Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях. Наследие Марии Монтессори

Споров по поводу того, когда же начинать учить ребенка читать, примерно столько же, сколько способов это сделать. Не претендуя на объективность в оценках методов обучения, хочу высказать свое отношение как "пользователя" (использовала для своих детей) к самым популярным из них.

Схематично процесс овладения чтением можно обрисовать так: в один прекрасный день ваш ребенок начнет выделять, ассоциировать нечто написанное (букву, целое слово, слог, склад) в понятный ему образ, который потом и становится прочитанным словом.

И вот уже слышу возмущенные голоса методистов! Да, мои рассуждения методически и терминологически несовершенны, согласна. Но, во-первых, на самом деле процесс обучения чтению не так прост, как кажется. Во-вторых, покажите мне хоть одну популярную книжку по данной проблеме, доступную пониманию любой мамы, - где она? У меня имеется не менее десятка, одна противоречивее другой...

В итоге и получается: родители либо изобретают велосипед, что не всегда продуктивно, но весело, либо пристраивают чадо в какую-нибудь группу "по обучению чтению". Итак, попробую классифицировать известные методы обучения, использующиеся в таких группах.

Метод сложения букв

Этот метод стоит здесь особняком - по нему-то как раз уже давно никто не учит читать, кроме самих родителей! Выучив с ребенком по настенному алфавиту буквы, мама или папа предлагают ему складывать слова путем прибавления буквы к букве. Но ведь буква в алфавите и обозначаемый ею звук читаются по-разному, тем более в разных словах! Вот, например, М - это эМ или Мэ или короткий М ? Поэтому с самого начала малыш сталкивается с непреодолимыми трудностями: даже слово мама он читает как мэ-а-мэ-а или как эМ-А-эМ-А ! Что уж говорить о более трудных словах...

Получается, что нужно выкинуть разрезные азбуки, кубики с буквами, алфавиты-плакаты? Нет, необходимость в революционных мерах отсутствует. Наметив дальнейшие действия по обучению чтению, с ними и согласуйте свое отношение к плакатам-алфавитам. Но только не учите складывать букву с буквой!

Звуко-буквенный способ чтения и письма (или звуковой аналитико-синтетический метод)

Именно он принят в традиционных общеобразовательных школах, так как наиболее соответствует фонемному (звуковому) строю русского языка и максимально развивает речевые возможности ребенка. В группах по подготовке к школе в большинстве случаев используется именно он, возможно, дополняясь чем-то еще.

Предварительный этап составляют всевозможные речевые игры на звукоподражание, поиск звуковой характеристики буквы и т.д. Помните, что буква - это графическое изображение звука, который может быть гласным, мягким и твердым согласным, звонким и глухим согласным, сонорным и т.д. Когда ребенок с этим разберется в общих чертах, переходите к чтению по слогам.

В базовой школьной методике слог - это слияние согласного и следующего за ним гласного звука: в русском языке нельзя понять смысл слова, пока не ясно, какой гласный стоит после согласного (мал или мял , нос или нёс ). Для слогового чтения на звуко-буквенной основе часто используются специальные таблицы слогов:

нА-нЯ, бА-бЯ
ЗА-мок / ЗА-бор / ЗА-кат

При работе с ними (а также в речевых играх) обращайте внимание ребенка вот на что: в случае нЁс и нОс различаются не только гласные звуки (это видно графически), а прежде всего согласные [н] и [н"].

Минусы: непродвинутым по части лингвистики родителям полностью освоить этот метод тяжеловато. Но если справитесь - делать в двух первых классах начальной школы вашему ребенку будет нечего.

Слоговое чтение

Множество популярных книжек по обучению дошкольников чтению основано на этом методе: сначала нужно научить ребенка читать открытый слог - слияние согласного и гласного звуков (например, ра, ку, ны ). Затем постепенно переходить к "слогам с прибавлением". Прибавляем либо согласную, тогда получается закрытый слог (но-с, ро-т); либо стечение согласных (шко-ла, сли-ва), либо еще один слог (ры-ба).

Минусы: не все слова в нашем языке состоят из открытых, легкочитаемых слогов (но-га, мо-ло-ко, кино), поэтому у ребенка могут быть трудности с чтением и написанием более сложных слов, если он не будет владеть звуковым анализом.

Азбука Льва Толстого

В 1994 году Проблемная лаборатория "Школа Л.Н. Толстого" (г. Тула) выпустила "Азбуку Льва Толстого" в современной русской орфографии.

По Толстому, сначала необходимо научить ребенка отличать буквы друг от друга (называйте букву коротко - М , а не Мэ ), второй этап - слоговое чтение. Более ста лет назад великий писатель расположил слоги в таблицу: БА-ВА-ГА-ДА-ЗА-КА-ЛА-МА-НА и т.д. на горизонтальной оси, а также БА-БО-БУ-БИ-БЫ и т.д. - на вертикальной. Это и легло в основу "слухового метода", заключавшегося в складывании и раскладывании слогов.

Далее "Азбука" составлена таким образом, что позволяет перейти к интенсивному чтению и параллельно научиться читать слова разного буквенно-звукового состава. Тут вы найдете и столбики слов разной степени трудности, и короткие предложения, и небольшие рассказы.

Минусы: "темп" и литературное содержание "Азбуки", на мой непрофессиональный взгляд, не подходит малышам младше 3-4 лет. Но содержательность каждого текста, даже самых первых предложений из 2-3 слов, просто непревзойденная!

Кубики Зайцева

Двадцать пять лет назад питерский ученый Николай Александрович Зайцев начал учить читать детей по складам, написанным на картонных кубиках.

Кубики делятся на "деревянно-золотые", "железно-золотые" и т.д. в зависимости от изображенных сочетаний букв и наполнения кубиков. В "звонкие" кубики нужно положить монетки, в "глухие" - деревянные калабашечки. В инструкции по сборке кубиков все подробнейшим образом описано, при этом в комплект входят только выкройки кубиков, безо всякого наполнения - так что без личного участия родителей не обойтись.

Склад - это единица письма и чтения, всего в русском языке их 236. Складом может быть либо одна гласная (е-да -два склада, Е+ДА), либо одна согласная (со-н - два склада (СО+Н), либо сочетание одной гласной и одной согласной буквы: ру-ка (РУ+КА - два склада). Склад не равен слогу: например слово "слон" состоит из одного слога, но из трех складов - С, ЛО, Н.

Знакомство с буквами, пусть вас это не удивляет, происходит только после того, как ребенок научился читать по кубикам. Действительно, знать названия букв (и звуков, которые они обозначают) малышу не нужно. Алфавит пригодится только в школе либо при работе со словарем.

Принцип занятий: в течение дня много раз нужно обращать внимание ребенка в игровой форме на кубики и составленные определенным образом плакаты со складами. Помимо многого другого эта методика хороша тем, что "работает" на будущую грамотность ученика: ребенок с малых лет просто наизусть запоминает некоторые правила русского языка (ЖИ-ШИ, например, пишется только с буквой И).

Минусы:

  • комплект кубиков Зайцева (плюс видеокассета) стоит недешево;
  • возможны проблемы с поиском наполнителей кубиков;
  • методика требует много сил и времени родителей, при этом наибольшая эффективность занятий достигается при - работе с группой детей.

Метод целых слов (глобальное чтение)

На сегодняшний день самым известным популяризатором этой методики является Глен Доман, автор мирового родительского бестселлера "Дошкольное обучение ребенка: как дать ребенку энциклопедические знания; как обучить ребенка математике; как научить ребенка читать". (По мнению русских лингвистов, высказанному еще в 30-х годах XX века, для изучения русского языка, в отличие от английского, этот метод не совсем подходит: встретив новое слово, его нельзя прочесть - его надо запомнить.)

Буквально с рождения несколько раз в день вы показываете ребенку слова, написанные на картонных карточках крупными (высота 7 см) красными буквами. Работа с карточками происходит в определенном порядке: отдельные слова (существительные, обозначающие части тела и лица, потом прилагательные - основные цвета, и т.д.), затем словосочетания, потом простые предложения, распространенные предложения и, наконец, книги. Предполагается, что ребенок запоминает целиком слово и в определенный момент количество переходит в качество - он может читать не только знакомые по карточкам слова, но все остальные. Названия букв, алфавит и прочие "конкретности" языка ребенок узнает уже после того, как научился читать.

Минусы: учителя начальной школы предупреждают о неизбежных проблемах с грамотностью (особенно при звуковом анализе слов и фонетическом разборе). Это связано с тем, что метод не предполагает развития у ребенка фонематического слуха.

Методика требует колоссальных затрат времени, энергии, фантазии - просто непонятно, откуда их взять! Французская писательница Сессиль Лупан в книге "Поверь в свое дитя" предлагает "модификацию" идей сверхраннего обучения детей: прослушав курс лекций в Институте развития человеческого потенциала (США, Филадельфия), поверив в методы Глена Домана, она тем не менее посчитала невозможным строго следовать его принципам обучения. "Я забыла, как выглядят мой муж и старшая дочка, - кроме карточек, географических карт и специальных кубиков, увеличивающихся с каждым днем в геометрической прогрессии, я не видела ничего".

Наследие Марии Монтессори

Коротко рассказать о методе научной педагогики великой итальянки невозможно, прежде всего потому, что обучение чтению и письму вплетено во многие способы работы с дидактическим материалом.

Если вашего ребенка зазывают в "группы с основами Монтессори-педагогики", будьте внимательны: даже в Москве по пальцам можно пересчитать детские сады, имеющие необходимые дидактические материалы, организующие жизнь "по Монтессори", - также как и сертифицированных педагогов. Отличительной особенностью обучения чтению являются ежедневные речевые игры и упражнения, работа по расширению словарного запаса и т.д. Ребята сначала учатся "писать", ощупывая "письменные" (не печатные!) шершавые буквы и работая с подвижным алфавитом букв, написанных от руки, а только потом - читать. Либо этот процесс идет одновременно.

Самый лучший метод

Ну, что, испугались? А вы думали - да что там, так легко научить ребенка читать... Ну что ж, можно ждать детского сада и даже школы, где все будет методически верно. С другой стороны, пропадает столько бесценного времени именно в первые пять лет... Но в поисках самого лучшего метода (скорее всего, благодаря смешению различных методик вы сами создадите новый, вполне симпатичный метод-гибрид), во-первых, не забывайте о здоровье малыша. Во-вторых, даже на начальном этапе обучения чтению "зрите в корень": чтение невозможно само по себе, оно неразрывно связано с дальнейшим освоением родного языка.

За книжную обложку шагни, как за порог

Однажды я была на встрече "родительской общественности" с Леной Алексеевной, женой и соавтором большинства книг Бориса Павловича Никитина. Никитины - это семеро взрослых детей, множество внуков и внучек, дом в Балашихе, это "раннее развитие", "развивающие игры", это закаливание и гимнастика с рождения, это множество споров, забот, открытий...

Пожилая, немного уставшая женщина отвечала на вопросы молодых мам. Практически каждый ответ Лены Алексеевны мог бы стать отдельной главой (книги, статьи ли, не важно) - так тонко подметить и облечь в нужную словесную форму нюансы обсуждаемой проблемы может только по-настоящему мудрый человек.

Вот что было сказано про раннее чтение, вернее, про ту страсть к чтению, которая может возникнуть, если малыш рано научился читать.

  • У много читающих детей быстро развиваются близорукость и гиподинамия. А ведь именно в раннем возрасте малыш должен много двигаться, а не сидеть часами за книжкой.
  • Книга "застит свет": любое литературное произведение - это опыт другого человека, изложенный в художественной форме. Собственная интуиция, чуткость, понимание чужих проблем у "книжных" мальчиков и девочек развиваются не всегда. Лена Алексеевна цитировала академика Вернадского. В зрелом возрасте великий ученый весьма сожалел, что в детстве из-за пристрастия к книгам потерял возможность наблюдать. Живое наблюдение жизни - вот что важно для ребенка: наблюдать, ошибаться, делать выводы, узнавать, разочаровываться, восхищаться, наконец!
  • Любая книга - это готовое знание. За книгой хорошо прятаться от настоящих жизненных проблем - они вне поля зрения и действия героев романов и новелл, независимо от литературного стиля и времени написания. Не думайте, что только Интернет и компьютерные игры уводят подростков за собой далеко и надолго, не докричишься...

Возможно, я не со всем вышеизложенным полностью согласна, но тенденции отмечены верно. (Извините, Лена Алексеевна, что беру на себя смелость комментировать ваши позиции.)

Процесс обучения чтению не заканчивается, когда ребенок может самостоятельно прочитать несколько страниц. Впереди вас, родителей, ждет долговременная кропотливая работа: важно научить любить и ценить книгу. Только в этом случае малыш станет Читателем.

Николаева Ольга
Статья из журнала "Наш Малыш", октябрь 2001 г.

Благодаря активному участию подписчиков в недавнем опросе, я узнала, что беспокоит большинство родителей. И с сегодняшнего дня на блоге появляется новая рубрика «Вопрос – ответ», где будут размещаться ответы на ваши конкретные вопросы. Я думаю, что проблемы у многих родителей одинаковы и эта рубрика поможет вам найти ответы на свои вопросы.

Вы всегда можете написать свой вопрос и получить на него ответ лично или на страницах блога.

Начинаю с вопроса, который беспокоит многих родителей. Такие вопросы попадаются часто, поэтому я решила начать именно с него.

Внучка, 5 лет, буквы выучила давно, а вот читать никак не может, только называет буквы и все... на этом мы остановились и ни с места.

Прежде, чем ответить, я хотела бы уточнить, как вы учили с ребенком буквы? Если учить именно буквы, то другого результата ждать не приходится.

Одно из первых и , которые надо запомнить, прежде, чем вы будете учить ребенка читать, - НАЗЫВАЕМ ЗВУК! Мы можем говорить буква, но называем только звук! И здесь очень многие, так называемые, развивающие песенки, программы и азбуки, которые учат названию букв, сильно вредят ребенку.

Не нужно учить ребенка, что это буква «эМ» или «Мэ». Называем букву «М»! Только звук, который она обозначает! И сразу склеиваем букву с гласными и читаем слоги или склады, называйте как угодно, суть от этого не меняется. Подробнее, можно посмотреть в видео ролике.

Но что же делать, если ребенок уже выучил буквы неправильно и читать склады не может, а только называет буквы? Учить читать по-другому.

Все очень просто. Вы говорите ребенку, что с сегодняшнего дня вы читаете по-другому, по-взрослому. И запрещаете ребенку называть буквы. Теперь это табу. Это секретная информация, которую разглашать нельзя. Вспомните игру «Да и нет не говорить». Так и здесь, букву не называть, а сразу ее читать в слоге или лучше петь.

А если ребенок забыл букву? Что тогда? Забыл – не страшно. А Вы зачем рядом сидите? Просто помогите ребенку прочитать слог целиком, не называя букву.

Это мы разобрали, КАК читать. А теперь стоит уточнить, ЧТО читать. Часто родители в стремлении научить читать, как можно раньше, забывают, что ребенок еще очень маленький. И ребенку, даже дошкольнику, даже шестилетке надо играть, а не учиться. А играть можно не только с игрушками. Играть можно и нужно и с буквами, и со словами, и с текстами.


Хотите ? Не стоит сразу брать предложения и книги с текстами. Научите ребенка читать короткие слова, склеивать слова из букв, ремонтировать слова, составлять предложения из слов. Игр много, выбирайте и придумывайте сами. Чем больше играет ребенок, тем лучше и легче он .

Да, и еще один нюанс, на который стоит обратить внимание – это понимание слова. Как только начали читать слова, проверяйте, как понимает ребенок, что прочитал. Не всегда нужно спрашивать, что получилось. Если у ребенка хорошая память, он может просто повторить слово по памяти, не понимая его смысла. Лучше спросите что-нибудь уточняющее об этом слове. Например, прочитал ребенок слово СОК, а вы спросите, какой он бывает, из чего делают, что с ним делают, не называя этого слова. И по ответам ребенка поймете, понял ли он, что прочитал.

Чтобы , не надо усиленно заниматься, надо почаще играть в специальные игры. И помните, что чтение – очень трудный процесс для ребенка. Время самостоятельного чтения дошкольника должно быть ограничено, не больше 5-10 минут.

На остальные вопросы ответы будут чуть позже. Если у вас появились еще вопросы, пишите прямо в комментариях.

Современная жизнь диктует свои требования к развитию детей. Многие знания и умения им приходится приобретать в более раннем возрасте, чем это было еще несколько лет назад. Ребенок не умеющий читать в первом классе сегодня выглядит как белая ворона. Поэтому вполне понятно желание современных родителей как можно раньше научить своего малыша буквам, чтобы впоследствии научить читать .

Как с ребенком выучить буквы? Как сделать этот процесс интересным? Какие маленькие хитрости можно использовать в процессе изучения? Давайте узнаем, что советуют специалисты.

С какого возраста можно изучать буквы?

Перед тем, как начать знакомство с алфавитом, многие задаются вопросом – а не рано ли? В каком возрасте ребенок лучше запомнит изучаемые буквы?

Однозначного ответа здесь нет. Для каждого ребенка все индивидуально. Если вы регулярно занимаетесь с малышом, читаете ему книжки, рассматриваете картинки в книжках для самых маленьких, если ребенок с самого раннего возраста видит, что буквы – это интересно, что их можно читать, видит вас за чтением книг, то и желание узнать буквы у него может появиться довольно рано.

Если родители не любители чтения, то и желание познакомиться с буквами у ребенка может появиться позднее. Обычно знакомство с буквами происходит в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период и следует начинать занятия.

Изучаем буквы, играя

Как превратить изучение букв в интересное занятие, которое будет увлекать, и не будет утомлять ребенка?
Самое главное – это постараться изучение букв проводить в игровой форме. Маленькому ребенку трудно усидчиво заниматься, осваивая новые знания. Поэтому занятия должны быть непродолжительными, но регулярными.

Для начала вам следует обзавестись карточками с буквами, развивающими книжками, обучающими малышей азбуке, цветными кубиками с изображением букв, пластмассовой азбукой или просто распечатать буквы на отдельных листах бумаги на принтере.

Изучать буквы можно в произвольном порядке. Не обязательно проходить алфавит в строгой последовательности, начиная с буквы «А». Обратите внимание, какие буквы ребенку запомнились легче, какие из них ему приглянулись и понравились своей формой, звучанием, вот с них и начните обучение, проходя остальные буквы немного позже.

Многим детям, особенно, если в семье есть старший ребенок-школьник, хочется поскорее стать старше и тоже пойти в школу. В этом случае можно устроить школу прямо дома! Возьмите небольшую магнитную доску, поставьте столик, стул и поиграйте в школу, изучая буквы. Главное занятия не делать слишком продолжительными. 10-15 минут будет вполне достаточно.

Постарайтесь с каждой буквой связать у ребенка какую-то ассоциацию, которая поможет ему лучше ее запомнить. Хорошо в этом случае использовать развивающие книжки, где на каждой страничке вместе с изучаемой буквой есть изображение предмета или животного, начинающегося с этой буквы. Буква «Д» похожа на домик, увидев такую картинку, ребенок довольно скоро запомнит эту букву. Легко запоминаются «папина» буква «П» и «мамина» буква «М».

В процессе изучения читайте короткие стишки посвященные буквам, находите нужную букву на кубиках или карточках, рисуйте буквы с ребенком на бумаге, песке, отпотевшем окне, выкладывайте из камушков и любых других предметов.

«М» или «Эм»?

Часто возникает вопрос – как правильно изучать буквы – по звукам, которые они означают или по их названиям? Как правильно произносить изучаемые буквы: «р» или «эр», «м» или «эм», «к» или «ка»? С одной стороны, каждая буква имеет свое определенное название; «бэ», «вэ», «гэ», «дэ», но, с другой стороны, мы же говорим «дом», а не «дэ-о-эм».

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях

«Научиться можно только тому, что любишь»

Исходя из этого утверждения, сразу становится понятно, что прежде, чем чему-то учить, нужно разобраться в особенностях предлагаемого занимательного материала. Важно понимать, что от того, насколько увлекательны будут ваши занятия с малышом, напрямую будет зависеть его любознательность, стремление к получению знаний.

Как правильно организовать домашние занятия.

Есть несколько правил, которым нужно следовать при организации домашних занятий:

Постарайтесь первое время не произносить слов «давай учиться», «открывай книгу». (Многие дети изначально негативно относятся к самому процессу обучения, и это, чаще всего, связано с особенностями занятий в детских садах. Часто детей перегружают, не учитывая их возрастные особенности, происходит переутомление, и, как следствие, отторжение знаний).

Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут (в некоторых случаях возможны даже перерывы).

Сюжетно-ролевая игра – основной у дошкольников. Помните об этом. Придумывайте совместно с ребенком различные ситуации: пусть он на время станет волшебником, доброй феей, учителем, в конце концов, доктором. Через вхождение в различные социальные роли малыш усвоит не писаные правила.

Нужно ли заучивать сразу весь ?

Если вы решили начать учить ребенка читать, то, несомненно, нужно начать с заучивания некоторых букв. В школе начинают с гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Возникает вопрос почему? Дело в том, что гласный звук – является слогообразующим, другими словами, поставив рядом две гласные буквы, получим маленькое слово. Например «АУ», «УА», а также слово, есть даже слово, состоящее из одной буквы - «Я». Далее, постепенно можете учить другие буквы. Например, выучив буквы «П», «М», «Б», «Д» - сможете составить слова «ПАПА», «МАМА», «ДЕДА», «БАБА».

Многие родители заучивают с детьми название букв «вэ», «гэ», «эм/мэ», «фэ/эф» и допускают тем самым большую ошибку. В голове ребенка происходит путаница, и, видя набор букв «МАМА», он его может прочитать «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».

Мой совет: учите не названия, а звуки, которые буква обозначает. Звуки очень кратки: не «тэ», а просто «т» без последующего «э», не «ка», а «к», без последующего «а». В этом случае ребенок будет воспроизводить при чтении не название буквы, а звук, который она обозначает. Сложности в обучении чтению сведутся к минимуму.

Как запомнить буквы

Какой же большой алфавит! И важно понимать, что знакомство с ним – дело ни одного дня и даже ни одного месяца. Наберитесь терпения. Пришло время для игр. Отправьтесь с малышом в сказочную страну, в которой живет 33 веселых человечка. Они все очень дружные, любят играть вместе, придумывать новые слова. Познакомив ребенка с новой буквой, полезно будет сделать следующие шаги:

Выяснить, на что похожа буква? Например, буква А похожа на

Эйфелеву башню (сразу подготовьте картинки или презентацию на компьютере с данным сооружением), на треугольник, на кончик карандаша.

Спрашивайте у ребенка, фантазируйте вместе – это забавно и интересно.

Из каких элементов состоит буква? Буква А состоит из 3 палочек, две наклонены друг к другу и держат третью.

Выложите букву из подручных предметов: счетных палочек, камушков, травинок (если вы на природе), ракушек, цветных карандашей.

Изобразите букву. Подскажу вам одну замечательную технологию «Рисование песком». В домашних условиях песок можете заменить манной крупой. Чтобы изготовить творческую тетрадь вам понадобится: а) один лист цветного картона контрастного, по сравнению с манкой, цвета; б) клей; в) ножницы; г) коробка из-под конфет; д) манная крупа.

Технология изготовления:

Возьмите крышку коробки из-под конфет, желательно прямоугольной форы, на дно наклейте цветной картон и засыпьте дно крупой (манная крупа – самый подходящий вариант, так как ребенку будет к ней приятно прикасаться). Малыш пальчиками будет изображать элементы букв, с легкостью их корректируя. Далее возможно перейти к тетради, а еще лучше, к альбомному листу. Рисуйте большие и маленькие буквы, пока не начнет получаться идеально.

Понюхайте букву. Интересно? Вспомните продукт, который начинается на букву А. Арбуз, ананас. Задействуйте всевозможные рецепторы, чтобы информация отложилась надолго.

Прятки с буквами. О, это очень веселая игра! У нее есть два варианта. И один и другой полезен для заучивания буквы.

Вариант 1. Находим букву в тексте. Подготовьте детское стихотворение и попросите отыскать выученную букву. Не забывайте о том, что шрифт должен быть достаточно крупным. Договоритесь о том, что если ребенок будет правильно обнаруживать сказочного человечка, то вы будите ему хлопать. Ну, а если нет, то поможете. Не без этого, конечно.

Вариант 2. Узнавать букву на слух. Три разных задания: буква в начале слова (Аист), в конце (дорогА), в середине (мАрт).

Во время обучения чтению знакомьте ребенка с яркими интересными . Можно ввести традицию «Сказка на ночь». Это поможет ребенку понять, насколько удивителен и интересен мир книг и как хорошо уметь читать самому!

Как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями.

Учим цифры

Полностью ознакомившись со страной букв, можно предложить ребенку дальнейшее путешествие в страну математики. Если в предыдущей стране всего 33 жителя, то в этой - жителей всего 10. Люди специально придумали особые знаки (цифры), их знает каждый. Цифрами мы обозначаем количество предметов на письме. Пригласите ребенка к ним в гости! Методика обучения может быть схожей с буквами. Подсчетами можно заниматься где угодно!

Чтобы познать математику, нужно сформировать представление о понятиях «больше», «меньше», «равно». Здесь на первоначальных этапах полезна работа с картинками.

Задайте ребенку образец рассуждения: Кубиков 6, мотоциклов 5, значит кубиков больше, чем мотоциклов (или мотоциклов меньше, чем кубиков). Уток 3, груши тоже 3. Значит количество груш и уток одинаковое (или груш столько же, сколько и уток). Есть много пособий с иллюстрациями и заданиями на тему сравнения больше-меньше, например в задании ниже нужно поставить знаки > (больше) или < (меньше):

Учим знаки "больше", "меньше", "равно"

Как же выучить знаки больше и меньше? Как научиться правильно их ставить?
Внимательно посмотрите на знак <. Обычно, он напоминает детям птичий клювик. Так вот, то число, которое больше, ему клювик и дорисовываем. Оно будет клевать то число, которое меньше. Например: 6 больше чем 5. Рисуем числу 6 клювик (6 >).

Но как же ребенок узнает, какое число больше, а какое меньше?
Здесь нам понадобится числовая лента. Напишите на ней числа от 0 до 10 (можете воспользоваться линейкой). Чем дальше число находится от нуля, тем оно больше. И тут же проверьте это на примере. Положите перед ребенком 2 кубика и 5 кубиков. Пусть посчитает, где больше, а дальше соотнесет полученные данные с числовой лентой и убедится. Число 2 находится ближе к нулю, а число 5 дальше, значит 5 больше чем 2 (пусть первое время говорит 5 клюет 2). Практикуйтесь в написании полученных данных.

Если вы решили поужинать семьей (допустим, у Вас в семье 4 человека), то поставьте на стол 3 тарелки, вместо 4. Когда все соберутся за столом, конечно же, кому-то не хватит (в педагогике это называется «проблемная ситуация). Ребенок тут же отметит, что тарелок меньше чем людей. Здесь полезно спросить: «Сколько тарелок нужно поставить, чтобы хватило всем?», и ввести понятие «на…больше и на…меньше». В данной ситуации тарелок на 1 меньше, чем людей (поэтому одному человеку не хватило), а людей за столом на 1-го больше чем тарелок. Усвоение данной зависимости между предметами необходимо для решения задач в начальной школе.

Как развить креативность, внимательность, самоорганизацию

Развитие креативности

Креативность – это способность к творчеству. Изначально, конечно, никто не говорит о способностях. В детские годы родителям и педагогам стоит уделить внимание обнаружению задатков и их развитию. Задатки есть у каждого, будьте уверены. Только чтобы они переросли в способности, необходимо воспитывать ребенка в творческой среде.

Заняться творчеством можно и в домашних условиях! Можно сочинять с ребенком сказки, стихи, исполнять песни собственного содержания, тренировать актерские способности. Все вышеперечисленное способствует формированию внимательности и положительно сказывается на самоорганизации ребенка.

Работа со стихами

Прежде чем начинать знакомство со стихами нужно познакомить ребенка с рифмой. Рифма – это похожее окончание слов. Дети любят подобные игры. Вы задаете слово, а ребенок подбирает рифму.

Окно – дупло; смешно – легко; машина – корзина.

В сети Интернет есть стихи из рубрики «Доскажи словечко», которые также формируют у ребенка чувство рифмы и ритма.

Он зеленый и зубастый.
Очень-очень он опасный.
Проживает в реке Нил.
Это гена -…… (крокодил).

Она рыжая плутовка,
У нее свои уловки!
В лесу живет наша девица,
Всем известная ….. (лисица).

Развитие воображения в процессе рисования

Есть замечательное упражнение - «Загадочная линия». Ваша задача придумать несколько линий, объектов, которые ребенку предстоит дорисовать. Начинать следует с самого простого. Например, изобразите три овала разной формы (это будут глаза и нос), ниже нарисуйте кривую линию, символизирующую улыбку. Также можно попробовать нарисовать завиток (будущий домик для улитки). Но это наши с Вами предположения. Возможно, Ваш малыш нарисует что-то другое. У него ведь свое . Изначально дети каждую линию соотносят с отдельным объектом. И наша с Вами рожица может превратиться в три отдельных маленьких рисунка. Но можете, в зависимости от уровня подготовки ребенка, поставить перед ним цель: объединить все линии в одном объекте, существе.

Хорошее средство для развития воображения, которое можно использовать на более ранних порах, - это психологическая методика «Несуществующее животное». Психологи используют ее в своих целях, для оценки особенностей личности. Но перед нами стоит другая задача. Мы над креативностью работаем. Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которое не существует в нашем мире. Ты его знаешь лучше. Познакомь меня с ним, пожалуйста». Подумайте, вместе с ребенком, где может проживать это животное, чем питается, кого боится, с кем дружит, какое его любимое блюдо. Это сложная задачка для малыша. Если он будет совмещать элементы от разных животных (ноги цапли, голова крокодила, туловище рыбы) – это правильно выполненное задание. Похвалите малыша. Он справился с заданием.

Во время занятий создавайте для ребенка доброжелательную атмосферу, следите за его настроением, делайте перерывы, хвалите даже за небольшие успехи!

В общем и целом с аббревиатурами ситуация проста до безобразия. Чтобы правильно произнести нагромождение букв, необходимо сделать всего два действия: во-первых, выяснить, что за этим нагромождением скрывается и на каком языке; во-вторых, найти алфавит нужного языка и понять, какая буква как читается. Последнее сделать очень просто - искомых таблиц огромное множество в интернете, да и любой уважающий себя учебник иностранного языка начинается именно с алфавита этого языка.

Так вот, выполняем эти действия с аббревиатурой BMW - пожалуй, самой знаменитой из "иномарочных". Означает она Bayerische Motoren Werke - "Баварские моторные заводы", если по-русски. Следовательно, нам нужен немецкий алфавит, буквы в котором в большинстве своем, как оказалось, произносятся вполне себе комфортно для русскоговорящего. B - это наша "Бэ", М - "Эм", ну а W - никакое не "дабл-ю", как в английском, а всего-навсего "Вэ" (точнее, скорее даже "ве", если хотите звучать совсем по-немецки). Настолько просто, что многие поначалу даже не поверили.

Впрочем, откуда растут ноги у вульгарно-премиального "биэмдабл-ю", понять нетрудно: любые иностранные слова в сознании русскоговорящих неизменно ассоциируются с английским языком - соответственно, и аббревиатуры частенько пытаются читать по английским правилам.

Ладно, с BMW вопрос решен. Теперь задачка поинтереснее. У Mercedes-Benz есть знаменитое подразделение AMG, которое отвечает за создание особо яростных моделей Mercedes. А совместным творением Mercedes и AMG является шикарное спорткупе AMG GT. И вот как же корректнее произносить? С AMG все понятно: аббревиатура сложена из первых букв фимилий "отцов-основателей" компании, инженеров Ханса Ауфрехта и Эрхарда Мельхера, а буква G - от названия деревушки Гроссаспах, где компания зародилась. Так что AMG - это "А-Эм-Гэ", в соответствии с правилами произношения букв немецкого алфавита. В этой аббревиатуре ошибаются пока что гораздо чаще, чем в BMW - видимо, не прижилось еще.

Но в случае с AMG интересно другое: как эти три буквы уживаются с еще двумя? "А-Эм-Гэ-Гэ-Тэ"? Или, может, "А-Эм-Гэ-Джи-Ти"? Для начала мы обратились за комментарием в российское представительство Mercedes-Benz и узнали следующее.

Все зависит от многих переменных:

В каком языковом контексте вы находитесь

Национальная принадлежность марки

Владение языком диктора/ведущего и т.д.

Поэтому произносят и так, и так. В последнее время - больше на английском. Если это говорит немец, то возможны два варианта, если носитель английского - только один.

Я обычно говорю в немецкой транслитерации, поскольку это немецкая по сути марка.

Андрей Родионов, начальник отдела корпоративной коммуникации АО "Мерседес-Бенц РУС"

Стало быть, возможны варианты? Специалисты (в том числе и носители немецкого языка), которые помогали нам разобраться , в этом вопросе оказались более однозначны: "А-Эм-Гэ Гэ-Тэ" (ну и "Бэ-Эм-Вэ", разумеется). Тут, мол, даже и комментировать нечего - если это немецкие аббревиатуры, открываем букварь да читаем.

Однако если уж совсем углубляться в предмет, то вариант с "Джи-Ти" можно считать правильным. Ведь это каноничное маркетинговое GT произошло от итальянского словосочетания Gran Turismo и по правилам итальянского языка читается как "Джи-Ти". В пользу этого варианта говорит и такое явление, как благозвучие. Попробуйте в разговоре бойко произнести "аэмгэгэтэ" - благодаря "приступу" на "гэ", произносится довольно легко, но звучит забавно - словно вы заикнулись. А вот если "съехать" в конце с "гэ" на "джи", то становится хотя бы понятно, сколько букв вы произнесли и о чем вообще говорите. К тому же не стоит забывать, что в случае с этим спорткаром аббревиатура относится скорее к названию марки, подчеркивая совместную работу над машиной. Название автомобиля пишется как Mercedes-AMG GT, что позволяет "разлучить" две аббревиатуры.

Немцы же в подавляющем большинстве случаев говорят "гэ-тэ", и имеют на это полное право: буквы латиницы они читают по канонам произношения своего языка. В языковых парах, алфавит которых основан на одной письменности, немного своя тусовка - британцы, например, уверенно произносят "Би-Эм-Дабл ю" и "Эй-Эм-Джи". Кстати, из-за этого с благозвучием у англоговорящих выходит своя, еще более забавная история: они произносят название как "Эй-Эм-Джи-Джи-Ти", что звучит еще сложнее, чем немецкий вариант.

Кстати, хотите послушать, как немцы произносят AMG GT? Известный блогер Алан Енилеев как раз оказался в компании немцев на мероприятии Mercedes-Benz, и один из его собеседников любезно согласился произнести название модели AMG GT S. Послушайте:

Эта ситуация немного напоминает : французы тоже произносят на свой лад эти названия не так, как все остальные. Однако наш случай полегче: оба варианта произношения AMG GT у нас прижились равноправно (по крайней мере, пока). Главное, что AMG - это точно "А-Эм-Гэ". GT очень даже допустимо произносить так, как произносят немцы. Но кусочек Италии в немецком названии воспринимается вполне к месту.

BMW
ПРАВИЛЬНО : "Бэ-Эм-Вэ"
НЕПРАВИЛЬНО : "Би-Эм-Дабл-ю"

Mercedes-AMG GT
ПРАВИЛЬНО : "А-Эм-Гэ-Джи-Ти"
НЕПРАВИЛЬНО : "А-Эм-Гэ-Гэ-Тэ". Хотя так тоже пойдет... Если честно, нам вообще кажется, что всем все равно.