Как сделать себя умным за 1 ночь. Если нужно активизировать работу мозга. Научитесь играть в шахматы

Бывают ситуации, когда совершенно непонятно, о чем говорят другие люди, или невозможно решить какую-либо задачу или проблему, или сложно найти хороший и правильный ответ на вопрос. В общем, так или иначе, выйти из затруднения. В этот момент возникает вопрос: «Как стать умным?» За 5 минут, конечно, сложно достигнуть значительных результатов, если речь идет о работе мозга и развитии интеллекта. Однако, если регулярно заниматься, то эффект будет весьма заметным.

Работу по повышению интеллекта, развитию памяти и концентрации, повышению и увеличению скорости работы можно разбить на несколько направлений. Регулярные занятия помогут с ответом на вопрос о том, за 5 минут в день.

Самообразование


Тренировка мозга

Регулярные упражнения, решение нестандартных и значительно повышают уровень интеллекта. Как? Стать умным человеком, равно как и сильным, можно только при регулярной тренировке.

Творчество

Творческие люди мыслят нестандартно, находят несколько решений одной и той же задачи, умеют взглянуть на проблему с разных точек зрения. Поэтому стоит приобщиться к миру прекрасного. Можно заняться рисованием или художественной фотографией. Также хорошим способом для развития творческого начала будет написание стихов или буриме.

Различные ремесленные занятия также будут весьма полезны, т.к. развивают мелкую моторику, успокаивают и учат сосредотачиваться.

Развитие памяти

Умение быстро и надолго запоминать большое количество информации очень актуально в современном мире. Так как стать умным человеком можно, только обладая энциклопедическими знаниями. Существуют различные способы развития памяти, придумано множество методик. Можно воспользоваться одной из них. Также весьма полезно будет заучивать стихи, играть в игры на запоминание расположения предметов и вещей, повторять друг за другом длинные фразы и т.д. Существует огромное количество игр, направленных на развитие памяти. В них можно играть вместе с детьми, например. Полезно будет и для детей, и для родителей. Впоследствии это снимет вопрос о том, как стать умной девочкой или мальчиком.

Новые впечатления

Смена обстановки позволит расслабиться и расширит кругозор. Мозг начнет работать совсем по-другому.

  • За новыми впечатлениями можно отправиться в путешествие. Можно съездить за границу или в другой регион страны.
  • Ничто так не обогащает внутренний мир, как общение с различными людьми. Также это учит быть хорошим собеседником.
  • Нужно уметь слушать собеседников и не стесняться задавать вопросы.

Полезные привычки

Этому пункту следует уделить особенное внимание, так как стать самым умным можно только при хорошей самоорганизации.


Если нужно активизировать работу мозга

Бывают случаи, когда нужно быстро собраться. В этих случаях очень актуален вопрос о том, как стать умным за 5 минут, как разогнать свой мозг и заставить его работать. Несколько нехитрых приемов помогут в этом. Большей частью они направленна повышение уровня концентрации.

  • Жевательная резинка стимулирует приток крови к голове, поэтому ум начинает работать более активно. Действует практически мгновенно, но и эффект быстро проходит - примерно за 20 минут.
  • Кофе и пончик или шоколад позволят взбодриться и сконцентрироваться на решении проблемы.
  • Энергетические напитки благодаря своему составу способны прогнать сонливость и усталость. Однако они могут быть вредны, поэтому злоупотреблять химией не стоит.
  • Запах розмаринового масла повышает концентрацию.
  • При решении сложных и творческих задач рекомендуется принимать горизонтальное положение, т.к. эта поза обладает расслабляющим эффектом. Это, в свою очередь, повышает уровень креативности, что и позволяет достигнуть результата.
  • Размышления вслух стимулируют подвижный интеллект.
  • При решении проблемы желательно что-либо чертить или рисовать, т.к. это позволит лучше сконцентрироваться.

В заключение

Конечно, на вопрос: «Как стать умным за 5 минут?» сложно ответить однозначно, т.к. это комплексное понятие. Следовательно, и работать нужно по многим направлениям. Однако не стоит относиться к занятиям слишком серьезно, т.к. многие из перечисленных способов носят игровой характер. Самое главное - использовать все полученные знания и приобретенные навыки, только тогда будет практическая поза от всех упражнений, а время не окажется потраченным впустую.

В эпоху развитых технологий и Интернета все большую значимость имеет умственное развитие людей. «Brainy is the new sexy », то есть «Ум – это сексуально», говорят нам с экранов. Поэтому закономерно возникает вопрос: как повысить свой уровень интеллекта? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Как стать умным человеком?

Сначала стоит определиться, что включает в себя понятие «ум». Обычно выделяют следующие компоненты интеллекта:

  • Потенциал при рождении, то есть врожденные способности;
  • Память мышечная, зрительная, обонятельная, осязательная и когнитивная;
  • Логическое и творческое мышление;
  • Подвижность ума;
  • Скорость реакции.

На все из этих частей, кроме наследственных данных, можно и нужно влиять в течение жизни. Наш мозг напоминает мышцу, он требует постоянной тренировки и увеличения нагрузки для того, чтобы сохранить свою функциональность надолго.

Какие важные доли мозга нужно знать, чтобы понимать, как он работает:

  1. Лобная – отвечает за умение человека дисциплинировать себя и концентрировать внимание.
  2. Извилина Брока является двигательным центром речи.
  3. Височная – хранит в себе слуховую память.
  4. Теменная – это центр тактильных ощущений, помогает понимать слова и формулировать мысли.
  5. Поле Верника интерпретирует речь, воспринятую аудиально.
  6. Затылочная – играет роль зрительного центра восприятия мира.
  7. Мозжечок способствует поддержанию равновесия, координация движений и хранит мышечную память.

Узнав, как функционирует важнейший когнитивный орган в теле, вы увидите пути развития.

В этом видео будет задано 10 вопросов, по результатам ответов на которые вы сможете оценить свои умственные способности:

Еда и образ жизни гения

Мозг человека потребляет 20% от всей необходимой в день энергии. Поэтому образ жизни, конечно же, имеет значение для вашего ума. Топ 5 советов о том, как наладить ежедневную работу мозга:

  1. Оптимальный режим сна – 6-8 часов в сутки. Мозг в это время не получает новые впечатления, а систематизирует и перерабатывает уже полученную информацию.
  2. Регулярные аэробные занятия. Во время активности на свежем воздухе вы вдыхаете повышенное количество кислорода и этим насыщаете не только мышцы, но и мозг, предотвращаете кислородное голодание.
  3. Добавьте в рацион продукты, улучшающие когнитивные функции.
  4. Откажитесь от курения, поскольку никотин вызывает сужение сосудов, и голова недополучает необходимого вещества.
  5. Больше читайте – это расширяет эрудицию, увеличивает запас активной лексики.

Чтобы мозг работал как часы, обратите внимание на получаемые с едой микроэлементы. Список полезных веществ и где их искать:

  • Йод, омега-3, витамин В12 – в рыбе, особенно много в семге;
  • Лютеин – в зеленых растениях, таких как шпинат и руккола;
  • Цинк – в семенах тыквы, морской капусте;
  • Флавониды – в горьком шоколаде;
  • Катехины и кофеин – в зеленом чае, кофе;
  • Антиоксиданты – в яблоках;
  • Витамин В4 – в яйцах.

Изменив несколько привычек на полезные, вы почувствуете себя легче, думать станет проще и быстрее.

Как стать умной девушкой?

Помимо сбалансированного питания и регулярной смены отдыха активностью, мозг требует тренировки. Лучшими вариантами нагрузки считают:

  • Интеллектуальные игры, например, судоку, го, шахматы, кроссворды;
  • Логические и абстрактные задачи, загадки, головоломки;
  • Чтение статей, книг, получение новой информации;
  • Расширение словарного запаса за счет общения с новыми людьми, просмотра фильмов и передач;
  • Контакт с иностранными языками, запоминание оборотов и выражений;
  • Ведение личных записей, блога, дневника, формулирование мыслей в письменном виде;
  • Заучивание стихов, песен.

Каждая тренировка направлена на развитие разных когнитивных навыков: игры способствуют скорости реакции и логическим просчетам, чтение раздвигает рамки мышления, иностранные языки и стихи улучшают память.

Начните с того аспекта, который кажется вам более важным и требующим тренировки. Постоянные занятия не заставят результат долго ждать.

Книги, повышающие интеллект

  1. Обратиться к классике, как своей культуры, так и зарубежной. Недаром лишь часть произведений остается в памяти поколений надолго;
  2. Ознакомиться с новинками научно-популярной литературы, а также познавательными статьями. Вы будете в курсе изобретений и концепций последних лет;
  3. Проникнуться трудами по философии, почитать критику и комментарии к ним; Размышления других людей стимулируют критическое мышление;
  4. Полистать автобиографии великих и успешных людей. Вы, по сути, увидите, как думал и излагал идеи человек, добившийся своих целей;
  5. Разобраться в психологических теориях. Когда размышляешь о том, как устроена психика человека и как работает мозг, учишься применять эти знания на практике;
  6. Изучить справочники и энциклопедии. Большое количество новых фактов расширит ваш кругозор.

Сайты и приложения для развития мозга

Тренировать ум можно не только книгами, но и при помощи современных технологий. Интернет дает доступ к банкам данных со всего мира. Условно все полезные ресурсы можно разделить на две части:

  1. Образовательные проекты. Университеты с мировым именем, такие как Массачусетский Технологический Институт, Гарвард, Оксфорд, МГУ, Высшая Школа Экономики, выкладывают в общий доступ материалы по своим учебным программам. Каждый желающий может изучить лекции, ответить на вопросы семинаров, написать эссе на предложенные темы.
  2. Сайты, специализирующиеся на тренировке ума, например Викиум или braintraning . Подобные ресурсы в виде рассылки дают людям доступ к упражнениям на разные области мозга. Опираясь на показатели статистики, программа сама определяет, что нужно развивать и какие задания лучше подойдут. Человек сам настраивает регулярность занятий под себя.

Ум человека – инструмент, который требует постоянной тренировки. Для людей любого возраста полезно знать, как стать более умным, как повысить свой уровень интеллекта. Если подойти к вопросу комплексно, вы сохраните бодрость не только тела, но и ума на долгие годы и будете чувствовать себя на одной волне с жизнью.

Видео-тест: соответствует ли ваш возраст вашему интеллекту

Пройдя данный тест вы узнаете, насколько ваш уровень интеллекта соответствует вашему возрасту:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!

Плиний Младший

Если человек хочет стать умнее, то у этого желания всегда есть две основные причины. Первая – необходимость в подобном самосовершенствовании, когда человек не просто понимает, но и чувствует, что для решения каких-то насущных проблем/задач и/или для достижения определенных результатов, ему необходимо научиться чему-то новому, что-то понять, осознать или прийти с помощью размышлений к новым знаниям. А вторая – интерес к этому процессу, когда человеку просто нравится развиваться и совершенствоваться, потому что он получает от этого удовольствие. Какой бы не была именно ваша, уважаемые читатели, мотивация в этом деле, я очень надеюсь, что она поможет вам принять и применить ту информацию, которой я с вами поделюсь в этой статье. А расскажу я вам преимущественно о психологической стороне этого вопроса, благодаря чему вы сможете найти наиболее эффективные и удобные для вас способы развития ваших умственных способностей, и главное, сумеете их реализовать. Именно с реализацией я вам больше всего помогу, рассказав не просто о том, как стать умнее, но и о том, как взять и сделать это.

Для начала, замечу, что мы с вами будем говорить не о том, как стать умным, а о том, как стать умнее, то есть о том, как превзойти самого себя нынешнего. Не имеет значения, считаете вы себя сейчас умным или нет, в конце концов, все мы по-своему умны и в то же время каждый из нас может быть глупцом в тех или иных вопросах и ситуациях. Если вы хотите большего и лучшего, вам надо двигаться дальше в своем развитии. Поэтому не думайте о том, что вы уже знаете или умеете, забудьте о своих прошлых достижениях и откройтесь для новой информации. Освободите свою чашу знаний от излишков в виде уверенности в том, что вам больше нечему учиться. Учиться всегда есть чему.

Есть общеизвестные способы, помогающие стать умнее – это чтение хороших книг, общение с умными людьми, решение различных задач и задачек. Все эти вещи способствуют развитию ума, потому что напрягают его, заставляют работать, дают ему новые знания. Но есть и другие, более, скажем так, точечные подходы к этому процессу и менее известные. Вот о них мы с вами и поговорим. Если в общих чертах объяснять решение этой задачи, то все, что вам нужно – это получать новые знания и развивать свое мышление. Тогда вы точно станете умнее. Но чтобы это сделать быстрее и эффективнее, преодолевая различные психологические ловушки, нужно знать о важных деталях этой работы.

Отношение к себе

Так уж устроена наша психика, что чем меньше мы всего знаем и чем больше совершаем ошибок в жизни, тем сильнее нам хочется думать о себе хорошо, чтобы компенсировать понесенный психологический ущерб. За это отвечает наше Эго или, говоря иначе, наше Я. Именно оно защищает нашу психику от негативных мыслей о себе, которые неизбежно возникают в тех случаях, когда мы чувствуем, что совершили или совершаем глупость, что наших знаний недостаточно для решения каких-то вопросов, что мы глупее других людей в тех или иных делах и так далее. Вот тут наше Эго и вступается за нашу личность, внушая нам, что мы умные, что все мы делаем правильно, а в наших неудачах виноваты другие люди или обстоятельства и тому подобные защитные, но вместе с тем и вредные для нашего развития мысли. И пока это отношение человека к самому себе не изменится, пока он не захочет узнать правду о себе [ту правду, которая указывает на его слабости, недостатки, ошибки], он не сможет провести необходимую работу над собой, чтобы стать умнее.

Я бы мог вам посоветовать всегда считать себя глупым невеждой, чтобы вы испытывали умеренную неудовлетворенность своими умственными способностями и из-за этого постоянно искали способы узнать что-то новое, стремились развить свое мышление, чтобы стать умнее. Это такой, простой, грубый и вполне понятный для всех совет. В конце концов, какая вам разница, какой вы на самом деле человек, глупый или умный, если вам все равно нужно развивать свой ум? Думать в таком случае необходимо о своих недостатках и слабостях, чтобы благодаря неудовлетворенности собой иметь мотивацию к развитию. Но я понимаю, что для людей со слабым характером такой совет вреден, ибо их негативное мнение о самих себе пробудит в них не желание узнать что-то новое и развить свое мышление, а депрессию и апатию. Поэтому таким людям остается только уповать на помощь других людей, прежде всего грамотных учителей, наставников, психологов, которые аккуратно побудят их к посильной для них работе над собой, не позволяя им испытывать блокирующий всякую активность дискомфорт от низкой самооценки и неуверенности в себе. Для указанных специалистов – это очень тонкая работа с людьми. А для тех, кто понимает, что нуждается в такой помощи – это самое разумное решение.

Тут надо понимать, что это самая настоящая психологическая ловушка для людей со слабым характером, вероятно, обусловленная законами эволюции, преследующими цель естественного отбора. Поэтому фактом является то, что чем человек глупее, тем более умным он себя выставляет, прежде всего в своих собственных глазах, тем самым лишая себя возможности усовершенствовать свои умственные способности. Именно поэтому он и не хочет становиться умнее, так как это желание наталкивает его на травмирующие психику мысли о том, что сейчас, в настоящий момент он недостаточно умен. А ему так думать не хочется. Он скорее ищет подтверждение тому, что он умный, когда общается с кем-то на эту тему или пытается работать над собой [именно пытается, а не работает]. Например, желая заняться развитием мышления, человек ищет доказательство того, что оно у него и так уже хорошо развито, поэтому ему нужны легкие задания, которые он уверенно решит, а не такие, которые выявят его недостатки и слабости. А это не развитие ума, это самообман. Вот почему такие люди часто нуждаются в помощи со стороны, в так сказать, сильной руке, которая будет заставлять их или грамотно мотивировать, что гораздо лучше, работать над собой. У большинства из них, повторю, слабый характер и правду о себе они знать не хотят, ту правду, которая их подавляет. А давить на них точно не нужно, ибо из-за этого они станут еще более подавленными и апатичными, а не мотивированными к работе над своими умственными способностями. Вот такая закономерность существует в этом мире. Может она и не абсолютная, но часто встречающаяся.

Окружение

Наше окружение, как вы наверняка знаете, играет огромную роль в нашем развитии. Оно либо способствует ему, либо наоборот мешает. Но я сейчас вам хочу рассказать не об этом общеизвестном факте, не о том, что вам нужно окружать себя умными людьми, чтобы самим стать умнее, а о том, почему люди этого часто не делают. Дело в том, что мы хотим считать себя умнее других и поэтому часто осознанно или нет, окружаем себя теми, кто либо во многом похож на нас, прежде всего по уровню умственного развития, либо уступает нам в этом компоненте. А вот находиться среди более умных представителей человеческого рода, большинство людей не очень любят. Ведь это совсем не комфортно и не приятно, когда ты видишь и чувствуешь, что другой человек, другие люди, знают, понимают, умеют больше тебя. Гораздо приятнее и веселее находиться рядом с теми, кто равен тебе по умственным показателям и с кем ты можешь быть самим собой. В итоге, из-за такой вот тяги к психологическому комфорту человек лишает себя возможности чему-то научиться у более умных людей. Он их просто сторонится. Хотя если вдуматься, то повода для дискомфорта в большинстве случаев нет, просто наше Эго неверно интерпретирует ситуацию, когда рядом с нами находится умный человек. Оно делит людей на умных и глупых, обобщая их способности и сравнивает нас с ними. Этот человек умнее нас, а тот глупее, с этим можно блеснуть своим умом, а с тем нет. В действительности такое сравнение некорректно. Оно слишком грубое и бесперспективное. Надо понимать, что даже очень умный человек может быть в чем-то невежественен, а очень глупый может что-то ценное знать. Все люди уникальны и каждый в чем-то хорош, и в чем-то плох. Поэтому нам не нужно себя с кем-то сравнивать, обобщая свои и чужие способности, нам нужно смотреть на отдельно взятые качества и навыки того или иного человека и думать, чему мы можем у него научиться.

Таким образом, думая о своей выгоде, о своих эгоистических интересах, можно забыть о том, что кто-то глупее или умнее нас и чувствовать себя комфортно с любым человеком, любыми людьми. Всегда в этом мире будет существовать кто-то, кто глупее нас, по крайней мере в каких-то определенных вопросах, и будут такие люди, которые, опять-таки, в чем-то будут нас превосходить. И смысл в том, чтобы не сравнивать себя с другими людьми по такой вот грубой схеме – глупее или умнее меня, а стараться найти в каждом человеке ценные для вас знания и вытаскивать их из него.

Здесь есть еще один очень важный момент или лучше сказать подмомент, на который стоит обратить особое внимание. Желая чему-то научиться у других людей, вам необходимо стремиться к общению с теми из них, кто по своему мировоззрению сильно отличается от вас. Поэтому, то, что вы узнаете от них – должно вас, если уж не шокировать, хотя и такое допустимо, то по крайней мере удивлять и даже нервировать. Не нужны вам такие чужие мысли, которые всегда и во всем совпадают с вашими, как бы вам это ни было приятно. Вам нужны такие мысли, которые все переворачивают с ног на голову в вашем мозгу. Когда такое происходит, это означает, что вы выходите за пределы своих умственных границ, за пределы своего привычного восприятия. Это часто неприятная процедура, потому что она коверкает картину мира человека и люди часто нервничают, психуют, раздражаются, когда узнают что-то новое о том, о чем они, как им всегда казалось, знают все. Новая информация привносит в их представление о жизни некоторую неопределенность, непонятность, непредсказуемость, даже хаос, поэтому их это, в лучшем случае удивляет, а в худшем шокирует или сильно раздражает. Оно и понятно, ведь мозгу нужна определенность и стабильность, чтобы чувствовать себя спокойно, поэтому он держится за известные ему факты и не желает их пересматривать. Иначе придется подстраиваться под новую реальность, а это непростая работа. Но чтобы стать умнее, нужно иногда ломать старые представления о жизни и строить на их месте новые. Поэтому полезно испытать стресс, общаясь с такими людьми, которые рассказывают о тех или иных вещах такие истории, которые не сходятся с вашими историями о них. Глупые и слабые люди, сталкиваясь с такой непривычной для них информацией, начинают спорить, отрицать ее, критиковать, а умные, как минимум, принимают ее во внимание, зная о том, что сколько бы всего они ни знали, всегда будет что-то, чего они еще не знают, а как максимум, они добавляют эту информацию к уже имеющимся у них знаниям, расширяя или в некоторых местах изменяя свою картину мира. Вот так, через стресс и сопротивление новому мы идем к более совершенному состоянию.

Я почему называю этот момент/подмомент важным и требующим особого внимания? А потому что сам много раз сталкивался с непониманием со стороны некоторых людей и знаю, что многие из вас с этим тоже постоянно сталкиваются. Если ты мыслишь иначе, чем другие или знаешь о чем-то, о чем они не знают и своими знаниями рушишь их картину мира – это может привести к созданию между тобой и ними барьера непринятия и даже привести к серьезным разногласиям и конфликтам между вами. В таких случаях идет борьба между иллюзиями людей и суровой реальностью, которой они боятся. Так что вас могут не понимать не потому, что вы что-то плохо объясняете, а потому, что не хотят понять, потому что понимать вас страшно. Но самое для меня ужасное, это то, что я и сам раньше часто не понимал людей, которые думали не так как я и знали о тех или иных вещах что-то другое, отличное от того, что я о них знал. В итоге мои разговоры с людьми могли сводиться к обсуждению того, кто из нас глупее или умнее, а не к рассмотрению точек зрения друг друга. Мне стыдно за то, что я был таким человеком, мне неприятно вспоминать свою глупость и ограниченность. Я понимаю, что и сейчас во мне много недостатков, но тогда они были более вопиющими. Поэтому я на собственном опыте убедился, что для того, чтобы поумнеть, обязательно нужно прислушиваться ко всем людям и рассматривать самые разные точки зрения и мнения, включая те, которые сильно отличаются от нашего мнения и потому не нравятся нам. Подумайте и вы над такой жизненной позицией. Иначе о каком развитии ума может идти речь, если человек постоянно варится в одном и том же информационном бульоне с такими же как он людьми, которые подтверждают мнения друг друга, ради психологического комфорта, а не ставят их правильность под сомнение.

Знания

Знания, как и люди, тоже бывают разными, потому что исходят в основном от людей. Поэтому к ним, как и к людям, тоже следует относиться с большим вниманием и по возможности не предвзято. Нельзя принимать одни знания и критиковать другие только потому, что они вам не нравятся, преимущественно из-за того, что не совпадают с уже имеющимися у вас знаниями и установками или вашими желаниями. Мир устроен так, как он устроен и не под чьи фантазии он не подстраивается. А вот нам под многое в этом мире приходится подстраиваться и приспосабливаться. Поэтому к любым знаниям необходимо относиться с уважением. По моему мнению, умный человек – это такой человек, который не просто много всего знает, а умеет пользоваться своими знаниями и что особенно важно – он открыт для новых знаний, какими бы они ни были. Поэтому, независимо от того, что каждый из нас уже знает, всегда надо искать что-то новое, в том числе и в той области, в которой мы, как нам кажется, знаем многое или даже все.

Непредвзятое и уважительное отношение к любым знаниям – вот что важно выработать в себе в первую очередь. Используйте такой же подход, что и в общении с людьми – ищите такие знания, которые вам не нравятся, которые вызывают у вас дискомфорт. Они могут вас пугать, раздражать, удивлять, могут вызывать у вас отторжение, непринятие, возмущение, протест, насмешки и в этом будет заключаться их ценность. Они не такие, как вам хотелось бы, они не такие, к каким вы привыкли и они, эти знания, могут противоречить тому, что вы уже знаете. Но именно такие знания станут глотком свежего воздуха для вашего ума, именно они могут позволить ему проснуться и начать работать. Нельзя все время только и делать, что искать подтверждение правильности своих представлений об этом мире, читая, смотря, слушая только то, что находит отклик в вашей голове. Это ловушка для вашего ума, для вашего развития. И многие в нее попадают. Это мне нравится, это я считаю правильным, с этой информацией я согласен, она согласуется с тем, что я думаю, что я знаю, поэтому я ее приму, изучу и запомню. А вот это уже мне не нравится, это уже какая-то неправильная информация, так не должно быть, поэтому я буду ее критиковать, бороться с ней, или закроюсь от нее, спрячу голову в песок, лишь бы продолжать чувствовать себя комфортно. Можно еще сжечь на костре того, кто распространяет такую неприятную информацию, такие недостоверные с моей точки зрения знания. Знакомая позиция? Делает она человека умнее? То-то и оно.

Теперь, что касается источников знаний. В большинстве случаев люди стремятся получать знания из авторитетных и, следовательно, проверенных компетентными специалистами источников, чтобы быть уверенными в их высоком качестве. Я ничего не хочу сказать против такого подхода, он в целом верный, проверенный временем и опытом многих людей. Но хочу обратить ваше внимание на один, довольно интересный, с моей точки зрения, момент. Заключается он в том, что авторитетные источники информации могут довольно однобоко рассматривать тот или иной вопрос, вопросы, по причине, как правило, чьей-то заинтересованности в этой однобокости. К примеру, цензурируемые СМИ могут рассказывать о каком-то событии так, как это нужно контролирующим их людям. Или тот же учебник истории может представлять историю страны в выгодном для власти свете. Да любая книга, любой источник знаний, может представлять чьи-то интересы и из-за этого быть недостаточно объективным. От ошибок тоже никто не застрахован, даже самые авторитетные источники информации могут ошибаться. Плюс подача материала через тот или иной источник может быть такой, что не всякий человек разберется, что в нем написано или показано, рассказано. Поэтому я советую вам узнавать о чем-то из разных источников информации и чему-то учиться по разным учебным материалам. Не авторитетность источника информации должна быть в приоритете, а его понятность, открытость и подробность изложения материала. Умный человек сам должен все проверять, с помощью практики, логики, других примеров, а не просто доверять авторитетам. Ведь бывает такое, что человек может быть очень начитанным, многое знать, а объяснить свои знания не в состоянии. Это так, а не иначе, потому что такой-то авторитет так сказал – вот вам и все доказательства. Это не серьезная позиция. У авторитета могут быть разные причины что-то говорить и о чем-то умалчивать. Нельзя верить людям на слово, кем бы они ни были. Их надо проверять, сравнивать их мнение с мнением других, пусть даже и не очень авторитетных людей, но четко и ясно объясняющих свою позицию. К тому же, чем больше источников информации вы используете для изучения того или иного вопроса, тем шире будет ваш кругозор. Разные мнения сделают ваше собственное мнение более объективным, а разный способ подачи одного и того же материала позволит вам более детально и системно его изучить.

Еще одним важным моментом в получении знаний является понимание цели их получения. С одной стороны, чем больше всего вы знаете, тем умнее выглядите. Но с другой, все-то вы знать не можете, значит нужно стремиться узнавать прежде всего самые важные вещи, чтобы быть умным в том, что лучше всего скажется на вашей жизни. Люди ведь хотят стать умнее не просто так, а прежде всего или в том числе для того, чтобы превзойти других людей и на их фоне выглядеть лучше в различных делах. Это естественная конкуренция, борьба за выживание, желание побеждать и быть лучшим, чтобы иметь лучшее. Значит, надо умнеть с конкретной целью – кого-то в чем-то превзойти или сделать какое-то важное для вашей жизни дело, ну или дела. Тогда, вместо того, чтобы пихать в свою голову как можно больше всяких знаний, тратя на это уйму времени и сил, разумнее выбрать для себя что-то самое важное, какое-то наиболее продуктивное направление, которое будет ближе всего к вашей жизни, к удовлетворению вами своих потребностей, к решению важных для вас задач, к достижению своих целей. Быть умным, не значит обладать энциклопедическими знаниями, чтобы те же кроссворды разгадывать, такими знаниями сегодня никого особо не удивишь. Тот же интернет, к которому многие люди имеют доступ, все равно будет знать больше вас и его знания по многим вопросам будут более свежими и точными, чем ваши. Быть умным, а в нашем случае становиться умнее, значит расширять свои возможности и учиться делать такие дела, которые будут улучшать вашу жизнь.

Подумайте, если одной из целей в этом мире для нас является стремление завладеть необходимым для комфортной и безопасной жизни количеством ресурсов, то знания, которые вы получаете, должны отвечать прежде всего этой цели. Отношения с людьми тоже важны, потому что большинство своих потребностей мы удовлетворяем с их помощью. Следовательно, нужно получать знания прежде всего об этих вещах. Причем эти знания должны быть адекватны реальности, а не такие, которые учат нас тому, как надо и как должно быть, а не тому, как есть. Другие знания подождут. Мне вот все интересно, я всем интересуюсь, для всего открыт, но когда я испытываю дефицит времени, то все лишнее отсекаю и сосредотачиваюсь только на важных для моей текущей жизни вещах. В этом мире много умных людей, которые разбираются в различных сложных вещах, многое знают, но при этом не могут эффективно или вообще хоть как-то решить типичные житейские проблемы и задачи, важные прежде всего для их собственной жизни. Я не против порассуждать о высших материях, о возможных, но недоказанных вещах – инопланетянах, жизни после смерти, параллельных мирах и тому подобном, но только после того, как будут сделаны более важные дела. Иначе какой прок от большого ума, если он не позволяет даже самое необходимое для жизни получить и с самыми насущными проблемами разобраться.

Программа обучения

Вот этот момент, друзья, очень важен. Когда я сам его полностью осмыслил, то пришел в восторг от понимания того, как при определенном подходе к процессу получения знаний и развития мышления, можно превзойти многих умных и хорошо образованных людей. Сейчас я объясню вам смысл этого подхода. Где бы и чему бы вы ни учились, если те знания, которые вы получаете, будут получать и другие люди, точно таким же образом – то в какой-то степени вы будете развиваться с ними в равных условиях. То есть, общедоступная программа обучения готовит людей, специалистов, примерно одного уровня. Понятно, что одни люди талантливее других, что к обучению отношение у людей бывает разным, что помимо той программы, по которой человек обучается, он может по своему желанию и другие знания получать, и благодаря этому быть умнее в некоторых вещах. Но все равно, одинаковая для всех людей программа обучения, делает их в некоторой степени равными друг другу. По крайней мере те из них, кто старается учиться, получают примерно одинаковый уровень подготовки. Эти люди становятся умнее относительно самих же себя и относительно тех людей, которые обучаются по другим, менее эффективным программам или не учатся вовсе. Но в сравнении друг с другом, они будут примерно одинаковыми.

А чтобы стать умнее других, достаточно умных людей, которые получили или получают хорошее образование, чтобы суметь обойти их, превзойти, желательно развиваться по индивидуальной программе обучения. Она может быть основана на обучении по другим, специально подобранным для вас учебным материалам, которые вам нужно будет изучить в определенной последовательности, а также на грамотной подаче этих материалов и на работе с людьми, которые хорошо умеют объяснять, рассказывать и показывать, и что особенно важно – умеют мотивировать к учебе. Даже элементарная подборка книг для чтения может быть настолько уникальной и хорошо продуманной, что человек сможет научиться чему-то по ним гораздо быстрее и намного лучше, чем те люди, которые читают другие книги и в другой последовательности. Вы только представьте себе, можно такую программу обучения разработать, которая будет в разы эффективнее тех программ, которые применяются в самых лучших университетах мира. И вы можете стать умнее тех людей, которые платят большие деньги за свое образование. Но, повторю, это произойдет только в том случае, если вы сами или с чьей-то помощью сможете создать свою собственную, подстроенную под ваши умственные способности и базовые знания программу обучения. Это первый момент.

Второй момент – это поиск наиболее оптимального пути к желаемому результату. Он логически вытекает из первого момента. Всегда помните о том, что к одному и тому же результату можно прийти разными путями. Это касается многих дел, возможно, всех, и уж точно это касается обучения. Поэтому учебных программ может быть великое множество. Какие-то из них более эффективны, какие-то менее. Поэтому, если у вас не получается что-то освоить одним способом – ищите другой. Как получение знаний, так и развитие мышления, может включать в себя массу персонализированных моментов. Люди все разные, кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, кто-то лучше понимает одних учителей, кто-то других, у кого-то один способ восприятия информации развит лучше [визуальный, аудиальный, осязательный], у кого-то другой, отличий может быть очень много. И учитывая их, можно помочь любому человеку стать умнее в нужной ему области за относительно короткий срок. Представьте себе такую индивидуализированную программу, которая идеально будет подходить именно вам. Благодаря ей вы будете воспринимать знания и развивать свое мышление максимально легко и с большим интересом. Представьте, как быстро с ее помощью вы сможете научиться важным для вас вещам. И что не менее важно, она поможет вам получить конкурентное преимущество перед другими людьми, которые будут учиться по менее эффективным и общедоступным программам. А общедоступность снижает ценность любых знаний. Ведь чем большее количество людей будут уметь делать одни и те же вещи, тем ниже будет цениться их деятельность.

Поэтому мой совет вам будет таким: старайтесь чаще экспериментировать с программами обучения, ищите новые способы чему-то научиться и новые способы развить свое мышление. Не полагайтесь только на “дедовские методы” улучшения своих умственных способностей, ибо всегда можно найти что-то более совершенное и идеально подходящее именно вам. Идти по уже протоптанной кем-то дорожке, изучая что-либо, конечно, тоже правильно. Так можно сэкономить время. Но ее, эту дорожу, надо дополнять своими путями, чтобы к некоторым знаниям приходить быстрее других и лучше их понимать. Еще раз напомню вам, что для того, чтобы стать умнее других людей и превзойти их, нужно стараться находить новые идеи своего развития, чтобы делать что-то такое, чего другие люди не делают, когда занимаются своим развитием. В этом смысле самообразование может иметь огромное преимущество над стандартным образованием.

Желание меняться

Ну и последнее, что вам необходимо в себе развивать и постоянно поддерживать – это желание меняться. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вы хотите стать умнее, вы должны признать, что сейчас вы недостаточно умны и можете стать лучше, и такое состояние недостаточности будет всегда. В чем-то вы правы, в чем-то нет, что-то знаете, чего-то не знаете, какие вещи делаете хорошо, какие-то плохое – все это не имеет значения. Изменения вам все равно нужны, даже если у вас и так все хорошо. Придерживайтесь убеждения, что хорошее враг лучшего, а не наоборот.

Иногда человеку нужно перешагнуть через свою гордость, через свое Эго, чтобы признать свою неправоту в каком-то вопросе и в связи с этим принять новую точку зрения и благодаря ей измениться. Как это порой тяжело сделать, особенно тем людям, которые очень не любят быть неправыми. Но только признав свою неправоту в том, в чем вы на самом деле не правы, вы можете перейти на следующую ступень развития, открывшись новой позиции, новой точке зрения, новым знаниям. Ведь стать умнее, значит стать другим. А для этого нужно отказаться от себя нынешнего, от того, что вам нравится в себе и к чему вы привыкли. Нужно отказаться и от психологического комфорта, ибо именно он держит нас в ловушке собственной ограниченности. Человеку комфортно, когда он сам и другие люди считают его умным. А если вы умный, то зачем вам что-то в себе менять. Но когда кто-то тыкает человека носом в его грехи, ошибки и заблуждения, то сами знаете, какие чувства это вызывает. Как минимум обиду, а как максимум злость и ненависть. Да, это неприятно, иногда больно, иногда страшно, иногда это приводит человека в бешенство, но это путь к изменениям, которые сделают вас лучше, умнее. Те же ошибки нужны для того, чтобы на них учиться, мы все это знаем, но не всегда следуем этому правилу. Так что иногда надо выбирать между возможностью стать умнее и желанием находиться в комфортной психологической атмосфере. Противоположность комфорту – стресс. Изменение себя – это всегда стресс, в некоторых случаях умеренный, в некоторых изматывающий. И чтобы сознательно подвергать себя ему, необходимо иметь хорошую мотивацию.

Именно благодаря хорошей мотивации вы сможете последовать всем данным мною вам в этой статье советам. Именно мотивация поможет вам взять и сделать то, что мы с вами здесь обсудили, причем без всяких отлагательств, а прямо здесь и сейчас, используя все имеющиеся у вас ресурсы, прежде всего временные. И как я писал в самом начале статьи, если вы хотите стать умнее, то должны понимать, ради чего вам это нужно. Я скажу вам только то, что благодаря своему уму вы можете решить любые проблемы и задачи, понимаете, любые. Все ваши страхи, вся ваша боль, все ваши желания – зависят от вашего ума. Чем умнее вы будете, тем меньше в вашей жизни будет страхов, боли, страданий и тем больше будет радости, счастья и всевозможных благ. Можете в этом не сомневаться.

1. Больше читай

Чем сложнее и необычнее будут книги, тем лучше. Сложные конструкции, длинные, развернутые предложения, редкие слова, заумные статьи из нашего журнала и особенно стихи - самый настоящий «Растишка» для твоего мозга.

2. Барабань по столу

А еще лучше возьми за правило аккомпанировать услышанной музыке: на колене, крышке стола или свежекупленном тамтаме - не важно. Ладонями или палочками для еды. Нейро­биолог Анируд Патель из Сан-Диего считает, что чувство ритма играет важную роль в обучении. Ведь за него отвечают базальные ганглии – доли мозга, вовлеченные в моторные функции.

3. Слушай классическую музыку

Особенно Моцарта. В 1995-м психолог Френсис Раушер хитростью заманила в комнату тридцать крыс. Два месяца там периодически звучала Соната для двух фортепиано до мажор. После эксперимента выяснилось, что животные стали не только лучше танцевать, но и пробегать лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем другая группа крыс, живших эти два месяца в тишине.

4. Тренируй память

У лондонских таксистов, например, увеличен гиппокамп – часть мозга, отвечающая за эмоции и память. Чем ты хуже? ■ Помести в закладки сайт brainscale.ru . Там ты найдешь один из вариантов задачи «N назад», разработанной в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, развития рабочей памяти, логического мышления и способности к концент­рации внимания. Постарайся проходить тест ежедневно, выделяй на это несколько минут в начале дня и столько же в конце. Согласно исследованию, проведенному в 2008 году Сюзанной Йегги, регулярные тренировки в выполнении этой задачи способны значительно развить подвижный интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться. ■ Составив список продуктов, которые нужно купить, перечитай его несколько раз и постарайся запомнить не их названия, а свой будущий путь по разным отделам в магазине. Собрав все в тележку и стоя в очереди, попытайся в уме подсчитать общую сумму. Если она потом окажется верной, можешь купить себе в награду кустик шпината: он хорош для памяти.

■ Ежедневно выделяй полчаса на заучивание стихов. Последний раз ты занимался этим в детском саду, но все слова вылетели из твоей головы в тот момент, когда официальная часть праздника закончилась и гроб опустили в землю. Содержание стихотворений никакой роли не играет.

5. Выпей кофе

Кофеин стимулирует выброс нейромедиаторов дофамина и нор­адреналина – они помогают дольше оставаться в тонусе и сохранять концентрацию. Важно не переборщить: от очень большой дозы кофеина ты перевозбудишься и не сможешь мыслить рационально. Кофеин в дозах более 300 мг (четыре чашки натурального кофе) в сутки подарит состояние тревоги, головную боль, тремор, аритмию.

6. Альберт Эйнштейн

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с момента рождения и прекращаться только со смертью. Знать, где можно найти информацию и как ее использовать, – вот в чем заключается секрет успеха. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

7. Марк Порций Катон

Старший государственный деятель, писатель:
«Мудрый человек больше учится у дураков, чем дураки у мудрого».

8. Играй в шахматы, шашки и покер

Эти игры не только могут сделать тебя богаче, но и прекрасно развивают мышление. Если ты считаешь, что играешь в шахматы слишком хорошо, попробуй играть еще и на время, чтобы на принятие решения уходило не больше минуты.


9. Развивай свое численное чувство

Да-да, у тебя уже есть такое. Выуди из кармана горсть мелочи, мельком взгляни на нее и попробуй по памяти сосчитать общую сумму. Вероник Изгард, когнитивный психолог из Гарварда, выяснила, что за счет отвечают древние структуры мозга, возрастом что-то около квазилиона лет (такое число есть? У нас плохо с этим), но развиваться они могут на протяжении всей жизни. Чтобы проверить, насколько твое ЧЧ развито на данный момент, пройди короткий тест или масштабный тест , результаты которого даже сохранятся в анналах американского университета и помогут двинуть вперед науку. Ну а дальше - развивай ЧЧ. Самый простой способ - упаковывание вещей в сумку. Когда ты прикидываешь, как бы их лучше впихнуть, твой мозг решает сложнейшие задачи и тренируется.

10. Корми мозг правильно!

Особенно если до сих пор не можешь до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых тебе напоминает Facebook. ■ Грецкие орехи . Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день - и ты будешь обеспечен лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память. Еще орехи полезны, если ты вдруг живешь в условиях повышенной радиации. ■ Рыба . Немногословная и холодная, она богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будешь съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у тебя увеличится скорость реакции и ты снизишь риск развития болезни Альцгеймера. ■ Тыквенные семечки . Высыпь полстакана в карман пиджака и во время офисных скандалов улучшай память и заставляй мозг быстрее соображать. Все благодаря цинку. ■ Шпинат . Добавляй его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения. ■ Шалфей . В университете Джона Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти. Теперь там ежедневно пьют чай с шалфеем и все про всех помнят.

11. Пытайся угадать следующую фразу собеседника

Ребекка Сейкс из Массачусетского технологического института уверена, что при должной тренировке люди смогут понимать окружающих и вовсе без слов - по выражению лица, взгляду и другим подобным признакам. За это отвечает секция мозга, которая находится за правым ухом и отвечает за интуицию.

12. Заведи блог

Рассказывая в нем о событиях дня, ты не только научишься четко формулировать мысли, но и будешь постоянно думать над новыми темами и колкими ответами на вопросы преданных читателей.

13. Коити Тохэй

Писатель, мастер айкидо, обладатель 10-го дана, основатель Общества кии стиля ки-айкидо «Чтение - краеугольный камень интеллекта. Заполняйте свое свободное время чтением всевозможных книг. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные».

14. Решай кроссворды

Удивительно, но это действует: работу мозга здорово подстегивают серьезные кроссворды.


15. Константин Шереметьев

Исследователь, автор проекта «Интеллектика» (), автор книг «Совершенный мозг: Как управлять подсознанием» и «Как стать умнее»:
«Кто-то считает, что если в школе он неплохо решал задачи по математике или что-то в подобном роде – значит, он умный и таким останется навсегда. Это несусветная чушь. Если в 18 лет накачать себе мышцы, а потом лечь на диван и забыть о них, то очень скоро они атрофируются. И с эффективностью работы мозга происходит то же самое».

К ответу!

На наши глупые вопросы умно отвечает Константин Шереметьев.

Кого можно считать умным?
Человека, который использует свой мозг для решения повседневных задач. Основная мыслительная деятельность проходит в подсознании. Обращаться с ним не учат в школе, поэтому мозг большинства людей работает вхолостую. Он никак не помогает им в жизни. А основное предназначение интеллекта - обеспечить выживание. Поэтому, чтобы оценить ум человека, запомни правило: результат работы интеллекта - это изменение материального мира. Выживание? Тогда кто умнее - офисный работник или охотник в дикой природе?
Как ни странно, мозг эти виды деятельности не различает. Обоим нужно исследовать то, что их окружает, и научиться эффективно действовать в данной обстановке. Сколько минут или часов в день нужно выделять на тренировку мозга?
Мозг работает круглосуточно. Вопрос лишь в том, какую нагрузку ты ему даешь. Если ты критически смотришь на жизнь, ищешь то, чем хочешь заниматься, реализуешь себя, то мозг начинает работать на полную катушку. Если же мыслительной нагрузки нет, он атрофируется и способен только на мышление по шаблону. Вы разрабатывали программу реагирования на нештатные ситуации для космонавтов. Они что, умнее тех, кто в космосе не был?
Я заносил знания в разных областях в систему искусственного интеллекта, чтобы в опасной ситуации она подсказала верное решение. Но можно копить полезные советы на все случаи жизни в телефоне. Тогда, например, в случае ДТП точно будешь знать, что делать.

16. Выучи иностранный язык

Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов. ■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смот­реть свежие сериалы. ■ словацкий веб-разработчик Вой­тек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com , он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.

17. Установи себе умное приложение

Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ! Тренажер памяти . Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein . Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения . Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.

18. Не теряй времени

Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.

19. Гуляй

Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.

20. Давай мозгу отдых

Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.

21. Подстегни свой мозг

Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах. ■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, - средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2-3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», - говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.

22. Играй в «Тетрис»

Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тет­рис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.

23. Леонардо да Винчи

Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».

24. Анатолий Вассерман

Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями - и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны - и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».


25. Хорошо высыпайся

Именно во сне мозг обрабатывает собранную за день информацию и формирует воспоминания. Как подсчитали сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, обычно взрослому человеку хватает от 6 до 8 часов сна.

26. Читай новыми способами

Ты, конечно, уже пробежал глазами этот совет и перешел к следующему. Попробуй вернуться и сделать вот что. ■ Возьми карандаш и, ведя им под строкой, читай текст. Глаз, уловив движение, побежит за указкой, читая при этом все, что ты ему подсунул. Каждый раз ускоряй движение карандаша - так твои глаза привыкнут к возросшей нагрузке, скорость чтения увеличится, и ты сможешь поглощать информацию быстрее. ■ 80% людей при чтении мысленно проговаривают слова. Эту вредную привычку ты приобрел, учась читать: проговаривал текст по буквам, потом по слогам, затем складывал их в слова. Но для понимания это вовсе необязательно. Для борьбы с внут­ренним голосом научись читать текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму. ■ Если верить физиологам, у человека, видящего что-либо волнующее, зрачки рефлекторно расширяются. Когда ты доходишь до интересного места в тексте, наблюдается то же самое: зрачок расширяется, в глаз попадает больше света, а значит, и больший объем информации он может уловить. Единственная проблема в том, как заставить себя поверить, что лежащий перед тобой следственный протокол так же интересен, как интервью с девушкой с обложки. С нейрофизиологической точки зрения, интерес возникает в момент, когда мозг сравнивает новую информацию с уже имеющейся в памяти. Поэтому просто предположи, что именно может быть написано в тексте. Мозг вынужден будет сравнивать сведения с реальными и волей-неволей проявлять интерес.

27. Заведи себе необычное хобби

(идеи тебе подкинет наша рубрика «Идея!»).
Новые виды деятельности, как считают в Институте биологических исследований Солка в пригороде Сан-Диего, во-первых, отлично помогают отвлечься от рутины, а во-вторых, вынудят твой мозг приспосабливаться к незнакомой для него деятельности и, как следствие, тренироваться.

28. Алан Вейс

Президент Союза здравоохранения NCH:
«Когда вы полностью погружены в мир игры, ваш мозг сосредоточивается на решении актуальных проблем. Он ищет необычные решения и выходы из непривычных в повседневной жизни ситуаций. Позже эти же идеи могут пригодиться вам в реальной жизни, на работе или при общении».

29. Пробуй новые способы получения информации

Тебе мешают читать книги на рок-концерте? Обрати внимание на аудио­книги и аудиоподкасты. А в Интернете запишись на бесплатные курсы на knowledgestream.ru (coursera.org для англоязычных).

30. Прекрати смотреть телевизор

Созерцание мелькающих картинок, якобы призванное дать отдых натруженному за день мозгу, загружает его точно так же, как чтение или доказательство теорем. Но при этом совершенно не развивает. Вывод? Выкидывай телевизор в окно и ставь на его место горшок с шалфеем.


Эффективность бизнеса напрямую зависит от мозгов руководителя. Однажды я глубоко и серьезно задумался, почему иногда мне удается с легкостью решать сложнейшие задачи, да еще и в режиме срочно, а иногда наоборот полдня туплю над какой-нибудь проблемой и не могу сосредоточиться. В общем, это многогранная проблема, и я решил исследовать вопрос и собрать всё, что могу по этому вопросу.

Становимся умнее: 11 секретов развития интеллекта

Вообще, если человек считает себя более-менее умным, но при этом его работоспособность нулевая, то результат точно такой же как у дурака. Т.е. работоспособность — это как бы мощность мозга.

Но даже в том случае, когда и логика, и работоспособность на высоте, все равно можно еще улучшить результат, применяя специальные психологические техники.

Сон

Мы уже писали про важность сна, поэтому повторю лишь основные моменты: человеку совершенно необходимо спать достаточное количество часов каждый день.

В случае регулярного недосыпа мыслительная способность резко снижаются. По некоторым исследованиям до двух раз. Так что спать надо нормально. А дополнительный короткий дневной сон (получасовой) увеличивает эффективность работы мозга на 30% (это доказано специалистами NASA). Кофе в данном случае не поможет.

Согласно последним исследованиям, во сне происходят удивительные вещи:

  1. «переваривание» информации, полученной днем;
  2. мониторинг и настройка работы внутренних органов;
  3. процессы, изменяющие состав крови и т.д.

В общем нормальный сон абсолютно необходим и незаменим

Отдых и перерывы

Думать и работать вообще без перерыва — неэффективно. Надо иногда отдыхать.

В частности, отдых критически важен для памяти. Человек не способен за один присест запомнить очень много информации. Мозгу нужно время, чтобы «распихать» все по полочкам.

Например, если вам нужно выучить стихотворение гораздо эффективнее его учить с перерывами на отдых, чем 20 раз подряд. Меньше потребуется времени для запоминания.

Нельзя себя загонять как лошадь на работе. Простой принцип «устал — немного отдохни» может творить чудеса производительности.

Память

Чтобы эффективно думать, нужно много знать. Помнить много информации. Понимать, как всё работает.

Приведу пример: допустим, разрабатывается программное обеспечение, очень сложное и многогранное. Так вот, программист-середнячок, работающий в компании пару лет, который знает, где и как там что работает и взаимосвязано, будет ценнее программиста-гения, который только что устроился на работу. Он будет принимать более умные и взвешенные решения, по крайней мере какое-то время.

Поэтому изучайте информацию, повышайте квалификацию, исследуйте свой бизнес, замеряйте ключевые показатели. Чтобы было над чем подумать.

Логика

Интуиция хороша для генерации идей, а также для принятия быстрых решений, когда уже нет времени думать. Однако, чтобы принимать взвешенные решения, нужно опираться на факты и логику. Если у вас есть гипотеза, проверьте её. Возможно, ваша интуиция вас обманула. Так же не советую действовать согласно приметам и суевериям. Это вам не поможет.

Концентрация внимания

Когда человек обдумывает что-то, он сначала вспоминает все-все необходимые для обдумывания детали и крупицы информации, т.е. как бы загружает необходимый контекст в оперативную память, и лишь затем начинает применять логику.

Если что-то отвлекает от размышлений, то есть риск «потерять нить рассуждений». Для того, чтобы снова найти эту «нить» и продолжить работу мысли, необходимо снова подгружать контекст. Это требует во-первых времени, а во-вторых энергии. Поэтому если вас целый день отвлекают, например, скайпы и сообщения вконтакте, то вы за день, соответственно, во-первых, ничего не сделаете, а во-вторых устанете при этом так, как будто вы решали судьбу мира.

Существует так называемое состояние потока, когда начинаешь что-то делать, и полностью концентрируясь на этом, просто даже не можешь остановиться.

У программистов это бывает при изучении новой интересной технологии.

У геймеров — это прохождение очередного уровня игры.

У писателей это называется вдохновение и т.д.

Если вы научитесь входить в поток, то вы свернете горы, потому что эффективность работы в этом состоянии колоссальна.

Какие отвлекающие факторы обычно бывают в стандартном офисе:

  • неудобное кресло
  • неудобный стол
  • музыка
  • коллеги, которые все время дергают
  • сообщения в скайпе и других программах
  • заторможенный компьютер или интернет
  • когда что-то болит или чешется
  • голод

Правильная внешняя мотивация

Т.е. чтобы мотивация была, но при этом была не слишком стрессовой.

Внутренняя мотивация

Те, кто имел счастье владеть собственным бизнесом, знает, что мотивация абсолютно не сравнима с мотивацией наемного сотрудника.

Ты работаешь 24/7 и не особо устаешь, потому что это становится не просто твоей работой, а частью жизни. Те, кто еще не пробовал открыть свое дело, попробуйте. Это такой кайф — делать то, что сам решил делать.

Физическая активность

В здоровом теле здоровый дух. Это не просто поговорка, это доказано. Вернее доказано, что отсутствие физической активности ухудшает мыслительные процессы.

Надо заниматься каким-нибудь спортом/фитнесом (если нет противопоказаний) или хотя бы гулять почаще на свежем воздухе. Поменьше сидеть на одном месте.

Нормальный сон и физическая активность — это то, что может позволить себе каждый. +50% к интеллекту гарантирую.

Меняйте обстановку почаще

Смена обстановки, например, поездка в другую страну, активирует нейроны головного мозга, заставляет работать те уголки памяти, о которых вы и не подозревали.

Это всё вам пригодится для генерации новых идей и решения проблем. Т.е. всё то, что называется «оценить свежим взглядом». Начните делать то, что вы никогда не делали, и вы будете смотреть на вещи немного под другим углом.

Избегайте ловушек мышления

Человек привык принимать решения сходу. Даже если он тщательно обдумывает что-то, обычно это 2-3 варианта решения проблемы, которые ему сходу пришли в голову. Таково свойство человеческого интеллекта.

Попробуйте провести эксперимент: Сначала придумайте десяток вариантов (а обычно они есть), и только ПОТОМ обдумайте каждый из них. Вы будете поражены, насколько многогранен окружающий мир.

В частности, различные методики, такие как «мозговой штурм», направлены как раз на это: много человек придумывают много идей, а потом вдумчиво оставляют лучшие из них.

Еще одна ловушка — это предвзятость. Наше собственное мнение зачастую важнее фактов. Более того, обычно люди ищут только те факты, которые подтверждают мнение и игнорируют противоположные. С этим можно и нужно бороться. Один из способов — спросить других людей, что они думают по поводу вашей идеи. Вы можете узнать интересные и полезные вещи. Опять же, «свежий взгляд» может сгладить вашу зацикленность на идее-фикс.

Взаимодействие с другими людьми

Можно не знать многих вещей. Но если есть у кого спросить, то пол дела сделано. Это могут быть ваши сотрудники или друзья или эксперты-консультанты, не важно. Главное, что больше людей — больше знаний.

Не даром общительность — это одна из основных черт любого предпринимателя. Посмотрите хотя бы на Ричарда Бренсона или Олега Тинькова. У них просто невероятное количество полезных знакомств, которые они постоянно эксплуатируют. Вы думаете один человек может быть настолько умным, чтобы организовать новый банк? Чтобы хотя бы найти нужные кадры для этого? Я думаю, нет. Это результат совместного интеллекта многих людей, свободно обменивающихся идеями.