Производственный процесс: Как шьют футболки и толстовки. В каких странах шьют одежду известных брендов? (карта)

Oh, my - российский бренд одежды, созданный Сергеем Ковеленовым из Санкт-Петербурга. Ставка сделана на простую, лаконичную одежду трёх цветов: белого, чёрного, серого. Заказы на пошив размещаются на швейных фабриках в Петербурге, Ленинградской области, Подмосковье и Латвии. За последний год компания выпустила 20 000 единиц продукции, годовой оборот составил 13 млн рублей. В планах компании - через год увеличить оборот до $1 млн.


Сначала разрабатываются модели, для которых конструктор создаёт лекала и технические карты. На сезон осень-зима 2013-2014 было запланировано 36 новых моделей, не считая постоянного пополнения ассортимента «вечными» вещами - футболками, фуфайками, водолазками, толстовками и трениками.

Следующий шаг - выпуск контрольного образца. Это нужно для понимания будущего внешнего вида модели, устранения дефектов и тестирования перед серийным производством. Кроме того, так фабрика рассчитывает время, затрачиваемое на пошив, и уточняет себестоимость. После тестов образцов некоторые модели дорабатываются, от части из них отказываются или переводят выпуск в другой сезон.

Второй шаг - утверждение производственного плана. Он составляется руководителем Oh, my за три месяца до начала сезона, утверждается вместе с конструктором и маркетологом. По нему ведётся вся основная работа по выпуску сезонных линий вещей.


Если всё в порядке, можно приступать к раскройке привезённых рулонов ткани.

Ткань раскатывают в многослойный пирог на раскройном столе и на несколько часов оставляют разглаживаться. После этого закройщицы закрепляют на ткани лекала, стараясь максимально эффективно использовать каждый сантиметр, и с помощью специального ножа вырезают из полотна детали будущих вещей - рукава, спинки, манжеты и так далее.

Раскроенную ткань бригадир смены разносит швеям, причём каждая работает только с определённой деталью, руководствуясь технической картой. Одна операция занимает в среднем от 20 до 180 секунд. Швеи зарабатывают около 35 000 рублей в месяц.



После того как изделие готово, пришиты бирки и пуговицы, оно поступает гладильщице, которая отпаривает его и приводит в товарный вид.

Контроль качества происходит на этапе упаковки: срезаются торчащие концы ниток, проверяется наличие необходимой фурнитуры. Упаковщица аккуратно складывает каждое изделие, помещает в пакет, прикрепляет наклейку, убирает в коробку.

Наполненные коробки с продукцией отгружаются на склад Oh, my. Такие поставки приходят в компанию каждую неделю.




Текст: Ника Матецкая

Ателье, сделанное голландским банкиром, который в Москве начал испытывать недостаток делового гардероба - и решил восполнить его сам. Костюм - от 25 тысяч рублей

Фотография: Максим Шер

Екатерина Лопаткина и Пол Коммандеур, совладельцы: «Главный минус фабричного производства - все шьется на «среднего человека». Многим приходится потом отдавать вещь портному, чтобы подогнать длину рукава и углубить вытачку. Персональный пошив позволяет этих неудобств избежать. К нам ходят совершенно разные люди - но в основном все же те, кому нужно костюм носить по работе. Хотя много заказов для свадеб и других ярких событий, в том числе от людей, которые не носят костюмы каждый день, а хотят, например, пиджак в клетку или «собачий зуб» с цветными патчами на рукавах. Или просто увидели новый костюм на Харви Спектере (главный герой сериала «Suits». - Прим. ред.) и не могут теперь без него.

Нам хочется привить российским мужчинам, прежде всего, правильный крой, избавить их от привычки носить костюм и сорочку на 2–3 размера больше, слишком длинные бесформенные брюки и широкие рукава. Ну и да - костюм может быть не только черным и темно-серым. Вообще, черный костюм в офисе - это дурной тон. Для черного костюма у мужчины в жизни есть только два события - свадьба и похороны

Made-to-measure - технология, с которой мы работаем, - предполагает снятие мерок на основе системы тестовых лекал. В технологии bespoke пошив выполняется одним портным, который строит лекало вручную. Здесь слишком много зависит от личности портного. Ну и вообще, разницу между bespoke и made-to-measure могут выявить не более 5 процентов профессионалов. И за эту разницу вам придется заплатить в пять раз больше. А иногда и в десять».

Indever

Российская компания со студиями в пяти городах России. Уже шьют костюмы, пиджаки, рубашки, пальто, брюки и сумки, собираются делать джинсы, галстуки и обувь. Костюм - от 25 тысяч рублей


Фотография: Максим Шер

Константин Ефимов, коммерческий директор: «Один мой партнер - из строительного бизнеса, я - из телекоммуникационного, третий - из государственного сектора. Началось все с того, что наш гендиректор познакомился с отцом владельца одной голландской компании, которая занимается индивидуальным пошивом, - Munro Tailoring. Он убедил его в том, что партнерство с нами будет очень успешным - и мы запустились. Надежды оправдались: у голландцев 300 партнеров в разных странах, а мы за два года пришли к тому, что уже составляем 10 процентов их оборота. Дальше у нас появилась идея сделать ателье, которое будет полностью делать мужской лук, - скоро мы будем сами шить и галстуки, и сумки, и обувь. Эта ниша - total look - на рынке пуста.

Вначале мы учились снимать мерки - спасибо голландцам, они дают технологию, которая позволяет делать это самостоятельно. Тренировались на друзьях - поначалу им приходилось проводить в примерочной по 3–4 часа (сейчас на снятие мерок уходит не более 30 минут). Правда, каждый из нас троих видит по-разному, как должен сидеть костюм. Но в этом суть индивидуального пошива.

Мужчины становятся более свободными в выборе цветов - у нас стали заказывать яркую клетку и полоску, светлые костюмы, смокинги и даже красные пиджаки. Российский клиент более притязателен к деталям: как должен идти стежок, как должна быть пришита пуговица, насколько правильно прострочены петли. Клиенты нас постоянно удивляют. Однажды один из них заказал сразу 46 сорочек, причем на следующий день пришел еще раз со словами: «Я хочу еще 10». Еще один клиент шил у нас костюм и как-то раз вернулся с порванной штаниной. Я предложил сделать ему шорты. Он удивился, подумал, посмотрел эскизы - и в результате согласился. Теперь он эти шорты носит летом с пиджаком.

Мы целенаправленно выбирали место для студии в «Сити» - все, кто здесь работает, носят костюмы; они могут спуститься к нам во время обеда и сделать заказ».

Bond & Stinson

Веско упакованное ателье на Саввинской набережной, сделанное бывшими финансистами. Костюм - от 24 тысяч рублей


Фотография: Максим Шер

Евгений Некрашевич, генеральный директор: «Мужчины не любят ездить по магазинам. Они сразу хотят, чтобы все было как надо. Отсюда их лояльность к индивидуальному пошиву. Когда мы приходили в этот бизнес из консалтинга, нам все коллеги советовали за работу с женщинами не браться: они капризны. Мы и не стали.

Основная проблема в том, что люди в России не любят носить костюмы. Человек покупает то, что более-менее сидит, а после деловых встреч надевает свои любимые джинсы и худи. В Англии если ты без костюма - это как не бриться, дурной тон. Нам обидно, что здесь не так, - мы с коллегами надеваем костюмы всегда, потому что это самое красивое, что может носить мужчина.

Когда человек только приходит в бизнес, у него обычно два костюма. Дальше - два-три. Больше уже редко. А в той же Англии, когда человек зарабатывает неплохо, шесть костюмов - это норма. Один смокинг, один летний, один двойка и так далее. Но и шесть не предел. Бывает, что и больше десяти покупают. Мы таких называем фэшн-фрики, и это идеальные клиенты, конеч­но. Это как девушки выбирают туфли - зачем ограничиваться одними, если можно взять вторые по нормальной цене?

Два основных стандарта цвета - серый и синий. К сожалению, на другое люди редко ­осмеливаются. Зимой вообще почти все выбирают серое. Подсознательно, наверное: настроение портится, вокруг темно, и все мимикрируют, как зайцы. Но все равно есть вещи, за которые обидно. Скажем, фланель - у нас зимой большая подборка по этой ткани. Мне кажется, это придает зимний вид, теплоту и уют, но ее редко берут - мол, коллеги не поймут. Ну да, у него коллеги одеты все в одинаковые серые костюмы, а он придет такой нарядный, во фланели, и на него будут пальцами показывать. Не дай бог, еще геем назовут за то, что он ухаживает за собой. Мне жаль, что у нас не любят нагрудный платок, считается, что это выпендреж. Если бы наши мужчины старались так выглядеть, это бы только украшало жизнь. Девушки же могут себе позволить яркие элементы в своем луке - а почему мужчина не может?»

Legole

Главным образом онлайн-ателье - свой дизайн сорочки тут можно сделать прямо на сайте. Но снять мерку очно - все же надежнее. Костюм - от 30 тысяч рублей


Фотография: Максим Шер

Роман Собачевский, сооснователь: «Этот бизнес возник просто потому, что мы сами потерпели фиаско, когда искали одежду для себя. Сначала шили мужские сорочки и продавали через интернет. Потом поняли, что онлайн работать неправильно, потому что клиенты не очень хорошо ­сами с себя снимают мерки, - и открыли шоу-рум. А потом добавили костюмы и сделали ателье.

В России нет производства, которое бы сочетало качество индивидуального пошива с себестоимостью потокового производства. Ни сейчас нет, ни в Союзе не было. С другой стороны, возьмите костюм Hugo Boss: цена на выходе с производства - 150 долларов, а до покупателя он доходит в разы дороже. И такая маржа не редкость, это очень прибыльный (хотя и очень конкурентный) бизнес. Получается, что человек за тысячу долларов покупает не столько костюм, сколько бренд, магазин и красивую обертку. А с индивидуальным пошивом можно за ту же цену сшить продукт куда более качественный. Хорошо сидящий костюм, сшитый индивидуально, - это небо и земля в сравнении с готовым костюмом. Это такой восторг, это такое счастье, клиент удивляется, как он раньше жил без этого. Хороший тон, как мы считаем (и как стараемся донести до клиентов), - это без переборов, без слишком большой персонализации. При этом яркий образ достигается за счет небольших, но очень хорошо подобранных деталей.

Иногда люди придумывают очень вычурные монограммы. Ну например: «А вышейте мне, пожалуйста, Gucci!» - и уходит такая сорочка в деревню. Был у нас один клиент, игрок в покер, у него было слово специальное, такое «заклинание», которое он хотел иметь при себе, когда ­садится играть, - и мы ему внутри на манжете ­сорочки его вышивали. Такие невидимые вещи работают хорошо. Никто не знает об их суще­ствовании, кроме владельца, и они его радуют, не привлекая посторонних взглядов. Один товарищ-предприниматель сделал себе пиджак, а под воротничком яркого цвета попросил вышить «Fuck you»: говорит, если мне где-нибудь откажут, я подниму воротник и гордо уйду».

Сейчас люди начали понимать, что made-to-measure - это круто, а лет 10 назад костюм, рубашку и носки от Hugo Boss носили. Сейчас уже понимают - если тратишь деньги, должно хорошо сидеть. Человек приходит ко мне, говорит: «Роджер, смотри, я купил себе костюм от Brioni за 250 тысяч». А костюм просто никакой, хоть он хорошо сшит из хорошей ткани.

В Советском Союзе каждый умел шить, и в наследство друг другу люди передали хороший вкус. Поэтому люди на примерке задают такие вопросы, о которых мы не задумывались. Три дня назад была примерка, мужчина смотрел, а потом сказал: «Вы знаете, мне кажется, правый плечевой шов на 2–3 мм отходит от левого плечевого шва». Мы все переглянулись - ну это ручная работа, четкости такой быть и не должно. Проверили - и действительно. За границей не так внимательны к деталям, с иностранцами работать легче.

Сейчас мода пошла на очень узкие костюмы - это ужасно, по-моему. Или вот, например, есть универсальное правило: длина пиджака должна быть такой, чтобы он закрывал карманы. А сейчас стали шить короткие пиджаки. Когда я смотрю на такой костюм, то вижу, что он выглядит ­нелепо, вместо того чтобы создавать солидность. Если люди начнут так одеваться, мы отойдем от основы, от классики.

Мужчине нужно от 7 до 10 костюмов, чтобы любой костюм носить не чаще, чем два раза в неделю. Я учился в английской школе, и когда мне было лет 7, уже знал, как завязывать галстук. У меня в гардеробе всего 25 костюмов. Это, мне кажется, больше, чем надо, - так что я себе по­обещал, что буду заказывать меньше. А то дома у меня вот такая стена - и на ней костюмы-костюмы-костюмы, рубашки-рубашки-рубашки… Жена говорит уже: «Роджер, остановись!»

1 августа 2015, 21:54

Большинство американских и европейских брендов спортивной одежды перенесли свое производство в страны с дешевой рабочей силой. Даже некоторые украинские и российские предприятия, регистрируя бренд за рубежом, шьют одежку в Китае.

Историю этой великой немецкой марки можно начать с рождения основателя - Адольфа Дасслера. После Первой мировой Дасслеры решили организовать свой бизнес, а именно мастерскую по пошиву обуви. Уже к 1925 году Ади, как заядлый футболист сделал себе первую пару обуви с шипами. Ее ему выковал местный кузнец, так родились первые бутсы. Они оказались настолько удобны, что стали производиться на фабрике наряду с тапочками.

В конце 40-х после смерти главы семейства братья поссорились и поделили компанию. Они поделили фабрики, каждому брату досталось по одной, договорились об не использовании старого названия и логотипа обуви Дасслер. Ади решил назвать свою марку Addas, а Руди - Ruda, но вскоре их названия сменились на Adidas и Puma соответственно. Бренд Dassler был успешно забыт.

Columbia


Columbia Sportswear Company - американская компания производит и продает одежду для активного отдыха (outdoor).

Компания была основана немецкими эмигрантами второй волны с еврейскими корнями - Полем и Мари Ламфром. Компания Коламбия была основана в 1937 году в Портленде и занималась она продажей головных уборов. Название Colombia Hat Company появилось в честь одноименной реки, протекавшей недалеко от места жительства семьи Ламфром.

Шапки, которые продавала Colombia, были низкого качества, поэтому Поль решил заняться своим производством, а именно пошивом рубашек и прочей простой рабочей одежды. Позже дочь основателей сшила рыбацкую куртку с большим количеством карманов. Это была первая куртка в ассортименте продукции компании, ее продажи принесли некую известность фабрике.


Nike Inc. - американская компания, всемирно известный производитель спортивных товаров. Штаб-квартира - в городе Бивертон, штат Орегон, США. Компания была основана в 1964 году студентом Филом Найтом. Он был бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета. В те годы у спортсменов практически не было выбора в спортивной обуви. Адидас стоил дорого, порядка $30, а обычные американские кроссовки стоили $5, но от них болели ноги.

Чтобы исправить ситуацию, Фил Найт придумал гениальную схему: заказывать кроссовки в азиатских странах и продавать их на американском рынке. Поначалу компания носила название Blue Ribbon Sports и официально не существовала. Кроссовки продавались буквально с рук, а точнее из фургона-микроавтобуса Найта. Он просто останавливался на улице и начинал вести торговлю. За год существования фирма продала кроссовок на $8 000. Позже был придумал логотип компании Найк.

Найк получил широкую известность благодаря "вафельной" подошве, которая позволяла сделать обувь легче и немного увеличить толчок во время бега. Именно это изобретения вывело Найк в лидеры.

История Puma начинается одновременно с историей Adidas, так как основатели брендов - братья. (см. историюAdidas). Рудольф в 1948 году основал свою компанию - Puma. В 1960 году мир увидел новый логотип компании, изображение обожаемого многими представителя семейства кошачьих - пуму.

Долгие годы компания работала исключительно для спортсменов. К началу 90-х Puma очутилась на грани банкротства. Потребители считали марку подражательной и невыразительной. Новое руководство поставило новую цель - сделать бренд Puma самым креативным и желаемым. Главным элементом в возрождении было решение разрабатывать обувь и одежду, нацеленную на узкие сегменты, такие как, например, сноубордисты, фанаты автогонок и приверженцы йоги.


Reebok - международная компания по производству спортивной одежды и аксессуаров. Штаб-квартира расположена в пригороде Бостона Кэнтоне (штат Массачусетс). В настоящее время является дочерним подразделением компании Adidas.

Причиной основания британской компании Reebok стало вполне логичное желание английских спортсменов бегать быстрее. Так что в 1890 году Джозеф Вильям Фостер сделал первые беговые кроссовки с шипами. До 1895 года Фостер занимался тем, что вручную изготавливал обувь для спортсменов топ-уровня.

В 1958 году двое внуков Фостера основывают новую компанию и называют ее в честь африканской газели - Reebok. К 1981 году прибыль от продаж Reebok достигает $1,5 млн., но самый большой успех Reebok был в следующем году. Reebok представляет первую спортивную обувь специально для женщин - кроссовки для занятия фитнесом, которые получили название FreestyleTM.

Спортмастер

Demix - бренд спортивной одежды и обуви, созданный сетью магазинов Спортмастер (спортивных товаров в Украине и России). Изначально компания была основана в России, в 1992 году. В Украину Спортмастер пришел в 1996 году.

Появилась торговая марка Demix в 1994 году. Как известно, в Китае делать одежду дешево и дизайн на спортивную одежду и обувь стоит недорого. Так на прилавках Спортмастера появилась дешевая спортивная форма и обувь. Цена на продукцию Demix минимум на 50% ниже, чем на мировые бренды вроде Adidas или Nike.

Девочки, вы щас умрёте: тут и Gucci, и Hermes, и Chanel, и Chloe! Какой супербренд не возьми – продукции любого из них касались заскорузлые руки местных кожевенников. А работают они в месте, максимально далеком от подиумов и бутиков: в темных и маленьких мастерских посреди крошечного белого городка, затерянного в горах Андалузии.

Я добрался в Убрике, чтобы своими глазами увидеть – каков он, лучший в мире кожаный хэндмейд.

1 Раскинувшийся в живописной долине городок Убрике - настоящая испанская дыра. Здесь нет ни аэропорта, ни железнодорожной станции, автобусы ходят редко и то с окраины. Убрике входит в туристический маршрут “Белые города Андалусии”, но в отличие от своих соседей, делать здесь было бы совсем нечего, если бы не кожа.

2 Продукция здешних кожевенных мастерских знаменита на весь мир и стоит огромных денег. Вы не поверите, но Louis Vuitton, Gucci, Hermes, Chanel, Chloe, Loewe и Carolina Herrera нанимают ремесленников именно здесь. В Убрике рождаются самые востребованные сумочки, кошельки и ремни. Но почти никто из этих дизайнеров не хочет об этом говорить.

Лишь немногим мастерам поступают заказы на сумки, которые потом стоят тысячи долларов. Основная масса - ширпотреб и недорогие вещи среднего качества: в Убрике больше сотни мастерских по изготовлению женских сумочек и мужских кошельков, это уже исторически стало основным бизнесом в городе.

3 Такая секретность вызвана опасениями, что кто-то скопирует дизайны дорогих брендов для производства дешевых изделий, - а это затратная проблема для люксовых брендов. Каждый работник такой фабрики подписывает договор о конфиденциальности, на рабочем месте нельзя ничего фотографировать, а некоторые сдают свои телефоны на хранение перед началом смены. Дизайнерам запрещено использовать элементы или детали продукции для создания собственных моделей. Скорее всего, за соблюдением правил строго следят, но никто не мешает использовать наработанный опыт и подключать фантазию.

4 У некоторых мастерских есть свои собственные бренды и даже фирменные магазины. В них можно найти качественные вещи из кожи за совсем “смешные” деньги в сравнении с люксовыми сумочными брендами, при этом они будут сделаны теми же самыми руками. Не копия, не подделка, а творчески переработанная модель. Но кому шашечки, а кому носить?

5 Собираясь в путешествие по Андалусии, я решил во что бы то ни стало оказаться на одной из кожевенных фабрик: написал несколько писем, и почти везде получил отказ. У нас секретность, нельзя никак. Положительно ответило лишь одного ателье, где есть свой собственный бренд сумок - El Potro. Многие мастера Убрике сегодня работают только по предзаказам, а команда синьора Хорхе Олива (на фотографии) делает сумки от начала до конца. Не будем исключать того, что по нечётным дням они шьют для Луи Вюиттона, но об этом говорить нельзя. А показать собственные сумочки - сколько угодно.

6 Так я узнал, что замша это обратная сторона кожи. Хотя на самом деле всё сложнее, замша для сумок должна быть специально выделана, обработана и пропитана, но в изначально всё так и есть.

7 Сумки в Убрике стали делать сравнительно недавно, лет 150 назад. До этого занимались более грубой работой, дублением кожи, но потом приспособились к изготовлению изделий из кожи, и это принесло городу мировую славу. Испанские мастера проиграли войну международным корпорациям, да и сегодня в мире ценятся именно итальянские бренды, но мало кто задумывается, где они сделаны на самом деле.

8 В городке работает около ста семейных предприятий, принцип производства более-менее одинаков, хотя само собой у каждой семьи - свои секреты.

9 У каждого работника своя зона ответственности, один отмеряет отрез кожи, другой делает прострочку, третий склеивает несколько лоскутов в сумочку. Было бы глупо подписывать каждую фотографию, и так понятно что на них происходит: просто смотрите и учитесь:)

10 Ящики с фурнитурой.

11

12

13

14

15

16

17

18

19 Самый важный инструмент кожевника - киянка. Видел, как работают с кожей в России, почему-то принято использовать большие, практически строительные молотки, у испанцев молоточки деликатные и очень миниатюрные.

20 Представляю, сколько критики сейчас будет, что вот фигня и дешёвка (любимое дело комментаторов блога - всех критиковать), но вашу дорогущую сумочку (если она у вас есть) делали точно так же, и вероятно в этой же самой мастерской.

21Финальный штрих - бирки, этикетки, сертификат соответствия европейским стандартам.

22 Сумки отправляются на склад, где хранятся до тех пор, когда их не заберут в магазин.

23 В Убрике у El Potro есть собственный “флагманский салон”, а вообще их продукция продаётся по всей Испании и Португалии, иногда сумки встречаются даже в России и Украине, но последние несколько лет их коллекции целенаправленно к нам не завозят.

24 Недавно я показывал вам, как . Большинство вещей в мире сейчас делают именно там, не важно что это: одежда, электроника или предметы роскоши. Но со временем некоторые отрасли возвращают производства в старушку Европу. Для Испании и особенно Андалусии, страдающей от многолетнего кризиса и безработицы, это весло, за которое нужно ухватиться.

25 Не знаю как там эти луивюиоттоны и прочие диоры, но ремесленники Андалусии делают качественные, а главное недорогие вещи и стараются поддерживать друг друга: в магазине El Potro, кроме их сумочек, продаются классные шарфы из овечьей шерсти, сделанные на такой же семейной фабрике в соседней провинции Грасалема. Так что обращайте внимание на маленькие магазины и семейные производства в путешествиях по Европе, а не только на туристические улицы с бутиками.

Если пост понравился - ставьте лайк и пишите комментарий. И приходите завтра в 10 утра - будет продолжение про Испанию!

Неприметная сталинская пятиэтажка - вот новая русская мануфактура ХХI века. В торце дома расположилось ателье, где три швеи посменно ремонтируют брюки, а при случае шьют костюмы из ткани заказчика. Рядом в собственной квартире бывший военный с супругой обеспечивают футболками и юбками-клёш маленький интернет-магазин. Он кроит, она шьёт на машинке Overlock за 30 000 рублей. В день выходит 10 маек и пять-семь юбок - машинка окупилась за месяц.

Самый большой цех - в подвале-бомбоубежище. Сотня экономических беженцев из Средней Азии днём и ночью строчит трикотажную одежду весёлых расцветок, постельное бельё, кухонные прихватки. Спят и обедают лапшой здесь же - до ближайшего рейда ФМС. Служба отправит и рабочих, и надсмотрщиков на родину, а машинки и нераспроданный товар конфискует. Смотрители подпольного цеха вернутся через пару недель. «Ничего, они потратят 200 000 рублей на новые машинки и отобьют их за два дня», - успокаивает Сергей Люцко, гендиректор компании «Игловод», поставляющей швеям оборудование.

Дом в спальном районе на юге Москвы - модель швейного рынка страны. Здесь собрались представители сегментов, которые занимают около 80% рынка пошива в России, по оценкам опрошенных H&F производителей. Швейные фирмы, как слои в торте, расположились по значимости. Подвал оккупировал самый производительный масс-маркет - сшитые на скорую руку тряпки продаются на рынках, ярмарках и в супермаркетах по 50-250 рублей. Чуть выше - крем и вишенка - те, кто шьёт для молодых русских дизайнеров со своими марками, интернет-магазинов и индивидуальных заказчиков.

Никитин говорит, что его производство в плюсе, но, вспоминая, каких трудов ему это стоит, мрачнеет и раздражается: «В Москве всё съедает стоимость аренды и рабочей силы. Наша чистая прибыль, когда мы шьём на сторону, - 4 000 рублей в день, это смешно, столько попрошайка у метро зарабатывает».

Наша чистая прибыль, когда мы шьём на сторону, говорит Никитин, - 4 000 рублей в день, это смешно, столько попрошайка у метро зарабатывает

Роман МОСКАЛЕНКО

Модель: Дисциплина

Креативный кластер на территории издательства «Молодая гвардия» родился сам по себе, без дизайнерского ремонта, модных кафе и вечеринок для звёзд шоу-бизнеса и чиновников. Заводское здание постройки 70-х годов с гулкими бледно-зелёными коридорами приютило с десяток школ танцев и фотостудий, а также шесть текстильных производств разного калибра. В основном тут шьют собственные марки дизайнеры, которым повезло с инвестором, или интернет-магазины вроде .

Иллюстрации: Наталья Осипова