Открытое занятие подготовительная группа познавательно исследовательская. Конспект интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная сила соли» для детей подготовительной группы. Праздник «Земля, с днём рождения тебя!»

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в подземное царство».
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в подземное царство».

Цель:

Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы.

Задачи:

1.Познакомить детей с почвой, её особенностями.

2.Расширять представление детей о значении почвы для растений, животных, человека.

3. Развивать умение высказывать предположения, доказывать свою точку зрения через организацию опытнической деятельности.

4.Воспитывать элементарную экологическую культуру.

В группу входит Синеглазка.

Синеглазка: «Ой ребята, помогите, что мне делать подскажите! Я цветов расточки в воду опустила, красивые цветочки вырастить решила, вот стоят расточки в вазе с корешками, и что мне с ними делать, я совсем не знаю?»

Дети: Их надо посадить в землю.

Синеглазка: А где её взять?

Воспитатель: Ребята, Синеглазка, я знаю, землю можно попросить у Царя подземного царства, но для этого нам придётся отправиться в путешествие. Вы готовы?

Дети: Да

Синеглазка: А как туда попасть?

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы найдём подсказку.

Ребята расходятся по группе, находят ворота, но открыть не могут, возле ворот записка:»Кто слово заветное отгадает, в царство подземное тот попадает».

П Ч О А В
1 3 2 5 4

Составляем слово (почва) и проходим в ворота, на ширме появляется царь.

Царь: Я- царь подземного царства, с каким делом ко мне пожаловали?

Дети: Нам очень нужна земля, чтобы помочь Синеглазке посадить цветы.

Царь: Земля — главное богатство моего царства, я её так просто не дам, выполните мои задания, вот тогда одарю вас землицей.

Задания царя:

1. Скажите, что мы найдём в земле?

Дети высказывают свои предположения. Затем «усаживаются на полянке» (на ковре), берут совком из «кладовой » (таз с землёй) землю рассыпают на лист бумаги и рассматривают через лупу. После проверки делают вывод и составляют на фланелеграфе макет «Этажи подземного царства.Царь объясняет, что верхний слой самый плодородный (дать толкование слова)» , он называется почвой.

Вывод: Земля состоит из корешков, камешков, палочек, насекомых, песка.

2. Из каких слоёв состоит почва?

Дети высказывают свои предположения. Царь предлагает смешать в банке почву, песок, глину и гальку, потом всё залить водой и оставить.

Царь: Пусть немного постоит, а потом вы расскажите мне, что увидели в банке. А пока предлагаю отправиться дальше в путешествие по моему царству.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальная деятельности:

3. Отгадайте-ка, ребятки, есть ли в почве воздух?

Дети высказывают свои предположения, подтверждают опытом. Подходят к «подземной речке»(банке с водой) и бросают кусочки почвы в воду. В воде появляются пузырьки.

Вывод: в почве есть воздух, и он виден в виде пузырьков.

4. Пропускает ли почва воздух?

Дети поливают водой землю в горшочке, а в поддоне появляется вода.

Вывод: Почва пропускает воду.

Царь: А куда вы выливаете грязную воду на даче?

Дети: На землю.

Царь: Как вы думаете, что происходит с почвой?

Дети проделывают опыт Как происходит загрязнение почвы?»(поливают мыльной водой землю в горшочке). Высказывают своё мнение по поводу загрязнения почвы.

Воспитатель: А теперь давайте вернёмся и посмотрим, что произошло в банке?

Дети рассматривают и видят, что самые крупные частицы оказались на дне, а мелкие на верху, перечисляют слои почвы: почва. песок, глина, камни.

Царь:

Вижу, вы природу любите, так и быть одарю вас царским подарком! (передаёт детям корзину с землёй).

Дети благодарят царя и возвращаются в группу. Вместе с Синеглазкой сажают цветы. Каждый выбирает себе горшочек, насыпает в него земли, делают углубление и сажают отросток цветка, поливают, засыпают землёй и снова поливают.

Синеглазка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь хорошо ухаживайте за цветами.(уходит)

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «Его Величество - воздух»

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей 6 лет

Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность, исследовательские умения и навыки.

Задачи:

1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы.

2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами воздуха, со способами обследования объекта.

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.

4. Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Предварительная работа:

Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.

Оборудование:

Одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка. прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.

Ход занятия.

В группу вбегает Незнайка

Незнайка: Мне все мои друзья в Цветочном городе говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?

Дорогие ребята, нам придется пройти в лабораторию маленьких академиков. Ведь нам нужно ответить на интересующие нас и Незнайку вопросы

Воспитатель: - Готовы юные академики?

Дети: - Да.

В-ль: Для начала отгадайте загадку

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Дети: Воздух

В-ль: Правильно воздух.

В-ль: Что вы знаете о воздухе? (ответы детей - воздух невидим, он прозрачный, бесцветный) .

Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?

Воспитатель: - А мы знаем как.

Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.

Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) .

А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).Правильно, молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас) .

Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).

Опыт 1

Воспитатель:- А мы проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух.(ладошками)

Поймали?

Кто сумеет доказать, что поймал воздух?

Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к стол, берут пакеты и ловят ими воздух. У воспитателя пакет с дыркой - и воздух не ловится).

Воспитатель: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей - в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.

А почему пакет надулся? (Потому что там воздух) .

Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?

Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.

Дети садятся на стулья.

Опыт 2

Воспитатель: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.

Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.

Как вы думаете, вода намочит салфетку?

Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)

Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)

Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.

Опыт 3 «Буря в стакане воды».

Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».

Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Если весело живётся, делай так… » (показывает воспитатель)

Опыт 4

Воспитатель: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)

Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы

Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: Ну что Незнайка доказали мы тебе, что воздух действительно существует Везде на планете Земля и что жить без него невозможно?

Незнайка: Да спасибо ребята.

Воспитатель: А еще Незнайка наши ребята знают стихи о воздухе, вот послушай их.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

Незнайка: Вот молодцы, спасибо вам, а мне мой друг Знайка передал письмо для вас, вот читайте.

«Секретное письмо»

Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание.

« Удачи! Новых открытий. Знайка.»

Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Его Величество – Воздух»

Подготовила воспитатель: Ревенко М.Ю.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48

Воспитатель: Варганова И.А. п. Новый городок 2016 г.

Цель:

  • Установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
  • познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • презентация PowerPoint;
  • фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности» ;
  • письмо;
  • песня для физкультминутки.

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

  • бейджики: младшие и старшие научные сотрудники;
  • пластмассовые трубочки;
  • кусочки шерстяной ткани;
  • пластмассовые расчески;
  • кусочки бумаги;
  • конфетти.

Материалы, используемые для дидактических игр:

  • парные карточки с изображением предметов.

Материалы, используемые для рефлексии:

  • ладошки, рисунок помогатора на ватмане, конфеты.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети встают в полукруг

Воспитатель:

Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.

Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО» .

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было» .

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?

Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу. (Демонстрация слайдов) .

6. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Стук в дверь. Вносят письмо и посылку.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.

Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.

Давайте прочитаем письмо.

«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.

Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку. Мы вас сейчас научим. Вставлять надо так – плюс к плюсу, минус к минусу. Запомните это. Вам это пригодится. И папам своим скажите. (Рассматривание батарейки) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках?

Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время.

Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.

7. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА, БЕСЕДА О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:

  1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  3. Не играй с розетками!
  4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

«Ой, чуть не забыли. На вашем магнитофоне мы услышали нашу любимую песню. Мы на всякий случай тоже его проверили. С вашим магнитофоном все в порядке. Так что можете слушать песни и танцевать» .

Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем. (Физминутка «Помогатор» ) .

9. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

«Ребята, мы приготовили для вас сюрприз. Там у вас в группе столы стоят. Это наших рук дело. Хотите поиграть с нами? Мы научим вас ловить неопасное электричество. Да-да, мы не ошиблись. Такое как в батарейке. Электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаем вам превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Мы приглашаем вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество.

Кстати, о нашем путешествии мы рассказали Дим Димычу. Он и помог нам написать это письмо. И предложил отправить вам еще и посылку. Откройте ее после того, как поработаете в лаборатории.

Удачи вам, ребята!

Ждем новых писем от вас. Будем рады вам помочь!»

Воспитатель: Пойдемте, ребята, поиграем! Раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (Дети – младшие научные сотрудники, воспитатели – старшие научные сотрудники) . Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие.

Я профессор электрических наук.

В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать» , то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов» , там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное) . За это огромное спасибо фиксикам. Давайте посмотрим, что еще нам прислали Фиксики. Ой, смотрите, это конфеты. Фиксики знают, что все дети любят сладости.

Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?

11. РЕФЛЕКСИЯ.

Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили, за интересные открытия в лаборатории, за сладкие призы.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.

Воспитатель: Конечно же, дети активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010.
  2. Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М., 2010.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М., 2003

Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии.

1. Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды; Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2.Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. 3.Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения; Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Планируемые результаты: дети могут найти воду в окружающем пространстве, пригодную для использования.

Оборудование и материалы: одноразовые стаканчики, кусочки льда, тарелочки,бутылка с грязной водой, кастрюлька с горячей водой, зеркальце, воронка, тряпочка, вата, ёмкость для воды, ведро с водой, таз, секундомер, карточки «Свойства воды», «Водосбережение».

1. Обозначение проблемы

Воспитатель подзывает к себе детей

Ребята, … у меня вчера дома случилась неприятность. Пришла я с работы домой, захотела помыть руки. Открываю кран, а от- туда как что-то зашипит, забулькает, зачихает. И полилось что-то тёмно-жёлтое, почти коричневое. Думаю, сейчас кто-то из крана вылезет. Страшно!

Ну, конечно из крана никто не вылез, но текло из него непонятно что.

Ребята, а как вы думаете, что это может быть?

А можно ей мыть руки? -А набрать чайник?

А может можно? Почему нельзя? (Вода должна быть чистая и прозрачная)

Что делать не знаю? А с вами так было?(ответы детей)

Воспитатель: тут я и пить захотела. Даже сейчас с вами говорю, а во рту всё пересохло (обращается к ребёнку налить бокал воды)(в группе воды в чайнике нет, в кранах перекрыта).

Ну вот, ребята и мы с вами попали в такую ситуацию

Что же надо делать, если нет воды? А вода очень нужна?

А может мы и без неё проживём?

А для чего нам нужна вода?(ответы детей)

Вывод: сможем ли мы без воды прожить?(Без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Без воды человек может прожить не более 3-4 суток)

Для чего нужна вода?(человеку пить, готовить еду, стирать, купаться, чистить зубы; животным, растениям, водному транспорту)

2. Поиск решения проблемы.

Ребята, а как же мы сможем решить нашу проблему с водой в нашей группе?(сходить к соседям за водой, сходить на кухню, попросить воды)

А если и там нет воды, что будем делать?(купить в магазине, набрать в колодце, растопить снег или лёд)

А что снег-это вода? Как это можно проверить?

Давайте проверим

У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь?(Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)

А что происходит со льдом в ладошках? (он тает и превращается в воду.)

А почему? (ладошки тёплые, а лёд холодный.

Что мы с вами проверили?(что лёд – это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.)

Воспитатель посылает двух детей в соседнюю группу за водой

В это время в группе проводится физкультминутка

Физкультминутка «К речке быстрой».

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

3. Действие.

Дети из соседней группы приносят бутылку с грязной водой. Воспитатель достаёт стаканчики и наливает несколько штук и предлагает детям выпить. Дети отказываются. Воспитатель спрашивает - Почему? (она не прозрачная, в ней растворилась грязь)

Вывод: Вода- является растворителем для некоторых веществ

Что же мы теперь будем делать?(сходить на кухню)

Отправляемся на кухню и приносим кастрюльку с кипятком.

Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (пар)

Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось? (капли воды)

Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар(испаряется), а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.

Попить нам не дали, там вода только горячая. Давайте используем ту воду, которая есть.

Что можно сделать с водой, чтобы можно было её выпить(очистить или профильтровать, если дети не ответят предложить им спросить у зрителей у воспитателя

Где взять фильтр?(купить в магазине)

А ещё? (сделать самим)

Из чего можно сделать его?(пропустить воду через ткань, гроздь рябины через 2- 3ч. обеззараживает воду совсем)

Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства-фильтры.

Демонстрация опыта.

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами.

Воспитатель обращается к детям

Вот какие мы все молодцы, теперь от жажды не умрём, воду добудем.

Воспитатель предлагает подойти детям к столу и рассмотреть рисунки. Каждый ребёнок должен рассказать о свойстве воды, изображённой на рисунке, остальные дополняют(рисунки перевёрнуты)

Листки воспитатель предлагает вставить в нашу книгу, которая рассказывает о воде.

В конце занятия воспитатель задаёт вопрос

Ребята, а почему у нас так часто отключают воду(воды мало, на всех не хватает)

А что мы с вами можем сделать?(воду необходимо беречь, экономить)

Как?(ответы детей)

На втором столе ответы подсказки(не набирать часто для купания ванну, купаться под душем, когда чистишь зубы закрывать кран с водой, перекрывать краны, если из них капает вода)

Ребята. а когда вы чистите зубы, вы закрываете кран?- Нет? Давайте мы вместе проверим сколько воды выливается за то время пока вы чистите зубы.

Берутся песочные часы или секундомер на 3 мин, пока идёт время из ведра в тазик воспитатель льёт воду.

Посмотрите, ребята сколько вытекло воды. Посмотрите сколько вас и каждый чистил утром сегодня зубы и вылил просто так столько воды.

Итог занятия:

Ребята, чему вы сегодня на занятии научились, чего не могли делать раньше? (ответы детей, находить воду вокруг, пригодную для питья)

Предварительная работа:

  • Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
  • Проведение опыта «выращенные кристаллы соли» .

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
  • Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) .
  • Развивать навыки экспериментирования.
  • Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
  • Познакомить с техникой рисования: «акварель+соль» .

Словарь:

каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Оборудование:

Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, переносной холодильник, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее) .

Для детей: лупа, кружок красного или синего цвета, ёмкость с солью, альбомный лист, акварельные краски, кисть (толстая) , банка с водой, салфетка, две рыбки (оригами) .

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:

«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» . (Соль)

Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы узнать и услышать, что вы знаете о соли.

Ответы детей.

И так – соль. Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу в «естественном» (чистом) виде, практически без переработки. Соль - это пищевой продукт, и мы её знаем, как мелкие кристаллы белого цвета.

Дети рассматривают кристаллы соли под лупой.

На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль может лежать под землёй или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор. (Слайд №1, №2)

Добыча каменной соли осуществляется подземным – в шахтах под землёй (слайд №3, 4, 5) и открытым способами – на поверхности земли (слайд №7,8, 9, 10, 11)

Соль бывает каменная – неочищенный осветлённый натуральный продукт. (Показать) .

Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы. (Показать) .

Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своём здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид соли. При этом лучше выбирать неочищенную: в её составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов. (Показать) .

Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится.

Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.

Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворим соль в воде. (Показываю) .

В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей) .

Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Соль делает жидкость плотнее. Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной) . Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.

Соль подвержена кристаллизации. На прошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы) . Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.

Какой вывод можем сделать? (Ответы детей) .

Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом) .

На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с лёгкостью очистить варёные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

Ребята, как вы думаете, соль полезная или нет?

Ответы детей.

Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.

Вывод: соль растворяет лёд.

Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете зачем они это делают?

Ответы детей.

Но и это ещё не всё. Оказывается, при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать.

Сначала сделаем фон для нашего рисунка. Так как мы говорим о соли, то будем рисовать море, потому что вода там солёная. Выберите несколько близких по оттенку цветов и заполните ими лист. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. Здесь очень важно смешивать много воды и немного краски. Тогда будет получаться красивый фон с плавной градацией (переходом) цвета. (Дети наносят фон) .

А теперь начнётся самое интересное! Пока вода не высохла – начинайте посыпать рисунок солью. Соль будет впитывать лишнюю воду и оставлять на листе необычный рисунок.

Дадим рисунку немного просохнуть.

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

А теперь садимся на свои места и продолжим рисование. Море немного подсохло. Дорисуем водоросли и камешки.

Ну, а какое море без рыб? Накануне мы с вами сделали рыбок. Давайте запустим наших рыбок в море. Приложите их на рисунок. Как здорово у вас получилось! А приклеим мы их чуть позже, когда рисунок окончательно высохнет.

Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

В ходе исследования мы узнали, что:

  1. Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.
  2. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
  3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
  4. Соль – кристаллизующееся вещество.
  5. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.
  6. Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.
  7. Большое количество соли может нанести вред человеку.