Методы воспитания в педагогике. Учебно-методический материал на тему: Методы воспитания

Метод воспитания -- это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания -- частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием -- вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует -- сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания -- это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • - в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • - для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • -разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • -для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов -- это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

  • - методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • -методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • - деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • -отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • - компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • -убеждения;
  • -упражнения;
  • -поощрения;
  • -наказания;
  • -примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения.

Убеждение -- это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Упражнение -- это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение -- способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.

Метод наказания. Наказание -- способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание -- средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Последователи другого направления -- теории свободного воспитания -- отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

физические;

оскорбляющие личность;

мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Метод примера. Пример как метод воспитания -- это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания -- личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.

При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).

Профессиональная деятельность воспитателя предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; времени воспитания; интересов и потребностей воспитанников; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей воспитателя.

В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения воспитателя с воспитанниками. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения.

Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.

Методы воспитания

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния

Предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,

самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу:

для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения .

Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу

включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу

предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:

  1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
  2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
  3. Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
  4. Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
  5. Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Требования вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.

  1. Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.

Требование влияет на процесс самовоспитания человека , и следствием его реализации являются

  1. Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.

Методы воздействия на сферу саморегуляции

Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу

Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу

Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников

2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной 4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием

5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

Сущностная сфера

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

Выбор методов воспитания.

Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Что же должно учитываться при определении методов воспитания?

Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. 1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, те методы, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Приемы воспитания

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, т.е. приемах общения педагога и учащихся. Рассмотрим приемы, разработанные Ю.С. Тюнниковым.

  1. «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
  2. «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся « по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необхлдимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
  3. «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно.
  4. «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  5. «Импровизация на заданную тему». Учащиеся моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д. здесь учащиеся поставлены в более творческие условия.
  6. «Обнажение противоречий». Учащиеся, в ходе выполнения творческого задания, расходятся во мнениях, имеют разные точки зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приема связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

  1. «Инструктирование». При выполнении творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
  2. «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
  3. «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
  4. «Самоотстранение учителя». После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
  5. «Распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися.
  6. «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями, которые они получили при выполнении заданий. Или учитель передает свои функции группе учащихся или отдельному ученику.
  7. «Мизансцена». Учащиеся распределяются в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки др. педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Стимулирование (поощрение и наказание)

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение)

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия



Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «приём воспитания». Приём воспитания – частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приёмы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приёмы относятся к методам как частное к общему. Например, метод поощрения может реализоваться в приёмах: похвала, благодарность.

Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковый возраст воспитанников и их особенности, а также воспитатели обладают разными профессиональными умениями. В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать.

Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, поведение, эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования убеждений. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами формирования поведения и организации деятельности. И есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирование поведения.

Достаточно распространённой является классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным, Г.И. Щукиной, согласно которой методы воспитания объединяются в следующие группы:

а) методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование);



в) методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Имеются и другие классификационные подходы. Воспитатель должен выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического применения. Рассмотрим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: убеждения; упражнения; поощрения; наказания; примера. Охарактеризуем их подробнее.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.

Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, высокому и прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга.

Чем же один человек может убедить другого человека? Словом, делом, примером, в том числе и личным. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие методы, как беседа, лекция, диспут.

а) Беседа

Главная функция беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям. Иногда воспитанники совершают проступки, не придавая им особого значения, не осознавая их вреда.

Из психологии известно, что чем моложе воспитанники, тем больше у них отставание в осознании своих собственных качеств по сравнению с осознанием качеств у других людей. Педагог может раскрыть значение проступка, сопоставляя его с другими аналогичными проступками.

Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни. В качестве таких факторов (положительных или отрицательных) может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, а также моральное правило, обобщенный литературный образ, реальный или условный педагогический образец. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непременно должна наводить воспитанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или другими делами и поступками.

б) Лекция

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Лекция должна быть школой мышления. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца – вот главное слагаемое успеха лекции.

в) Диспут

Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции, как нельзя лучше отвечает обостренной потребности молодежи в самоутверждении, стремлении искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Упражнение

Педагогическое воздействие должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют личность. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина педагогического процесса. Важную роль в этом процессе играют упражнение и приучение.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

Упражнения в полезной деятельности;

Режимные упражнения;

Специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения – это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс-режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Всякое нарушение режима педагогического процесса – это не только видимый урон (например, сорванное занятие, опоздания, вошедшие в привычку и т.д.), но это еще воспитание неуважения к учебному процессу, воспитание необязательности и расхлябанности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными.

Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, цель которых выработать и закрепить умения и навыки.

В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников «тренируют» вставать при входе учителя, молодых солдат учат приветствовать старших по званию и т.д. Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара. Таким образом, упражнения направлены, прежде всего, на организацию и руководство деятельностью и поведением воспитанников.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимися. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения– возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из самых старейших методов воспитания. В воспитательной практике используются следующие виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику и т.д.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника – чувство переживания, отчужденности от других воспитанников, от коллектива. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой основе.

Пример. Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером». Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психологический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя. Воспитательное воздействие личного примера педагога впрямую зависит от его авторитета у воспитанников. Педагог должен, прежде всего, сам соответствовать всему тому, на что он их нацеливает и к чему призывает.

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

убеждение- рассказ- объяснение- разъяснение- лекция- этическая беседа

Внушение - инструктаж- диспут- доклад- пример

b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

Упражнения- приучение- педагогическое требование- общественное мнение

Поручение- воспитательные ситуации

c) Методы стимулирования поведения деятельности

Соревнования- поощрение- наказание

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

· Систематики упражнений

· Доступности и пассивности

· Частоты повторения

· Контроля и коррекции

· Личных особенностей воспитанника

· Места и времени выполнения упражнения

· Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени1

· Мотивация и стимулирование

(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

· Косвенные

Косвенные могут быть:

· Требование совет

· Требование в игровой форме

· Требование доверием

· Требование просьба

· Требование намек

· Требование одобрение

По результатам воспитания:

· Позитивное

· Негативное

По способу предъявлении:

· Непосредственные

· опосредованные

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

· одобрение

· ободрение

· похвала

· благодарность

· награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

· связанно с наложение дополнительных обязанностей

· лишение или ограничением прав

· выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение, обсуждение на собрании, отстранение от занятий, исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.