Нужно ли брать младенца на руки. Когда покупать вещи для новорожденного ребенка? Зачем нужно держать малыша на руках

Когда ребенок только рождается, мама старается уделять малышу все возможное время, наблюдает за ним, кормит, укладывает спать, передвигаясь по квартире, постоянно носит его на руках. Ребенок привыкает находиться всегда в контакте с мамой, чувствовать ее, ощущать ее запах и настроение, которое передается и ему. Но ребенок растет, и мама уже не может проводить с ним все свое время, ребенку начинает не хватать внимания мамы, он капризничает. Как же отучить малыша от постоянного контакта с мамой, как не сделать его "ручным ребенком"? Может ли излишняя опека и потакание ребенку плохо отразиться на его развитии, самостоятельности, не будет ли это вредным для его дальнейшей жизни?

Пока мама молодая, ей хочется запомнить каждое мгновение развития малыша, не пропустить даже самой малости, а груз колоссальной ответственности побуждает ее постоянно следить за ребенком. Однако, старшее поколение, мамы и бабушки, которые воспитали зачастую не одного ребенка, уверяют нас, что вредно ребенку всегда находиться у мамы на руках, отучать малютку от рук гораздо сложнее, чем в принципе не допустить привыкания.

Основной совет взрослого поколения – брать ребенка на руки только в случае необходимости! Если ребенок сухой, сытый, то он должен самостоятельно играть, его всегда можно чем-то занять, или занимаясь делами, разговаривать с ним, но не носить из комнаты в комнату, чтобы постоянно он был рядом с вами.

Действительно, когда малышу уже 7-8 месяцев, он самостоятельно сидит и ползает, а вам необходимо приготовить ужин или обед, устройте малышу на кухне безопасное пространство, где бы он мог спать или играть, но он должен всегда видеть вас. Это может быть специальная передвижная кроватка, коляска или стульчик. Вы будете находиться в поле его зрения, он будет спокоен, вы всегда сможете контролировать его.

Если вы работающая мама, и занимаетесь чем-либо за компьютером, поставьте кроватку неподалеку, и периодически подходите к ребенку, постоянно разговаривайте с ним, иногда можете взять на руки и походить с ним, но не держите его около компьютера, пусть малыш занимается своими детскими заботами, играет, разглядывает что-то.

Молодым мамам кажется, что они будут хорошей мамочкой, если будут 100 процентов времени проводить с ребенком, многие перестают даже ухаживать за собой, полностью увлекаясь заботами о ребенке. Этого делать категорически не следует, вы будете замечательной мамочкой даже если не будете постоянно "сюсюкать" с ребенком, постоянно развлекать его и носить на руках.

В воспитании детей не должно быть крайностей. Ребенок очень чувствует маму, ему передается ее психо-эмоциональное состояние, он начинает капризничать, если маму что-то беспокоит, если мама плохо себя чувствует и т.д. А это значит, что потребность у ребенка в маме существует, и очень сильная. Непосредственно после рождения малыша, следует носить его на руках, особенно когда вы укладываете его спать, он чувствует себя спокойно и засыпает. Только во всем нужно знать меру, если в самом начале ребенок плохо осознает окружающий мир, ему очень нужна мама, ее внимание и ласка, то чем старше он становится, тем больше ему нужно свободы и личного пространства, но многие мамы так же продолжают навязывать ребенку свое излишнее внимание.

Польза от контакта малыша с мамой

В самом начале жизни контакт с мамой необходим ребенку, он помогает правильной работе всего организма. Мамино тепло его согревает, грудное молоко быстрее позволяет набираться сил, ребенок становится крепче, лучше адаптируется к новому для него миру и ритму. В возрасте до трех месяцев у малышей из-за слабого еще пищеварительного тракта бывают колики, в этом случае мама может легко помочь ребенку, положив его животиком себе на животик, малыш согреется и колики пройдут.

После шести месяцев у крохи начинают резаться зубки, постоянный зуд и боль беспокоит ребенка, он больше капризничает, хуже кушает, и только мама облегчит его страдания, прижмет к груди и обнимет, так боль утихнет и малыш заснет.

Если малыш простудился, у него температура, именно тепло мамы будет согревать его во сне, ему будет легче на руках у мамы, к тому же необходимо кормить малыша грудным молоком во время болезни, оно поможет ему справиться с вирусом быстрее, ведь в молоке мамы находятся полезные вещества, так необходимые для роста и развития здорового детского организма.

К тому же пребывание малыша на руках у мамы очень благотворно влияет на его физическое развитие. Сразу после рождения ребенок еще не может управлять своим телом его мыщцы не слушаются, движения хаотичны и непонятны, он не может самостоятельно держать головку и поворачивать ей. Лежа в кроватке он не тренирует мыщцы, они постоянно расслаблены, на руках у мамы происходит обратный процесс, наоборот, ребенок вынужден постоянно тренировать их, ведь ему приходиться быть в постоянном движении, ведь и мама постоянно движется, меняет направление, наклоняется, поворачивается, у ребенка тренируется вестибулярный аппарат. Происходят мягкая и постоянная тренировка крохи, это позволяет лучше и быстрее развиваться физически. С одной стороны, он не делает ничего самостоятельно, однако мышцы вынуждены постоянно напрягаться и расслабляться, тренируясь таким образом. Если ребенка регулярно носить на руках, он раньше начнет держать головку и научится переворачиваться со спинки на животик, быстрее научится ползать.

Ношение крохи на руках положительно сказывается на его психологическом состоянии. Когда он был в животике у мамы, ему было спокойно и комфортно, он слышал стук сердца, ощущал тепло, получал питание и кислород, слышал тихие голоса. Когда он родился, чтобы ему плавно перестроиться новому миру, ему просто необходимо слышать стук маминого сердца, получать питание от мамы, ощущать ее запах. Пока ребенка все пугает, ему нужно создать спокойную атмосферу, немного похожую на ту, к которой он привык, поэтому если вы совсем малютку оставите в кроватке, он заплачет, испугавшись, что остался один, он еще не знает, что с этим делать. Если же вы будете регулярно оставлять его, у него появятся внутренние страхи, например, потерять близких, страх одиночества, они могут сохраниться и перейдут во взрослую жизнь, трансформировавшись в комплексы. Поэтому педиатры советуют мамам не оставлять ребенка одного, даже если он в кроватке, то он должен видеть вас, если вы в другой комнате, то старайтесь скорее вернуться или дождитесь, пока малыш уснет, а потом занимайтесь делами. Не обязательно всегда держать его на ручках, достаточно находиться рядом, разговаривать с ним ласково, петь песенки, чтобы он слышал добрый голос и ощущал вашу любовь.

Дети больше привязаны к тем родителям, которые носили их в детстве на руках, у них более развито чувство взаимопонимания. Они лучше чувствуют проблемы и радость друг друга, такие семьи крепче, дети общаются с родителями всю жизнь ласковее, отношения более добрые, в отличие от тех, когда ребенок был предоставлен сам себе и его не носили на руках.

Как правильно носить ребенка на руках?

Носить ребенка на руках можно и нужно, но делать это следует в меру и чем старше малыш, тем меньше стараться брать его на руки, но мало просто носить кроху, нужно делать это правильно, чтобы не нанести травму хрупкому телу и позвоночнику ребенка.

Многие мамы очень бояться брать новорожденного на руки, бояться переворачивать его, чтобы поменять подгузник, боятся купать, чтобы не причинить боль, таким хрупким созданием выглядит младенец. Этот страх и приводит к тому, что они не часто берут ребенка на руки, а только, чтобы покормить или переодеть.

Существуют положения, в которых ребенок чувствует себя комфортно, и даже младенцу удобно на руках, и нежные косточки не повредятся. Главная проблема у новорожденных – они не могут держать головку, об этом следует помнить, когда вы берете ребенка на руки, и кладете в кроватку.

Если вам необходимо взять ребенка из кроватки или с пеленального столика, то сделайте это следующим образом: двумя рукам поднимайте его под ручки, а пальцами сзади поддерживайте головку, чтобы хрупкие шейные позвонки не получили сильную нагрузку.

Носить ребенка следует так: головка должна находиться на локтевом сгибе, спинка на предплечье попка поддерживается ладонью мамы, вторая рука страхует ребенка сверху. В таком положении ребенок может кушать, спать и просто перемещаться вместе с мамой, его тело не устает. После еды следует держать малыша вертикально, потому что у крохи бывает отрыжка, а в таком положении ему легче отрыгнуть. Такое положение очень удобно детям, когда они не хотят спать, они наблюдают за людьми, предметами, изучают мир вокруг, в таком положении его лучше всего видно. Необходимо развернуть ребенка к себе животиком, прижать к себе, поддерживая своим предплечьем его спинку, положить головку на плечо. Не давите на ребенка, но страхуйте его головку, чтобы она резко не откинулась назад, и не причинила ему неудобство и боль. Не сажайте его на вторую руку, а именно прижимайте к себе, ведь у крохи еще неокрепшие тазобедренные суставы, поэтому сидячее положение противопоказано, особенно девочкам до 6 месяцев.

Каждая мама сама решает для себя. Сколько носить ребенка на руках, но тот факт, что взаимодействие с мамой необходимо ребенку для правильного развития, неоспорим, ведь дети чувствуют любовь, которую дает им мама.

Как и любая мамочка, я очень долго готовилась к рождению ребенка, изучала литературу и интернет, боялась что-то упустить или забыть! Логично было составить список и следовать ему. Опросив подружек и найдя просто огромное количество списков в интернете, и в частности на бебиблоге, за что девочкам огромное спасибо, у меня получился подробный список. Соответственно ему всё было куплено перед родами, что то до куплено в процессе! И по прошествии вот уже 4 месяцев я поняла, что списки конечно замечательные и подробные, но в них только перечислено, что нужно купить, а приходилось ли это и как пользовались вещами при появлении малыша, нет. Я добавлю свой список с подробными комментариями вещей, что приходилось, что еще докупила, а что в следующий раз (а я надеюсь он еще будет) не куплю вообще! Возможно кто то со мной не согласиться, но у каждого свой опыт, я поделюсь своим.

Вот собственно и список!

Средства гигиены

□ Подгузники (для новорожденных или на 3-6 кг)

□ Пеленки одноразовые

Особо не пригодились, в поликлинику брала обычные пеленки, дома под пеленку подкладываю клеенку.

□ Крем под подгузник

Тоже не пригодился. Покупала фирмы бюбхен. Но у малыша с рождения ни сыпи, ни покраснений, и лишний раз приучать кожу к химии не хочу. Если когда то и были пятнышки, несколько раз мазала мазью бепантен, вот она действительно понравилась, пригодилась и в роддоме, мазала ею соски, чтобы не так болели. Мы родились в ноябре, уже было холодно, возможно летом, когда будет жара и кожа будет хуже дышатьчем-то воспользуюсь, но пока не нуждаемся.

□ Сухие салфетки

Собственно тоже не пригодились, нечего ими еще вытирать, слюни которые у нас уже текут вытираю специально подготовленными платочками.

□ Влажные салфетки

Вот это вещь нужная, особенно в роддоме, понравились всё те же pampers обычные и с ромашкой, покупала гипоаллергенные, они ужасно пахнут(?

□ Молочко или масло для тела

Как писала ранее, младенческую кожу с рождения не пичкаю химией, так что складочки да и всю кожу ничем я не мазала, за почти 5 месяцев отрицательного эффекта нет, ничего не краснеет и не шелушиться, так что куча купленных пузырьков стоит и не одним из них не пользуюсь!

□ Присыпка

Не пригодилась (см выше)

□ Ватные диски

Нужны. Протирала ими глаза и умывала первые месяца 2 лицо.

Ватные палочки (обычные и детские)

Тоже нужны, но только детские, ими чищу нос и ушки.

□ Маникюрный набор

Вот тут ждал меня сюрприз. В детских магазинах огромное количество детских ножниц, я решила выпендриться и купила целый детский маникюрный набор, в нем специальные ножницы и закругленными концами, щипчики и пилочка, всё в чехле, чтобы не терялось. Из всего этого не пользуюсь ни чем. Щипцы и пилку использовать вообще некуда, а ножницы жутко не удобные, подлезть ими под крошечный детский ноготок просто невозможно. Купила обычные взрослые маникюрные ножницы с тонкими лезвиями, классической формы. Вот это другое дело, режут на ура. Еще не разу ими не поранились и не порезались. В любом случае, с ножницами нужно быть аккуратными.

□ Расчёска и щетка для волос

Пару раз чесала щекой, эффекта не заметила, корочки, которы появляются на голове после рождения ими не убираются. Всё лежит в шкафу, ждет своего часа.

□ Комплект одежды на выписку

Состоял из комбинезона, шапочки, пеленки, одеяла в конверт и самого конверта.

Теплый комбинезон или конверт для улицы 2 шт.

2 штуки не нужны. Мы родились в ноябре, было уже холодно, конверт купили на овчине, очень теплый. Прежде чем в него положить, пеленали в одеяло. Так проходили всю зиму, конверт как новый. Весной уже купили комбез, т к малыш отказывался сидеть связанным, да и потеплело, в конверте стало жарко.

□ Пеленки (тонкие – 10 шт., байковые – 10 шт.)

Пригодились, но недели на 3 или 4. После этого пеленание стало мучением. Ребенок без подгузника в пеленке(по совету "опытных матерей" я старалась не злоупотреблять подгузниками, одевала их на ночь и на прогулку), просто не мог днем спать, как только я его укачивала и перекладывала в кроватку, делал свои "мокрые дела" и тут же посыпался, приходилось менять пелёнку и укачивать по новой. И так весь день. И к тому же ему очень не нравилось что связаны руки, он старался выбраться из пленки, что тоже мешало спать. Без пеленки руками себя не будил. Недавно я еще столкнулась с информацией о том, что тугое пеленание вообще вредно для детей, оно мешает развитию суставов на ножках. Сейчас испльзую пеленки когда малыш лежит на диване, он еще не ползает, а только переворачивается и лежит то на спине, то на животе. 10 пеленок вполне достаточно.

□ Распашонки (тонкие – 2 шт., байковые – 2 шт.)

Не нужны, абсолютно неудобная вещь, вечно задираются.

□ Комбинезоны тонкие и тёплые. (6-8 шт.)

Вот это самая удобная детская вещь. Сейчас их великое множество, у нас из в процессе взросления появилось штук 15 разных, теплых велюровых и тонких хлопковых, с царапками и без, с закрытыми ножками и открытыми, на кнопках и на змейке. Положил ребенка сверху, ручки-ножки засунул и застегнул, никаких проблем.

□ Боди (6-8 шт.)

Вот тут дела обстоят сложнее. Купила я несколько боди, но новорожденного туда очень страшно засовывать, т к головку он еще не держит, а одеваются они именно через голову. А под росший ребенок просто отказывается просовывать руки в рукава и голову в горловину. Боремся и с горем пополам одеваем. Сверху угодно одевать штанишки.

□ Ползунки (2-4 шт.)

Не нужны, по крайней мере пока не ползает.

□ Носочки тонкие/теплые (2-4 пары)

□ Чепчики тонкие/теплые (2-4 шт.)

□ Шапочка для улицы

□ Трусы (4 шт.)

□ Майки (4 шт.)

Трусы и майки новорожденному не нужны, это можно приобрести когда начнет сидеть.

Для купания

□ Детская ванна и горках.

Купили цветную с рисунком, потом прочитала что желательно брать белую, в ней видно какой концентрации марганцовка или травы, в которых купают после рождения.

□ Детское и хозяйственное мыло

Твердое мыло пока не пригодилось, пользуемся только жидким.

□ Жидкое детское мыло

□ Средство для купания

Вот это средство для меня загадка. Купила фирмы бюбхен, на нём так и написано, средство для купания. Когда собрались купать, я так и не поняла для чего оно нужно, льется оно прямо в ванную, но это не пена для купания. Мылить его на мочалку нельзя. Если кто нашёл применение - напишите!

□ Шампунь

Пользуемся. Фирмы бюбхен. Пахнет хорошо, но мылиться плохо, пены почти не дает. Следующий раз попробую другого производителя.

□ Губка или мочалка

Используем где то с месяца, когда раз в неделю купаем с мылом. Остальные дни просто обливаем малыша водичкой без всяких средств.

□ Термометр для воды

Нужен где то месяцев до 3, потом научилась определять температуру воды просто рукой.

□ Кувшин для ополаскивания

Почему-то не купили и сейчас руки не доходят, но столкнувшись понимаю что очень пригодилась бы эта вещь, когда моешь головку, да и вообще всего малыша.

□ Полотенце с капюшоном

Купили 3 штуки, очень удобно.

Для прогулок и путешествий

□ Коляска

У нас 3 в 1, фирмы zippy. Коляской в целом довольно, но автолюлька нам практически не пригодилась, начали использовать месяца в 4, а она рассчитана до 6 месяцев, так что лучше купить отдельное автокресло и отдельно коляску.

□ Матрас для коляски

У нас уже был в коляске, не покупали.

□ Дождевик для коляски

Тоже шел в комплекте, как и москитная сетка

□ Слинг или рюкзак-переноска

Не купила, о чем жалею. Малыш практически с 3 месяцев отказывается сидеть в коляске на улице, о чем оповещает громким криком, приходится носить его на руках пока не заснет, а потом перекладывать. Подумываю все таки купить слинг, чтобы разгрузить руки.

□ Кроватка

Купили маятник, я довольна. Не всегда конечно помогает уложить, но иногда малышу нравиться качаться.

□ Матрас

Купили средней ценовой категории, из кокосового волокна. Сверху постелили клеенку, чтобы не пачкался, но подумываю её снять. Когда малыш спит в кроватке, спина всегда мокрая, когда спит на нашей кровати такого нет. Я так понимаю что от клеенки кожа совсем не дышит и потеет.

Постельное белье (3-4 шт.)

Купила 4 комплекта. Из каждого комплекта пользуюсь только простынью. Подушкой нельзя пользоваться до года, так мне сказал педиатр. Одеяло в наборе идет просто огромное, я боялась что дышать под ним будем нечем, соответственно пододеяльником не пользуюсь тоже. Сделала вывод что полноценный комплект можно купить после года, а в начале зачастить простынями. Когда их не хватало, стелила пелёнки.

□ Бампер в кроватку

Когда я покупала бампер, подумала я о своем ремонте и интерьере, и о том что люблю голубой цвет. В итоге купила нежно голубой бампер, точнее целый набор, в нем 8 предметом, с рисунком в белый цветочек. В изголовье только был нарисован мишка. И когда малыш подрос, ему стало интересно все цветное и яркое, так что медведя он только и рассматривал. А я сожалела о том, что не купила яркий и цветной бампер с выделяющимся рисунком. С постельное бельем та же беда. Малышу очень нравится рассматривать рисунки,лежа на животе, так что чем цветнее, тем лучше.

□ Одеяло тонкое

□ Одеяло теплое

Оба одеяла надо покупать маленьких размеров, или ушивать большие. Нам 4 месяца и я до сих пор боюсь им накрывать ребенка.

□ Клеёнка (4-5 шт.)

Уже писала выше что по стелила одну на матрас, но думаю снять. Другую стелю под пелёнку, когда лежим на родительской кровати.

□ Мобиль в кроватку.

С ними у нас целая драма. Я еще месяце на 5 увидела мобиль фирмы Fischer price "мечты о бабочках", такой милый и нежный. Купили, принесли домой, собрали, а на кроватку он не крепиться, ни на одну из сторон. Пришлось возвращать в магазин. Следующим был не очень дорогой мобиль, даже не знаю что за фирма. К кровати он прикрепился, был на пульте, в который мы батарейки меняли каждые 2 недели. Еще одним недостатком было то, что висячие игрушки не крутились. Но играла музыка и было что-то типа ночника. И кстати игрушки были такие длинные, что ложились прямо на ребенка, пришлось укорачивать. 3 мобилем был подарок от бабушки из Америки. Вот он то, что надо. Длинное крепление отлично подошло к кроватке. Сам механизм заводиться от ключа, крутится и играет музыка. Ребенок в восторге.

Дополнительно

□ Детский стиральный порошок (ручной и автомат)

Покупаю Bimax для детского, раздражения и аллергии никогда не было.

□ Кондиционер для белья

Когда какой придется, больше всех понравился lenor

□ Отбеливатель

Не пригодился, отбеливала им взрослые вещи

□ Пятновыводитель

Вот это полезно, сыплю при каждой стирке, фирмы разные, между жидким средством и порошком разницы не почувствовала

□ Средство для мытья посуды

В. П. ПРАЗНИКОВ, кандидат медицинских наук

Следуя естественному порыву, мать спешит взять малыша на руки, как только он заплачет. Отец, наоборот, требует проявить в подобной ситуации максимум выдержки и не подходить к кроватке, даже если настойчивое «уа-уа» не смолкает уже целых полчаса. Бывает, что «мягкотелость» проявляют бабушки, а молодые родители дружно заявляют о своей решимости воспитать ребенка так, чтобы он во время бодрствования всегда спокойно лежал в кроватке или играл в манеже, вполне удовлетворенный собственным обществом.

Что и говорить, для взрослых это было бы большим облегчением. И не потому ли они пытаются убедить себя в том, что ребенка вообще не надо брать на руки?

Главный довод в таких случаях один: разбалуется, станет капризным, не будет слезать с рук. Конечно, если не знать меры, так оно и может получиться, а хорошего в этом действительно мало. Ведь если брать ребенка на руки, как только он заплачет, у него может сформироваться «патологический» рефлекс, и он будет добиваться этой привилегии плачем и криком.

Но хорошо ли лишать ребенка родительской ласки, постоянно отказывать ему в том, что является его естественной потребностью?

Испокон веков мать и маленький ребенок воспринимались как нечто нерасторжимое. Подумайте, и в вашей памяти всплывут десятки картин, изображающих женщину с младенцем на руках. Просто популярный художественный прием? Нет, скорее символ, мудрое обобщение важнейшей жизненной закономерности. Взаимоотношениям матери и ребенка посвящено много исследований. И всегда вывод был один: надолго отлучать ребенка от матери нельзя!

Психологи утверждают, что недостаток родительской ласки в раннем возрасте вредно сказывается на формировании личности. Но и с точки зрения физиологии можно привести немало доводов в пользу того, что время от времени ребенка брать на руки полезно и необходимо, что это не баловство, а существенный элемент правильного воспитания, особенно на первом году жизни.

У новорожденного головка еще не держится и без опоры беспомощно запрокидывается или свисает набок. Удерживать головку, пожалуй, первое, чему он должен научиться. И это же-один из первых показателей нормального развития: не случайно, оценивая состояние малыша к концу второго месяца жизни, врач прежде всего интересуется, может ли он держать головку.

Приобретение необходимых навыков не только дело времени, но и результат направленного воздействия на организм: дети, которых каждый день ненадолго кладут на живот, начинают держать головку быстрее и увереннее.

Условия для укрепления и тренировки шейных мышц создаются и тогда, когда ребенка, начиная с 3-4-й недели, по нескольку раз в день на 5-10 минут берут на руки, но уже не в горизонтальном положении, а как бы полулежа, постепенно приближая его положение к вертикальному.

Малыш растет, периоды его бодрствования увеличиваются. Лежа на спине, он быстро-быстро двигает ручками и особенно ножками. Нет сомнения в том, что эти движения очень полезны. И в такие минуты брать ребенка на руки, тормозя тем самым его естественную активность, не следует.

Но маленький быстро устает-это выражается гримасой недовольства, плачем, а подчас и криком. Вот сейчас стоит взять его ненадолго на руки, дать передышку, чтобы потом, водворенный в кроватку, он снова стал интенсивно двигаться.

С той самой поры, когда ребенок начинает хорошо держать головку и поворачивать ее, он уже и на руках ведет себя активно. Получив новую «точку обзора», осмысленным взглядом следит за окружающим, проявляет интерес к новым предметам. Так обогащаются впечатления, идет познание мира. Если же никогда не брать малыша из кроватки, не ходить с ним по комнате, он будет лишен важного фактора, способствующего психическому развитию.

У ребенка, которого время от времени берут на руки, придавая ему вертикальное положение, лучше и быстрее формируется поза стояния. А это важно, в частности, и потому, что вертикальное положение и начало ходьбы способствуют совершенствованию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Конечно, на руках приятно, он готов провести так хоть целый день. Особенно если в кроватке или манеже его ничто не привлекает. Умейте занять ребенка, научите его играть с игрушками, и он не будет постоянно проситься на руки.

Самая острая ситуация возникает, конечно, когда ребенка укладывают спать. Многие дети именно в это время больше всего капризничают.

Мы уже писали о том, что утомление у ребенка проявляется повышенной двигательной активностью, расторможенностью и что перед сном допустимо дать малышу пустышку-она помогает снять эту возбудимость (см. «Здоровье» № 2, 1976 г.). А вот брать на руки не следует.

Сегодня мнение педиатров, педагогов и детских психологов кардинально изменилось: брать на руки ребенка можно и даже нужно, особенно когда у него возникает такая потребность.


Все родители знают, что плачущий младенец быстро успокоится, если взять его на руки. А подросший малыш начинает проситься на руки уже осознанно. Зачем же ему это нужно? Что это ему дает? Понимание того, что происходит с крохой, поможет неопытным родителям принять решение в этом вопросе. Находясь девять месяцев в утробе матери, ребенок привык ощущать маму рядом, сердечный ритм мамы является для него естественным. Именно поэтому, особенно первое время, он чувствует себя спокойнее именно на руках.


Тактильный контакт с мамой создает у ребенка ощущение защищенности, а это помогает адаптироваться к новой для него среде обитания. Грудничку такой контакт необходим, и он добивается его самым доступным ему способом – плачем. Когда мать держит ребенка на руках, расстояние между ребенком и лицом матери составляет 30-40 см, что наиболее оптимально для зрительной системы . При этом не будем забывать, что человеческое лицо – для ребенка это гораздо больше, чем просто объект для созерцания.


Немного подросшие малыши любят, когда их носят на руках по комнате, что-то показывают и рассказывают. Ребенок нуждается в вас для получения новой информации об окружающем мире за пределами кроватки или манежа, т.е. с вашей помощью он удовлетворяет свою потребность в новых впечатлениях. Но основная потребность ребенка, просящего взять его на руки – это, конечно, потребность эмоционального контакта. Каждый человек в детстве должен получать достаточно внимания и ласки со стороны матери. Дети, испытывавшие в младенчестве и раннем возрасте чувство одиночества, вырастают эмоционально неразвитыми, замкнутыми, неуверенными в себе, а это не лучшим образом повлияет на всю их дальнейшую жизнь.


Итак, на руках у матери малыш получает больше возможности для психоэмоционального развития. Можно даже сказать, что ребенок имеет право требовать, чтобы родители взяли его на руки. Не отказывайте ему в этом. Мать, которая боится избаловать ребенка, в первую очередь думает о собственном комфорте, не заботясь при этом о реальных потребностях малыша. Маленьких детей можно и нужно брать на руки, ведь для них это является лучшим доказательством того, что мир вокруг надежен, а они сами нужны и любимы.


Конечно, для загруженной ежедневными домашними делами мамы малыш на руках создает определенные неудобства. Но не следует расценивать время, проведенное с ребенком, как потерянное – не забывайте о положительных эмоциях, которые получает при общении с ребенком сама мама.

Некоторые мамы и папы, боясь избаловать малыша, стараются как можно реже носить его на руках. Они считают, что кроха привыкнет к этому, а потом сложно будет отучить его от маминых рук. Оправданы ли их страхи? Как часто нужно брать ребенка на руки? Почему дети просятся на ручки?

Дети до 6 месяцев – потребность в физическом контакте и развитие

Новорожденные дети, которые совсем недавно пребывали у мамы в животике, постоянно находились в тесном контакте с ней, очень нуждаются в том, чтобы мама брала их на руки. Появившись на свет, кроха хочет продолжать слышать стук маминого сердца, её дыхание, ощущать её тепло. Если этого не происходит, ребёнок беспокоится и чувствует растерянность и незащищённость.

В возрасте до трёх месяцев малыши часто страдают от колик. В это время они особенно капризны и нуждаются в телесном контакте. Тепло, исходящее от мамы, помогает успокоить кроху и немного унять болевые ощущения. Период прорезывания зубов у детей, сопровождающийся сильным беспокойством, это время, когда нельзя лишать ребёнка маминого тепла.

Находясь большую часть времени в кроватке, грудные дети не могут натренировать свои мышцы. Если же родители часто берут малыша на ручки, ходят с ним по комнате, делают что-то вместе с ним, его мышцы тоже работают – напрягаются и расслабляются в такт движений взрослого. Такие тренировки положительно влияют на развитие – дети, которых чаще носят на руках, быстрее учатся держать головку и переворачиваться.

Кроме того, развивается вестибулярный аппарат малыша. А это очень важно. Кроха не сможет его натренировать, если будет только лишь лежать в кроватке. По мнению психологов, дети, которых не баловали родительским вниманием, зачастую вырастают неуверенными в себе, замкнутыми и склонными к депрессиям. Ощущение ненужности глубоко укореняется в детском подсознании и непременно проявится во взрослой жизни. Вот и подумайте как часто брать ребенка себе на руки!

Дети от 6 месяцев

Когда ребёночек становится старше, а проблема с коликами уже позади, многие родители значительно сокращают время пребывания крохи на руках, объясняя это тем, что нельзя его избаловывать. Что потом это будет ручной ребенок в год, два-три года. Однако дети, которые уже умеют сидеть, ползать, и даже ходить, по-прежнему испытывают потребность быть рядом с мамой.

Чтобы не приучать детей к постоянному ношению на руках, а мама могла заниматься домашними делами, можно посадить малыша в стульчик для кормления на кухне, чтобы он мог наблюдать за ней. Находясь с вами рядом, кроха будет спокоен. Что делать, если чадо всё равно просится на ручки? Давайте рассмотрим несколько причин, почему он может это делать.

Способ познавать мир

Детки в возрасте до года испытывают большой интерес к окружающему миру. Они хотят всё разглядывать и трогать, любят, когда с ними играют и разговаривают, поют песенки. Поэтому они могут попроситься на руки, чтобы их увидеть всё вашими глазами, сверху, а не на уровне ног. Так они видят мир по-новому.

Малыши, с которыми играют в «ладушки», держа их на коленях, могут попроситься на руки именно для этого. Возможно, кроха хочет взять какой-то предмет, лежащий, к примеру, на полке. Единственный способ это сделать, - оказаться на высоте, то есть, на руках у взрослого.

Если кроху брать на руки каждый раз, когда он нуждается в этом, он научится быть нежным и сочувствующим, он будет уверен в том, что любим вами, ему не о чем беспокоиться, ведь он в полной безопасности. Недополучая от родителей нежных прикосновений и телесного контакта, ребёнок начнёт добиваться внимания другими способами. Один из них – манипулирование.

А если ребёнок уже большой, но всё равно просится на ручки?

У многих родителей возникает вопрос, а что же делать, если малышу уже больше двух лет, а он по-прежнему требует, чтобы его взяли на ручки? Такие дети тоже нуждаются в нежных прикосновениях и заверении в любви. Отказывать в их просьбе не стоит, однако и постоянно потакать капризам тоже. Здесь нужно найти золотую середину. Если малыш плачет, его что-то беспокоит или он соскучился, не отказывайте ему в физическом контакте – присядьте, обнимите и поцелуйте кроху.

Особенно важно брать детей на руки, встречая их из детского сада, или после другой непродолжительной разлуки. Такое поведение мам и пап даёт детям уверенность в том, что пока они не виделись друг с другом, ничего не изменилось, их по-прежнему любят. Ощущение стабильности и безопасности очень важно для детей. Если вам сложно исполнить просьбу малыша понести его, например, когда вы устали или болит спина, объясните это своему чаду. В этом возрасте с малышами уже можно договориться.

А что делать, если сын или дочь постоянно ссылаются на то, что у них устали ножки, тем самым требуя нести их. С такими капризами нередко сталкиваются мамы во время прогулок. У малышей действительно могут уставать ноги, в таком случае целесообразно купить прогулочную коляску. Более старшим детям можно приобрести велосипед с телескопической ручкой. Эти транспортные средства решат проблему. Однако если чадо просится на ручки не из-за усталости, не отказывайте ему, подарите несколько минут удовольствия, обнимите и поцелуйте.

Какой вывод можно сделать из полученной информации? Дети действительно нуждаются в постоянном контакте с родителями, им это необходимо для физического и психического развития. По мере взросления необходимость в частом пребывании на руках у родителей отпадёт сама собой, но потребность в ласке и поцелуях всё равно останется. Балуйте детей, пока они маленькие.