Есть ли у вашего ребенка «синдром электронного экрана»? Тест от психиатра. Тест «Есть ли у вашего ребенка воображение

Некоторые родители могут ответить, что их дети не нуждаются в друзьях. Мало того, они с гордостью подчеркивают, что их дочь или сын - ребенок домашний, ему вполне хватает общения с родственниками, а самые его близкие друзья - это они сами! О том, что в таких заявлениях прослеживается родительский эгоизм, мало кто задумывается. Тем более редко кто заглядывает в будущее, пытаясь предугадать, каким вырастет этот ребенок, как он будет чувствовать себя в среде своих ровесников и какие комплексы начнет испытывать по поводу того, что он одинок и никому не интересен!

Какие бы ни были времена, а моральная поддержка для человека всегда очень важна. Можно, конечно, обращаться к платному психологу, и он поможет решить определенные проблемы. Только вот не поздравит он вас с днем рождения, не забежит к вам в гости на чашечку чая или кофе, чтобы поболтать о пустяках, не придет проводить в последний путь ваших близких, не даст денег взаймы без процентов...

Вывод один: у вашего ребенка должны быть друзья! И научить его тонкому искусству дружбы должны родители.

Предвидим попытки некоторых пап и мам оправдать изолированность своего ребенка от сверстников тем, что последние могут оказать на него плохое влияние. Ответим так: это никогда не произойдет, если взрослые будут внимательны. Они должны привечать в своем доме ребят хороших и, конечно же, оградить своего ребенка от тех товарищей, дружба с которыми к добру не приведет.

Прежде всего, отец и мать должны быть хорошо осведомлены о круге общения своего ребенка. Откуда обычно появляются товарищи? Из соседского окружения, из школьного коллектива. Родители должны иметь о них определенную информацию. Если сами взрослые не изолированы от общества, а общаются хотя бы иногда с соседями, посещают родительские собрания, поддерживают связь с другими родителями, то это не составит труда.

Что нужно знать о маленьких товарищах своего ребенка? Из какой они семьи, есть ли за ними должный контроль, как учатся и как ведут себя в школе, чем занимаются в свободное время, какие у них увлечения - вот на эти моменты нужно обратить внимание. Потому что всем понятно, что дети - личности еще не окрепшие и действительно легко поддаются влиянию. Если товарищу вашего ребенка родители дают безмерную свободу, то скоро ее потребует и ваш сын или дочь. Если друг плохо учится и так же отвратительно себя ведет - он может показаться вашему сыну или дочери «героем»! Если досуг школьника не занят полезными занятиями - он не ходит в кружки, секции, музыкальную школу, не любит читать, тогда можно предположить, что его духовный мир крайне беден и общение с ним пользы вашим детям не принесет. Поэтому всеми силами препятствуйте такому общению: если не получается сделать это тактично и дипломатично, можно запретить и в категоричной форме, открыто объяснив ребенку, почему вы не приветствуете эту дружбу и чего опасаетесь. Он должен научиться вас понимать и обязан прислушиваться к вашему мнению.

Если же информация, собранная вами, свидетельствует только в пользу нового товарища вашего ребенка, тогда, как мы уже отметили выше, способствуйте укреплению дружеских связей. Обязательно познакомьтесь с его (или ее) родителями, обменяйтесь с ними номерами телефонов. Раз они люди ответственные, то будут только рады поддерживать с вами постоянный контакт для того, чтобы тоже быть уверенными в том, что их ребенок дружит с мальчиком или девочкой из порядочной семьи.

Теперь, когда вы не сомневаетесь в том, что друг или подруга - ребята хорошие, научите их дружить по-настоящему. Почаще приглашайте их в гости, организуйте им интересный досуг, сладкий стол, не отказывайте своему сыну или дочери и в желании погостить у товарищей. Польза от этого двойная: во-первых, дети будут общаться красиво (играть в игры, смотреть фильмы), а не слоняться без толку по улицам, а во-вторых, они будут все время на виду у взрослых!

Если ваш ребенок привыкнет к определенному уровню общения, культуре, можете быть уверены в том, что его никогда не потянет на улицу, не увлекут ребята с нехорошими интересами. Он будет выбирать себе друзей достойных!

Ольга Крусь (учитель)
специально для сайта



Синдром электронного экрана - перевозбуждение, которое ребенок испытывает от постоянного использования планшетов и смартфонов. Мозг малыша подвергается непрерывному стрессу и начинает вести себя аномально. Некоторые симптомы похожи на признаки психических заболеваний, а если болезни в неких зачаточных состояниях есть, то синдром способен многократно их усилить.

Симптомы синдрома электронного экрана - неумение контролировать вспышки злости, раздражительность, потеря внимания и концентрации, неспособность переносить неудачи, а также тревожность и постоянное плохое настроение.

Американский психиатр Виктория Данкли специализируется на лечении сложных психиатрических заболеваний у детей. Она - автор книги «Перезагрузите мозг вашему ребенку» и составитель теста, с помощью которого вы определите, есть ли у вашего малыша синдром электронного экрана.

Распечатайте список и галочками отметьте те вопросы, на которые вы ответили «да».

1. Возбужден ли ваш ребенок?

2. Испытывает ли ваш ребенок немотивированную ярость?

3. Наблюдаются ли у ребенка нервные срывы по незначительным поводам?

4. Стал ли ребенок менее организованным?

5. Случаются ли у ребенка приступы агрессии, когда вы просите его отложить планшет или отойти от компьютера?

6. Прячет ли ребенок глаза или избегает зрительного контакта после игры за компьютером?

7. Расширены ли его зрачки после игры за компьютером?

8. Можете ли вы сказать, что ребенок считает любые экраны притягательными?

9. Наблюдаются ли у вашего ребенка приступы безрадостности или меланхолии, испытывает ли он меньше удовольствия от занятия привычными и ранее любимыми вещами?

10. Начались ли у ребенка проблемы с друзьями или социализацией в принципе?

11. Сузился ли круг интересов вашего ребенка, концентрируется ли он в основном на просмотре видео, общении в интернете, видеоиграх?

12. Стал ли ребенок хуже учиться, уделять учебе меньше внимания?

13. Пытались ли врачи в какой-либо момент ставить ребенку биполярное расстройство, СДВГ или тревожное расстройство, особенно если в вашей семье нет людей с такими диагнозами?

14. Ставили ли разные врачи вашему ребенку разные диагнозы, прописывали ли лекарства, с назначением которых вы были не согласны?

15. Имеется ли у вашего ребенка психиатрический диагноз, симптомы которого укрепляются после проведения времени перед экраном?

16. Испытывает ли ребенок проблемы со сном - например, не может уснуть или не высыпается?

17. Кажется ли вам, что ваш ребенок испытывает беспричинный стресс?

18. Стал ли ваш ребенок менее внимателен к деталям?

19. Визиты к психологу не помогают вашему ребенку?

20. Обманывает ли ребенок вас, говоря, что проводит перед экранами меньше времени, чем на самом деле?

21. Ссоритесь ли вы с ребенком по поводу электронных устройств?

22. Предпочтет ли ребенок общение в сети реальной прогулке со сверстниками?

23. Болезненно ли ребенок воспринимает проигрыши?

24. Боитесь ли вы ограничивать время ребенка у экрана или отнимать у него электронные устройства?

25. Избегаете ли вы оставаться с ребенком наедине, потому что боитесь, что совместное время будет неприятным для обоих?

Теперь подсчитайте, сколько получилось галочек. Чем больше, тем выше вероятность, что у вашего ребенка проблемы.

1–5 баллов: есть риск развития синдрома, но не очень высокий. У ребенка определенно есть какие-то проблемы (может, с социумом или психикой), но еще не факт, что они связаны именно с электронными устройствами.

5–12 баллов: риск развития есть, и он довольно сильный. У ребенка наблюдаются проблемы - с учебой, отношениями и домочадцами, возможно, сразу в нескольких сферах. Если вы спохватились сейчас, то успели как раз вовремя.

13 баллов и больше: риск высокий. Если вы отметили больше половины вопросов, то у вашего ребенка, скорее всего, уже есть синдром электронного экрана и зависимость от гаджетов. Ограничьте время, которое ребенок проводит с компьютером, и скорее бегите к врачу!

Вашему вниманию тест от американского психиатра Виктории Данкли , автора книги «Перезагрузите мозг своего ребенка».

Сколько времени детям можно проводить перед экраном смартфонов, планшетов и телевизора? Задолго до возникновения зависимости чувствительная нервная система ребенка может перевозбуждаться даже от умеренного, но регулярного проведения времени перед экраном электронных устройств. От этого мозг ребенка находится в состоянии хронического стресса и по сути переживает замыкание лобной доли. Возникающие от этого симптомы могут походить на симптомы душевных расстройств, а также усиливать их (если расстройства уже имеются). Кроме того, все это может вызывать в проблемы с учебой.

Такое состояние Виктория Данкли называет «синдромом электронного экрана». Для начала родителю стоит распознать признаки синдрома - кроме очевидного постоянного желания проводить время перед экраном смартфона, планшета или телевизора. Пройдите этот тест и узнайте, стоит ли вам начать беспокоиться.

  1. Выглядит ли ваш ребенок все время возбужденным?
  2. Случаются ли у него срывы по незначительным поводам?
  3. Случаются ли у него полноценные приступы ярости?
  4. Ваш ребенок стал дерзким или неорганизованным?
  5. Раздражается, когда вы говорите, что пора отложить телефон или отойти от компьютера?
  6. Замечали у ребенка расширенные зрачки после пользования электронным устройством?
  7. Избегает ли ребенок зрительного контакта после пользования электронным устройством - или вообще?
  8. Можно сказать, что вашего ребенка притягивают экраны?
  9. Бывает так, что вам кажется, что ребенок не рад без причины или не наслаждается какой-то деятельностью так, как раньше?
  10. У ребенка проблемы с друзьями из-за незрелого поведения?
  11. Беспокоитесь, что круг интересов ребенка в последнее время сузился, или интересы в основном связаны с просмотром видео, играми или общением в интернете? Ощущаете, что его естественное любопытство начало угасать?
  12. Оценки ребенка ухудшаются или его успеваемость ниже его потенциала и никто не знает почему?
  13. Учителя, врачи или терапевты предполагали, что у вашего ребенка может быть биполярное расстройство, депрессия, СДВГ или тревожное расстройство, а в семье такой наследственности нет?
  14. Разные врачи ставили вашему ребенку разные диагнозы? Вам говорили, что ребенку нужно принимать лекарства, а вы отчего-то не согласны?
  15. У вашего ребенка уже есть диагноз, например аутизм или СДВГ, симптомы которого после проведения времени у экрана усиливаются?
  16. Уставший, но перевозбужденный ребенок часто не может уснуть? Или спит, но не высыпается?
  17. Ребенок не проявляет ни к чему интереса или невнимателен к деталям?
  18. Вы можете сказать, что ребенок находится в состоянии стресса, хотя причин для стресса вы не видите?
  19. Ваш ребенок ходит (ходил) к школьному психологу, но это не помогает?
  20. Вы регулярно ссоритесь из-за устройств с электронным экраном (ограничения, время, занятия, покупка нового устройства и пр.)?
  21. Ребенок врет по поводу времени у смартфона, компьютера или телевизора? Берет устройство с собой в кровать?
  22. Ребенок очень не любит проигрывать - настолько, что это влияет на его отношения с людьми или на то, приносит ли игра ему удовольствие?
  23. Ребенок предпочитает общение в сети живому общению?
  24. Вы не ограничиваете время у экрана, потому что боитесь реакции ребенка, устали или ощущаете за это вину?
  25. Вы избегаете проводить время с ребенком, потому что боитесь, что оно будет не очень приятным, или затаили негативные чувства к ребенку?

Результаты

Посчитайте число галочек. Чем больше фраз подходит к вашей семье, тем выше вероятность того, что время у экрана влияет на нервную систему вашего ребенка. В то же самое время высокое число баллов говорит о риске развития зависимости - даже если ребенок проводит у экрана не очень много времени или даже меньше, чем его сверстники.

1-5: некоторый риск развития синдрома электронного экрана. У вашего ребенка есть некоторые проблемы, которые могут быть связаны с использованием электронных устройств - или нет. В любом случае, если сократить время у экрана, проблемы с учебой, настроением или поведением могут в какой-то степени решиться.

5-12: умеренный риск развития синдрома электронного экрана. У вашего ребенка значительные проблемы, вероятно более, чем в одной сфере (школа, дом или отношения). С другой стороны, вы вовремя обеспокоились и сейчас отличный момент подавить синдром в зародыше.

13 или больше: высокий риск синдрома электронного экрана. Если вы ответили да на более чем половину вопросов, высока вероятность того, что у вашего ребенка синдром электронного экрана, а также зависимость. Очень многие семьи попадают в эту категорию.

Конкретные проблемы

Перевозбуждение: почти все эти вопросы напрямую или косвенно связаны с перевозбуждением, но физическое перевозбуждение относится к вопросам 1-7, 10, 16-18 и 22.

Настроение: 9, 11, 13, 17 и 22.

Мыслительный процесс и внимание: 4, 11-15, 17 и 19.

Поведение и социальные навыки: 4, 7, 10, 20, 22 и 23.

Привязанность: 7, 9, 10, 20, 21, 24 и 25.

Зависимость: 5, 8, 9, 11, 12, 20, 21, 23 и 24.

Неверный диагноз: 12-15 и 19. Поскольку симптомы синдрома могут походить на симптомы других психических расстройств или усиливать их, врачи часто не распознают наличие синдрома. Наличие синдрома также не исключает наличие других психических проблем, на фактически он их усиливает.

Что такое синдром электронного экрана?

В целом синдром характеризуется перевозбужденностью, «заведенностью» и неспособностью регулировать эмоции или уровень стресса. Симптомы варьируются и могут походить на симптомы самых разных расстройств психики и неврологических заболеваний. В классическом виде синдром выражается в раздражительности, невнимательности, несобранности, низкой способности переносить огорчения и проблемном поведении, например склонности к конфликту или нежелании встречаться взглядом. Также распространены плохое настроение и тревожность.

Ограничьте время, которое ребенок проводит перед экраном, и в случае высокого результата в тесте обратитесь к врачу!

Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что у альфа-комплекса много лиц. Некоторые альфа-дети проявляют себя как , вынужденные взять на себя ответственность. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда руководят и раздают указания. Другие альфа-дети, как курица-наседка, склонны заботиться о других, особенно слабых, униженных и оскорблённых. Ещё одно из проявлений альфа-комплекса – стремление быть первым, лучшим, наиболее информированным. Следующее лицо альфы характеризуется стремлением к доминированию, используя слабости и уязвимости других. Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но я убедился, что в их основе, по существу, одни и те же базовые инстинкты. Ввиду отсутствия общепризнанного термина в дальнейшем я буду именовать их .

Прежде чем я объясню, откуда появляется альфа-комплекс, я хотел бы рассказать предысторию моего открытия этого феномена. Когда у меня впервые начал складываться пазл теории привязанности, я пришёл к осознанию, что условием воспитания детей должна быть их привязанность к взрослым, ответственным за них. Осознав это, я также начал понимать, что все больше детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и учителей. Я назвал этот удивительный феномен нарушения привязанности . Меня так обеспокоило то, что происходит, что я написал об этом книгу (Hold On To Your Kids ). Многие родители и учителя говорили мне, что, как только они замечали эту тенденцию, проблема становилась очевидной. Но кто-то должен был объяснить это явление первым.

Итак, как формируется альфа-комплекс? Повторю еще раз, во время складывания пазла “теории привязанности” для меня стало очевидным, что приоритетной задачей привязанности является забота. Имея это в виду, при ближайшем рассмотрении к своему удивлению я обнаружил, что все инстинкты привязанности можно разделить на . Я назвал эти направления альфа-режим и режим зависимости. Когда дело касается привязанности, только так мы можем, так сказать, подходить друг другу (успешно взаимодействовать). Когда мы взаимодействуем друг с другом, одновременно иcходя из наших альфа-инстинктов (или, если уж на то пошло, даже если мы взаимодействуем друг с другом, исходя из инстинктов зависимости), мы конкурируем, а не дополняем друг друга. Представьте, что вы собрались со своим супругом или супругой на прогулку или прокатиться на автомобиле. Если оба будут ведущими или оба ведомыми, процесс может зайти в тупик.

Задача альфа-инстинктов – давать заботу и уход. Задача инстинктов – искать и выражать готовность получать заботу. Один набор инстинктов предполагается как ответ на другой. Обеспечивающий (дающий) самореализуется, когда от него зависят, ищущий – когда его обеспечивают.

Чтобы понять, как это работает, представим пару близнецов. Несмотря на одинаковые возраст, генетику и большинство условий воспитания, когда они привяжутся друг к другу, природа должна пробудить инстинкты зависимости в одном и альфа-инстинкты в другом. Так как это направлено на то, чтобы близнецы подходили друг к другу, один из близнецов, как правило, разовьёт в себе альфа-личность, а другой зависимую. Эти черты характера могут остаться с ними на всю жизнь. В идеале, отношения двух “равных” людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее взаимными, чем иерархическими. Когда это происходит, выявленные нужды одного приводят в действия альфа-инстинкты другого и наоборот. Альфа-инстинкты и инстинкты зависимости изменчивы и зависят от обстоятельств. В действительности, мы все сталкиваемся с этими явлениями при общении друг с другом. У нас с моей женой у обоих есть альфа-комплекс, и мы оба могли бы написать об этом книгу (но, как вам теперь должно быть понятно, мы не можем написать эту книгу вместе).

С альфа-инстинктами могут возникнуть три основные проблемы. Прежде всего, эти инстинкты могут , что приводит к тому, о чем я говорил выше как об альфа-комплексе. Если у ребёнка или взрослого человека есть альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся больше чертой характера, чем следствием обстоятельств, которые должны эти инстинкты приводить в действие. Таким образом, мы получаем детей, которые гораздо более склонны отдавать приказы, чем выполнять их, являются лидерами, а не ведомыми, чаще раздают указания, а не ищут помощи, берут ответственность на себя, а не ищут ответственного. Но такие дети могут быть и невероятно заботливы со слабыми, ранимыми, нуждающимися.

Вторая проблема появляется, когда альфа-инстинкты активируются вне контекста заботы о ком-то. В этом случае эти мощные альфа-инстинкты более не служат их изначальной цели – заботиться о других. Наиболее вероятно, что это случится в ситуации, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в отношениях. Например, дети должны зависеть от родителей, а не брать на себя ответственность за них. Также альфа-дети будут взаимодействовать со многими людьми, к которым они не привязаны. В этом случае альфа-комплекс может проявляться в нарциссизме. Таким детям необходимо всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в курсе всего. Их альфа-инстинкты используются для того, чтобы заботиться о себе, вместо того чтобы заботиться о других.

Третья проблема возникает, когда ребенок или взрослый с альфа-комплексом находится в защитах от чувств заботы и ответственности. В этом случае альфа-инстинкты искажаются. Они всё ещё приводятся в действие, когда считываются сигналы о слабости или уязвимости, но теперь не с целью заботы о других, а для того, чтобы использовать уязвимость для установления своего превосходства. Это характерный признак развития булли (об одном следствии буллинга – травле, читайте *). Явные признаки такого побега от уязвимости – это избегание обсуждений в уязвленном ключе того, что беспокоит, утверждения о безразличии (например: “мне всё равно”, “это неважно”, “как угодно”) и отсутствие в речи слов для уязвимых чувств (например задетых чувств, чувств боли, обиды, чувства страха и таких простых чувств, как тоска и одиночество). Я имел дело с тюрьмами, полными таких булли по обеим сторонам тюремной решётки, но сейчас наши школы и офисы также заполняются булли с тяжелейшими альфа-комплексами. В видеокурсе о булли (Bullies: their making ang unmaking ) я рассматриваю подробнее это коварное явление.

Как только альфа-комплекс стал для меня яснее, стали понятнее и последствия попыток воспитывать альфа-ребёнка. Как вы, возможно, убедились, альфа-инстинкты могут сыграть злую шутку с детско-родительским танцем. Мы спотыкаемся об альфа-инстинкты детей, особенно если эти инстинкты “застряли”. Альфа-дети не восприимчивы к заботе. Кроме того, альфа-дети обычно более , и поэтому подвержены и проблемам со вниманием. Альфа-дети также более фрустрированы, что может проявляться в высоких требованиях или . К тому же, тот факт, что альфа-дети сопротивляются исполнению приказов и получению указаний, делает их достаточно сложными для воспитания, когда они больше всего в нём нуждаются.

Но то, что удивило и шокировало меня более всего во время изучения этого явления, параллельно с рассмотрением с разных сторон ориентации на сверстников, – это то, что альфа-комплекс активно развивается в наших детях. Обнаружилось, что альфа-комплекс более распространен у североамериканских детей, чем у детей из тех стран, культура которых более аутентична. Мне кажется, это именно то, что лежит в основе большинства наших трудностей в воспитании современных детей, и это приводит к нашей озабоченности и попыткам выяснить, что же делать. Однако ответ на этот вопрос не в том, что делать, а в . Оказывается, детям не только необходимо быть привязанными к тем, кто их воспитывает, но и быть привязанными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и принимать эту зависимость. То, что действительно нам надо выяснить, – это как вдохновить наших детей на то, чтобы доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем правильно выполнять свою работу.

Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.