Человек который изучает почерк. Общие сведения о почерке. Основные этапы анализа

Ваша записка в несколько строчек. Определение характера человека по почерку - наука графология.

Приходилось ли вам обращать внимание на существование определенной связи между почерком человека и его характером? Дело не только в том, что люди аккуратные пишут, как правило, без помарок, а экономные выводят такие мелкие буковки, будто и впрямь им жалко чернил…Такими бытовыми наблюдениями никого не удивишь, а ведь существует целая наука, изучающая почерк. Она называется «графология».
Было время, когда о графологии говорили с презрением, считали ее выдумкой и шарлатанством. Однако факты - упрямая вещь, и постепенно выводы графологии стали использоваться в медицине и криминалистике. Оказалось, что, изучая почерк, можно многое сказать о психологическом состоянии человека, его отношении к себе и окружающим.
Конечно, на страницах газеты невозможно раскрыть все методы, которыми пользуются графологи-профессионалы. Да и стоит ли это делать? Мне кажется, целесообразнее будет познакомить читателей с несколькими простейшими приемами, чтобы каждый, получив послание или записку от незнакомого человека, мог с первого взгляда разобраться, с кем имеет дело.

Итак, представьте, что вы держите в руках текст для исследования.

С чего начать анализ? Прежде всего, обратите внимание на поля. К сожалению, о них давно уже перестали упоминать даже в школе. Тем не менее, правила этикета требуют, чтобы поля располагались слева от написанного текста и имели ширину около 3 см. Таково общее положение, а на практике зачастую все бывает по-иному.
Маленькие, шириной не более 1см. поля оставляют люди, склонные к размеренной семейной жизни. Широкие – встречаются у деятельных или хвастливых натур, а также у тех, кого мы в шутку называем « барами». Нередко нормальное, казалось бы, поле начинает понемногу сужаться к концу листа. Если в тексте такого письма сулят золотые горы, не верьте обещаниям. Человек, писавший это, бережлив до скупости. Кроме того, он эгоистичен, но имеет настолько сильное самообладание, что способен до поры до времени скрывать отрицательные черты своего характера.

На мой взгляд, следует остерегаться и другой крайности: людей, склонных постепенно расширять поля при письме. Даже, несмотря на то, что такие натуры обыкновенно бывают щедры и доброжелательны, в их расположении скрыт существенный изъян – расточительство. Следуя этой своей страсти, они легко «подставляют» себя и других, а потому, общаясь с ними, необходимо всегда быть настороже.
«Но, скажете вы, нередко приходится иметь дело с почерком, в котором строки похожи на спортсменов-бегунов: одни вырвались вперед, другие отстают…»Действительно, вы правы. Это так называемый «растрепанный» или «пляшущий» почерк. Он характерен для людей беспечных, целый день проводящих в делах и хлопотах, которые, увы, не дают никакого результата. В загородной поездке или за праздничным столом обладатель «пляшущего» почерка будет самым незаменимым членом компании. Но не стоит полагаться на него в делах: скорее всего этот человек подведет вас, сам того не желая.

Уж если на кого и опираться, так это на людей, которые даже на нелинованной бумаге пишут ровно и прямо. В крайнем случае, обратите внимание на тех, чьи строки невольно поднимаются к верху. Это люди решительные, уверенные в собственных силах, способные при любых обстоятельствах спокойно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. У них сильно развито чувство долга. Но помните: чем очевиднее подъем строки, тем сильнее владеют человеком тщеславие и честолюбие. Именно они являются основным двигателем всех его поступков.
Только не надо думать, что, столкнувшись со строками, направленными вниз, вы уже можете обойтись без помощи графолога. Такие строки характерны для людей мечтательных, мягких и чувствительных. Они не склонны обращать внимание на постоянные неудачи, не будут ради карьеры ломать жизнь себе и другим. Это цветы, сохраняющие свою красоту под натиском житейских бурь. И если кто-нибудь спросил бы у меня совета при вступлении в брак, он мог бы услышать в ответ: «Обладатель ровного почерка! Женись на девушке, в чьей записке строки стекают книзу. Вас ждет тихая семейная жизнь, полная прекрасных мечтаний и восхитительных радостей взаимной любви».

За семью печатями?

Если же ваша семейная ладья уже плывет по волнам жизни и у вас есть дети-школьники, то вам, вероятно, известно, сколько сил нужно потратить, чтобы научить их писать четко и ровно, как требуют прописи. Мне, конечно, не хотелось бы вас разочаровывать, но…время, «проглоченное» уроками чистописания, можно считать потерянным зря. Красота почерка складывается из наклона, нажима, величины и ширины букв. А эти факторы определяются, прежде всего, психологическими особенностями личности, и никакие прописи не в состоянии его изменить.
Почерк ребенка непосредственно зависит от состояния его внутреннего мира , а потому графология, на мой взгляд, может оказаться полезной при решении некоторых педагогических проблем. Проделайте следующий эксперимент. Возьмите тетради своего ребенка и присмотритесь, дописывает ли он строки до конца. Обнаружив пробелы, оставленные как бы из боязни перенести слово, постарайтесь узнать, что беспокоит, а может быть, даже пугает вашего ребенка. Страх - единственная причина «дырок» на концах строк! С другой стороны, заполнение строк « под завязку» тоже неблагоприятный знак. Он появляется в тех случаях, когда человек имеет острую потребность выговориться, но молчит из опасения быть непонятым.

Внутреннее беспокойство может также проявляться и в наклоне букв. Если он постоянно меняется, если буквы стоят, как лес после урагана, то нет сомнений – вы имеете дело с человеком неуравновешенным. Иногда, правда, люди сами не осознают, в каком тяжелом состоянии они находятся. В этом случае изменение почерка можно считать таким же симптомом нервного расстройства, как нарушение сна или координации движений.

Но вернемся непосредственно к почерку.

Практически всех людей можно разделить на две большие группы.

К первой относятся те, кто пишет мелко, ко второй , соответственно, те, кому свойственно писать крупные буквы. Обладатели мелкого почерка, как правило, наблюдательны и хладнокровны. А в случае, если буквы на концах слов обрываются отвесно, то ко всем перечисленным признакам следует добавить также осторожность и критическое отношение к своим поступкам. Вы не в восторге от нарисованного мною портрета? Вам кажется, что обладатель мелкого почерка похож на человека-машину? Не торопитесь с выводами. Трудно найти более спокойного супруга или заботливого сына, чем тот, кого вы сгоряча чуть было не окрестили «машиной».

Другая характерная черта, присущая почерку практически каждого человека - это ширина букв. Если она чуть-чуть превышает обычную, то перед вами человек умный, энергичный и деятельный. Но чем шире разбегаются на письме буквы и слова, тем беззаботнее и беспечнее становится характер писавшего. Общительность переходит в привязчивость, щедрость – в расточительство, непринужденность оборачивается поверхностным взглядом на вещи. И вот уже перед вами не счастливый и надежный компаньон, а беззаботный весельчак, размашисто выводящий на бумаге слова, о значении которых он вряд ли задумывается.

И, наконец, мне хотелось бы обратить ваше внимание на такую забавную особенность, как существование обратного наклона . То есть встречаются люди, которые ставят буквы под углом не слева направо, как большинство, а наоборот. Такой почерк сразу же привлекает внимание. Он говорит о чопорности и хитрости своего владельца. Как правило, эти люди оказываются скрытными и мало доверяют окружающим. Они живут в собственном мире, будто внутри какой-то скорлупы, и нет ничего удивительного, что со временем в их характерах развиваются деспотические черты и привычки. Однако даже у этих сильных натур есть уязвимое место: они боятся собственного чувства. Наивно ждать любовного объяснения от юноши с таким почерком; во взрослой жизни ему будет легче погулять с собакой или сходить в магазин, чем поиграть с детьми; а в старости, вероятно, он предпочтет коротать дни в тоскливом одиночестве… И это все из-за боязни показать, насколько в действительности ему дороги родные и любимые люди.

Всего лишь одна буква…

Как известно, знаменитый сыщик Шерлок Холмс не обладал какими-то сверхъестественными способностями. Он просто умел наблюдать и анализировать мелкие, на первый взгляд, совсем непримечательные факты. Сегодня вы имеете уникальную возможность почувствовать себя в роли Холмса, ибо наблюдательность – главное, что требуется от графолога, когда от анализа текста он переходит к исследованию отдельных букв.

Начнем с верхней перекладины, той самой, которая венчает такие заглавные буквы, как П, Т, Б, и Г. Если свободный, правый край ее сильно загнут кверху или образует петлю, вы имеете дело с гордым, но весьма предприимчивым человеком. Редкое, согласитесь, сочетание. Гораздо привычнее для глаза прогибающаяся, как бы готовая взвиться вверх перекладина. Она означает… насмешливость. Более того, человека, имеющего подобный навык письма, можно было бы даже назвать бесхарактерным в том смысле, который подразумевает известная пословица: «Ради красного словца не пожалеет и отца». Эти люди также упрямы, и, вступая с ними в деловые или личные отношения, не пытайтесь сделать ставку на их самолюбие. Как правило, такой шаг приводит лишь к обратному результату.

Теперь обратим внимание на левый край перекладинки. Здесь по правилам чистописания должна быть петля, этакий витиеватый или строгий росчерк. Кроме перечисленных выше букв, он имеется также в написании В, К, Н, Ю и других. У людей смелых и решительных росчерк начинается с толстой точки, у деятельных кончик петельки как бы прячется в перекладине, а позеры и любители внешнего лоска делают столько витков, что даже задевают основные, вертикальные штрихи буквы.

Кстати, соотношение вертикальных и горизонтальных штрихов – важнейший показатель для анализа почерка . Именно он открывает умение человека властвовать собой. Во всех случаях, когда перекладина венчает букву, не касаясь других ее элементов, можно почти наверняка утверждать, что писал человек сильный и даже деспотичный, причем не только по отношению к другим, но, прежде всего к себе самому. Люди подвижного, жизнерадостного характера, как правило, подводят вертикальные штрихи вплотную к горизонтальным, будто ставят стены дома под плоскую крышу. А нерешительные, напротив, компенсируют недостаток силы воли красивым и энергичным росчерком, который как бы перерезает букву.

Вероятно, кто-то из читателей удивится, узнав, что ровный, приятный почерк в графологии отнюдь не считается показателем столь же ровного, счастливого характера . Почему? Это не трудно объяснить. Стараясь писать «как на картинке», люди тренируют руку, а вместе с ней и характер. Им приходится и в душе, и на письме подавлять свою индивидуальность, постоянно контролировать себя, спрашивая: «Правильно ли я делаю? Получается ли у меня так же, как у всех?» Уверяю вас: человек, добившийся каллиграфически четкого почерка, научил себя мыслить и поступать, «как все». Не ждите от него ярких, неординарных решений, не надейтесь, что однажды он придет к вам с конструктивными предложениями, - этого не произойдет никогда. И все же, несмотря на то, что у обладателей красивого почерка начисто отсутствует инициатива, не стоит ставить крест на их карьере. Эти люди оказываются незаменимы при выполнении работ, требующих терпения, аккуратности и педантичной исполнительности.

Однако вернемся к написанию букв . Надеюсь, вам приходилось замечать, что некоторые люди, начиная писать, делают небольшой предварительный штрих в начале слова. Эта особенность свойственна спорщикам и тем, кому дух противоречия буквально не дает покоя. Если бы мне пришлось создавать совет директоров, то в нем среди прочих обязательно оказался бы человек, начинающий писать с предварительного штриха. А все потому, что, помимо отрицательных качеств (с которыми, кстати, вполне можно смириться), этим людям свойственны предприимчивость и поистине удивительная находчивость.
В моем совете директоров заседал бы непременно и тот, кто делает полные, круглые крючки у таких строчных букв, как Т, Ш, И, П, М, и подобных им. Только сильные и энергичные люди способны на такое. Конечно, их невозмутимое спокойствие порой может помешать делу, но, без сомнения, они сумеют по достоинству оценить положительные качества своих коллег. Например, изобретательность тех, кому свойственно на письме обрывать каждую букву так, как будто она не является частью слова, а существует самостоятельно.
Таковы в целом выводы графологии. Однако не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять простую истину: не следует судить о характере человека, имея перед глазами одну-единственную букву . Проанализируйте текст в целом, выявите наиболее типичные для данного почерка особенности, и тогда вам не придется жалеть о поспешности и односторонности своих выводов.

Графология и практика

Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.

К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, принадлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствует твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий, которую можно охарактеризовать как общую поступательную.

Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах

Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельствует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и букв, а также неоднозначное направление линий.

Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь

На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме широки и размашисты. Рис. 4. иллюстрирует крайнюю практичность, так как даже текст на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.

Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность

Рис. 4. В характере доминирует практичность

Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авторов. В первом случае линейный интервал четкий, во втором – нечеткий.

Рис. 5. Эта личность хорошо организована

Рис. 6. Данному человеку не хватает организации

Скорость написания текста (рис. 7, 8) также говорит о многом. В частности, о том, насколько данный человек терпелив.

Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости

Рис. 8. Данный индивидуум имеет большой запас терпения

Наклоны букв при письме показывают, насколько человек зажат или, напротив, раскован (рис. 9, 10).

Рис. 9. Сдержанный характер

Рис. 10. Этот человек очень раскован

И чем больше почерк конкретного человека отличается от общепринятой манеры письма, тем более своеобразной является его личность (рис. 11, 12).

Рис. 11. Данная личность склонна соблюдать условности

Рис. 12. Самостоятельность и произвольность в решениях

Аккуратность при написании образца текста предполагает дисциплинированность испытуемого. И напротив, небрежность при письме является свидетельством отсутствием всякой дисциплины (рис. 13, 14).

Рис. 13. Самодисциплина достаточно высока

Рис. 14. Недисциплинированность

Не последнюю роль играет и форма букв. К примеру, те, у которых форма сохранена, могут свидетельствовать о ясности мыслей. Неправильной формы буквы, напротив, говорят о нечеткости мышления (рис. 15–16).

Рис. 15. Ясность в мыслях

Рис. 16. Нечеткое мышление

Тем не менее, анализ почерка несколько сложнее, чем демонстрируют предложенные примеры. Индивидуальные эмоционально-психические и физические особенности каждого человека, меняющиеся в зависимости от различных жизненных обстоятельств, представляют собой достаточно сложный предмет исследований.

Сложность графологического анализа заключается в том, что человеческий мозг под влиянием разного рода факторов формирует уникальную в своем роде личность с присущими только ей чертами характера и неповторимой манерой письма.

Поэтому к анализу почерка следует подходить с вниманием, помня о том, что характер человека невозможно оценить однозначно. Заслуженный член Международного общества графологического анализа в Чикаго Элеонора Вивиан утверждает, что «любая попытка сформировать систему оценки не увенчается успехом, потому как жизнь непредсказуема и неповторима; а так как почерк есть описание жизни, анализ его не может быть систематизирован или переложен на математическую основу. Совершить это – значит нарушить чистоту анализа».

Изучение многих тысяч образцов почерка показало, что авторы похожих по написанию текстов обладают и схожими характерами. Например, такие качества личности, как склонность гневаться, эмоциональная активность, привычка много говорить и гордость, являются общими для большинства людей. Однако степень той или иной характеристики личности вариативна. Кроме того, различные черты характера одного человека находятся в тесной связи. К примеру, любитель поговорить может это делать эмоционально, либо сильно преувеличивать, либо изливать сарказм, критиковать, отстаивать свои права, убеждать собеседника с энтузиазмом и пр.

Таким образом, сумма характеристик одного и того же качества личности практически бесконечна, поскольку степень их выраженности варьируется, из-за чего достаточно сложно создать индивидуальный психологический портрет на основе отдельно взятого образца текста. Нельзя также оценивать качества личности, как негативные или позитивные, если графологический анализ не проведен полностью. Ведь человеческий почерк меняется день ото дня, поэтому многие скептики негативно относятся к графологии вообще, считая ее научные методы неоправданными и несостоятельными.

Как известно, процесс написания текстов регулирует центральная нервная система. Поэтому в зависимости от эмоциональных и физических факторов, а также изменений внешней среды почерк изменится, если даже данные факторы будут оказывать практически незаметное влияние. Почерк эволюционирует по мере развития человеческой личности, однако общие его черты, точно так же как основные черты характера, сохранятся.

В процессе графологического анализа необходимо также учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и пр.

Запомните: недостаточные знания методов анализа почерка при попытке его толкования принесут вам не пользу, а только вред. Одна книга вряд ли научит вас профессиональному графологическому анализу. Поэтому не стоит стараться провести его на высшем уровне и давать испытуемому какие-либо рекомендации. В графологии существует множество нюансов, и, чтобы дойти до их понимания, требуются месяцы, а иногда и годы усердных наблюдений и практики.

Тем не менее данная книга даст вам представление о графологии в целом, научит давать оценку человеческому почерку и поможет овладеть основными принципами графологического анализа. Прочтя ее, вы будете воспринимать графологию не только как науку, но и как тонкое искусство. Кроме того, попрактиковавшись в анализе чужих почерков, вы сможете полнее разобраться в окружающих вас людях и, самое главное, в самом себе. Подобные знания принесут вам чувство глубокого удовлетворения, и вы сможете ощущать себя хозяином положения.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что человеческий почерк – это прежде всего способ мышления и выражение индивидуальности, а написанные вручную тексты не что иное, как запись духовных, эмоциональных и умственных наклонностей. Поскольку письмо является механическим действием, рукописные тексты можно рассматривать как график бессознательного и внешнее проявление внутренних функций центральной нервной системы. По этой же причине рукописный текст является регистрацией психомоторных импульсов.

Вместе с тем это движение, выраженное в деталях, является уникальным видом искусства, демонстрирующим нам картину психических реакций и отражающим наши потребности и желания. Почерк есть показатель психического здоровья человека, его общественного потенциала и степени ответственности. Кроме того, образец рукописного текста объективно отражает наше субъективное отношение к миру, а также является одним из способов общения между людьми.

Так как в почерке находят выражение наши эмоции, страхи, социальная ориентация, образ мышления, целеустремленность, степень открытости, способности, механизмы защиты, а также совокупность многих других присущих человеку черт, в любой ситуации, связанной с общением между людьми, вам пригодятся навыки графологии, которые вы приобретете после того, как прочтете нашу книгу. Ведь почерк – это объективное и, главное, фактическое отражение черт характера тех людей, с которыми вы имеете дело ежедневно.

Даже владея только основами графологии, вы сумеете достичь максимальной совместимости в супружеской жизни, лучшего понимания при личном общении с близкими, а также более эффективного проведения деловых переговоров. В частности, вы научитесь понимать риэлтора до того, как купите квартиру; сможете проверить продавца на честность до момента подписания контракта; выбрать опытного адвоката; правильно оценить предложение о браке. Вы сможете определить, кто является вам настоящим другом и избежать общения с человеком, который совершенно вам не подходит. Ведь всем известно, что противоречия между двумя собеседниками заканчиваются, когда эмоциональная необъективность сменяется полным пониманием.

Благодаря графологическому анализу руководитель может избежать приема на работу некомпетентного, ненадежного и лживого сотрудника. Ведь претенденты на вакантное место делают все возможное, чтобы работодатель предпочел именно их. Конечно, профессиональные навыки может обнаружить содержание резюме и личное интервью, однако эти методы не смогут дать вам информации ни о личности претендента, ни о его природных способностях, ни о его коммуникабельности. Оценка же почерка будущего сотрудника поможет выявить даже такие свойства его характера, которые ускользнули от вас во время собеседования. Детальный анализ резюме с точки зрения графологии даст возможность определить, действительно ли данный кандидат подходит на рассматриваемую должность.

И напротив, когда вопрос стоит об увольнении сотрудника, графологический анализ позволит руководителю избежать увольнения ценного сотрудника даже в том случае, если тот показывает не лучшие результаты. Такая ситуация может возникнуть вследствие временных проблем, узнать о которых вы сможете с помощью графологии. Анализ почерка сотрудников способен «посоветовать» руководителю, кого надо продвинуть по служебной лестнице как наиболее достойных кандидатов соответственно их профессиональному опыту и навыкам, а также подскажет, как устранить или переориентировать работника, оказавшегося не на своем месте.

Опытные сотрудники внутренних органов и юристы, имеющие дело с документами, в частности при определении их подлинности, нередко используют приемы графологического анализа, чтобы отличить исходный документ от переписанного или поддельного. Кроме того, данный метод применяется при сравнении почерков в случае получения анонимных писем.

Еще одной особенностью графологического анализа является то, что он открывает широкие перспективы для анализа почерка детей при решении психологических и эмоциональных проблем, а также определении образности мышления. Графология востребована и в тех отраслях человеческой деятельности, которые направлены на помощь людям. Это прежде всего относится к психологам, психиатрам, различным консультантам и священникам.

В почерке отражаются все виды психических заболеваний и эмоциональной нестабильности, начиная от шизофрении и паранойи и заканчивая легким беспокойством или сексуальными отклонениями. Преимущество использования графологического анализа в таких случаях состоит в том, что диагностируемого необязательно информировать о проводимом тесте, чтобы избежать непременных вопросов.

Анализ почерка способен предупредить и о вероятной опасности. К примеру, грамотный графолог по одному образцу почерка может определить, насколько реальна угроза насилия или обмана со стороны тестируемого объекта. И если речь идет не о преступнике, а о человеке, ни разу не нарушавшем закон, анализ его почерка даст понять, способен ли он на совершение преступления.

Одной из самых интересных сторон графологии является возможность самопознания. Здесь на ум приходит расхожее мнение о том, что каждый человек обладает тремя характерами: один – это тот, что есть на самом деле, второй – тот, который люди склонны демонстрировать окружающим, и третий – существующий в воображении. Поэтому немногим суждено узнать о себе правду, не прибегая к помощи дополнительных источников, способных дать достоверную информацию. Это становится особенно актуальным, если учитывать, что каждый человек привык видеть в себе только то, что он хочет. Сократ по этому поводу писал: «Жизнь, не подвергнутая сомнению, не стоит существования». А графология помогает нам оценить свою жизнь по-иному: объективно и точно. Кроме того, она может рассказать нам о наших лучших чертах, которым можно найти соответствующее применение.

Однако, несмотря на неоднозначность результатов, графологический анализ все же имеет пределы, как в общем-то и все науки, граничащие с искусством.

1. Почерк не бывает мужским или женским. В нем могут проявляться качества, которые в равной мере являются характеристиками лиц обоего пола. Поэтому в графологии нет метода, позволяющего определить половую принадлежность пишущего. Дело в том, что часть мужчин пишут очень элегантно, в то время как некоторые женщины обладают четким и размашистым почерком, сильно напоминающим мужской. Вследствие чего исчерпывающего анализа почерка возможно добиться только в том случае, если специалист точно знает пол автора текста. В частности, это необходимо для того, чтобы выяснить значение в почерке нижних петель.

2. Почерк не может отобразить физическое состояние объекта и его возраст. Дело в том, что некоторые дети способны думать и действовать как взрослые, а поступки взрослых иногда оцениваются как детские. Почерк ребенка, развитого не по годам, указывает на полностью сформировавшиеся черты характера. И наоборот, детский почерк совершеннолетнего индивидуума свидетельствует о его незрелости. Если автор почерка престарелый человек, буквы при письме выглядят шаткими, что наводит на мысль о болезненности. И чтобы не спутать подобный образец с образцом почерка психически больного человека, графолог должен быть осведомлен о возрасте и физическом состоянии объекта исследования. Невозможно также с помощью графологического анализа выявить склонность человека к полноте и другие особенности его физического строения.

3. По почерку нельзя предсказать будущее. Почерк отражает эмоциональное состояние и черты характера исследуемого только в настоящем времени – на момент написания образца для исследования. Поэтому графолог не может ответить на вопрос о будущей любви, будущем успехе или будущем получении денежных сумм. Графология вообще не имеет никакого отношения к оккультным наукам. Она основана на тщательных наблюдениях и оценке личностных черт, которые на бумаге отражают буквы, присущие почерку того или иного индивидуума. С помощью графологического анализа можно определить, каким образом испытуемый будет реагировать на конкретный возбудитель, однако возникновение той или иной ситуации аналитик предсказать не способен. В том случае, если графолог исходит только из теоретических предположений, он просто обманывает клиента.

4. По почерку невозможно узнать профессию. Графологический анализ даст представление о природных способностях и талантах испытуемого, однако, каким образом он их использует, определить не получится.

Анализ деталей почерка

Графология, как уже говорилось, является не только наукой, но и искусством. Научная ее сторона состоит в тщательном изучении деталей почерка, их оценке и определении критериев человеческой личности. Кроме того, в результате анализа детали систематизируют, чтобы выявить наиболее значимые из них, влияющие на формирование личности, и отбросить те, которые не играют роли для ее развития.

Графология как искусство проявляет себя тогда, когда аналитик выходит за грань обычного наблюдения и сухой оценки фактов и, обобщая их, начинает создавать индивидуальный психологический портрет. Искусство владения графологическим анализом приходит с опытом. Это выражается в глубочайшем понимании собственной психологии и психологии окружающих людей. Достигнув подобных вершин, человек уже получает удовольствие от этой сложной и кропотливой работы.

Организованность почерка

Организованность, или, проще говоря, ровность почерка, свидетельствует об уровне внутренней организации человека. Данная характеристика является определяющей, так как указывает, в каком ключе надо толковать другие детали – положительном или отрицательном. Например, почерк с ровными крупными буквами свидетельствует об активности, энергичности, уверенности и умении выразить себя. Напротив, крупный неорганизованный почерк, плохо ориентированный на листе бумаги, говорит о бесцеремонности, заносчивости и импульсивности.

Хорошо организованный мелкий почерк указывает на разумное использование сил, прилагаемых в нужном направлении, а также способность мыслить и учитывать детали. Плохо организованный мелкий почерк говорит о робости и нерешительности, а также тенденции к сосредоточению на внутреннем мире.

Говоря об общей организации почерка, нельзя не упомянуть, что при рассмотрении образца для графологического анализа равномерность и систематичность букв либо отсутствие таковых качеств сразу же бросаются в глаза. Например, если человек известен вам как твердый в решениях и поступках, определенный в действиях и мыслях, обладающий твердой походкой, а также связанной и логичной речью, то и его почерк, как правило, выглядит хорошо организованным и систематизированным. Движений в различных направлениях обычно никогда не удается избежать, однако в таком почерке присутствует определенная закономерность.

О сбалансированности почерка обычно говорят в том случае, когда образец рукописного текста в целом выглядит достаточно ровным. При этом поля со всех сторон должны примерно совпадать, размеры заглавных и строчных букв – быть практически одинаковыми, наклон – постоянным, строчки – распределены по странице равномерно, а буквы – не отличаться по высоте и написаны с равным нажимом. Такой почерк выглядит простым и понятным, поскольку текст написан разборчиво и ясно (рис. 17).

Рис. 17. Хорошо организованный почерк

Хорошую организованность почерка в сочетании с прочими положительными показателями можно считать позитивной характеристикой индивидуума. Это свидетельствует о стабильности и хорошей сбалансированности стремлений и чувств, а также ясности мыслей и богатстве внутреннего мира. Люди, обладающие такого рода почерком ответственны и надежны. И если вы встречаетесь с подобными людьми в повседневной жизни, то в постоянстве их отношений и чувств можно не сомневаться. Напротив, бессистемный и неорганизованный почерк представляет картину, обратную описанной: поля при написании текста либо не соблюдаются вообще, либо имеют разные размеры, пропорции строчных и заглавных букв нарушены, наклон в каждой строчке разный, а сами строчки распределены по странице неравномерно. При этом буквы написаны с неодинаковым нажимом и получаются разной высоты. Такой текст в целом выглядит небрежным и неэстетичным (рис. 18).

Рис. 18. Плохо организованный почерк

Плохо организованный почерк свидетельствует о том, что в жизни его обладатель чувствует себя неуверенно и неопределенно. Он не сумел ассоциировать свой образ мыслей и действия с одной из существующих систем. Поэтому мысли и чувства такого человека не могут отличаться ясностью или постоянством. Кроме того, для обладателей неорганизованного почерка характерны безответственное поведение и отсутствие самоконтроля.

Однако если хорошо организованный почерк при всей своей системности не претерпевает никаких изменений, то его обладателю свойственны такие негативные качества, как излишнее постоянство и даже навязчивость, что является все-таки отрицательной характеристикой. Чрезмерно ровный почерк зачастую есть признак притворства, монотонности и неумеренной требовательности. Для положительной оценки нужно, чтобы в тексте испытуемого встречалось некоторое количество знаков, отличных от общей организации. Это говорит о способности принимать спонтанные решения и быстро адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям.

Размеры почерка

Размер почерка, или величина букв, отображает отношения автора текста с окружающими его людьми, а также его реакцию на внешние раздражители. Кроме того, размеры букв при письме могут указывать на то, какое место индивидуум отводит для себя в жизни, то есть результаты анализа могут дать ответ о степени эгоцентризма человека. По размерам почерка можно определить, какой именно образ жизни предпочитает испытуемый: созерцательный или активный. Для того чтобы определить размеры почерка, достаточно измерить высоту букв в каждой строчке. Почерком средних размеров считают почерк с высотой букв около 3 мм (рис. 19).

Рис. 19. Почерк средних размеров

Точно так же как человек, обладающий высоким ростом, выделяется среди толпы, почерк крупных размеров сразу бросается в глаза. Обладатели такого почерка, как правило, активны, общительны, словоохотливы и экспрессивны. Они смелы и самоуверенны, предпочитают двигаться вперед, иногда суетятся, и им необходимо большое жизненное пространство, чтобы израсходовать запасы энергии. Подобные личности открыты для общения с окружающими, а их взгляды на жизнь отличаются многогранностью. Они хорошо видят картину мира в целом, однако не уделяют должного внимания деталям. Обычно человек, пишущий крупным почерком, относится к окружающим с пониманием и всегда готов выслушать и принять новую точку зрения. Однако в то же время он старается всегда оставаться в центре внимания. Поэтому может хвастаться, притворяться, быть невнимательным и даже лгать. Таким людям по большей части не хватает умения сосредотачиваться на одной проблеме, у них слабый самоконтроль. Они всегда готовы быстро действовать, но отнюдь не размышлять (рис. 20).

Рис. 20. Почерк крупного размера

Мелкий почерк, напротив, указывает на смирение и скромность. Автор подобного образца обычно скрытен, особенно вне своего близкого окружения, поскольку имеет склонность к преуменьшению собственной значимости. В отличие от обладателя крупного почерка, тот, кто пишет мелко, не любит привлекать к себе внимание ни во время торжеств, ни вообще в жизни. Таким людям не нужно большое пространство, чтобы почувствовать себя комфортно. Сильной стороной их является ум, но они много думают над своими проблемами, что нередко становится помехой для действия. Нередко сосредоточенность на деталях мешает им составить цельную картину происходящего. Эти люди привыкли думать над четко сформулированными задачами, а их взгляды на жизнь в целом очень узки. Если же мелкий почерк еще и тонкий, то такой человек склонен жить в созданном им собственном мире. Кроме того, он всегда чувствует себя зависимым от окружающих и оценивает свое положение как подчиненное. Некоторые известные исторические личности обладали мелким почерком, например Альберт Эйнштейн и известный индийский деятель Ганди. Однако эти личности благодаря своей целеустремленности оказывали на окружающих большое влияние. Но в общем такие люди не склонны к решительным действиям: им больше нравится размышлять (рис. 21).

Рис. 21. Мелкий тонкий почерк

Люди со средним по размерам почерком умеют найти компромисс между мыслительными процессами и активным действием. Они не привыкли переоценивать собственные возможности, точно так же как и недооценивать их. Подобные люди, в зависимости от индивидуальных характеристик, могут быть как замкнутыми, так и общительными. Многие из них предпочитают действие, однако чрезмерная логичность мышления не дает им долго концентрировать внимание на деталях.

Если размер почерка неустойчив, это говорит об умении приспосабливаться и при необходимости уступать. Вкупе с другими положительными чертами личности неустойчивый размер букв указывает на разносторонние взгляды и интересы своего обладателя. Если говорить о негативных характеристиках, то таким людям свойственна импульсивность, неумение принимать решение и недостаточный контроль за эмоциональной сферой.

Если размеры почерка меняются даже в пределах одного предложения, значит, самооценка его обладателя неустойчива: уверенность в своих силах часто сменяется скромностью в зависимости от обстоятельств. Если говорить о положительных чертах характера такого человека, то подобная особенность означает, что он хорошо умеет справляться с неожиданными трудностями. Отрицательными чертами такого индивидуума являются периодически возникающие состояния неопределенности, которые мешают ему принимать решения.

Из книги Гадания автора Климов А А

ГРАФОЛОГИЯ: СЕКРЕТЫ ХАРАКТЕРА Прежде всего напомним, что графология – это наука о почерке Ну а мы возьмемся за дело без всяких серьезных намерений Можно попытаться изучить свой собственный характер или характер близких, что, кстати, значительно проще. Одно только

Из книги Гадания автора Барановский Виктор Александрович

Графология Особое место занимает графология – наука, которая изучает характер по особенностям индивидуального почерка. Есть и другое определение: графология – искусство познавать и предсказывать характер человека по его почерку.Начало графологии восходит к 20-м гг.

Из книги Деньги - это любовь, или То, во что стоит верить. Том 1-3 автора Джоул Клаус Дж

Глава 9 Практика, практика и еще раз практика Мне кажется, чем больше я практикуюсь в ощущении обладания суммой в 3,6 миллиона, тем больше изменяется мое поведение. Кроме того, открываясь принятию и позволяя желанным вещам и событиям приходить в мою жизнь, я меняюсь внутри.

Из книги Практическая графология: как узнать характер по почерку автора Исаева Елена

Практическая графология: как узнать характер человека по почерку Составитель: Е. Л. Исаева

Из книги Тибетская йога сна и сновидений автора Ринпоче Тендзин Вангьял

ЧТО ЗА НАУКА ГРАФОЛОГИЯ Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

3. Практика сна и практика сновидений Разница между практикой сновидений и практикой сна в чем-то сходна с разницей между практикой пребывания в покое (шинэ) с применением объекта и такой же практикой без объекта. Соответственно, в тантрийской практике йога сновидений

Из книги Карма – закон причины и следствия. Как переписать свою судьбу автора Меньшикова Ксения Евгеньевна

2. Разгадываем почерк. Графология Почерк – это внешнее проявление ума, а также многих качеств личности. Если бы почерк являлся лишь результатом работы мышц, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал правую руку, и ему приходилось

Из книги автора

Практика Работа с линзой кармы-нольНачиная с этого момента до линзы можно будет добираться не по Спирали Судьбы, как в прошлой практике, а напрямую по оси, коль скоро ты уже знаешь, где она у тебя застряла.1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое

Из книги автора

Практика Выявления ненужной кармической программы1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое состояние «Я есмь тот, кто я есмь». Усиление потоков сил.3.Наполнение энергией базового состояния всех тонких тел.Это начальный этап любой работы,

Из книги автора

Практика Изменение кармической программыNB! Данная технология будет успешна только тогда, когда: S астральное тело освобождено от страхов относительно старой программы (чистка астрального тела);? проведена аналитическая работа и сформировано новое убеждение

Из книги автора

Практика Консолидация жизненных путей (Объединение вероятностей)1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое состояние «Я есмь тот, кто я есмь». Усиление потоков сил.3.Наполнение энергией базового состояния всех тонких тел.Это начальный этап любой

Из книги автора

Практика Исследование временной линии каузального тела (личной линии времени)Смысл этой работы – диагностика. Необходимо проследить процесс развития каузального тела и осознать, каков размах спирали жизни в различные периоды. Нет ли где разрывов и скручивания спирали

Из книги автора

Практика Управление временем1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое состояние «Я есмь тот, кто я есмь». Усиление потоков сил.3.Наполнение энергией базового состояния всех тонких тел.Это начальный этап любой работы, напоминаю, предваряющий

Из книги автора

Практика Прокачка родовых каналов1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое состояние «Я есмь тот, кто я есмь». Усиление потоков сил.3.Наполнение энергией базового состояния всех тонких тел.Это начальный этап любой работы, предваряющий работу

Из книги автора

Практика Запрос к предкам1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое состояние «Я есмь тот, кто я есмь». Усиление потоков сил.3.Наполнение энергией базового состояния всех тонких тел.Это начальный этап любой работы, предваряющий работу

Из книги автора

Практика Исследование влияния привычки на тело кармы1.Возбуждение витального ритма, наполнение вниманием тела.2.Базовое состояние «Я есмь тот, кто я есмь». Усиление потоков сил.3.Наполнение энергией базового состояния всех тонких тел.Предваряющее упражнение нужно

Черты характера - по почерку??

Да-да, именно по почерку Вас можно охарактеризовать, совершенно не зная как человека, и даже вовсе никак не общаясь с Вами! Так делает нередко, к примеру, работодатель, предложивши эксперту-графологу провести экспертизу листочка с Вашими записями на свободную тему. И, что самое интересное, обмануть никак не получится, даже если Вы просто очень старались писать красиво и правильно. Итак, о чертах характера по почерку!

Оказывается, при написании «от руки» поступают определенные импульсы из мозга, которые связаны с чертами характера человека.

Анализом почерка занимается графология. Благодаря данной дисциплине по почерку оказывается возможным определить самооценку, силу воли, эмоциональность и многое другое.

Графология та научная область знаний, которая изучает взаимосвязь между почерком и характером человека. Графологический анализ имеет ряд параметров. Их довольно много. К ним относятся направление букв, их наклон, расположение на листе, степень сжатости почерка и т.д.

Благодаря хорошему, профессиональному графологическому анализу оказывается возможным определить перспективы личностного роста, склонность к наркомании и многое другое.

Научиться узнавать характер по почерку - это огромный труд. Но некоторые самые общие элементы можно постичь без особых усилий.

Итак, берем с Вами чистый лист бумаги, на котором не нанесены поля и пишем, к примеру, 10 предложений на свободную тему! Или же возьмем свой личный дневник. Но для анализа записи вроде поздравления в открытке не подойдут, так как почерк сделан искусственно. Запись, которая будет подвергаться анализу, должна быть сделана в спокойном состоянии, когда человек не торопиться. Идеальным вариантом для этого будут несколько записей, сделанных в разное время. Стоит отметить, правда, что нельзя не учитывать и ряд факторов: почерк ведь также зависит от настроения, ситуации, состояния эмоционального фона и тому подобных вещей.

Наука, раскрывающая тайны характера

Как было сказано выше, раскрывает специфику характера по почерку графология . В целом следует отметить, что данная дисциплина получила признание далеко не среди всех научных исследователей. Многие считают ее и вовсе псевдонаукой. Однако многие психоаналитики, работодатели и др. все же не гнушаются воспользоваться графологической экспертизой. Графологию следует отличать от почерковедения, которое применяется непосредственно в судебной практике. Благодаря анализу характера по почерку оказывается возможным узнавать те вещи, которые с помощью других средств распознать практически невозможным.

Почерковедение в целом представляет собой раздел криминалистики, который изучает в целях разрешения задач судебно-почерковедческой экспертизы развитие письменно-двигательных навыков человека, а также разрабатывает методы исследования почерка.

Почерковедение, в отличие от графологии, делает акцент на стереотипность действий, совершаемых при письме, а также на индивидуальность почерка и избирательную изменчивость (результат реакций организма на различные условия).

О чертах характера по почерку начали судить уже давно. Истоки графологии восходят к античности. Ее начатки можно встретить в трудах Теофраста, Аристотеля, Диония Галикарнасского и др.

Одним из первых на связанность почерка с характером обратил внимание римский историк Светоний. В 1622 году была написана работа, которая положила начало развитию графологии. Автором этой самой книги под названием «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», является К. Бальдо.

Первые попытки систематизировать характерные черты почерка были произведены в 1871 году и принадлежат они Ж.-И. Мишону. Он же и ввел такое понятие как «графология» (от греч. сл. “grapho” - пишу, “logos” - учение). Он полагал, что данная дисциплина должна широко применяться при экспертизе письме (в суде, например). По его инициативе в конце 19 века стали выпускаться специализированные журналы на эту тематику, а также организовываться графологические сообщества. Сам Мишон принимал участие в установлении авторства.

Биолог В. Прейер изучал вопросы патологии письма, психологии и физиологии. Он провел весьма интересный эксперимент над письмом под гипнозом. Тому, кто находился в роли испытуемого, внушалось, что он обладает такими чертами характера, как скрытность, скупость и т.п.. При этом он должен был писать под диктовку. Почерк становился другим, нежели чем тот, который был присущ человеку при обычных обстоятельствах.

Также проводилось еще немало исследований, благодаря которым открывались новые тайны графологии. К примеру, Р. Визер, исследуя почерки более 700 преступников, подтвердила, что по почерку можно выявить наличие в человеке преступных наклонностей. Такой вывод в свое время сделал Ч. Ломброзо.

Направление строк

При проведении анализа почерка следует обращать внимание на его размер, наклон, нажим, очертания, расположение строк.

Итак, приступаем!

Многое может рассказать направление строк. Об умении лгать и изворотливости, а также ловкости говорит волнообразное направление.

На апатию, пессимизм, неуверенность в себе, сентиментальность, неверие в свои силы, отсутствие инициативы говорят строки, идущие вниз. Если же строки восходят вверх, то человек наверняка храбр, сознает собственные силы, решителен, искренен, настроен на успех, уверен в себе, но честолюбив, тщеславен.

На уравновешенность, рассудительность, сильно развитое чувство долга, силу воли, уверенность в себе, доверие говорят прямые строки.

О слабом желании начать работу, но сильном довести дело до конца говорят строки, сначала опускающиеся, а затем поднимающиеся.

А если же они сначала восходят, а потом опускаются, то это означает, что человек интересуется различными видами деятельности, берется за несколько дел сразу, но редко их заканчивает. Также для него характерны такие черты, как нетерпение и непостоянство.

Расположение букв

У людей с преобладанием образов и интуиции над абстрактным мышлением, а также с развитым эстетическим чувством буквы стоят изолированно друг от друга. Зачастую их поступки не поддаются логическому объяснению, но их жизнь имеет богатое внутреннее содержание.

О сообразительности, инициативности, активной деятельности, а также предприимчивости говорит почерк с наиболее рациональной комбинацией букв между собой, беглость почерка.

Сплошная связность букв также говорит о предприимчивости плюс умении критически мыслить и хорошей логике.

О плохой способности критически мыслить, мечтательности, склонности к фантазиям говорит несвязность букв.

Если письмо является беглым и связующие линии едва читаются, то это говорит об особой даровитости.

Правильный почерк показывает человека как уравновешенного и спокойного.

Каллиграфический же говорит об обязательности, аккуратности, но отсутствии самостоятельности.

Неразборчивость почерка демонстрирует энергичность, беззаботность, но при этом нервозность.

О доброте, отзывчивости и способности идти на компромиссы говорит почерк с округлыми буквами. Угловатость букв говорит об эгоизме и независимости.

Размер букв зависит от степени общительности. Крупный почерк выдает человека, легко идущего на контакт. Мелкий - о замкнутой, скрытной личности.

Если же величина букв постоянно «скачет», то это признак того, что человеку присущи неуравновешенность, чрезмерно бурная деятельность, «кипение», беспокойство (как внешнее, так и внутреннее).

Широкий почерк открывает нам человека широкой души, а узкий - человека рационального, бережливого.

Наклон

При анализе необходимо обратить внимание на то, какой наклон имеет почерк. У

большинства людей он «смотрит» вправо. Если он является небольшим, то это говорит о человеке как о спокойной и уравновешенной личности, всегда открытой к общению, но которая временами не прочь побыть в одиночестве. О настойчивости и целеустремленности говорит сильный наклон вправо. Также люди с таким почерком влюбчивы, ревнивы, приступают к делам при установке «либо все, либо ничего», им присущ максимализм.

Индивидуалисты в почерке имеют небольшой наклон влево. Также для них характерно ставить свои интересы выше групповых. Из достоинств им присуще хорошее критическое мышление. Самодостаточными и независимыми являются обладатели почерка с сильным наклоном влево.

Прямой наклон характеризует человека упрямого. Это личность, которая умеет все взвесить. Эмоции соотносятся с рациональностью.

О сердечности и готовности к сочувствию говорит «косой» наклон. Если буквы почти «лежат», то их владелец, вполне вероятно, - человек невоздержанный, вспыльчивый.

Если же они смотрят в разные стороны, то можно сказать, что человек капризен, нерешителен, у него присутствует разлад между разумом и чувствами, но относится он ко всему этому с юмором.

Поля

Когда человек пишет несколько предложений или кусок текста, то он в любом случае оставляет поля. Как слева, так и справа. Расположение полей расскажет нам об отношении человека к материальным благам. О бережливости говорят узкие поля, а о щедрости - широкие. Скупость и жадность свойственна людям, оставляющим сужающийся левый край. Расточительность - если край расширяется книзу.

Если в целом поля являются маленькими и располагаются именно слева, то это говорит о склонности к семейной жизни, а также, возможно, некоторой мелочности.

Слишком широкие поля говорят о щедрости, стремлении к оригинальности, изысканным манерам и привычкам, но роскоши, блеску, гордости, изысканным манерам и привычкам.

Нажим

У романтичных, очень чувствительных натур нажим будет легким. Такие личности, возможно, - мечтатели. Они отличаются ответственностью и аккуратностью. Неторопливы, в деле стараются ошибок не допускать. Из недостатков - слабовольность.

Уверенные и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью, имеют сильный нажим. Также для них являются характерными такие черты как целеустремленность, оптимизм и общительность.

Если сильный нажим сочетается с крутым, отвесным наклоном, то это говорит о человеке со строгим взглядом на жизнь.

Анализ подписи

У хитрых и наблюдательных особ подпись будет состоять из петель. Об энергичности, а также импульсивности говорит зачеркнутая подпись.

О неуравновешенности говорит зигзагообразный росчерк. А об уме и расчетливости говорит, в свою очередь, его отсутствие.

В кружок подпись обводит человек робкий и замкнутый. На смелость и уверенность в себе указывает подпись незамысловатая.

Почерк - это по-прежнему загадка, но все же место, в котором лежит ключ к ее решению, известен. Однако в своих выводах о человеке согласно особенностям его почерка не стоит быть уверенным на все 100 %. Но внимания эта тема, безусловно, заслуживает. Мы видим, что эскперименты оправдали графологию. Действительно есть подтверждения ее выводам. Следует просто учитывать, что данной дисциплине предстоит еще пройти путь по своему совершенствованию в методологии. Но заслуг у нее уже есть достаточно для того, чтобы учесть ее тезисы.

Благодаря анализу характера по почерку можно избежать многих ситуаций и обратить внимание на свои недостатки.

help-me.by

Что может сказать почерк о характере человека

Согласно исследованию израильских ученых, графология – наука по анализу почерка, гораздо точнее, чем общеизвестный детектор лжи, определяет честность и нечестность автора почерка. Кроме этого, графология позволяет четко определить характер и настроение человека.

На сегодняшний день, благодаря анализу почерка, возможно выяснить умственный потенциал человека, его активность, способность обучаться, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельностью, стрессоустойчивость, самоконтроль, амбициозность, надежность, законопослушность и многое, многое другое.

Графология: анализ почерка

Итак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:

Общая организованность почерка.

Имеется ввиду ровность почерка. От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать: положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.

Размер почерка.

Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше –к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.

Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.

Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.

Линии и строчки.

В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана. Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше условностей.

Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.

При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.

Отдельное направление в графологии – направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.

Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре – пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.

В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.

Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.

Интервалы.

В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.

Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.

Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.

Следующий блок исследований в графологии – интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающими.

Если пробелы между словами одной ширины, то человек адекватно воспринимает социальное неравенство и ко всем относится с уважением, а также он стабилен в межличностных отношениях. Если промежутки неодинаковые, то человек непостоянен в контактах с другими людьми: с одними он слишком плотно общается, других – игнорирует.

Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.

Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим – это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.

Наклон букв.

Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.
Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.

Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны

Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.

Почерк может быть размашистый, красивый, с наклоном, мелкий, неразборчивый - сложно найти людей, которые бы писали одинаково. Тщательно изучив почерк конкретного человека, можно узнать о его характере, личностных качествах, описать даже его внешний вид. Только примерно в 20 лет почерк приобретает окончательный вид. Тогда и можно провести анализ написанного от руки текста. На что же необходимо обратить внимание и как максимально точно проанализировать почерк человека?

Общие сведения о почерке

Графология - это наука, которая анализирует почерк и составляет взаимосвязь разных характеристик с личными качествами. Работа проводится с учётом наклона букв, ширины, высоты, места расположения слов, сжатости и прочих факторов, которые указывают на личностный характер человека. Совокупность всех качеств, приводит к определению точного портрета, индивидуальной характеристики человека.

Наука графология способна дать точный и полный анализ качеств человека. В некоторых случаях удаётся даже узнать сексуальные предпочтения, предрасположенность к наркомании или суициду, склонность к личностному росту или деградации и т. д. Именно поэтому многие психологи применяют анализ почерка в своей практике. Кроме того, услугами графологов начинают пользоваться многие фирмы при найме специалистов. Это своего рода новый вариант детектора-лжи, только он ещё показывает склонности человека, которые могут проявиться в будущем. Не стоит пугаться, если дадут чистый листок бумаги и подделывать свой почерк, ведь можно сделать себе медвежью услугу испортив характеристику.

Что нужно для анализа почерка?

Графологический анализ проводится чаще всего в присутствии специалиста, но если знать некоторые тонкости науки, всё можно сделать самостоятельно. Для этого потребуется карандаш и обычный чистый лист размера А4 . Для анализа человеку необходимо написать минимум 4 предложения , причём без волнения и скорости. Чем больше будет надпись, тем легче разобрать некоторые критерии почерка и определить личностный характер. Карандаш нужен для определения нажатия, так как с помощью ручки этот показатель определить трудно.

Иногда для точности анализа, проверяющий просит предоставить ранее написанный текст, при этом не любой вариант подходит. Например, открытки или заявления не подходят по причине того, что человек прикладывает старание при написании текста в них. В некоторых документах почерк не соответствует личностным качествам из-за спешки или неудобного положения. Для анализа подходит только текст, который был написан в спокойном состоянии и удобном положении. Именно поэтому графологические исследования проводят с текстами, которые написаны одним человеком, но в разное время.

На какие характеристики почерка обращать внимание?

Графологи считают, что для анализа почерка необходимо иметь несколько примеров рукописного текста. Это необходимо для того, чтобы определить точный почерк. Человек с каждым листком прилагает меньше усилий к написанию красивых букв, а значит и его почерк становится естественным. Именно последние листки с текстом становятся объектом для анализа и определения личностных качеств, но на какие характеристики стоит обращать внимание?

Перед тем как начать рассматривать основные критерии надписи, следует обратить внимание на сам листок бумаги. По его внешнему виду определяют базовые данные.

Первый критерий в почерке, по которому определяется личностный характер, это размер букв . Он способен меняться с возрастом. Обычно буквы становятся больше к старости или изменяются из-за физического состояния. То есть на почерк может влиять болезнь или усталость.

Буквы увеличиваются с возрастом из-за быстрой утомляемости или ухудшения зрения, поэтому на этот показатель не следует обращать внимание. Почерк рекомендуется проверять у людей в возрасте от 25 до 45 лет , ведь в этот период многие качества написания стабильны и не зависят от физического состояния. Кроме этого, не следует обращать внимание на средний размер букв . Это самый популярный размер при написании, поэтому он не несёт какой-то специфической информации.

Буквы, написанные большим шрифтом без эмоциональной и физической напряжённости, говорят о лидерских качествах человека, его эмоциональной устойчивости, открытости и лёгкости налаживать взаимоотношение с людьми. Маленький шрифт свидетельствует о том, что человек способен долго просидеть на одном месте при выполнении работы. Кроме того, у них заметна целеустремлённость и сдержанность, но люди, которые пишут мелкими буквами, не приживаются в обществе и являются замкнутыми личностями.

Поля при написании текста

При анализе почерка следует обращать внимание на поля .

  1. Если при написании текста, человек выдерживает узкие поля, значит, он бережлив, но чем плотнее текст, прижимается к границам, тем больше это качество доминирует в его жизни. В итоге слова, которые практически упираются в границы листа, говорят о жадности и скупости. У такой личности способна проявляться зависть и мстительность.
  2. Широкие поля говорят о том, что автор щедрый и любит жить, не экономя деньги. От ширины полей зависит экономность человека. Много пустого пространства указывает на то, что он любит хвататься, жить на широкую ногу в роскоши. Такие качества не всегда ценятся в людском обществе.

Нажим при написании текста

Нажим вовремя письма определяет не только индивидуальные характеристики личности, но и его эмоциональное состояние во время написания текста. Эмоции могут быть самые разные, но чем они ярче, тем сильнее человек нажимает на ручку или карандаш.

  1. Если эмоциональный фон стабильный, сильный нажим пера означает энергичность и трудолюбивость человека. Такие люди трудно налаживают отношения в обществе, ведут правильный образ жизни, не замыкаются в себе. Кроме того, сильный нажим ручки означает волевой, твёрдый характер и уверенность в своих силах.
  2. Лёгкий нажим ручки чаще определяет спокойный характер, мягкость, одиночество и нежелание идти на контакт с большим количеством людей. Такие натуры легко строят личные взаимоотношения, но общество их пугает. В некоторых случаях лёгкий нажим определяет склонность к романтике.

В почерке направление строк имеет особое значение, ведь по качеству написания текста, легко определить главные личные характеристики. Наклон письма способен не только распознать качества человека, но и указать на его склонности в дальнейшем.

Элементы письма, форма и наклон букв

Для более точной картины индивидуальности, следует определить элементы связывания и форму букв. Например, если все буквы имеют переход , то личность отличается логическим мышлением, прямолинейностью и даже способна на упёртость. Раздельное написание букв указывает на то, что автор относится к людям с развитым мышлением и фантазией. Этот тип написания, свойственен малому количеству людей. В графологии утверждается, что уравновешенность определяют по слитному написанию 2–3 букв , после чего проскакивает разделение и снова слитное написание букв.

Анализируя формы букв, легко понять, что собой представляет человек в плане податливости и помощи окружающим. Если символы угловатые или острые , то его автор относится к эгоистам. Это люди, которые живут сами по себе и от них, не допросишься помощи. Символы с плавными чертами, определяют податливого человека, который всегда придёт на помощь, но они не могут отказать, что не всегда является хорошим качеством.

Большое количество личностных качеств легко узнать при анализе наклона букв. Критика определяют по слабому наклону в левую сторону . Такие натуры ставят себя выше других и не считаются с чужим мнением. Чем сильнее наклон символов в левую сторону, тем больше у автора проявляется упрямство и склонность отстаивать свою точку зрения. Его сторона будет всегда единственно верной.

Сильный наклон в правую сторону обозначает волевой характер, силу в принятии решений, немного ревностных качеств и способность влюбляться. Слабый наклон текста в правую сторону не используется для анализа, ведь так учат писать в школе, а значит это скорее правило, чем проявление личностных качеств. Прямое написание букв указывает на упрямство, но без эгоизма. Тут проявляется взвешенный взгляд и оценка своих возможностей.

Определение характера по почерку

Также можно определить не только характер по почерку человека, но и тип его темперамента. Для этого следует использовать в совокупности несколько категорий определения почерка.

  1. Холерика определяют по наклону текста в правую сторону. Символы неровные, завёрнутые или даже запутанные. Нажим ручки сильный, а расстояние между словами разное.
  2. Флегматика определяют по толщине букв. Если буквы жирные, но при этом их толщина постоянно меняется, значит автор обладает флегматичным темпераментом.
  3. Сангвиники пишут красивым почерком. Отличительными качествами являются бегущие и размашистые буквы. Строки волнообразные.
  4. Меланхолики выдерживают неровные поля, символы танцуют, причём как в наклоне, так и в расположении на строке. Символы отличаются вытянутостью, штрихами и чёрточками.

Определение личностных качеств