Наблюдение за новорожденными на педиатрическом участке. месяц жизни: педиатр. Чем занимаются неонатологи

Именно в неонатальный период происходит адаптация организма младенца к новым условиям жизни и становление функций всех органов и систем. За этими процессами надо очень внимательно следить.

Особый доктор

В зависимости от срока беременности к моменту рождения различают доношенных, недоношенных и переношенных детей.

К первой группе относятся родившиеся после 38-й и до 40-й недели беременности, ко второй – появившиеся на свет между 28-й и 38-й, к третьей – после 40-й недели беременности и с признаками перезрелости. А кроме того, малыши из всех перечисленных категорий могут быть незрелыми: их органы и системы в той или иной степени не способны самостоятельно поддерживать жизненно важные процессы. Именно такими крохами и должен заниматься неонатолог.

Как появилась профессия «неонатолог»

По Приказу Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700-н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование», есть позиции «неонатология» (п. 37) и «педиатрия» (п. 49). Слово «неонатология» возникло из двух разноязыких корней: греческого véoc (новый) и латинского natus (рождение). В отдельный раздел наука преобразовалась в начале XX века.

Сам термин впервые предложен американским педиатром Александром Шаффером в 1960 году в руководстве для врачей «Болезни новорожденных». В 1960-х годах, с появлением аппаратуры для проведения искусственной вентиляции легких новорожденных, началось развитие неонатологии. Это позволило бороться за выживание детей со все большей степенью недоношенности. В современном неонатологическом отделении младенцы весом 1000 г, родившиеся после 27 недель беременности, имеют примерно 90 % шансов на выживание. В России врачебная специальность педиатр-неонатолог официально появилась в 1987 году. Обычно будущие мамы тщательно выбирают гинеколога и акушера, принимающего роды. Но почему-то забывают спросить, есть ли в роддоме штатный врач неонатолог. А ведь в руках этого специалиста в буквальном смысле находится жизнь и здоровье новорожденного. В специализированных роддомах, занимающихся осложненными родами, неонатологи присутствуют на них в обязательном порядке.

Чем занимаются неонатологи?

Неонатолог – врач широкого профиля, который должен различать и определять симптомы всевозможных заболеваний и отклонений в развитии. В его задачу входит обследование всех органов и систем малыша на выявление патологий. В компетенцию неонатолога входит оценка состояния здоровья новорожденного по шкалам Апгар или Сильвермана – систематизированным критериям роста, веса, реакций организма, на основании которых определяется уровень здоровья новорожденного. По результатам первого осмотра врачи принимают решение о дальнейших действиях: определяют, необходимы ли малышу реанимационные меры и какие именно. При лечении самых маленьких запрещается использовать стандартные препараты и методы, применяемые для взрослых. В сложных случаях собирается консилиум врачей, где присутствует главный неонатолог медицинского учреждения.

На первый взгляд: что должен проверить неонатолог после первого крика ребенка

Сразу после первого крика врач неонатолог действует по плану и проверяет:

  • Живот . В обязательном порядке производится ощупывание, которое позволяет определить, в каком состоянии находятся селезенка и печень малыша, установить их размеры. Врач проверяет, отошел ли первородный кал (меконий) и какова его структура. Таким образом исключается мекониевая непроходимость кишечника, муковисцидоз и прочие патологии. Нормальный меконий имеет густую и вязкую консистенцию, напоминает смолу оливкового или темно-зеленого цвета, не имеет запаха, липкий.
  • Шея . На предмет повреждений в ходе родовой деятельности, например кривошеи, прощупываются ключицы и область грудинно-ключично-сосцевидных мышц. ] Голова. Врач проверяет кости черепа, определяет размеры родничков и наличие родовой опухоли (отека).
  • Легкие, сердце . Используя фонендоскоп, неонатолог прослушивает дыхание и тоны сердца.
  • Половые органы . При исследовании мальчиков определяют, произошло ли опускание яичек в мошонку. У девочек проверяют, прикрываются ли малые половые губы большими.
  • Мышцы . Их тонус – важная характеристика общего состояния младенца. У новорожденных в норме мышцы находятся в состоянии напряжения, из-за чего голова наклонена к грудной клетке, ручки согнуты в локтевых суставах и прижаты к бокам, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленях и бедрах.
  • Тазобедренные суставы . Проверяется симметричность кожных складок. Ножки должны нормально разводиться в стороны: если есть затруднения, не исключена дисплазия.
  • Рефлексы . Неонатолога интересуют те, которые «просыпаются» раньше всех остальных.

Через 28 дней

Обычно выписка малыша из роддома происходит на 3–5-е сутки после рождения в зависимости от нескольких обстоятельств. Самое важное – это вес. В течение первых дней жизни ребенка он снижается. Потери оправданны и считаются нормальными, ведь пребывание младенца в новых условиях не настолько комфортно, каким оно было в утробе мамы. А к переменам непросто привыкнуть. Теперь кроха расходует собственную энергию на обогрев организма, переваривание пищи и дыхание. Как только адаптация наладится, малыш перестанет худеть, неонатолог сможет «передать» здорового новорожденного педиатру, который и продолжит следить за развитием карапуза. Но если возникнут проблемы со здоровьем новорожденного, а крохе еще не исполнилось 28 дней, его можно будет записать на прием к неонатологу. Среди самых частых поводов:

  • нагноение или кровотечение пупочной раны;
  • пупочная грыжа;
  • нарушение дыхания;
  • ослабление основных рефлексов;
  • опрелости, изменение цвета кожи, пигментация, сыпь.

Это факт

Именно неонатолог назначает, а иногда и сам проводит три первых анализа крови новорожденного – на определение группы, резус-фактора и для неонатального скрининга. В родильной палате неонатолог должен осматривать ребенка в одноразовых перчатках и медицинской маске. Приступая к осмотру ребенка на дому или в поликлинике, врач надевает чистый халат, снимает кольца, часы, браслеты, обнажает руки до локтя и моет их с бактерицидным мылом.

Что лечит неонатолог?

Существует перечень болезней новорожденных, которые первый детский доктор должен лечить. Вот основные:

  • молочница;
  • опрелости;
  • бронхит;
  • желтуха;
  • понос и запор;
  • рвота;
  • воспаление глаз (бленнорея новорожденных);
  • сыпь различного характера;
  • врожденные нарушения обмена веществ (фенилкетонурия);
  • пониженная функция щитовидной железы (гипотиреоз);
  • короткая уздечка языка;
  • пупочная грыжа, пупочное кровотечение и пр.

Быстрыми темпами идет физическое и нервно-психическое развитие, во многом определяющее здоровье ребенка в будущем. Вот почему посещать детскую поликлинику маме с малышом придется в течение первого года жизни регулярно, даже если кроха абсолютно здоров.

Целью визитов в поликлинику в первые месяцы после рождения является исключение различных врожденных болезней у ребенка, выявление ранних форм заболеваний, определение предрасположенности к ним, а также предупреждение риска развития патологий в будущем. В последующие месяцы основными задачами диспансеризации являются: динамическое наблюдение за развитием малыша, своевременное проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

На первом месяце жизни новорожденного осматривает врач-педиатр, как минимум, 3 раза. Эти посещения происходят на дому и называются .

Первый визит мамы с малышом в поликлинику должен состояться через 1 месяц после рождения крохи. Очень важно, чтобы в первый месяц ребенка осмотрел не только педиатр, но и другие специалисты - невролог, окулист, ортопед, хирург, ЛОР – для выявления незамеченных ранее врожденных заболеваний.

1 месяц жизни: педиатр

Самый главный врач для ребенка первого года жизни – это педиатр. Он должен осматривать ребенка от рождения до года ежемесячно.

Для детей 1 года жизни в поликлинике 1 раз в неделю выделяется специальный день, называемый «грудничковым». В этот день все врачи медучреждения стараются принимать только младенцев, чтобы оградить маленьких пациентов от контакта с больными детьми. Чтобы узнать, когда следует первый раз прийти на прием к врачу-педиатру, нужно позвонить в регистратуру и уточнить, какой день недели в вашей поликлинике – «грудничковый», а также выяснить часы приема вашего участкового врача.

Педиатр ежемесячно проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, вес, окружность головы и груди. На основе полученных данных он делает заключение о том, насколько хорошо развивается ребенок, проводит оценку его физического развития в соответствии с показателями возрастной нормы. Во время приема врач осматривает малыша, оценивает функциональное состояние всех органов и систем и дает маме рекомендации по вскармливанию и режиму дня ребенка.

При отсутствии противопоказаний доктор выписывает направление на плановые прививки.

На первом приеме в поликлинике врач – педиатр должен объяснить маме, как и когда проводить профилактику рахита, рассказать про закаливающие мероприятия, при необходимости, – если малыш находится на искусственном вскармливании – выписать рецепт на молочную кухню.

Из дополнительных обследований доктор может назначить ребенку УЗИ брюшной полости, которое проводится для выявления патологии печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек и электрокардиограмму (ЭКГ).

ЭКГ проводится в качестве дополнительного исследования при наличии шумов в сердце. Кроме того, врач может дать направление на эхокардиографию (УЗИ сердца), что поможет исключить пороки сердца и сосудов. При дисфункции сердечно-сосудистой системы (нарушения ритма, пороки развития) ребенок должен наблюдаться и лечиться у кардиолога.

1 месяц жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает мышечный тонус малыша, проверяет врожденные рефлексы, оценивает нервно-психическое развитие и становление моторных функций.

Посещение невролога в 1 месяц очень важно для здоровья малыша, так как именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, т.е. возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы, такие как: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, синдром угнетения центральной нервной системы. При наличии неврологической патологии у ребенка важно начать лечение именно в первые месяцы жизни, так как в этот период происходит дозревание нервной системы, она обладает хорошей способностью восстанавливать нарушенные функции и, следовательно, отклонения в ее работе являются обратимыми и хорошо поддаются лечению.

Кроме того, врач-невролог дает направление на УЗИ головного мозга (нейросонография).

Это обследование чаще всего проводят детям в роддоме. Если требуется повторное обследование или ребенок не был осмотрен в роддоме – исследование проводят в 1 месяц жизни.

УЗИ головного мозга позволяет распознать изменения, имеющиеся в структуре мозга: сосудистые кисты, внутричерепные кровоизлияния, пороки развития, расширение желудочков мозга (гидроцефальный синдром), признаки повышенного внутричерепного давления (гипертензионный синдром).

1 месяц жизни: ортопед

Ортопед осматривает малыша с целью выявления врожденной патологии, в первую очередь – дисплазии тазобедренных суставов (их недоразвитие или неправильное развитие). Для этого он оценивает разведение ножек малыша в тазобедренных суставах и симметричность ягодичных складок. Дисплазия тазобедренных суставов, выявленная в раннем возрасте, когда сустав ребенка до конца еще не сформирован, как правило, хорошо поддается безоперационной коррекции и не приводит к неправильному формированию суставов и нарушению функций нижних конечностей. Также при осмотре ортопед исключает такие патологии как врожденная мышечная кривошея, вывихи, врожденная косолапость. Дополнительно к осмотру ортопеда всем малышам назначается УЗИ тазобедренных суставов для выявления или подтверждения диагноза дисплазии тазобедренных суставов.

1 месяц жизни: хирург

Хирург осматривает ребенка с целью выявления хирургической патологии, такой как: гемангиомы (сосудистая опухоль на коже), пупочная или паховая грыжи (выпячивание тканей или части органов через слабые места передней брюшной стенки), крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти) у мальчиков.

Важно как можно раньше диагностировать эти заболевания, для того чтобы вовремя провести хирургическое лечение и избежать осложнений. В случае наличия паховой или пупочной грыжи – это ущемление (сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах), при фимозе – воспаление головки полового члена (баланит, баланопостит).

Часто в поликлиниках эти две специальности (ортопед и хирург) совмещает один доктор.

1 месяц жизни: окулист

Окулист проверит, как ребенок фокусирует взгляд на предмете, осмотрит глазное дно с целью раннего выявления патологии сетчатки, проверит проходимость носослезных каналов. Обнаружив заболевание на ранних стадиях, врач назначает малышу консервативное (неоперационное) лечение, что позволяет предотвратить дальнейшее нарушение функций зрительного органа и не допустить развития осложнений.

1 месяц жизни: ЛОР

ЛОР на первом месяце жизни может провести аудиологический скрининг для раннего выявления нарушений слуха у ребенка. Если врач заподозрил нарушение слуха у малыша, он должен дать направление в специальный (сурдологический) центр, где младенца тщательно обследуют с целью выявления тугоухости (снижение слуха). Чем раньше диагностировано снижение слуха, тем быстрее можно начать соответствующее лечение и реабилитацию, чтобы не допустить отставание в психическом и речевом развитии крохи.

2 месяца жизни

В этом возрасте малыш с мамой посещают только участкового педиатра для оценки состояния здоровья, показателей физического и нервно-психического развития.

3 месяца жизни: педиатр

При диспансеризации в 3 месяца ребенка, помимо педиатра, должны повторно осмотреть невролог и ортопед.

В 3 месяца врач-педиатр не только осматривает ребенка, но и дает направление на общий анализ крови и мочи. По их результатам доктор оценит, здоров ли ребенок и готов ли к первой плановой вакцинации АКДС и против полиомиелита. Кроме того, врач может рекомендовать малышу занятия в бассейне.

3 месяца жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает нервно – психическое развитие малыша, мышечный тонус, освоение двигательных навыков. Если у ребенка в 1 месяц было выявлено неврологическое заболевание и назначено лечение, врач оценивает динамику заболевания и эффективность проводимой терапии. Доктор может назначить курс массажа и лечебной гимнастики для коррекции мышечного тонуса.

Осмотр невролога в этот период необходим для решения вопроса о возможности предстоящей вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрев ребенка, врач должен дать свое разрешение на проведение вакцинации, если малыш не имеет противопоказаний со стороны ЦНС. Проведение этой прививки детям с неврологической патологией может усугубить течение заболевания в поствакцинальный период.
При затруднениях в постановке диагноза невролог может назначить младенцу повторное проведение УЗИ головного мозга.

3 месяца жизни: ортопед

Во время консультации врач-ортопед уточняет данные предыдущего осмотра, исключает первые признаки рахита у малыша. Рахит – заболевание, связанное с недостатком витамина D, которое ослабляет не только кости, но и мышцы ребенка.

4 и 5 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом – педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

6 месяцев жизни: педиатр

В 6 месяцев, если ребенок не состоит на учете у специалистов, ему нужно пройти осмотр врача-педиатра и невролога.

Возраст 6 месяцев ознаменован началом прикорма, поэтому педиатр должен рассказать маме, с каких продуктов следует начинать прикорм, в каком количестве и в какое время его давать.

При отсутствии противопоказаний доктор разрешит сделать малышу третью (последнюю) вакцинацию против гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

6 месяцев жизни: невролог

Невролог оценивает динамику психомоторного развития ребенка.

7 и 8 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок в плановом порядке осматривается педиатром, который оценивает его физическое развитие, темпы росто-весовых прибавок. Также дает маме рекомендации по введению новых продуктов прикорма, корректирует общий график прикорма, учитывая индивидуальные особенности малыша.

9 месяцев жизни: стоматолог

В 9 месяцев, помимо педиатра, мама с малышом должны впервые посетить детского стоматолога, даже если у крохи до сих пор нет ни одного зуба. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост молочных зубов и оценивать правильность закладки еще непрорезавшихся зубов. Стоматолог осмотрит первые зубки малыша и скажет, правильно ли формируется прикус, даст маме рекомендации по уходу за полостью рта ребенка.

9 месяцев жизни: хирург

В этот период ребенка повторно должен осмотреть хирург. Он исключает такие заболевания, как паховая и пупочная грыжи. У мальчиков тщательно осматривают наружные половые органы с целью раннего выявления крипторхизма (неопущение одного или обоих яичек в мошонку), водянки яичек (скопление жидкости в мошонке), гипоспадии (аномального расположения отверстия мочеиспускательного канала). При выявлении какого?либо из данных заболеваний важно как можно раньше провести хирургическое оперативное лечение, для предупреждения развития воспалительных заболеваний и бесплодия у мальчиков.

10 и 11 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом-педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

Годовалый малыш: педиатр

После 1 года педиатр будет осматривать ребенка 1 раз в 3 месяца. При наличии показаний или хронических заболеваний осмотр малыша специалистом проводится по индивидуальному графику, который устанавливает врач.
Итак, в 1 год младенец проходит последнее в раннем детстве комплексное обследование, которое включает в себя консультации следующих специалистов: невролога, ортопеда, хирурга, отоларинголога, окулиста и стоматолога.

Врач-педиатр на приеме проводит антропометрические измерения малыша, оценивает его физическое развитие, с помощью пальпации (прощупывание) и аускультации (прослушивание фонендоскопом) анализирует функционирование всех органов и систем и дает направления на дополнительные обследования.

В 1 год ребенку нужно сделать электрокардиографию, общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование кала на яйца глистов и соскоб с перианальных складок на энтеробиоз.

Кроме этого, в 1 год малышу делают туберкулиновую пробу или пробу Манту. С этого возраста проба Манту должна проводиться ежегодно.

Годовалый малыш: ортопед

Ортопед проверит осанку, посмотрит, насколько правильно развит скелет у малыша, как работают суставы, как ребенок ставит стопу. Дает маме рекомендации по выбору правильной детской обуви.

Годовалый малыш: хирург

Хирург вновь осмотрит животик малыша для исключения паховой и пупочной грыжи. У мальчиков обязательно осматриваются наружные половые органы для исключения патологии их развития.

Годовалый малыш: стоматолог

Стоматолог оценивает количество прорезавшихся зубов, их состояние (отсутствие или наличие кариеса), формирование прикуса у малыша.

Годовалый малыш: окулист

Окулист осматривает глазное дно, выявляет предрасположенность или отклонения в остроте зрения от возрастной нормы (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие. При выявлении патологии врач назначает лечение или очковую коррекцию, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения.

Годовалый малыш: ЛОР-врач

ЛОР-врач осматривает горло, носовые ходы и уши ребенка, дает рекомендации маме по уходу за слизистыми полости носа и рта с целью профилактики простудных и воспалительных заболеваний.

Годовалый малыш: невролог

Невролог оценивает психическое и двигательное развитие малыша.

Группы здоровья

По результатам обследования ребенка у специалистов врач- педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья, на основании которой определяет группу здоровья малыша.

Группы здоровья – это шкала оценки здоровья и развития ребенка, с учетом всех факторов риска, которые на него влияли во время беременности и родов, воздействуют на данный момент и прогнозируются в будущем.

Выделяют 5 групп здоровья:

  • первая – здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием;
  • вторая – здоровые дети, имеющие факторы риска по возникновению патологии, и дети с незначительными функциональными отклонениями;
  • третья – дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (редкие обострения);
  • четвертая – дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья: хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии с частыми обострениями.
  • пятая – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (частые обострения и тяжелое течение заболевания), дети-инвалиды.

Исходя из группы здоровья, для каждого ребенка устанавливаются сроки обязательного диспансерного наблюдения у профильных специалистов, разрабатывается индивидуальный план оздоровления (массаж, лечебная физкультура, закаливание) и лечения малыша. Учитывая группу здоровья и тяжесть заболевания, врач порекомендует соблюдение особого режима дня и методы физического воспитания, ориентированные на конкретного ребенка.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Здоровый новорожденный - ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и ро­дов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, имеющий массу тела от 3 до 4,5 кг, с массо-ростовым коэффициентом 60-80, с нормально протекав­шим периодом адаптации, с максимальной убылью первоначальной массы тела не более 6-8%, находящийся на естественном вскармлива­нии и выписанный из родильного дома на 5-6 сут.

К новорожденным условно относят детей первого месяца жизни (до 28 сут).

Выделяют следующие клинические группы новорожденных.

Доношенные дети, родившиеся при сроке беременности 38-40 нед,
с массой тела 2501 г и более, ростом 47 см и более, морфологически и
функционально соответствующие гестационному возрасту.

Недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее
38 нед, массой тела менее 2500 г, ростом менее 47 см. Недоношенные де­
ти могут быть зрелые, незрелые, с внутриутробной гипотрофией.

■ Классификация степеней недоношенности по гестационному
возрасту к моменту рождения приведена ниже.

♦ I степень - 35-37 нед беременности.

♦ II степень - 32-34 нед беременности.

♦ III степень - 29-31 нед беременности.

♦ IV степень - менее 29 нед беременности.

■ До сих пор существует классификация недоношенных детей в
зависимости от массы тела.

♦ Масса тела от 2500 до 2001 г - недоношенность I степени.

♦ Масса тела от 2000 до 1501 г - недоношенность II степени.

♦ Масса тела от 1500 до 1001 г - недоношенность III степени.

♦ Масса тела от 1000 до 500 г - недоношенность IV степени.

Незрелые дети - не соответствующие по степени зрелости гестаци­
онному возрасту. Они могут быть доношенными и недоношенными.

Переношенные дети - родившиеся при сроке беременности более
42 нед и имеющие признаки переношенности.

Дети с внутриутробной гипотрофией - дети, у которых массо-рос-
товой показатель ниже нормы (норма 60-80) или имеются признаки за­
держки внутриутробного развития.

■ Формы задержки внутриутробного развития приведены ниже.

♦ Гипотрофическая форма: характерно преимущественно дефи­
цит массы тела по отношению к длине.


♦ Гипопластическая форма: относительно пропорциональное
уменьшение всех показателей физического развития.

♦ Дистрофическая (диспластическая) форма: выраженные
диспропорции, нарушение телосложения, трофические рас­
стройства на фоне значительного снижения не только массы
тела, но и длины тела и окружности головы.

■ Выделяют следующие степени тяжести задержки внутриутроб­ного развития.

♦ Легкая: снижение массы тела на 2 сигмы по сравнению с нор­
мальным значением массы тела соответствующего гестацион-
ного возраста при нормальной или умеренно сниженной дли­
не, размеры головы не выходят за пределы М - 2 сигмы.

♦ Средняя, снижение массы и длины тела на 2 и более сигмы по
сравнению с нормальными значениями этих показателей со­
ответствующего гестационного возраста. У 75% таких детей
отмечают аналогическое уменьшение окружности головы.

♦ Тяжелая: значительное уменьшение всех параметров физичес­
кого развития и особенно длины тела (на 3 и более сигм)

Маленькие дети, рожденные в срок - дети с массой тела менее 2500 г, анатомически и функционально зрелые в соответствии с геста-ционным возрастом, имеющие рост пропорциональный массе тела.

После выписки новорожденного из родильного дома ребенок пере­водят под наблюдение в детскую поликлинику. Сведения о выписке де­тей поступают в детскую поликлинику ежедневно. Эти данные записы­вают в журнал регистрации новорожденных и в тот же день передают участковым педиатрам.

Врачебно-сестринский патронаж к новорожденному проводят вне зависимости от прописки матери. Профилактическая работа с этой воз­растной группой детей заключается в проведении первичного врачебно-сестринского патронажа в первые 3 сут после выписки из родильного дома, если новорожденный здоров, и обязательно в первые сутки, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятные условия проживания.

ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЙ ПАТРОНАЖ

Первичный врачебно-сестринский патронаж проводят по опреде­ленной схеме.

Участковый педиатр должен уточнить и оценить социальный, гене­алогический и биологический анамнез, используя сведения опроса ма­тери, дородовых патронажей и данные из обменной карты новорожден­ного.


Особое внимание уделяют вскармливанию новорожденного.

Оценивают навыки и знания матери о кормлении ребенка грудью
для выявления трудностей и проблем со вскармливанием.

Осматривают грудные железы матери.

Как правильно располагать и прикладывать ребенка к груди.

Кормить ребенка по требованию (до 8-12 раз в сутки) без ночных
перерывов.

Не давать новорожденному никакой иной пищи, кроме грудного
молока.

Не пользоваться сосками и пустышками.

При объективном обследовании новорожденного обращают внима­ние на ряд признаков

Общее состояние, крик, активность сосания.

Состояние кожи, слизистых оболочек, наличие отеков, пастознос-
ти, цианоза, «переходных состояний», реакции на введение вакцины
БЦЖ.

Телосложение, питание.

Поза, мышечный тонус, двигательная активность.

Костная система: форма черепа, швы, роднички, стигмы дизэмбри-
огенеза, ключицы, врожденный вывих бедра

Дыхательная система: тип, частота, характер дыхания, форма груд­
ной клетки, перкуссия, аускультация органов дыхания.

ССС: границы сердца, звучность тонов, шумы, видимая пульсация,
ЧСС.

Состояние живота: осмотр пупочного кольца и пупочной ранки, оп­
ределение размеров печени, селезенки, осмотр половых органов. Выяс­
няют частоту и характер стула.

Антропометрические данные новорожденного сопоставляют с пока­зателями физического развития детей данного возраста, дают оценку физического развития.

Существует ряд особенностей неврологического обследования но­ворожденных, свойственных только этому возрастному периоду. Вна­чале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз, и в последнюю очередь в положении на животе. Обращают внимание на положение головы, ту­ловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние че­репных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогемато-мы, родовой опухоли, а также кровоизлияний в кожу головы, лица, склеры глаз.


Для новорожденных характерен физиологический, нерезкий гипер­тонус сгибательных мышц конечностей, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. Мышечный тонус разгибательных мышц го­ловы и шеи несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме от­мечают легкую тенденцию к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в стороны. В положении на животе он временами поднимает голову на 1-2 с.

На первой неделе жизни отмечают следующие особенности.

Ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете, вздрагивает при
громком звуке (звонок, хлопок), глазные яблоки плывут в сторону
громкого звука.

Возможно легкое сходящееся косоглазие.

Торможение преобладает над возбуждением.

При пробуждении и голоде ребенок кричит, а на лице появляется
гримаса неудовольствия.

Сон спокойный, ребенок просыпается, если мокрый.

У груди матери, сытый и переодетый, ребенок засыпает.

Все безусловные рефлексы симметричны; из сухожильных рефлек­
сов наиболее постоянными бывают коленные.

Хорошо можно вызывать физиологические рефлексы: Бабкина,
Робинсона, Моро, подошвенные, рефлексы подвешивания, опоры, вып­
рямления, автоматической ходьбы, Переса, Таланта, сосания, глотания.
К 10-му дню ребенок, положенный на живот, пытается поднять голову,
задерживает взгляд на лице матери.

Наличие выраженного тремора рук, нистагма, симптома «заходяще­го солнца», судорог, ригидности затылочных мышц, парезов, параличей указывают на функциональное или органическое поражение нервной системы новорожденного.

В итоге оценки состояния здоровья, определяют группу здоровья, группу риска и составляют план диспансеризации на первый месяц жизни. План должен включать моменты режима, ухода, воспитания, вскармливания и закаливания ребенка, а при показаниях - восстанови­тельные, профилактические и лечебные мероприятия. Предусматрива­ют также меры по профилактике гипогалактии у матери.

Данные первичного врачебно-сестринского патронажа вносят в ис­торию развития ребенка (форма № 112/у).

При последующих осмотрах оценивают адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, состояние его здоровья, динамику массы те­ла, особенности поведения и нервно-психического развития, контроли­руют соблюдение правил ухода, вскармливания и выполнение назна­ченных мероприятий.


ПОВТОРНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ

Повторный врачебный патронаж здорового новорожденного участ­ковый педиатр проводит на 14-21 дни жизни ребенка, а в возрасте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в поликли­нику. Детей II-V групп здоровья врач посещает, как правило, чаще:

Детей II группы здоровья педиатр осматривает в первые сутки пос­
ле выписки из родильного дома, на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни, а в воз­
расте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в
поликлинику.

Детей III группы здоровья посещают в первые сутки после выпис­
ки из родильного дома, затем каждые 5 дней в течение первого месяца
жизни, далее соответсвенно основному заболеванию.

Детей IV-V групп здоровья обязательно осматривают в первые
сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, затем
2 раза в неделю в течение первого месяца жизни и далее соответсвенно
основному заболеванию.

Патронажная медицинская сестра на первом году жизни посещает ре­бенка 20-25 раз: на первом месяце в первые сутки после выписки, далее 2 раза в неделю, в течение 2-го и 3-го месяцев - 3 раза в месяц, в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев - 2 раза в месяц и во 2-м полугодии - 1 раз в ме­сяц. При подозрении на гнойно-воспалительные заболевания медицинс­кая сестра осматривает новорожденного ежедневно в течение 10 сут.

5 течение первого месяца жизни медицинскую помощь детям оказы­вают педиатр и специалисты детской поликлиники только на дому.

К концу периода новорожденное™ участковый педиатр составляет план диспансеризации на первый год жизни ребенка, в зависимости от группы здоровья и групп риска. В плане предусматривают следующие мероприятия.

Проведение профилактических прививок.

Осмотры специалистами (возможно диспансерное наблюдение).

Дополнительные обследования (анализы крови, мочи, по показа­
ниям биохимические, рентгенологические и инструментальные иссле­
дования и др.).

Профилактические (профилактика анемии, рахита), корригирую­
щие и оздоровительные мероприятия.

При оказании медицинской помощи заболевшему новорожденному на дому участковый педиатр и медицинская сестра наблюдают его ежед­невно до полного выздоровления. По показаниям ребенку на дому про­водят все необходимые лабораторные исследования, вызывают для кон-


сультаций специалистов узкого профиля. При затруднениях в диагнос­тике или дифференциальной диагностике выявленный у новорожден­ного патологии участковый педиатр обязан пригласить заведующего отделением или более высококвалифицированного специалиста. Ос­тавлять ребенка с неясным диагнозом на дому без оказания медицинс­кой помощи или проведения консультации врач не имеет права.

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ НА ДОМУ

Для здорового новорожденного очень важно создать оптимальный индивидуальный режим. Чередование сна и бодрствования со своевре­менным кормлением ребенка способствует нормальной деятельности всех функциональных систем организма.

При кормлении новорожденного рекомендуют использовать мето­дику свободного вскармливания, при которой ребенок получает пита­ние 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. При такой практи­ке кормления?юворожденного у матери формируется быстрая и доста­точная выработка грудного молока, поведение ребенка становится более спокойным, его потребность в пищевых веществах удовлетворя­ется полностью, что обеспечивает качественное и полноценное физи­ческое и нервно-психическое развитие. При свободном вскармливании новорожденный, как правило, не нуждается в дополнительном введе­нии жидкости (кроме особых случаев, например, в жаркое время года, при обильных срыгиваниях, во время заболеваний и др.). Обычно в до­машних условиях к концу периода новорожденности, когда у матери ус­танавливается достаточная лактация, а ребенок способен за каждое кормление высасывать необходимое количество молока, у него выраба­тывается индивидуальный режим кормления (6 или 7 раз в сутки, обыч­но без ночного перерыва).

Детям, поздно приложенным к груди, или находящимся на раннем смешанном и искусственном вскармливании целесообразно назначать пробиотики в течение 3-4 нед.

Ко времени выписки новорожденного из родильного дома необходи­мо подготовить помещение, где он будет находиться и предметы ухода за ним. Перед выпиской в комнате должна быть проведена генеральная влажная дезинфицирующая уборка.

Кроватку следует поместить в самом светлом и теплом месте комна­ты, но не у батареи и не на сквозняке. Постоянное пребывание ребенка в коляске нежелательно. Для того чтобы верхняя половина туловища новорожденного была несколько приподнята (примерно на 30°), голов­ной конец матраца слегка приподнять (под него подкладывают плоскую подушку или сложенное одеяло).


Температура воздуха в комнате, где находится новорожденный, должна быть в пределах 22 "С, а для недоношенного или ребенка с ги­потрофией - 23-24 °С. Проветривать комнату следует через каждые 3 ч по 10-20 мин в любое время года. Зимой форточку следует закрыть сеткой для уменьшения скорости воздушного потока.

Заранее для новорожденного должны быть приготовлены следую­щие предметы.

Ванночка для купания, миска для умывания и тазик для подмыва­
ния ребенка, кувшин для воды.

3 градусника: для измерения температуры тела, воздуха и воды.

Резиновые баллончики: для очистительной клизмы и для очистки
носовых ходов от слизи и корочек.

Газоотводная трубка.

2 кастрюли: для кипячения сосок и для кипячения бутылочек.

3-5 бутылочек с делениями (в случае искусственного вскармлива­
ния).

Стеклянные банки с крышками для стерильной ваты, сосок, ло­
жечки.

Емкость для сбора грязного белья.

Для ежедневного ухода за новорожденным и его туалета необходи­мы следующее.

Детский крем или прокипяченное, а затем процеженное подсолнеч­
ное масло.

5% раствор перманганата калия.

Детское мыло.

Ножницы, пипетки (для носа и для глаз).

4-6 детских простыней.

3 пододеяльника.

2 тонких и 1 теплое одеяло.

20 тонких квадратных пеленок площадью 1 м 2 .

10 фланелевых пеленок.

25-30 подгузников длиной 65 см и шириной 60 см из марли или
выношенной хлопчатобумажной ткани.

10-12 распашонок, из них 6-8 хлопчатобумажных и 4-6 фланеле­
вых.

2-3 чепчика или косынки.

Памперсы соответствующего размера.

Следует осуществлять ежедневный туалет новорожденного.

Туалет глаз проводят, протирая глазные щели отдельными для
каждого глаза стерильными ватными тампонами, смоченными охлаж­
денной кипяченой водой. При необходимости используют раствор фу-


рациллина (1:5000). Протирать глазные щели следует от наружного края глаза к внутреннему. При наличии показаний, после туалета в гла­за закапывают 20% раствор альбуцида, 0,25% раствор левомицетина. При стойком сохранении гнойного отделяемого из глаз рекомендовано проконсультировать ребенка у офтальмолога, сделать бактериологичес­кое исследование.

Туалет носа осуществляют утром и в течение дня по мере необхо­
димости. Носовые ходы очищают при помощи ватных жгутиков (для
каждого носового хода используют отдельный жгутик), смоченных
стерильным растительным маслом. При наличии сухих корочек можно
использовать физиологический раствор или грудное молоко (при отсу­
тствии гнойного отделяемого). При появлении ринита (заложенность
носа, обильное серозное отделяемое) следует перед каждым кормлени­
ем, а при необходимости и чаще, отсасывать слизь из носовых ходов
маленьким резиновым баллончиком, наконечник которого смазывают
стерильным растительным маслом. После отсасывания в носовые ходы
закапывают 0,01% раствор називина, фурациллин-адреналиновые кап­
ли, используют противовирусные мази. При наличии гнойного отделя­
емого необходимы осмотр отоларинголога, бактериологическое иссле­
дование.

Туалет пупочной ранки проводят 70% этиловым спиртом, а затем
5% раствором перманганата калия или 2% раствором бриллиантового
зеленого. При наличии свежего или засохшего отделяемого из пупоч­
ной ранки его предварительно удаляют с помощью 2-3% раствора пере­
киси водорода. В случаях геморрагических корочек или кровотечения
для обработки ранки используют раствор адреналина гидрохлорида.

Обработка слизистой оболочки полости рта у новорожденного ре­
бенка необходима при появлении молочницы. Обработку проводят 2%
раствором соды (1 чайная ложка соды на 200 мл кипяченой воды) или
противогрибковыми препаратами. Ротовую полость обрабатывают пе­
ред каждым кормлением с помощью марлевой салфетки. Эффектив­
ность лечения молочницы у ребенка зависит от качества обработки ма­
теринского соска перед кормлением грудью. При стойко сохраняющей­
ся молочнице и наличии в анамнезе у матери или ребенка терапии ан­
тибактериальными ЛС необходимо обследовать ребенка на дисбакте-
риоз.

Туалет наружных слуховых проходов производят редко: их проти­
рают сухими ватными жгутиками.

Ногти новорожденному и ребенку грудного возраста нужно обре­зать. Удобнее использовать ножницы с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.


Уход за кожей новорожденного включает утренний туалет, подмыва­ние после дефекации и гигиеническую ванну. Утром после сна мать про­тирает все кожные складки ребенка салфеткой, смоченной в кипяченой воде, и после их подсушивания мягкой пеленкой, смазывает стерильным растительным маслом или детским кремом. В настоящее время в прода­же существует большой выбор этих средств. Использовать детские при­сыпки нежелательно, поскольку они с кожным отделяемым ребенка ска­тываются в шарики и вызывают микротравматизацию кожи новорож­денного, что может стать причиной опрелостей и гнойничковых сыпей.

Белье ребенка должно быть чистым. Стирать его можно только детс­ким мылом или специальными порошками для детского белья, а затем обязательно проглаживать с обеих сторон.

Купа гь ребенка следует после отпадения пуповины ежедневно. Ку­пание проводят в кипяченой воде с температурой 36,5-37 °С, а детей в возрасте 6-12 мес - с температурой 36-36,5 °С. Дважды или трижды в неделю при купании используют детское мыло. В остальные дни ребен­ка купают без мыла, используя фланелевую или махровую рукавичку. Купать ребенка лучше перед последним кормлением. Продолжитель­ность купания должна составлять 5-10 мин Лицо и голову моют в пос­леднюю очередь. После купания ребенка обливают из кувшина водой с температурой 36 °С. Затем кожу тщательно высушивают мягкой прос­тыней или пеленкой. Кожные складки (за ушами, на шее, в подмышеч­ных и паховых областях) смазывают детским кремом или маслом. Если родители неопытные, то при первом купании должна присутствовать медицинская сестра, которая это купание и проводит. После купания мать кормит ребенка и укладывает спать.

При нарушении санитарно-гигиенических условий ухода у ново­рожденного возможно развитие потницы - мелкоточечной краснова­той сыпи, локализующейся в местах естественных складок на коже ту­ловища и конечностей. Появление потницы связано с недостаточным или неправильным уходом за ребенком, с его перегреванием. Потница обычно исчезает после ликвидации указанных факторов. В качестве ле­чебных средств можно рекомендовать ванны с отварами череды, чисто­тела, коры дуба, ромашки, зверобоя. Отвар трав готовят из расчета 15 г сухого вещества на одно купание.

У новорожденного при нарушении условий ухода могут появиться опрелости. Чаще они локализуются в области ягодиц, внутренней пове­рхности бедер, в естественных складках и за ушами. Различают 3 степе­ни опрелости.

I степень: умеренное покраснение кожи без видимого нарушения ее целостности.


II степень: яркая гиперемия кожи с большими эрозиями.

III степень, яркая гиперемия кожи, мокнутие в результате слив­
шихся эрозий.

Опрелости II и III степени могут инфицироваться.

Лечение опрелостей заключается в правильном санитарно-гигиени­ческом уходе за новорожденным: тщательное подмывание ребенка пос­ле акта дефекации, с последующим высушиванием кожи мягкой пелен­кой или простыней и обработка складок маслом или детским кремом, драполеновой мазью, 1% раствором бриллиантового зеленого. Гигиени­ческую ванну желательно проводить с добавлением отваров лекар­ственных трав 2 раза в день (утром и вечером). Пеленки необходимо тщательно проглаживать с обеих сторон. При опрелостях II и III степе­ни можно использовать открытое пеленание и местное УФО-облучение пораженных участков кожи. Участковый врач должен обратить внима­ние на диету матери, исключив из нее облигатные аллергены, а ребенку назначить антигистаминные препараты. При подозрении на аллерги­ческий генез опрелостей препаратами выбора служат хлоропирамин, хифенадин, клемастин в дозах, соответсвующих возрасту. Антигиста­минные препараты можно использовать и в виде мазей.

При инфицировании потницы или опрелостей можно назначить ма­зи с антибактериальными средствами, которые можно сочетать с лечеб­ными ваннами из отвара трав. В таких случаях ребенка следует обследо­вать на дисбактериоз.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Новорожденному в помещении рекомендуют находиться без чепчи­ка. Пеленать ребенка нужно на время сна или кормления, чтобы ограни­чить его общую двигательную активность. Во время бодрствования ре­бенок должен быть в распашонке, ползунках или трусиках. Хорошим средством закаливания с периода новорожденности служит обнажение стоп. Если стопы холодные и ребенок начал чихать, можно накрыть нижнюю часть тела одеялом, но не пеленать ребенка.

Прогулки в теплое время года при отсутствии противопоказаний можно начинать сразу после выписки из родильного дома, избегая воз­действия прямых солнечных лучей на ребенка. Продолжительность прогулки вначале должна составлять 15-20 мин, а затем ее постепенно доводят до 1,5-2 часов. В ветреные, дождливые, и в очень жаркие дни (более 30 °С) ребенку лучше спать в помещении при открытых окнах или на веранде. Зимой прогулки с новорожденным следует начинать дома при открытой форточке или окне. К пребыванию на свежем возду­хе в прохладное время ребенка следует приучать постепенно, начиная с


продолжительности прогулки равной 15-20 мин Выносить гулять на улицу его можно при температуре не ниже минус 10 °С. Лицо ребенка закрывать не следует, а одевать его нужно в соответствии с погодой.

Для правильного физического развития необходимо с возраста 2 нед укладывать новорожденного на живот перед кормлением на 2-3 мин с постепенным увеличением этого времени до 10 мин Вначале ребенка выкладывают на живот 1-2 раза, затем 3-4 раза в сутки.

Показателем эффективности диспансерного наблюдения за ново­рожденным на педиатрическом участке служит его нормальное физи­ческое и нервно-психическое развитие при отсутствии заболеваний.

Результаты наблюдения за новорожденным и оценку его состояния фиксирует врач в истории развития (форма № 112/у).

Патронаж новорожденного

Очень важно, чтобы маленького человека, только что появившегося на свет, окружали забота и любовь. Не менее важно, чтобы за его правильным развитием следили квалифицированные специалисты. Наш центр предлагает патронаж новорожденных в Москве , который проводят опытные акушерки.

Что такое патронаж новорожденных?

Всем известно, что данные о новорожденном передаются из роддома в детскую поликлинику по месту проживания. На следующий день после выписки молодую маму и малыша посещает участковый педиатр, задача которого заключается в том, чтобы уточнить состояние здоровья ребенка и дать рекомендации родителям. Также педиатр и медсестра посещают малыша в течение некоторого времени сначала ежедневно, а затем раз в неделю.

Однако не всех молодых родителей устраивает качество бесплатного патронажа. Наш центр предлагает патронаж новорожденных на платной основе. В зависимости от ваших пожеланий вы можете выбрать один из трех вариантов послеродовых консультаций:

Программа Описание Стоимость
Акушерский патронаж Рекомендован после ранней выписки из роддома для контроля за восстановлением женщины, предотвращения возможных ошибок и проблем, а также для спокойствия и уверенности женщины и членов ее семьи. 7000 руб.
Детский патронаж Помощь в первые дни жизни с новым членом семьи: прогулки, купание, гимнастика, уход и пр. а также решение вопросов возникающих в течение первого года жизни: прикорм, проблемы с грудным вскармливанием, отлучение от груди и т.п. 6000 руб.
Слингоконсультант Помощь в выборе слинга, консультации по способам намотки, решение возникающих проблем. 1500 руб.

Опытный врач внимательно выслушает вас, осмотрит кожу и слизистые, оценит дыхание, рефлексы и активность сосания, произведет осмотр и обработку пупочной ранки. Также педиатр осматривает голову малыша, оценивает ее форму, состояние родничков. Обязательному осмотру подлежат и глаза ребенка, половые органы, симметричность складочек на ножках.

В нашей клинике – это внимательное, доброжелательное отношение, высокий профессионализм врачей, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Кому необходим послеродовой патронаж?

Послеродовое посещение мамы и ребенка необходимо абсолютно всем семьям. Если малыш испытывает дискомфорт, часто плачет, срыгивает или страдает от запоров, об этом необходимо поставить в известность врача, чтобы он смог скорректировать диету мамы или назначить прием специальных препаратов. Кроме того, врач, который приходит навещать малыша, оказывает неоценимую помощь и только что родившей женщине. Как правило, мама может получить следующие рекомендации:

  • Обучение приемам «материнского массажа» для грудничков, не достигших трех месяцев.
  • Осмотр молочных желез и обучение правильному вскармливанию грудью.
  • Подбор профилактических мер против мастита и лактостаза.
  • Помощь в ответе на животрепещущие вопросы о том, как одевать малыша, как правильно брать на руки, нужно ли пеленать ребенка, когда начинать гулять и многие другие.

Патронаж новорожденного - это посещение малыша на дому медицинскими работниками на первом месяце его жизни. Еще в роддоме у вас спросят ваш фактический адрес и отправят данные в ближайшую поликлинику. И на 1-й, 2-й день после вас посетит педиатр или медицинская сестра. Патронаж на дому обычно осуществляется три раза. Это очень удобно для матери, так как в домашних условиях будет произведен необходимый осмотр ребенка, даны рекомендации по уходу за малышом, а также во время него можно задать любые интересующие вопросы о малютке и о своем состоянии.

Первичный патронаж новорожденного

К первичному патронажу новорожденного лучше подготовиться заранее и составить список волнующих вас вопросов, которые вы хотите задать врачу. Во время посещения медицинская сестра или педиатр осуществят следующие манипуляции:

  • осмотрят пупочную ранку и дадут рекомендации по ее обработке;
  • прощупают животик;
  • осмотрят кожу малыша на наличие опрелостей, дав совет по ее уходу;
  • поинтересуются, на грудном или находится малыш, расскажут правила вскармливания;
  • сделают вывод о здоровье малыша;
  • соберут сведения о течении беременности, родов, прививках в роддоме, наследственных семейных заболеваниях и т.д.;
  • сделают вывод о физическом и психологическом состоянии матери;
  • заполнят детскую ;
  • осмотрят жилищные условия и их пригодность для проживания младенца;
  • сообщат адрес и телефон ближайшей поликлиники, приемные часы вашего участкового педиатра и день, в который осуществляется прием грудничков.

Во время осмотра малыша не все врачи подробно рассказывают матери об уходе за крохой, поэтому сами задавайте настойчиво все вопросы.

Вторичный патронаж новорожденного

Второй визит врача или медсестры на дому осуществляется примерно на 14-й день жизни малыша. Во время него медицинский работник также осуществит осмотр ребенка. Посмотрит, насколько своевременно зажила пупочная ранка и сошла физиологическая желтушка. Врач поинтересуется о грудном вскармливании, даст советы по этому поводу. К этому визиту также составьте список волнующих вас вопросов об уходе за малышом (ногти, уши, глаза, кожа, обработка опрелостей, купание и подмывание, кормление, очищение «молочных корочек" и т.д.). Также вы сможете поинтересоваться о своем здоровье и попросить рекомендации по поводу этого.

Третий патронаж новорожденного

Третий визит медицинского работника на дом осуществляется примерно на 21 день жизни крохи. Во время него педиатр произведет осмотр ребенка, составит вывод о его здоровье, даст полезные рекомендации и советы. Также он напомнит о том, что вы должны посетить поликлинику для осмотра ребенка, когда ему исполнится месяц. Как и во время первого и второго визита, не забывайте задавать волнующие вас вопросы.

Патронаж новорожденных на дому. Подведение итогов

Наблюдение малыша в первый месяц его жизни на дому производится три раза бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у родителей регистрация или нет. Однако для того, чтобы посещать поликлинику после месяца, вам необходимо сделать ребенку и зарегистрировать его по адресу одного из родителей.