Темы занятий по лепке в старшей группе. Конспект занятия по лепке в старшей группе «Веселые человечки

Конспект занятия
По лепке (пластилинография)
Тема: “Весенний пейзаж

(Старшая группа)

Тема: “Весенний пейзаж” (образовательная область “Художественно – эстетическое развитие” в интеграции с образовательной областью “Речевое развитие”.

Цель: создание весеннего пейзажа в технике пластилинография.

Задачи:

Обучающие: обучать выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала.

Развивающие:развивать эстетическое восприятие мира природы; развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы.

Воспитательные:воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.

Предварительная работа: чтение произведений о весне, заучивание стихотворений, наблюдение за весенними явлениями на прогулке, рассматривание иллюстраций о весне и беседа по их содержанию, беседа с детьми на тему «Пейзаж» — один из видов живописи; дидактические игры.

Материалы для воспитателя: Образец весеннего пейзажа;картон белого цвета;пластилин; стеки; тыквенные семечки; салфетки; фланелеграф; музыкальная запись П.И.Чайковского“Времена года. Весна”.

Материалы для детей: картон белого цвета;пластилин; стеки; тыквенные семечки; салфетки;

Ход занятия

Часть занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: — Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо от художника. Художнику поступил заказ изобразить пейзаж.

— Но у художника проблема: у него закончились краски и карандаши, и он не знает, что ему делать.

— Посмотрите на столы, а у нас есть краски или карандаши?

— И у нас нет. А как же мы можем помочь художнику?

— Ой, ребята, я знаю очень интересную технику, которая называется пластилинография (рисование пластилином).

— Ребята, а у нас есть пластилин?

Дети: — Есть

Воспитатель: — Мы сможем помочь художнику?

Дети: — Да сможем

Воспитатель: — Для того чтобы узнать какой пейзаж нужно нарисовать художнику, нам необходимо отгадать загадку:

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену, величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу …

Дети: — Весна

Воспитатель: — Конечно же ребята, это весна.

Скажите, какие признаки характерны для весны?

Дети: — Все оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, начинает пробиваться травка и появляются первые цветы.

Воспитатель: — Молодцы ребята. Предлагаю вам пройти за столы и помочь художнику выполнить заказ.

Основная часть:

Воспитатель: — Ребята, перед вами лежит лист, расположите его горизонтально.

— Начинаем создание весеннего пейзажа с фона работы. Ребята чем мы будем рисовать пейзаж? Мы будем рисовать пластилином, как мелками.

Верхнюю часть листа нам нужно покрыть синим пластилином-небо, а нижнюю часть в два слоя: первый слой коричневым, а второй зеленым – земля

Воспитатель: — Берем кусочек синего пластилина и ведем прямыми линиями справа налево. И так закрашиваем всю верхнюю часть.

— Затем берем кусочек зеленого пластилина и прямыми линиями ведем справа налево.

И так закрашиваем всю нижнюю часть. Посмотрите внимательно на образец.

Затем пальчиком необходимо разгладить образовавшиеся комочки пластилина, выровнять фон.

Дети: — Разглаживают пластилин до образования ровного фона

Воспитатель: — Для того чтобы узнать какие объекты будут на нашем пейзаже, художник приготовил для вас загадки. Готовы отгадывать? Итак, 1 загадка:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые…

Дети: — Готовы

— Облака

Воспитатель: — Молодцы ребята,облака мы будем выполнять в форме улитки

— Берем кусочек пластилина кладем на доску и раскатываем длинную колбаску.

— Посмотрите внимательно как это сделаю я.

— И теперь скручиваем колбаску улиткой. Вот так.

— Молодцы ребята. Располагаем облако на небе и приплющиваем указательным и средним пальцем. Вот такое у нас получилось облачко.

Готовы отгадывать следующий объект?

Послушайте внимательно загадку:

Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе Шар-

Раскалённый как пожар.

Дети : Да готовы

— Это солнышко

Воспитатель: — Конечно же это солнышко.

— Каким цветом мы будем рисовать солнышко? (желтым)

— Берем кусочек пластилина и раскатываем его между ладонями круговыми движениями.

— Делаем шарик.

— Затем прикладываем к картону и прижимаем пальчиками так чтобы получилась вот такая лепешка.

— Ребята, чего не хватает у нашего солнышка? (Лучиков)

— По краям солнышка указательным пальцем ведем небольшие лучики.

— А для того чтобы наше солнышко было красивым, мы стекой у каждого лучика сделаем надрезы.

— Посмотрите внимательно.

— А сейчас солнышко приглашает вас немножко поиграть. Хотите поиграть с солнышком?

Психогимнастика “Солнечный зайчик”

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Возьмите его в ладошку, погладьте, отпустите в лес.

У меня для вас есть следующая загадка:

Высока и зелена

Будет скошена она

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы.

Дети: — Трава

Воспитатель: -Нашему пейзажу не хватает молодой зеленеющей травки.

— Каким цветом нам понадобится пластилин для изображения травы? (зеленым)

— Правильно ребята. Берем кусочек зеленого пластилина и отщипывает 4 кусочка размером с горошину. Раскатываем небольшие колбаски. Это будет травка

— 2 травинки мы располагаем на переднем плане (ближе к нам). А остальные на заднем плане (ближе к горизонту). Теперь каждую колбаску размазываем большим пальцем вверх.

— На переднем плане травка высокая, а вдалеке маленькая. Стекой прорисовываем травинки.Внимательно посмотрите на образец.

Воспитатель: — Ну и какая же весна без первых весенних цветочков.

— А отгадать какие цветочки мы будем рисовать, нам поможет загадка:

С нежно-белой головой,

Прям из-под сугробов,

Появляется на свет,

Маленький цветочек!

Дети: — Подснежник

Воспитатель: — Молодцы ребята. Когда наступает весна, подснежники пробиваются через травку и тянутся к солнышку.

— Так как подснежники только начали пробиваться через травку, то мы можем с вами увидеть небольшие бутончики подснежников

— Бутон мы с вами сделаем из 3х тыквенных семечек.

— Берем первую семечку и располагаем ее в траве. И так располагаем подснежники в каждой травинке.

— Вот такой красивый пейзаж у нас получился. Ребята кто справился, подпишите с обратной стороны свои работы.

Заключительная часть

Воспитатель: — Ребята возьмите работы и выйдите на ковер.

— Скажите, что мы сегодня делали?

— Пейзаж какого времени года?

— Какие приемы использовали?

— Справились с заданием?

— Молодцы ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и самое главное красивые.

— Сейчас я предлагаю вам организовать выставку, для этого подойдите в раздевалку, а я закреплю ваши работы на стенде.

— Спасибо вам за вашу помощь и отзывчивость. Вы не только добрые и отзывчивые, но и очень аккуратные. Покажите пожалуйста, как вы умеете убирать все на свои места (каждый приведите в порядок свое рабочее место)

Название: Конспект занятия по лепке в старшей группе «Весенний пейзаж»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Золушка»
Месторасположение: город Волгодонск, Ростовская область

Ирина Лисицкая
Тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе

Сентябрь

Тема: Родной язык.

Занятие №1.

«Калмыцкие сказки». (Казакова, с. 124)

Цель: Закреплять умение передавать в лепке движение фигурок (прыгает, лежит, стоит, несложный сюжет. Воспитывать у детей интерес к животным.

Тема: День города.

Занятие №2.

Цель: Создать у детей радостное настроение. Уметь передавать фигурку человека в движении.

Тема: Детский сад.

Занятие №3.

«Вылепи свою любимую игрушку». (Комарова, с. 99)

Цель: Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приёмы лепки всей рукой и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Вызывать эстетическое отношение к своим работам, учить их оценивать.

Тема: Я среди людей.

Занятие №4.

«Мы гуляем на участке». (Казакова, с. 115)

Цель: Учить изображать фигурки детей в зимней одежде, соблюдать пропорции, уметь соединять части путём промазывания, сглаживания мест соединения, передавая несложное движение (наклон, поворот туловища). Укреплять фигурки на общем основании.

Октябрь

Тема: Сбор урожая.

Занятие №1.

«Овощи (морковь, свёкла)». (Комарова, с. 86)

Цель: Учить детей передавать основную форму овощей (округлую, удлиненную, характерные отличия (округлой и удлиненной формы, лепить всей рукой и пальцами. Учить сглаживать поверхность. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы.

Тема: Дикие животные.

Занятие №2.

«Кто живёт в осенней степи». (Казакова, с. 102)

Цель: Учить передавать характерные признаки животных, используя приёмы лепки из целого куска. Развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к животным.

Тема: Дикие птицы.

Занятие №3.

«Птицы на кормушке». (воробьи, голуби). (Комарова, с. 126)

Цель: Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста.

Тема: Осень.

Занятие №4.

«У медведя во бору грибы, годы беру». (Казакова, с. 85)

Цель: Развивать у детей замысел, воображение, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды.

Ноябрь

Тема: Моя страна.

Занятие №1.

«Знакомство со скульптурой малых форм». (Д/В 1987, № 9, с. 17,

1984, № 6, с. 46)

Цель: Учить умению осмысливать художественные признаки скульптуры, применяя способ кругового осмотра. Придумывать образный замысел, сознательно подбирая доступные приёмы передачи выразительности. Развивать умение давать образные названия и собственную оценку произведениям скульптуры.

Тема: Мой дом.

Занятие №2.

«Что было в избушке трёх медведей?» (Казакова, с. 106)

Цель: Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).

Тема: Профессии.

Занятие №3.

«Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». (Т. С. Комарова, с. 88)

Цель: Закреплять умение передавать форму разных овощей (морковь, свёклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять их форму с

геометрической (шар, овоид, находить сходство и различие.

Прививать любовь к профессии продавца. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Тема: Продукты питания.

Занятие №4.

«Банка варенья для Карлсона». (Комплексные занятия, авт. О. В. Павлова, с. 177) (лепка и декоративное рисование на объемной форме).

Цель: Учить лепить конус разными способами (раскатыванием или вытягиванием из шара).

Декабрь

Тема: Зул.

Занятие №1.

Цель: Учить детей задумывать содержание своей работы. Намечать её исполнения, способы изображения. Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца. Учить по-разному, свёртывать колбаску. Прививать любовь к традициям.

Тема: Домашние животные.

Занятие №2.

«Котёнок». (Комарова, с. 106)

Цель: Учить детей создавать образ животного. Закрепить умение создавать фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывания глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Прививать любовь к домашним животным.

Тема: Домашние птицы.

Занятие №3.

«Цыплята гуляют, ищут червячков, клюют зёрнышки». (Коллективная работа) (Казакова, с. 93)

Цель: Учить детей передавать фигурки цыплят в каком-либо несложном положении (вытянули шеи, клюют, пьют воду и т. д.). Использовать приёмы лепки, соединять части, примазывать.

Тема: Новый год.

Занятие №4.

«Наши гости на празднике ёлки». (Комарова, с. 113)

Цель: Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить человека и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приёмов лепки. Учить передавать образы гостей на новогоднем празднике. Развивать память, воображение.

Январь

Тема: ___

Занятие №1.(---)

Тема: Зима

Занятие №2.

«Зайка». (Комарова, с. 112)

Цель: Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры.

Тема: Народные игры. Забавы.

Занятие №3.

«Матрёшки». (Казакова, с. 118)

Цель: Вызывать интерес у детей к образу, учить передавать фигурку из целого куска, лепить матрёшки, разные по величине, составлять из них хоровод, использовать дополнительные детали (цветные полоски-юбочки).

Тема: Одежда. Обувь.

Занятие №4.

«Девочка в зимней шубе». (Комарова, с. 108)

Цель: Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Использовать усвоенные приёмы соединения частей, сглаживание мест скрепления.

Февраль

Тема: Моё здоровье.

Занятие №1.

«Мы делаем зарядку». (Коллективная работа) (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 179, в гр. №2)

Цель: Учить создавать коллективную сюжетную композицию, анализировать особенности изображения человека в движении, соотносить части по величине и пропорциям; развивать навыки работы с пластилином; воспитывать умение работать в коллективе; прививать желание вести здоровый образ жизни.

Тема: Транспорт.

Занятие №2.

«На чём я полететь хочу». (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 171, в гр. №2)

Цель: Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций, скатывать шары и раскатывать жгуты, обрабатывать поверхность пальцами или стекой, добиваясь гладкости; развивать воображение.

Тема: Цаган сар. Масленица.

Занятие №3.

«Борцг, Блины». (Комарова, с. 20)

Цель: Закреплять приём раскатывания глины прямыми, круговыми движениями ладоней. Учить по-разному, свёртывать получившуюся колбаску и сплющивание колобков. Учить рассматривать работы, выделять сходство и различие.

Тема: Наши защитники.

Занятие №4.

«Пограничник с собакой». (Комарова, с. 171)

Цель: Закреплять умения лепить человека и животного, передавать характерные черты образа. Упражнять в применении разнообразных технических приёмов: лепить из целого куска, сглаживать, оттягивать и т. д. продолжать учить устанавливать фигуры на подставке.

Март

Тема: Традиции. Обычаи.

Занятие №1.

«Дети весело танцуют». (Казакова, с. 132)

Цель: Создавать у детей радостное настроение, уметь передавать фигурку человека в движении (танцует).

Тема: Я в мире искусства.

Занятие №2.

«Доску разделочную мамы украшу». (Декоративная лепка). (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 187, в гр. №2)

Цель: Учить раскатывать пластину из глины, вырезать из неё прямоугольник, делать узор стекой; развивать умение составлять узор; поощрять инициативу; воспитывать умение оценивать свою работу.

Тема: Вода. Моря, реки, озёра.

Занятие №3.

«Барельеф – Рыбка». (Казакова, с. 119)

Цель: Учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.

Тема: Весна.

Занятие №4.

Цель: Воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком, учить использовать полученные умения в различных видах изобразительной деятельности.

Апрель

Тема: Моя Калмыкия.

Занятие №1.

«Животные степей Калмыкии».

Цель: Воспитывать стремление задумывать интересное содержание своей лепки, доводить начатое дело до конца. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки лепки животных. Воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество.

Тема: Планета Земля. Космос.

Занятие №2.

«Летим на ракете». (Казакова, с. 129)

Цель: Воспитывать у детей интерес к космонавтам, развивать воображение, творчество, лепить фигуру ракеты путём раскатывания и вытягивания пластилина.

Тема: Степь. Труд людей в природе.

Занятие №3.

«Лошадка». (Казакова, с. 123)

Цель: Воспитывать у детей интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку лошадки из целого куска, вытягивая и прищипывая мелкие детали, по желанию лепить фигурку человека.

Тема: Растения.

Занятие №4.

«Декоративная пластина – Цветок». (наложение формы на основу)

Цель: Учить детей создавать декоративные пластины из глины (пластилина). Наносить глину (пластилин) ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор, накладывать глину в соответствии с рисунком.

Тема: День Победы.

Занятие №1.

«Кружка для дедушки». (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 189, в гр. №2)

Цель: Вызывать у детей интерес к изготовлению подарков папам, дедушкам своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно передовая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; развивать творческое воображение, композиционные умения; воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Тема: Моя семья.

Занятие №2.

«Красная шапочка несёт бабушке гостинцы». (Комарова, с. 137)

Цель: Учить детей создавать в лепке образы сказок. Закреплять умение изображать фигуру человека, предавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разных приёмов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценки своих работ и работ других детей.

Тема: Я человек. Я расту.

Занятие №3.

«Мама, папа, я, дружная семья». (Коллективная работа)

Цель: Учить детей передавать в лепке малые формы и большие формы фигур человека. Закреплять умение изображать фигуру человека. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводя начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Тема: Насекомые.

Занятие №4.

«Стрекоза». (Казакова, с. 119)

Цель: Учить детей сравнивать разные способы изображения. Передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.

Перспективный план организованной учебной деятельности

Образовательная область: Творчество

Раздел: Лепка

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Кол.

часов

Дары осени

Закреплять приемы лепки шара, овала, столбика, конуса путем скатывания комка между ладонями. Развивать фантазию в создании различных овощей. Учить детей точно передавать пару однородных овощей, различающихся формой, величиной и другими особенностями. Развивать творческие способности, наблюдательность, усидчивость. Воспитывать интерес к занятию, желание прийти на помощь товарищу.

Ваза с ветками рябины

Закрепить у детей изобразительные умения и навыки, используя нетрадиционные приемы лепки – технику печати, соотношение частей по размеру и взаимному расположению Расширять у детей представления об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и средствах и их свойствах. Развивать у детей объяснительно-сопровождающую и регулирующую функции речи в процессе изобразительной деятельности, побуждать детей к высказыванию по поводу своей работы, посильно объяснять последовательность ее выполнения.

Блюдо для мяса

Знакомить с приемом вдавливания середины шара для получения полой формы. Учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; развивать усидчивость,наблюдательность и память.

Воспитывать у детей стремление доводить работу до конца, заинтересованность в получении изображения, умение радоваться успеху.

Зайчонок

Учить лепить зайца. Учить детей передавать форму частей игрушки, передавать пропорциональное соотношение частей и детали. Развивать умение объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединяя их путем примазывания. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Грибы

Закрепить умение использовать несколько цветов пластилина. Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. Учить детей лепить грибы. Учить применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание. Учить пользоваться специальной стекой-печаткой. Развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов: углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки. Воспитывать умение радоваться красивой поделке, желание вылепить как можно лучше; воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

Осенний парк

Научить детей лепить шарики, валики, лепёшечки. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений.

Развивать внимание и наблюдательность; развивать мелкую моторику и координацию.

Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой времени года.

«Угощение для зайчика»

Учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их. Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином. Координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость,аккуратность в работе с пластилином.

Декоративная. Кесе

Учить детей работать конструированным способом. Учить передавать элементарное сходство с общей формой реального предмета; учить работать путем соединения полос и заглаживания соединения деталей; учить украшать предметы посуды используя природный материал, выкладывать элементы казахского орнамента. Развивать память, воображение; навык лепки. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к лепке, эстетический вкус

Декоративная. «Козленок

Учить детей создавать образ по мотивам городской игрушки, передавая в лепке характерные особенности их строения. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы, самостоятельность в работе. Воспитывать усидчивость, наблюдательность, мышление.

Кукла (по мотивам дымковской игрушки).

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек. Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Закреплять прием примазывания, прищипывания. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Сюжетная «Птицы на кормушке»

Учить детей передавать в лепке несложные сценки. Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать творческие способности, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать самостоятельность, желание доводить работу до конца

Веселые матрешки

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Закрепить знания детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Аквариум с рыбками

Закреплять умение работать с соленым тестом. Учить передавать особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения. Развивать мелкую моторику, словарный запас. Воспитывать творческие способности.

Лепка фигур животных

Создавать условия для изготовления изделий из соленого теста. Закрепить навыки работы с соленым тестом, приемы лепки из соленого теста, изготовить фигуру животного. Развивать творческое мышление, самостоятельность, речь. Воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, культуру труда.

Утка с утятами

Привлекать к сюжетной лепке через совместное составление композиций. Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят. Продолжать учить пользоваться стекой для создания выразительности образа. Развивать умение использовать ранее усвоенные способы лепки. Воспитывать сочувствие к игровому персонажу, вызывать желание помочь ему.

Медведь

Учить детей лепить медведя, используя игрушку в качестве натуры; предавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги), передавать пропорциональные соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы). Учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. Развивать моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Предметная. Собака со щенком.

Учить детей лепить животных, передавая характерные особенности: форму тела, головы, лап, их расположение. Закреплять умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей, умение создавать изображения разной величины, в разном положении. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы. Воспитывать аккуратность, наблюдательность, усидчивость.

Сюжетная. «Снегурочка на елке»

Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления, и всей фигуры. Развивать память, воображение, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Зимние забавы

Закрепить умение детей работать с пластилином. Закреплять приемы раскатывания, отрывания, сплющивания; закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать словарный запас детей. Воспитывать аккуратность, мышление, мелкую моторику рук.

Дымковский петух

Формировать представления о лепке дымковских мастеров. Учить детей передавать характерную форму и пропорции петуха (яйцеобразной формы туловище, овальной формы голову, дугообразный хвост). Закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание, накладывание, примазывания). Развивать умение изображать характерные детали, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к лепке, эстетическое восприятие окружающего мира.

Предметная. Мальчик на санках.

Закрепить приемы предметной лепки. Учить детей лепить мальчика на санках, передавая простое движение фигуры человека, правильное соотношение по величине отдельных предметов и частей в предмете. Закреплять разнообразные приемы лепки. Развивать умение рассказывать о своей работе,

наблюдательность, усидчивость, мышление. Воспитывать умение доводить задуманное до конца.

Снегири

Познакомить детей с птицей снегирь. Учить опираясь на образец, птицу лепить самостоятельно. Развивать воображение, творчество, самостоятельность, внимание. Воспитывать аккуратность, любовь ко всему живому.

Декоративная. Индюк

Создавать изображение по мотивам народных дымковских игрушек. Учить скульптурному способу лепки из целого куска, применяя стеку, оттягивая части (ноги), а голову лепить отдельно и прикреплять, плотно прижимая к телу и сглаживая места скрепления. Развивать зрительно – моторные координации. Воспитывать интерес к народно – декоративному творчеству.

Сюжетная. «Маленький Мишутка»

Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Учить детей создавать сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Развивать воображение, наблюдательность, усидчивость.

Сюжетная. «На джайляу»

Учить создавать сюжет, добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки. Закреплять умения передавать отношения по величине. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать коллективно, доводить замысел до конца.

Сюжетная. «Дети танцуют на празднике Наурыз»

Закрепить приемы сюжетной лепки.

Учить детей лепить танцующих ребят. Объединять фигуры общим содержанием. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки.

Развивать умение рассказывать о своей работе, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца.

Барышня. Дымковская игрушка.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить детей лепить фигуру по частям: юбка – колокол, голова и кофточка из овала, руки – столбики, детали украшения фигурки (волосы, кокошник, фартук. Плотно соединять части, сглаживать поверхность для последующей росписи. Развивать творческое воображение, уметь видеть красоту образа. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству.

Грач

Учить лепить птиц. Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, сплющивание. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Обобщить знания по теме «птицы» и синтезировать их с темой «весна». Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Тарелка

Познакомить детей и историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Учить детей приемам барельефной лепки из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм. Развивать любознательность, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Сюжетная лепка по мотивам народных сказок.

Бабушкины сказки.

Учить детей лепить по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки». Учить самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма). Развивать способности к сюжетно – сложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Декоративная. Конь (по каргопольской игрушке).

Знакомить детей с каргопольской игрушкой и ее виды. Учить детей создавать изображение по каргопольской игрушке. Учить скульптурному способу лепки из целого куска, применяя стеку, оттягивая части (ноги), а голову лепить отдельно и прикреплять, плотно прижимая к телу и сглаживая места скрепления. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы. воспитывать интерес к народно – прикладному творчеству.

Декоративная пластинка.

Закрепить приемы декоративной лепки на пластине. Учить создавать изображение на пластине. Добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки. Учить использовать стеку, дополнительный материал для украшения. Развивать умение рассказывать о своей работе, наблюдательность, усидчивость. Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца.

Домашний зоопарк

Создавать условия для развития практических умений и навыков у детей, учить применять полученные знания на практике. Закреплять умение лепить животных и применением нетрадиционных материалов, используя знакомые приемы лепки. Активизировать знания детей о домашних животных. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, творческие способности, пространственное воображение. Воспитывать любовь к домашним животным, бережное отношение к природе, культуру труда, аккуратность, усидчивость.

Предметная. «Казахский танец» коллективная лепка.

Закрепить умение работать в коллективе.

Учить добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки. Учить точно передавать движения. Закреплять разные приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать умение работать коллективно, доводить замысел до конца.

Предметная. Кошка играет с клубком.

Закрепить приемы предметной лепки. Учить детей создавать образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Развивать умение оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения. Воспитывать умение доводить задуманное до конца.

Предметная. «Белочка грызет орешки»

Закрепить приемы предметной лепки. Учить детей передавать в лепке характерные особенности и сходство с образцом. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы.

Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

ВСЕГО

36

Программное содержание.

Образовательные задачи: учить детей лепить зайца , используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, интерес к занятияю лепкой.

Развитие речи: овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.

Раздаточный матер и ал: пластилин (белый, черней, красный, синий), доска для лепки, стека.

Демонстрационный материал: мягкая грушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.

Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел заяц», беседа о зайце (части тела, детали), побуждение детей к действию – «слепим зайцу друзей», самостоятельная деятельность детей, физминутка «зайка беленький сидит…», изобразительная деятельность детей, подведение итогов.

Ход проведения занятия

Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?

Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?

Дети:

Зайчик.

Воспитатель:

Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?

Дети:

- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

Воспитатель:

Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

Какая часть тела самая большая?

Дети:

Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.

Воспитатель берет заранее подготовленные части :

Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?

Дети:

Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.

- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».

Для хвостика берется самый маленький кусочок пласти лина и раскатывается маленький шарик.

Воспитатель:

Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Кардую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

(Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.

Дети усаживаются на свои места за столами.

Воспитатель:

- Зайчик будет наблюдать а вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?

Дети:

С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?

Дети:

Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.

Воспитатель:

Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?

Дети:

Лапки и ножки . (Дети лепят ).

Воспитатель:

За какую часть приметесь теперь?

Дети:

Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?

Дети:

Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель берет мягкую игрушку:

Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставки.

Дети ставят свои работы на подставку для дмонстрации, дежурные убирают рабочие места.


« Воробушки и кот»

Программное содержание:

Воспитательные задачи: Формировать интерес к лепке, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам.

Образовательные задачи: Сформировать представления детей о жизни воробьев, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания.

Технические задачи: Учить передавать форму предмета (воробья), делить пластилин на две неравные части, учить скреплять две части, чтобы получился один предмет (воробей), оттягивать пальцами детали: клюв и хвост, закрепить прием раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями.

Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику кистей рук, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей, учить передавать форму,

Материалы и оборудование: Пластилин по одному куску на каждого ребенка, доски для пластилина, стека, игрушечный воробей на столе у воспитателя.

Условие проведения: Застолом, вся группа.

Методы и приемы: Обследование предмета, показ и объяснение, игровые приемы, анализ или оценка детей.

Предварительная работа: Подвижная игра «Воробушки и кот»

1. Вводная часть (5 минут)

Загадка: Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица — круглый год —
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. —
Всех торопит …(Воробей)

Воспитатель показывает детям воробья – игрушку.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый воробушек. Давайте, слепим для него друзей - много маленьких воробьев. Посмотрите, дети, все внимательно на этого воробья. Что это такое у него?

Дети: Туловище

Воспитатель: Правильно. Какое оно по форме?

Дети: Овальное

Воспитатель: На что похоже?

Дети: На яйцо.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему показать, какое тельце у воробья.

Воспитатель: А что это такое у него?

Дети: Голова

Воспитатель: Правильно. Какая она по форме?

Дети: Круглая.

Воспитатель: На что похожа?

Дети: На шарик.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему показать голову воробья.

Воспитатель: Посмотрите, дети, и скажите, что больше: туловище или голова?

Дети: Туловище больше.

Воспитатель: Правильно. А что это такое?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Правильно. А что это такое?

Дети: Клюв.
Воспитатель: Что сначала мы будем лепить?

Дети: Тельце

Воспитатель: Хорошо. А теперь посмотрите, как я буду лепить воробья. Беру кусок пластилина и делю пластилин на два куска: большой для тельца и маленький для головы. Потом беру большой кусочек пластилина, кладу его на ладошку и круговыми движениями раскатываю между ладонями. Получился шарик. Теперь немного раскатаю наш шарик прямыми движениями между ладошек, что бы немного его вытянуть — это будет туловище нашего воробушка.
Дальше беру маленький кусочек пластилина, тоже кладу его на ладонь и круговыми движениями раскатываю между ладонями, что бы получился шарик — это будет голова нашего воробушка. Затем прижимаю головку к туловищу.

Потом вытягиваю хвост и прищипываю клюв. Вот какой у меня получился воробей.

А теперь и вы приступайте к работе.

2. Самостоятельное выполнение задания. (10 минут)

Индивидуальная работа воспитателя с детьми.

3. Анализ и оценка. (2 минуты)

Воспитатель: Дети, закончившие работу, приносят своих воробьев ко мне на стол (на столе лежит бумага зеленого цвета). Как много дети слепили воробьев! Теперь у нашего воробушка стало много друзей!

Похвалить всех детей.