Горшочные дела. Или почему ребёнок прячется, когда хочет в туалет? Застенчивый малыш

В своей психологической практике столкнулась с тем, что некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.

Что делать нам, взрослым?


Возможные причины таинства горшочных дел

Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно, стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс домой», терпя весь день.

Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться» в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет, то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.


Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами крохи – это стыд.

А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Из опыта:

В какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник тайком.

Мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него возникло чувство несостоятельности и стыда…

Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!! (есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и все счастливы!


Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:

Девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх, что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение, сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре, развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в подгузник, в игре. На горшок пока страшно.

Мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался, возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в 4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал прятаться.

Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых усилий и действий. Всё просто.

Что делать нам, взрослым?

Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не постыдно.

1.Относитесь сами нормально к данному процессу, без брезгливости и страха загрязнения.

2.Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на пол родителя.

3.Давайте возможность познания. У малышей есть период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит, понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это. Не переживайте, данное занятие не станет постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу (спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.

Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не будет находиться постоянно в подгузнике.

Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как это делают ваши питомцы и животные на улице.


4.Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым, предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время, и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки, которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда залезть и удержаться.

5.Создавайте благоприятную, расслабляющую среду: меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда всё наладится)

Успехов вам в воспитании и развитии вашего ребёнка!!!

Почему в эту игру играют все дети? Будучи представителями разных культур, разных жизненных условий, обладателями разного темперамента и других индивидуальных особенностей, тем не менее, они объединены общим для всех увлечением - игрой в прятки.

Часто можно услышать, что в основе этой игры - стремление к поиску, тренировка к достижению цели во взрослой жизни, древний инстинкт охотников. Возможно, в этом есть часть ответа на вопрос.

Но я предлагаю взглянуть на эту забаву с другой точки зрения. С позиции не того, кто ищет, а того, кто прячется.

Разве прячась ребёнок мечтает на самом деле о том, чтобы остаться незамеченным? Разве, выискивая самые укромные места в доме, в квартире или во дворе, он на самом деле хочет, чтобы его никогда не нашли, а не найдя - забыли? Нет, конечно!

Дети прячутся потому, что очень хотят быть найденными. Особенно если затеяна игра с мамой или с папой. В этом проявляется их неистребимое стремление к близости и контакту. Их манит немножко подразнить своё чувство защищенности, устроить ему испытание, пощекотать нервишки.

От чего удовольствие, когда твое укрытие разгадано, когда тебя вытаскивают из твоего секретного логова на свет крепкие родительские руки, только многократно возрастает.

Дети хохочут и готовы повторить этот опыт снова и снова. Чтобы снова и снова почувствовать, как ты нужен, как ты важен, как тебя ищут и не остановятся, пока не найдут. До победного конца, наперекор всем препятствиям!

Наши дети тоже не исключение. Тоже очень любят играть в эту игру.

Заслышав гул мотора машины, когда папа возвращается с работы, они с воплями: «Это папа! Прячемся!» - рассыпаются по дому, прячутся, затихают и ждут…

Иногда к пряткам подходят достаточно формально . Наша средняя дочь в возрасте 3-4 лет месяцами не меняла места для своего укрытия. Сначала она пряталась за диваном. Потом - просто за дверью.

И очень долго мне было непонятно, почему она сидит почти на виду. Какой смысл в таких прятках? Пока я не поняла того, о чём сейчас пишу. Её не интересовало быть хорошо спрятанной, её интересовало быть обязательно найденной.

Она сидела в укрытии тихо-тихо, как мышка. А на лице - «шум и толкотня» эмоций. От волнения и легкой тревоги от собственноручного усиления разделения с папой: «только бы нашёл!» - до щекочущего предвкушения восторга от предстоящего момента нахождения.

Только когда подросла немного, стала прятаться более изобретательно. Теперь её интересует не только быть найденной, но и еще поводить папу за нос так, как это делает старший брат.

В тех редких случаях, когда папа сдаётся, не зная, где ещё можно искать сына, последний, конечно, доволен своей победой. Но потом всё равно спросит: «Ну как же ты меня не нашёл, папа?» Чувствуется эта досадная горчинка среди бурной радости.

В определенный период раннего детства (чаще всего в возрасте 3-5 лет) многие детки проходят период застенчивости. При встрече с малознакомыми людьми ребенок отворачивается, прячется за маму, краснеет и избегает общения. Причем ребенок может начать стесняться даже близких ему людей - бабушек и дедушек. У некоторых малышей стеснительность проявляется сильнее, у других слабее. Большинство детей "перерастают" этот период и стеснительность проходит сам собой, особенно если взрослые не сильно акцентируют внимание на этом явлении. Но у некоторых малышей застенчивость становится чертой характера.

Каковы же причины застенчивости? Почему один ребенок открытый, приветливый, а другой боится взрослых и других детей? И как помочь малышу справиться со стеснительностью?

Не стоит бить тревогу, если ваш малыш не проявляет интереса к совместным играм, если вы не можете отдать его детское дошкольное учреждение только потому, что он боится других людей. Не ругайте ребенка за стеснительность и не принуждайте его . Дайте малышу освоиться и через несколько минут он сам начнет общаться.

Бывает и так, что ребенок, который в два-три года еще был слишком застенчивым, уже к четырем годам становится заводилой в компании и отлично общается с другими детками. До пяти-шести лет считается вполне нормальным, если малыш чего-то боится. А вот отсутствие страха вообще должно насторожить.

Проявления застенчивости у малыша

Понять, что ребенок смущается можно очень легко. При посторонних людях малыш сжимается, начинает сторониться, отворачивается, не реагирует на приветствие или фразы, которые обращают к нему люди, прячется за родителей.

Застенчивость особенно заметна, когда ребенок выполняет что-то новое для него. Он боится проявить инициативу, просит других членов семьи ему помочь, а также боится показать то, что не умеет чего-то.

Особого пика застенчивость отражается на характере малыша к пяти годам. Но, если эти качества проявляются очень сильно и ребенку требуется слишком много времени, чтобы освоиться с малознакомыми людьми, то застенчивость может сохраняться и в дальнейшем. Даже во взрослой жизни.

Причины возникновения застенчивости у детей

Ученые предлагают несколько причин, которые могут привести к тому, что детки приобретают эту черту характера.

Первая причина – биологическая предрасположенность. Считается, что некоторые дети по природе на конкретные ситуации реагируют болезненно или же у них один родитель страдает такой проблемой.

Вторая причина, которая может оказать влияние, это стрессовая ситуация. Например, в три года ребенка отправляют в детский сад . И если там попадается не добросовестный воспитатель, который унижает малыша перед другими, то это может повлиять на то, что ребенок станет бояться общения.

Третья причина, которая встречается очень часто, это отношение родителей к ребенку. Если малыш то и дело слышит в свой адрес только упреки и критику, то вполне вероятно, что он будет застенчивым. Или же когда родители просто стараются не замечать своего ребенка, просят его не путаться под ногами, а тихонько сидеть и не мешать. Но и обратное поведение родителей - гиперопека, тоже может привести к застенчивости.

Как помочь застенчивому малышу?

Если вы заметили, что ваш малыш начал проявлять застенчивость, то в первую очередь вам надо разобраться в причинах такого поведения.

Как мы говорили ранее, временный период застенчивости не требует корректировки. Все что необходимо - не принуждать малыша к немедленному общению, а дать ему время привыкнуть к новым людям или обстановке . Если же застенчивость становится проблемой, нужно постараться сгладить эту черту характера.

Первое, что вы должны сделать, это обратить внимание на свое поведение. Не давайте малышу невыполнимых заданий, не критикуйте его без повода, не стыдите при каждом удобном случае. И еще один важный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если ему только три года. Это уже личность, которая может остро реагировать на ваши действия. И помните, что ваше отношение к своему малышу не проходит бесследно. Дайте ребенку свободу, иногда необходимо подключиться к игре и родителям, а иногда и дать малышу самому заниматься важными для него делами.

Если в семье все в порядке, родители не страдают социофобией, но малыш ходит в детский сад, то следует обратить внимание на отношение воспитателя к детям.

Старайтесь больше общаться с другими детками. Например, можно начать с того, чтобы играть на детской площадке с одним малышом, а затем повести ребенка в детскую школу развития. Все должно быть постепенно, малыш должен вам верить и знать, что в случае опасности вы будете рядом. Не старайтесь убрать из жизни ребенка все ситуации, которые смогут его испугать . Необходимо готовиться к ним заранее и учить ребенка как вести себя в таких ситуациях.

Вы должны помнить, что родители играют главную роль в жизни своих детей. И вы реально можете помочь малышу преодолеть застенчивость или хотя бы сгладить её проявления, хотя это долгий процесс.

Евгения Хоновец специально для сайта

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Внутренний мир и интеллект

Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Говорите о своей любви

Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!". Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помоут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Немного отступите от правил

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Играйте вместе!

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

  1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
  2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
  3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
  4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
  5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
  6. Придуманная история должна иметь положительный результат.
  7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
  8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.

"Быстрые ответы".

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Другой вариант игры - "Мяч в кругу".

Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

В своей психологической практике столкнулась с тем, что некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.

Что делать нам, взрослым?


Возможные причины таинства горшочных дел

Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно, стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс домой», терпя весь день.

Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться» в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет, то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.


Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами крохи – это стыд.

А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Из опыта:

В какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник тайком.

Мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него возникло чувство несостоятельности и стыда…

Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!! (есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и все счастливы!


Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:

Девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх, что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение, сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре, развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в подгузник, в игре. На горшок пока страшно.

Мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался, возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в 4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал прятаться.

Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых усилий и действий. Всё просто.

Что делать нам, взрослым?

Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не постыдно.

1.Относитесь сами нормально к данному процессу, без брезгливости и страха загрязнения.

2.Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на пол родителя.

3.Давайте возможность познания. У малышей есть период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит, понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это. Не переживайте, данное занятие не станет постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу (спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.

Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не будет находиться постоянно в подгузнике.

Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как это делают ваши питомцы и животные на улице.


4.Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым, предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время, и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки, которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда залезть и удержаться.

5.Создавайте благоприятную, расслабляющую среду: меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда всё наладится)

Успехов вам в воспитании и развитии вашего ребёнка!!!