Какие занятия для детей 2 лет. Упражнения на развитие устной речи. Игры с транспортными игрушками

Веселый, эмоциональный, капризный, неусидчивый и даже несносный – малыш в двухлетнем возрасте бывает очень разным. Это новый этап в его развитии, который полон интересных впечатлений, а также связан с самоутверждением и осознанием себя в мире. В этот период игры и занятия с ребенком становятся более длительными, задачи усложняются, а вот сконцентрировать внимание детей порой бывает сложнее, чем в более раннем возрасте.

Когда малышу исполняется два года, он уже по-другому воспринимает мир, а заодно и себя. Проводить занятия с ребенком 2 лет нужно по-прежнему в яркой игровой форме, но их можно усложнять. Кроме того, обязательно необходимо учитывать особенности возраста и понимать, что сейчас необходимо ребенку больше всего.

Содержание статьи:

Ребенку 2 года: особенности развития и мышления

Ребенок, которому выполнилось два года, становится более активным, подвижным, физически развитым и крепким. В этот период он пытается осознать себя в большом и сложном мире, а также продолжает изучать и исследовать все вокруг. Капризы и проявления характера («я», «я не хочу!», «я не буду!») являются частью развития ребенка. Сейчас уже сложнее объяснять или учить малыша во время игры, он часто руководит процессом, меняя правила по своему желанию.

С другой стороны, дети в двухлетнем возрасте намного усидчивее, чем младшие. Они с интересом воспринимают пазлы и , готовы проводить больше времени, посвящая его одному занятию. Также развита лучше, ребенок уже держит карандаш или ручку и может рисовать.

Любимое занятие для детей сейчас – это взрослые дела. Они с удовольствием подметают, моют посуду, складывают в стиральную машину игрушки. Одно из направлений, которому должны быть посвящены занятия с детьми – это обучение рядовым домашним делам, первые простые обязанности ребенка.

Занятия для детей от 2 до 3 лет

В два года наступает самый благодатный период для ответственных родителей. Сейчас малыш полностью открыт миру, он воспринимает новые знания очень легко и быстро. Это прекрасный момент для легкого, ненавязчивого, но системного обучения ребенка основным навыкам, а также для его развития в творческом плане.

Занятия для детей 2 лет можно разделить на несколько категорий:

  • , активное пополнение словарного запаса;
  • Физическое развитие, ;
  • Мелкая моторика рук и пальцев;
  • Творческое развитие;
  • Основы математики, абстрактного мышления;
  • Закрепление и усовершенствование чувств.

В таком возрасте ребенок по-прежнему не может концентрировать внимание подолгу на одном предмете. Поэтому занятия с детьми нужно проводить не больше чем по 15-20 минут. Их желательно чередовать: подвижные игры во дворе, развитие речи (прочтение сказок, разговоры), творческие и математические занятия.

Деткам в возрасте двух-двух с половиной лет мы продолжаем давать такие же задания, как и малышам более раннего возраста, но их немного усложняем и совершенствуем. Кроме того, форма проведения занятий тоже меняется: это не только обучение в процессе игры, но и полноценные серьезные занятия, направленные на развитие той или иной функции.

Занятия с ребенком 2 лет для развития речи

В двухлетнем возрасте задачей для малыша стоит уже не просто называние предметов, а их характеристика, описывание ситуации, умение рассказать и подать свои мысли правильно. Чтобы развивать способности ребенка в этой области, нужно проводить простые тематические занятия (), читая и анализируя любимые сказки с картинками, истории и стихи.

Важные детали занятий:

  • Ребенок должен повторять «пропущенные» слова в сказке, участвуя в ее рассказе;
  • Повторять движения или действия, о которых идет речь в повествовании;
  • Отвечать на простые вопросы по смыслу сказки;
  • Подражать звукам и голосам, либо повторять возгласы героев.

Важнейший элемент чтения сказки вслух – это ее обсуждение, повтор пропущенных слов или возгласов. Ребенок должен учиться говорить, правильно формируя свою речь.

Познание окружающего мира

Такие занятия с детьми 2 лет включают в себя непосредственное общение с внешним миром, а также игры с картинками. Используя простые наборы картинок, атласы или первые детские книжки, нужно учить детей знать части тела и лица, одежду и обувь, птиц, животных, овощи, фрукты, продукты, транспорт и игрушки. Интересные и более сложные занятия – найти среди картинок не просто всех птиц, а подобрать пары: животные и их домики, одежду для мальчика или девочки и т.д.

Простые прогулки на улице помогают закреплять знания, дети показывают предметы и растения, виды транспорта, запоминают, кто где живет (птицы – на деревьях, дикие животные – в лесу, рыбки – в воде). Рассказывая ребенку обо всем, спрашивайте, просите сравнить предметы, описать их. Это одновременно работает на развитие речи малыша, его умение правильно объяснять свое мнение. Познание окружающего мира – это одно из самых увлекательных занятий, которое с удовольствием проводят дети и их родители.

Домашние ролевые игры

Малыши в возрасте двух лет с удовольствием повторяют действия взрослых. Это отличный повод научить детей обычных и нужных вещей (убирать за собой, складывать одежду, посуду и т.д.). Одна из простейших игр на эту тему – сортирование. Занимаясь домашними делами, просите ребенка отделить одежду мамы, папы, братика и свою; положить возле каждой миски чашку и ложку; рассортировать полотенца от большого к маленькому. Дети обожают такие забавы, они одновременно играют, учатся и чувствуют себя взрослыми и полезными.

Математические занятия

Что должен знать малыш в двухлетнем возрасте? Рекомендации методистов довольно простые. Ребенок должен понимать, что такое «один», а что такое «много», до трех, а также знать основные геометрические фигуры. Здесь по-прежнему пригодятся – игрушки из раннего возраста малыша. Кроме того, хорошо подойдут для занятий специальные игрушки-цифры, кубики и карточки.

Математические занятия – это прерогатива дошкольных заведений. Они достаточно сложные для восприятия и требуют концентрации внимания. Если ваш ребенок не ходит в садик, вы можете учить его и самостоятельно, но в легкой, непринужденной форме. Не старайтесь обучать малыша многим цифрам, пусть он сам проявляет интерес к занятиям.

Развитие логического мышления

И задания – самый интересный и многогранный раздел. Занятия эти направлены на развитие мышления, и их можно поделить на несколько отдельных категорий:

  • Мышления;
  • Памяти;
  • Внимания.

Несколько примеров логических занятий для детей 2 лет:

  • Простые пазлы. Детям такого возраста подходят пазлы, которые состоят из 4-8 частей. Хорошая альтернатива – кубики, которые вместе составляют картинку. Это сложная задачка, так как есть целых 6 картинок, которые нужно отличить;
  • Найти тень. Дети видят цветные изображения знакомых предметов, а рядом, вперемешку – их тени. Задача – найти тень для каждого предмета;
  • Карточки-вкладыши. Такую игру можно изготовить самому. В одинаковых квадратных рамках вырезаем разные фигуры, затем смешиваем их. Задача ребенка – найти фигуру (кубик-сортер создан по тому же принципу);
  • Найти пару – занятие на ассоциации;
  • Продолжи ряд (три предмета из одной категории нужно дополнить еще одним из нескольких вариантов).

Творчество и мелкая моторика рук

С двухлетнего возраста детям можно предлагать , но теплый и хорошо размятый. Отдельным занятием становится , а иногда – простые раскраски. Интересное и увлекательное занятие для творческого развития – «рваные» аппликации, когда малышу не нужно еще оперировать ножницами, а можно составлять картинку по маминому шаблону из оторванных кусочков мягкой бумаги.

Как правильно проводить занятия с детьми 2 лет?

Дисциплина и режим играют очень важную роль в развитии малыша. Занятия, даже самые простые и в игровой форме, нужно проводить в одно и то же время, иначе они станут лишь частью познания мира, и не принесут пользы. Конечно, нельзя ограничивать малыша, всегда нужно давать ему возможность самостоятельно решать, что делать. Лучше всего – чередовать игры и занятия с прогулками, отдыхом на природе и чтением (пока что читает мама, но первые книжки ребенок уже рассматривает и комментирует сам).

Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей 2-3-го года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому наши занятия помогут малышу быстрее адаптироваться к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКВ «Сказка»

Занятия с детьми 2-3 лет

в период адаптации к дошкольному учреждению

Педагог-психолог

Смолич А.И.

В ГОСТИ ЗАЙЧИК ПРИШЁЛ

Задачи:

  • Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, сенсорики;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

Игрушка бибабо «Зайчик», крупная фасоль в подарочной коробке, маленькие игрушки, мыльные пузыри, соленое тесто, картон.

Ход занятия:

1. Дети сидят на стульчиках в игровой зоне. Психолог делает вид, что прислушивается, достает игрушку би-ба-бо:

Ой! Кто это к нам в гости бежит-спешит? Посмотрите, кто это? Зайчик. Зайчик какой? Маленький, мягкий, пушистый.

Заинька, зайка,

Маленький зайка,

Зайка-трусишка,

А давайте мы с вами покажем зайчику, какие мы хорошие, и, чтобы он нас не боялся, мы с ним поздороваемся и скажем, как нас зовут.

Каждый по очереди здоровается с зайчиком, называет своё имя.

Зайка принёс для вас подарок.

Психолог достаёт подарочную коробку, трясёт её. Каждый ребёнок стучит по крышке коробки пальчиком со словами: «тук-тук-тук». Коробка открывается и дети видят её содержимое.

Что это? Зёрнышки. Сколько их? Много. Сейчас наши ручки будут играть с зёрнышками, а зайчик будет прятать подарочки для нас в коробке.

Психолог демонстрирует, как дети должны играть с зёрнышками, набирая их в кулачки и высыпая обратно в коробку (имитация того, что мы месим тесто). При этом психолог приговаривает:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место,

Будут, будут из печи

Булочки и куличи.

Каждый ребёнок по очереди играет с зёрнышками, после чего психолог закапывает глубоко одну маленькую игрушку для каждого. Дети находят сюрприз. Когда все выполнили упражнение, игрушки снова прячутся в зернышки уже самими детьми.

2. - За то, что вы такие молодцы зайчик приготовил для вас ещё один подарочек – мыльные пузыри. Как мы ловим пузырьки? Двумя ручками.

Дети выходят на коврик, ловят пузыри, затем каждый выдувает их по очереди.

3. После этого дети садятся за стол и играют с солёным тестом.

Зайчик такой хороший, столько подарков нам подарил. А давайте мы с вами тоже ему что-нибудь подарим? Давайте испечём ему пирог.

Дети рассматривают и трогают тесто. Затем психолог раздает каждому по кусочку.

Тесто какое? Липкое, мягкое. А давайте мы с вами наше тесто помесим (ещё раз проговариваем потешку «Месим, месим тесто»). А теперь мы покатаем колбаску (катаю, катаю – колбаску получаю). Какая красивая, длинная колбаска у нас получилась! А теперь давайте мы превратим её в колобок. Для этого нам с вами снова нужно помесить тесто, положить его на стол и покатать (катаю, катаю – колобок получаю). Какой красивый колобок, давайте положим его на тарелочку (психолог раздает картонные круги) и придавим ладошкой. Получился красивый, круглый пирог. А теперь мы украсим наш пирог зёрнышками (психолог раздает детям крупную фасоль и они прячут её в тесте). А теперь давайте подпишем ваши работы (каждый ребёнок рассказывает психологу, кто сделал пирог и психолог его подписывает).

Теперь давайте скажем нашему зайчику до свидания. Завтра он снова придёт к вам в гости. Идем скорее мыть руки.

ЗАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ

Задачи:

Материалы:

Игрушка бибабо «Зайчик», пластмассовые ведерки с прорезями в крышке (на крышках нарисованы мордочки мультипликационных героев), маленькие деревянные круги, квадраты, прямоугольники (пособие из кассы цифр и счётного материала), чашечки, мыльные пузыри, пластилин и вырезанные из бумаги баночки.

Ход занятия:

1. Дети сидят за столом. В гости снова приходит зайка бибабо. Дети проговаривают кто это. Вспоминаем стишок:

Заинька, зайка,

Маленький зайка,

Длинные ушки (приставить руки к голове),

Быстрые ножки (потопать ногами по полу).

Зайка-трусишка,

Деток боишься (закрыть лицо ладонями)!

Зайка какой? Мягкий и пушистый. Что это такое у зайки? Голова. Что есть у зайки на голове? Ушки, глазки, носик, ротик. Ушки какие? Длинные. А это что такое? Хвостик. Хвостик какой? Короткий.

Каждый ребёнок рассматривает зайку и гладите его, приговаривая: «Мягкий, пушистый».

Наш зайка грустный, зайка плачет. У него заболели друзья. У них болит горлышко, головка, они чихают и кашляют. Давайте поможем зайчику и его друзьям. Мы будем их лечить – угощать витаминами.

Психолог раздает каждому ребёнку ведерко, чашечку, наполненную кругами, квадратами и прямоугольниками.

Посмотрите, детки, в этой чашечки лежат витамины. Они какие? Разные. Нам нужно взять ОДНУ витаминку и положить её в ротик друзьям нашего зайчика. Потом взять ещё одну и снова положить её в ротик. И так пока не кончатся все витаминки. Какие вы все молодцы! Справились с заданием – вылечили друзей нашего зайчика. За это они хотят с вами поиграть.

2. Дети выходят на коврик, ловят пузыри, затем каждый выдувает их по очереди.

3. - А теперь давайте вместе с зайчиком сделаем зарядку.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (присели на корточки и приставили руки к голове).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (встаем и хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем).

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг и убежал (бегаем по кругу)!

4. - Ой, какой веселый зайка. А давайте, чтобы никто больше не болел, мы с вами сделаем баночку с витаминами. Будем катать маленькие шарики из пластилина и складывать их в нашу баночку.

Дети садятся за стол? Психолог раздает каждому вырезанную из бумаги баночку и маленькие кусочки пластилина.

Берем ОДИН кусочек пластилина, кладём его на ладошку и катаем круглый колобок. Катаем, катаем – колобок получаем. Теперь берем наш круглый колобок и лепим его на баночку. Топ! Молодцы! Какая красивая у вас получилась баночка с разноцветными витаминами. Говорим нашему зайчику и его друзьям до свидания и идём мыть руки.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Развитие мелкой моторики, памяти, внимания и образного мышления;
  • Развитие речи, сенсорики;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога-психолога.

Материалы:

Игрушка бибабо «Зайчик», волшебный мешочек, банан, апельсин, груша, мыльные пузыри, картинка с изображение банана, желтая цветная бумага, нарезанная квадратиками, клей.

Ход занятия:

1. Дети сидят за столом. В гости снова приходит зайка. Начало занятие такое же как 8.10.13 (повторение). Дети поздоровались с зайчиком, рассмотрели его, вспомнили стих.

Зайка принес вам подарок – волшебный мешочек. В нем что-то спрятано? Посмотрим, что же там внутри?

Дети по очереди достают из мешочка фрукты, рассматривают их, трогают, называют признаки.

Что это? Банан. Банан какой? Длинный, жёлтый, вкусный. А это что? Апельсин. Апельсин какой? Большой, круглый, оранжевого цвета, ароматный (психолог слега царапает кожуру и дает понюхать детям). А это что? Груша. Груша какая? Твердая, зелёная, сладкая, треугольной формы.

Фрукты прячутся в мешочек. Психолог каждого ребенка по очереди просит достать тот или иной фрукт из мешочка.

Достань мне, Василиса, длинный, желтый банан. Алмаз, достань большой, круглый апельсин. Арсений, найди в мешочке твердую, треугольную грушу. Молодцы! Вы такие умнички, что зайка хочет с вами поиграть.

2. Дети выходят на коврик ловят/дуют мыльные пузыри, делают зарядку с зайчиком (повторение, см. занятие от 8.10.13).

3. Дети садятся за стол. Психолог раздаёт картинку с изображением банана. Смазывает её клеем-карандашом и раздаёт детям нарезанную квадратиками жёлтую цветную бумагу.

Что это? Банан. Банан какой? Длинный, желтый, вкусный. Сейчас мы с вами сделаем красивый, длинный, желтый банан и подарим его нашим мамам. Мажем указательный пальчик в клей, ловим этим пальчиком маленький квадратик и клеем его на банан.

Дети садятся за стол и делают аппликацию «Банан».

Какие вы молодцы! Красивые бананы получились у вас. Давайте скажем нашему зайчику до свидания и пойдем мыть руки.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

Задачи:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие мелкой моторики, речи, сенсорики;
  • Развитие чувственного восприятия;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога-психолога.

Материалы:

Большая игрушка бибабо «Зайчик», красивая баночка или коробка, мячики-попрыгунчики по количеству детей + 1 для психолога, песок, поднос, полотенце, мыльные пузыри, желтая краска, картинка с изображением мячика, тычек (палочка с губкой на конце).

Ход занятия:

1. Дети сидят за столом. В гости приходит папа-заяц бибабо. Дети рассматривают его, здороваются с ним по очереди, вспоминают стих (см. занятие от 8.10.13, повторение).

Психолог достаёт закрытую красивую баночку/коробку с мячиками-попрыгунчиками, трясёт её.

Папа-заяц принес для нас подарки. Ой! Что это там так шумит. Давайте скорей смотреть (каждый ребёнок по очереди пальчиком стучит по крышке со словами: «Тук-тук-тук», психолог открывает баночку)! Что это? Мячики. Сколько мячиков? Много. Мячики какие? Разные, круглые. Закир, возьми ОДИН самый красивый мячик и крепко держи его в руке (раздаем каждому). Теперь положили мячик на стол, положили на него ладошку и катаем мячик.

Взад, вперёд его качу (катаем мячик взад, вперед).

Вправо, влево, как хочу (катаем вправо, влево)!

Я из рук не выпускаю,

С мячиком сейчас играю (перекатываем по столу мячик из одной руки в другую).

Теперь другая ручка играет с мячиком. Молодцы! Хорошо покатали мячик. А теперь подняли ручку с мячиком высоко вверх.

Мячик сильно пожимаю (сжимаем, разжимаем кулачок),

И ладошку поменяю (перекладываем мяч в другую руку, повторяем упражнение).

2. Психолог достаёт поднос с песком, накрытый полотенцем. Снимаем полотенце и показываем, что лежит на подносе.

– Детки так хорошо поиграли с мячиками, что папа-заяц решил сделать вам сюрприз. Что это? Песок. Давайте наши ручки поиграют с ним. Сколько песка? Много. Что он делает? Сыплется. Мы сейчас с вами порисуем на нашем песке. Показали указательный пальчик, этим пальчиком мы нарисуем круглый мяч.

Психолог демонстрирует, как нужно играть с песком, набирает его в руки и высыпает обратно, потом рисует круг и даёт каждому ребенку по очереди сделать тоже самое.

Молодцы! Вы так хорошо поиграли с песком и порисовали, что папа-заяц хочет с вами сделать зарядку и подуть мыльные пузыри.

3. Дети выходят на коврик ловят/дуют мыльные пузыри, делают зарядку с папой-зайцем (повторение, см. занятие от 8.10.13).

4. Дети садятся за стол. Психолог раздает картинки с изображением мяча, тычки, окунутые в желтую краску.

Что это? Мячик. Мячик какой? Большой, круглый. Сейчас мы с вами будем раскрашивать наш мячик краской. Какого цвета это краска? Жёлтая, как солнышко. Давайте возьмем в правую ручку нашу волшебную кисточку и будем ей «топать» по нашему мячику. Вот так – топ, топ, топ (раскрашиваем рисунок в пределах контура примакиванием). Молодцы! Теперь говорим папе-зайцу до свидания и идем мыть руки.

Я НАДЕНУ КУКЛЕ БУСЫ

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Развитие сенсорного восприятия;
  • Закрепить знания о геометрической фигуре – круг;
  • Закрепить понятие «одинаковые»;
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • Закрепление пространственных представлений;
  • Развитие мелкой моторики, речи;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога-психолога.

Материалы:

Кукла, картинки с изображением нитки с бусинами по количеству детей, круги из набора кассы цифр и счётного материала, соответствующие количеству бусин на картинках, красивая баночка/коробка, мячики-попрыгунчики, мыльные пузыри, пластилин, картинки с изображением нити для бус (на творчество).

Ход занятия:

1. Психолог показывает куклу.

Посмотрите, ребята, кто к нам сегодня пришёл в гости. Кто это? Кукла. Кукла какая? Красивая, нарядная, большая. Давайте мы поздороваемся с нашей куколкой (дети по очереди здороваются с ней за ручку).

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь!

Глазки сразу открывает,

Только на руки берешь.

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

Дети рассматривают куклу, показывают и называют части тела.

Наша куколка грустная, она плачет. У куколки порвались бусы. Мы поможем нашей кукле? Сделаем ей новые бусы? Вот какие бусы есть у меня (психолог раздаёт картинки с бусами и круги), а ещё у меня есть вот такие бусинки. Какие они? Круглые, маленькие. Сколько их? Много. Берем ОДНУ бусинку и ищем круглый домик для неё на картинке. Теперь берем ещё ОДНУ бусинку и ищем круглый домик для неё, и так пока не закончатся бусинки и домики для них. Какие вы молодцы! Сделали нашей кукле новые, красивые бусы! За это она приготовила для вас подарки.

2. Психолог достаёт коробочку с мячиками-попрыгунчиками (повторение, см. занятие от 10.10.13).

Молодцы! Вы так хорошо поиграли с мячиками, что кукла хочет с вами сделать зарядку и подуть мыльные пузыри.

3. Дети выходят на коврик ловят/дуют мыльные пузыри, делают зарядку (повторение, см. занятие от 8.10.13).

4. Дети садятся за стол. Психолог достает картинки с изображение ниточки для бус и маленькие кусочки пластилина.

А теперь давайте мы с вами сделаем подарки для наших мам. Посмотрите внимательно на листочки, на них нарисованы ниточки. Покажите мне, Арслан, где на твоем листике нарисована ниточка. Мы берем с вами ОДИН кусочек пластилина, кладем его на ладошку и катаем колобок. Катаем, катаем – колобок получаем. Вот какой красивый, круглый колобок получился. Теперь лепим нашу круглую бусинку на ниточку. Берем ещё ОДИН кусочек, снова катаем его на ладошке и лепим на нашу ниточку и так, пока на ниточке не кончится место. Молодцы! Какие красивые бусы вы сделали для мам! Говорим куколке до свидания. И идем мыть руки.


Не «стоять» на месте малышу помогут развивающие игры для детей 2 лет. Они направлены на совершенствование психических, интеллектуальных, социальных и физических качеств, которые к тому моменту времени уже в некоторой степени сформировались.

Как развивать ребенка в 2 года

К этому сверхответственному занятию спонтанно приступать нельзя. Сначала родителям важно проанализировать, какие навыки уже приобрел их карапуз. К тому моменту времени дети должны овладеть следующими умениями:

  • ходить;
  • подпрыгивать;
  • сохранять равновесие;
  • ударять по мячу ногой;
  • строить из кубиков башню;
  • мыть самостоятельно руки и ;
  • кушать, не пачкаясь;
  • знать до 200 слов;
  • повторять небольшие ;
  • имитировать поведение взрослых.

Развивающие занятия для детей 2 лет направлены на совершенствование таких сторон личности малыша:

  • физическая;
  • эмоциональная;
  • социальная;
  • интеллектуальная и так далее.

Игры, развивающие память

Такие задания способствуют запоминанию различного рода информации, которая отличается сложностью. Одновременно тренируется слуховая и зрительная память. В таких играх используются развивающие картинки для детей 2 лет. Эти занятия очень увлекательные. Дети 2 лет испытывают массу положительных эмоций. Развивающие игры могут быть такими:

  1. «Найди пару». Взрослый показывает крохе картинку, потом прячет ее и просит карапуза отыскать такую же.
  2. «Что на картинке?» Детям дают карточку с изображением нескольких предметов или какого-то сюжета. Потом взрослый забирает картинку и задает вопросы по увиденному.
  3. «Что исчезло?». Мама раскладывает на столе игрушки или игровые карточки, потом убирает что-то одно и просит ребенка сказать, что исчезло.
  4. «Мои приключения». Вечером или следующим утром взрослый может попросить кроху рассказать, что он делал на детской площадке или в парке.

Игры, развивающие мышление

Эти логические задания помогают детям 2 лет сравнивать предоставляемую им информацию, анализировать ее и устанавливать элементарные закономерности. Умения, приобретаемые благодаря таким развивающим играм, в дальнейшим помогут детям решать сложные школьные задачи и справляться с житейскими тяготами. Такие задания учат рассуждать и самостоятельно делать заключения. Вот какие развивающие игры для детей 2 лет могут использоваться:

  1. «Пазлы» – они могут состоять первоначально из 2-4 элементов;
  2. Сортирование предметов по признакам – по размеру, цветовому соотношению, форме, типа материала, из которого изготовлены;
  3. «Кто чем питается» – для такой игры детям 2 лет понадобятся специальные развивающие карточки;
  4. Сопоставление понятий – много-мало, высокий-низкий, мягкий-твердый и так далее;
  5. Загадки – малыш должен по описанию узнавать предмет или животное;
  6. «Часть и целое» – суть таких зданий состоит в том, чтобы по фрагменту (хвост, лапа, хобот или что-то другое) дети узнали, кто перед ними.

Игры, развивающие внимание

Эти задания потребуют от детей 2 лет усидчивости. К тому же они научат крох концентрироваться на конкретном объекте. Развивающие игры для детей на внимание могут быть следующими:

  • «прятки»;
  • «найди по силуэту предмет»;
  • «отыщи пару»;
  • «какой кусочек откололся от картинки»;
  • поиск предметов – по 1-му или 2-м признакам;
  • «найди такой же узор» и так далее.

Игры, развивающие речь


Такие увлекательные занятия направлены на обогащение словарного запаса карапуза. Первоначально взрослые столкнуться могут с тем, что малыш отвечает «детским языком». Психологи и логопеды сходятся во мнении, что все крохи, начавшие постигать развивающие игры для детей 2 лет, проходят этот этап. Через время они уже начинают отвечать по-взрослому.

Игры, развивающие речь ребенка в 2 года, могут быть такими:

  1. «Вопрос-ответ». Взрослый в упрошенной форме расспрашивает малыша, что он видит на картинке.
  2. Обсуждение прочитанного – стишка, сказки, рассказа.
  3. Обучение использования в речи эпитетов. Нужно помочь малышу не просто упоминать какие-то предметы, рассказывая, что видит на картинке, а описывать их.
  4. «Сказочник». Ребенок 2 лет вместе со взрослым пытается пересказывать короткие истории.
  5. Изучение с малышом предлогов, наречий и местоимений.
  6. Прослушивание песен и сказок.
  7. Знакомство с новыми предметами. Важно не просто называть их, а показывать, из каких элементов состоят, для чего нужны и так далее.

Развивающие игры для детей 2 лет дома

Для таких увлекательных занятий могут использоваться покупные наборы или подручные средства. Крохам очень нравятся такие игры. Направлены они могут быть на развитие различных навыков и способностей детей. Очень нравится малышам 2 лет лепка. Такие развивающие занятия для детей могут включать следующие упражнения:

  • раскатывание ;
  • игра с тестом;
  • работа с пластмассовым ножом;
  • лепка фигурок из пластилина либо теста.

К тому же развивающие занятия для детей 2 лет дома могут включать в себя рисование. Сначала кроха осваивает выполнения простых линий: дорожек, прямых и волнистых. В этом же периоде дети учатся правильно подбирать цвета: если рисуют солнышко – желтый, траву – зеленый, море – синий и так далее. К тому же ребенок во время таких занятий осваивает работу с кисточкой.

Также развивающие игры для детей 2 лет стимулируют мелкую и общую моторику. Они могут включать в себя такие занятия:

  • застегивание липучек;
  • пересыпание круп;
  • лепка;
  • аппликации;
  • взбивание венчиком мыльной пены;
  • собирание воды губкой;
  • сминание бумаги;
  • игра с прищепками;
  • составление узоров при помощи макаронных изделий, круп;
  • перекладывание бусинок пинцетом.

Развивающие компьютерные игры для детей 2 лет


Между бабушками-дедушка и родителями не утихают споры по поводу того, можно ли в таком возрасте сидеть у монитора. Люди старой закалки считают, что лучшие развивающие игры для совершенствования навыков детей 2 лет – это беготня во дворе. Такую точку зрения они аргументируют тем, что у компьютера зрение падает, осанка портится, да и ребенок становится нервным. Однако если подойти с умом к такому развивающему занятию, все эти последствия пожинать не придется.

У малыша должны быть установлены временные ограничения пребывания у компьютера. К тому же родителям следует ответственно отнестись к тому, какую игру запустить чаду. Существуют развивающие программы для детей 2 лет. Их суть заключается в том, что крохе нужно перевернуть картинку, достроить домик, собрать или найти того, кто спрятался. Такие занятия очень увлекательные.

Развивающие настольные игры для детей 2 лет


К этому возрасту ребенок уже способен воспринимать элементарные правила и может манипулировать предлагаемыми ему предметами. Однако домашние развивающие игры для детей 2 лет несколько отличаются от тех настольных карточек, что предусмотрены для малышей постарше. Можно выделить 3 основных различия:

  1. Простота правил.
  2. Игра заканчивается раньше, чем успевает надоесть непоседе.
  3. Все элементы выполнены из натурального прочного материала.

Различают такие познавательные пособия:

  • развивающие игры для детей 2 лет - раскраски;
  • карточки для изучения транспорта, времен года, профессий и так далее;
  • игра «продуктовый магазин»;
  • карточки «съедобное-несъедобное»;
  • пособие «учим время» и другие.

Развивающие подвижные игры для детей 2 лет


Цели:

Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нежном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Игрушечные молоточки.
Построенные из конструктора одно-, и двухэтажный домики. Платочки.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска, желтый пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».

Ход занятия:

Приветствие

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Пальчиковая игра «Строим дом»

Целый день - тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат.
Строим дом для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
В нем мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Дети стучат игрушечными молоточками по полу.

Дидактическая игра «Домик на горе»

На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Сколько домиков? Три домика. Какой из домиков самый высокий? Какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике?

Сейчас я накрою платочками домики, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот тут приготовлены наши прищепки. Сейчас мы в вами сделаем из них красивый забор для наших домов.

Динамическая пауза «На стройке»

Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете? (Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия. В качестве препятствий используются пеньки, «лужи» и т. п.).

Конструирование «Выложи домик»

На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

Вот и наступил вечер, стало темно. Давайте включим свет, пусть загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и закрашивайте окошки на доме.

Лепка «Взошла луна»

А вот и луна взошла на небе. (На том же листе, где рисовали огоньки в окнах домов). Давайте слепим ее из желтого пластилина. Сначала раскатаем тонкую колбаску. Затем загнем ее и приложим к ночному небу. Придавите пластилин. Луна готова!

Динамическая пауза «У медведя дом большой»

У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)

А у зайца - маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)

Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)

А за ним и заинька.
(Прыжки)

Мы зверяток провожаем
(Прощальные махи рукой)

Заниматься продолжаем.

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

1. Учить понятия «много – мало».

2. Ближе к трем годам - осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).

3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 - 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам – учитывайте интерес ребенка и его способности).

4.Учиться сортировать предметы – по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

7. Учиться сопоставлять - играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

8. Играть в загадки – мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например – маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

9. Угадывать животное по описанию.

10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):

13. Ближе к трем годам – конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


14. Начиная с 2,5 лет – играть в "Сложи квадрат" Никитина (на первых порах - вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

15. Начиная с 2,5 лет – играть в сборные конструкторы-пазлы:

16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в "холодильник", животных в "домик"). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше – долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

17. Классификация предметов - играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Игры с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п.

21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) – находить ошибки на картинках (работа с пособиями) – чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии "Умные книжки":

Изучение свойств предметов.

1. Цвета предметов.

2. Геометрические фигуры, формы.
3. Длинный-короткий.
4. Высокий – низкий.
5. Широкий-узкий.
6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).
7. Теплый-холодный.
8. Твердый-мягкий.
9. Гладкий-шершавый.
10. Тяжелый-легкий.
11. Вкус, запах.

Развитие внимания.

1. Играть в «Найди!» - просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно – найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. – играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

2. Игра в «Найди пару» - более усложненный вариант, чем это было от года до двух – найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:


3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

4. Ближе к трем годам - построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

6. Поиск предметов по одному признаку - найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

7. Поиск предметов по двум признакам - найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

Как развивать память.

1. «Что пропало?» - запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме – мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать .

2. Что появилось? – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

7. Игра «Найди пару» с прятками – мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти - где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

9. «Мемори» - игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз - таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти ("найди, на какой карточке нарисован мишка?"). Другой вариант "Мемори" можно .

Физическое развитие.

1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

5. Изображать движения животных по показу мамы.

6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

7. Прыгать, как зайка.

8. Изображать птичку - махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке», подпрыгивать – «взлетать».

9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

13. Перекатываться по полу, как колобок.

14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

20. Ходьба по массажным поверхностям.

21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.

22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.

23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) - развитие координации.

24. Подлезание под натянутой веревочкой.

25. Игра «Поймай солнечного зайчика» - играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в "догонялки", "волк и зайчата" и т.п.

27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.

28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

32. Игры на фитболе.

33. Игра "Улиточка и домик". Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки - пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

34. Ходьба на руках:

Музыка и ритм.

1. Слушать много песенок по возрасту.

2. Учиться слушать музыку - прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы "О чем нам рассказывает эта мелодия?". Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу - кто его зовет).

7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» - как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

8. Пробовать определять, откуда идет звук (например – "слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?").

9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых - барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) – играть в угадай мелодию – мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

13. Петь песенки ребенку.

14. Танцевать – быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками – движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек - на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами – ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

Рисование.

1. Рисовать дорожки.

2. Рисовать кружочки.

3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки - ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

5. Рисовать короткие и длинные линии.

6. Ближе к трем годам - раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально - учить ребенка раскрашивать или нет).

7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).

8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

5. Аппликация из рваной бумаги.

Конструирование.

  1. Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
  2. Играть с «лего».
  3. Ближе к трем годам - строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
  4. Игры с блоками Дьенеша.
  5. Игры с палочками Кюизенера.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, "корова дает молоко", "коза бодается" и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то - дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

10. Изучить темы:

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых.Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы "Человек" - строение, части тела, (по желанию родителей - элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» - попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» - изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

15. Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п.

Развитие на прогулке.

1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на дороге. Объяснить, что тротуар - для людей, дорога - для машин. Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор, зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать дви­жение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу, оценивать как двигаются машины - быстро - медленно, объяснять, что мы переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.

2. Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как «туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко», «близко», «возле»), изучать предлоги места.

3. В домике на площадке играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения, вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как луч­ше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо дру­гого родного человека), что ему сказать.

4. Изучать растительность – цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые, появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать деревья, цветы из лейки.

5. На примере деревьев, травы, кустов, веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий».

6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легко­вой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).

7. В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?» предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших активно осваивать фразовую речь).

8. Солнышко: беседовать на тему о том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем (спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).

9. Небо: наблюдать за изменениями в небе – облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.

10. Наблюдать за луной.

11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.

12. Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий», «теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета, свойства предметов и т.п.

13. Развивать словарный запас – обсуждать различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения, люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.

14. Обсуждать необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.

15. Играть с песком. Обратить внимание на свой­ства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дож­дя) - становится влажным, и из него можно лепить «пирожки».

16. Играть со снегом.

17. Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов «тонет - не тонет») – по желанию родителей.

18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.

19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.

20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).

21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).

22. В свободное от игр время учить стихи.

23. Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и инструментов.

Развитие речи.

Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы .

Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг – дома, на улице.

2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!).

6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

7. Слушать песенки.

8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой).

10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

Артикуляция.

Моторика (общая и мелкая).

1. Заниматься пальчиковой гимнастикой.
2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством.
3. Играть с рамками-вкладышами.
4. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается – то и застегивать их).
5. Застегивать – расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).
6. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.
7. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой.
8. Играть с наклейками.
9. Учиться мыть руки (акцент на слове «учиться», побуждать к освоению навыка, но не заставлять), в том числе включать-выключать кран (если конструкция крана позволяет это сделать легко), намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки.
10. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) в блюде с водой ложкой или ситечком и складывать их в сухой стакан.
11. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) из стакана.
12. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня).
13. Набирать и переливать воду с помощью клизмы или пипетки .


14. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее.


15. Комкать бумагу (делать круглые комочки) и проталкивать полученные комочки в бутылку, баночку с узким горлышком.
16. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли:


17. Играть с прищепками.


18. Играть с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.


19. Играть со шнуровками.
20. Играть с мозайкой, «Лего», другими конструкторами.
21. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.
22. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.
23. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки.
24. Опускать мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, узкое отверстие.
25. Некоторые игрушки для развития моторики (самостоятельное развитие в игре):

Логический квадрат:

Шнуровки:

Разрезные овощи и фрукты:

Медвежата:

Рыбалка:

По прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, соретры и др.

Развитие сенсорики.

1. Ощупывать предметы различной фактуры, обсуждать их свойства.

2. Играть в «найди пару» с кусочками материалов разной фактуры (на рисунке - пособие "завези каждую машину в свой гараж". Для выполнения задания ребенок сравнивает различную фактуру белых материалов – мягкая бумага, твердый картон, ватный диск, белый трикотаж):

3. Ближе к 3-м годам - определять предметы на ощупь (вытаскивать из мешочка, не глядя, по заданию мамы фигуры, овощи, фрукты, игрушки, определять на ощупь, что за предмет лежит в мешочке и т.п.).

4. Знакомиться со вкусами, запахами, играть в игры «найди такой же вкус, запах».

Взаимодействие со сверстниками.

1. Обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к детям (какая хорошая девочка! Она такая же малышка как и ты! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?).

2. Знакомиться на площадке с другими детьми, побуждать к совместным играм – вместе строить и ломать куличики, и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть самостоятельно – взаимодействовать и играть вместе им будет помогать мама. Такие игры и социализация особенно важны, если ребенок в скором времени пойдет в детский сад.

3. Учить меняться, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой.

4. Учить жалеть и сопереживать горю другого (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

Бытовые навыки и самообслуживание.

Все указанные ниже навыки очень индивидуальные. Малыша лучше подталкивать, побуждать к их освоению, хвалить за успехи, но не заставлять их выполнять через силу.

1. Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем - с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду (если конструкция крана не слишком сложная), намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона).

2. Вместе с мамой убирать за собой стол после еды.

3. Вытирать разлившуюся жидкость губкой.

4. Самостоятельно есть густую пищу.

5. Ближе к трем годам учить самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы (сильно облегающую одежду, молнии, крючки и т.п.) застегивать, расстегивать вместе с мамой.

6. Поливать цветы (идеально – летом на улице из лейки).

7. Ближе к трем годам – складывать свою одежду (учиться).

8. Убирать игрушки на место (учиться, вместе с мамой, по просьбе мамы, большинство детей не может в этом возрасте убирать игрушки самостоятельно и по собственному желанию).

9. Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п. Заинтересовать ребенка домашним трудом будет намного легче, если поручать малышу то, что будет по-настоящему интересно для него.

10. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заблаговременно (минимум за полгода) начните приучать ребенка к нужным навыкам – одеваться-раздеваться, умываться, особенно важно – тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть. Не откладывайте обучение на последний момент – чудес не бывает – чтобы обучиться этим умениям потребуется достаточно времени. Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если у ребенка не будет возникать проблем при самообслуживании.

Развитие желания заниматься и развиваться.

1. Хвалить за успехи.
2. Не ругать за неуспехи и нежелание заниматься (со временем все обязательно получится, просто может не сейчас и не сегодня, а если и не получится никогда – стоит ли из-за этого расстраиваться?).
3. Заниматься тем, что интересно ребёнку . Любой навык (внимание, логику, моторику) можно развивать бесчисленным количеством упражнений. Среди них вполне можно найти то, что больше всего понравится вашему малышу (например, если ребенок не любит пальчиковую гимнастику, вполне успешно можно заменить это лепкой и рисованием, не любит слушать чтение – заменить это живым общением и т.п.)
4. Заниматься развитием тогда, когда хочет и может ребенок (иногда бывает, что мы приступаем к развивающим играм после того, как переделаем домашние дела и другую работу, а к тому времени малыш уже наигрался, устал и больше хочет отдохнуть и расслабиться, а не выполнять сложные задания).
5. Преподносить развивающие игры и занятия в игровой форме.
6. Заниматься тем, что по силам ребенку – у каждого свои склонности и способности. Кто-то с удовольствием и долго сидит возле мамы и с интересом слушает книжку, кого-то хватает только на 10 минут – и в этом нет ничего страшного, наверняка он хорошо справляется с другими делами. Кто-то легко считает и выполняет задачи на логику и внимание, кто-то этого не делает, зато хорошо рисует. Кто-то не рисует, не любит чтение, кажется вообще ничего не любит, зато намного лучше других делает вещи, которые лежат вне сферы раннего развития (например, во много раз добрее и нежнее своих сверстников, инициативнее и ответственнее, быстрее и стремительней и т.п.).

7. Занятие ранним развитием происходит намного проще и веселее, если адекватно оценивать способности ребенка и «не бежать впереди паровоза», выполнять задания, которые будут по силам малышу, даже если все стальные сверстники (как правило, эти «все» при ближнем рассмотрении оказываются далеко не большинством) ушли намного дальше.

Кризис трех лет.

Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет. Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех психологов и педагогов для этого непростого времени такой – это трудно, но когда-нибудь все закончится, "кризис трех лет" надо просто пережить. Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни – почитайте литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в этом возрасте.

Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша – это не значит, что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать – а что ему сейчас действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам решать, что ему делать в тот или иной момент.

Кризис трех лет - это серьезное испытание для связи "мама-ребенок", для умения и желания мамы принимать ребенка таким, какой он есть. Если вам становится все сложнее с малышом, который вчера был ангелом – знайте, это не ребенок испортился. Это необходимый этап его развития, от которого страдает не только мама, но и сам малыш. Старайтесь не обижаться и не злиться на малыша, и помочь себе и ребенку справиться с трудностями и выйти из этого периода по прежнему любящими и понимающими друг друга близкими людьми. Хороших методов и способов, которые смогут вам помочь достаточно много – не сдавайтесь и ищите выходы из самых сложных ситуаций. Помните, что нам посылают тех детей, которых мы способны вырастить счастливыми и полюбить всем сердцем.

Удачи Вам в развитии и воспитании ваших детей. Пускай они растут здоровыми и счастливыми!

Нравится