Воспитание толерантности у дошкольников. Особенности формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА:

Лебедева С. П.

МДОУ «Детский сад Сказка»

воспитатель

п.Правохеттинский

2015 г.

Приложение...........................................................................................................20

Введение

В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ш. Амонашвили и другие). Д.Б. Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявление к ним интереса необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

1. Понятие толерантности. Воспитание толерантности у дошкольников

Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754-1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.

На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее: «Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» .

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, какие заблуждения в сфере образования необходимо преодолеть, какие возможности современной сферы образования выявить, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие новые принципы опереться. Как отмечает Н. Г. Юровских , понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Так, М. С. Мириманова выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств:

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т. д.;

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.

Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и, в конце концов, к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей, но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для других позиции. Более распространенным является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими .

Несмотря на то, что универсальной формулы толерантности не существует, есть индивидуальные границы между дозволенным мне другими и дозволенным мною другим. Эта граница у каждого своя и она формируется в структуре личности каждого индивида отдельно. Однако со всей остротой встаёт вопрос, когда и как начинать формировать основы толерантного поведения человека? Придет ли это понимание само во взрослом состоянии вместе с освоением правого поля или его надо формировать раньше?

Многие прогрессивные ученые считают, что этим необходимо заниматься уже в дошкольном детстве. Выдвигается гипотеза о необходимости переоценки роли ребенка в современном обществе. Сегодня обществу, как никогда, нужна социально зрелая, свободная личность человека, обладающая толерантными чертами.

Концепция воспитания в новом веке строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше вмещать знания в своем сознании, чем больше будет понимать окружающих людей и процессы, протекающие вокруг него, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольном периоде. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка в целом .

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому, как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Вспомним, например, В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила Кроха: «что такое хорошо, а что такое плохо?»

Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Надо помогать взрослым», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей . Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все чаще наблюдается не прагматичность, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстие, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок -это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с тем поведением, которое демонстрируют взрослые. Норма, соблюдаемая взрослым рядом с малышом, влияет на формирование таких же черт поведения у ребенка.

В дошкольном возрасте для ребенка очень важна оценка взрослого, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребёнком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.

Поэтому, формирование позиций ненасилия - длительный и сложный процесс, который должен начинаться с раннего детства. Наиболее благоприятен для этого дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой стороны - потерей непосредственности, возникновением иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, обобщением переживаний. Все это обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности в проявлениях активности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно создать условия, которые будут способствовать формированию первоначальных компонентов позиции ненасилия, что выражается в способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование толерантности детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:

Когнитивный - знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.

На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:

1. Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потре¬ность в самоутверждении.

2. Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.

3. Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Все эти этапы воспитания толерантности полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения.

Содержание занятий для детей старших групп ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Например, программа занятий по воспитанию толерантности включает в себя три тематических блока: «Я и ты»; «Мои права и обязанности»; «По страницам Конвенции».

Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.

Первый, базовый, этап работы с детьми предполагает знакомство с нравственными нормами и границами человека, в процессе освоения которых дошкольники начинают понимать преимущество естественного владения этими знаниями, учатся соотносить свои границы с чужими, выстраивать общение в их соответствии (I тематический блок).

Второй этап предполагает ознакомление с собственными правами (на отдых, образование, имя, любовь и т. д.) в процессе чтения художественных произведений, этических бесед; формирование навыков социально приемлемого поведения (II тематический блок).

Третий этап - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей всего мира; чтение соответствующих теме художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин и фотоматериалов о жизни детей в старой и современной России, об играх и занятиях детей из других стран (III тематический блок).

Идеология занятий для детей дошкольного возраста направлена на формирование у них способности к ненасильственному взаимодействию. Методологическая основа данного направления - принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общественная ценность.

В данной программе достаточно широко решены практические задачи:

Создание необходимой развивающей среды для правового воспитания и развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;

Обеспечение подготовки педагогических кадров по данному направлению;

Формирование морально-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, используя разные виды деятельности и формы работы с детьми;

Развитие у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности и, как условия для дальнейшего развития и самосовершенствования;

Повышение уровня правовой культуры дошкольников, педагогов и родителей.

В представленных в программе занятиях для дошкольников раскрывается примерное содержание формирования представлений детей о том или ином качестве; актуализируется ощущение собственного «Я», создаются предпосылки для переживания «Я» и выражения его в поведении».

Программа является комплексной, так как предусматривает работу не только с детьми, но и с родителями, в параллельном процессе, и с педагогами для повышения их компетентности. Системная работа ведется по всем направлениям, что можно увидеть в календарно-тематическом плане, который и отражает комплексную работу детей, педагогов и родителей.

Реализация разработанной программы сопровождалась психологическим мониторингом. Поскольку достаточно валидных и надежных методик на выявление уровня толерантности у дошкольников в нашей стране пока не создано, то авторы программы были вынуждены создать комплексную батарею диагностических тестов косвенно определяющих уровень толерантности. Она призвана сопровождать процесс реализации программы и отследить ее эффективность.

Для определения степени психологической комфортности детей в семье и пребывания в группе детского сада, выявления уровня тревожности, агрессивности и социализации воспитанников, степени освоения программы, определения уровня интеллектуального развития детей, был подобран специальный психолого-педагогический диагностический инструментарий: проективные методики - «Рисунок несуществующего животного», «Моя семья», «Я в группе детского сада», психолого-педагогические ситуации, социально-психологические опросники по материалам программы.

Заключение

Итак, в дошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки своего и чужого поведения;

Первоначальное понимание своей и чужой психологической границы;

Возрастает действенность толерантного поведения;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. Формируя нравственные ценности дошкольника, взрослые заботятся о том, чтобы у детей были:

Выработаны нравственные убеждения, мировоззрение и восприняты требования и нормы общественной морали;

Развиты чувства патриотизма; уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Сформировано умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Воспитано ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность, ответственность в труде, трудолюбие;

Сформированы умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Сформированы такие черты характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости;

Закреплены навыки миротворческой культуры поведения.

Возникает вопрос о наличии практических программ для работы с детьми по формированию миротворческой культуры и толерантного поведения. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла острая необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

Таким образом, чувство общности и способность «увидеть» другого, являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие, формирует толерантность. Поэтому, начинать работу в направлении воспитания толерантности можно уже с дошкольного возраста, именно в этот период закладываются ценностные основы мировоззрения.

Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:

Просвещение взрослых;

Приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.

На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.

Считаем, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для взрослых и весьма важной в развитии детей.

Список использованной литературы

  1. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3.
  2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2011. - № 1. ч. 5.
  3. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. 2000.12 сентября.
  4. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб., СОЮЗ, 2013. - 176 с.
  5. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. – 2005. – № 5. – С. 15-18.
  6. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - М., 2012.
  7. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошкольной педагогики Магнитогорского гос. ун-та // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С.98-103.
  8. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 11
  9. Сапунова В.С., Лазарева Л.С., Чичканова Т.А. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжья // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 200-207.
  10. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук:– Екатеринбург, 2012. – 155 с.
  11. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004

Приложение

Детям рассказали о доброте, дружбе, уважении друг к другу и к представителям других национальностей.

Для воспитанников детского сада работники библиотеки провели урок толерантности «В этом мире все равны».

Ребятам в доступной форме пытались объяснить, что означает быть толерантным, обсуждали тему важности доброты в нашей жизни на примере героев русских и зарубежных сказок, рассказали о правилах дружной работы: умей слушать друзей, уважай мнение каждого, будь активен, не ленись; а так же законы дружбы: доверять другу, уметь хранить чужие тайны, предлагать свою помощь. Кроме того, ребята вспомнили пословицы о дружбе.

Мастер-класс «Дружба крепкая»

Цель проведения:
Воспитывать чувство уважения друг к другу
Продолжить формирование толерантного отношения между ребятами.
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Школа, быт наш и уют.

Для проведения мастер-класса необходимо приготовить: альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей

Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа

На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец

Переверните рисунок пальчиками вниз

Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.

Подвижная игра

ГОРЕЛКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. К. Якуб: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умы-кивание" девиц. В самой древней нашей летописи - "Повести временных лет" - так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку. О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется: Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013

Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3. - С. 51

Кристалл, Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2011. - № 3. - С. 34-35


Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Светлана Мухаметшина
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Сущность понятия толерантность.

В наши дни проблема воспитания толерантности стоит очень остро, так как мы живем в многонациональном мире, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. Перед нами стоит задача воспитания подрастающего поколения которое хочет жить в мире без насилия и жестокости, в мире где ценится и уважается любая нация, любой народ, любой человек. Это важное условие развития нашего общества и человечества в целом.

Основы формирования нравственной культуры личности начинаются в дошкольном возрасте, именно этот возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям. Поэтому мы понимаем, насколько важно закладывать основы толерантности как качество личности именно в дошкольном возрасте. Актуальность вопроса заставила нас изучить определение этого понятия из разных источников.

Согласно определению в Декларации принципов толерантности (подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами –членами ЮНЕСКО,толерантность означает «уважение принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В толковом словаре С. И. Ожегова толерантность определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть»,а Д. Н. Ушаков в своем толковом словаре определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Определение толерантности как «терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» дано в кратком философском словаре.

В психологии существует понимание данного понятия как «отсутствие или ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

В педагогической науке существует множество взглядов на данную тему:

В работе В. З. Вульфова толерантность понимается как «способность человека определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» сосуществовать с другими людьми (сообществами, которым присущи иные менталитет, образ жизни»

Мы считаем, что наиболее полное определение толерантности дано в словаре по этике: «Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

Изучение данных определений помогло нам определить содержание работы по воспитанию в детях толерантности

2. Основные подходы педагогической деятельности к воспитанию.

толерантности у детей дошкольного возраста через предметно-

развивающую среду в ДОУ.

Мы живем в стране, где издавна живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, свои традиции,самобытность. Наша малая Родина тоже имеет большую историю мирного сосуществования людей разных национальностей в мире и дружбе. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности в своем ДОУ через ознакомление с национальной культурой разных народов.

Одним из важных условий воспитания детей в ДОУ является развивающая среда, которая состоит из предметной и социальной части.

Предметно – развивающую среду мы создали по ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Свою работу по формированию навыков толерантного отношения к людям разных национальностей начали с создания мини-музея

«Национальная деревня», который был представлен в виде мини- макета с национальными подворьями, куклами в этнических костюмах. Также в мини-музее представлены народные игрушки, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты относящиеся к разным культурам. С участием семей воспитанников были организованы фотовыставки, а в дальнейшем и фотоальбомы по темам:

«Традиции нашей семьи», «Праздники моего народа», «Моя страна», «Мои друзья», «Планета людей».

Также в группе в соответствии с принципами толерантной среды была создана библиотека произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, записи музыкальных произведений разных народов и композиторов мира. В группах для режиссерских, сюжетно-ролевых игр, театрализации были созданы уголки ряженья с элементами национальных костюмов. Нами были созданы картотеки игр: подвижных и досуговых; народов России и народов мира; дидактических игр на развитие у детей толерантного отношения к миру.

3. Описание механизма развития воспитания толерантности.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности по С. А. Козловой,где механизм нравственного воспитания представлен в виде формулы: знания и представления + мотивы + чувства, отношения + навыки и привычки = нравственное качество. Рассмотрим механизм формирования нравственного качества толерантности. Главное чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления об этом качестве, о его необходимости и о желании овладения им. Важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое потом формирует чувства и отношения ребенка. Желание быть похожим на тех людей, персонажей произведений. Далее знания и чувства проявляются в поступках, поведении ребенка. «Я хочу быть похожим на этого героя и буду говорить и делать как он». А поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей подтвердить и проверить прочность формируемого качества толерантности. В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С. А. Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило уважительно относиться к своим товарищам во время игры. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть уважительным по отношению ко всем людям. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании толерантности, как нравственного качества личности, необходимо давать детям представления о том, что такое толерантность, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать толерантным, создавать условия для упражнения детей в толерантности.

Используя механизм формирования толерантности, мы подобрали методы и приемы используемые в работе по воспитанию у дошкольников этого качества.

4. Методы и приемы воспитания толерантности у детей.

На первом этапе необходимо дать детям необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, о людях других национальностей, проживающих рядом с нами. Основная цель - усвоение информации, получение знаний необходимых для формирования толерантности, т. к. у ребенка невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Для повышения познавательной активности детей мы используем следующие приемы и методы обучения:

– наблюдение:упражнение «Приветствие» (на примере «приветствие» в татарской и чувашской культурах).

– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении: игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева»

–постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы: «гостевой этикет татар».

–живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор.

–создание игровых ситуаций, использование сюрпризных моментов; организация игровой деятельности «Окажи внимание».

– подвижные народные игры: детская мордовская народная игра «Раю-раю».

–диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.

На втором этапе происходит понимание и формирование оценки толерантности. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т. е. желание стать толерантным. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Большую роль на данном этапе оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, стараются подражать понравившимся героям. Художественная литература воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства, через книги дети учатся понимать других.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире занимают особое место.

Метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.)также обеспечивает формирование толерантного сознания.

На третьем этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим людям, доброжелательности, вежливости. На этом этапе можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью.

Методы которые мы используем - игровые, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Формы работы по воспитанию толерантности:

Беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;

Праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Хоровод друзей», «Наша праздники», «Ярмарка», проведение национальных праздников разных народов;

Сюжетно - ролевые игры с целью освоения и применения детьми способов толерантного взаимодействия;

Русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей;

Игры и упражнения, этюды направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений, сочинение сказок и историй самими детьми;

Трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;

Создание мини-музея «Национальная деревня»;

Создание «Копилки добрых дел»;

Продуктивные виды деятельности: рисование на тему «Цветок милосердия», «Дети нашей планеты» и т. д.

Проведённая нами работа способствовала воспитанию в детях понимания и уважения к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашей области, в нашей стране и за ее пределами.

5. Выявление уровня сформированности толерантности у детей дошкольного

возраста проведением диагностики.

Для выявления уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностика в виде целенаправленных наблюдений за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности.

Анализ наблюдений за детьми позволил распределить дошкольниковна 3 уровня, в зависимости от имеющихся знаний, представлений и навыков толерантного поведения.

Низкий уровень (38%) толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные толерантные качества личности. В этом случае можно говорить об отсутствии у детей интереса к другим людям, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности. Неустойчивое отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с другими сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

Высокий уровень (9%) детей могут проявлять вербально и в своем поведении основные содержательные качества толерантной личности. Интерес к представителям разных национальностей выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

залина черкасова
Формирование толерантности у дошкольников

Огромен шар земной, страна, в которой мы живём. Именно здесь, как в огромной лаборатории, можно поискать ответы на волнующие по - прежнему нас вопросы, суть которых сводится к тому, что мы - разные, но хотим жить вместе. Нам это просто необходимо. Говорят, для этого нужна толерантность . Как, когда и где ей научиться? И в учении ли дело? А может надо особенно тщательно и прямо с детского сада сохранять и поддерживать устойчивый интерес друг к другу и желание быть понятными столь свойственные малышам? Быть может, со временем эти качества и перерастут в нормальное человеческое уважение не только себя, но и других.

Что бы нам ни говорили, но толерантность - врождённое чувство, подарок природы каждому появившемуся на свет человеку. Маленький ребёнок независимо от того, в каких условиях он находится после рождения, принимает действительность такой, какой она есть.

Формирование личности ребёнка включает вопрос воспитания в нём уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей, к культуре быта, традициям разных народов. В настоящее время многие группы в детских садах многонациональны, поэтому необходимо формирование толерантности . Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. Можно ли говорить о толерантности в обществе , где нет благополучия, движения вперёд, заботы о процветании всех и каждого. В нашей стране немало делается для этого, и дошкольное образование здесь не исключение. Ведь воспитатели - первые из мира взрослых людей, с которыми встречается ребёнок, когда он начинает свой путь в большую жизнь. От того, насколько положительным будет этот первый опыт, зависит успешность жизненного пути, пока ещё, маленького человека. Врождённая толерантность , принятие других людей, условий окружающей жизни с возрастом угасает под влиянием социально - культурных обстоятельств, в которых человек взрослеет. И если мы хотим, чтобы это замечательное чувство в разумных пределах сохранилось с годами, его надо аккуратно поддерживать, прежде всего, в мелочах повседневной жизни, не подшучивать над детской толерантностью , а терпеливо пытаться понять, разглядеть наших маленьких детей.

Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность за воспитание в детях уважения к людям других национальностей и за формирование нравственных качеств, которые включает в себя толерантность , основными функциями которой являются :

Мирообеспечивающая

Определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

Обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

Регулирующая

Предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

Ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

Психологическая

Служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки) ;

- формирует и развивает этническое самосознание;

Обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

Поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

Воспитательная

Обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

Является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

Обеспечивает успешную социализацию;

Развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Коммуникативная

Развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

Позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Культуросохраняющая

Обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

Обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

Создает условия для безопасного проявления творческой активности;

Создает условия для творческого самоутверждения.

Благодаря особенностям нашей группы, которую посещают дети разных национальностей (русские, украинцы, татары, чуваши, осетины, азербайджанцы, кабардинцы, возникла возможность формирования толерантности у дошкольников посредствам ознакомления с национальной культурой разных народов.

Работая в данном направлении, я решаю ряд задач :

1. Познакомить детей с национальной культурой разных народов, населяющих нашу страну.

2. Воспитать в ребёнке уважительное и доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

3. Формировать личность способную к толерантному общению , к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

4. Формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме .

Свою педагогическую деятельность по формированию толерантности у детей дошкольного возраста выстраиваю на основе ряда принципов :

Целенаправленность педагогических воздействий

Суть принципа в том, что воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества , основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) . Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности .

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе ) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника : уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. В дошкольном периоде мы формируем толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрируем и объясняем значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркиваем значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок ) .

Принцип уважительного отношения к личности ребёнка

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире . При этом в работе мы ориентируемся не только на ситуации в обществе в целом, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным ) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.

Толерантность формируется в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была максимально плодотворной, задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников .

Сегодня дети развиваются бурно. Примерно с 4 лет дети узнают о том, что существуют разные народы, с 5 лет у них начинают формироваться элементы национального самосознания. Именно в этом возрасте дети максимально проявляют познавательную активность.

Одним из важнейших звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов с семьёй. Значение ближайшего социума в формировании толерантности сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются основным примером толерантности для подрастающей личности, поэтому отношения в семье, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка . Большая часть родителей находят важным рассказать ребёнку про страну, в которой он живёт, и про национальности людей, её населяющих. Однако многие из них признают, что делают это «от случая к случаю» , или «не имеют достаточной информации , доступной ребёнку» . Видя неподдельный интерес педагога к культуре своего народа, родители с удовольствием принимают участие в познавательных вечерах и праздниках. В ходе таких мероприятий дети и родители с интересом знакомятся с национальными традициями и обычаями каждой семьи (элементами костюмов, особенностями национальной кухни, музыкальным творчеством).

В основе взаимодействия с родителями лежит принцип взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Таким образом, положительное отношение педагога и формально положительное или индифферентное отношение родителей к этой проблеме воспитывает общеположительное отношение дошкольников к миру и людям , его населяющим, позволяют

стать им добрее и терпимее своих родителей.

Чем лучше человек осознаёт свою принадлежность к определённой этнической общности, тем выше уровень его инкультурации, чем больше черт общности и различия культур он видит, тем легче ему понять и принять человека другой культуры, другого мировоззрения.

Таким образом впечатления детства образуют фундамент для развития нравственных чувств ребёнка, осознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой жизни.