Колядование когда. Коляда и колядки: о чем поют на Рождество

Колядовать – любимое занятие детей. Во-первых это весело, а во-вторых можно немного насобирать денег и всяких вкусностей. Правда сейчас дети больше предпочитают деньги – сладостями их уже не удивишь. Но перед тем как колядовать, надо разобраться когда ходить колядовать, когда щедровать и, вообще, как правильно это делать.

Начнем с того, что в давние времена в первый день Нового года (но по старому стилю, 14 января) наиболее распространенным являлся обряд засевания. Хоть прошло немало времени с тех пор, этот обычай остался и дошел до нашего времени. Но первоначально, этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен. В то время наши предки встречали Новый год не зимой, а весной и обряд засевания был связан с большими надеждами на добрый урожай. Засевали в основном дети, и того, кто приходил первым одаривали очень щедро.

Итак:
колядовать – 6 января вечером
рождествовать – 7 января с утра
щедровать – 13 января вечером
посевать (засевать) – 14 января утром

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым.
Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают(засевают) зерном. Посевать(засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.

По давней традиции, чтобы колядовать нужно как минимум 3 человека. Это могли быть как девочки, так и мальчики, как тёти, так и дяди)). Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки.
Следующим по старшинству идет звонарь . Этот человек тоже неотъемлемая часть колядующего “коллектива”. Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Третим важным колядующим является мехоноша. Судя по всему, этот человек должен был быть сильным, так как ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.

Как было бы замечательно, если бы и в наши дни все было так как раньше. Но, к сожалению, сегодня этим никто не заморачивается. Достаточно просто выучить колядки. Но ведь ничего не стоит сделать хотя бы звезду. Звезда для колядований делается, в основном, восьми конечной. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. В конце концов, ее можно просто покрасить в желтый цвет. Есть вариант и посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.

Следующим атрибутом является большой колокольчик , но за не имением большого, можно взять и маленький. Ну и последнее – мешок для подарков. Его нужно делать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц и т.д. Так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.

Вечер накануне старого Нового года называется «щедрым». Но здесь уже вступают девочки и девушки. Они ходят по домам и поздравляют всех с наступающим праздником и поют щедровки:
«Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье…».

А утром старого Нового года вас наверняка разбудит целая ватага посевальщиков, которые не только поздравят с наступившим праздником, но и, обсыпав с головы до ног зернами пшеницы и других семян, пожелают, чтобы у вас хорошо жито родилось. И снова таки, посевальщиками по традиции непременно должны быть мужчины (но возраст значения не имеет).

  • Следите за обновлениями Эти-дети.com в социальной сети:

    Вообще-то, в самом вопросе, на мой взгляд, присутствует некоторая путаница. В ночь с 6-го на 7-го января, принято колядовать. Утром 7-го января ходят Рождествовать. Щедровать принято вечером 13-го января, а утром 14-го января ходят по хатам Посевать.

    Колядовать принято непосредственно в ту ночь, которая предшествует Рождеству, то есть получается в ночь именно с шестого января на седьмое. А вот что касается времени для щедрования, то щедровать принято непосредственно в ночь с тринадцатого января на четырнадцатое.

    Праздник Рождество, или как его еще называют на Украине Коляда, проходит каждый год 7 января. А колядуют - утром 7 января и до самого вечера.

    Колядуют на святки. По правилам должна идти группа молодых не женатых парней, их количество насчитывалось до 15 человек. Впереди группы шел женатый и опытный колядник, в его руках был колядный посох или украшенная трость. Со временем традиции менялись и к колядованию подключились старики, женщины и дети. Все это происходит в ночь перед Рождеством с 6 на 7 января. А утром 7 января все разговляются наколядованным.

    А щедруют 14 января утром, при чем щедруют мальчики до 14 лет, они поют щедровки под окнами и получают за это деньги. В некоторых странах щедруют до Крещения. Но 14 января в дом должен зайти первым мальчик.

    Колядуют седьмого января. Очень интересная традиция. А щедруют четырнадцатого января. В это время молодые люди, впрочем и не всегда молодые ходят и угощают друг друга, а также выпрашивают угощение. Кроме того поют и пляшут. Делают это обычно в вечернее время.

    Колядки известны еще с давних пор (с арийский времен). Были колядки связаны с днем зимнего солнцестояния. Предки этот праздник называли Коляда.

    Раньше его праздновали 25 декабря, а сейчас принято колядовать 7 января, в Рождество Христово.

    Щедруют в преддверии Старого Нового года (13 января вечером), а засевают утром 14 января (первый день Нового года по старому календарю).

    В ночь с 6 на 7 колядуют.

    Щедруют в ночь с 13 на 14, в старый новый год:)

    Хороших Вам праздников:)

    Уже завтра можно смело колядовать (6-го января), после обеда можно и начинать и так до самого вечера. Правда, в разных регионах колядуют в разные дни, у кого-то это происходит 6-го января, а у кого 7-го января, тут уж как у кого как заведено.

    Щедруют же перед Старым Новым годом, а именно 13-го января, вечером, обычно ходят девочки и девушки щедруют, а уж утром мужчины и парни ходят посевать, считается, что первым в дом должен зайти мужчина и тогда весь день будет удачным.

    Зимние праздники от Рождества до Крещения принято называть Святками. С этими днями связано множество традиций и обрядов, в том числе колядование и щедрование.

    Колядки проводят 7 января, примерно с 12 часов дня, после церковной службы. Колядки - древняя, еще дохристианская традиция, связанная с зимним солнцестоянием. После этого дня начинал увеличиваться световой день. Позже приурочили колядки к рождению Иисуса Христа. Молодежь ходит по домам, поздравляя хозяев с рождением сына Божьего, а хозяева угощают их разными угощениями - сладостями, орехами, яблоками.

    Щедровать принято перед Новым годом (обычно перед Старым Новым годом) - вечером 13 января. Щедровать, потому что щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье.

    Не знаю, щедруют ли в России, но в Украине это обязательное действо.Проходит щедрование вечером 13 января, то есть на Старый Новый год, обычно в это же время посевают. Как водится, в такие дни рассказывают щедривки, вымогают (по доброму) деньги и угощения, а также посто веселятся, гуляют, поют песни и уподребляют в пищу всевозможные деликатесы и просто вкусную еду вкупе с обильными довольно-таки возлияниями спиртного.После Старого Нового года можно уже с чистой совестью сказать, что праздники закончились, а некоторые даже выносят уже лку, хотя многие считают, что это надо делать только после крещения.

    Что же касаемо колядования, то это, как всегда происходит в ночь с 6 на 7 января.Всем хорошего продолжения праздников..

    Традиция колядования тесно переплетается с языческими обрядами, которые проводились в дни зимнего солнцестояния, с религиозными, провозглашающими рождение Иисуса Христа. Поэтому колядовать начинали еще до Нового года и до Крещения. В современных традициях обычно колядуют на Сочельник, в день Рождества, в канун и в Новый год, в также накануне Крещения.

    Щедруют же в Щедрый вечер, это - на старый Новый год. В обряде поют песни с пожеланиями благополучия, удачного нового года хозяевам.

Коляды - очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневековье, церковь начала активно бороться со старой религией. На местах капищ - языческих храмов - строились христианские церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно то же получилось и с Колядами. На время зимнего солнцестояния - а это главная «причина» празднования - выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций.
Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда - от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Колядование проходило примерно везде одинаково.

Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования:

1. Ритуал. Он представлял собой жертвоприношение (козла). После чего ряженые проводили заклинание солнца.

2. Языческий обряд. Сюда входила обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота). Обход дворов с «солнышком», пение аграрных колядок, «кормление Мороза».

Обход дворов со «звездой». Христославление, аграрные колядки на Васильев день.
В канун Рождества, называемый сочельником, церковный устав предписывал соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды. Она символизировала рождественскую звезду, возвестившую волхвам Рождество Христа. Само слово «сочельник» происходит от сочива, зерновой постной каши на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
В этот день было принято прославлять благополучие дома и семьи (желали всего, «что хозяину нравно»). А для того чтобы получить благословение, нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (старосл. - крава).

Позже, с приходом христианства, в празднование Коляды были привнесены некоторые не столь существенные изменения. Все так же в качестве колядовщиков выступали парни и девушки, иногда в колядовании участвовали молодые женатые мужчины и замужние женщины. Для этого они собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Эту группу возглавлял мехоноша с большим мешком.
Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других - овсенями, виноградьем.

После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.
«Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.

Однако практически везде колядование начинали словами:

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Так, в средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «Коляда», которые дали название самому обряду - «кликать овсень», «кликать Коляду». Во время обходов колядующие подходили к дому, становились под окно и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!»

После разрешения «Кличьте!» начиналось восхваление двора и величание хозяев:

Ой, овсень, бай, овсень!
Что ходил овсень по светлым вечерам,
Что искал овсень Иванов двор.
У Ивана на дворе три терема стоят:
Первый терем - светлый месяц,
Второй терем - красно солнце,
Третий терем - часты- звезды.
Что светел месяц - то Иван-хозяин,
Что красно солнце - то хозяюшка его,
Что часты звезды - то детки его.

После этого раздавались пожелания хозяйственного благополучия:

Уж дай ему Бог,
Зароди ему Бог.
Чтоб рожь родилась,
Сама в гумно свалилась.
Из колоса - осьмина,
Из полузерна - пирог,
С топорища - длины,
С рукавицу ширины.

В этих пожеланиях колядовщиков изображалась яркая и сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства.
Каждой крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила» . В конце колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа. Колядовщики говорили:

Наш овсень
Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь -
Со двора не сгонишь,
А не подашь -
На Новый год еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин шелудивую кобылу.

В разных частях России колядование проходило по-разному. Так, например, в северных губерниях европейской России колядование приобрело несколько иную форму. Здесь колядные песни, сопровождавшиеся возгласом «Виноградье красно-зелено мое!», были направлены на величание каждого члена семьи, жившего в доме. Колядующие начинали с песен под окном:

Да виноградъе, да красно-зелено!
Да уж мы ходим не ходим по Нову-городу,
Уж мы ищем не ищем господинов двор.
Господинов двор да высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесят верстах,
да на восъмидесят столбах.

Сам обряд заканчивался уже в избе традиционной просьбой о подаянии:

Не пора ли вам, хозяин, дарить-жаловать?
Не рублем ти вам, хозяин, не полтиною,
Хоть одною золотою, сударь, гривною,
Хоть по рюмочке винца
да по стаканчику пивца.

А вот вариант детского колядования. Дети, подходя к избе, начинали петь:

Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

Согласно традиции, колядовщики требовали платы и угощения очень настойчиво:

...Нам же, славцам,
Не рубь-полтина, -
Единая гривна.
Пива братыня,
Яиц коробица,
Скляница вина,
Бочка квасу,
Морда рыбы.
Блюдо шанег,
Ставец оладий
И масла крыница!


В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига;
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас, господа,
И житьем, и бытьем,
И богатством...

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

А вот еще один вариант того, что говорили в знак благодарности за щедрые подарки со сторо ны хозяев избы:

Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю.
Гулять на просторе!
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс,

У Ивана-сударя
Высок терем,
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.
Гуси-лебеди летели!
Мы малешеньки
Колядовщички,
Мы пришли
прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!

В этот день крестьяне обычно говорили: "Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков"

Так, под Москвой, благодаря хозяев за подаренное печенье - «коровку, мазану головку», - колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье (существовало поверье, что в доме, где ласточка совьет гнездо, не будет несчастий и неприятностей) :

Дайте коровку,
Мазану головку!
Уж ты ласточка,
Ты касаточка,
Ты не вей гнезда
Во чистом поле,
Дак дай ему Бог
Ты завей гнездо
У Петра на дворе!
Дак дай ему бог
Полтораста коров,
Девяносто быков.
Они на реку идут, -
Все помыкивают,
А с реки-то идут, -
Все поигрывают.

В случае же если хозяева ничего не подавали, то для них могли пропеть и такое:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

На двор чертей; на огород червей!

Коляда-моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!

Славянские праздники и обряды
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

В некоторых случаях угрозы в адрес скупых хозяев могли быть и пострашнее:

На Новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу!


И все же до выкрикивания таких угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь и защиту в наступающем году.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX - начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды - праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.
После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие - небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, на стол ставилась водка, самогонка, шкварки, пелись песни, кружились хороводы. Большой популярностью пользовались различные игры. Наиболее известной и в полной мере дошедшей до нас является игра «Женитьба Терешки». Основное действие происходило ночью и обязательно в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, «родители» выбирали жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор. -


Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).



Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).


У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.



Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.



И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).


Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.



Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла.


Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала. бересты.


Переодевание (превращение) чудище лесное - козла, волка. медведя - подчеркивало дух праздника. Чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.



Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.



Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.



Вот одна из колядок, которые поют под окнами:


На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,


Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:


Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок


По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.


Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.




Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима - это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки - собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.



Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.



В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу - потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.


В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей - то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.


Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» (от древнеславянского слова «язык», означавшего «народ»).


Эту презрительную обзывалку некогда единой у всех "варварских" европейских народов религии друидов/волхвов придумали христианские церковники. Смысл слова "языческий" можно перевести на современный язык как "простонародный", "плебейский".


И ныне РПЦ старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией


БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.



В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления, (про календарь будет отдельный пост).



Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.



«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.



Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла.


Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки>?


Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел.


Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.



……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.


У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.



Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..


Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…



В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.


Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках


После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.




Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой.


Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.


Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.


И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Проводили и отмечали с древних времен, ему отдавалось большое значение. Абсолютно все люди пели, танцевали, пировали, радовались и веселились.

Немного из истории

Знаменитый праздник назван в честь великого бога Коляда, для славянского народа он был одним из главных. В исторических записях говорится о том, что он подарил человечеству календарь, и оно научились пользоваться датами. Этот бог помогал многим простым людям, земледельцам, воинам, оберегая всех от гибели. На множестве изображений можно увидеть Коляду с мечом, но он не был настроен воинственно: лезвие его оружия стремилось вниз, к земле. Он пытался донести многим, что не стоит постоянно воевать, можно все решить по установленным свыше законам. Ведь в жизни есть другие важные занятия.

Возникновение великого праздника

Другое название имеет праздник Коляды: день перемен или Менари. Существует история, что в далекие древние времена люди попали в царство смерти. Пробыв там некоторое время, они были освобождены. Для того, чтобы не смогла их заточить обратно, они стали откупаться различными сладостями, всевозможными предметами. Родные их встречали весельем, песнями и гуляниями. С тех самых пор народ стал ежегодно праздновать этот важный день, который в дальнейшем получил название Коляда.

Значение празднования Коляды для славянского народа

Праздник Коляды считался главным событием в зимнее время у деревенских людей. Проводили его с декабря по январь, начиная с 22 числа и до 7, до дня Рождества Христова. Великий народ славяне праздновали его не один день. Все жители начинали подготовку намного раньше грандиозного события. Хозяйки приводили дом в порядок, убирали и выносили весь мусор, отмывали все предметы, старались поставить все красивое и нарядное на вид. Молодые парни и девицы шили интересные и загадочные наряды, делали маски. За день до начала необходимо было идти в баню и смывать всю грязь, чтобы в святой праздник быть светлым и чистым. Доставали и надевали самую красивую одежду и поминали ушедших людей. Коляда праздник у славян был одним из главных, никто не смел пропустить его по какой-либо причине.

Празднование Коляды ассоциируется с Днем великого солнцестояния, когда весь народ выходит из зимней темноты и день становится дольше, чем ночь. Тем самым люди показывают свою радость, что в скором времени придет весна, начнется посевной сезон. Все они благодарят бога за все, что он им дает: солнце, воду, большой урожай, здоровый и крупный скот. Про праздник Коляды никто не забывал, все ждали его с нетерпением.

Последовательность проведения

Проведение праздника Коляды начинается с накрывания большого стола. Сначала кладут солому. Это служит символом для благоприятного развития коров, для получения хорошего и вкусного молока, чтобы животных не съели хищники. После накрывается праздничная скатерть и подаются различные блюда.

В первую очередь нужно отведать кутью (кашу), оставить немного зерен в тарелке. После окончания трапезы, необходимо подкинуть их под самый потолок. Это было гаданием на высокую урожайность и быстрый рост домашних животных (коров, овец, кур и других). Остатки каши собирали и кормили курочек во дворе, чтобы в этот день они полностью насытились и несли много яиц. Солому относили в сарай к животным, тем самым оберегая их от всяких болезней, чтобы домашний скот приносил приплод. Так заканчивался первый Коляды.

Продолжение

Второй день начинали с отдачи долгов, высказывания всех обид. После чего необходимо было сразу же помириться и простить друг друга за все. Молодые в этот день надевали костюмы животных и ходили по деревне с громкими и звонкими песнями, желали всем крепкого здоровья, большого урожая, меньше болезней и горя. В свою очередь, люди, во дворах которых звучали пожелания, должны были одарить сладостями певцов. Когда все мешки были полны вкусностями, молодежь шла в какой-нибудь дом. Там они продолжали отмечать, веселились и вкушали гостинцы. Длилось празднование Коляды целую неделю, все веселись перед началом трудной работы.

Традиции народного гуляния

С давних времен праздник Коляда у славян - волшебство. В это время происходит все самое загадочное, таинственное и необъяснимое. У людей есть множество поверий, как можно привлечь счастье, удачу, здоровье, семейное благополучие. У незамужних девушек еще одним из развлечений было гадание. Они узнавали, появится ли в этом году молодой муж, какой у него будет характер, внешний вид (цвет волос, телосложение). Иногда даже парни гадали, но это более редкое явление, хотя всем интересно узнать свое будущее.

Проведение праздника Коляда в большей части происходит на улице. Все жители деревни выходят из домов, жгут костры и водят вокруг него хороводы, напевая громкие и звонкие песни. Практически весь день проходит в веселье, и молодые и старые катаются на санях, Ребятня бегает с мешочками, собирая сладкие угощенья и крича различные стихи о празднике Коляда. В эти дни никто не грустит, потому что люди верят: если они будут радоваться великому богу Коляде, он позаботится об их урожае, скоте, на столе будет весь год вкусная еда и напитки.

Древний праздник в современной жизни

На сегодняшний день великий праздник уходит в прошлое, забываются все традиции, в современном мегаполисе многие даже не знают, что есть такой зимний период времени, когда люди колядуют. Лишь в деревнях жители стараются не забывать праздник Коляды и веселятся, как раньше.

Для того чтобы великое торжество не исчезло через некоторое время, сегодня много где популяризируется Коляда. Сценарий праздника помогает ознакомится со всеми тонкостями деревенской жизни. Его проводят в детских садиках, школах, высших учебных заведениях. За основу берут древние традиции и добавляют что-то новое, к чему уже привыкли. Так люди знакомятся с традициями великого славянского народа. Сейчас описание праздника Коляды изменилось, в древности обычаи были немного другими.

Как отпраздновать Коляду?

Празднование Коляды, сценарий праздника на русском языке можно найти в большом количестве и все они немного отличаются. Но суть остается неизменной - это колядование по соседям.

Для проведения необходимо набрать несколько участников, которые заранее должны получить листок с названием Коляда, сценарий праздника, где есть подробное описание. Выучив все слова стихов, песен, приступают к самому веселью. Можно изучить несколько движений танцев, это станет огромным плюсом.

  1. Все участники облачаются в костюмы (заранее подготовленные) и идут по гостям. Перед домом должна громко и звонко звучать веселая песенка, чтобы все поняли, что люди пришли колядовать.
  2. Затем действие происходит в хате (доме). Колядующие участники начинают расхваливать хозяев, желают им добра, больших успехов, здоровья. Все это в песенной форме.
  3. Далее появляется отрицательный персонаж, который пытается напакостить, испортить празднование. Для его исчезновения нужно провести игру, в которой добро побеждает зло. На празднике снова веселье, радость, смех.
  4. После всех игр хозяева одаривают колядующих сладостями и поблагодарят за поздравления. В ответ снова звучат песни и все расходятся.
  5. Иногда действие заканчивается чаепитием с гостями.

Праздновать можно с 22 декабря по 7 января, выбрав любой день. В современном мире празднование Коляды проходит за одни сутки. Начинается веселье днем, все поют и танцуют, рассказывают стихи и частушки, проводят застолья, накрывая щедрый и богатый стол, угощают соседей. Ночью начинается нечто интересное. Молодежь ходит по домам и колядует. В свою очередь хозяин дома, должен угостить чем-нибудь гостей. Если он откажется и прогонит колядующих людей, они могут огорчиться и что-то испортить, забрать курицу со двора или посудину. Это считается наказанием для такого хозяина, который не почитает древние традиции.

Где находятся источники информации?

Если хочется узнать множество деталей, информация про праздник Коляда хранится в опыте бабушек. Они явно помнят все веселье. Старшие люди расскажут в подробностях, какие песни пели в их времена, чем было принято угощать и какие игры они проводили.

Всегда полезно почитать немного об этом интересном и веселом празднике Коляды. И проводить его ежегодно, тем самым рассказывая детям о древней истории в шуточной и веселой форме. Еще одним плюсом считается развитие детей в физическом плане. Они будут учавствовать в быстрых подвижных играх. В дополнение ко всему можно поиграть на свежем воздухе. Дети и взрослые могут хорошо повеселиться на празднике Коляды.