Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века. Как правильно носить мужской костюм. Ситуации, где ношение обязательно

02.09.2016

Мужская мода не отстает от женской и меняется буквально каждый день. Проследить модные тенденции проще всего на примере одного из самых старых предметов мужской одежды: классического костюма .

Первые мужские костюмы

Прародителем того классического мужского костюма, который всем нам прекрасно знаком сейчас, можно считать набор одежды, вошедший в обиход мужчин в XVII веке. Он состоял из длинного камзола, зачастую украшенного узорами, строгого приталенного жилета, широкого галстука или пышного шейного платка и коротких штанов, чья длина едва опускалась ниже колен. Обязательным предметом гардероба любого модного мужчины являлся парик.

На смену камзолу в XIX веке пришел фрак. Вскоре его сменил сюртук, а затем и смокинг, ставший основной одеждой для официальных мероприятий.

В начале XX века в индустриальном обществе Америки и Европы в обиход начали входить мужские костюмы для повседневной носки. Именно они послужили основой для дальнейшего развития.

Ближе к современности

20-е годы XX же века ознаменовали перемены. Укороченный пиджак сменился коротким полупальто, ставшим повседневной одеждой. На официальные мероприятия мужчины стали надевать отдельный деловой костюм. Для вечерних развлечений предназначался смокинг. В Америке начала развиваться отдельная мода на слегка укороченные брюки с высокой посадкой под двубортную жилетку.

В 30-х и 40-x годах костюмы стали более свободными и не такими приталенными. Штанины брюк теперь сужались к лодыжке, а жилетки наоборот, перестали быть такими узкими, что, впрочем, не уменьшило количество постоянных жалоб на то, что сидеть в них очень неудобно.

Военное время наложило свой отпечаток на мужские костюмы. В силу вступил минимализм, а покрой серых фланелевых пиджаков стал максимально прямым, чтобы позволило мужчине свободно работать.

50-е годы стали эпохой свинга, который также повлиял на внешний вид мужских костюмов. Во-первых, вновь стали появляться модели, специально предназначавшиеся для походов на танцы. Брюки , чтобы не мешать танцевать, стали гораздо свободнее. Во-вторых, начали появляться мягкие костюмы из вельвета, пиджаки в которых стали заметно длиннее. В обиход стали входить джинсы, из-за чего костюм стал носиться исключительно на работу и официальные мероприятия.

Основоположниками моды 60-х вполне можно считать легендарных Beatles. Молодые мужчины, подражая им, носили приталенные костюмы с укороченными прямыми брюками и пиджаками без воротника. Нередко классическую сорочку стали заменять рубашкой-поло.

Музыка не перестала влиять на моду и в 70-х годах, когда состоялся расцвет диско. Мужские костюмы, нередко получавшиеся у модельеров того времени очень яркими и вычурными, играли на руку обольстителям. Широкие итальянские лацканы и пиджаки с одной пуговицей стали набирать всю большую популярность.


В 80-х на сцену вышел легендарный Армани, кардинально изменивший образ костюма. Он лишил пиджак подкладки и стал применять для пошива более грубые натуральные ткани, например лен, делавший костюм крайне простым и строгим. В то же время состоятельные работники Уолл-Стрит и богатые гангстеры предпочитали сочетать блейзеры с футболками. Это десятилетие ввело моду на объемные подплечники, из-за которых покрой пиджака казался чересчур свободным.

90-е вновь вернули в моду минимализм, процветавший 50 лет назад. Теперь модный костюм был обязательно черным и изящным. Брюки и галстуки становились все уже. Обязательным атрибутом делового мужчины стала ослепительно белая рубашка.

Наши дни

В «нулевых» расцвет черно-белого минимализма прошел, и мужские костюмы начали отделывать самыми разными тканями. Богатые люди всячески подчеркивали свое состояние дорогими блестящими костюмами из лучших тканей, запонками и зажимами для галстуков. Среди знаменитостей, имеющих большое влияние на мир моды, костюм стал еще одним вычурным нарядом для сцены, растерявшим всю мужественную строгость.

Большинство современных мужских костюмов отвечают двум качествам: элегантной изящности, такого уровня которой еще никогда не удавалось достичь, и простоте, подчеркивающей естественную мужественность и красоту. Благодаря современным тянущимся тканям, приталенные пиджаки и узкие брюки стали более доступными и комфортными для среднестатистического мужчины.

Какими будут мужские костюмы в следующем десятилетии, нам остается только догадываться.

История мужского костюма берёт своё начало из очень давних времён. Тем не менее, мужской деловой костюм в современном понимании был изобретением английской моды 19 века. Изначально классический костюм был по карману немногим, и его носили лишь состоятельные люди, да и то по особым случаям: например, на воскресную церковную службу. Постепенно стали возникать различные варианты костюмов. Так появился смокинг, мужской костюм-тройка и многие другие.

В первоначальном его виде классический костюм родился в Англии в XIX веке. Кроме брюк, пиджака и жилета, который сегодня, скорее факультативен, джентльмен ранее обязательно надевал головной убор и перчатки. Мода менялась, цилиндры уступали место котелкам, фетровым шляпам, перчатки для мужчин в скором времени утратили свое историческое значение, и сегодня мы имеем то, что имеем - брюки и пиджак, иногда жилет, а также галстук, сорочку и туфли, завершающие образ стильного джентльмена нашего времени. С началом 1 мировой войны основная масса светских «премудростей» и условностей касательно экстерьера, особо в Европе, отходят на 2 проект. Политическая обстановка во всем мире занимает умы во много раз более, чем ранее, жизненный темп со временем убыстряется, что вносит собственные коррективы и в мужской гардероб. Покрой костюма становится наиболее независимым, пиджаки до бедер бесповоротно вытесняют длинные модели. Кроме того чувствуется воздействие военной формы, к примеру, в моду входят френчи и брюки-галифе. Податливые фетровые шляпы вытесняют неуместные шляпы-цилиндры.

20-е годы - период в популярной ситуации довольно спорный. На пике моды лакированные туфли и часы на цепочке. Хотя в тоже время усиливается спортивное воздействие на моду. В первую очередь, бывают замечены первые костюмы с рисунком - легендарная английская клетка. Костюм отныне соединяют не столько с сорочкой, но и с трикотажем. Непосредственно на стыке 20-30 годов знаменитая Коко Шанель совершает переворот в моде, предлагая носить модели из джерси в виде верхней одежды. Как мы знаем, мужчины не преминули пользоваться идеей, предназначавшейся, в целом, для представительниц слабого пола. Впрочем, не взирая на направленность к упрощению и свободе в одежде, практически до Великой Депрессии мужчины любят костюмы-тройки. Жилет - неотъемлемый спутник изящного и респектабельного мужчины в 20-е годы.

В 30-е годы, не взирая на финансовые потрясения, затормозить прогресс уже не имеет возможности ничто. Очень быстро растут скорости, бывают замечены первые «поточные» автомашины, бурно развивается индустрия развлечений, например, законодателями мод становятся не светские салоны, а голливудские звездные небеса. Киноиндустрия романтизирует образ гангстеров. Черный костюм в контрастную белую полосу с широким острым лацканом на пиджаке и прямыми брюками комбинируют с белой рубашкой и легендарным белым шарфом, шелковым либо кашемировым. Но даже это не ненароком - высокая контрастность костюма практически постоянно дает образу жесткости порой в том числе и агрессивности. Кроме того, надлежит отметить, что костюм в эти годы становится двубортным. Данному также есть несложное обоснование - такой костюм практически постоянно делает мужчину наиболее совершеннолетним и значительным. Галстук еще не говорят неотъемлемым атрибутом делового костюма.

40-е годы - очень грустная и трагическая эра в ситуации человечества, дабы вести беседу о моде и стиле. Европа была превращена в тотальный театр военных поступков, и обслуживание германской военной машины стало основным направлением становления технологий на длительное время. В следствии этого Франция перестает быть и считаться законодательницей мод, на передний проект выходит компания немецкая HugoBoss, поставляющая одежду и обмундирование для германской армии. Одежда становится строже, бывают замечены плащи-френчи, входят в моду составляющие стиля «милитари» - хлястики, погоны, накладные карманы, воротники-стойки и т.п. В общем, важных перемен в мужском образе в это время не случается.

Абсолютно другое дело - конец 40-х - начало 50-х годов. Непосредственно в это десятилетие деловой костюм бесповоротно становится таким, каким мы пристрастились видеть его в настоящий момент. В первую очередь, однобортные модели практически всецело вытесняют двубортные. У пиджаков того периода, в большинстве случаев что касается широкие плечи и немного акцентированная зауженная талия. Лацкан пиджака остается широким и длинным. Это также призвано зримо немного расширить плечевой пояс. Входят в моду брюки с отворотами. Эти модели зрительно очень значимо укорачивают ноги, в следствии этого их комбинируют с туфлями на не очень большом каблуке. Жилет деловому мужчине на ежедневно более не необходим, но несмотря на все вышесказанное неотъемлемым атрибутом становится галстук. Нагрудный платочек из атрибута ежедневного костюма преображается в составляющую, какой потребуется лишь для парадных случаев. Бесповоротно складывается допускаемая для деловой среды цветовая палитра. Как это того понятия делового дресс-кода пока нет, впрочем элитные компании и значительные портные выделяют все оттенки серой и синей гаммы. С тех пор общеизвестно, что для самых сознательных встреч деловому мужчине надлежит подбирать темно-синие и графитовые костюмы. Для меньше официальных событий абсолютно подойдет светлая цветовая гамма - дымчато-серые и голубовато-синие оттенки.

Было бы неправильным считать, что 50-е предлагают особое многообразие рисунков. В большинстве случаев, костюм того времени однотонный, изредка встречаются модели в деликатную неконтрастную полосу. Принципиальная перемена мужского вида связано, в том числе и не с костюмом. Головные уборы необязательны и призваны предположительно уберечь от мороза, чем подчеркнуть статус владельца.

В 60-е и 70-е перемены прикасаются, как правило, молодежной моды, составные части делового костюма меняются, не имеет большого значения. К примеру, в 70-е в угоду текущим популярным направленностям брюки становятся клешеными от колена.

80-е стоят в популярной ситуации коттеджем. В деловой мужской моде бывают замечены костюмы с ярким светом. Не дискотечные пайетки, естественно, и все же. Бывают замечены рубашки в контрастную яркую цветную полоску. Силуэт становится довольно независимым - важны пиджаки прямого кроя и широкие брюки.

С середины 90-х годов деловой мужской костюм все более ощущает воздействие моды дамской. Художники предлагают мужчинам зауженные книзу брюки, порой довольно обтягивающие. Пиджак становится компактным и приталенным, а лацкан - узким и вытянутым. Кроме того бывает не слишком большая «революция» с рисунками тканей. И уже допустимы неритмичная полоса - разной ширины и цвета, рисунок «в косичку», объемные жаккардовые рисунки. Припомню, что мы говорим о деловых костюмах. В одежде для независимого времени практически никаких табу, как говорится, нет. С деловым костюмом, возможно, одеть рубашку с интересным рисунком, к примеру, растительный орнаментом либо восточным мотивом. Потому что главная направленность на крупных подиумах - романтизм, входят в моду нежные пастельные оттенки - сиреневый, пепельно-розовый, мятно-зеленый. Радует, что основная масса мужчин вводят эти цвета в гардероб в минимальном процентном отношении. Не вдаваясь в пространные рассуждения, носят сорочки, но не костюмы. Кроме того, в последнее время набирает мощь направленность к некоему упрощению делового дресс-кода. Так, не считавшийся раньше допустимым для делового мужчины коричневый костюм в настоящий момент абсолютно «легализован».

Деловой костюм показывает, какие перемены происходят в обществе. Впрочем все выше описанное в большей степени объективно для мировой моды. Отечественная ситуация во много раз наиболее скудная. К примеру, практически никакой «эпохи джаза», точно также как и «гангстерской» темы, у нас ни разу не было. Практически до 50-х годов делового костюма у нас не было - потому, как не было истинно деловых людей. А начиная с 50-х костюм ассоциируется у основной массы предположительно с бюрократическим аппаратом, чем с респектабельными мужчинами. Знаменитые «малиновые пиджаки» эпохи необузданного капитализма, к превеликой радости, сдали собственные позиции. Впрочем, увлеченности наших мужчин костюмами в полоску, как и прежде не может не волновать. Кроме того мужчины очень неохотно «разбавляют» цветовую гамму своих гардеробов. Основная масса уверена, что безукоризненная классика - это черный костюм и белоснежная сорочка.

Таким образом, история делового мужского костюма началась очень давно, еще в 20-е годы и развивается по сей день. В современное время деловой мужской костюм ощущает на себе воздействие женской моды.

Все основные компоненты, входящие в мужской костюм, — пиджак, жилет и брюки — появились в эпоху Возрождения, но их объединение в ансамбль состоялось лишь в середине XVII века.

Первые пиджаки с брюками начали носить немецкие бюргеры. Они хотели отличаться по одежде от представителей аристократических слоев, носивших камзолы и плюдерхозены (панталоны). Примечательно, что в то время брюки не имели гульфика и застегивались с двух сторон. Такая застежка и сегодня присутствует в матросской форме.

Вплоть до конца XVIII века брюки приходилось надевать с подтяжками, поэтому они не подгонялись по фигуре и не имели никаких складок. Лишь в конце XVIII века, когда они составили пару с фраком, их стали кроить так, чтобы они точно соответствовали особенностям фигуры. Тогда на брюках появились складки, благодаря которым они прилегали к талии. Следующее усовершенствование — двусторонняя складка — была заложена на брюках лишь в двадцатые годы XIX века. Существует легенда, что складки придумал один предприимчивый английский торговец. Он хотел, чтобы брюки не сминались при перевозке.

На самом деле, как указывает историк костюма Ф.Буше, стрелку на брюках придумал лондонский портной Ларсен. Один из заказчиков, не отличавшийся стройностью ног, попросил мастера замаскировать этот недостаток. Тот заложил складки, которые придали фигуре стройный силуэт. Но новинка пришлась по вкусу не сразу. Лишь после того, как брюки превратились в самостоятельный элемент одежды, ее необходимость была признана всеми.

В России брюки со складками появились гораздо позже. Дело в том, что вплоть до середины XIX века брюки заправляли в сапоги и складка была не нужна. Если же их надевали навыпуск, то и тогда под ними оказывались сапоги. В таком варианте брюки, не имеющие складок, смотрелись лучше. Появились даже специальные легкие сапоги, доходившие до середины голени. Чтобы не пачкать брюки изнутри, верхние части сапог не покрывали краской. С середины XIX века сапоги начинают уступать место ботинкам и штиблетам. Тогда в России распространилась мода на тщательно разглаженные стрелки. Но вплоть до самого конца века наглаженные стрелки воспринимались как вызов общественному мнению. Их не полагалось гладить на форменных брюках и тех, которые носили с вицмундиром.

Пиджак как элемент мужского костюма появляется в мужском гардеробе к середине XIX века. До этого основной мужской одеждой был фрак или сюртук. В николаевской России ношение пиджаков рассматривалось как признак свободомыслия.

Только в годы правления Александра II пиджак становится повседневной одеждой "чиновников и представителей интеллигенции. Правда, пиджачная пара предназначалась для частной жизни. В ней нельзя было делать визиты или являться на службу. Официальной одеждой считался мундир или заменявший его сюртук.

Ношение застегнутых пиджаков обусловило изменение и других составляющих костюма. В частности, от рубашек с накрахмаленным жабо произошел постепенный переход к рубашкам с небольшими отложными воротничками и цветными галстуками. С пиджаком хорошо сочетался жилет. Уже к середине XIX века на место белых пикейных или шелковых жилетов пришли более практичные модели, согласующиеся по цвету с пиджаком. Английский портной Шанкс создал еще один вариант костюма — тройку. В нем все элементы — брюки, лсилет и пиджак — были сшиты из одной материи. Как дань традиции подобный ансамбль можно было носить и с расстегнутым пиджаком.

В 1890 году английские портные предлагают еще одну новинку — манжеты на брюках. Рассказывают, что идею случайно подсказал принц Уэльский, который выходил из дома в сильный дождь и загнул брюки, чтобы не замочить их. Это произошло еще в середине 80-х годов, потребовалось почти пять лет, чтобы новинкой заинтерееовались и перестали воспринимать ее как проявление бестактности.

Как и все новое, брюки с отворотами прижились далеко не сразу. Особенно долго сопротивлялись манжетам французы. Тогда даже появилась поговорка: «Когда в Лондоне идет дождь, англичане подворачивают брюки». Но на самом деле манжета выполняла чисто практическую функцию — утяжеляла низы, отчего брюки лучше сидели.

Пиджачная пара и тройка оказались настолько удобной и функциональной одеждой, что уже к началу девяностых годов XIX века они вытеснили большую часть предметов мужской одежды предшествующих столетий. В частности, из обихода ушли сюртуки, камзолы, казакины и бекеши.

В 1901 году пиджак становится повседневной одеждой английского короля Эдуарда VII. Его величество даже издал специальный приказ, по которому придворные должны были присутствовать на официальных приемах в пиджачных парах или тройках.

Тогда же появляется мода на костюм, в котором пиджак и брюки были разного цвета. Их сочетание обеспечивали выработка и рисунок ткани, окраска.

После 1910 года в моду входят пиджаки с накладными плечами. Мужчина, одетый в такой пиджак, мгновенно приобретал атлетическую выправку. В России введение моды на ношение накладных плеч связывают с актером А.Сумбатовым-Южиным, который отличался чрезмерно покатыми плечами и таким образом придавал своей фигуре спортивную осанку. Примерно в то же время начинают вшивать под подкладку пластрон — нагрудник из жесткой материи, простеганной конским волосом. Пластрон не был новинкой, еще в XVIII веке его использовали при шитье военной формы. Под таким пиджаком можно было легко скрыть впалую грудь.

В последующие десятилетия XX века покрой пиджака меняется незначительно. Время от времени появляются узкие или широкие лацканы, прорезные карманы заменяются на накладные, однобортная застежка сменяется двубортной, появляется или исчезает хлястик.

В конце XX века модельеры различают две разновидности пиджака: слегка приталенную, придающую фигуре стройность, и более строгую, прямого кроя.

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

История мужского костюма стара так же, как мир. Тем не менее, мужской деловой костюм в современном понимании был изобретением английской моды 19 века. Изначально классический костюм был по карману немногим, и его носили лишь состоятельные люди, да и то по особым случаям: например, на воскресную церковную службу. Постепенно стали возникать различные варианты костюмов. Так появился смокинг, мужской костюм-тройка и многие другие.

Сейчас дизайнеры разработали вариации этого предмета гардероба практически на все случаи жизни: существуют спортивные мужские костюмы, свадебные и даже карнавальные мужские костюмы. При этом, несмотря ни на какие прихоти переменчивой моды, его составляющие всегда неизменны: это пиджак, брюки, иногда жилет, дополненные такими распространенными аксессуарами как галстук, бабочка, шейный платок, ремень, запонки. Право диктовать правила для данного вида одежды, как считают многие, надолго закрепила за собой Европа. Ведь именно с легкой руки европейцев костюмы так быстро распространились по всем уголкам земного шара. Немецкие и итальянские мужские костюмы тут по-прежнему остаются высшим эталоном качества, и надо сказать, не без основания.

Тем не менее, во многих странах появились национальные вариации классического мужского костюма. Ярким примером этому может служить Китай. Специально для Мао Цзэдуна, лидера КНР, был разработан дизайн народного костюма «Mao Suit» («костюм Мао»). В нем требования европейской моды сочетались с национальными китайскими особенностями одежды. А вот русский (и советский) мужской костюм мало чем отличался от европейского, разве что более жесткими стандартами и меньшей возможностью комбинировать детали. Только в последнее десятилетие происводство мужских костюмов в нашей стране стало больше отвечать современным запросам стиля и моды.

Костюм, как и любая другая одежда, должен соответствовать множеству требований, предъявляемых не только обществом, но и его носителем, в первую очередь. Сейчас в продаже можно найти различные виды мужских костюмов на любой вкус. Как же правильно подобрать мужской костюм, чтобы он наилучшим образом подчеркивал достоинства своего владельца?

Для современного делового человека практически не существует проблемы, где купить мужской костюм, подходящий по стилю и размеру. В магазинах представлены образцы различных марок мужской одежды, многие ателье также предлагают услуги по пошиву и прокату мужского костюма. Но иногда бывает непросто сориентироваться и выбрать именно то, что нужно. Для начала стоит определиться, для какой цели этот важнейший предмет гардероба будет служить.

Существуют «формальные» мужские костюмы, составляющие основу гардероба современного мужчины. Как правило, это костюм двойка, состоящий из пиджака и брюк одной ткани (чаще всего, шерстяной). Они идеально подходят для деловых встреч, некоторых официальных случаев.

Выделяется также костюм стиля «casual» (то есть, неформальный). Его конструкция проще, а расцветки намного либеральней. Он отлично подходит для мероприятий, запланированных на выходной день, семейных и дружеских вечеринок. Ткани для него более легкие и оригинальные, например мужской костюм из вельвета можно отнести к этой категории. Часто этот стиль предполагает упрощение моделей делового мужского костюма, пиджак и брюки могут быть разного цвета, из разных тканей.

Существует также понятие «fashion item», что означает «костюм на один сезон». Здесь производство мужских костюмов следует веяниям моды, экстравагантным, но, увы, недолговечным. В этой сфере преобладают нетрадиционные модели мужских костюмов, такие ткани как лен, хлопок и шелк. Стандартными цветами для делового мужского костюма являются черный, темно-синий, все оттенки серого. К ним также можно добавить и более «неформальные цвета»: темно-коричневый, темно-зеленый.

Темно-синий цвет — насыщенный, приятный для глаз, к тому же, он прекрасно сочетается с белоснежными и голубоватыми рубашками. Кроме того, он отлично подчеркнет уверенность мужчины в себе. Серый цвет менее официален и больше располагает к себе; для выставки или презентации это идеальный вариант. Также его можно разнообразить рубашками светлых оттенков: лилового, розового, персикового.

Тем не менее, самым строгим и консервативным остается черный: он подойдет для большинства случаев. Классический костюм способен преобразить любого мужчину, именно поэтому он должен быть в гардеробе у каждого, и желательно не в единственном экземпляре - на жаркую и холодную погоду, для строгой и менее формальной обстановки.

Внешний вид костюма очень мало изменяется, однако допускаются некоторые колебания относительно цветовой гаммы и рисунка, а также ткани костюма для того или иного сезона.

В первоначальном его виде классический костюм родился в Англии в XIX веке. Кроме брюк, пиджака и жилета, который сегодня, скорее факультативен, джентльмен ранее обязательно надевал головной убор и перчатки. Мода менялась, цилиндры уступали место котелкам, фетровым шляпам, перчатки для мужчин в скором времени утратили свое историческое значение, и сегодня мы имеем то, что имеем - брюки и пиджак, иногда жилет, а также галстук, сорочку и туфли, завершающие образ стильного джентльмена нашего времени.

Немалое значение имеет не только расцветка, но и факутра ткани. Можно выбрать и купить недорогой мужской костюм. В этом случает нужно, прежде всего, убедиться, что ткань соответствует стандартам качества и комфорта. Кроме того, нельзя забывать, что любой рисунок на ткани может не только подчеркнуть достоинства, но и выявить недостатки фигуры. В любом случае, полоска или клетка неоднотонного костюма должна быть тонкой, элегантной и не сильно выделяться по цвету.