Какие книжки можно почитать. Гордость и предубеждение. «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджер

Известный афоризм гласит: «Для того чтобы стать умным, достаточно прочитать десять книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи». Мы увеличили список до 15 наименований, отобрав те, которые оказали наибольшее влияние на развитие литературы.

«Илиада» Гомера

Особенность. «Илиада» – древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Наряду с «Одиссеей» является первой в мире поэмой в жанрах фэнтези, триллер, экшен и семейная драма.

Немного о книге. Поэма создана, вероятно, в VIII или VII веке до нашей эры и описывает осаду Трои ахейцами. В основу легли фольклорные сказания о подвигах древних героев. Долгое время исследователи даже спорили о том, основана ли поэма на реальных событиях или Троянская война лишь вымысел. Однако в ходе раскопок в Трое была обнаружена культура, соответствующая описаниям в «Илиаде». А дешифрованные хеттские надписи содержали ряд имен, до сих пор известных лишь из греческой поэмы.

«Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса

Особенность. Второй роман Чарльза Диккенса и первый в английской литературе, главным героем которого стал ребенок.

Немного о книге. Мальчику-сироте Оливеру предстоит столкнуться с низостью и предательством, пережить множество авантюр, попытаться избежать опасностей, стать эпицентром криминальных передряг, чтобы в финале обрести счастье и любовь в семье родственников. По жанру это острый социальный роман.

«Гордость и предубеждение» Джейн Остин


Особенность. Джейн Остин, которую возмущало зависимое положение женщин в викторианскую эпоху, одной из первых создала образ свободной женщины. Героиня ее книги самостоятельно принимает решения, в частности решение выйти или не выходить замуж за того или иного мужчину, способна преодолеть все жизненные трудности и давление со стороны общества с гордо поднятой головой.

Немного о книге. Простая на первый взгляд любовная история небогатой, но рассудительной и независимой дворянки Элизабет Беннет и благородного аристократа мистера Дарси. Сюжет развивается по спирали – от первого взаимного неприятного впечатления до признания в любви и ответного чувства у двух главных героев.

«Фауст» Гете


Особенность. Гетевский «Фауст» – национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления людей мятежного XVI века, когда создавалась поэма. В «Фаусте» идет речь не только о Германии, а обо всем человечестве, призванном преобразить мир совместным свободным и разумным трудом. Таким образом, автор строит сюжет не на одном жизненном конфликте, как было принято до него, а на последовательной цепи глубоких конфликтов на протяжении единого жизненного пути.

Немного о книге. Роман «Фауст» Гете писал в течение всей зрелой жизни. В основе произведения лежит известный немецкий миф о докторе Иоганне Фаусте, который совершил сделку с дьяволом, обменяв свою душу на мирские удовольствия и вечную молодость. Согласно условиям соглашения Мефистофель получит душу Фауста, когда тот возвеличит какой-то миг. Оба главных героя считают, что выйдут победителями в споре. В искусстве дьявола искушать сомневаться не приходится, и на долю Фауста выпадает множество соблазнов.

«Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка

Особенность. Книга стала своеобразной исповедью Ремарка, попыткой излечиться от неудачного романа с Марлен Дитрих, которая и стала прообразом главного женского персонажа, Жоан Маду. Но удивительно то, что немецкий писатель изобразил историю любви на фоне борьбы с фашизмом. Неудивительно, что на родине он оказался под строгим запретом.

Немного о книге. Действие романа происходит во Франции в конце 30-х годов. Немецкий хирург Равик, участник Первой мировой, не имеющий французского гражданства, живет и работает в Париже. Он – один из тех эмигрантов, кто живет под постоянной угрозой ареста и высылки из страны. У него завязывается роман с итальянской актрисой Жоан Маду, в образе которой многие и склонны были видеть черты Марлен Дитрих. Таким образом, любовь переплетается с войной.

«Преступление и наказание» Федора Достоевского

Особенность. Здесь автор впервые выступил как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который получил название полифонического. Работая над произведением, писатель главным образом стремился проследить «психологический процесс преступления». Отсюда особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что определяется их душевным состоянием.

Немного о книге. Перефразировав самый важный вопрос в литературе «Быть или не быть?», Федор Михайлович спрашивает: «Кто я, право имеющий или тварь дрожащая?». С такой коварной дилеммой писатель сталкивает своего героя Родиона Раскольникова. Теория преступления, убийство старухи-процентщицы и ее сестры, тонкий психологизм следователя, муки героя и спасительная любовь в образе падшей женщины Сонечки Мармеладовой.

«Война и мир» Льва Толстого

Особенность. Автор первым многосторонне и исторически верно изобразил один из наиболее сложных периодов нашей истории – Отечественную войну 1812 года. В романе-эпопее по сюжету и охвату описаны мировые события, задействованы все классы общества от императора и царской семьи до рядовых солдат, всего более 550 персонажей и в полной мере представлена психология русского народа. Известно, что Лев Толстой, прежде чем приняться за «Войну и мир», занялся серьезным изучением эпохи, штудированием документов и материалов, которыми располагала историческая, мемуарная и эпистолярная литература того времени.

Немного о книге. Роман-эпопея описывает русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805–1812 годах. В произведении множество глав и частей, большинство из которых имеют сюжетную законченность. Короткие главы и множе­ство частей позволяют писателю перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса

Особенность. Роман колумбийского писателя является олицетворением магического реализма. В произведении присутствуют основные черты этого направления XX века: некий сплав действительного и вымышленного, обыденного и сказочного, очевидного и чудесного, особый способ видения мира через призму народно-мифологического сознания.

Немного о книге. Книга состоит из двадцати неименованных глав, в которых описывается история, закольцованная во времени: события Макондо и семьи Буэндиа. Сюжет романа соткан по технике пэчворк, фантазия и реальность воспринимаются как должное, а следить за судьбой героев становится все сложнее с появлением каждого нового однофамильца и члена семьи Буэндиа.

«Игра в классики» Хулио Кортасара


Особенность. Экспериментальный роман аргентинского писателя является его самым известным произведением и одним из первых примеров постмодернистской литературы. Кортасар пытается выйти за пределы традиционного произведения, провоцируя рождение творчески деятельного читателя, способного не только мыслить, но и домысливать. Этому способствует структура романа. Читать его можно привычным способом, от начала до конца, или, следуя подсказкам автора, перепрыгивать через главы и части, отыскивая собственный ключ к шифру.

Немного о книге. Согласно предисловию, оставленному самим писателем, в книге заключается сразу много книг. Отсюда две схемы чтения. Хотя, казалось бы, сюжет прост: главный герой романа Орасио Оливейра предается размышлениям о подноготной своего существования и сложных взаимоотношениях с окружающим миром. Катализатором его размышлений служит общение со знакомыми: возлюбленной из Парижа по имени Мага, парижским «Клубом» интеллектуалов и аргентинскими друзьями Тревелером и Талитой.

«Гамлет» Уильяма Шекспира

Особенность. Сюжет о Гамлете, вероятно, был предметом ряда древних преданий. Но Шекспир перенес внимание с внешней борьбы на духовную драму героя. Если ранее мстители изображались людьми энергичными, одержимыми стремлением осуществить стоявшую перед ними задачу, то Шекспир впервые создает героя совсем иного душевного склада. Его крайность – рефлексия, самоанализ, парализующий в человеке способность к действию. Не случайно Гамлет является «вечным образом» в мировой литературе.

Немного о книге. Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Амлетус, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов», и посвящена прежде всего мести – в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.

«Евгений Онегин» Александра Пушкина

Особенность. Роман в стихах, написанный в 1823–1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Александр Пушкин первым из писателей создал роман-энциклопедию, из которого можно узнать все об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем разговаривали, какими интересами жили. Кратко, но довольно ясно автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург.

Немного о книге. Книга охватывает события с 1819 по 1825 год – от заграничных походов Русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I. В центре сюжета – любовная история.

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда

Особенность. По жанру это философский роман, написанный в декадентском стиле. Здесь отлично раскрыта психология нарциссизма. А предисловие является манифестом эстетизма – направления в искусстве, где подчеркивается преобладание эстетических ценностей над этическими и социальными проблемами.

Немного о книге. Книга рассказывает о молодом и прекрасном парне Дориане, который абсолютно не хочет стареть. Однажды талантливый художник Бэзил Холлуорд пишет невероятно красивый портрет юноши, посмотрев на который Дориан Грей изъявляет желание оставаться вечно молодым, пусть лучше уж стареет человек на этой картине. Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте.

После публикации в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила роман как аморальное произведение, а некоторые требовали подвергнуть его запрету, а автора судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями он был принят восторженно.

«Превращение» Франца Кафки

Особенность. Новелла является самым ярким выражением трагического мироощущения Франца Кафки. Он до предела заостряет обреченность героя с помощью страшной метонимии: его полную духовную изоляцию он передает через невероятную метаморфозу внешности. Многозначные символические и аллегорические образы, подчеркивающие трагизм человеческой судьбы, ее одиночество и бессилие перед абсурдностью окружающей действительности, делают произведение новаторским.

Немного о книге. Одним обыкновенным утром молодой Грегор просыпается омерзительным жуком, страшной гадостью, на которую его родные боятся и взглянуть. Таким образом, в рассказе раскрыта трагедия одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человека перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы.

«Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна

Особенность. Необычность ситуаций, в которые попадают герои, острота сюжета, полного загадок, неожиданных поворотов событий, делают Жюля Верна мастером приключенческого романа. Особенность романа в том, что даже удивительные вещи автор объясняет с научной точностью, а загадки, которые он предлагает, не содержат ничего мистического. В частности, писатель дает правдивое представление о трагической участи коренного населения Центральной Африки даже после отмены работорговли.

Немного о книге. В книге описываются приключения пассажиров китобойной шхуны-брига «Пилигрим». Однажды весь экипаж корабля погибает и управлять шхуной приходится пятнадцатилетнему младшему матросу Дику Сэнду. Естественно, впереди путников ждет немало приключений.

«Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджер

Особенность. Произведение стало переломной вехой в истории мировой литературы. Название книги и имя главного героя Холдена Колфилда сделались кодовыми для многих поколений молодых бунтарей – от битников и хиппи до представителей современных радикальных молодежных движений. Интересно, что убийца Джона Леннона, Марк Чепмэн, заявил в полиции, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашел на страницах «Над пропастью во ржи». При этом мужчина был признан вменяемым.

Немного о книге. В книге от лица 17-летнего юноши Холдена в весьма откровенной форме рассказывается о его восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Правда, при этом он не хочет и не может изменить мир.

В период с 1961 по 1982 год «Над пропастью во ржи» была самой запрещаемой книгой в американских школах и библиотеках. Холдена описывали как «дурной пример» для молодежи, утверждали, что он поощряет в детях склонность к бунту, пьянству и разврату. Запретительные действия зачастую приводили к обратному эффекту – роман привлекал к себе только больше интереса.

Подборка книг, которые стоит прочитать.

1. "451 по Фаренгейту", Рэй Бредберри.

Бредбери настолько актуализировал метафору сожжения книг, что даже вынес ее в заглавие: 451 градус - температура, при которой горит бумага. В обществе будущего книги запрещены, и пожарные сжигают любой найденный текст. Зато место чтения заняло интерактивное телевидение. Люди потеряли связь с природой, культурой и друг с другом. Простой парень, пожарный Гай Монтег, знакомится с девочкой, отверженной обществом из-за того, что она интересуется природой и хочет говорить о своих чувствах. После он забирает домой несколько не сожженных книг. Жена доносит на Гая. Он прячется и присоединяется к законспирированному движению за сохранение знаний. Конец романа проникнут надеждой, характерной для фантастики 60-х гг. - автор верит в необходимость и плодотворность сопротивления. Вероятно, перед нами самая светлая и оптимистичная антиутопия из всех когда-либо созданных.

2. "На западном фронте без перемен", Эрих Мария Ремарк.

"Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: "На западном фронте без перемен". Для официальных источников перемен нет, в то время как ежедневно продолжают умирать тысячи людей. Бои на передовой сменяются днями затишья, потом - химическая атака, опять бой, затишье, короткий отпуск - и вновь передовая. Люди по обе стороны окопов - просто тела, лежащие в воронках от снарядов, изуродованные, разметавшиеся от взрывов в самых диких позах… Ремарк - первый писатель, бескомпромиссно порвавший с героическим пафосом, традиционным в изображении войны. Честность и прямота автора испугали не только Третий Рейх: в США книга была запрещена в 1929 г.

3. "Дивный новый мир", Олдос Хаксли.

Жесткая сатира, в которой реальные черты западного общества потребления доведены до страшного логического завершения. Цель людей в обществе будущего - потреблять как можно больше. Богом этого мира является Форд - символ цивилизации потребления. Люди рождаются из пробирки и их сортируют еще до рождения. В пробирки с эмбрионами добавляют разное количество спирта, чтобы задержать их умственное развитие и поддержать иерархию классов. Персонажи изъясняются внушенными им фразами, они не привыкли думать. Печаль искоренена благодаря чудесному наркотику без побочных эффектов. Счастье необходимо для поддержания стабильности общества, поэтому все эмоции строго дозированы. Любви нет, семейные отношения разрушены… Не правда ли, в начале XXI в. эта пугающая картина кажется более чем реальной?

4. "Убить пересмешника", Харпер Ли.

Уютный мир детства девочки по прозвищу Глазастик рушится, когда ее отец-адвокат соглашается защищать в суде чернокожего рабочего, обвиняемого в изнасиловании белой девушки. Хотя адвокат блестяще доказывает невиновность своего подзащитного, присяжные выносят обвинительный приговор, негр гибнет при отчаянной бессмысленной попытке к бегству. "Убить пересмешника" - один из первых (1960) и самых известных романов, поднявших проблему расизма в американском обществе. В книге школьная учительница осуждает преследование евреев Гитлером, но она же считает негров людьми "второго сорта". Отец говорит брату Глазастика, которому подарили ружье: "Убить пересмешника - большой грех", ибо " это самая безобидная птица. Он только поет нам на радость". Перед нами самый известный антирасистский роман, основанный на реальных событиях. Харпер Ли сама выросла в маленьком южном городке, где своими глазами видела зверства Ку-клус-клановцев.

5. "Что делать?", Николай Чернышевский.

Книга проникнута верой в то, что "со временем… все люди будут порядочные люди. Тогда все будет хорошо". Главная героиня Вера Павловна вырывается из затхлого патриархального быта, сама решает, кого ей любить, сама ведет хозяйство и выбирает себе занятие по душе. Естественно, такой сюжет сам по себе был прямым вызовом морали. Но, более того, в тексте есть знаменитые "сны" героини - фантазии на тему будущего справедливого общества.

6. "Мамаша Кураж и ее дети", Бертольд Брехт.

Брехт - не только драматург, создатель новой театральной системы, но и пламенный антифашист, представитель левого, пролетарского искусства. Его "Песня единого фронта" стала боевым гимном немецких рабочих. С приходом к власти Гитлера Брехт вынужден был эмигрировать. Написанная в изгнании "Мамаша Кураж и ее дети" (1939 г.), естественно, сразу же была запрещена на родине автора. Торговка Анна пытается нажиться во время Тридцатилетней войны, отправляясь с фургоном и тремя детьми вслед за войсками. Дети гибнут, сама мамаша Кураж теряет все, но думает о том, что "Надо опять торговлю наживать". Пьеса, блестяще воплотившая принципы "эпического театра" Брехта, ставит зрителя в замешательство, сталкивая такие несопоставимые категории, как война и зарабатывание денег. Своей "кормилицей" войну пытается сделать не "сильный мира сего", а простая женщина. Насколько виновна мамаша Кураж и может ли рядовой человек, вовсе не герой, сам изменить свою судьбу? Брехт не дает прямой оценки, однако вводит единственный положительный образ - немую Катерину, дочь мамаши Кураж, погибающую, спасая жителей города Кале.

7. "Заводной апельсин", Энтони Берджес.

Общество будущего мало привлекательно. Улицы поделены бандитами - "droogs", которые беспрепятственно грабят, убивают и насилуют. Несмотря на регулярные выборы и наличие оппозиции, действующее правительство все время переизбирается. В обществе нет абсолютно никаких ориентиров, ни дружбы, ни любви. Даже классическая музыка, традиционный "культурный код", не выполняет своей функции. Главный герой, Алекс, слушая Бетховена, воображает, как он насилует маленьких девочек. Общество пытается репрессивными мерами изменить механизм агрессии. Алекс проходит курс "лечения", после которого становится патологически неспособным к насилию стерильным обывателем. Однако мещанство, оказывается, - тяжкий крест. Общество и власть теперь глумится над беззащитным Алексом всеми возможными способами. "Заводной апельсин" ставит ряд вопросов, которые принято замалчивать: есть ли у человека право на насилие? Каковы истоки социальной агрессии? Как далеко может пойти государство в ограничении нашей свободы?

8. "Самые голубые глаза", Тони Моррисон.

Черная девочка Пекола вынуждена жить в жестоком мире белых. После того, как ее изнасиловал пьяный отец, она начинает сходить с ума. Малышка мечтает о белом цвете кожи и голубых глазах, которые для нее - воплощение красоты. Пекола просит священника сделать ее глаза голубыми, но он жестоко обманул девочку, заставив убить старую больную собаку. После этого она окончательно теряет связь с реальностью и придумывает себе фантомного друга, который говорит ей, что у нее самые голубые глаза. Эта книга не только антирасистский, но и феминистский роман. Суровый мир отторгает девочку не только из-за цвета кожи, но и из-за пола.

9. "Гроздья гнева", Джон Стейнбек.

Роман рассказывает о судьбе фермерской семьи, которая лишилась своей земли и вынуждена, как тысячи других, ехать через всю Америку в поисках куска хлеба. Ехать нужно мимо свежих могил тех, кто не смог добраться до прекрасного тихоокеанского берега. 30-е годы в США - это невиданный экономический кризис, миллионы безработных, километровые очереди в ночлежки. "Испортилась наша страна" - говорит мимоходом один из персонажей. Гроздья гнева в душе рядовых американцев созрели. Стейнбек фиксирует ощущение исторической катастрофы, но при этом он верит в то, что его народ переживет это потрясение. Призыв к тому, что пора брать власть и судьбу в свои руки - вот то, чем больше всего роман пугал цензоров.

10. "Бойня №5, или крестовый поход детей", Курт Воннегут.

В романе автор обращается к собственному военному опыту (он пережил бомбардировку Дрездена союзниками). Война ужасна и бесчеловечна. На ней умирают юные солдаты, почти дети. Страшный мир трудно осмыслить с позиции здравого смысла и при этом не сойти с ума. В ткани романа одинаково реальны Германия времен Второй Мировой, где советских пленных содержат как зверей, в то время как английские обжираются и ставят от скуки спектакли; "благополучная" Америка 60-х, где каждый живет в своем "коконе", не вмешиваясь в чужую жизнь, и планета Тральфамадор. Там история течет вспять, Гитлер превращается в младенца, а бомбы и пули - в полезные ископаемые. Нет причин и следствий, у героя появляется ощущение полного бессилия перед судьбой - что было характерно для американца 70-х. И для нашего современника теперь - тоже.

Список от Бродского. Книги, которые должен прочесть каждый.

Иосиф Бродский преподавал студентам в Маунт-Холиоке. Похоже, по настоящему ему отравляло жизнь только одно: поголовная болезнь американской молодежи — беспробудное невежество. Однажды, выведенный из себя особенно безнадежным классом, Броский сел за машинку и наспех составил «Список книг, которые должен прочесть каждый».

  1. «Бхагават гита»;
  2. «Махабхарата»;
  3. «Гильгамеш»;
  4. «Ветхий Завет»;
  5. Гомер. «Илиада», «Одиссея»;
  6. Геродот. «История»;
  7. Софокл. Пьесы;
  8. Эсхил. Пьесы;
  9. Еврипид. Пьесы: «Ипполит», «Вакханки», «Электра», «Финикиянки»:
  10. Фукидид. «История Пелопоннесской войны»;
  11. Платон. «Диалоги»;
  12. Аристотель. «Поэтика», «Физика», «Этика», «О душе»;
  13. Александрийская поэзия;
  14. Лукреций. «О природе вещей»;
  15. Плутарх. «Жизнеописания»;
  16. Вергилий. «Энеида», «Буколики», «Георгики»;
  17. Тацит. «Анналы»;
  18. Овидий. «Метаморфозы», «Героиды», «Наука любви»;
  19. Новый Завет;
  20. Светоний. «Жизнеописания двенадцати цезарей»;
  21. Марк Аврелий;
  22. Катулл;
  23. Гораций;
  24. Эпиктет;
  25. Аристофан;
  26. Элиан. «Пестрые истории», «О природе животных»;
  27. Аполлодор. «Аргонавтика»;
  28. Пселл. «Жизнеописание правителей Византии»;
  29. Гиббон. «История упадка и разрушения Римской империи»;
  30. Плотин. «Эннеады»;
  31. Евсевий. «Церковная история»;
  32. Боэций. «Об утешении философией»;
  33. Плиний Младший. «Письма»;
  34. Византийские стихотворные романы;
  35. Гераклит. «Фрагменты»;
  36. Августин. «Исповедь»;
  37. Фома Аквинский. «Summa Theolo qica»;
  38. Св. Франциск. «Цветочки»;
  39. Николло Макиавелли. «Государь»;
  40. Данте. «Божественная комедия»;
  41. Франко Сакети. Новеллы;
  42. Исландские саги;
  43. Шекспир. «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Макбет», «Генрих V»;
  44. Рабле;
  45. Бэкон;
  46. Мартин Лютер;
  47. Кальвин;
  48. Монтень. «Опыты»;
  49. Сервантес. «Дон Кихот»;
  50. Декарт;
  51. «Песнь о Роланде»;
  52. «Беовульф»;
  53. Бенвенуто Челлини;
  54. Генри Адамс. «Воспитание Генри Адамса»;
  55. Гоббс. «Левиафан»;
  56. Паскаль. «Мысли»;
  57. Мильтон. «Потерянный рай»;
  58. Джон Донн, Эндрю Марвелл, Джордж Херберт, Ричард Крошоу;
  59. Спиноза. «Трактаты»;
  60. Стендаль. «Пармская обитель», «Красное и черное», «Жизнь Анри Брюлара»;
  61. Свифт. «Путешествие Гулливера»;
  62. Лоренс Стерн. «Тристрам Шэнди»;
  63. Щодерло де Лакло. «Опасные связи»;
  64. Монтескье. «Персидские письма»;
  65. Локк. «Второй трактат о правительстве»;
  66. Адам Смит. «Благосостояние наций»;
  67. Лейбниц;
  68. Тексты федералистов;
  69. Кант. «Критика чистого разума»;
  70. Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или-или», «Философские фрагменты»;
  71. Достоевский. «Записки из подполья», «Бесы»;
  72. Гете. «Фауст», «Итальянское путешествие»;
  73. Токвиль. «О демократии в Америке»;
  74. Де Кюстин. «Путешествие наших дней (Империя царя)»;
  75. Эрик Ауэрбах. «Мимезис»;
  76. Прескотт. «Лабиринт одиночества»;
  77. Карл Поппер. «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги»;
  78. Элиас Канетти. «Толпа и власть».

♦♦♦

27 книг, которые нужно прочитать до 27 лет

1. Жизнь взаймы Эрих. Мария Ремарк

Мужчина, его автомобиль, хрупкая девушка, умирающая от туберкулеза. Героиня тратит все деньги на платья Balenciaga, а герой очень хочет верить в лучшее. Ироничный и абсурдный финал переворачивает эту сентиментальную историю с ног на голову. Если верить в тезис о том, что каждая девушка в 17 лет должна читать Ремарка, то пусть уж это будет “Жизнь взаймы”.

2. Портрет Дориана Грея. Оскар Уайльд

Прекрасный и капризный юноша Дориан не хочет стареть. Талантливый художник Бэзил пишет его портрет и, сам того не зная, в буквальном смысле передает на холсте его душу. Теперь Дориан навеки молод, а портрет стареет вместо него. Прекрасный мистический роман про наивный эгоизм юных, про аморальность красоты и про то, как на самом деле страшно никогда не меняться.

Уильям Голдинг

4. Ночь нежна.

счастья нет. Любовный треугольник с участием врача по имени Дик, его молодой невротической жены Николь и юной легкомысленной актрисы Розмэри - главный роман о любви, силе и слабости.

5. Бойня номер 5. Курт Воннегут

затеи глазами живого юноши.

7. Заводной апельсин. Энтони Берджесс

смертельный диагноз был ошибкой.

на всю жизнь.

своих родителях.

16. Настенька. Владимир Сорокин

дружбе и взаимовыручке.

Триера.

всерьез.

гадости, написанное с бесконечным восхищением.

По версии ВВС список 200 лучших книг, которые должен прочитать каждый

1. Властелин колец, Дж. Р. Р. Толкиен.
2. Гордость и предубеждение, Джейн Остен.
3. Темные начала, Филипп Пуллман
4. Автостопом по Галактике, Дуглас Адамс
5. Гарри Поттер и кубок огня, Дж. Роулинг.
6. Убить пересмешника, Харпер Ли.
7. Винни-Пух и все-все-все, А. Милн
8. 1984, Дж. Оруэлл.
9. Лев, ведьма и платяной шкаф, К. Льюис.
10. Джейн Эйр, Ш. Бронте. - в оригинале
11. Уловка-22, Джозеф Хеллер
12. Грозовой перевал, Эмили Бронте.
13. Пение птиц, Себастьян Фолкс.
14. Ребекка, Дафна дю Морье.
15. Над пропастью во ржи, Д. Сэллинджер.
16. Ветер в ивах, Кеннет Грэм.
17. Большие надежды, Чарльз Диккенс.
18. Маленькие женщины, Луиза Мэй Элкотт.
19. Мандолина капитана Корелли, Луи де Берньер.
20. Война и мир, Лев Толстой
21. Унесенные ветром, Маргарет Митчелл.
22. Гарри Поттер и Философский камень, Дж. Роулинг.
23. Гарри Поттер и тайная комната, Дж. Роулинг.
24. Гарри Поттер и узник Азкабана, Дж. Роулинг.
25. Хоббит, Дж.Р.Р. Толкиен
26. Тесс из рода д’Эбервиллей, Томас Харди.
27. Миддлмарч, Джордж Элиот
28. Молитва об Оуэне Мини, Джон Ирвин.
29. Гроздья гнева, Джон Стейнбек.
30. Приключения Алисы в стране чудес, Льюис Кэррол.
31. Дневник Трейси Бикер, Жаклин Уилсон.
32. Сто лет одиночества, Габриэль Гарсиа Маркес.
33. Столпы Земли, Кен Фоллетт.
34. Дэвид Копперфильд, Чарльз Диккенс.
35. Чарли и шоколадная фабрика, Роальд Даль.
36. Остров сокровищ, Роберт Льюис Стивенсон.
37. Город как Элис, Невил Шют.
38. Убеждение, Джейн Остен.
39. Дюна, Франк Герберт.
40. Эмма, Джейн Остен.
41. Энн из Грин-Гейблс, Л.М.Монтгомери.
42. Уотершипские холмы, Ричард Адамс.
43. Великий Гетсби, Ф.Скотт Фитцжеральд.
44. Граф Монте-Кристо, Александр Дюма.
45. Возвращение в Брайдсхед, Ивлин Во.
46. Ферма, Джордж Оруэлл.
47. Рождественская песнь в прозе, Чарльз Диккенс.
48. Вдали от обезумевшей толпы, Томас Харди.
49. Спокойной ночи, мистер Том, Мишель Магориан.
50. Семейная реликвия/Искатели раковин, Розамунда Пилчер.
51. Тайный сад/Сокровенное место, Френсис Ходжсон Бернетт.
52. О мышах и людях, Джон Стейнбек.
53. Противостояние, Стивен Кинг.
54. Анна Каренина, Лев Толстой.
55. Подходящий жених, Викрам Сет
56. БДВ, или Большой и Добрый Великан, Роальд Даль.
57. Ласточки и амазонки, Артур Рэнсом
58. Черный красавчик, Анна Сьюэлл.
59. Артемис Фаул, Йон Колфер.
60. Преступление и наказание, Федор Достоевский.
61. Крестики-нолики, Мэлори Блэкмен.
62. Мемуары гейши, Артур Голден.
63. Повесть о двух городах, Чарльз Диккенс.
64. Поющие в терновнике, Колин Маккалоу.
65. Морт - ученик Смерти, Терри Пратчетт.
66. Далекое волшебное дерево/Тайна волшебного дерева, Энид Блайтон
67. Волхв, Джон Фаулз.
68. Добрые предзнаменования, Терри Пратчетт и Нил Гейман.
69. Стража! Стража! Терри Пратчетт.
70. Повелитель мух, Уильям Голдинг.
71. Парфюмер, Патрик Зюскинд.
72. Филантропы в рваных штанах, Роберт Тресселл.
73. Ночная стража, Терри Пратчетт.
74. Матильда, Роальд Даль.
75. Дневник Бриджет Джонс, Хелен Филдинг.
76. Тайная история, Донна Тарт.
77. Женщина в белом, Уилки Коллинз.
78. Улисс, Джеймс Джойс.
79. Холодный дом, Чарльз Диккенс
80. Двойняшки, Жаклин Уилсон.
81. The Twits, Роальд Даль
82. Я захватила замок, Доди Смит
83. Дыры/Отверстия/Колодцы, Луи Сачар.
84. Горменгаст, Мервин Пик.
85. Бог мелочей, Арундати Рой.
86. Вики-ангел, Жаклин Уилсон.
87. О дивный новый мир, Олдос Хаксли.
88. Неуютная ферма, Стелла Гиббонс
89. Волшебник, Раймонд Фэйст.
90. В дороге, Джек Керуак
91. Крестный отец, Марио Пьюзо.
92. Клан пещерного медведя, Жан М. Ауэл
93. Цвет волшебства, Терри Пратчетт.
94. Алхимик, Пауло Коэло.
95. Кэтрин, Аня Сетон.
96. Каин и Авель, Джеффри Арчер.
97. Любовь во времена холеры, Габриэль Гарсиа Маркес.
98. Влюбленные девчонки, Жаклин Уилсон.
99. Дневники принцессы, Мэг Кэбот.
100. Дети полуночи, Салман Рушди.
101. Трое в лодке не считая собаки, Дж. К. Джером.
102. Малые Боги, Терри Пратчетт.
103. Пляж, Алекс Гарланд.
104. Дракула, Брэм Стокер.
105. Точка отсчета, Энтони Горовитц.
106. Записки Пиквикского клуба, Чарльз Диккенс.
107. Громобой, Энтони Горовитц
108. Осиная фабрика, Ян Бэнкс.
109. День шакала, Фредерик Форсайт.
110. Разрисованная мама, Жаклин Уилсон.
111. Джуд Незаметный, Томас Харди.
112. Тайный дневник Адриана Моула, 13 лет, Сью Таунсенд.
113. Жестокое море, Николас Монсаррат
114. Отверженные, Виктор Гюго.
115. Мэр Кастербриджа, Томас Харди.
116. Рискованные игры, Жаклин Уилсон.
117. Плохие девчонки, Жаклин Уилсон.
118. Портрет Дориана Грея, Оскар Уайльд.
119. Сегун, Джеймс Клэвелл
120. День Трифиидов, Джон Уиндем.
121. Лола Роза, Жаклин Уилсон.
122. Ярмарка тщеславия, Уильям Теккерей.
123. Сага о Форсайтах, Джон Голсуорси.
124. Дом из листьев, Марк Данилевски.
125. Библия ядовитого леса, Барбара Кингсолвер
126. Мрачный жнец, Терри Пратчетт.
127. Ангус, ремни и конкретные обжимашки (признания Джорджии Николсон), Луиз Рэннисон
128. Собака Баскервиллей, Артур Конан-Дойл.
129. Одержимость, А. С. Байатт
130. Мастер и Маргарита, Михаил Булгаков.
131. Рассказы служанки, Маргарет Этвуд.
132. Дэнни - чемпион мира, Роальд Даль.
133. К востоку от рая, Джон Стейнбек
134. Лечение Джорджа Марвелуса, Роальд Даль.
135. Вещие сестрички, Терри Пратчетт.
136. Цвет лиловых полей/Цвет пурпура, Элис Уокер.
137. Санта-Хрякус, Терри Пратчетт
138. 39 ступеней, Джон Бьючэн.
139. Девчонки в слезах, Жаклин Уилсон.
140. Вечеринка с ночевкой, Жаклин Уилсон.
141. На Западном фронте без перемен, Эрих Мария Ремарк.
142. В хранилищах музея, Кейт Аткинсон.
143. Высокая верность, Ник Хорнби.
144. Оно, Стивен Кинг
145. Джеймс и гигантский персик, Роальд Даль.
146. Зеленая миля, Стивен Кинг
147. Мотылек, Анри Шарьер
148. К оружию! Терри Пратчетт.
149. Хозяин морей, Патрик О’Брайан.
150. Ключ скелета, Энтони Горовитц.
151. Роковая музыка/Соул - музыка для души, Терри Пратчетт.
152. Вор времени, Терри Пратчетт.
153. Пятый слон, Терри Пратчетт.
154. Искупление/Расплата, Йен МакЮэн.
155. Секреты, Жаклин Уилсон.
156. Серебряный меч, Йен Сьерраильер.
157. Пролетая над гнездом кукушки, Кен Кизи.
158. Сердце тьмы, Джозеф Конрад.
159. Ким, Рэдьярд Киплинг.
160. Вышивка крестиком, Диана Габальдон.
161. Моби Дик, Герман Мелвилл.
162. Речной бог, Уилбур Смит.
163. Закатная песня/Песнь заката, Льюис Грассик Гиббон.
164. Корабельные новости, Энни Прул.
165. Мир по Гарпу, Джон Ирвин.
166. Лорна Дун, Ричард Блэкмор.
167. Девчонки гуляют допоздна, Жаклин Уилсон.
168. Далекие шатры, Мери Маргарет Кей.
169. Ведьмы, Роальд Даль.
170. Паутина Шарлотты, Э.Б. Уайт.
171. Франкенштейн, Мэри Шелли.
172. Они играли на траве, Терри Венейблес и Гордон Уильямс
173. Старик и море, Эрнест Хэмингуэй.
174. Имя розы, Умберто Эко.
175. Мир Софи, Йостейн Гаардер
176. Дитя из мусорного ящика, Жаклин Уилсон.
177. Фантастический мистер Фокс, Роальд Даль.
178. Лолита, Владимир Набоков.
179. Чайка по имени Джонатан Ливингстон, Ричард Бах.
180. Маленький принц, Антуан де Сент-Экзюпери.
181. Дитя из чемодана, Жаклин Уилсон.
182. Оливер Твист, Чарльз Диккенс.
183. Сила единства, Брюс Куртене.
184. Сайлас Марнер, Джордж Эллиот.
185. Американский психопат, Брет Истон Эллис.
186. Ничейный дневник, Джош и Уидон Гроссмиты
187. На игле, Ирвин Уэлш.
188. Мурашки/Ужастики, Р.Л. Стайн
189. Гейди, Джоанна Спири
190. Сыновья и любовники, Д. Лоуренс.
191. Невыносимая легкость бытия, Милан Кундера.
192. Мужчина и мальчик, Тони Парсонс.
193. Истина, Терри Пратчетт.
194. Война миров, Герберт Уэллс.
195. Заклинатель лошадей, Николас Эванс.
196. Отличное равновесие, Рохинтон Мистри.
197. Ведьмы переходят границы, Терри Пратчетт.
198. Король былого и грядущего, Теренс Уайт.
199. Очень голодная гусеница, Эрик Карл.
200. Цветы на чердаке, Вирджиния Эндрюс.

Недавно видел на каком-то зарубежном сайте подборку книг, которые должен обязательно прочесть каждый джентльмен или леди. Большинство авторов, разумеется, тоже были не российскими, и мне стало интересно отыскать список, близкий именно к россиянам. И я нашел!

Журнал «Русский репортер» провел исследование и предложил свой список книг, которые должен прочитать каждый уважающий себя человек, а особенно — каждый русский. Этот список состоит из ста произведений и основан на литературном исследовании, глубинном опросе и анализе упоминаемых текстов. По мнению редакторов журнала, именно по этим книгам можно легко отличать своих от чужих гражданам России…

Эти книги должен прочитать каждый человек

1. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»а
Издание: частично в 1966, полное 1973
Страна: СССР
Урок читателю: о христианской и советской истории
Темы: борьба добра со злом, человек и власть, реальность и волшебство, человек и дьявол, материальный достаток, человек и бог.

2. Александр Пушкин «Евгений Онегин»
Издание: 1833
Страна: Российская империя
Урок читателю: энциклопедия русской жизни, настоящие чувства

3. Федор Достоевский «Преступление и наказание»
Издание: 1866
Страна: Российская империя
Урок читателю: нравственность, философия
Темы: ответственность, человек и бог, революция, человек и дьявол, материальный достаток

4. Лев Толстой «Война и мир»
Издание: 1869
Страна: Российская империя
Урок читателю: поступки настоящего человека
Темы: человек и война, русская любовь, конфликт эпох, быть настоящим человеком, человек и власть, утерянная Россия

5. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Издание: 1943
Страна: США
Урок читателю: философия
Темы: ответственность, человек и бог, инфантилизм

6. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
Издание: 1840
Страна: Российская империя
Урок читателю: психология человека
Темы: романтика, утерянная Россия, цинизм

7. Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»
Издание: 1928
Страна: СССР
Урок читателю: уроки сатиры
Темы: погоня за деньгами, цинизм, сатира, авантюризм

8. Джордж Оруэлл «1984»
Издание: 1949
Страна: Великобритания
Урок читателю: обществознание
Темы: маленький человек, человек и власть, человек против системы

9. Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
Издание: 1967
Страна: Колумбия
Урок читателю: познание вечности
Темы: реальность и волшебство, человек и война, прекрасное далеко

10. Джоан Роулинг «Гарри Поттер»
Издание: 1997
Страна: Великобритания
Урок читателю: взросление
Темы: борьба добра со злом, дружба, реальность и волшебство, инфантилизм, быть настоящим человеком


11. Николай Гоголь «Мертвые души»
Издание: 1842
Страна: Российская империя
Урок читателю: русский характер
Темы: русская душа, погоня за деньгами, сатира, авантюризм

12. Лев Толстой «Анна Каренина»
Издание: 1878
Страна: Российская империя
Урок читателю: семейная жизнь
Темы: ответственность, человек и бог, русская любовь, верность, человек и дьявол, Россия на распутье

13. Федор Достоевский «Идиот»
Издание: 1868-1869
Страна: Российская империя
Урок читателю: человечность
Темы: человек и бог, сострадание, человек и дьявол, инфантилизм

14. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Издание: 1890
Страна: Великобритания
Урок читателю: декаданс, нарциссизм
Темы: инфантилизм, красота и уродство, вечность

15. Александр Грибоедов «Горе от ума»
Издание: 1824
Страна: Российская империя

Темы: Россия и Запад, человек и власть, правда и ложь

16. Иван Тургенев «Отцы и дети»
Издание: 1862
Страна: Российская империя
Урок читателю: конфликт поколений
Темы: революция, человек и бог, цинизм, конфликт поколений, страх будущего

17. Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»
Издание: 1954-1955
Страна: Великобритания
Урок читателю: добро и зло
Темы: человек и бог, добро и зло, человек и дьявол, реальность и волшебство, человек и война, правда и ложь, фантастическое, прекрасное далеко

18. Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Издание: 1951
Страна: США
Урок читателю: подростковый кризис
Темы: страх будущего, конфликт поколений, инфантилизм

19. Эрих Мария Ремарк «Три товарища»
Издание: 1936
Страна: Германия
Урок читателю: настоящая дружба
Темы: романтика, дружба, человек и война

20. Борис Пастернак «Доктор Живаго»
Издание: 1957
Страна: СССР
Урок читателю: выжить в смуте
Темы: революция, русская любовь, утерянная Россия, человек и власть


21. Михаил Булгаков «Собачье сердце»
Издание: 1925
Страна: СССР
Урок читателю: человеческое достоинство
Темы: утерянная Россия, революция

22. Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»
Издание: 1865
Страна: Великобритания
Урок читателю: сновидения и логика
Темы: реальность и волшебство, инфантилизм, страх будущего

23. Федор Достоевский «Братья Карамазовы»
Издание: 1880
Страна: Российская империя
Урок читателю: религия и философия
Темы: человек и власть, Россия на распутье, человек и бог, человек и дьявол

24. Артур Конан Дойль «Шерлок Холмс» (60 произведений)
Издание: 1891-1927
Страна: Великобритания
Урок читателю: дедуктивное мышление
Темы: герой-одиночка, знание — сила

25. Александр Дюма «Три мушкетера»
Издание: 1844
Страна: Франция
Урок читателю: настоящий мужчина
Темы: быть настоящим человеком, дружба, человек и власть, романтика, инфантилизм

26. Александр Пушкин «Капитанская дочка»
Издание: 1836
Страна: Российская империя
Урок читателю: о чести
Темы: романтика, русская любовь, утерянная Россия

27. Евгений Замятин «Мы»
Издание: 1924
Страна: СССР
Урок читателю: политология
Темы: человек против системы, человек и власть

28. Николай Гоголь «Ревизор»
Издание: 1836
Страна: Российская империя
Урок читателю: государственный устрой
Темы: авантюризм, человек и власть, сатира

29. Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»
Издание: 1597
Страна: Англия
Урок читателю: трагическая любовь


30. Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
Издание: 1952
Страна: США
Урок читателю: душевная сила
Темы: быть настоящим человеком, романтика

31. Иван Бунин «Темные аллеи»
Издание: 1937-1949
Страна: Франция
Урок читателю: отношения
Темы: утерянная Россия, романтика

32. Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»
Издание: 1790 (фрагменты), 1831
Страна: немецкие государства
Урок читателю: воля и этика
Темы: добро и зло, человек и бог, реальность и волшебство, человек и дьявол, романтика, человек и власть

33. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Издание: 1951
Страна: США
Урок читателю: борьба с деградацией
Темы: вера в культуру, революция, страх будущего

34. Библия
Издание: XV в. до н. э. - II в. н. э.
Страна: государства территории современного Ближнего Востока
Урок читателю: урок уроков
Темы: человек и бог, добро и зло, человек и власть, человек и дьявол

35. Франц Кафка «Процесс»
Издание: 1925
Страна: Австро-Венгрия
Урок читателю: выжить в мире бюрократии
Темы: маленький человек, абсурд, человек и власть

36. Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»
Издание: 1931
Страна: СССР
Урок читателю: юмористический взгляд
Темы: погоня за деньгами, авантюризм, человек и власть, сатира

37. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Издание: 1932
Страна: Великобритания
Урок читателю: отказ от иллюзий
Темы: человек против системы, страх будущего, человек и власть

38. Михаил Шолохов «Тихий Дон»
Издание: 1928 (частично), 1940
Страна: СССР
Урок читателю: человек в истории
Темы: маленький человек, человек и власть, Россия на распутье, утерянная Россия, революция, русская любовь

39. Виктор Пелевин «Generation «П»»
Издание: 1999
Страна: Россия
Урок читателю: российская история современности
Темы: погоня за деньгами, человек и власть, эзопов язык, цинизм

40. Уильям Шекспир «Гамлет»
Издание: 1603
Страна: Англия
Урок читателю: противоречия внутри человека
Темы: инфантилизм, любовь, романтика


41. Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
Издание: 1813
Страна: Великобритания
Урок читателю: психология отношений
Темы: романтика, лабиринт чувств, прекрасное далеко

42. Вениамин Каверин «Два капитана»
Издание: 1944
Страна: СССР
Урок читателю: личностный рост
Темы: романтика, русская любовь, быть настоящим человеком

43. Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Издание: 1962
Страна: США
Урок читателю: о свободе
Темы: маленький человек, человек против системы, человек и власть

44. Николай Носов «Трилогия о Незнайке»
Издание: 1953-1965
Страна: СССР
Урок читателю: учебник по экономике
Темы: романтика, инфантилизм, прекрасное далеко

45. Иван Гончаров «Обломов»
Издание: 1859
Страна: Российская империя
Урок читателю: русский менталитет
Темы: Россия и Запад, русская любовь, утерянная Россия

46. Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Издание: 1964
Страна: СССР
Урок читателю: об идеализме
Темы: гимн труду, романтика, реальность и волшебство, утерянная Россия

47. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Издание: 1876
Страна: США
Урок читателю: детство
Темы: дружба, романтика, прекрасное далеко, инфантилизм

48. Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
Издание: 1973
Страна: СССР
Урок читателю: выжить в колесе истории
Темы: маленький человек, Россия на распутье, человек и власть, революция

49. Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»
Издание: 1925
Страна: США
Урок читателю: о разочаровании
Темы: романтика, прекрасное далеко

50. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Издание: 1957
Страна: США
Урок читателю: радость и фантазия
Темы: романтика, инфантилизм, прекрасное далеко


Итак, перед вами половина списка. Еще 50 книг, которые должен прочитать каждый, можно найти . Сколько из этих произведений вам знакомы? Сколько уже прочитаны вами?:) Свои ответы напишите в комментариях.

«Зовите меня Измаил» - такими словами Герман Мелвилл начал свой роман Моби Дик - наверное, самый важный роман в истории американской литературы 19го века. Но этого великого писателя практически забыли еще до его смерти и упомянули как Генри Мелвилла в некрологах в газете New York Times.
Спад его писательской карьеры произошел, собственно говоря, именно благодаря Моби Дику . До этого Мелвилл писал довольно успешные книги о морских приключениях, но эта амбициозная сказка о сумасшедшем капитане дальнего плаванья, одержимом идеей преследования белого кита, оказалась чрезмерной для читателей того времени, которые его так и не поняли.
Даже критиков ввел в ступор поэтический, почти библейский, стиль Мелвилла. И лишь после его смерти книга была признана шедевром мировой литературы – по истине сильным произведением, затрагивающим серьезные темы места обычного человека в природе, необходимости найти смысл жизни и американской природы в целом.

2: Мертвые Души

Хоть название и знакомо многим с ранних лет, но может пугать своей мрачностью. На самом деле, Мертвые души – одна из остроумнейших книг 19го века, написанная Николаем Гоголем , который имел большое влияние на творчество Толстого и Достоевского .
Мертвые души – единственный роман писателя, повествующий о предприимчивом молодом человеке, путешествующем по России и скупающим «мертвые души» – умерших крестьян, которые все еще числились живыми у помещиков по зарегистрированным данным переписи населения. Скупая их и оформляя на свое имя, он надеется создать иллюзию владельца множества крестьян, что позволило бы ему получать большие ссуды от государства, разбогатеть и добиться высокого социального статуса.
Представляя широкую блестящую сатиру на общество (Гоголь высмеивает всех, от сплетничающих домохозяек до жестоких землевладельцев и напыщенных чиновников), Мертвые души считается первым романом русской литературы.

3: Холодный Дом

Хоть и не столь известен, как Оливер Твист и Большие надежды , Холодный дом все еще является величайшим романом Чарльза Диккенса . Он напичкал его всем, что только знал о Лондоне викторианской эпохи, и прочесть его – все равно, что попутешествовать во времени.
На поверхности – это сатирическая (но все же значимая) критика британского законодательства – коррупционных юристов, аристократов и коммерсантов, которые используют суд в своих корыстных целях. Но эта сатира формирует лишь один слой романа. Это также история о запрещенной любви, семейных тайнах и интригах.
Ну а поскольку это Диккенс , то, конечно же, книга просто напичкана незабываемыми персонажами, в числе которых и сам Лондон. Беспорядочная застройка города и закручивающиеся щупальца тумана еще ни кем не были описаны с такой художественной силой. Это самый притягательный эскапизм в литературе.

4: Молль Флендерс

Самым знаменитым произведением Даниеля Дефо навсегда останется Робинзон Крузо , но на много величественнее и более захватывающим является его другой роман – Молль Флендерс .
Молль – дочь каторжницы, рожденная в заключении, и твердо решившая стать приличной, богатой леди. За этим решением следует череда часто забавных, а иногда трагических событий, когда Молль неоднократно выходит замуж, один из них за своего собственного брата, чисто случайно совершает инцест, становится шлюхой, мошенницей и воровкой и слишком близко знакомиться со стенами тюремной камеры.
Предлагая перехватывающее дыхание путешествие по всей грязи и блеску 18го века, роман также дарит нам одну из наихаризматичнейших главных героинь в литературе. Красивая, остроумная и безжалостная Молль опережает свое время. И при всем при этом она очаровательно мила и уязвима, вызывающая желание помочь разобраться со своей жизнью.

5: Гордость и предубеждение

Многие люди лишь поверхностно знакомы с романом Гордость и предубеждение , и то лишь благодаря Колину Ферту, сыгравшему в одной из его экранизаций. Но, если вы знаете произведение только с телеэкранов, тогда стоит познакомиться с ним на много ближе.
Самый любимый роман Джейн Остин – смешной с первой страницы, и на столько же комичен, как и романтичен. Остин удалось собрать все о романтике, любви и ухаживаниях: неловкий флирт, спутанные послания и то, как любовь может одурачить даже самых умных и сильных из нас.
Конечно же, все знают Дарси, одного из величайших романтических литературных героев, что уже является большим достижением, беря во внимание его ханжество и отсутствие чувства юмора. Но в романе есть еще целая галерея вкуснейших персонажей, начиная гротескной леди Кэтрин де Бёр, заканчивая главной героиней – Элизабет Беннет – бойкой, остроумной девчушкой, которая легко вписалась бы в 21 век. Это лучший женский городской роман своего времени!

6: Незнакомка из Уайлдфелл-Холла

Энн Бронте так и не стала столь же популярной, как ее сестра Шарлотта , что не совсем справедливо, поскольку Незнакомка из Уайлдфелл-Холла – один из величайших романов 19го века.
Этой книгой Энн Бронте выступила с ранним движением в защиту прав женщин. Роман рассказывает о красивой женщине, которая бросает своего неверного и развратного мужа в поисках собственного жизненного пути. Главная героиня, Хелен Хантингдон, одна из самых сильных женских персонажей в английской художественной литературе.
Хотя существует огромная разница этого романа с искаженным, упорядоченным миром Джейн Остин . История Хелен об алкоголизме, декадентском сексе и социальном скандале, а эмоциональная сила романа практически соперничает с Грозовым перевалом .

7: Ярмарка тщеславия

Может Чарльз Диккенс и король литературного Лондона середины 19го века, но одним из главных его соперников и претендентом на трон был Уильям Мейкпис Теккерей .
Решив превзойти Диккенса , Теккерей создал буйный, энергичный роман-эпопею о жизни в Британии, дал ему героиню-негодяйку и назвал его Ярмарка тщеславия . В то время, как Диккенс был без сомнения писателем более широких масштабов и большего великодушия, Теккерей был жестоким, хладнокровным и абсолютно несентиментальным.
Ярмарка тщеславия - это история Бекки Шарп, восхитительно безнравственной карьеристки, использующей внешность, шарм и порядочную долю хитрости для очаровывания мужчин и накопления как можно большей суммы денег. Это острая сатира на британское общество и лицемерие высших классов. Этот роман викторианской эпохи именно для тех, кто ищет приличную драму с быстро развивающимся комическим сюжетом.

8: Миддлмарч

На первый взгляд, роман с подзаголовком «Исследование провинциальной жизни», может не показаться самым захватывающим чтивом в мире. Но Миддлмарч писательницы Джордж Элиот является серьезным претендентом на звание величайшего британского романа 19го века.
Элиот использует маленький вымышленный городок в качестве модели всей цивилизации, исследуя природу любви, целостности, семьи, добродетели и порока. Центральный персонаж – Доротея – сущий ангел, или, по крайней мере, хочет такой быть. Но ирония состоит в том, что выбор правильного пути для правильных поступков – это именно то, что приводит ее во множество неприятностей.
Это поистине английский роман. И если бы великий Лев Толстой родился в Великобритании, он бы точно написал что-то подобное. Но к счастью, это сделала Элиот , подарив миру то, что Виржиния Вульф позже назовет «одним из немногих английских романов, написанных для взрослых».

9: Война и мир




10: Мадам Бовари

Французский романист, Гюстав Флобер , был застенчивым, самонадеянным и раздраженным обществом. Но этот мизантроп также стоит за одним из наиболее чувственных и трогательных образов женской жизни, когда-либо написанных.
Муж Эммы Бовари – классический милый парень – надежный, поддерживающий и абсолютно скучный. И вот Эмма, отчаянно жаждущая страсти и волнений, вступает в ряд жарких романов, неизбежным результатом которых становится трагедия. Когда эта изысканная книга была опубликована, она спровоцировала скандал и требование французских прокуроров запретить ее за непристойность. Но вместо этого она стала бестселлером, а ее чистый, свежий стиль повлиял на множество писателей поздних времен.
Этот стиль стал результатом маниакального перфекционизма Флобера . Он мог неделю писать одну страницу, переписывая каждое предложение, пока все не казалось ему идеальным. Результатом стала история об адюльтере и причинах, толкающих людей на измену и предательство.

9: Война и мир

Вот он, отец классического романа, эпический рассказ, который многие называют величайшей книгой всех времен и народов. Пусть вас не пугают его объемы и репутация. Он определенно должен понравиться, хоть в школе и вызывал трепет и отвращение.
Рассказывая о ранних годах 19го века, шедевр Льва Толстого описывает группку русских аристократов, столкнувшихся со вторжением армии Наполеона. Хотя многочисленные батальные сцены в романе довольно таки яркие и кровавые, книга превосходит себя в моменты описания конфликтов в человеческих отношениях. В конце концов, Толстого более всего интересовало одно предположение – как можно не затронуть нравственность, столкнувшись с дефектами этого порочного мира.
С таким обширнейшим романом, не удивительно, что такое множество писателей сравнивали Толстого с Шекспиром (хотя самому Толстому Шекспир никогда не нравился). Война и мир - один из тех романов, которые проживаешь, а не просто читаешь. Найдите для него время, и вы поймете, что не зря его так хвалят, и зря вы не прочитали его в школе.

12: Дэниэль Деронда

Неудовлетворенная созданием ошеломляющего шедевра, коим является Миддлмарч , Элиот закончила свою карьеру еще одним величайшим романом – Дэниэль Деронда . Сегодня он известен, как один из первых и наиболее сочуствующий романом о британских евреях.
Милый и красивый Дэниэль Деронда, спасает обаятельную певицу от самоубийства, не дав ей прыгнуть в Темзу, что ведет к его знакомству и присоединению к еврейской общине в Лондоне. Элиот ловко сплетает саморазвитие Дэниэля с историей Гвендолин, молодой женщины, которая изначально предстает испорченной обществом девицей, но постепенно восстанавливается, помогая другим.
Для рассказа об обществе викторианской Англии, книга поразительно существенна для событий современного мира. Одна из тем – миграция евреев в ту часть Ближнего Востока, где позже был образован Израиль. Но это лишь история любви, и Элиот не позволяет политическим и философским идеям затмить созданные ею персонажи.

13: Красное и черное

Французский писатель Стендаль умел обходиться с дамами 19го века. Он фактически был одержим романтикой и соблазнением, что может объяснить характер главного героя классического романа Красное и черное . Книга рассказывает о беспринципном молодом хаме, Жюльене Сореле, использующем свою внешность и ум с целью проложить себе путь во французское общество в годы, последующие за падением Наполеона. К несчастью, он сделал неправильный выбор способа завоевания, и его роман с женой мера кладет начало череде событий, которые несколько умеряют его поиски богатства и власти. Но стоит ли Жюльеном восхищаться? Именно этот вопрос делает роман столь интригующим. Книга бросает вызов нашим собственным представлениям, показывая человека лживого и эгоистичного, который в то же время нисколько не хуже тех, кем он манипулирует. Анализируя его мотивы, вы, возможно, пересмотрите свое собственное восприятие мира.

14: Доводы рассудка

Все романы Джейн Остин неимоверно популярны. Все, кроме этого. По какой-то причине, Доводы рассудка никогда не вызывал к себе то же низкопоклонство, что Гордость и предубеждение , Эмма или Чувства и чувствительность . Но в какой-то мере – это ее самое насыщенное произведение.
Возможно, это потому, что книга стала ее последней и была опубликована после ее смерти. В отличие от других романов Остин , сосредоточенных на перспективных светских барышнях, экспериментирующих с первой любовью, этот исследует жизнь более зрелой женщины. Главная героиня, Энн Эллиот, убеждает себя отказать поклоннику, потому что он недостаточно «респектабельный». Много лет спустя, давняя «любовь» Энн возвращается богатым и почтенным мужчиной, но не слишком ли поздно?
Доводы рассудка – наводящий на размышления, ностальгический роман. Приятно смотреть, как Остин справляется с темами сожаления о потерянной любви, вместо прямолинейных ухаживаний. Именно поэтому роман является идеальным дополнением к другому ее шедевру – Гордости и предубеждению .

15: Сердце тьмы

Джозеф Конрад создал множество настоящих классических произведений, но его лучшая работа – относительно короткий роман Сердце тьмы – наверное, единственная тонкая критика колониализма.
Книга рассказывает о Марлоу, англичанине, которому нужно переправить партию слоновой кости вниз по реке Конго в районе Африки, оккупированной Бельгией. Во время своего путешествия он становится очевидцем многих зверств над коренными африканцами со стороны колониалистов, а также узнает о торговце слоновой костью по имени Курц, который выдал себя полубогом среди племен региона.
Вместе с Курцом Конрад демонстрирует, как идея «цивилизации» других рас может зажечь встречный огонь и развратить оккупантов. Это мощная сказка, которую можно применить во многих других исторических моментах. Фрэнсис Форд Коппола, например, использовал эту историю для исследования войны во Вьетнаме в своем фильме «Апокалипсис сегодня».

16: Приключения Гекльберри Финна

«Вся современная американская литература происходит от одной книги Марка Твена под названием Приключения Гекльберри Финна . Не было ничего до нее, не было ничего столь же хорошего после».
Так думал Эрнест Хемингуэй , и, хотя он мог немного перегнуть, это говорит многое о важности произведения. Твен задумывал его, как простой приключенческий рассказ, но книга оказалась настоящим призывом к свободе и сопротивлению.
Написана с точки зрения Гека (а американский сленг является одним из многочисленных феноменов книги), история рассказывает о подростке и беглом рабе по имени Джим, которые путешествуют на плоту по реке Миссиссиппи. На своем пути они сталкиваются со множеством нежелательных людей и ситуаций, которые только укрепляют их решение отвергнуть господствующее общество.
Именно беспощадная критика губительного рабства дает книге такую силу. Но это также и красивая сказка о детстве, представляющая контраст невинного идеализма молодости и насилия и порочности мира взрослых. Попробуйте увидеть благоговение Хемингуэя собственными глазами

17: Портрет Дориана Грея

Это единственный роман, опубликованный легендарным Оскаром Уайльдом , который столь же восхитительно замечательный, как можно было от него ожидать. Дориан – поразительно красивый и самовлюбленный молодой человек, который не хочет стареть. Его желание сбылось, и вместо него стареет его портрет, а потом на нем появляются и следы растущей жестокости и порочности Дориана.
Это Уайльдовская интерпретация старого мифа о Фаусте. Это классический пример литературы викторианской эпохи, полной распущенных денди, курящих опиум и обсуждающих искусство, секс и моральные принципы. Несомненно, роман считали несколько шокирующим в свое время, особенно за скрытую тему гомосексуализма.
Это великая книга, но ее стоит прочесть лишь только для того, чтобы вооружиться несколькими убийственными остротами, которыми можно воспользоваться на очередном светском приеме.

18: Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена

Когда священник по имени Лоренс Стерн опубликовал Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена в середине 18го века, абсолютная оригинальность (и странность) текста заставила многих критиков закатить глаза. Даже Сэмюэль Джонсон сказал, что «Тристрам Шанди долго не протянет!»
Но он таки протянул, возможно, именно потому, что чувство юмора в книге оказалось удивительно современным, полным таким множеством хитроумных выходок, непристойностей и развратно глупых интермедий, что можно подумать роман написала пьяная компания создателей шоу Монти Пайтон.
Сам сюжет довольно простой. Это история жизни малыша Тристрама Шенди, рассказанная им самим. Но необычной книгу делает ее удивительно хаотический стиль. Шанди начинается с истории его зачатия, и продолжается чередой стольких странно смежных историй, что рождается он только по прошествии сотен страниц.
Роман напичкан лукавыми шутками, странными отступлениями и сумасшедшими несчастными случаями, и представляется самым эксцентричным и странным классическим литературным произведением всех времен и народов. Но это также была любимая книга Виржинии Вульф .

19: Дракула

Может эта книга написана и не так красиво, как некоторые другие из этого списка, зато явно самая известная из них всех. В конце концов, роман Брема Стокера , Дракула , подарил нам по истине культового персонажа, которого можно увидеть во многочисленных фильмах, телешоу, комиксах, мультиках, мюзиклах, компьютерных играх и других книгах.
Но книга представляет собой на много больше, чем историю графа-кровопийцы. Это увлекательное описание нравственности и сексуальности викторианской эпохи. Сам Дракула – это искуситель, который полностью развращает милых викторианских девственниц, и лишь группке героев в камзолах под силу выпроводить это дикое существо и восстановить должный этикет и порядок.
Дракула все еще остается великим романом ужасов, который уносит нас в путешествие из Трансильвании в Англию и обратно. Так что забудьте «Баффи», «Интервью с вампиром», «Сумерки» и прочие жалкие имитации. Устройтесь поуютнее в своем кресле с оригинальным романом Брема Стокера в руках и познакомьтесь с вампиром, который все это начал…

20: Грозовой перевал

Ну и наконец… Конечно же, нельзя было проигнорировать удивительную сказку о страсти, любви, трагедии и неконтролируемого гнева Эмилии Бронте …
К сожалению, этот роман также не стал столь популярным, как многочисленные произведения сестры писательницы, Шарлотты Бронте , но лично на мой взгляд, книга более, чем заслуживает места в школьной программе по зарубежной литературе, не говоря уже о том, что каждая любительница чтения, должна ее прочесть, и не раз, в своей жизни.
В центре Грозового перевала – Хитклиф – изначальный литературный плохишь, чья любовь к Йоркширской девушке Кэти – единственное, что уравновешивает его ненависть ко всему прочему. А когда Кэти выбирает другого, более почтенного мужчину, для замужества, Хитклиф приходит в ярость, которая и разрушает обе их жизни.
Но это только половина. Все думают, что роман Бронте – это история Кэтрин и ее грубого, опасного, коварного поклонника. Но книга также описывает жизни второго поколения, на которое повлияла жажда мести Хитклифа. Это эпическая, сильная и довольно сложная история.