешеходом и водителем, а также в доступной форме узнать, как избежать опасных моментов на проезжей части.

  • Игры для изучения , и

В свободное время предложите малышу ознакомиться с играми по школьным предметам. Конечно, задания в онлайн-играх еще совсем простые, но постепенно усложняя их, вы сможете расширить словарный запас, обучиться решению простых примеров и познакомиться с английской лексикой.

Если у ребенка нет старших братьев и сестер, ему будет сложно представить себе жизнь школьника. С играми школа-онлайн малыш сможет ознакомиться с комплексом заданий, которые помогут подготовиться к дальнейшей учебе.

Мир не стоит на месте. Современное общество требует даже от самых маленьких детей определенных знаний. Совсем скоро ваш малыш пойдет в школу. Онлайн-игры помогут подготовиться к этому важному моменту, получив полезную информацию и улучшить имеющиеся навыки. Вы сможете подобрать игры отдельно для мальчиков и девочек, а также те, что понравятся всем малышам без исключения.

Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками.

Учитывая возраст, ведущей деятельностью должна стать игра. Причём это должны быть уже не привычные прятки и догонялки, а развивающие игры для детей 3-4 лет, которые доступны родителям даже в домашних условиях, без привлечения педагогов и воспитателей. Каждая из них должна выполнять свою функцию: в игровой форме можно способствовать формированию логики, речи, мелкой моторики, памяти и внимания.

Логика - способность здраво и даже мудро рассуждать.

Без неё человеку очень трудно приходится в жизни. Чтобы способствовать её формированию у малыша, можете подобрать специальные игры для развития детей 3-4 лет, которые смогут научить логическим умозаключениям.

Поварёнок

Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемешку крышки.

Цель игры заключается в подборе для каждой кастрюльки своей крышки. Ребенок должен проанализировать, какая крышка больше, а какая меньше, и найти для нее свою посуду.

Родители должны подсказывать ребенку, спрашивая его, какая посудка больше, какого она цвета, из чего она сделана, и т.д. Такая игра поможет ребенку лучше ориентироваться с размерами, цветами, форме.

Листопад

Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру, например, дуб, клён, берёза, обрисуйте их границы на бумаге.

Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом последние к рисунку.

Для упрощения задачи, если ребенку только 3 года, можно разукрасить листочки, которые вы нарисовали, тогда можно спрашивать ребенка, где нарисован этот листик, а позже приступать к усложнению без цвета. То же самое можно проделывать не только с листиками, но и с любыми предметами, которые имеют кардинально разные формы.

Фруктовый коктейль

Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.

Другая разновидность этой игры: нарисуйте эти фрукты сами так, чтобы фрукт был похож на настоящий. Но не используйте фото, ведь рисунок все равно не точно будет передавать картинку.

Третий лишний

Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.

Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался. А в дни отдыха от мозгового штурма можете заняться речевыми способностями своего чада. И опять вам в помощь - игровая деятельность.

Речевые

Существуют самые разнообразные игры для развития речи детей 3-4 лет, направленные на формирование грамматического строя и пополнение лексического запаса.

Заранее выберите те, которые заинтересуют вашего кроху, а не только окажутся полезными. Причём специалист здесь вовсе не обязателен. Все задания легко выполняются дома с родителями (о нормах и отклонениях речевого развития ребёнка 3-4 лет, можно прочесть в ).

Врединка

Не секрет, что 3-4 года - самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь.

В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы словам, которые вы ему называете. Например, белый - чёрный, весёлый - грустный, добрый - злой.

Объяснить ребенку, как это делать, можно очень просто. Вспомните случай, когда ребенку было очень весело, например, когда приезжала бабушка. Объясните ребенку эту эмоцию. А потом пусть вспомнит, как он расстроился, когда бабушка уехала домой. Расскажите, что это противоположные эмоции. Чтобы игра проходила веселее, можно строить гримассы, изображая ту или иную эмоцию.

Гримассы помогут и размять мускулы лица, и разогреют интерес ребенку к другим развивающим речь играм.

Дрессировщик звуков

Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.

Не стоит сильно налегать на букву «Р». Используйте шипящие звуки змеи, ежика, вой волка, мычание коровы.

Маленький детектив

Это игра, развивающая не только речь, но ещё и внимание. Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит.

Подобного рода дидактические игры позволяют обогатить словарный запас 3-4-летнего малыша и научить его правильно строить не только предложения, но и связывать их в единое целое - текст. Подобные речевые навыки ему очень пригодятся в школе. Да и на тестировании перед 1 классом ваш ребёнок после таких развивающих игр покажет отличные результаты. Но для достижения успехов на этом поприще не обойтись без мелкой моторики рук, с которой напрямую связан речевой аппарат в мозговой коре.

Пальчиковые для мелкой моторики

Чтобы мелкая моторика рук (нормы и особенности развития мелкой моторики ) не страдала, обязательно проводите дома развивающие игры для детей 3-х лет, и сами активно в них участвуйте.

Ведь именно от этого показателя, как утверждают физиологи, зависит дальнейшее формирование речи у ребёнка. Не упустите этот важный момент.

Волшебный пластилин

Слепите с ребёнком царство из пластилина.

Ежедневно пусть создаёт по 1 герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.

Картина из пазлов

Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр - это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче.

Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.

Рисунки пазла тоже не должны быть слишком сложными или незнакомыми. Если ребенок любит смотреть мультик про Фиксиков, купите пазл с фиксиками. Так ему будет и больше нравиться эта игра, и понятнее будет собирать картинку.

Рисование

Правильный захват карандаша, нажим на него, ровность изображаемых линий - всё это присутствует в рисовании. Так что раскраски - ещё один важный вид развивающей игры для данного возраста. Причём с ними ребёнок должен заниматься ежедневно.

Важно именно следить за ребенком, как он рисует. Если малыш просто будет водить карандашом во все стороны, не задумывая, то такое занятие вряд ли можно назвать развивающей игрой. Важно фокусировать его внимание на том, как он держит карандашик или ручки, как он на него давит. Использовать фломастеры в самом начале не стоит.

Эти простые, но очень полезные развивающие игры для детей 3-4 лет помогут сформировать мелкую моторику рук без отклонений и подготовить малыша к школе должным образом. При этом не забывайте про память, которую тоже нужно начать тренировать уже в раннем возрасте.

Для развития памяти

Существуют специальные игры на развитие памяти для детей 3-4 лет, что в дальнейшем позволит ему усваивать большие объёмы школьного материала. От этого будут зависеть и успехи в обучении.

Супермаркет

Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в супермаркет, увеличивайте список.

Проговаривайте: нам нужно сварить суп, купи, пожалуйста, картошку, капусту и мясо. После этого ребенок должен принести именно эти продукты. Если он принес не то, что нужно, или один что-то забыл, важно помочь ему наводящими вопросами.

Можно купить готовую игру в магазине, а можно самим смастерить разные продукты.

Чистюля

Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось.

Игру можно немного упростить, раскладывая разные предметы в ряд. Ребенок должен тоже запомнить их расположение, а вы должны или убрать предмет, или поменять предметы местами друг с другом. Ребенок должен будет указать, что изменилось в ряду.

Художник

Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому.

Можно сделать развивающие игры для детей 3-4 лет своими руками, а можно купить уже готовые, настольные. В них ребёнок будет с удовольствием играть ежедневно.

Настольные

Современные развивающие настольные игры для детишек 3-4 лет отличаются увлекательностью и разнообразием. Убедитесь в этом сами.

Весёлые пираты

Здесь предполагается работа с карточками на внимательность. Каждого пирата нужно суметь посадить на свой корабль, анализируя его атрибуты и одежду.

Суть игры такова: игрок бросает кубики, ему выпадает определенная комбинация, например, синий цвет, 3, девочка. Это значит, что нужно найти 3 синие карточки, где нарисована девочка.

Микадо

Настольные домашние игры вроде этой хороши тем, что собирают по вечерам всю семью. В колечко вставляются разноцветные палочки, которые нужно по одной выдёргивать из снопа так, чтобы остальные не развалились.

Такая игра тренируется внимательность, развивает усидчивость. Больше подойдет для детей 4 лет, все-таки малышам помладше сложно усидеть на месте столько времени.

Лягушечьи бега

Ещё одна настольная игра, развивающая координацию и мелкую моторику. Маленьких лягушат нужно загнать в одну большую лягушку, нажимая пальчиком на их хвостики.

Для полноценного формирования личности родители обязательно должны устраивать игры для развития ребенка в 3-4 года, чтобы в процессе он мог познавать жизнь. Примеряя на себя различные роли, принимая решения, увлекаясь и создавая свой мир в развивающей игровой деятельности, дошкольник будет всесторонне прогрессировать, тренируя свои высшие психические функции. Это позволит ему в будущем уверенно шагать по жизни и добиваться во всём успехов.

Предлагаем вашему вниманию игры для детей 3 4 лет, в которые ваш малыш сможет погрузиться, сидя за своим компьютером! В наше время дети разбираются в современной технике ничуть не хуже, чем их родители. Именно поэтому им так нравятся красочные и забавные флеш-игры, тем более, если в них участвуют их любимые мультяшные персонажи. Как известно, учиться гораздо проще и увлекательнее в игровой форме. Скучные буквы и безликие цифры, над которыми нужно корпеть вечерами, когда так хочется отдыхать и веселиться, сменяются чередой ярких картинок и сказочных сюжетов, интересных для ребенка. Такое времяпрепровождение не только надолго увлечет вашего малыша, но и принесет ему огромную пользу.
Бесплатные онлайн игры для детей 2-3-4 лет, которые вы найдете на нашем сайте, разработаны специально для малышей самого юного возраста. Вашему чаду будут предложены простые развивающие задания: определить, откуда доносится звук, раскрасить картинку, выбрав подходящие цвета, сосчитать предметы на экране или сложить небольшой пазл. Все это развивает в ребенке не только зрительное восприятие и логическое мышление, но и способствует выработке таких важных качеств, как внимательность, смекалка и настойчивость. А это обязательно пригодится вашему малышу в дальнейшей жизни!
3-4 года – интересный и важный возраст. В это время малыш начинает активно говорить, это период первых вопросов и предложений. Родители учат малышей формулировать просьбу, общаться с родителями, произносить звуки и слова. Логично, что для трехлетнего ребенка очень полезным будет чтение и развивающие простые игры, нацеленные на развитие речевых и логических навыков. В четыре года дети должны уже многое уметь, справляться с нехитрыми задачками самостоятельно. Повышается уровень сложности детских игр, они все труднее. В таких играх нужно отличить один цвет от другого, понимать вкус, отличать предметы разных форм. С такими несложными логическими и мыслительными задачками ребенок хорошо справляется. Поэтому сейчас родителям можно предлагать детишкам сыграть в логическую игру, поиграть в настольные игры, познакомить ребенка с загадками и считалками. Часто дети-четырехлетки даже могут писать и читать.
Развивающие онлайн игры для детей 3-4 лет нравятся малышам, так как там они видят любимых героев сказок и мультфильмов. Как и народная сказка, онлайн игры учат добру, учат приходить на помощь, первичное познание природы тоже через игры, (распознавать живые и неживые объекты, найти лишнее растение, отличать явления природы). Контент детских онлайн игр тщательно отбирается, они позитивны, поэтому родители могут не бояться, что ребенка научат плохому. Разве может Маша или другой любимый мультяшка научить злу? Нет. И вот ребятня вместе с мишкой строит дом, считает овечек, с Колобком путешествует, собирает морковь с зайчиком. Для этого ребенку надо быть зорким, внимательным, сосредоточенным, уметь замечать все детали. Разные существуют виды таких онлайн игр:

  • Определение цветов, раскраски, пазлы
  • Определение геометрической формы, размера предметов
  • Логические задачки и головоломки

Среди бесплатных онлайн игр на нашем сайте есть приложения, где можно не только дружить с арифметикой, находить и называть геометрические фигуры, распутывать головоломки, составлять пазлы, но и даже сочинять музыку и исполнять ее на музыкальных (виртуальных) инструментах. Для растущих, познающих мир малышей это архиважно. Без развивающих игр 3-4 лет, особенно мобильных, ярких онлайн игр процесс развития будет тормозить, будет не эффективным. Сделайте обучение своего ребенка привлекательным, веселым и желанным вместе с развивающими онлайн играми.

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека

Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет

Игра «Кто где спит».

Цели: развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Описание: дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными. Например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Бесконечная классификация».

Цель : развивать навыки классификации, внимание, память.

: карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Описание : выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

Игра «Во саду ли, в огороде...».

Цели:

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание : рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

Игра «Найди картинку».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

Описание : показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

Игра «Загадай картинку».

Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Описание: выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

Игра «Что я делаю?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

Игра «Кто это делает».

Цель : развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

Игра «У кого это есть».

Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

Игра «Дает корова...».

Цель : развивать внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Узкое - широкое».

Цели : познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

Описание: предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой дорожке. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание : предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Как же их отличить?».

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Описание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Подбери елку».

Цель : развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

Игра «Разве так бывает?».

Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

Игра «Чем они похожи?».

Цель : развивать внимание, наблюдательность.

Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

Игра «Товарный поезд».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

Игра «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

Описание : педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

Игра «Что на что похоже».

Цель: развивать навык сравнения.

Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Покажи дорожку».

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них - то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево - лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

По узенькой дорожке

Цель: учить детей перешагивать (перепрыгивать) из круга в круг, ходить по ограниченной поверхности, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; воспитывать умение играть дружно.

Ход:

Воспитатель чертит на земле круги, дорожку шириной 25-30 см (если игра проводится в группе, то на пол кладутся обручи и выкладывается дорожка из двух верёвок). Объясняет детям, что через ручеёк можно пройти "по камешкам" - иначе промочишь ноги.

Воспитатель произносит слова и показывает действия:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки! (Дети проходят по дорожке)

Все шагают за воспитателем, приближаются "к камешкам" Воспитатель продолжает:

По камешкам,

По камешкам,

В ямку - бух!

Выпрыгивает из кружка и приседает, а за ним все дети.

Игра повторяется.

Листопад

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям взрослого; формировать представления о листопаде.

Ход:

Воспитатель предлагает детям побыть листочками: выбрать себе листочек красного или жёлтого цвета, маленького или большого размера. Каждый ребёнок показывает и называет, какой лист он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель говорит:

Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят! (Дети с жёлтыми листьями бегают по площадке, дети с красными листьями сидят на корточках.)

Листопад! Листопад!

Листья красные летят! (Дети с красными листьями бегают по площадке, с жёлтыми - сидят на корточках.)

Покружились листья и улеглись на землю. (Все дети сидят на корточках.)

Прилетел лёгкий ветерок, подул, поднялись листья, разлетелись в разные стороны.

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят! (Дети разбегаются по площадке.)

Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Птички и дождик

Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.

Материал: маски-шапочки с изображением птиц, нарисованные круги или обручи.

Ход:

Воспитатель раздаёт детям шапочки с изображением птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: "Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия".

Птички летают! (Дети бегают по площадке, клюют зёрнышки, пьют водичку, опять улетают.)

Вдруг налетел злой ветер, завыл, зашумел. (Дети изображают, как дует ветер.) Закапал частый дождь, застучал по крыше. (Дети изображают, как капает дождь.)

Прячьтесь, птички, от дождя! (Дети разлетаются по своим домикам - в обручи или круги.)

Дождик прошёл, и опять все птички полетели, радуются хорошей погоде.

Ворона и собачка

Цель: учить детей подражать движениям и голосам птиц, двигаться не мешая друг другу, внимательно слушать взрослого, своевременно реагировать на сигнал.

Материал: игрушечная собачка, шапочки-маски с изображением ворон.

Ход:

Воспитатель произносит:

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны: "Кар! Кар! Кар!"

Дети прыгают, изображая ворон.

воспитатель подходит к ребятам с собачкой в руках и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: "Гав! Гав! Гав!"

Дети - "вороны" разбегаются в разные стороны.

Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.

Кот и мыши

Цель: учить детей ходить по кругу, разбегаться в разные стороны по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход:

Воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один - котом Васькой. Кот садится на стульчик в центр круга, закрывает глаза - "спит". Дети встают в круг вокруг него, идут по кругу и говорят:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот -
Разобьёт наш хоровод!
Кот произносит: "Мяу!", дети разбегаются в разные стороны, кот старается их поймать.
По желанию детей игра проводится 2-3 раза.

Кот и воробышки

Цель: упражнять детей в ходьбе в определённом направлении, беге в разных направлениях по сигналу.

Ход:

Один ребёнок выбирается котом, остальные - воробышки. Кот спит на стульчике на одной стороне площадки, воробышки стоят на другой стороне. Воробышки приближаются к коту и произносят слова:

Котик-котенька-коток,

Котик - чёрненький хвосток,

Он на брёвнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После последних слов кот говорит: "Мяу!" и бежит за детьми - воробышками. Дети бегом возвращаются на свою сторону площадки. Кот старается поймать воробышка.

Поймай хвост дракона

Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, способствовать созданию радостного настроения; воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Ход:

Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга. Первый ребёнок - "голова дракона", последний - "хвост". "Голова дракона" пытается поймать "хвост".

Воробышки и автомобиль

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход:
Дети сидят на стульчиках. Они - воробышки в гнёздышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов "Полетели, воробышки, на дорожку!" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, изображая воробышков: машут крыльями, клюют зёрнышки, пьют водичку и т.д.
По сигналу воспитателя "Автомобиль едет! Летите, воробышки, в свои гнёздышки!", автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнёзда (садятся на стульчики). Автомобиль возвращается в гараж.

Самолёты

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Ход:

Дети стоят на одной стороне площадки или зала. Воспитатель объявляет: "К полёту приготовиться! Завести моторы!". Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они отправляются на своё место.

Птички в гнёздышках

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход:

Дети стоят в обручах, разложенных на полу зала (в кругах, начерченных на земле). Это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину зала (площадки), разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнёздышки!" дети возвращаются на свои места.

Мыши и кот

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Ход:

Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мышки спрячутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем, возвращается на своё место и засыпает.

Найди свой цвет

Цель: развивать умение различать цвета;воспитывать умение действовать по сигналу.

Ход:

Воспитатель раздаёт детям ленточки трёх-четырёх цветов. На полу лежат обручи таких же цветов, что и ленточки. Воспитатель объявляет: "Идите гулять!" - дети расходятся по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет "Найди свой цвет, дети встают вокруг обруча соответствующего цвета.

Не опоздай!

Цель: приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга, учить находить определённый предмет.

Ход:

Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики, погремушки, колечки от пирамидки или др. предметы. Дети становятся у этих предметов. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к своему предмету. При повторении игры можно предложить детям бегать, как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках.

Курочка-хохлатка