Эволюция темы человека в творчестве М. Горького

Алексей Максимович Пешков, который взял себе литературный псевдоним Максим Горький, создал не одно замечательное произведение. Многие люди современности готовы с удовольствием окунуться в сказочный и таинственный мир рассказа «Старуха Изергиль», а кому-то больше по душе его революционные произведения, пронизанные патриотизмом и силой духа. К примеру, можно вспомнить роман Горького «Мать», каждый с замиранием сердца следил за развитием событий в этом произведении и хотел поскорее узнать, чем же закончиться эта интересная история о матери-героине!? Как говорится: «На вкус и цвет товарищей нет!», поэтому нам и нравятся разные произведения.

А сейчас я хотела бы затронуть такую тему: «Концепция общества и человека в драматических произведениях Максима Горького».

Эта тема интересна тем, что именно в драматических произведениях данного писателя и многих других, безусловно, раскрывается множество проблем, которые актуальны и по сей день. Среди них можно вспомнить и лень, жадность, алчность, лицемерие, эгоизм, чрезмерное самолюбие. Все эти людские пороки встречаются и нам, современным людям. Мы ежедневно сталкиваемся с множеством людей, и очень сложно сказать кто он тебе, друг или враг!? Ведь, как принято сейчас говорить: «Людям свойственно носить маски», и действительно! Мы ни за что не сможем сказать хороший это человек или плохой, только в какой-то жизненной ситуации вся его «сущность вылезет наружу». Вот и Горький не раз писал именно об этом. Он не однократно указывал, что добрый и порядочный на первый взгляд человек, вдруг, неожиданно, оказывался «человеком не первой свежести».

Теперь я предлагаю рассмотреть более подробно тему, что стоит во главе этого реферата, и привести ряд наглядных примеров.

Для начала стоит отметить, что ранняя драматургия Максима Горького рождалась и развивалась под сильным влиянием такого художественного явления, как «новая драма» рубежа XIX-XX вв. Поэт насыщал свои произведения впитанными достижениями этого явления в области поэтики и одновременно пытался полемизировать с ее идеологией. С одной стороны, открытый «новой драмой» трагизм повседневности присущ и горьковской драматургии, однако к этой проблеме Горький подошел уже с иной точки зрения, что и стало основой для зарождения в его произведениях для театра трагикомического конфликта. С другой стороны, многие художественные принципы «новой драмы», усвоенные Максимом Горьким, дали возможность истолковать его драматургию сквозь призму многих жанров и жанровых разновидностей, берущих свое начало именно в этом явлении начала века – вплоть до истолкования в русле «театра абсурда».

Стоит обратить внимание, что предметом авторского исследования в каждой из пьес становится всего на всего одна среда. Это явственно отображается и в самих заголовках произведений Максима Горького, даже многих дореволюционных пьес. Все они носят «собирательные» названия: «Дачники», «Дети солнца», «Мещане», «Чудаки» и многие другие. Исключением остается только « ». Скорей всего, выбирая такую форму названия, Горький стремился показать среду, которую он старательно изображал, не просто как некую социальную общину. Наконец, писатель изображает в действительности не только социальную среду. Будь то босяки, мещане, интеллигенты, «дачники» или даже «последние» люди. Каждый раз все вместе они образуют – прообраз всего мира, они символ человечества.

Конфликт неустанно растет между членами этой среды из-за разности их отношения к одному и тому же – миру, в котором до сих пор царит хаос. Кто-то видит норму в этом положении, а кто-то намерен бунтовать, но потом все же смиряются, третьи оказываются в силах идти до конца. К сожалению, но в этой общности рвутся все связи, даже самые крепкие, как казалось на первый взгляд. Семейные, цеховые, родовые, государственные и другие связи рвутся на глазах.

В произведениях Максима Горького, в изображаемой общности каждый неожиданно становится другому чужаком. Такая ситуация распада, ощущения человеком совей ненужности, тоскливого одиночества и враждебности к окружающему миру, по отношению к людям, формирует трагический фон горьковской драмы.

Стоит отметить, что распадаться вместе со сложившейся средой, начинает распадаться и сложившаяся веками система взглядов на жизнь. Как говорил Рюмин в «Дачниках»: «огромным бесформенным и чудовищем, которое вечно требует жертв ему, жертв людьми». Однако не только Рюмин в этом произведении жалуется на сложившийся распад, такие симпатичные герои, как Влас или Варвара Михайловна, также сетуют на жизнь.

Варвара Михайловна. ...Иногда, вдруг как-то... ни о чем не думая, всем существом почувствуешь себя точно в плену... Все кажется чужим... скрыто враждебным тебе...

Влас. Я понимаю, понимаю. Мне самому нехорошо... совестно как-то жить... неловко... и не понимаешь, что же будет дальше?..

Суслов. Мне трудно допустить существование человека, который смеет быть самим собой.

Итак, рассмотрим сложившуюся ситуацию в обществе на примере пьесы «На дне». Диалог в этом произведении представляет собой речевое воплощение сюжета как последовательное развитие действия: действенность слова, характерная для драмы, и означает систему акций и реакций, где слова, безотносительного к развивающемуся событию, нет и быть не может, где слово - поступок.

С самого начал произведения автор окунает нас в отвратительную среду, из которой, казалось бы, выбраться невозможно: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху - вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой, каменной, стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Междупечью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевымпологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными кнему, и другой, пониже первого. На последнем - перед наковальней - сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жуёт чёрный и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрёпанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна, Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеёнки, тряпьё. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актёр». Из этой ремарки мы видим, что обстановка, естественно, не светская, а люди «побиты» жизнью, им тяжело. Каждый герой пьесы, безусловно, мечтает о чем-то высоком, недосягаемом на самом деле. Но с другой точки зрения, все мечты героев пьесы вполне осуществимы, им необходимо лишь подняться с места и начать стремиться к своей мечте. Однако мы видим, что никто так и не поднялся, никто не начал стремиться и все остались «на дне».

Нас удивляет ответ КвашниБубнову, в котором так и слышится: «Я – свободная женщина…». Таким образом Горькому удалось создать контраст картины. Изначально мы видели вялую, потухшую картинку, и тут неожиданно, такое волевое, яркое изречение женщины. Это тем более знаменательно, что в диалог Квашни и Бубнова врывается реплика Барона, как будто разрывающая коммуникативную ситуацию, ибо по видимости она произносится в логике знаменитого чеховского “глухого диалога”: Барон обращается не к разговаривающим, а к Насте, которая молча читает книгу. Диалог действительно разорван, но именно благодаря разомкнутости диалогической цепочки формируется полилог, значение которого складывается из сопоставления параллельно текущих и внутри себя разорванных диалогических структур.

Клещ. Врёшь. Обвенчаешься с Абрамкой…

Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)

Настя (протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!

(Барон смотрит на неё, помахивая книжкой в воздухе.)

Квашня (Клещу). Козёл ты рыжий! Туда же - врёшь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?

Барон (ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька…

Настя (отнимает книгу). Дай…

Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждёшь…

Квашня. Конечно! Ещё бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твоё это дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Кажущеесяразноголосие объединяет тема такого рода отношений, которые почти не зависят от законов и условностей социума, - привязанности, любви, брака. Сразу возникают три возможные модели, воплощённые в “трёх сестрах” по несчастью: замужняя и умирающая от “любви” законного мужа Анна, мечтающая о роковой любви Настя и отрекающаяся как от любви, так и от брака Квашня.

Рассмотрев всего несколько примеров из творчества Максима Горького мы увидели, как разнообразно общество, насколько лениво оно бывает, что даже не способно изменить свое жизнь так, как им самим хочется. И в то же время мы разглядели и боевые характеры, контрастные черты каждого героя и общества в целом. Таким образом, Горький сумел донести до современного читателя все особенности взаимоотношений в обществе, внутренний мир каждого человека.

В конце хотелось бы сказать, что драматургия Максима Горького – это еще и интеллектуальный театр. Именно этим и объясняется, с одной стороны, длительные периоды охлаждения к ней театров, а с другой, ее популярность в кризисные периоды истории, которые характеризуются повышенной интеллектуальностью. Здесь можно сразу оговорить, что данное определение жанровой разновидности не отменяет понятия «философская драма» в отношении пьес писателя. Однако если последнее относиться в большей мере к содержанию этих произведений, то понятие «интеллектуальная драма» характеризует, прежде всего, поэтику пьесы, ее форму, которая – в силу своей многослойности, многогранности – способна до бесконечности приращивать смыслы художественному созданию. Следовательно, при истолковании пьес горького именно через понимание высокой интеллектуальзированности их форм лежит путь к новым трактовкам драматургии писателя.

Человек как самая великая загадка природы, большое неисследованное поле, всегда был излюбленной темой, к которой обращался Максим Горький (Пешков Алексей Максимович). Людские чувства и мысли, слабость и сила, надежды и их крушение, социальная и духовная природа находят отражение в героях, созданных пером автора.Человек в творчестве Горького - поистине обширная тема.

Герои Горького

Персонажи этого писателя - люди начала 20 века, времени мировой войны и трех революций, крушения старого мира и создания нового. Однако, изображая в произведениях своего современника, автор пытается угадать образ человека будущего, нового бурного времени. В нем Алексей Максимович Горький воплощает все лучшее, что видел в своих современниках.

Человек

В творчестве Горького человек - это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе "Рождение человека" говорится о том, какая это отличная должность - быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью - этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием - "черное чудовище власти". Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Гордость

Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения "Макар Чудра", Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, "Старуха Изергиль", когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.


Чувства

Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. - это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек - живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова ("Мать"), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев ("Мещане") и Сатин ("На дне"). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие - ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.


Цель

Но для того чтобы суметь прожить жизнь по-настоящему, недостаточно лишь гореть, быть гордым и свободным, беспокойным и чувствующим. Очень важно иметь цель, которая оправдывала бы существование, поскольку цена человека - его дело. "Вперед! и выше!" - вот его кредо. Бессмысленно, бесцельно проходит жизнь Изергиль, не освещая ничего на своем пути. Напротив, ярко вспыхивает и угасает Данко, освещая людям путь для новой жизни. Этот Человек в творчестве Горького, погибая, обретает подлинное бессмертие, поскольку оно - плата за великую, высокую цель, к которой должен стремиться любой. На пути к ней ничего не должно отвлекать: ни стремящаяся поработить слепая вера, ни сладкая, баюкающая надежда, ни унижающая любовь. Любые жертвы нужно быть готовым принести ради великой цели, лишь бы она оправдывала их.

Творчество

Таким образом, Человек, полностью уверенный в свободе мысли, бесконечном росте творчества и его бессмертии - вот идеал Горького. Смысл жизни нужно видеть в творчестве, которое безгранично и самодовлеюще. Человек-Бог выше всех придуманных богов. В этот идеал писатель вложил все лучшее, что имели герои того времени. Каждый из нас помнит одну ставшую крылатой фразу. "Человек - это звучит гордо" - торжественно провозглашает Горький.

Монолог о человеке


В пьесе "На дне", в последнем акте, Сатин произносит небольшой монолог, который является хрестоматийным. В этой речи герой чествует Человека, прославляет его. В его понимании представитель людского рода - центр мироздания, основа всего. На нем замыкается все: смерть, жизнь, великие открытия и свершения. Однако Сатин имеет в виду не каждого конкретного человека, а вид живых существ с этим названием.

Его восхищают возможности, потенциал и мощь представителей человечества. Именно поэтому он думает, что это большое унижение - жалость. Человек, эта "глыба", поэтому достоин только уважения и правды, которую он может выдержать, сколь жестокой она бы ни была.

Герой делает вывод и о жизненном предназначении человека. По его мнению, он "выше сытости". Смысл жизни - вершить глобальное, высокое, революционное. Это мнение разделяет и Горький о Человеке.

Данный монолог - спор с позицией Луки, во всем противоположной. Этот герой рассматривает человека не как собирательный образ, а как отдельного индивида, которому требуется внимание, поддержка, душевная теплота.

Истина, возможно, где-то посередине между мнениями этих двух персонажей.

Это произведение широкого звучания, передающее всю гамму человеческих чувств и состояний - от речей о Человеке Сатина, вдохновенных и смелых, до смертельного и безнадежного отчаяния Актера.

Кто хорош лицом - подчас и душой

безоблачен.

Доброта же - лику дарит черты

прекрасные…

Начало 20-ого века, революция, полный разгром старого, но еще невозможность построения нового, еще не готовность этого нового, непривиденность его в жизнь. Слом, когда старое разрушено, а новое не возведено. Политики, теоретики строят грандиозные планы, интеллигенция пытается возводить новые вершины, а что же люди? Что же простые люди, которые уже живут в этом промежутке, не зная, что делать, куда идти? Как видят простые люди то, что происходит вокруг них? Многие, очень многие пытались описать этот период русской истории в своих произведениях, но по-настоящему объективно и полно это удалось сделать единицам. Среди них и Алексей Максимович Горький, сумевший отразить не только отрицательные, но и положительные черты революции, революционной обстановки, революционной жизни.

Основной темой творчества Горького всегда был Человек, но человек не как один из представителей серой массы, а действительно как личность и индивидуум, обладающий собственным мнением, собственными мыслями, трезво смотрящий на окружающий мир. Но, тем не менее, на протяжении всего творчества Горького Человек этот не оставался неизменным: он менялся в зависимости от постепенного переосмысления, пересмотра писателем своих взглядов, своих предпочтений.

В ранних рассказах - человек Горького, это, прежде всего, романтический герой: гордая, свободолюбивая, одинокая личность, противопоставляющая себя окружающему миру, конфликтующая с окружающим миром, способная увлечь за собой людей, показать им свой мир, идеальную реальность, которую люди просто не в силах увидеть сами. Одним из ярчайших персонажей такой прозы является Данко из рассказа «Старуха Изергиль». По сюжету старая цыганка рассказывает автору легенду, о прекрасном юноше Данко, живущем в племени, что обитало в темных лесах, где не было солнца, где постоянно присутствовала угроза их жизням со стороны диких зверей и сил природы. Горячий, гордый юноша по имени Данко выводит своих соплеменников из лесных дебрей, отдавая за них свою жизнь: когда люди уже не верят в спасение и окончательно теряют надежду, он вырывает из груди свое пылающее сердце и им освещает путь к свободе. Данко умирает, но своей смертью открывает дорогу для других людей, путь к новой жизни, к лучшей, свободной жизни.

Для Горького Данко - идеал личности, идеал поведения, а его жизненный путь - путь вспыхнувшей искры, подарившей людям тепло и свет - писатель считает единственной верной формой существования для настоящего человека и гражданина.

Но таков человеческий идеал для Горького лишь в начале его творческого пути. Проходит время, писатель переосмысливает мир, свою жизнь, приходит к другим выводам, и пишет одно из лучших и сильнейших своих произведений: драму «На дне».

Действие разворачивается в Питерской ночлежке, где ночуют в грязи, тесноте и нищете представители всех слоев общества, оказавшиеся на дне мира. Здесь мы можем встретить и рабочих, и торговцев, купцов, воров, бывших дворян, проституток и ремесленников, шулеров, убийц, актеров и просто странников, пытающихся хоть чем-то заработать себе на жизнь. И все эти люди, обитающие в ночлежке, отвергнутые обществом и миром, пытаются осознать, почему же так сложились их жизни, почему так произошло, стараются найти свой смысл в жизни, спорят о назначении Человека как такового в этом мире.

Все персонажи ночлежки рано или поздно, но высказывают свое отношение по поводу Человеческой личности, но наиболее ярко и сильно высказываются, пожалуй, только 3 персонажа: вор и шулер Бубнов, Сатин и странник Лука. Из этих троих самым темным, самым безнадежным и тяжелым персонажем является Бубнов. Повидавший в своей жизни все, прошедший через тюрьмы и каторги Бубнов, не просто не раскаивается в своих поступках, но и наоборот еще более озлобляется, начинает относиться к окружающему миру с еще большим скептицизмом и ненавистью. Все для него окрашено в черный цвет, он не пытается взглянуть на жизнь с другой стороны, он навязывает окружающим свою тьму и ненависть, и они тоже озлобляются, замыкаются в себе. Бубнов не просто хранитель, но еще и переносчик пассивной заразы смирения с жизнью, смирения с правдой, со своим положением. Не даром в разговоре с ночлежниками он говорит: «По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Для него нет ничего святого, и он заставляет других людей чувствовать то же самое, становиться такими же.

У странника Луки совсем другая философия. Лука предпочитает не говорить ужасной правды в лицо, не ломать волю и силу человека, а наоборот, каким-то образом помогать ему, поддерживать его. Всем у него найдется совет, всех он пробует поддержать, утешить, помочь всем. Хотя часто лука кривит душой, не договаривает и просто обманывает в глаза, но людям от его слов становится легче, они пробуют каким-то образом выбраться из ловушки, которую им поставила жизнь, вот только с его уходом из ночлежки всякие силы на это у них пропадают, и они вновь безвольно сползают на дно. Но ведь и сам Лука не обязывался никого вытаскивать из этой ямы, он лишь помогал советом, а заодно и утверждал: «Вот… ты говоришь - правда…Она, правда-то, не всегда по недугу человека… не всегда правдой душу вылечишь…»

Но наиболее жизнеутверждающей, честной и праведной философией, является философия Сатина, которой и придерживается сам автор. Сатин верит в человека, несмотря на всю боль, что доставалась ему в жизни, несмотря на весь ужас и грязь, которую он видел, несмотря на свое собственное положение, он не теряет веры в то, что люди не так уж и плохи, что могут быть среди них и хорошие. Правда, он верит в образ Человека, не в реально существующего персонажа ночлежки, а в какого-то абстрактного Человека: гордого, достойного, свободного, справедливого. Один только монолог Сатина: «Человек - это звучит гордо!» уже говорит нам о многом. Сатин считает, что не все еще потеряно, что есть еще в мире действительно хорошие люди, и что надо каждому стараться быть настоящим человеком во всех жизненных ситуациях, чтобы ни случилось не терять веры в себя.

Горький не зря дает в драме три такие разные точки зрения. Он хочет показать нам контраст между настоящей, правильной философией, и гибельным, тупиковым путем, по которому может пойти человек. Автор призывает нас не сбиться с пути, не стать черными злыми циниками как Бубнов, не пытаться закрывать глаза на правду, прикрываясь радужной картинкой, как Лука, а смотреть на вещи трезво и честно и верить в лучшее, как Сатин.

Таких взглядов Горький придерживается не только в отношении одной только Человеческой личности, но и во многом другом. Так в своих поздних произведениях он меняет свое мнение относительно самой революции, видя, к чему приводят вожди русский народ. Он пишет «несвоевременные мысли», в которых резко критикует политику Ленина и партии, резко критикует саму революцию, называя ее «кошмарной, трехлетней бойней», «отвратительным самоистреблением». Горький бьет тревогу: в распрях и борьбе за власть забыты идеалы нравственности и духовности, творимые на протяжении сотен лет всем человечеством. В статье «Три года» он пишет: «Людей, которые верят в торжество идеала всемирного братства, негодяи всех стран объявили вредными безумцами, бессердечными мечтателями, у которых нет любви к родине». Теперь Человек для Горького уже не столько искатель правды, сколько, прежде всего личность ответственная, за каждый свой шаг, за каждое свое слово, ответственная перед людьми, что зависят от нее, что идут за ней.

Так происходит постепенный рост взглядов писателя, его духовный рост, изменение его взгляда на то, каким должен быть настоящий человек. Но, тем не менее, на протяжении всего творчества Горького не меняется одно: его вера в человека. Он призывает нас быть настоящими, сильными, честными перед собой и миром, нести людям правду и свет и не гнаться за властью, лживыми ценностями, которые кажутся многим необходимыми и привлекательными.

Горький М.

Сочинение по произведению на тему: Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького

Для русских писателей второй половины XIX - начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали внутренний, душевный мир человека, его нравственные искания. Горький в чем-то продолжает эту традицию.

Своеобразная концепция личности в ранних произведениях писателя связана с идеей сильного, гордого, свободного, не зависимого ни от кого человека. Мотив “ненависти к страданию”, нетерпимости по отношению к участи покорных, жалующихся и жалостливых страдальцев - основной в ранних произведениях Горького. Эта позиция явно противоречит позиции Толстого и Достоевского - заступников “униженных и оскорбленных”. .

В “Песне о Соколе” Горький романтически связывает силу личности с ее стремлением к абсолютной свободе: Сокол не мог прожить и нескольких минут без неба, без борьбы (“О, если б в небо хоть раз подняться! Врага прижал бы я. к ранам груди и. захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы!”) и, истекая кровью, бросился со скалы, чтобы еще хотя бы несколько секунд побыть в небе. Писатель явно симпатизирует гордой, свободной птице: “Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!”

В рассказе “Макар Чудра” Горький также воспевает и превозносит выше всего остального в человеке независимость и гордость. Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. В этом их сила, но это и обрекает их на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами своего свободолюбия, они готовы отдать за свободу и независимость жизнь, но утрачивают способность жертвовать даже ради людей, любимых ими. Это приводит к гибели обоих героев. Истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как это сделали Лойко и Радда. Абсолютная свобода - вот смысл жизни, вот в чем состоит сила человека в понимании раннего Горького.

Но в более позднем своем произведении - рассказе “Старуха Изергиль” - Горький задумывается над нравственным содержанием силы и свободы личности, ее долгом перед жизнью, людьми.

В рассказе “Старуха Изергиль” показаны три проявления сильной, свободной, красивой и гордой личности: Ларра, сама старуха Изергиль и Данко.

Вечная, но абсолютно одинокая жизнь получеловека Ларры, олицетворяющего высшее развитие гордости и вольнолюбия (в человеке они просто не могли бы так проявиться), стала проклятием для него самого и для людей.

Старуха Изергиль исповедовала, казалось бы, главную ценность жизни - любовь, но в судьбе Изергиль любовь - прежде всего эгоистическое наслаждение, испепелившее эту некогда прекрасную женщину и ставшее “чумой” для ее возлюбленных. Она была подчинена этой страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, но искала только любви, а когда любовь проходила, то человек как бы для нее умирал: “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Она даже жертвует, но жертвует больше для себя и не радостно, а с горечью мстит обидевшим ее.

И лишь личность Данко открывает идеал истинно сильного и свободного человека. В Данко сочетаются и гордость (“У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!”), и любовь к людям. Вероятно, такое слияние и делает человека свободным. Он желает свободы для всех, а его сердце сгорает во имя народа, предавшего его.

Если в ранних произведениях Горького человек предстает гордой, свободной личностью, то в более позднем творчестве писателя все большее место отводится простым, обычным людям.

В пьесе “На дне” Горький ставит и пытается решить проблему: что есть человек и чего он достоин - горькой, жесткой и жестокой правды или сладкой, утешающей лжи - “мякиша для беззубых”?

Знакомя читателей с обитателями ночлежки, Горький рисует удручающую картину прозябания людей: бедность, страдания, одиночество, безысходность и бесперспективность их существования, которая особенно остро ощущается, когда они начинают говорить о своих мечтах. Васька Пепел и Наташа мечтают уехать в Сибирь и начать новую жизнь, Актер - вылечиться и опять вернуться на сцену, Анна надеется на успокоение после смерти, Настя уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”.

Предаваясь воспоминаниям и иллюзиям, живя ими, эти слабые люди не хотят видеть правды о себе, боятся ее признать; они ищут опору в уходе от жестокой реальности. Сатин хорошо говорит об этом: “Кто слаб душой. и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие - прикрываются ею.”

Чтобы увидеть свое положение, объективно оценив его и поняв, как оно ужасно и ничтожно, необходимо иметь смелость, силу и мужество.

Появление странника Луки в ночлежке открывает читателям иллюзорность надежд, которыми тешат себя “слабые” обитатели ночлежки. Он поддерживает каждого в его мечтаниях, пытается перенести их в реальный мир: “Во что веришь, то и есть.” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит была она!” - говорит Лука плачущей Насте. А утешая умирающую Анну, Лука говорит: “Смерть, что мать для малых детей”.

Хотелось бы отметить неоднозначность образа Луки. Ведь он не только сеет иллюзии, он совершает деятельное добро, приютив однажды двух беглых каторжников.

Странник понравился и Анне, и Насте, и Наташе, и Актеру, да и Сатин о нем хорошо отзывался; но можно ли считать Луку сильным? Не знаю. “Он врал из жалости к вам”, - говорит о нем Сатин. Но будет ли сильный врать из жалости? Свободный человек будет творить правду, то есть жить по правде, и, прежде всего, будет изменяться сам, стремясь соответствовать этой правде. И, изменяясь, будет стремиться соответствовать этой правде, освобождаясь от зависимости: “Кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев.”, - восклицает Сатин. И он, пожалуй, ближе всех стоит на пути становления сильной личности.

http://vsekratko.ru/gorkiy/nadne60

Для русских писателей второй половины XIX - начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали внутренний, душевный мир человека, его нравственные искания. Горький в чем-то продолжает эту традицию.
Своеобразная концепция личности в ранних произведениях писателя связана с идеей сильного, гордого, свободного, не зависимого ни от кого человека. Мотив “ненависти к страданию”, нетерпимости по отношению к участи покорных, жалующихся и жалостливых страдальцев - основной в ранних произведениях Горького. Эта позиция явно противоречит позиции Толстого и Достоевского - заступников “униженных и оскорбленных”. .
В “Песне о Соколе” Горький романтически связывает силу личности с ее стремлением к абсолютной свободе: Сокол не мог прожить и нескольких минут без неба, без борьбы (“О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..”) и, истекая кровью, бросился со скалы, чтобы еще хотя бы несколько секунд побыть в небе. Писатель явно симпатизирует гордой, свободной птице: “Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!”
В рассказе “Макар Чудра” Горький также воспевает и превозносит выше всего остального в человеке независимость и гордость. Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. В этом их сила, но это и обрекает их на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами своего свободолюбия, они готовы отдать за свободу и независимость жизнь, но утрачивают способность жертвовать даже ради людей, любимых ими. Это приводит к гибели обоих героев. Истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как это сделали Лойко и Радда. Абсолютная свобода - вот смысл жизни, вот в чем состоит сила человека в понимании раннего Горького.
Но в более позднем своем произведении - рассказе “Старуха Изергиль” - Горький задумывается над нравственным содержанием силы и свободы личности, ее долгом перед жизнью, людьми.
В рассказе “Старуха Изергиль” показаны три проявления сильной, свободной, красивой и гордой личности: Ларра, сама старуха Изергиль и Данко.
Вечная, но абсолютно одинокая жизнь получеловека Ларры, олицетворяющего высшее развитие гордости и вольнолюбия (в человеке они просто не могли бы так проявиться), стала проклятием для него самого и для людей.
Старуха Изергиль исповедовала, казалось бы, главную ценность жизни - любовь, но в судьбе Изергиль любовь - прежде всего эгоистическое наслаждение, испепелившее эту некогда прекрасную женщину и ставшее “чумой” для ее возлюбленных. Она была подчинена этой страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, но искала только любви, а когда любовь проходила, то человек как бы для нее умирал: “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Она даже жертвует, но жертвует больше для себя и не радостно, а с горечью мстит обидевшим ее.
И лишь личность Данко открывает идеал истинно сильного и свободного человека. В Данко сочетаются и гордость (“У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!”), и любовь к людям. Вероятно, такое слияние и делает человека свободным. Он желает свободы для всех, а его сердце сгорает во имя народа, предавшего его.
Если в ранних произведениях Горького человек предстает гордой, свободной личностью, то в более позднем творчестве писателя все большее место отводится простым, обычным людям.
В пьесе “На дне” Горький ставит и пытается решить проблему: что есть человек и чего он достоин - горькой, жесткой и жестокой правды или сладкой, утешающей лжи - “мякиша для беззубых”?
Своей пьесой автор хотел напомнить человеку о его высоком предназначении.
Знакомя читателей с обитателями ночлежки, Горький рисует удручающую картину прозябания людей: бедность, страдания, одиночество, безысходность и бесперспективность их существования, которая особенно остро ощущается, когда они начинают говорить о своих мечтах. Васька Пепел и Наташа мечтают уехать в Сибирь и начать новую жизнь, Актер -вылечиться и опять вернуться на сцену, Анна надеется на успокоение после смерти, Настя уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”.
Предаваясь воспоминаниям и иллюзиям, живя ими, эти слабые люди не хотят видеть правды о себе, боятся ее признать; они ищут опору в уходе от жестокой реальности. Сатин хорошо говорит об этом: “Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею...”
Чтобы увидеть свое положение, объективно оценив его и поняв, как оно ужасно и ничтожно, необходимо иметь смелость, силу и мужество.
Появление странника Луки в ночлежке открывает читателям иллюзорность надежд, которыми тешат себя “слабые” обитатели ночлежки. Он поддерживает каждого в его мечтаниях, пытается перенести их в реальный мир: “Во что веришь, то и есть...” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит была она!” - говорит Лука плачущей Насте. А утешая умирающую Анну, Лука говорит: “Смерть, что мать для малых детей”.
Хотелось бы отметить неоднозначность образа Луки. Ведь он не только сеет иллюзии, он совершает деятельное добро, приютив однажды двух беглых каторжников.
Странник понравился и Анне, и Насте, и Наташе, и Актеру, да и Сатин о нем хорошо отзывался; но можно ли считать Луку сильным? Не знаю. “Он врал из жалости к вам”, - говорит о нем Сатин. Но будет ли сильный врать из жалости? Свободный человек будет творить правду, то есть жить по правде, и, прежде всего, будет изменяться сам, стремясь соответствовать этой правде. И, изменяясь, будет стремиться соответствовать этой правде, освобождаясь от зависимости: “Кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев...”, - восклицает Сатин. И он, пожалуй, ближе всех стоит на пути становления сильной личности.