Характеристика луки в пьесе на дне цитаты. Во что веришь, то и есть. Роль Луки в пьесе На дне

Лука - пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Это человек с богатым жизненным опытом, о чем говориться в словах: «Мяли много, вот и мягок».

Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Лука- сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватились отчаявшиеся люди. Поэтому он и вселяет во всех надежду о светлом будущем.

И ему верят. Умирающей Анне говорит, что на том свете, в раю, не будет мучений, что после смерти она обретет покой и вечное блаженство на небе. Ваське Пеплу внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь. Актеру обещает назвать город, где бесплатно лечат от алкоголизма в роскошной лечебнице.

Подкрепляя своего слова примером о пользе жалости, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами бы погибли на каторге. Он также рассказывает притчу о «праведной земле»- о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился

Связь этой притчи с жизнью в ночлежке очевидна. Обитающие испытывают такое же чувство. Они хотят видеть свет в конце туннеля и интуитивно видят его, но все надежды резко рушатся. Возможно, все было бы иначе, если бы Лука указал им на верный путь. Но он этого не сделал.

Люди тянутся к Луке, потому что его бредни временно скрашивают тяжесть действительности. Принцип Луки - «ложь во спасение». Он не верит в возможность изменения жизни и лживыми обещаниями хочет сгладить все противоречия, примерить с рабской приниженностью, скрыть действительные причины тяжелого положения трудящегося народа, внушая мысль о том, что общественное устройство установлено раз и навсегда.

Пагубное влияние Луки испытали почти все обитатели ночлежки, и надежды их оборвались трагически: повесился Актер, в тюрьму попал Пепел, тяжело умирает Анна, захотевшая после слов Луки еще немного пожить на этом свете.

Лука верит в силу мечты: «Человек-все может… Лишь бы захотел…», хотя сам знает, что все его утешения ложны. Н а вопрос Пепла: «Зачем ты все врешь?»- Лука отвечает: «И …чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

Нельзя не отметить, что имя героя очень примечательно. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл. Это, во-первых, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а, во-вторых, добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа. И, конечно же, это имя принадлежит одному из евангелистов. Получается, перед нами некий носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие - определенную правду.

Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении. Его обман не возвысил людей, а только унизил их. Они перестали верить в силы человека, воспринимая только то, что человека можно жалеть и утешать иллюзиями.

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Конкретно на вопрос положительный или отрицательный это герой, мы ответить не можем. Даже автор дает нам представление двуличного человека.

Образ Луки является самым главным в пьесе «На дне». Он заставляет задуматься об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

План

  1. Время написания пьесы - смысл названия.
  2. Герои пьесы до появления Луки.
  3. Лука - его роль и место в пьесе.
  4. Отношение к Луке других персонажей пьесы и автора.

Пьеса «На дне» написана A.M. Горьким в 1902 году. Первоначально автор хотел назвать свою пьесу «Без солнца», «На дне жизни», но в итоге остановился на названии «На дне», которое, по-видимому, несет большую смысловую нагрузку и позволяет раскрывать не только социальные проблемы, но и затрагивает целый ряд нравственных проблем. В самом деле, автор, показывая жизнь обитателей ночлежки, останавливает внимание зрителе не только на внешних действиях и событиях, его внимание привлекают скорее переживания и мысли героев, он пытается заглянуть на «дно» человеческой души, то есть добраться до самых истоков и причин положения «опустившихся», потерявших себя и смысл жизни людей. Именно поэтому на сцене воспроизводится обыденная жизнь (вспомните, как начинается пьеса - реплика, звучащая первой после открытия занавеса, «дальше», как бы подчеркивает текучесть, повседневность всего происходящего).

Пьеса открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Жизнь обездолила этих людей. Она лишила их всех основных человеческих прав:

На работу - Клеща;

На семью - Настю;

На благополучие - Барона;

На профессию - Актера.

Этих людей, которые так любят свободы, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно свою они воспринимают как тюрьму, а под сводами их обители звучат слова песни: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», «Днем и ночью часовые стерегут мое окно».

И вот в ночлежку приходит удивительный человек - Лука. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл. Это, с одной стороны, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а с другой стороны, добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа. И нельзя не отметить, что это имя принадлежит одному из евангелистов. Значит перед нами нений носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие - определенную правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискателя». Лука много ходил по земле, много видел. Он искренне любит людей, желает им добра, для него важнее каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко отогрел их. Ко всем он старается подойти со словами утешения. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине, которая ожидает ее после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Актеру он сообщает о бесплатных, прекрасных лечебницах, где излечивают от алкоголизма. Повсюду Лука сеет слова утешения и надежды. Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно, когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова, «обух для людей». Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в нее сказку, красивый обман, розовую мечту, «золотой сон». После первого разговора со стариком Актер чувствует, что в его душе пробуждается что-то давно забытое. Горький показывает эти изменения скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», «смеется», говорит как бы «проснувшись». Актер вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение, а ведь «в любимом - вся душа». И, может быть, то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нем Человек ужаснулся тому, как живет Актер, и не захотел больше жить так.

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, - говорит Сатин. - Он для вас же все делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету». В уста Луки Горький вложил такие слова: «Человек добру может научить очень просто».

Помогла ли на самом деле кому-нибудь из обитателей ночлежки утешительная философия Луки? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. После исчезновения Луки (а он исчезает также неожиданно, как и появился) сладостные сны рассеялись, и наступает горькое разочарование. Появление Луки с его проповедью утешения и рассказами от Праведной земле укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных дум и мечтаний. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают кульминации в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева. Суровая правда жизни опровергает философию утешения Луки. Странник, появившийся в ночлежке, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды, мечты. Но после его ухода еще тяжелее становится жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Им, в общем-то, нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил старик, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате он понимает, что «никогда уже не выберется отсюда».

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует не каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

Введение

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.

Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия - только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.

Другая точка зрения - та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.

Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков - его имя происходит от слова "лукавый". Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление - завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей "роковой любви", торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.

В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, "ни одна блоха н плоха". Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:

Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.

Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага - он старается дать им толчок к действиям.

Однако это мало кто ценит - все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит - тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.

Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов - у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

(Добавьте свою оценку его)