Как понять, почему ребенок плачет? Каким должен быть режим дня девятилетки? Почему дети говорят неправду

Текст: Нателла Джакели, консультант - Нина Викторовна Ильина, главврач клиники традиционной медицины „Интермед”

Младенцы никогда не плачут без причины, слезы - это способ передать свой дискомфорт. Мы составили список самых распространенных причин „внезапного” детского плача, чтобы помочь понять, что же хочет сказать вам малыш.

1 Почему ребенок плачет: «Снимите с меня кофту!»

Большинство родителей слишком утепляют малыша, который, когда ему становится жарко, выказывает свое недовольство единственно доступным ему способом.

Как помочь крохе? На ребенке должно быть надето на один слой одежды больше, чем на вас. Если вы хотите проверить, не жарко ли малышу или, наоборот, не замерз ли он, положите ладонь ему на животик или на спинку. Ножки или щечки у малышей часто прохладные даже при комфортной температуре. Если ребенку жарко, то у него вспотевший затылок, горячие влажные ладони и стопы.

2 Почему ребенок плачет: «Ребята, давайте жить дружно!»

Младенцы не понимают смысла слов, не понимают, почему мама и папа конфликтуют, но они мгновенно улавливают интонации раздражения, агрессии или обиды, и им это совсем не нравится. О чем они и сообщают громким плачем. Младенцы точно чувствуют моменты, когда в семье царит напряженная обстановка.

Как помочь крохе? Конечно, время от времени все супруги ссорятся. Но постарайтесь выражать свои эмоции спокойнее, чтобы сохранить в семье атмосферу умиротворения и согласия, и никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка, даже когда он спит.

Подробнее о решении семейных конфликтов читайте в нашем разделе «Семейные отношения»

3 Почему ребенок плачет: «У меня стресс!»

Шум, суета и яркий свет в торговом центре, переполненном кафе или на семейном торжестве - все это может стать причиной детского плача. Малыши чрезвычайно восприимчивы, избыток впечатлений и эмоций может подвести их к той грани, когда раздражает абсолютно все, даже любимые прыгунки и игрушки…

Как помочь крохе? У каждого малыша своя „точка кипения”, поэтому внимательно следите за тем, как ребенок реагирует на шум и суету вокруг. Сократите время пребывания в оживленных торговых центрах, ходите в рестораны в часы, когда там меньше посетителей, а с новыми игрушками знакомьте кроху постепенно. После „выхода в свет” запланируйте час тишины - время, которое малыш сможет провести в тихой и спокойной обстановке.

4 Почему ребенок плачет: «У меня болит животик!»

Причин, по которым малыш может испытывать дискомфорт в животе, огромное количество. Основные - это колики и запор . Детки, находящиеся на искусственном вскармливании , могут страдать от чувствительности к белку коровьего молока или от аллергии на него. И то и другое вызывает спазмы. Бывает и так, что ребенок страдает от рефлюкса - отрыжки, при которой часть содержимого желудка забрасывается обратно в пищевод.

Как помочь крохе? Справиться с коликами поможет нежный массаж живота по часовой стрелке. Полезно сгибать ноги малыша в коленях, прижимая их к животику. Также почаще выкладывайте ребенка на живот. Если вы кормите грудью, попробуйте давать крохе одну грудь за одно кормление. В „переднем” молоке, которое идет сначала, гораздо выше содержание лактозы, чем в „заднем” молоке. Кормите малыша из бутылочки? Используйте соску „медленный поток”, тогда ребенок будет проглатывать гораздо меньше воздуха. Если ничто не помогает, отнесите кал малыша на обследование, проверьте, нет ли у него лактозной недостаточности или дисбактериоза. Не паникуйте, если время от времени малыш срыгивает. Полезно бывает подержать кроху после кормления вертикально (столбиком), чтобы вышел проглоченный воздух. Если срыгивания слишком обильные и происходят после каждого кормления, обязательно обратитесь к врачу.

5 Почему ребенок плачет: «Ой! Что-то колется!»

Посмотрите, может, какой-то волосок или ниточка намотались и передавили малышу пальчик, который теперь отек и болит. Такие вещи случаются гораздо чаще, чем кажется. Важно заметить это вовремя и помочь ребенку поскорее! А вдруг кожу натирает этикетка на одежде, замок молнии? Или ремень безопасности в автомобиле слишком туго затянут?

Как помочь крохе? Разденьте ребенка и осмотрите пальчики на руках и ногах. Не забудьте проверить, не мешают ли малышу застежки на одежде, ослабьте слишком тугие лямки у коляски или ремни безопасности.

6 Почему ребенок плачет: «Мне здесь одиноко…»

В возрасте 6–9 месяцев ваш кроха поймет, что он - индивидуум, существующий отдельно от вас, что само по себе хорошо. Но теперь он плачет каждый раз, когда вы просто выходите из комнаты, потому что скучает. Это и хорошо, и плохо…

Как помочь крохе? Здорово, когда у вас есть возможность оставить малыша возиться на игровом коврике или в манеже, чтобы загрузить грязное белье в стиральную машину. Но если вы замечаете, что каждое расставание вызывает град слез, отложите свои дела на время, покажите ребенку, что вы его любите. Иногда малышу достаточно просто видеть вас, чтобы перестать плакать, мамины объятия могут вмиг осушить самые горькие слезы. Сделайте крохе легкий массаж или просто погладьте по спинке, чтобы убедить в том, что если и уйдете, то обязательно вернетесь. Если вы уже опробовали все рекомендации - покачали малыша, включили музыку, дали любимую игрушку - и ничто не помогает, может, проще взять ребенка с собой? К полутора годам ваш малыш перерастет этот страх.

7 Почему ребенок плачет: «Я голоден!»

Малыш поел только час тому назад, и вы уверены, что время следующего кормления еще не пришло. Или пришло? Если сейчас кроха переживает период ростового скачка, его слезы могут означать: „Официант, принесите следующее блюдо!” Эти ростовые скачки, как правило, приходятся на возраст 2, 3 и 6 недель, 3 и 6 месяцев и длятся примерно по 2 дня. Но правда, малыши нечасто сверяются с календарем и расписанием, поэтому такие скачки могут произойти в любое время.

Как помочь крохе? Действительно ли малыш голоден? Не беспокойтесь: перекормить младенца, который находится на грудном вскармливании, невозможно. По рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и лучших российских педиатров ребенка необходимо прикладывать к груди по первому требованию.

Читайте подробнее, как часто нужно кормить грудью в нашей статье.

8 Почему ребенок плачет: «Мне надоело смотреть на стену»

Представьте себя сидящим целый день в крошечном офисном помещении. Так же себя чувствует и ваш малыш, вынужденный провести целый час в одном и том же стульчике в одном и том же углу одной и той же комнаты. Конечно, есть детки, которые гораздо терпимее относятся к необходимости проводить долгое время в одном и том же месте, но любому ребенку нравится смена мест и „декораций”.

Как помочь крохе? Стимулируйте естественный исследовательский интерес своего ребенка - перемещайте его в пределах комнаты, ходите на прогулку в парк, совершайте вылазки к близлежащим достопримечательностям. Нет времени исследовать окрестности? Поверьте, беседы с малышом, общение с ним - прекрасное средство от скуки. Маленькие дети очень общительны. Им нравится проводить с вами время, слушать вас, учиться у вас.

9 Почему ребенок плачет: «Я, наверное, заболел»

Если вы „прошлись” по всем возможным причинам плача, а малыш продолжает кукситься, то велика вероятность того, что ребенок заболевает. Капризы, нытье, раздражительность - первые признаки детского нездоровья. Самое время подумать, что можно сделать, чтобы предупредить подступающий недуг.

Как помочь крохе? Такое состояние может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. Не дайте ребенку разболеться!

Почему ребенок плачет: 5 шагов, которые помогут предупредить подступающую болезнь

1. Убедитесь в том, что малыш высыпается.

2. Не давайте ребенку переохлаждаться и перегреваться.

3. Освободите младенца от чрезмерных впечатлений.

4. Делайте ребенку массаж верхней части спины. Потрите, помассируйте лопатки, пока кожа в этом месте не порозовеет. Энергичный массаж этой области стимулирует акупунктурные зоны, отвечающие за иммунную систему. Это хорошо делать после купания.

5. Начните прием профилактических гомеопатических средств (продаются в специализированной аптеке), таких как Хомомилла (ромашка) 6, Арника 6, Белладонна 6. Расчет дозы - одна крупинка на год жизни.

Респираторные заболевания не всегда можно предупредить, но вовремя принятые профилактические меры помогут ребенку переболеть, не получив осложнений. Ведь для правильного формирования и развития иммунной системы малыш должен время от времени болеть и, конечно, выздоравливать. Учитесь слышать и слушать своего ребенка, это укрепит вашу связь.

По мере своего развития ребенок овладевает все новыми и новыми навыками. Именно они в будущем позволят ему более успешно взаимодействовать с окружающим миром, открывая его с новых сторон.

Для того чтобы родителям было легче следить за тем, насколько правильно развивается их ребенок, современная педиатрия вывела целый ряд умений и навыков, которыми он должен овладевать к каждому возрастному периоду. И если ребенок испытывает с чем-либо трудности и оказывается неспособным выполнить то или иное действие, это может стать серьезным поводом для родителей обратить на это внимание.

9 месяцев малыш не сидит - надо выяснить причину

Уже к началу 7-10 месяца большинство детей начинают предпринимать первые попытки сесть, а то и ползать.

Тем не менее, часто бывает так, что даже в 9-10 месяцев ребенок не старается садиться сам. Является ли это серьезным нарушением развития и какие меры стоит принимать родителям для коррекции этой особенности?

Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?

Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:

  1. В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы.
  2. В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках.
  3. В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему.
  4. Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).

Развитие малыша 6-9 месяцев

Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития. И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.


Отставание в развитии в 9 месяцев - косоглазие, не сидит

Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.

  • Неспособность сидеть самостоятельно в 7-10 месяцев; слабая возможность удерживать равновесие.
  • Невозможность захватывать и удерживать в руках предмет, свидетельствующая о недоразвитии моторики.
  • Выраженный недостаток массы тела.
  • Повышенный, либо сниженный тонус мышц.
  • Неестественно выпученные глаза; тенденции к косоглазию.
  • Частое беспокойство без видимых на то причин.
  • Длительное незарастание родничка.

Почему это происходит?

Если родители замечают, что, несмотря на наступление возраста 9-10 месяцев ребенок не садится сам, нужно учесть, что далеко не всегда это может быть тревожным сигналом. И хотя возрастная периодизация отмечает время развития тех или иных навыков, нужно учитывать, что не менее важную роль играют и индивидуальные особенности развития ребенка. В связи с этим возрастные рамки для каждого из них могут различаться на несколько месяцев. И вполне возможно, что способность сидеть самостоятельно разовьется у него немного позже, но сможет закрепиться лучше.


Причина нарушения развития - родовая травма

В остальном же, причинами неспособности ребенка садиться самостоятельно, могут выступить:

  • Задержка внутриутробного развития плода.
  • Гипоксия на стадии внутриутробного развития.
  • Анемия, диагностированная у матери при беременности.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Врожденные пороки развитие.
  • Сложные роды; кесарево сечение.
  • Родовая травма.
  • Низкие баллы при шкале Апгар.
  • Недоношенность или переношенность.
  • Преждевременные роды.
  • Стремительные роды.
  • Избыток или недостаток околоплодных вод.
  • Дистрофия мышечной ткани.
  • Рахит.

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.


Положение тела малыша при сидении

Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например – ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.


Кольца для обучения сидению

Правильный учет возрастных особенностей – еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку.

Когда лучше всего учить ребенка сидеть самостоятельно? Советы и рекомендации

Большинство детей уже в полгода пытается занять новое, пока непривычное для них положение. Несмотря на то, то способность сидеть проявляется далеко не сразу, ребенок быстро понимает, что так ему будет намного легче играть, манипулировать новыми для него предметами и т.д. Другая причина того, почему это происходит именно в полгода – достаточно хорошо сформированные к этому периоду мышцы спины, брюшного пресса, а также груди. Благодаря этому в полгода ребенок отличается уже достаточно хорошим уровнем физической подготовки к самостоятельному сидению даже без опоры – это не причиняет ему дополнительного дискомфорта и не создает трудностей.


Обучение сидению должно быть регулярным

Тем не менее, приучать ребенка необходимо следуя следующим правилам:

  1. Обучать девочек сидеть самостоятельно необходимо несколько позже, чем мальчиков. Так например, если мальчик может пробовать сесть уже в пять месяцев, с девочками лучше подождать до полугода. Подобная мера вполне объяснима с точки зрения особенности физиологии женского организма: сажая девочку слишком рано, можно спровоцировать у нее загиб матки и другие осложнения.
  2. Для того, чтобы ребенок почувствовал необходимость самостоятельно искать опору для тела, необходимо постепенно лишать его опоры извне (например, убирать из-за спину подушки, на которые он мог облокачиваться раньше, сажать как можно дальше от спинок кровати, кресла и т.д.). Привыкание к дополнительной опоре не только затормозит приобретение ребенком навыка сидения, но может негативно сказаться на его осанке в будущем.
  3. Помочь ребенку освоить новое для себя положение в пространстве можно и при помощи игр в манеже. Желательно, чтобы он имел достаточное внутреннее пространство, а также был оснащён достаточно крупной сеткой, держась за которую ребенок вполне смог бы как вставать, так и садиться, не прибегая к посторонней помощи.
  4. Если вы заметили у ребенка признаки утомления, не стоит заставлять его сидеть слишком долго; просто переложите его на спину – это позволит ребенку расслабиться, а мышцам – получить необходимый им отдых и разгрузку.

Массаж для ребенка имеет укрепляющее действие

Какие упражнения могут помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно?

Начинать обучать ребенка садиться следует с самых простых, не требующих особых усилий упражнений. Выполнять их нужно спустя час после еды. Обязательными условиями должны быть пребывание ребенка в хорошем настроении и самочувствии. Одежда должна быть легкой, не сковывающей движения.


Самостоятельное переворачивание - начало обучения
  • Исходная позиция – лежа на животе. Задача ребенка – попробовать перелечь из такого положения за спину, а затем – вернуться в исходное. Если у него не будет получаться сделать это самостоятельно, можно помочь ему, заинтересовав яркими предметами или игрушками – интерес к новому предмету может помочь ребенку принять необходимое положение. Допустимо также слегка подталкивать ребенка ладонями под стопы.
  • Исходная позиция – такая же, лежа на животе. Ребенку даются большие пальцы рук родителя. Его задача при этом – подниматься и опускаться наверх, держась за них руками и используя их в качестве опоры. Для начала ребенок будет нуждаться в двух руках, но со временем, по мере развития этого навыка, можно вполне обходиться и одной. Если ребенок не будет справляться, его допустимо будет поддерживать под коленями. Торопить при этом его не стоит – очень важно чтобы ребенок научился именно самостоятельному поиску опоры и чувствовал равновесие тогда, когда это необходимо.
  • Для того чтобы ребенок смог попробовать встать или сесть сам, его также можно усадить на колени, дав ему ладони в качестве опоры. Это позволит ребенку не использовать внешнюю опору, а искать ее самостоятельно. Это упражнение может также стать хорошей альтернативой традиционному, но менее эффективному сажанию ребенка на кровать с большим количеством подушек.
  • Когда ребенок освоит эти упражнения, вы можете переходить к более сложным. Например, предложить ребенку встать из положения лежа на спине, мягко удерживая его за руки. Поскольку это упражнение требует от ребенка большего напряжения, первое время оно будет сильнее других утомлять его. Именно поэтому вы сможете обойтись тремя-четырьмя повторениями.
  • Развивать в ребенке чувство баланса можно усаживая его на твердую поверхность и придерживая одной рукой его ладонь, другой – ноги. Для того чтобы он учился держать равновесие, его раскачивают из одной стороны в другую. Поскольку первое время ребенок может сталкиваться с некоторыми трудностями в выполнении этого упражнения, первое время его можно будет немного подстраховать, уложив вокруг него подушки, смягчающие возможные удары.

Занятия на фитболе для обучения сидению очень полезны

Техника безопасности при выполнении упражнений и другие рекомендации

Прежде чем обучать ребенка сидеть самостоятельно, необходимо убедиться в том, что его физическое развитие позволяет приступить к освоению нового навыка. Критериями готовности могут выступать умение длительное время лежать на животе, уверенно держа голову, руки с опорой на грудную клетку, а также способность переворачиваться с одного бока на другой.

  • Очень нежелательно сажать ребенка с применением дополнительных фиксаторов для туловища.
  • Если 10-ти месячный ребёнок не может самостоятельно садиться, держать его в кенгуру необходимо не более получаса. Несоблюдение этого условия приведет к усилению нагрузки на позвоночник
  • Коляска на этапе развития навыка сидения, должна быть оборудована специальной твердой спинкой, дающей возможность находиться в положении полусидя. Можно также использовать слинг или специальные ходунки.

Регулярные занятия помогут ребенку сесть самостоятельно

Нужно ли обращаться к специалисту?

Более пристальное внимание здоровью ребенка необходимо уделить в тех случаях, если самостоятельные попытки сесть не наблюдаются у ребенка и в дальнейшем – в 10, 11 месяцев.

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

Что происходит?

Начнем с того, что переходный возраст включает в себя как психологию (изменение поведения, пересмотр жизненных ориентиров и авторитетов, смена ведущей деятельности), так и физиологию (начало полового созревания, появление вторичных половых признаков, тело приобретает взрослые черты и формы).

В 9 лет про половое созревание речь пока не идет (кроме единичных случаев-исключений, которые, как говорится, только подтверждают правило). Поэтому, когда говорят про переходный период в этом возрасте, то имеют в виду, скорее всего, именно потерю связи с ребенком на психологическом уровне. Исходя из этого, можно назвать этот период скорее подготовкой к переходному возрасту. Психика ребенка готовится к очень важному этапу – одному из самых драматичных в жизни человека.

Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является учебная (познавательная) деятельность, для подросткового возраста – общение, интимно-личностные отношения. Вполне возможно, что многие современные факторы: огромный доступный детям поток информации, преобладание индивидуальных (часто компьютерных) игр над совместными, увлечение родителей методиками раннего развития, приводят к тому, что в начальных классах школы у детей снижается мотивация к учебе. Сейчас дети часто приходят в 1 класс, уже бегло читая и считая в уме в пределах сотни, а их сажают за парту и предлагают складывать 2 и 2, рисовать палочки и читать по слогам «Ма-ма мы-ла ра-му». Это приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе. Как следствие, к 9 годам роль познавательной деятельности в жизни ребенка значительно снижается и на первый план выходит общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового периода.

Что с этим делать?

Во-первых, как ни странно, радоваться! Ребенок растет и развивается, и если где-то в чем-то он забегает вперед – это лучше, чем, если бы он отставал в развитии.

Во-вторых, если говорить о мотивации к учебе, можно своими силами разнообразить не слишком веселые школьные будни. Например, предложить своему ребенку вместе сделать некий проект для школы в той области, которая ему интересна. Он увлекается иностранными языками и с детства смотрит мультфильмы на английском языке? – Сделайте с ним английскую стенгазету для класса. Ваш сын – шахматный гений? – Придумывайте вместе с ним математические задачи на шахматную тематику, соответствующие его классу, похвастайтесь ими учительнице. Ваша дочь отлично рисует, занимается в художественной студии? – Предложите учителю свои услуги по оформлению, например, учебных плакатов. Словом, найдите то, что позволит вашему ребенку бежать в школу с интересом, а не брести понуро, как на каторгу.

А я хочу быть дворником!

Часто родители пытаются воззвать к чувству ответственности школьника, мотивируя необходимость учиться тем, что в будущем ему это пригодится. И не понимают, что в 9 лет ребенок еще даже физиологически не готов задумываться о столь далеком будущем – психологи считают, что формирование отдела мозга, отвечающего за то, чтобы перестать жить моментом и начать жить будущим, заканчивается к 18-20 годам. Поэтому родителям 9-летнего ребенка придется искать другие слова.

Стандартные «пугалки» вроде «будешь так учиться – станешь дворником» не работают и в старшем возрасте, когда подросток уже хоть немного понимает, что такое «работать», и осознает, что таки этим придется заниматься. А в возрасте 9 лет фразы про будущую работу вообще не имеют веса, потому как до этого еще целая вечность. Да и потом – так ли это плохо, работать дворником? Романтика, свежий воздух, метлой машешь, снег кидаешь … Бесплатный фитнес, да и только! И прямые объяснения, что работа дворника – это тяжелый, физически выматывающий, абсолютно непрестижный, многими презираемый труд, результата не дадут. Просто не будут поняты адресатом.

Если вы хотите в возрасте 9 лет донести до ребенка некую мысль, то придется действовать через язык образов и картинок, понятных именно ему. Например, ребенок играет в компьютерные игры? Если он делает это в компании друзей, понаблюдайте за ними. Наверняка рано или поздно произойдет ситуация, когда ваш ребенок будет в сердцах кричать: «Петя/Вася/Маша, куда же ты лезешь! Тебя же там убьют, как ты не понимаешь! Я в этом подземелье уже был, ничего стоящего там нет, так чего же ты нарываешься на неприятности!»

Поймайте момент! Сразу после игры, как только ребенок освободится и будет готов пообщаться с вами, проявите интерес – напомните ему про этот игровой эпизод, спросите, как он себя в этот момент чувствовал, хотелось ли ему помочь человеку, который заведомо делал нечто неправильное. Главное – чтобы ваш интерес был искренним! Постарайтесь действительно узнать, какие чувства испытывал ваш ребенок – наверняка в этой ситуации он поделится своими переживаниями, потому как момент недавний и струны в душе задевший. Найдите в себе то, что откликается на эти чувства ребенка – моменты, когда вы испытываете нечто подобное. И поделитесь этим с сыном/дочерью.

«Я действительно понимаю, что ты чувствовал. Так обидно, когда ты хочешь помочь хорошему человеку, а он к тебе не прислушивается. Ощущаешь себя беспомощным и даже злишься, когда знаешь, что вот такие действия другого человека не приведут ни к чему хорошему, говоришь ему об этом – а он продолжает гнуть свою линию. Это просто раздражает, правда? Я это очень хорошо понимаю, потому что у меня так же бывает. Вот когда я говорю тебе о том, что интерес к учебе/занятия спортом/своевременное выполнение домашних заданий/ (нужное подчеркнуть) помогут тебе в дальнейшей жизни, мне тоже бывает обидно, что мои слова пролетают мимо тебя. Просто «я-то уже в этом подземелье бывала», а тебе еще только предстоит побывать. Так что, когда ты не реагируешь на мои слова, я чувствую себя такой же беспомощной, как ты, когда Петя/Вася/Маша не реагируют на твои».

Как достучаться?

Не нужно делать выводов, что ребенок тут же проникнется, осознает, поймет и будет-таки хорошо учиться/заниматься спортом/вовремя и не из-под палки выполнять домашние задания. Но слова, пример которых мы привели выше, скорее дойдут до его сознания, чем про дворника. И если постоянно ловить такие моменты и объяснять важные жизненные позиции ребенку через ассоциации с понятными ему ситуациями – то результат может быть достигнут.

В завершение хочу пожелать всем родителям, которых волнуют поднятые в данной статье вопросы, громадного терпения, безграничной и безусловной любви к своим детям.

Валентина Николаевна Волкова, воспитатель группы «Мишки-Малышки», Центр развития и образования «Элитора»

Детская ложь. Нам, взрослым, она кажется такой бесхитростной и наивной. Но причины того, что ребёнок начинает лгать родителям, безобидными или незначимыми назвать никак нельзя. Ваш малыш фантазирует и выдаёт эти фантазии за действительность? Или он говорит неправду, пытаясь скрыть некоторые свои действия и поступки от вашего бдительного внимания? Как отучить ребёнка врать? Не спешите обличать карапуза и наказывать. Ведь, если подойти к проблеме с точки зрения психологов, то, скорее, воспитательную работу нужно проводить, сначала, с самими родителями. Чтобы они ошибочно не начали бороться со следствием, коим, по сути своей, ложь и является. Но попытались разобраться в причинах, побуждающих детей прибегать к столь непопулярному способу выхода из некомфортных для них ситуаций.

Дети врут родителям потому, что им в их мире почему-то становится не комфортно

  • Это бальзам для душевных ран.
  • Это нашедший выход внутренний конфликт.
  • Это спасательный круг в, казалось бы, безвыходной ситуации.

И что такое детская ложь для родителей?

  • Это сигнал бедствия.
  • Это призыв о помощи.
  • Это индикатор того, что в мире вашего любимого крохи далеко не всё так хорошо, как вам может показаться на первый взгляд.

Как бы печально для вас это ни звучало, но то, что малыш начал вам врать, говорит о кризисе доверия в ваших отношениях. И искать пути выхода из этого кризиса нужно именно вам, родителям, как более опытным, уравновешенным, авторитетным.

Дети врут, когда они перестают доверять своим близким

Не спешите обличать малыша во лжи и ругать его за . Попытайтесь понять, почему у крохи возникла необходимость сказать вам неправду. Ведь, зачастую, причины детской лжи совсем не те, которые видимы вам при поверхностном рассмотрении.

Единого рецепта решения этой проблемы вы не найдёте. У каждого он будет свой. В зависимости от проблем взаимопонимания, которые встали между вами и вашим ребёнком.

Кризис доверия между родителями и детьми возникает тогда, когда старшим поколением выбирается неправильная модель взаимоотношений и не совсем верная тактика воспитания своих чад.

Малыш не станет вам врать, если его жизнь течёт спокойно и размеренно, если у него всё в порядке. И не стоит думать, что он позволяет себе говорить вам неправду, потому, что карапуз вас не любит и не уважает.

Попытайтесь понять, что стоит за его ложью на самом деле. Какую именно свою потребность кроха пытается удовлетворить таким образом. Это и будет ответом на вопрос: «Как отучить ребёнка врать?».

Дети врут, когда боятся наказания и порицания

Почему дети говорят неправду?

Любой родитель старается дать своему малышу всё самое лучшее, пытается передать ему свой опыт и свою жизненную мудрость, вкладывает в любимую «кровиночку» частичку своей души. Но что-то, при всём при том, мамы-папы, всё же, делают не так. Интересно, что бы это могло быть?

Каковы причины того, что, рано или поздно, наши дети начинают говорить нам неправду?

  1. Чрезмерная строгость. Если вы и наказываете карапуза за совершённые им проступки, то удивляться тому, что кроха вам врёт, пытаясь избежать очередного порицания за содеянное, право, не стоит.
  2. Игра на чувствах. Если вы демонстративно огорчаетесь, хватаетесь за сердце, вините ребёнка в своём плохом самочувствии после его шалостей или плохих оценок, вы сами провоцируете его всячески скрывать свои промахи, чтобы, просто, не расстраивать вас.
  3. Недостаток внимания. Если малыш придумывает и рассказывает всем, кто готов его слушать, истории о счастливой семье, о том, как его любят родители, как внимательны к нему, то, может, именно всего этого ему не хватает в действительности. И он проказничает и врёт только для того, чтобы привлечь к себе ваше внимание, которого ему так недостаёт.
  4. Комплекс неполноценности. Кроха может быть недоволен самим собой. Это происходит тогда, когда родители его часто критикуют, развивая тем самым в маленьком человеке комплекс неполноценности. Ложь в данном случае – это попытка изменить, приукрасить не слишком радужную действительность. Стать в своих глазах и в глазах окружающих достойным уважения и восхищения.
  5. Ограничения в проявлении эмоций . Ребёнок – не робот. У него не может быть всегда одно и то же, непременно хорошее, настроение. Он может грустить и огорчаться, может быть раздражён и, даже, взбешён. И если ему будут препятствовать проявлять эти эмоции и давать им выход, он, просто, замкнётся в себе и станет лгать. В угоду желающим видеть его всегда весёлым и жизнерадостным карапузом родителям.
  6. Фантазии. Фантазёры и мечтатели, пожалуй, самые милые и привлекательные из всех маленьких лжецов. И такая ложь – это, скорее, проявление творческого начала и слишком . Враньё фантазёров вполне безобидно, если его понять и вовремя направить в нужное русло. Может, у вас в семье растёт современный Жюль Верн или свой, родной Жак Ив Кусто?..

А, может, ваш малыш не лжёт, а просто фантазирует? Тогда нужно направить эту его особенность в нужное русло

Ну как, у вас получилось по характеру лжи ребёнка определить её основные причины? Если да, то половину пути к искоренению этой привычки у малыша вы уже прошли.

Теперь главное – сделать правильные выводы и старательно провести работу над собственными ошибками в .

Как отучить малыша 4-5 лет лгать родителям?

Часто бывает так, что ребёнок ещё совсем маленький, но он уже успел столкнуться с вашим неодобрением.

И, боясь в очередной раз увидеть его в ваших глазах, боясь потерять вашу любовь, он, совершив что-то, что, как уверен кроха, повлечёт за собой это самое неодобрение, как спасение, как защиту, использует ложь. Как не допустить, чтобы ложь, какими бы ни были её причины, не вошла в привычку, не стала нормой для малыша?

Если ребёнок будет верить в ваше доброе к нему отношение, он не побоится признаться вам в своём проступке

Как поступать родителям в подобных обстоятельствах?

  1. Присядьте рядом с крохой так, чтобы ваши глаза располагались на одном уровне.
  2. Спокойно скажите ему, что вы знаете, что карапуз соврал вам.
  3. Попросите малыша сказать вам правду, заверив его предварительно, что сердиться на него, равно, как и наказывать его, вы не будете.
  4. Обязательно при этом вы должны подчеркнуть, как сильно любите кроху. И что бы он ни совершил, любить меньше вы его не станете.
  5. Когда ребёнок проникнется к вам доверием и расскажет вам правду, сдержите своё слово – не порицайте его.
  6. Помогите крохе разобраться в сложившейся ситуации. Объясните, что малыш сделал неправильно. И обязательно расскажите, как в данной ситуации нужно было поступать.
  7. Закончите беседу ещё одним заверением в том, что вы его любите, и всегда и в любой ситуации готовы прийти крохе на помощь.

Конечно, одной подобной беседы не всегда бывает достаточно, чтобы полностью восстановить доверие.

Подрастая, ребёнок пытается оградить от посторонних своё личное пространство. И это ему нужно позволить сделать. В пределах разумного, конечно

Что делать, если обманывает подросток (7-9 лет и старше)?

Когда дети достигают подросткового возраста, очень часто причина их вранья заключается в желании создать для себя личное пространство, независимую от взрослых территорию, где хозяином будет только сам ребёнок.

И ваша задача - эту территорию своему тинейджеру предоставить. В разумных пределах, конечно. Но чтобы дать ребёнку реально почувствовать, что он перешёл на новую ступень взросления.

Папа-мама это понимают. И готовы строить с ним отношения на новом уровне. Но большая самостоятельность – это не синоним вседозволенности. Поэтому здесь важно чётко очертить рамки самостоятельности подростка на данном возрастном этапе.

И ещё важнее, чтобы с этими рамками согласился сам ребёнок. Дискутируйте и будьте готовы к компромиссам. Можете даже заключить договор в письменном виде. Соглашение двух сторон, когда осязаемо, имеет большую силу.

Если подросток уверен, что родители его любят, что действуют только в интересах его благополучия, что всегда готовы выслушать, понять и простить, врать он не будет даже в случае нарушения каких-то договорённостей.

Мама и папа, создайте в семье доверительные отношения, станьте не только наставниками, но друзьями для своего ребёнка, и причин говорить вам неправду у него, просто-напросто, не будет!

Ребёнок может быть честен со своими родителями

  • Когда не боится наказания, гнева и потери любви самых близких людей.
  • Когда он уверен, что его не будут унижать, что бы ни произошло.
  • Когда знает, что родители поддержат его в любой ситуации.
  • Когда вы не скупитесь на похвалы и поощрения.
  • Когда между вами и ребёнком – доверие и взаимопонимание.

И никогда не забывайте о личном примере. Насколько искренни, честны и открыты вы сами, настолько ваши дети эти качества от вас и переймут. Создайте атмосферу согласия и гармонии в своей семье. И тогда маленькие её члены не будут искать спасения от невзгод и одиночества во лжи…

Видео «Как отучить ребёнка врать?»

Доброго времени суток вам мои читательницы и самые заботливые мамы!

Я рада вновь приветствовать вас на страничках своего блога. И сегодня предлагаю вам узнать все о развитии девятимесячного малыша. Мы с вами прекрасно понимаем, что ребенок 9 месяцев от роду совершенно не похож на малыша в 8 месяцев. Он многому научился, многое постиг и значительно продвинулся в своем развитии. Интересно, какие «высоты» может покорить ваш карапуз? Готова приоткрыть вам тайны. Читайте и не говорите, что не знаете.

Сколько весит грудной малыш в 9 месяцев? Если говорить о возрастной норме, то вес должен быть в пределах 8-9,5 кг, а рост от 67 до 75 см. Впрочем, говорить о нормальном весе и росте не совсем корректно. Одни крохи растут очень быстро и вес набирают достаточно уверенно, другие чуть медленнее. Но это совсем не значит, что имеются отклонения в развитии. Норма это всего лишь усреднённый показатель и не более того. Главный ориентир для мамы хорошее, бодрое настроение, норма в психическом развитии и хороший аппетит. Остальное приложится.

Девятимесячный «Энерджайзер»

С вашего позволения именно так можно назвать малыша в этот период. Энергии ему не занимать. Он может бесконечно долго двигаться и заставлять маму бегать за ним. Ползает, садится, встает и ходит у опоры, около нее же бесконечно подпрыгивает и присаживается, если поднять за руки готов носится по квартире со скоростью бегущей кошки. Нелегкое испытание для родителей – поверьте мне, нелегкое, но очень приятное. Малыш начинает ходить и готов удивлять вас своей расторопностью. Пусть пока он ходит только с вашей помощью, но первые шаги уже сделаны! Правда некоторые малыши готовы самостоятельно делать несколько шагов, но отважится оставить опору и пойти самостоятельно очень непросто. Наблюдая за малышом, вы можете заметить, как он приподнялся и увлеченно рассматривает игрушку уверенно стоя на ногах. Но стоит только ему ощутить свое вертикальное положение, как уверенность моментально растворяется и малыш начинает «оседать» в страхе что упадет.

Как потопаешь, так и полопаешь

Чем кормить кроху, чтобы энергии хватало надолго, топает то малыш достаточно? Понятно, что вскармливание грудным молоком уже не столь актуально, но ночные прикладывания вполне допустимы. Главное полноценное питание богатое белками. Меню малыша должно включать в себя все основные продукты взрослого рациона с той лишь разницей, что упор делаем на пищу белковую – организм малыша растет и значит, нужен «строительный материал» — белки. Впрочем, все основные продукты мы ввели на восьмом месяце, теперь только расширяем и даем крохе попробовать те же продукты, но приготовленные с добавлением специй.

А вот ответить на вопрос «Сколько ест неугомонный карапуз в девять месяцев?» однозначно не получится. Все очень индивидуально. Есть, конечно, норма, но одним малышам ее достаточно, другим многовато, а третьим катастрофически не хватает. Но мама всегда знает, сыт ли ее малыш и потому причин для беспокойства не должно быть. Разве что только стоит помнить, если малыш тянет все что нашел на полу в рот, это совсем не признак того, что он хочет есть. Таким незамысловатым образом кроха изучает мир, все пробует на зуб так сказать.

Зуб за зубом

Проговорив о стремлении ребенка все попробовать на зуб, странно было бы не рассказать о том в какие сроки эти самые зубки прорезываются. И тут вновь пойдет речь о некой норме. Отклонения от нее часто воспринимаются как симптомы рахита или недостаточного питания, хотя я бы так категорично не стала говорить. Еще раз скажу: развитие – дело строго индивидуальное, и только значительные отклонения от нормы должны вызывать тревогу, но никак не незначительные задержки.

Так вот, что касается прорезывания зубов, первые нижние резцы, впрочем, как и первые верхние резцы к девяти месяцам уже должны прорезаться. Боковые верхние и нижние прорезываются между 9 и 12 месяцем жизни малыша.

Услышать первое клацанье зубика о чашку или кружку всегда приятно, но сам процесс прорезывания доставляет массу хлопот родителям и неприятностей ребенку.

Начнем с того, что зубу необходимо преодолеть трудный путь: костная ткань, десна, слизистая. Тяжко зубику – тяжко ребенку. Смена настроения, плачь, температура, расстройство стула, стремление почесать десну и боль от этого – приятного мало! Но все компенсируется когда зубик появился – ребенок успокоится а переживания родителей сменятся радостью.

Именно так готов воскликнуть кроха посмотрев на себя в зеркале. Если раньше он мог ошибочно думать, что в зеркале прячется какой-то другой кроха, то теперь он осознает, что это он сам. Спросите малыша «Где ты?» и поднесите к зеркалу, скорее всего, он покажет правильно!

Точка, точка, запятая…

Если вы занимаетесь с карапузом, то в 9 месяцев он покажет вам, где у него ушки, глазки, носик, ротик и другие части тела. Более того, он покажет их и у вас!

Пантомима: я так тоже умею!

Малыш уже может запомнить предназначение многих предметов и повторить за вами действия. Умилительно смотреть, как купаясь, он повторяет движения мамы – моет ручками личико или пытается расчесать свои волосики. Дайте ему ложку – он не станет ею играть, он знает, что ложку нужна, чтобы есть! И так во всем – малыш подражает окружающим и стремится все сделать как они.

Язык мой – друг мой

Кроха вовсю использует эмоции и мимику, чтобы показать чего хочет и что ему неприятно. Он может даже громко и выразительно кричать, если что-то не нравится. Так он требует и призывает на помощь. Его лепет – это вполне осмысленное произношение отдельных звуков. Даже когда он просыпается ночью, вы уже можете услышать не плачь, а призывающий разговор. Конечно, он еще не говорит, он лепечет и делает это практически постоянно – не лепечет разве что только когда спит и сосет грудь. И в этом есть смысл; ребенок готовится к речи, готовится возвестить миру, что он личность с которой нужно считаться! Так пусть раздаются в вашем доме серенады лепета, а не плача!

Ладушки, ладушки, где были?

Нормальное развитие невозможно без игр. Игры – нормальное состояние для ребенка. В игре он учится взаимодействовать с окружающем миром на понятном и приятном для него языке – языке игры. Так мамы, которые увлеченно играют со своим малышом, весь режим дня подчиняют игре. Вернее выстраивают с помощью игры.

Просыпается ли малыш утром, засыпает ли вечером – это прекрасная возможность поиграть в развивающие игры. «Доброе утро, носик! Спите глазки! — и вот уже обязанности и необходимость наряжены в игровые действия такие понятные малышу! Даже гимнастика и массаж могут быть превращены в увлекательную игру с шутками и прибаутками. Развитие крохи от этого станет только быстрее.

Игры крохи все более осмысленные. Он не просто переставляет игрушки с места на место, он познает форму и размер, ощущает их поверхности и понимает, что игрушка не пропала, если ее чем-нибудь прикрыть.

Не мешайте — я читаю!

Конечно, это громко сказано. Но в этом возрасте малыш с увлечением листает картонные страницы книжки, рассматривает картинки, а тонкую бумагу рвет и сминает. Причем это занятие доставляет немало удовольствия. Дайте малышу глину или пластилин и он будет занят надолго. Тут главное следить, чтобы не наелся.

Ну вот пожалуй и все что умеет малыш в 9 месяцев. Достаточно, чтобы приносить радость родителям каждый день, но слишком мало по сравнению с ребенком в 10 месяцев. Однако, не все так просто. Некоторые малыши развиваются немного быстрее другие медленнее. И когда первые уже говорят «Мама» и «Папа», вторые только начинают лепетать. Кто-то уже пошел ножками, а кому-то встать самостоятельно никак не удается. Но что все без исключения приносят немало радостных минут своим родителям – это точно!