Кризис семи лет: поведение ребенка и действия родителей. Правила поведения родителей. В кругу семьи

Становление личности не может протекать гладко. Родители время от времени сталкиваются с периодами, в которых поведение ребенка резко меняется, он становится практически неуправляемым. Это так называемые кризисы развития, которые при желании можно пережить с наименьшими потерями как для детей, так и для их родителей. Один из самых ярко выраженных психологических этапов становления — кризис 7 лет.

Причины кризиса 7 лет

Очередной кризис в развитии – явление вполне закономерное и естественное. В семь лет меняются восприятие мира, желания и потребности.

Психология семилетнего возраста такова, что у ребенка появляется много новых эмоций, с которыми им самим довольно сложно разобраться.

Дети идут в школу, где к ним уже стараются относиться как к взрослым и ответственным людям, а дома близкие продолжают воспринимать первоклашек как малышей.

В головке малыша возникает нестыковка: там требуют одно, а здесь говорят другое. Как здесь не взбунтоваться?! И тут родители сталкиваются с капризами, истериками, криками своего, еще совсем недавно идеального, чада.

Если родители поговорят с психологами, то они объяснят им, что есть некоторые факторы, которые провоцируют развитие кризиса.

К ним можно отнести:


  1. Появляются новые потребности. В этом возрасте у детей повышается тяга к самостоятельности, активному мышлению. Если ребенок сам не готов к такому повороту или его ограничивают родители, то налицо и проявления возрастного кризиса.
  2. Как правило, в младшем школьном возрасте дети идут в общеобразовательное учреждение, а значит, меняется их социальный статус. К началу школьной жизни не все подходят с одинаковой подготовкой, и здесь больше имеется в виду именно психологическая готовность к школе.
  3. Изменение самосознания непременно ведет к тому, что у детей идет переоценка ценностей. Если раньше для малыша на первом месте стояла игра, то сейчас кардинальным образом меняется ведущий вид деятельности и таковой становится учеба.
  4. Кроме интенсивного физического развития, идет еще активное становление коры больших полушарий, у детей улучшаются их интеллектуальные способности.

Все эти особенности приводят к тому, что психике ребенка сложно переключиться на новый режим, справиться с избытком новых чувств и эмоций, а отсюда можно наблюдать характерные реакции и поведение.

Симптомы кризиса

Кризис этого возраста меняет жизнь не только взрослых, но и детей. От того, насколько правильно будут вести себя старшие, будет зависеть, как долго продлится этот период, как быстро малыш привыкнет к новому образу жизни, новым ощущениям.


Родители должны понимать, что у детей кризис может сформировать как положительные жизненные установки, так и комплексы, которые он пронесет с собой через всю дальнейшую жизнь.

Например, неуверенность в себе, ощущение своей неполноценности, оскорбленное чувство собственного достоинства, которые мы можем наблюдать у многих взрослых – все это родом из детства. Именно поэтому родители должны знать основные симптомы кризиса, чтобы психологически подготовиться к этому периоду, набраться терпения и помочь своему малышу преодолеть это непростое время в его жизни.

Кризис 7 лет у ребенка проявляет следующими симптомами:

  1. Появляется капризность.
  2. Без всякой на то причины малыш начинает кривляться, корчить рожицы, коверкать слова, появляется манерность в движениях.
  3. Изменение отношения к внешнему миру проявляется, как правило, в том, что у детей могут кардинально меняться их привычки, желания, предпочтения.
  4. Кризис 7 лет заставляет ребенка более осмысленно относиться к своим переживаниям. Он начинает разграничивать между собой радость и злость, огорчение и восхищение.
  5. В этом возрасте у детей появляется логика чувств, то есть, они уже пытаются обобщить свои воспоминания и переживания.
  6. Если в раннем возрасте нас умиляет детская непосредственность, то сейчас она практически исчезает.
  7. Психологи отмечают, что кризис приводит к появлению таких понятий, как самооценка и самолюбие. Для детей в 7 лет важно уважение со стороны взрослых, признание их независимости и самостоятельности.
  8. Подрастающее чадо начинает демонстративно проявлять свою взрослость, не дает маме обнимать себя прилюдно.
  9. Стремление доказать свою правоту объясняет появление упрямства.
  10. У детей этого возраста острое непринятие критики, таким образом, мозг сам не воспринимает негативную информацию, чтобы не нанести вред адекватному развитию самооценки.

Родители должны понимать, что чаще всего у детей проявление эмоций, действий осуществляется на подсознательном уровне, поэтому необходимо сохранять самообладание, хотя, порой, сделать это довольно сложно. Чаще всего, именно от родителей зависит, насколько затянется кризис 7 лет.

Когда родители начинают замечать у своего малыша симптомы кризиса, то чаще всего впадают в панику. Это не целесообразно, тем более что проблему совсем не решит. Важно осознать, что этот период необходимо просто пережить и помочь своему ребенку перейти на новый уровень своего развития.

Соблюдение простых правил поможет многим родителям пройти кризис 7 лет безболезненно:


  1. Всегда выслушивайте своего малыша, какими бы нелепыми его высказывания не казались. Так вы дадите ему понять, что уважаете его, и, тем самым, повысите самооценку.
  2. Не убивайте самостоятельность на корню, если не можете объяснить причину запрета, то лучше не делайте этого.
  3. Оказывайте помощь в любых ситуациях, хвалите за самые незначительные успехи.
  4. Привлекайте ребенка к обсуждению некоторых семейных вопросов, так он почувствует себя равноправным членом, но никогда не критикуйте его.
  5. Учитывая, что у детей повышаются интеллектуальные способности, старайтесь отвечать на все вопросы, не отмахивайтесь – это первый шаг на пути к безразличию и нежеланию узнавать что-то новое.
  6. В семье все должны предъявлять одинаковые требования к ребенку, чтобы было четкое разграничение доступных вещей и запрещенных.
  7. Учите малыша выражать свои эмоции, потребности в адекватной форме, покажите ему способы борьбы со своим гневом.
  8. Родителям важно понимать, что дети всегда копируют поведение родителей, а в период кризиса тем более. Поэтому не стоит удивляться, если малыш позволяет себе кричать, демонстративно злиться, потому что мама ведет себя точно так же.

особенно часто противоречия возникают на почве привычных бытовых действий и прежних договоренностей.

теперь у малыша обо всем есть свое мнение. так ребенок может посчитать мамино требование помыть руки перед обедом бессмысленной придиркой и наотрез отказаться идти в ванную, потому что он считает, что его руки чистые. ребенок будет долго упрямиться, сердиться и объяснять, что «не трогал ничего грязного».

или он может доказывать, что двадцати минут, положенных ему для игры на компьютере, несправедливо мало, или, что он «совсем не лохматый», и поэтому в причесывании нет никакой необходимости …

в подобных случаях родителям бывает очень трудно удержаться от раздражения или не впасть в уныние. иногда им может показаться, что всё, что они прививали своему ребенку в предыдущие годы, пошло насмарку, что он намеренно забыл все, чему его учили и специально ведет себя так, чтобы вывести их из себя. и не понятно, где взять столько терпения, чтобы выдержать все эти споры и пререкания.

как себя вести?

необходимо помнить, что возросшая строптивость вашего чада объясняется не его ленью, испортившимся характером или желанием испортить вам настроение. дело в том, что для того, чтобы стать взрослым, человек должен иметь собственную позицию по многим вопросам. все эти бесконечные споры являются «пробой пера», они помогают ребенку понять: то, что утверждают родители, это на самом деле так? или может быть по-другому? ребенок как бы заново взвешивает и заново примеряет на себя то, чему вы его учили до сих пор.

кроме того, вступая в споры и выражая своё мнение, ребенок как бы утверждает для себя и окружающих новый уровень автономии и суверенитета своей личности.

но суверенитет суверенитетом, но не стоит давать ребенку возможность долго разглагольствовать там, где это является излишним.

- не вступайте со своим «революционером» в долгие пререкания по бытовым вопросам. не давайте возникшим противоречиям перерасти в спор.

- настаивайте на своем требовании твердо, непререкаемым тоном, но без раздражения.

- не нужно объяснять то, что объяснялось уже не один раз. ребенок прекрасно помнит все, что вы ему говорили по тому или иному поводу, поэтому повторные объяснения он пропустит мимо ушей и начнет сердиться, что его «не понимают».

- приводите новые и неожиданные доводы, желательно такие, которые ему будет интересно услышать.

например, если ребенок отказывается мыть руки, можно рассказать ему про микроскоп. про его устройство и возможности.

а также про то, что если посмотреть через микроскоп даже на вымытую с мылом руку, то будет видно, что некоторое количество бактерий (в том числе опасных) все-таки осталось на коже (а уж что говорить о немытых руках?!). можно немного рассказать и про иммунитет организма. главное, чтобы содержащаяся в доводе информация была новой для ребенка и была на новом, более сложном, чем раньше, уровне.

рассказывайте все это тоном, отвлеченным от инцидента – «я как ученый ученому хочу вам сказать…». ребенок должен чувствовать, что вы рассказываете ему об объективной реальности, а не пытаетесь заговорить ему зубы или запугать, «как маленького».

- практика показывает, что накал страстей по бытовым и режимным вопросам сильно снижается или отсутствует тогда, когда у ребенка есть достаточный новый простор для проявления своей самостоятельности и адекватные его возрасту «взрослые» обязанности.

самостоятельность.

одно из положительных «приобретений» этого периода – самостоятельность. ребенок стремится к ней, и он уже действительно подрос для того, чтобы раздвинуть рамки его самостоятельности.

ребенок этого возраста часто придумывает себе какое-нибудь серьезное дело и выполняет его. (например, он может самостоятельно взяться за наведение порядка в папиных инструментах или на кухонных полках).

как бы усердно ребенок ни демонстрировал свою взрослость, он очень дорожит мнением родителей. обычно он готов обратиться к ним за советом или за помощью, и ему особенно важно услышать от них оценку его достижений.


как себя вести?

Обязательно проявляйте интерес к деятельности ребенка. не подрывайте оказанного вам доверия!

Старайтесь давать объективную оценку его действиям. за успехи – хвалите, за промахи – старайтесь не укорять. если что-то у ребенка получилось не слишком удачно, подскажите, в чем причина и, по возможности, помогите исправить ошибку.

Находите новые дела и новые возможности для проявления самостоятельности ребенка, чтобы он мог почувствовать себя взрослее. договоритесь о его новых домашних обязанностях. в этот период самостоятельность ребенка прямо пропорциональна его самооценке.

например, вы можете, сославшись на то, что у вас в руках тяжелая сумка, остаться у дверей магазина, а ребенок должен будет сделать необходимые покупки; можно оставлять ребенка немного погулять самостоятельно (договорившись о ненавязчивом присмотре с кем-нибудь из хорошо знакомых мам, которые гуляют в этот момент на площадке); просите его о посильной помощи по хозяйству: помыть посуду, убрать все со стола после обеда, подмести пол, полить цветы; учите готовить несложные блюда.

«мама, ты плохо сделала»


как уже упоминалось, ребенок 6-7 лет имеет ряд особенностей: начинает подмечать в поведении других людей то, на что он раньше не обращал внимания, его мышление становится более логичным, он стремится анализировать явления окружающей действительности, старается противопоставить себя родителям. помимо этого, у него уже хорошо развито чувство справедливости и есть достаточное понимание того, что хорошо, а что плохо.

вследствие этого, ребенок становится более критичным. справедливости ради нужно отметить, что пока эта критичность больше относится к другим людям, чем не к нему самому. ребенок внимательно наблюдает за поведением окружающих его людей, анализирует возникающие ситуации и может высказывать собственное суждение о происходящем.

иногда под стрелы его критики попадают близкие взрослые. если раньше в глазах ребенка родители были непогрешимы, то теперь они могут услышать нелестные замечания о своем поведении: «ты, мама, всегда так долго собираешься, когда меня в садик ведешь! я каждый раз боюсь, что опоздаю к завтраку», - или, - «папа, а ты говорил, что нужно за собой посуду убирать, а сам не убираешь!»


как себя вести?

Не очень-то приятно услышать из уст собственного чада что-то подобное. так и просится на язык что-нибудь вроде того, что мал еще матери или отцу указывать. и действительно, разве ребенок имеет право судить родителей, которые заботятся о нем? а если его замечание правильное? сложный вопрос.

наверное, самое разумное - разобраться, почему ребенок высказал свое замечание, верное ли оно, и какое чувство побудило его на это высказывание.

- если в интонации и в словах ребенка читается осуждение, то в первую очередь родители должны ему сказать, что человек не должен осуждать других людей, тем более ребенок не должен осуждать взрослых. потому что он даже не представляет себе весь груз проблем, которые приходится решать взрослому человеку, в том числе, и для того, чтобы обеспечить его – ребенка – благополучное существование.

но все это нужно проговорить спокойно и доброжелательно. не демонстрируйте ребенку свою обиду и оскорбленность, иначе он начнет отдаляться от вас и будет стараться избегать откровенных разговоров.

- если ребенок сделал замечание маме или папе, исходя из того, что он видит, но не по существу (так как в силу своего возраста попросту не владеет проблематикой), то лучше всего объяснить ему своё поведение. но так, чтобы, с одной стороны, это не выглядело, как будто вы оправдываетесь, а с другой стороны, чтобы не унизить его, ничего, мол, не понимаешь, а нос суешь.

например:

«мама, ты по телефону проболтала, а теперь на улице дождик начался, из-за тебя мы не погуляем!»

«во-первых, так маме нельзя говорить «проболтала». а во-вторых, это на самом деле не было пустой болтовней. мне очень хотелось, чтобы мы вышли гулять вовремя, но позвонила бабушка. она болеет, я должна была выяснить состояние ее здоровья и просто поговорить с ней. ты же понимаешь, что, когда человек нездоров, очень важно, чтобы у него было хорошее настроение».

- если же ваш ребенок сделал вам замечание по существу, тем более нет смысла оскорбляться. поблагодарите его. этим вы научите его достойно принимать критику и извлекать из нее пользу.

«я ужасно разозлился»

в 6 – 7 лет ребенок утрачивает былую непосредственность. раньше он открыто проявлял все
свои чувства: если малышу было обидно – он плакал и жаловался маме. теперь он может за внешним спокойствием скрывать море чувств, которое бушует внутри него.

ребенок начинает хорошо понимать свои чувства и чувства других людей. он может сказать про себя или про кого-то другого, что он «сердит», «обрадовался» и т.д.

семилетний ребенок теряет импульсивность.

этот период проходит на волне обучения ребенка саморегуляции и произвольности поведения. теперь он старается управлять своими чувствами и поведением, и задумывается о последствиях своих поступков. и, хотя ещё бывает и действует спонтанно, под влиянием своих эмоций, но уже старается скрыть следы своих «преступлений».

так, например, если малыш без спроса включил компьютер, то заслышав мамины шаги, он поспешит нажать на кнопку «оf».

как себя вести?

перечисленные изменения в личности и поведении ребенка весьма позитивны. воспользуйтесь его новыми умениями, чтобы научить его ладить с окружающими и избегать ненужных ссор и конфликтов.

- сейчас, например, он хорошо поймет, и сможет воспользоваться такой «инструкцией»: «не нужно сразу кидаться в драку или обвинять братишку, что он первым тебя стукнул. лучше сказать: «мне было больно и очень обидно, когда ты ударил меня».

- примерно таким же образом научите его разрешать конфликты и находить общий язык с ровесниками.

перечисленные в данном разделе возрастные изменения и особенности могут привести к тому, что ребенок в какой-то степени может отдалиться от родителей, станет менее откровенным.

чтобы избежать этого:

- делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.

- интересуйтесь его переживаниями, делами, играми, отношениями с ровесниками. но старайтесь избегать назойливости. сочувствуйте всем радостям и горестям своего ребенка.

старайтесь не терять с ним контакт.

- обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные фильмы, события вашей жизни. делитесь друг с другом чувствами и мыслями, которые они у вас вызвали.

- каждый день находите время, когда вы с ребенком сможете пообщаться наедине.

еще несколько слов об особенностях этого возраста

раньше ребенок быстро забывал о своих радостях и обидах.

теперь же столкнувшись, например, с отвержением сверстников, он припоминает и прошлые похожие ситуации, анализирует их, делает соответствующие выводы: я никому не нужен. именно из таких комплексных переживаний и складывается отношение к себе, к другим людям и миру в целом.

возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

в связи с этим ребенок становится особенно восприимчив к критике и замечаниям со стороны взрослых, тяжело переживает конфликты со сверстниками. (в неблагоприятной ситуации в этот период у детей могут возникнуть различные нервные заболевания – тики, заикания, энурезы).

отношения со сверстниками постепенно приобретают для ребенка все большее значение.

поэтому в этом возрасте дети стремятся играть в общие, . то, насколько ты ловок, удачлив, сообразителен и честен в этих общих играх, часто определяет положение ребенка в детском коллективе.

- если вы обнаружили, что ребенок недостаточно ловок и подвижен, что он не умеет достойно проигрывать (начинает играть нечестно или дуется на весь мир), обязательно постарайтесь восполнить эти пробелы (запишите ребенка в спортивную секцию, сами примите участие в каких-то играх, если они происходят в вашем дворе или на даче).

- если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).

- если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. возможно, вы сможете помочь и изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят своё отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах.

в поведении ребенка появляется демонстративное манерничанье, которое часто раздражает взрослых, так как воспринимается как неискренность.

и еще несколько общих советов

в первую очередь следует понимать, что кризисные периоды, длятся относительно недолго – несколько месяцев, хотя могут тянуться и год, и два. но в таком затяжном случае кризисный период идет волнами: например, 2 месяца – пик кризиса, потом волна спадает и наступает затишье.

самое главное условие «безболезненного» прохождения кризисного периода –

сейчас ребенку очень нужно ваше уважительное отношение к нему! относитесь к нему, как к равному, давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. но продолжайте оставаться твёрдыми в важных воспитательных вопросах, обязательно объясняя, почему именно эти правила необходимо соблюдать.

соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. ведь взрослость - это не только умение «работать» за компьютером, но и умение развесить свою одежду или убраться в своей комнате.

родителям надо суметь вовремя приспособиться к взрослости своего ребенка, и не идти с ним на открытые конфликты. позволяйте ему ошибаться. ребенок вправе сделать «ошибку» и столкнуться с её последствиями.

ребенку становятся интересны именно взаимоотношения между людьми, а не предметная деятельность. поощряйте и поддерживайте интерес ребенка к познанию социального мира.

именно в кризисный период ребенок как никогда наиболее сильно сомневается в своих способностях. сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. хвалите и поддерживайте ребенка.

кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, одинаково труден и для ребенка и для его родителей.

Детская ложь. Нам, взрослым, она кажется такой бесхитростной и наивной. Но причины того, что ребёнок начинает лгать родителям, безобидными или незначимыми назвать никак нельзя. Ваш малыш фантазирует и выдаёт эти фантазии за действительность? Или он говорит неправду, пытаясь скрыть некоторые свои действия и поступки от вашего бдительного внимания? Как отучить ребёнка врать? Не спешите обличать карапуза и наказывать. Ведь, если подойти к проблеме с точки зрения психологов, то, скорее, воспитательную работу нужно проводить, сначала, с самими родителями. Чтобы они ошибочно не начали бороться со следствием, коим, по сути своей, ложь и является. Но попытались разобраться в причинах, побуждающих детей прибегать к столь непопулярному способу выхода из некомфортных для них ситуаций.

Дети врут родителям потому, что им в их мире почему-то становится не комфортно

  • Это бальзам для душевных ран.
  • Это нашедший выход внутренний конфликт.
  • Это спасательный круг в, казалось бы, безвыходной ситуации.

И что такое детская ложь для родителей?

  • Это сигнал бедствия.
  • Это призыв о помощи.
  • Это индикатор того, что в мире вашего любимого крохи далеко не всё так хорошо, как вам может показаться на первый взгляд.

Как бы печально для вас это ни звучало, но то, что малыш начал вам врать, говорит о кризисе доверия в ваших отношениях. И искать пути выхода из этого кризиса нужно именно вам, родителям, как более опытным, уравновешенным, авторитетным.

Дети врут, когда они перестают доверять своим близким

Не спешите обличать малыша во лжи и ругать его за . Попытайтесь понять, почему у крохи возникла необходимость сказать вам неправду. Ведь, зачастую, причины детской лжи совсем не те, которые видимы вам при поверхностном рассмотрении.

Единого рецепта решения этой проблемы вы не найдёте. У каждого он будет свой. В зависимости от проблем взаимопонимания, которые встали между вами и вашим ребёнком.

Кризис доверия между родителями и детьми возникает тогда, когда старшим поколением выбирается неправильная модель взаимоотношений и не совсем верная тактика воспитания своих чад.

Малыш не станет вам врать, если его жизнь течёт спокойно и размеренно, если у него всё в порядке. И не стоит думать, что он позволяет себе говорить вам неправду, потому, что карапуз вас не любит и не уважает.

Попытайтесь понять, что стоит за его ложью на самом деле. Какую именно свою потребность кроха пытается удовлетворить таким образом. Это и будет ответом на вопрос: «Как отучить ребёнка врать?».

Дети врут, когда боятся наказания и порицания

Почему дети говорят неправду?

Любой родитель старается дать своему малышу всё самое лучшее, пытается передать ему свой опыт и свою жизненную мудрость, вкладывает в любимую «кровиночку» частичку своей души. Но что-то, при всём при том, мамы-папы, всё же, делают не так. Интересно, что бы это могло быть?

Каковы причины того, что, рано или поздно, наши дети начинают говорить нам неправду?

  1. Чрезмерная строгость. Если вы и наказываете карапуза за совершённые им проступки, то удивляться тому, что кроха вам врёт, пытаясь избежать очередного порицания за содеянное, право, не стоит.
  2. Игра на чувствах. Если вы демонстративно огорчаетесь, хватаетесь за сердце, вините ребёнка в своём плохом самочувствии после его шалостей или плохих оценок, вы сами провоцируете его всячески скрывать свои промахи, чтобы, просто, не расстраивать вас.
  3. Недостаток внимания. Если малыш придумывает и рассказывает всем, кто готов его слушать, истории о счастливой семье, о том, как его любят родители, как внимательны к нему, то, может, именно всего этого ему не хватает в действительности. И он проказничает и врёт только для того, чтобы привлечь к себе ваше внимание, которого ему так недостаёт.
  4. Комплекс неполноценности. Кроха может быть недоволен самим собой. Это происходит тогда, когда родители его часто критикуют, развивая тем самым в маленьком человеке комплекс неполноценности. Ложь в данном случае – это попытка изменить, приукрасить не слишком радужную действительность. Стать в своих глазах и в глазах окружающих достойным уважения и восхищения.
  5. Ограничения в проявлении эмоций . Ребёнок – не робот. У него не может быть всегда одно и то же, непременно хорошее, настроение. Он может грустить и огорчаться, может быть раздражён и, даже, взбешён. И если ему будут препятствовать проявлять эти эмоции и давать им выход, он, просто, замкнётся в себе и станет лгать. В угоду желающим видеть его всегда весёлым и жизнерадостным карапузом родителям.
  6. Фантазии. Фантазёры и мечтатели, пожалуй, самые милые и привлекательные из всех маленьких лжецов. И такая ложь – это, скорее, проявление творческого начала и слишком . Враньё фантазёров вполне безобидно, если его понять и вовремя направить в нужное русло. Может, у вас в семье растёт современный Жюль Верн или свой, родной Жак Ив Кусто?..

А, может, ваш малыш не лжёт, а просто фантазирует? Тогда нужно направить эту его особенность в нужное русло

Ну как, у вас получилось по характеру лжи ребёнка определить её основные причины? Если да, то половину пути к искоренению этой привычки у малыша вы уже прошли.

Теперь главное – сделать правильные выводы и старательно провести работу над собственными ошибками в .

Как отучить малыша 4-5 лет лгать родителям?

Часто бывает так, что ребёнок ещё совсем маленький, но он уже успел столкнуться с вашим неодобрением.

И, боясь в очередной раз увидеть его в ваших глазах, боясь потерять вашу любовь, он, совершив что-то, что, как уверен кроха, повлечёт за собой это самое неодобрение, как спасение, как защиту, использует ложь. Как не допустить, чтобы ложь, какими бы ни были её причины, не вошла в привычку, не стала нормой для малыша?

Если ребёнок будет верить в ваше доброе к нему отношение, он не побоится признаться вам в своём проступке

Как поступать родителям в подобных обстоятельствах?

  1. Присядьте рядом с крохой так, чтобы ваши глаза располагались на одном уровне.
  2. Спокойно скажите ему, что вы знаете, что карапуз соврал вам.
  3. Попросите малыша сказать вам правду, заверив его предварительно, что сердиться на него, равно, как и наказывать его, вы не будете.
  4. Обязательно при этом вы должны подчеркнуть, как сильно любите кроху. И что бы он ни совершил, любить меньше вы его не станете.
  5. Когда ребёнок проникнется к вам доверием и расскажет вам правду, сдержите своё слово – не порицайте его.
  6. Помогите крохе разобраться в сложившейся ситуации. Объясните, что малыш сделал неправильно. И обязательно расскажите, как в данной ситуации нужно было поступать.
  7. Закончите беседу ещё одним заверением в том, что вы его любите, и всегда и в любой ситуации готовы прийти крохе на помощь.

Конечно, одной подобной беседы не всегда бывает достаточно, чтобы полностью восстановить доверие.

Подрастая, ребёнок пытается оградить от посторонних своё личное пространство. И это ему нужно позволить сделать. В пределах разумного, конечно

Что делать, если обманывает подросток (7-9 лет и старше)?

Когда дети достигают подросткового возраста, очень часто причина их вранья заключается в желании создать для себя личное пространство, независимую от взрослых территорию, где хозяином будет только сам ребёнок.

И ваша задача - эту территорию своему тинейджеру предоставить. В разумных пределах, конечно. Но чтобы дать ребёнку реально почувствовать, что он перешёл на новую ступень взросления.

Папа-мама это понимают. И готовы строить с ним отношения на новом уровне. Но большая самостоятельность – это не синоним вседозволенности. Поэтому здесь важно чётко очертить рамки самостоятельности подростка на данном возрастном этапе.

И ещё важнее, чтобы с этими рамками согласился сам ребёнок. Дискутируйте и будьте готовы к компромиссам. Можете даже заключить договор в письменном виде. Соглашение двух сторон, когда осязаемо, имеет большую силу.

Если подросток уверен, что родители его любят, что действуют только в интересах его благополучия, что всегда готовы выслушать, понять и простить, врать он не будет даже в случае нарушения каких-то договорённостей.

Мама и папа, создайте в семье доверительные отношения, станьте не только наставниками, но друзьями для своего ребёнка, и причин говорить вам неправду у него, просто-напросто, не будет!

Ребёнок может быть честен со своими родителями

  • Когда не боится наказания, гнева и потери любви самых близких людей.
  • Когда он уверен, что его не будут унижать, что бы ни произошло.
  • Когда знает, что родители поддержат его в любой ситуации.
  • Когда вы не скупитесь на похвалы и поощрения.
  • Когда между вами и ребёнком – доверие и взаимопонимание.

И никогда не забывайте о личном примере. Насколько искренни, честны и открыты вы сами, настолько ваши дети эти качества от вас и переймут. Создайте атмосферу согласия и гармонии в своей семье. И тогда маленькие её члены не будут искать спасения от невзгод и одиночества во лжи…

Видео «Как отучить ребёнка врать?»

По поводу того, что должен уметь ребенок в 7 лет, существует множество мнений. Одни родители склоняются к тому, что учить чему-нибудь свое чадо в этом возрасте нет необходимости, так как это лишает его счастливого детства.

Другие придерживают противоположного мнения. Такие родители записывают малыша на музыку, танцы, рисование, изучение языков.

Специалисты называют оба мнения ошибочными, потому что во всем необходимо соблюдать меру. Эта народная мудрость знакома каждому.

Мера во всем

Каждый из нас имеет сугубо индивидуальные особенности и черты характера. То же самое применимо и к детям - они все разные.

По этой причине при воспитании своего ребенка необходимо принимать к сведению особенности его индивидуального развития. Школа для детей 6 и 7 лет - это совершенно новое место с иными распорядками и условиями. Не каждый способен воспринять его легко.

Главное - избегать сильной нагрузки на ребенка. Не стоит записывать его в десяток секций. В противном случае у него может развиться эмоциональная неустойчивость.

Однако полностью отказаться от обучения тоже нельзя. Это также не приводит ни к чему хорошему. Малыш, который ничего не умеет, окажется неприспособленным к школьным условиям и будет оставить в развитии от своих сверстников.

Родителям на заметку

Что должен уметь ребенок в 7 лет? К этому возрасту у каждого ребенка формируется модель поведения и адаптации в обществе. На родителей возлагается ответственность - избежать путаницы в восприятии ребенка.

В столь юном возрасте у него имеется много всего с приставкой «само»:

  • Самооценка.
  • Самосознание.
  • Самоопределение.
  • Самолюбие.

Постепенно у него растут различного рода требования и запросы к себе и окружающим. Именно в этот возрастной период происходит первое знакомство ребенка со школой. Новые условия зачастую приводят к стрессу, из-за чего психическое состояние еще более усугубляется. Это ставит ребенка в сильную зависимость от собственных оценок, а также мнения окружающих.

Складывающиеся обстоятельства очень важны для эмоционального воспитания младшего школьника. Родителям необходимо оставаться непререкаемыми авторитетами для своего ребенка. Однако нужно приложить все усилия, чтобы дочь или сын в будущем смогли справиться со многими проблемами.

Что обычно уже умеют дети 7 лет

Программа для детей 7 лет довольно насыщена. К этому возрасту одни уже знают алфавит и могут писать печатные буквы. Другие легко определяют количество слогов и звуков, а также могут правильно поставить ударения во многих словах. Кроме того, дети способны различить мягкие и твердые согласные, знают, что такое гласные и согласные звуки.

Большинство семилеток уже обладают солидным запасом лексикона и могут формулировать простые предложения, состоящие из 5-6 слов. Выстраивая ту или иную фразу, ребенок способен уяснить определенную последовательность слов. Он не скажет «на улицу гулять пошел я», вместо этого будет вполне правильное изречение «я пошел гулять на улицу».

Грамматика и чтение

Для ребенка будет важно, если он самостоятельно начнет читать рассказы и свои любимые сказки. Подбирать ему многотомные романы явно не стоит - это будет чрезмерная нагрузка. А вот небольшие произведения пойдут ему только на пользу и разовьют у него любовь к литературе. А это уже серьезный шаг на пути гармоничного развития личности.

У всех детей разная техника и скорость чтения, что обусловлено индивидуальными особенностями. Иногда ребенок в 7 лет не умеет читать слоги. Благодаря небольшим рассказам у ребенка будут постепенно развиваться навыки чтения. Скорее всего, за школьной партой он уже не будет читать слова по слогам.

Родителям стоит внимательно отнестись к этому важному для ребенка периоду. Если есть возможность, то следует выбирать литературные произведения разного жанра: рассказы, басни, детские стихи.

Важно, чтобы ребенок понимал описываемые в книги события, а не просто проговаривал знакомые слова. Стоит закреплять пройденный материал. Для этого после прочтения очередного произведения родители должны поговорить с ним о сюжете, спросить о героях книжки.

Математика для детей 7 лет

Желательно, чтобы ребенок до поступления в школу уже умел проводить простейшие вычисления: сложение, вычитание в одно действие. Обычно семилетки могут сосчитать до 10 (в прямом и обратном порядке). Математические познания у ребенка пока еще скудные, но некоторая основа уже есть, что позволяет ему уже в семилетнем возрасте кое-что уметь:

  • Пользоваться простыми измерительными приборами (линейкой, угольником).
  • Понимать разницу между большим и меньшим числом.
  • Количество предметов соотносить с соответствующим числом.
  • Правильно ориентироваться в пространстве и определять направление (верх, низ, выше, ниже, вперед, назад, между и т.д.).
  • Определять по часам время.

Кроме того, ребенок уже должен уметь объединять разные группы предметов по общему признаку. Также перед школой ему необходимо иметь представление о различных величинах (длина, ширина, высота, масса, объем).

Определенные трудности

Что делать, если ребенок в 7 лет не умеет считать? Есть разные обучающие методики. Занятия лучше проводить в виде игры. При этом важна регулярность, которая позволит не просто заучить цифры, но и сопоставлять их с окружающими предметами. Алгоритм может быть таким:

  • Научить ребенка видеть разницу между определениями «много предметов» и «один».
  • Объяснить разницу между «равно», «больше» и «меньше».
  • Растолковать, как можно сопоставить количество предметов с нужной цифрой.
  • Познакомить с цифрами от 1 до 10.
  • Обучить решению элементарных задач несколькими путями.

Такой счет в уме способствует лучшему развитию памяти. Что касается простейших операций сложения и вычитания, то лучше начинать с однородных предметов, что позволит задействовать зрительную и тактильную память.

Художественные навыки

При помощи разнообразных раскрасок для детей 7 лет можно развить у них способности художника. Многие дети любят заниматься рисованием. Для этого они пользуются карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой с красками (акварель, гуашь).

При раскраске черно-белой картинки малыш уже знает, что не следует выступать за обозначенные контуры, иначе результате будет испорчен. При этом каждому элементу он способен правильно подобрать цвета:

  • Трава зеленая.
  • Солнце желтое.
  • Небо синее.
  • Облака белые.

В большинстве случаев готовые раскраски для детей 7 лет сделаны грамотно и вполне соответствуют действительности.

Подготовка к наукам

Конечно, на протяжении всей школьной жизни ребенок получит знания по многим предметам, но лучше подготовить его к ним заранее. В таком случае ребенок впоследствии будет легче воспринимать географию, историю, геометрию, биологию, физику. Но в домашних условиях обучение должно проходить так, чтобы заинтересовать малыша, а не заставить его запоминать какие-либо научные постулаты.

Ребенок должен знать названия материков, океанов и ряд столиц стран мира. Он должен понимать, что такое растения и знать названия многих животных. Ему следует доходчиво объяснить, почему бывает день и ночь, зима и лето.

Загадки для детей 7 лет - полезно, увлекательно, весело

Их пользу не стоит недооценивать. Что такое загадка? Это народная мудрость, которая впитывается всеми с самого детства. Такие игры способствуют развитию у ребенка фантазии, мышления, логики. Задумываясь над каждым ответом, он приобретает навыки в построении причинно-следственных связей, которые весьма ценны.

Для каждого ребенка уметь соотносить, сопоставлять и делать выводы очень важно. Взрослым кажется элементарной такая загадка: «зеленый с пупырышками, растет на грядке, приятен на вкус и хрустит». Разумеется, это огурец. Однако для ребенка все так очевидно, поскольку зелеными бывают воздушные шарики, трава, листва, а на грядке могут расти кабачки, морковка, репка.

Помимо этого, позволяют тренировать память. В следующий раз, услышав вновь знакомую задачку, ребенок без колебаний скажет ответ, даже не дослушав ее до конца.

В кругу семьи

Когда малыш подрос и уже готов сесть за школьную парту, многие родители практически полностью вверяют своего ребенка педагогам. Но правильно ли так поступать? Есть несколько игр, которые помогут проводить детям время со своими родителями:

  • Кормушка для птичек. Данное мероприятие больше всего подойдет сыну с отцом. Используя подручные материалы нужно соорудить кормушку, которую потом повесить на дерево. Разумеется, в этом должны принимать участие оба, а не кто-то один из них. Благодаря такой совместной работе ребенок получит полезные навыки, определенные знания.
  • Гербарий. Этим он будет заниматься и в школе, но с мамой будет куда приятнее и веселее.Кроме того, пользу принесет и прогулка на свежем воздухе, и познавательная беседа, и времяпровождение в компании близкого человека.
  • Сочинение сказок. Это увлекательное занятие для детей 7 лет обогатит их словарный запас, научит связывать свои мысли в логическую цепочку. Смысл игры в следующем - хотя бы раз в неделю (пусть это будет воскресный выходной) все семья собирается и начинает сочинять какую-нибудь историю. Для создания персонажей можно делать вырезки из журналов. При этом режиссером будет сам малыш. Беря каждое изображение, он должен связать их между собой логически, чтобы создавалось единое повествование смыслового содержания.

Несмотря на то, что многие дети в возрасте семи лет уже ощущают себя взрослыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке.

Необходимость прописей

Многие родители думают, что не нужно учить ребенка письму, поскольку он идет в школу, где его всему научат. Однако очень важно подготовить руку малыша к этому занятию. На помощь приходят прописи для детей 7 лет. Их можно найти практически в любом канцелярском магазине.

Существует несколько разновидностей прописей:

  • Развивающие.
  • Логические.
  • Математические.
  • Для обучения письму.

Развивающие прописи позволяют ознакомить ребенка, как правильно держать ручку, карандаш или фломастер. Он научится проводить прямые и изогнутые линии, не отрывая пишущего инструмента от бумаги.

При помощи логических пособий можно понять, какого предмета не хватает в определенной последовательности. Также ребенок научится не просто обводить узор, но и дополнить его недостающей частью. Другое упражнение - обвести несколько символов в ряду, а после этого в следующей строчке самостоятельно продолжить их воспроизведение, сохраняя смысл. Еще одно полезное занятие заключается в том, чтобы найти из предлагаемых объектов один лишний. Его следует закрасить или просто обвести.

Математические прописи также развивают полезные навыки. Ребенок научится писать цифры и математические знаки, рисовать геометрические фигуры и разделять их на части.

Прописи по письму научат ребенка воспроизводить на бумаге согласные и гласные буквы, а также составлять из них слова.

Ключевые моменты

Пройдемся теперь по некоторым ключевым моментам касательно того, что должен уметь ребенок в 7 лет:

  • Самоидентификация - в 7 лет ребенок четко должен понимать, как его зовут, включая фамилию, отчество, а также адрес проживания.
  • Семейное окружение - малыш должен осознавать всех членов семьи и знать все данные о них. То есть полные имена, фамилии, возраст.
  • Пространство - ребенку следует хорошо понимать, где именно располагается его дом, а также близлежащие магазины, улицы, чтобы легко найти путь к своему жилищу самостоятельно либо добраться транспортом.
  • Время - любой семилетний малыш должен четко понимать, что означают термин «часы». Многие дети умеют определять по ним время, например, один час, пять часов.
  • Финансовая сторона - в нашем современном обществе эти сведения очень важны. Многие дети прекрасно могут обращаться с деньгами, но личную кредитную карточку доверять семилетнему малышу не стоит.
  • Электронные гаджеты - в настоящее время большинство детей в этом возрасте превосходно владеют как компьютерами, так и смартфонами. Однако не стоит давать им дорогостоящие аппараты в школу.
  • Отличие хорошего поведения от плохого - дети в 7 лет уже знают об элементарных правилах поведения и безопасности в обществе. Однако знаний по части отношений с учителями и школьными сотоварищами у него пока еще маловато.

Что должен уметь ребенок в 7 лет? Многие знания должны давать ребенку именно родители. Дети - народец шустрый. Если папа и мама не отвечают на вопросы своего малыша, интересующую их информацию он может почерпнуть из других источников, которые не всегда являются приемлемыми. Именно поэтому среди подростков развивается хулиганство, вымогательство, неуважение к старшим и прочие факторы асоциального поведения.

Поэтому, начиная с этого возраста, необходимо привить к ребенку чувство ответственности, уважения к тем, кто старше тебя, общительности. Также он должен избегать агрессивного поведения по отношению к окружающим и стараться контактировать со сверстниками. Также важно научить ребенка постоять за себя и при необходимости защитить того, кто слабее его.

В этой статье вы узнаете, что делать если ребенок не слушается. Скорее всего, ответы на этот вопрос вам на понравятся. Но следование предложенным рекомендациям приведет к самым лучшим последствиям — ваш ребенок, повзрослев, станет успешным и счастливым человеком, а вас всю жизнь будет благодарить за то, что вы воспитали его именно так.
Как вырастить из ребенка личность, при этом сохранив гармонию в отношениях с ним – читайте в этой статье. А также почему капризы ведут к лучшей жизни, чем воспитание отличается от манипулирования и почему ребенку лучше не знать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Что делать если ребенок не слушается – 7 простых правил

Посмотрите на окружающих вас взрослых людей. Среди них есть те, кто работает на средней работе со стабильной зарплатой, не выделяется в обществе, с незаурядной внешностью и незапоминающимся внешним видом. А есть и такие, кто стильно одевается, много зарабатывает, занимается собственным делом, яркие, харизматичные, уверенные в себе. Так вот, первые в детстве были послушными, хорошими девочками и мальчиками. А вторые не слушались своих родителей, и скорее всего, их родители были этому только рады. Большинство детей, вырастая, превращаются в серую массу потому, что общепринятый подход к воспитанию сводится к послушанию. Почему этот подход в корне не верен и как нужно действовать на самом деле – читайте в семи правилах личностного воспитания:

Правило #1: Откажитесь от авторитарного режима

Главная задача воспитания заключается в том, чтобы вырастить человека, который будет уметь брать на себя ответственность, будет способен к самостоятельной жизни. Но почему-то многие родители считают, что основная задача воспитания – привить ребенку «хорошие» качества и задавить «плохие». При этом какие качества хорошие, а какие – плохие, они определяют интуитивно, на основе того, как их самих воспитывали родители.

Но задумайтесь над тем, являетесь ли вы на сто процентов гармоничной личностью? Все ли сферы вашей жизни благополучны? Если нет, то почему вы считаете, что ваше видение плохого и хорошего поможет ребенку стать счастливым человеком?

Правило первое гласит – перестаньте считать себя правым во всем. Ваша воля не должна быть для ребенка единственно верной. Если вы хотите вырастить из него личность, которая сможет отвечать за себя сама, прекратите навязывать ему свои «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно».

Правило #2: Давайте увидеть причину и следствие

Всегда аргументируйте свою позицию. Ребенок имеет право видеть во всех ваших «можно» и «нельзя» причинно-следственную связь. Так вы научите его принимать решения самостоятельно. Он будет понимать «если я сделаю так, то будет это…» и на этой основе будет учиться осознанно принимать решения. Если объяснять все ребенку аргументированно и доходчиво, то у него не будет оставаться недопонимания. Он не будет пытаться проверить правдивость ваших суждений. А если вы будете общаться с ним при помощи аргументов: «потому что я так сказала» или «нельзя, потому что нельзя», то оставите у ребенка недопонимание и сами в итоге будете виноваты в том, что он не послушается вас. Ведь ребенок – существо любопытное, ему всегда хочется докопаться до истины. Не вините его в этом.


В случае, если вы не будете объяснять ребенку причинно-следственные связи, может случиться страшная беда. Он усвоит ваши суждения, и у него заблокируется нравственная область. Он бездумно будет воспроизводить вашу родительскую программу, вместо того чтобы основываться на собственных суждениях и мотивах.
Например, вы вбили ребенку мысль, что деньги – это плохо. Богатые люди=плохие люди. И не аргументировали эту мысль, просто высказывая ее без объяснений. Став взрослым человеком, ваш ребенок будет бедным. И скорее всего, он будет не в состоянии понять почему. Он просто примет вашу программу и будет прилежно пытаться всю жизнь быть «хорошим». По вашему мнению. А если бы вы объясняли тогда ребенку, почему у вас сложилось такое мнение на этот счет, то он имел бы возможность еще в детстве сложить свое собственное мнение об этом.
Итак, правило второе – объясняйте ребенку причины и следствия, и тогда он, пропуская это через собственную призму, будет иметь возможность выбирать – прислушиваться к вам или аргументированно поступить по-своему.

Правило #3: Учите принимать неизбежные обстоятельства

Разумеется, есть вещи, которые являются необходимыми, например, поход к врачу. В необходимостях тоже большая польза для ребенка. На них он будет учиться тому, что некоторые обстоятельства нужно безусловно принимать, и с этим ничего не поделаешь. В таких случаях также необходимо объяснять ребенку, почему это необходимо, выстраивать для него причинно-следственную связь, вместо того чтобы просто заставлять и говорить «надо».

Правило #4: Капризы – это хорошо

Если ваш ребенок долго выбирает на какой стул ему сесть, какую одежду надеть, брюки какого цвета лучше купить – это прекрасно. Вам достался ребенок, который потенциально может добиться больших успехов в жизни. Поэтому забудьте о таких словах, как «ешь что дают» или «я думаю, тебе вот это больше подойдет» и предоставьте ребенку свободу выбора. В отсутствие этой свободы у ребенка может сформироваться .


Во взрослой жизни успехов добивается только тот, кто недоволен существующим положением вещей и многого хочет. Поэтому, позволяя ребенку иногда капризничать и выбирать то, что ему по душе, вы тем самым растите в нем успешную и уверенную в себе личность.

Посмотрите вокруг — успеха добиваются только уверенные в себе люди. Уверенность — это ключ ко всему. Человек может не обладать талантами, быть неграмотным, необразованным. Но если он будет уверенным, все трудности будут ему нипочем — он добьется больших высот во что бы то ни стало, несмотря на отсутствие талантов, образования или привлекательной внешности. Поэтому взращивайте в ребенке уверенность, не подавляйте ее.

О том, как у ребенка формируется низкая и высокая самооценка, уверенность и неуверенность, читайте .

Правило #5: Уважайте своего ребенка

Многие родители жалуются на то, что ребенок их не уважает. Но при этом они даже и не думали прививать ему это уважение. Большинство родителей думает, что ребенок должен уважать их просто по факту того, что они – его родители. Они его воспитывают, содержат, а значит, он должен их уважать. Но это так не работает.

Если вы будете самоутверждаться перед ребенком, вести себя так, как будто ваше слово – закон, не ждите от него уважения. Он будет вести себя либо так же, как вы, либо еще хуже.
Единственный способ привить ребенку уважение к другим – уважать его самого. Только уважение к ребенку рождает в нем ответное уважение к вам. Если мы, напротив, не уважаем мнение ребенка, его выбор и решения – он научится также относиться, прежде всего, к себе, а потом и ко всем окружающим.
Пока ребенок маленький, вы можете не заметить, как на нем сказывается ваше неуважение к нему. Но как только он подрастет, вы почувствуете на себе ответное неуважение с лихвой.

Правило #6: Побуждайте к принятию решений

Вы начинаете общаться с ребенком буквально с пеленок. Уже в это время можно и нужно считаться с его мнением. Даже если он еще не разговаривает, он может подавать сигналы. А вы побуждайте его к принятию решений. Он должен знать, что у него всегда есть выбор. И тогда в любой момент жизни, что бы ему ни говорили, он не будет принимать это за чистую монету. Он будет знать, что всегда волен выбирать.


Как побуждать ребенка к принятию решений? Все время спрашивайте у него, чего он хочет. Хочет он сейчас есть или нет? Хочет он овсяную кашу или рисовую? Какую футболку ему купить, красную или зеленую?
При этом, как всегда, не забывайте о причинно-следственной связи: объясняйте ему последствия того или иного решения.
Предоставляя ребенку свободу выбора с самого раннего детства, вы рискуете вырастить самостоятельного, любящего себя и других, успешного, уверенного в себе человека.

Правило #7: Будьте на равных

Чего бы ребенок ни натворил, вы всегда можете поговорить с ним и договориться, вместо того, чтобы кричать и демонстрировать свое превосходство над ним. Ребенок отличается от взрослого только тем, что он не может нести за себя ответственность. Во всем остальном это такой же полноправный член общества, как и вы. Так относитесь к нему на равных, вместо того, чтобы смотреть сверху вниз.
Например, маленький ребенок разбил вазу. Он играл, не осознавая, что сделал что-то плохое. Авторитарный родитель сказал бы гневно: «Ты неряха! Ты поступил ужасно!» Такая позиция дает ребенку понять, кто тут главный, кто решает, кому нужно подчиняться.
Противоположная позиция – сказать спокойным голосом, что эта ваза – важная вещь для мамы. Мама ставит в нее цветы. Ваза вместе с цветами радуют глаз. Разбив вазу, ребенок сделал маме больно, это огорчило ее. Такая позиция формирует между родителем и ребенком отношения на равных, при этом ребенок усваивает и запоминает, что так делать нельзя.


Детям неведомо, что чувствуют другие, они не умеют ставить себя на место другого. Общаясь с ребенком на равных, объясняйте ему, что вы чувствуете в том или ином случае. Будьте терпеливы, подавайте пример, и постепенно ребенок научится вас понимать.

Воспитание построено на вере

Для четкого понимания того, что такое воспитание, я приведу цитату Эриха Фромма:

Психолог и философ Эрих Фромм говорит о том, что именно авторитарное воспитание является на самом деле не воспитанием, а манипулированием. Реальное воспитание развивает ребенка, дает ему возможность познавать новое, допускать ошибки и учиться на них. Манипулирование же, в отличие от воспитания, является своеобразным способом слепить из ребенка того, кем родители хотят его видеть.
Воспитание отличает от манипулирования наличие веры в ребенка, в его возможности и способности. Воспитывая ребенка, родители дают ему возможность совершать ошибки, делать опыты и изучать окружающий мир. Манипулирование – наоборот, задавливает в ребенке желание познавать новое из-за постоянных «нельзя», «неправильно» и «плохо».
Научитесь отличать эти два понятия и начните воспитывать ребенка в отсутствие манипуляций. Давайте ему свободу, не лишайте его выбора. И тогда из него вырастет личность. Он все равно никогда не получится таким, каким бы вы хотели его видеть. Ведь он – другой человек, у него другое восприятие мира, отличное от вашего.
Он родился не для вас, а для самого себя. Это отдельная личность, которой вы просто помогаете выйти в мир. Поэтому вместо того, чтобы пытаться слепить из своего ребенка желанную вам фигуру, дайте ему все возможности для того, чтобы слепить себя самому.

Заключение

Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что делать если ребенок не слушается. Данные правила придумала не я, они давно развиваются в психологии и постепенно входят в обиход. Но к сожалению, для многих эти правила до сих пор неприемлемы из-за авторитарного воспитания родителей, бабушек, прабабушек. Слишком сильно в нас вросло корнями негуманное воспитание. Но задумайтесь, считаете ли вы, что у вас было счастливое детство? Что вас воспитывали правильно? Если нет, то это значит, что вам нужно изменить привычную схему общения с ребенком.

Собрав все мысли этой статьи воедино, можно сделать вывод, что нет ничего хорошего, если малыш слушается вас. Чаще всего это значит, что он чего-то боится или по какой-то причине потерял интерес, любопытство к познанию мира. А если он не слушается – это прекрасно! Ведь это значит, что у него уже есть свое мнение, он знает, чего хочет. А еще он не боится вас – и это тоже хорошо. Он не считает вас властным, злым родителем, а значит, доверяет вам.

Начните уважать своего ребенка, побуждайте его к принятию решений, давайте увидеть причину и следствие, будьте с ним на равных, верьте в него! И тогда он вырастет в способного, ответственного, самостоятельного, уверенного в себе и, главное, счастливого человека!

И не забудьте скачать мою книгу «Как полюбить себя» . В ней я делюсь самыми эффективными приемами, при помощи которых я сама когда-то подняла свою самооценку, стала уверенной и полюбила себя. Эта книга станет вашим личным помощником на пути к любви и уверенности в себе. Уверенный и любящий себя родитель = уверенный и любящий себя ребенок.

Если вам нужна индивидуальная помощь в вопросах воспитания, вы можете записаться ко мне на психологическую . Я помогу вам стать эффективным родителем. Ребенок не только скажет вам спасибо, когда вырастет, но и станет гармоничной, зрелой и счастливой личностью.

Записаться ко мне на консультацию можно через вконтакте , инстаграм или . Ознакомиться со стоимостью услуг и схемой работы можно .

Подписывайтесь на мой Инстаграм и YouTube канал. Там много полезностей!

Верьте в безграничные возможности вашего ребенка!
Ваш психолог Лара Литвинова