История макияжа от белил до BB-крема. Маска с одуванчиками. Маска с творогом

Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш.

Белила , совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся оширои, используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский императорский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел.

Свинцовые белила , использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество.

Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.)

После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.

Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грёзы мужчины, утомлённого серыми буднями. Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствует у гейши, которая взяла её в младшие сёстры. Как и гейша, юная дева окейи обильно покрывает лицо рисовой пудрой смешанной с водой. Но до этого красавицу уже должны нарядить в драгоценное кимоно и обработать лицо смесью из воска и масла (таким образом, продлевается жизнь макияжа). Рисовая паста наносится практически на всё лицо и шею за исключением линии роста волос и небольшого участка шеи сзади, где тонер наносится в виде змеиного язычка японцы считают, что подобные нашейные изображения придают женскому образу невероятную чувственность. Учитывая, что глаза - наиболее выразительная часть женского лица, гейша и майко уделяют им особое внимание. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искусности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естественнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!) Майко наносит тени только на уголки верхнего века и припудривает брови (представительницы некоторых гейша школ осветляют брови, придавая им золотистый оттенок).



Гейша обращается с красными тенями смелее, нанося их практически на всё пространство между веком и бровью. Для обводки вокруг глаз и бровей традиционно использовался древесный уголь, но сейчас применяется современная косметика. Брови были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца.

Катсура - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому уста покрываются интенсивным оттенком ало-красного или малинового (помады изготовляются из лепестков роз и шафрана). Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: ...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени... Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, - очобогучи - считался самым желанным. Майко обычно выделяет только центр губ, а в день её принятия в сёстры, девушка красит только нижнюю губу. Гейша может полностью закрашивать контур губ всеми оттенками алого и наносить тёплую карамель в качестве блеска. Кристаллизованный сахар добавляется в помаду, чтобы придать губам блеск. Трехлетний стаж позволяет современным гейшам использовать менее изощрённый макияж, приближенный к европейским стандартам.

Марина Богданова 24.08.2016

Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.

Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. Если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.

Сейчас господствует мнение, что в Древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав – и больше ничего. Поддерживают ли историки и археологи такие утверждения? И да и нет.

«Увидишь безобразие лица своего…»

Твердо известно лишь одно: женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься"» .

Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г.

Совсем иная картина предстает перед нами в XV–XVI веках. Косметика становится ходовым товаром – в Москве её легко можно купить в специальных белильных рядах – как дорогую, импортную, так и подешевле, местную.

Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Но вот чувство меры в это время, кажется, изменило нашим соотечественницам. А впрочем, на вкус, как говорится, и цвет…

Портреты средневековых московских боярышень – с нежным румянцем на смуглых щеках, с чувственными пухлыми губками, все в жемчугах и самоцветах, – целиком и полностью остаются на совести художников, как правило, XIX века, и являются чистым вымыслом. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. Косметика из средства украшения становится средством устрашения. «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски» , – пишет англичанин Энтони Дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне Грозном. А 100 лет спустя Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил» . Известный и уважаемый учёный путешественник Адам Олеарий подтверждает: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».

Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс Флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются – и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на «охру и побелку» , но и сами едут на базар покупать супругам косметику.

Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».

Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды «зашпаклёвывать» лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей – и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.

Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.

Убийственная красота

Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма – соли свинца, румяна – сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.

Уже в ХХ веке во время эксгумации матери Иоанна Грозного – Елены Глинской и его первой жены Анастасии учёные провели химический анализ их останков и были практически уверены, что женщины скончались насильственной смертью. Уровень содержания тяжёлых металлов в их костях запредельно превышал норму допустимого содержания. На волосах и саванах обнаружили следы ртути. Казалось бы, это однозначно говорит о том, что несчастных отравили. Но ещё большее количество тяжёлых металлов обнаружилось в костях других знатных женщин средневековой Руси. Не могли же их всех отравить!

На протяжении столетий женщины добровольно убивали себя ради красоты. Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, – значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала – но последствия такого украшательства были ужасны.

А. Рябушкин. Московская девушка XVII века, 1903 г.

При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с «невинными» белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две-три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была «свинцовая колика» от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.

Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!

Но хуже всего дело обстояло с зубами. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой – а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы… ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль – и от зубов остаются только гнилые пеньки.

Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы. Мода на чёрные зубки и общая формула красоты «бела – румяна – черноброва» задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная – бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, «брови в нитку, чернее сажи» , а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год «3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых» .

Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел – а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.

Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами – растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.

В целом формула «чёрный – белый – красный» соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.

Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и толика румян. В деревнях тоже ценили «писаную», рукодельную красоту больше, чем природную.

К новому платью – новая косметика

Предел чрезмерной «боевой раскраске» положил, как ни странно, Пётр I. Он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.

С юности общаясь с иностранцами из Немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по Европе многому научила молодого царя. В 1700 году был издан знаменитый указ «О ношении венгерского платья».

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 г. (фрагмент)

Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое – от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, «косня и медля» . Новое, кургузое «немецкое» платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.

Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно «словно лебёдушка» , все её движения степенны и округлы, а черты лица – крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.

Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что «писаная красавица» плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин).

Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки – как будто напоказ перед всем светом.

Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского «срамного» наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки – а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть «унифицированной», «писаной», постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.

Триада «чёрный – белый – красный» утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись – изменилась только интенсивность их применения.

А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.

Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее – румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, – и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10–12 рублей за пуд, румяна – по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.

Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например «Туалет Флоры, очерк растений и цветов, которые служат для украшения дам» и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.». В этих «энциклопедиях красоты», между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон – и множество других полезных вещей.

В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность – чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.

Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.

И. Крамской. «Неизвестная», 1883 г. (фрагмент)

Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX – начале ХХ века. Снова вернулись румяна – на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках-крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской – чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.

Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных – как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений.

Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Эра, в которой благополучно мы живем и сегодня.

Многочисленные веснушки и пигментные пятна - вечная проблема многих женщин. Вечная в самом буквальном смысле: активную борьбу за белизну кожи прекрасные дамы вели еще до Рождества Христова, применяя разнообразные средства для отбеливания кожи.

Отбеливание кожи до нашей эры

Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Изготавливали ее, как правило, жрецы, и доступна она была только состоятельным людям. Одной из самых популярных процедур было отбеливание кожи. Стремилась сохранить белизну лица и великая Клеопатра, прославившаяся своей красотой. С именем царицы связывают рецепты медово-молочных и глиняных отбеливающих масок. История гласит, что царица также использовала для отбеливания кожи мазь, приготовленную из смеси белил и измельченного помета крокодила.

Мода на отбеливание кожи дошла и до Древнего Рима. Поппея, супруга императора Нерона, брала с собой в путешествия не только свиту из слуг, но и стадо ослиц. Она ежедневно принимала ванны из их молока, для сохранения белизны кожи. Вера в силу этого средства была настолько велика, что, как утверждает историк Плиний, некоторые римлянки умывались молоком до 70! раз в день.

Рецепты осветляющих кожу масок появлялись во многих уголках мира. Но с развитием цивилизации, для отбеливания кожи все чаще стали применять декоративные средства - пусть и самые примитивные. Например, уже в середине 1в. н.э. все римские прелестницы отбеливали кожу обычным мелом.

Римские матроны наносили белила на грудь, руки и даже спину. В Греции женщины тоже пудрили не только лицо, но и руки - мукой из риса, толченых бобов либо ромашки. А девушки в Древней Руси обходились обычной пшеничной мукой и рассолом из кислой капусты.

Косметическое производство развивалось уже в 1-9 вв н.э. в Италии. В городе Капуя возле Неаполя изготовлялись разнообразные гримировальные средства, в том числе для отбеливания кожи.

Из Италии баночки с отбеливающими снадобьями перекочевали во Францию. Там, в 1190, король Филипп-Август даже предоставил поощрительные привилегии тем, кто изготовляет и продает пудры и мази для очищения и отбеливания кожи. Этими средствами, наряду с помадами и благовониями, пользовались даже совсем юные девушки - так велела мода.

Отбеливание кожи от средневековья до серебряного века

В средневековье бледная кожа оказалась на пике моды. Ее считали признаком аристократичности, а румянец был популярен разве что среди девушек легкого поведения. Мода на тотальную бледность продержалась вплоть до 18 века. Уже в эпоху Людовика XVI дамы наряду с белилами стали не менее активно пользоваться румянами. Для контраста с нарумяненными щеками лицо покрывали светлой пудрой настолько плотно, что она осыпалась, словно слой штукатурки, и не снимали ее по несколько дней кряду. Чтобы подчеркнуть изысканную белизну лица, на висках даже подрисовывали голубые жилки.

Но отбеливающая косметика тех времен была небезопасна для здоровья. Белила, которыми женщины натирали лицо, шею и грудь, содержали соли свинца и сулемы. Тогда еще не знали, что накапливаясь в почках, эти вещества отравляют организм, а кожа после таких белил старела раза в 3 быстрее.

А в состав отбеливающей пудры, которую изобрела сеньора Тофана, входил мышьяк - сильнодействующий яд, который, впрочем, в малых дозах не приводит к смерти. Причем каждую свою покупательницу сеньора заботливо предупреждала, что пользоваться ее пудрой нужно лишь в самом крайнем случае - например, при соблазнении любовника.

История развивается по спирали - отбеливание кожи становится культом в Европе начала 19 века. Вред белил со свинцом уже был доказан медиками, но об опасности ртути в отбеливающих средствах еще не знали. В погоне за аристократической бледностью женщины также принялись прятать лицо под вуалью, держать под мышками камфору, глотать уксус, лимонный сок и даже катышки белой бумаги. Томные дамы не спали по ночам, а днем ограничивали себя в еде и безвыходно сидели в помещениях, скрываясь от лучей солнца.

Зачем отбеливать кожу, если в моде загар?

Только в 1920-х появилась мода на загар, который десятки веков до этого неизменно считался признаком тяжелого труда под открытым небом. Но и сейчас женщины тратят кучу времени на то, чтобы избавиться от веснушек и пигментных пятен на лице и теле. Хорошо, что современные осветляющие средства в большинстве своем безвредны и гораздо эффективней уксусной эссенции или пшеничной муки. К тому же в наше время их выбор в десятки раз больше, чем за всю историю человечества. Отбеливающие средства предлагает практически каждая уважающая себя косметическая марка - это и пилинги, и молочко, разнообразные маски, кремы, тоники, концентраты. Главное - подобрать подходящее именно вам при помощи специалиста.

Я обычная женщина, мне уже давно больше 18-ти, я работаю как все, и живу в мегаполлисе. Только я не крашусь и не покупаю дорогие кремы для лица. Я не пользуюсь губной помадой, пудрой, и тушью для ресниц, что считается давно обязательным для современной женщины

Впервые моя вера в косметику, в общепринятом понимании этого слова, подорвалась в 13 лет, когда родители отправили меня в деревню на каникулы к двоюродной бабушке. В то время на моём лице буйно цвели подростковые прыщи. Дорожная сумка была на половину забита «чудодейственными» средствами импортных и отечественных производителей косметики от угревой сыпи.

На следующий день после моего приезда, я выплыла во двор с точечными следами какой-то лечебной мази на лице. Бабушка мирно беседовала со старенькой соседкой бабой Валей.

Я поздоровалась. Наверное, для деревни вид мой был довольно странный, потому что соседка пропустила мимо ушей всю бабушкину тираду о наших сложных родственных связях.

— «Деточка!, Шо это у тебя на лице?» — спросила сразу она.

— «Да вот, мажу…» — краснея и тупя взгляд, ответила я.

Баба Валя неодобрительно окинула меня взглядом с ног до головы.

— «Ну и молодёжь пошла! Ничего не знают!! Тьфу!.» — выругалась бабуся, и переваливаясь как уточка, с ноги на ногу, заковыляла к калитке.

Через минут пять она возникла на пороге с гроздью калиновых ягод в руке. Молча подошла ко мне. Скомандовала стоять смирно, оторвала от пышной кисточки ягод пару штук, и раздавив их в руке, размазала пахучий калиновый сок по моему лицу.

— «О так робы каждый день!» — сказала Баба Валя, и вложив калиновую веточку мне в руку, удалилась.

Я была послушной девочкой, и добросовестно намазывала калиновый сок по утрам на лицо, смывая его простой водой из колодца.

Ох, не зря видно, испокон веков у славян калина была символом девичьей красы и чистоты. Её воспевали в песнях, вышивали на рушниках, ягоды и цветы калины девушки вплетали в праздничные венки. Удивительная сила в том кроваво-красном соке.

Когда кончились последние ягоды на подаренной бабой Валей кисточке, в зеркало на меня смотрела совсем другая девочка. Я удивительно похорошела. Лицо стало абсолютно чистым и белым. Кроме того, я слегка округлилась на деревенской еде, от мягкой воды по волосам пошла волна, а цвет лица на свежем воздухе приобрёл нежный розовый оттенок.

Когда бабушка собирала меня домой и решила передать пару баночек варенья родственникам в город, я не жалея пожертвовала «чудодейственной» косметикой из магазина, которую привезла из дому, ради места в сумке. Она мне больше была не нужна. Вот так у меня в первый раз баночки с дорогими кремами и мазями полетели в мусорное ведро.

Домой, вместо бледного худого прыщавого подростка, вернулась симпатичная девушка с розовым румянцем на щеках. Мама не сразу меня узнала, и всё никак не могла налюбоваться. А я навсегда полюбила деревенские косметические рецепты.

После школы я даже пошла на курсы косметологов, мечтала посвятить себя этой профессии.

Однажды на курсах, в перерыве между лекциями, в класс зашла женщина, на вид лет сорока - сорока пяти, и сказала что она профессиональный косметолог, и охотно возьмёт на обучение небольшую группу девочек. Нас набралось пятеро. На первом же занятии мы выяснили, что нашему учителю на самом деле уже давно стукнуло 60, и что всё, что мы считаем косметикой, на самом деле таковой не является. Настоящая косметика — всегда съедобна, потому что кожа - это не только дерма и эпидермис, как нас научили на курсах, а живой организм, состоящий из живых клеточек. А живое нельзя кормить мёртвым. «Никогда не наносите на лицо то, что вы не рискнули бы съесть!» — эти слова своего учителя я запомнила на всю жизнь.

Все дорогие баночки с французскими и польскими кремами в лучшем случае бесполезны, а в худшем — вредны, поскольку делают их из минеральных масел - продукта нефтепереработки. А если в составе промышленного крема заявлены натуральные компоненты, то там непременно присутствует консервант, в противном случае крем испортился бы, так и не дойдя до прилавка. Но консерванты подавляют не только рост микроорганизмов в баночке с кремом, но так же угнетающе действуют и на нашу кожу, замедляя процесс регенерации клеток. В результате постоянного использования косметики с консервантами, развивается прогрессирующее старение кожи.

Учитель попросила нас принести всю косметику, которой мы пользовались на тот момент, и ритуально выбросить в мусорное ведро. А вместо этого нас обещали научить делать «живые» кремы и маски для лица из растительных масел, животных жиров, трав и ягод по старинным рецептам. Так второй раз в моей жизни все мои баночки с косметикой полетели в мусорник. И началась интереснейшая страничка моей жизни. Я училась делать косметику для себя сама, как это всегда делали наши прабабушки.

Особо интересно было читать книги по истории косметики. Откуда же к нам пришла косметика в современном понимании этого слова? Родиной современной косметики принято считать Древний Египет, где белилами и румянами пользовались как мужчины, так и женщины. На веки наносили зелёную краску из углекислой меди. Глаза обводили чёрной краской, которую делали из жжёной кости и древесного угля. Ногти красили в зелёный или красный цвет. Фальшивые волосы и парики тоже были в моде тех времён, они защищали египетских красавиц от вшей, которые были очень распространены в то время. В состав чудесных мазей и притирок могли входить растёртые моллюски, жжёные кости животных, ослиная печень, и даже крокодиловый кал.

В древней Иудее тоже знали толк в притираниях и гриме. «Тщетно вы будете красится и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас»- угрожал еврейкам своего времени Иеремия. Но иудейские красавицы не слушали пророка и продолжали увлечённо красить глаза различными соединениями сурьмы, вызывающей заболевания конъюнктивы, а на ногти наносили красную краску.

Не менее экзотическими средствами для красоты пользовались и римлянки. Тут на помощь красоте шли муравьиные яйца, кровь животных и мозг летучих мышей. Парики делали из золотистых волос галлов-невольников. Чтобы хоть как то походить на светловолосых галлийских женщин, чёрные от природы римлянки мазали волосы смесью золы и животного жира и часами седели под палящими лучами солнца, пытаясь осветлить волосы. Большой популярностью пользовались у римлянок и свинцовые белила для лица, которые были далеко не безвредными.

В Средние века в Европе белила также продолжали пользоваться огромной популярностью. Однако их состав усовершенствовался. Белила могли содержать примеси уксуса, ртути или висмута. А в состав румян входил ядовитый свинцовый сурик. При этом мыться же в Европе было не модно. Легендарные французские духи, горячо любимые и сейчас нашими женщинами, были придуманы, чтоб хоть как-то заглушить запах нечистот.

В России же свинцовые белила и румяна получили широкое распространение среди знати при Петре I, вместе с новой европейской модой и париками. И пока кокетки при дворе изучали науку разукрашивания лица и нанесения мушек, лекари учились диагностировать и лечить свинцовые отравления, характеризующиеся сильной рвотой и коликами. В народе же белила и румяна не прижились. Соблюдение чистоты кожи, умывание и бани занимало основное место в уходе за кожей. В печи у русской красавицы мог томиться напар трав для волос, где-нибудь в холодке у окошка могла стоять баночка с мазью для смягчения кожи, и приготовленный заранее «холодец» — мятный настой для освежения тела и полоскания рта. Ещё долгое время основными косметическими средствами на Руси были различные травы, ягоды, толокно, яичный желток, молоко, сливки, мёд, мази из растительных и животных жиров, с добавлением пчелиного воска. В начале 19 века в Москве одна за одной открываются косметические фабрики, которые выпускают, в основном, мыло, румяна, и всё те же, проверенные веками, свинцовые белила. Девушки начинают наносить тонкий слой белил на лицо. В румянах, как правило, надобности не было. Иногда цвет лица улучшали с помощью бодяги, которая вызывала прилив крови к лицу и придавала красивый естественный румянец.

И только в начале 20 столетия, с появлением нового образа женщины, навеянного немым кино, маникюр и грим выходят на улицы русских городов. Всё те же убийственные свинцовые белила, пудра из мела, и помады, содержащие окиси металлов, всё чаще появляются на туалетных столиках горожанок.

Вы думаете, это безумие отравления себя во имя красоты закончилось? Ничего подобного. Оно растёт вместе с развитием химической промышленности. Давайте взглянем на содержимое современных баночек и флакончиков с косметикой.

Пропилен гликоль — продукт нефтепереработки. Используется в кремах. Связывает воду. Токсичен.

Парабены - входят почти во все кремы, лосьоны, эмульсии. Бактериостатик. Консервант. Вызывает аллергические реакции и дерматит. Может вызывать рак груди.

Триэтаноломин - эмульгатор. Используется при изготовлении мыла и эмульсий. Вызывает серьёзные дерматиты. Делает кожу сверхчувствительной.

Лаурилсульфат натрия - используется в очистителях, шампунях, гелях для душа. Разъедает волосяную луковицу. Замедляет рост волос. Очень быстро проникает в организм. Может накапливаться в печени. Токсичен.

Карбомер - реагирует с жиром и образует устойчивую эмульсию в воде. Используется в кремах и увлажнителях, зубных пастах и косметике для глаз. Вызывает аллергию и воспаление глаз.

Список можно продолжать долго..

Я не крашу лицо. Я не боюсь, что под первым весенним дождём, вся моя красота стечёт чёрными потоками по щекам, я не боюсь пить чай в гостях, рискуя испачкать кромку чашки губной помадой, лишний раз поцеловать любимого, и мне не надо несколько раз в день поправлять макияж.

И хоть я не стала косметологом, жизнь повернула совсем в другое русло, я не покупаю кремы. Я делаю их сама. Это не сложно, это очень увлекательный и творческий процесс.

Весна. Сирень стучит в окно, и мне сегодня хочется волшебства. Пока на плите готовится отвар из крапивы для волос, я готовлю крем. Мне нравятся самые простые, несложные рецепты. Я беру немного растительного масла - миндального, персикового или оливкового, для мягкости кожи. Нагреваю его на водяной бане. Растворяю в нём чуть-чуть воска для вязкости крема и гладкости лица. В конце добавляю немного розовой воды и пару капель розового масла для нежности. Тонкий медово-розовый аромат растекается по кухне. 100% натуральный крем готов. Такой крем не только будет питать кожу и насыщать её витаминами, но и благодаря целебному аромату, будет полезен для сердечно-сосудистой и нервной системы.

Косметика - это не отходы нефтеперерабатывающей промышленности в полиэтиленовой баночке. В русском языке слово «косметика» происходит от слова «космос». Её назначение — не просто украшать лицо, это метод гармонизации себя с энергетическими потоками и ритмами вселенной, и обретения красоты и здоровья с помощью энергий цветов, трав, воды и солнца

  1. Исследование, проведенное американскими специалистами из Harris Interactive для организации Renfrew Center Foundation, показало: почти 50% женщин недовольны тем, как выглядит......
  2. Физиологии Финляндии призывают отказаться от косметики Финские специалисты призывают женщин сократить потребление и использование косметики. По их мнению, химические вещества,......
  3. Для женщин косметика важнее секса Aнглийcкие экcперты провели cвежее изыcкaние, поcледcтвия которого продемонcтрировaли, cобcтвенно прогреccивные предcтaвительницы женcкого полa дaют мaкияжу......
  4. Производители косметики уверяют, что вся их продукция безопасна. Мол, строгий контроль и санитарные нормы строго соблюдаются, кроме того, химикаты в...