Спортивные секции для детей 3 4 лет. Боевые искусства для самых маленьких. Физическое развитие без вреда для психики и здоровья

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги для детей 3-5 лет «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края

Описание: Работа будет интересна педагогам ДОУ и дополнительного образования для организации кружка, основной целью которого является развитие мелкой моторики ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность кружка «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах :
- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
- Принцип доступност и - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

Кружок «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);
- аппликация, оригами, пластилинопластика, тестопластика, торцеварие.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года, 32 занятия в год.
Форма работы – групповая, не более 10 человек.
Занятия проходят во второй половине дня. Для этих целей оборудован специальный кабинет с индивидуальными местами для каждого ребенка, проектор, ноутбук.
Занятия рассчитаны на детей 3-5 лет
Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

Каждое занятие состоит из трёх частей :
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Скрепление различных деталей.
7.Нанизывание различных предметов.
8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехов, семечек, гороха, веточек, камешков, ракушек, крупы.
9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
10.Лепка предметов из теста.
11.Выкладывание мозаики из пластилина на плоскотной рисунок.

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, объемной аппликации, торцевания, тестопластики, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Гениальность на кончиках пальцев», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Прогнозируемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
Научатся различным приемам работы с бумагой;
Познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная, ;
Продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятия проходят 1 раз в неделю для детей 3-5 лет. Продолжительность одного занятия 30 минут. В дальнейшем 30 минут мы берем за один условный час. Количество часов в год – 32.

Наименование разделов и тем
I.-ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 9 часов
1.-«В гости к солнышку» - завитки-1 час
2.-«Посчитаем цыплят» - ватный диск-1 час
3.-«Листопад» - пластилин-1 час
4.-«Рябинка алая» - пластилин-1 час
5.-«Грибок» - аппликация из кусочков цветной бумаги – 1 час
6.-«Репка» - шарики из салфетки-1 час
7.-«Цветок из петелек»-1 час
8.-«Заготовки» - торцевание-1 час
9.-«Солнечный цветок» - семечки-1 час
II-В ГОСТЯХ У СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ -11 часов
10.-«Снеговичок» - шарики из салфетки-1 час
11.-«Елочное украшение» - тесто-1 час
12.-«Подарок для елочки» -1час
13.-«Овечка» - завитки-1 час
14.-«Варежки» - аппликация-1 час
15.-«Снежный домик» - аппликация из крупы-1 час
16.-«Масленица» - оригами-1 час
17.-«Снегири прилетели» - аппликация объемная-1 час
18.-«Мое сердечко» - торцевание-1 час
19.-«Галстук для папочки» - оригами-1 час
20.-«Сердечко» - тесто-1 час
III.-ВЕСНА – КРАСНА -12 часов
21.-«Цветочек» - аппликация-1 час
22.-«Вербочки» - шарики из салфетки-1час
23.-«Пасхальное яйцо» - тесто-1 час
24.-«Светофор» - аппликация-1 час
25.-«Тюльпанчик» - аппликация с элементами оригами -1 час
26.-«Ракета» - оригами-1 час
27.-«На морском дне» - оригами-1 час
28.-«Цветочек» - объемная аппликация-1 час
29.-«Посидим, поговорим» - оригами-1 час
30.-«Букет для ветерана» - цветочек из салфеток-1 час
31.-«Бабочка» - аппликация - 1 час
32.-«Ромашки» - цветочек из салфетки-1 час

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Собрания - Выход на общее родительское собрание и групповые собрания с целью ознакомления родителей условиями и содержанием дополнительной образовательной услуги «Умные пальчики»-Сентябрь
2. Консультирование, практикумы :
- Индивидуальное консультирование
- Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста через выполнение творческих заданий» - В течение года
3. Наглядно – просветительская работа :
- Выпуск буклета «Гениальность на кончиках пальцев».
- Материал в родительский уголок «Способы развития мелкой моторики детей»-1 раз в полугодие
4. Дни открытых дверей - Просмотр занятий «Цветок из петелек», «Ромашки»
5. Творческая выставка коллективных работ -«Подарок для елочки»,«На морском дне»
«Салют победы»

Ответственные родители стремятся дать своему ребенку как можно больше с первых дней его жизни. К середине дошкольного возраста актуальным становится вопрос дополнительного образования. Какие секции для детей с 3-х лет наиболее полезны и безопасны? Постараемся разобраться в этом вопросе и найти на него правильный ответ.

Что предлагают трехлеткам спортивные центры и школы?

В большинстве центров дополнительного образования самым маленьким предлагаются курсы четырех направлений. Это общее развитие, кружки художественно-прикладного творчества, занятия музыкой и танцами, спортивные секции. Большинство родителей останавливают свой выбор на последней категории. Физическая активность полезна для каждого малыша с самого раннего возраста. При этом уже в три года можно подобрать вид спорта, наиболее соответствующий характеру и темпераменту конкретного ребенка. Какие спортивные секции для детей от 3 лет наиболее популярные? Это легкая и спортивная гимнастика, фитнес, йога, командные спортивные игры, восточные единоборства, плавание, хореография и разнообразные танцевальные направления. Каждое направление имеет свои плюсы и минусы, а также отличительные особенности.

Спортивная и художественная гимнастика, акробатика

Во многих городах нашей страны существуют секции спортивной гимнастики, принимающие на обучение детей от 2-х лет. Разумеется, с одноименным видом профессионального спорта такие кружки имеют не много общего. Гимнастика для детей от 3 лет - секция, предлагающая программу, направленную на общее развитие организма ребенка. Обучение серьезным упражнениям обычно начинается не ранее 4-5 лет. Чем же полезен базовый курс? В раннем детстве намного легче сформировать красивую осанку. Кроме того, занятия гимнастикой помогают добиться хорошей растяжки. Полезен этот вид спорта для развития пластики движений и грации.

Командные виды спорта

Футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и прочие командные спортивные игры положительно влияют на развитие всех групп мышц. Такие секции для детей с 3 лет особенно понравятся активным малышам. Командные виды спорта полезны и для психики ребенка. Постоянное общение с другими детьми развивает коммуникативные навыки. В своей команде малыш обязательно встретит новых друзей. Главная задача для родителей - выбрать спортивную игру, соответствующую интересам и темпераменту малыша. Практически все виды спорта данной категории развивают ловкость, координацию движений и скорость реакции.

Танцы и хореография

Все без исключения малыши позитивно реагируют на веселые и ритмичные мелодии. Услышав музыку, ребенок улыбается, начинает играть и пританцовывать. Именно по этой причине танцевальные секции для детей 3 лет имеют огромную популярность. Танцы считаются одним из наименее опасных видов физической активности. Занятия в хореографических группах приносят малышам невероятное удовольствие и массу положительных эмоций. Танцевальные секции для детей с 3 лет развивают творческое мышление, помогают в полной мере овладеть языком собственного тела. Плюсы регулярных занятий танцами - изящная осанка, грациозность и пластичность движений. Любое хореографическое направление развивает чувство ритма. А это значит, что в будущем ребенку будет проще обучиться игре на музыкальных инструментах или пению.

Боевые искусства для самых маленьких

Достаточно популярны спортивные секции для детей от 3 лет, основанные на различных видах восточных единоборств. Айкидо, каратэ, у-шу и прочие дисциплины гармонично развивают все группы мышц. Не стоит переживать за безопасность ребенка. На базовых ступенях обучения особое внимание уделяется разминке и динамическим упражнениям. Малыши не участвуют в поединках и не могут навредить себе или друг другу. Польза от таких занятий велика: в процессе тренировок развивается выносливость, скорость реакции, ловкость и гибкость. Такие секции для детей с 3 лет полезны и своим духовным воспитанием. Любая система восточных единоборств учит ребенка быть смелым, справедливым и использовать собственную силу только при нападении.

Занятия данной категории подходят для малышей с любым типом темперамента и складом характера. Робкие дети могут по-настоящему раскрыться и поверить в собственные возможности. Маленькие непоседы же, напротив, смогут направить свою энергию в правильное русло. Полезны многие восточные практики и для развития концентрации, способности управлять своим вниманием.

Плавание и прочие общеукрепляющие спортивные направления

Многие родители считают, что выбирать до 5-6 лет какое-то профильное направление спорта не имеет смысла. Это мнение имеет место. Но и оставлять ребенка без физических нагрузок и развивающих занятий не следует. Для комплексного развития и укрепления мускулатуры можно выбрать какое-то универсальное спортивное направление.

В три года можно записать ребенка в бассейн. Учиться плавать не только интересно, но и полезно. Этот навык обязательно пригодится во взрослой жизни. Тренировки положительно влияют на формирование здоровой осанки и гармонично развивают все группы мышц. Секция плавания для детей от 3 лет может посещаться 1-2 раза в неделю. Некоторые спортивные клубы предлагают совместные занятия для мам и детей.

Как выбрать свою идеальную секцию?

При выборе спортивного клуба для ребенка важно учитывать его доступность. Очень удобно посещать центр дополнительного образования, находящийся в 10-ти минутах ходьбы от вашего дома. А вот регулярные поездки на другой конец города могут достаточно сильно утомлять ребенка. Даже самая лучшая футбольная секция для детей от 3 лет наверняка не понравится вашему малышу, если на дорогу будет уходить более часа. Полезно для начала узнать, какие кружки и спортивные клубы имеются в вашем районе. Не лишним будет на этом этапе выбора уточнить графики занятий и их примерную стоимость.

Скорей всего наиболее удобными вам покажется только несколько секций. Выбирать одну из них следует, учитывая интересы и особенности характера ребенка. Понаблюдайте, в какие игры ваш малыш играет с наибольшим удовольствием. Уже в три года можно заметить, что один ребенок предпочитает танцевать и веселиться, а другой при любой возможности берет в руки мяч. Активным малышам лучше всего пойдут подвижные командные виды спорта и танцы. Спокойным детям имеет смысл попробовать себя в плавании и боевых искусствах.

Физическое развитие без вреда для психики и здоровья!

Не рано ли отдавать ребенка в спорт в три года? По мнению специалистов по раннему развитию, этот возраст идеален для начала посещения дополнительных занятий. Самое главное - не ошибиться при выборе конкретного центра и грамотно организовать порядок его посещения. Практически все кружки и секции для детей 3 лет предлагают посещать 1-2 занятия в неделю. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягался. Если ваш ребенок ходит в детский сад, в дни посещения спортивной секции имеет смысл забирать его пораньше. Не планируйте никаких дополнительных развлекательных мероприятий в день тренировки. При плохом самочувствии или заметной усталости занятия лучше пропускать. Юные спортсмены должны получать исключительно положительные эмоции во время посещения спортивного центра.

Если ребенок не хочет идти на тренировку, принуждать его бессмысленно. Имеет смысл подумать о переходе в другую секцию. В три года ребенок еще слишком мал для того, чтобы посещать более 2-3-х разных кружков. Не стремитесь занять его «всеми сразу», лучше посвятить время одному или максимум, двум направлениям. Большая ошибка родителей - заставлять малыша исполнять собственные мечты. Если ребенок не испытывает удовольствия от занятий вашим любимым видом спорта - позвольте ему сделать собственный выбор. Вполне возможно, что именно первая секция станет любимым хобби малыша на всю жизнь. Теперь вы знаете, что можно начинать организованные спортивные занятия, как только исполнилось ребенку 3 года. В какую секцию отдать малыша, решать только вам.

Еще задолго до появления малыша на свет родители активно обсуждают его будущее, иногда спорят о перспективах развития крохи, о том, в какие спортивные секции и кружки стоит в будущем отдать ребенка (гимнастика, теннис, футбольная секция). Напомним, что понятие развития включает гармоничное сочетание физического и духовного формирования детей. Так что занятия в кружках эстетического развития совершенно не исключает посещения спортивной секции.

Общее физическое развитие

Физическое развитие и формирование детей начинается с первых массажей новорожденных, затем вводится гимнастика, занятия плавания в ванной. Привычка к занятиям спортом с первых лет жизни для детей чрезвычайно важна: это фундамент будущего здорового образа жизни, увлечения спортом. Поэтому ежедневный распорядок дня обязательно должен включать не менее 30 минут подвижных игр на свежем воздухе и в помещении, водные процедуры, закаливание.

С 2 лет родители уже наблюдают спортивные предпочтения детей: игры с мячом или удовольствие от бега, прыгания, радость плавания, устремление к лестницам и турникам. В этот период уже можно судить о подвижности и гибкости ребенка, его силе, настойчивости.

С 3 лет можно подыскивать для детей спортивные секции, в которых малыши будут заниматься с удовольствием и пользой для себя.

Спортивные занятия с 3 лет

Начиная с 3 лет, детей можно водить на занятия спортом в секции: гимнастика, плавание, фигурное катание.

  • Гимнастика тренирует выносливость, собранность, выдержку, гибкость, формирует правильную осанку, подтянутую фигуру, укрепляет спинные мышцы. Гимнастика является отличной профилактикой сколиоза. Секция гимнастики отлично подходит и для мальчиков, и для девочек. Немаловажно отметить, что гимнастика как спортивная секция не требует больших материальных расходов от родителей.
  • Секция плавания прекрасно закаливает ребенка, укрепляет нервную системы, улучшает работу сердца, способствует повышенному кровообращению, укрепляет мышцы, воспитывает настойчивость и выносливость. К тому же вода - прекрасный источник позитивных эмоций и одновременно снимает напряжение. Приятное утомление после плавания способствует хорошему аппетиту и здоровому крепкому сну.
  • Тренировки в секции, посвященной фигурному катанию, допустимы для детей с 3 лет. Так же как и гимнастика, этот вид спорта развивает выносливость, как плавание улучшает работу сердца. Фигурное катание закаливает детские организмы. Однако родителям стоит учитывать финансовые затраты на экипировку для занятий этим видом спорта. И прежде чем заинтересовать ребенка, оценить финансовые возможности семьи.

Противопоказания для спортивных занятий

  • Гимнастика противопоказана для детей с болезнями сердца и тяжелыми формами искривления позвоночника
  • Фигурное катание непозволительно для детей с близорукостью и тем, кто предрасположен к легочным заболеваниям
  • Легкая атлетика не рекомендуется для детей с сахарным диабетом, сердечно - сосудистыми заболеваниями, с близорукостью.
  • Секции боевых искусств, бокса, дзюдо, карате и т.п. противопоказаны детям с болезнями опорно-двигательной системы, позвоночника.
  • Конный спорт не разрешен детям с астмой, с врожденной ломкостью костей, с аллергией на шерсть животных.

Секции в 5-7 лет

  • Секция большого тенниса подходит для детей с 4-5 лет развивает ловкость, координацию движений, хорошую реакцию, развивает координацию. Этот вид спорта развивает органы дыхания, способствует активному обмену веществ.
  • Секция легкой атлетики даст возможность заниматься бегом, прыжками в длину и в высоту, спортивной ходьбой и др. Эти занятия укрепляют костную и мышечную системы.
  • Футбольная секция и хоккейная развивает выносливость, быструю реакцию, коммуникабельность. Эти виды спорта укрепляют сердечную мышцу, легкие. Футбольная командная игра особенно подходит общительным и разговорчивым детям.
  • Секции боевых видов искусств, бокса, карате, дзюдо и т.п. начинают интересовать детей с 5-6 лет. Помимо развития реакции, выносливости и гибкости (как и гимнастика) эти занятия воспитывают толерантность, умение мирно решить конфликтную ситуацию, при этом развивают уверенность в том, что можешь постоять за себя.
  • Велоспорт дает ребенку хорошее общее физическое развитие, воспитывает выносливость, формирует и укрепляет костную и мышечную ткани.

Спортивные секции с 10 лет

  • С 10 лет можно отдать ребенка в секцию лыжного спорта. Эти занятия будут укреплять сердечно - сосудистую систему, развивать выносливость. Однако занятия этим видом спорта больше распространены в местностях с продолжительными зимами и соответствующими климатическими условиями.
  • Очень популярна среди детей секция верховой езды. В этом виде спорта без лишних физических нагрузок укрепляются и развиваются мышцы спины и ног. Этот вид спорта показан детям с ДЦП, хорошо воздействует на ребят с психическими расстройствами.

Уважайте выбор ребенка

Выбор спортивной секции для ребенка становится часто причиной бурных дискуссий и даже ссор родителей. Чаще всего взрослые переносят на детей реализацию собственных несбывшихся надежд и мечтаний. При этом они повторяют ошибку своих родителей: не прислушиваются к желанию самого ребенка. Мнение, что в 3-5 лет малыш еще слишком мал, чтобы выбирать секцию по душе, что он ничего не знает и не понимает, может привести к роковой ошибке. И через несколько лет ребенок вообще откажется от занятий спортом, замкнется и обозлится. Ведь детские впечатления глубоко укореняются.

Не спешите с окончательным выбором, куда отдать ребенка для занятий спортом.

  • Сначала, понаблюдав за ребенком, определите его склонности и способности, определитесь, в какую секцию можно его отдать.
  • Покажите малышу этот вид спорта, расскажите о нем.
  • Поведите понаблюдать тренировки секции.
  • Познакомьтесь с руководителем секции.
  • Убедитесь, что ребенок с удовольствием занимается.

Иногда родители стремятся отдать ребенка сразу в несколько спортивных секций: гимнастика, плавание, футбольная и др. С одной стороны, безусловная польза физическому развитию ребенка, его занятость, общение со сверстниками, воспитание организованности и ответственности. Но с другой стороны, неоправданная перегруженность могут вызвать высокую утомляемость (и тогда занятия уже будут вредить здоровью), раздражительность, невнимательность и рассеянность в школе. В этом случае ребенок не будет испытывать удовольствия от этих занятий и захочет бросить их.

Загруженность ребенка должна быть такой, чтобы оставалось время на прогулки на свежем воздухе, на интеллектуальные увлечения, на общение с друзьями и, главное, на выполнение домашних заданий. Только занятия с увлечением и радостью принесут пользу вашему ребенку.

День добрый, дорогой друг!

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми во всех отношениях. Вопрос, куда отдать ребенка в 3,4 и 5 лет, возникает у практически у каждого родителя. Помощь специалистов в развитии ребенка большинство из нас считает разумным и даже необходимым.

Возраст 3-4 года психологи и специалисты по дошкольному воспитанию считают определяющим. Правильный выбор занятий создаст плацдарм для его дальнейшего развития и сформирует первоначальные навыки.

Я не являюсь специалистом по воспитанию детей и строить из себя «гуру» в этом вопросе нет никакого желания. Просто выскажу свою точку зрению, основанную на личном опыте и убеждениях .

Точка зрения НЕпсихолога

Покопавшись на просторах всемирной сети, обратил внимание на следующее: Большинство специалистов рекомендуют вначале определить склонности ребенка, тип его темперамента. Затем соответственно подбирать занятия.

Логика такая: Если вы решили, что ребенок по темпераменту холерик и склонен к физической активности, можете «отдать» его в секцию восточных единоборств или что-нибудь в это роде.

Вроде бы все логично, но у меня возникает пара вопросов:

1. Как быть с головой? То есть с развитием мышления, если ребенок будет заниматься к примеру, — карате. Разговоры о том, что такие виды деятельности развивают также и интеллект, как мне кажется, слегка преувеличены.

И наоборот. Если ребенок занимается музыкой, как быть с физическим развитием?

2. О типе темперамента . Давайте спросим себя: Свой тип темперамента мы знаем? Разделение на сангвиников, меланхоликов, холериков и флегматиков весьма условное. Лично я нахожу в себе черты всех четырех типов.

Это я к тому, что отнести ребенка в 3-4 года к какому либо типу по темпераменту – занятие довольно сомнительное с точки зрения точности.

На мой взгляд: должен присутствовать баланс. Развитие ребенка должно быть гармоничным и охватывать: физическое развитие, творческие способности, развитие мышления, становление характера .


Совместить все это не так уж и сложно. Достаточно выбрать два вида деятельности:

  1. Для физического развития. Это могут быть игровые виды, единоборства и тому подобное. Центры развития детей предлагают достаточно широкий выбор.
  2. Для развития творческих способностей и мышления.

Что выбрать?

Из статьи в статью кочует какая-то лепка. Что там лепят и как это благотворно сказывается на развитии мышления ребенка – для меня тайна за семью печатями. Впрочем, может и так, спорить не буду.

Скажу о том, что знаю: Занятие, которое лучше всего сочетает в себе развитие творчества, мышления и характера существует. Называется оно шахматы .

Основная мысль такая : 4-5 лет самое время, чтобы познакомить ребенка с шахматами. Просто познакомить, показать как ходят фигуры, в чем смысл игры.

Если вам удастся вызвать интерес к шахматам, можно уже задуматься о том, куда его можно «отдать». То есть подобрать секцию, кружок или онлайн-школу .

Почему шахматы?

Уникальность шахмат состоит в том, что они сочетают в себе элементы спорта, науки и искусства. Это общепризнанный факт. Музыка, математика, та же лепка (далась она мне:)), все это хорошо, но не столь гармонично. Разве не так?

Шахматы развивают целый спектр необходимых для жизни навыков.


Коротко повторю:

  • Концентрация внимания
  • Смысловая память
  • Дисциплинированное мышление
  • Развитие интуиции
  • Планирование решений

Еще один важный момент:

Помимо личностного и интеллектуального становления, шахматы могут стать стартовой площадкой, трамплином в развитии карьеры в самых разных областях .

Совместное увлечение сближает людей. Друзья, приобретенные таким образом, остаются друзьями надолго.

Мои шахматные друзья детства – лучшие друзья по сей день. У нас какая-то особая связь. Мы свои люди и всегда поможем друг другу. И в малых делах и в больших.

Лично мне шахматы несколько раз помогали с получением привлекательной работы . Примеры я приводил .

Как выбрать шахматный кружок?

Итак, решение принято. Вы познакомили ребенка с шахматами в 3-4-5 лет. Он проявляет интерес к игре. Это хорошо, но что делать дальше? «Отдать» в секцию? Не спешите:

  1. Во первых, в шаматных секциях обычно ребята чуть постарше.
  2. Во вторых, не все секции соответствуют определенным требованиям, о которых чуть ниже.


На мой взгляд, на начальном этапе разумно выбрать дистанционный метод обучения шахматам .

О важности баланса

В заключение еще раз напомню о балансе. Шахматы развивают творческие скособности, интеллект, логику, спортивные качества. Однако нельзя забывать о физической активности .

А посему оптимально дополнить занятия шахматами физически активной деятельностью.


Лично я занимался параллельно футболом. Как вы уже догадались, что никакого Пеле из меня не получилось, и даже Кержакова не вышло.

Однако сил, выносливости прибавилось. Футбол отошел на второй план, но осталась скорость, прыгучесть. Я бегал стометровку за 12 секунд и прыгал в высоту на полтора метра.

Все это к тому, что когда ребенку 3-4 года резонно набросать план его развития. Концепцию, так сказать. И важно чтобы развитие было гармоничным, а не однобоким .

Впрочем, как там пишут на РБК:

И это нормально. Засим позвольте откланяться. Надеюсь не слишком утомил.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Всем родителям без исключения всегда очень интересно следить за тем, как растет их малыш, как развивается, и к чему у него проявляются склонности. Как правило, таланты такие можно заметить уже совсем в маленьком возрасте, когда малыш только учится говорить. В ходе наблюдений у родителей и возникает вопрос о том, куда отдать ребенка в 3 года, чтобы он и развивался в своем таланте, и в то же время отлично проводил время, знакомился со сверстниками и всегда был в хорошем настроении. Что же, попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.

Краткое предисловие

Прежде чем определить, куда отдать ребенка в 3 года, следует тщательно изучить его как личность. Часто бывает так, что родители, будучи в погоне за актуальными тенденциями или же за своими мечтами, которые не осуществились в их детстве, отправляют детей заниматься в те кружки, которые им совсем не подходят. Да, бывает так, что и в несоответствующей им среде малыши неплохо адаптируются и даже демонстрируют отличные успехи. Но стоит понимать, что в дальнейшей жизни данный навык будет у вашего ребенка приоритетным, станет основой для его дальнейших достижений и развития. Потому все те секции, в которых ваша кроха занимается с детства, должны максимально соответствовать ее таланту, возможностям и желаниям.

Как же понять, к чему пристрастен ваш ребенок?

Сразу отметим, что в 3-летнем возрасте мальчики и девочки отличаются друг от друга только по половому признаку. Развитие, формирование личности, мировоззрения пока что не зависит от пола ребенка. Скорее, в данном случае это фактор индивидуальный, на который влияют семья, мораль, которая ей присуща, окружение, события и прочее. Таким образом, выбирая, куда отдать ребенка в 3 года, можете частично ориентироваться на то, как вы его воспитываете, и что ему прививаете.

Итак, ребенок, который растет, так сказать, в полной расслабленности, без особо строго надзора старших, как правило, начинает склоняться к творчеству. Это может быть рисование, пение, чтение стихов. Обратите внимание, насколько артистичен ваш малыш. Если это так, то можете смело отдавать его в актерский кружок или на вокал.

Когда ребенок скрытный, он чаще всего рисует. И тут ответ очевиден. Дети же, которых родители с пеленок заставляют все делать по графику, строго воспитывая при этом, отличаются более жестким характером. Для них идеальными кружками станут боевые искусства, и тому подобное.

Творческий полет

Как мы уже упомянули выше, наиболее подходящие занятия для детей 3 лет, которые отличаются замкнутостью и неким своеобразием - это творчество. Самым популярным в этом плане всегда было рисование. Главное - отдать малыша не только в ту группу, которая соответствует его возрасту, но и в ту, где программа адаптирована именно под его уровень. Заранее нужно сдать тестовые рисунки, которые позволят преподавателям определиться с данным аспектом. Более сложной в освоении для трехлетнего ребенка будет техника скульптуры. Однако отметим, что на подобных занятиях у малыша будет развиваться не только но и моторика рук, что крайне полезно для всех (даже для взрослых).

Если вы видите, что ваш ребенок действительно одарен слухом и голосом, то можно попробовать занятия на одном из музыкальных инструментов. В школу его пока что не возьмут, а вот индивидуальные уроки помогут предварительно установить, стоит ли в дальнейшем вашему малышу заниматься этим.

Окунаемся в мир знаний

Существуют еще такие занятия для детей 3 лет, которые могут проводить сами родители. Конечно же, они могут проходить и в группе, и в данном случае эффективность того или иного метода зависит от того, каков ваш ребенок - экстраверт или интроверт. Речь идет о базовых знаниях по школьным предметам, которые через несколько лет он будет изучать в обязательном порядке.

Итак, в 3 годика дети только начинают учить цифры и буквы, и наша задача заключается в том, чтобы выяснить, что из этого малышу легче дается. Если это буквы, слоги или даже слова, то непременно стоит учить кроху читать как можно более эффективно. Подбирайте интересные книги, сказки с захватывающим сюжетом, чтобы ваше чадо читало их и учило на память. Еще одно, что можно предложить детям-гуманитариям - это изучение иностранного языка. Чаще всего начинают с английского, так как он международный. В том же случае, если крохе проще даются цифры, можете придумывать для него простейшие задачки.

Здоровье и отличная физическая форма

Большой популярностью пользуются также различные детские спортивные секции. Мы уже упоминали о том, что регулярные тренировки и физические нагрузки полезны не только для здоровья, они еще позволяют малышу стать собранным и организованным с самых ранних лет. Таковых существует целая масса, и среди них стоит выбрать то, что действительно будет подходить именно вашему ребенку. Для девочек отличным решением будет 3 лет. Регулярные занятия позволят малышке всегда быть в форме, и если она не забросит это дело с годами, то отличная фигура, растяжка и гибкость обеспечены на всю жизнь. Превосходную физическую форму мальчика сформируют на карате. Этот вид восточного единоборства делится на множество других подвидов, а в группы, как правило, набирают детей с идентичными характеристиками и данными. Отметим, что посещать такие уроки могут и девочки. Самое главное, что тут детей учат бороться со своим страхом и ориентироваться в любых ситуациях быстро и ловко.

Еще пару слов о гибкости

Если вы растите девочку, то важно, чтобы с самых малых лет она была гибкой, пластичной и стройной. Именно поэтому 3 лет или же танцевальная школа - это лучшее решение. Данные виды спорта становятся отличным фундаментом для дальнейшего успеха в жизни. Во-первых, такие занятия заключаются не только в колоссальных физических нагрузках. Тут ребенок начинает ощущать музыку, приобретает и слух. Далее, подобные детские спортивные секции определяют и режим питания крохи. С детских лет девочка знает, какие продукты полезны для фигуры, а какие стоит исключать из рациона.

Ну и в конце отметим: важно, чтобы девочка попала в дружный коллектив. В таком случае занятия перерастут в настоящее хобби, а может быть - и в дело всей жизни.

Жить в танце, не останавливаясь

Мало кто задумывается о том, что ребенок, вне зависимости от пола, должен уметь красиво двигаться, быть скоординированным в своих движениях и иметь красивую походку. Во всех городах существуют танцы для детей 3 лет, где всем азам данного вида искусства и спорта научат каждого.

Перед тем как определять кроху в этот кружок, посмотрите внимательно, к чему более всего проявляются склонности. Некоторые девочки танцуют самостоятельно, при этом не теряя равновесия. Смотреть на них всегда интересно, так как общая картина создается великолепная. Для такого ребенка подходящими будут латина, хип-хоп. всегда требует пары. Потому заранее нужно будет предупредить малышку, что ей придется танцевать с мальчиком. Еще один вид хореографии, куда можно начинать ходить с 3-годичного возраста - балет. Однако это весьма серьезно, не всегда безопасно для здоровья, потому заранее нужно будет продумать все «за» и «против».

Ныряем под воду

Чаще всего, не зная точно, куда отдать ребенка в 3 года, родители ведут его в бассейн и записывают на уроки плаванья. И это верно, так как пользы от подобных занятий хоть отбавляй, и при этом ущерба ноль. Плаванье отлично подходит как мальчикам, так и девочкам - одинаково. Молодой организм в ходе занятий развивается активнее, формируется осанка, появляется мышечная масса, улучшается работа легких, становится более выносливым дыхание. Отметим также, что в плаванье существуют различные секции для ребенка 3 лет. Они подразделяются в зависимости от того, каким именно видам данного спорта ребенок будет обучаться, как часто, а также учитывается то, в спортивную группу он записан или в оздоровительную.

Небольшое послесловие

Когда мы развиваем детей 3-4 лет, важно учитывать их физическое совершенствование и умственное. Будет отлично, если вы сможете отправить малыша одновременно и в спортивный кружок, и в один из подготовительных к школе. Это может быть что угодно: танцы и английский, плаванье и математика, карате и шахматы. Главное, чтобы малышу нравилось, чтобы он делал успехи в каждом роде занятий. Конечно же, не стоит забывать и о свободном времени. Оставляйте в графике своего ребенка пару часов свободными, чтобы он мог погулять, посмотреть мультики или позаниматься любым другим делом, которое ему нравится.