Родительское собрание "Чем занять ребёнка дома". Родительское собрание "свободное время школьников"

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости организованного досуга ребенка, предупредить об опасностях
«бездельного досуга», дать рекомендации по решению проблемы организации свободного времени ребенка.
Ход собрания
I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.
Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Добро пожаловать на нашу новую встречу, продиктованную проблемами
взросления ваших детей. Сообща, мы сможем найти ответы на все вопросы. Хочу лишь напомнить, что в нашем
разговоре важно и ценно мнение каждого. Надеюсь на конструктивный и полезный разговор.
Тема его такова: «Не сладок плод бездельного досуга...» Чем заняты ваши дети в свободное от уроков и домашней
работы время? Какие ошибки совершают родители, пытаясь организовать досуг ребенка? Правы ли родители,
отдающие свободное время ребенка в его собственное распоряжение? Все эти вопросы ждут вашего решения.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете
себе не проконтролировать, не проверить, не спросить... Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о
том, что интересоваться жизнью ребенка по­прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!
Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты
анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).
Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной
теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили
68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в
компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции
(18 %), а также читали книги и журналы (17 %).
Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских
установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в
самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с
ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном
случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:
– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;
– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.
Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых
родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют
организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка –
золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких­либо учреждениях, но с обязательным
условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических
перегрузок.
Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю,
опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?
Мнение 1.
Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с
детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот,
кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после
чего свое мнение высказывает психолог).
Психолог.* Одна из самых больших трудностей, с которой сталкивается ребенок, – это распространенный миф о том,
что конкуренция полезна для того, чтобы стать «самым – самым» – сильным, смелым, ловким. Ведь семья и школа
разделяют это опасное заблуждение. Принято считать, что стремление делать что­то лучше других – необходимое
условие успеха и становления характера. Ученые Дэвид и Роджер Джонсоны обобщили результаты многих
сравнительных исследований значимости конкуренции. И только 8 исследований из 122 подтвердили полезность
конкуренции. Вдумайтесь в цифры: только 8 из 122!
Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между
собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно
деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся
похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время

оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к
травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый
человек рожден для побед и высоких результатов.
Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья
ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с
ровесниками и взрослыми.
Любите ребенка и никогда не сравнивайте его с другим. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Всегда. Пример:
«Сегодня ты написал гораздо лучше, чем месяц назад. Посмотри!» Если вы будете верить в своего малыша, если будете
принимать его таким, какой он есть, если станете мягко направлять его рост, хвалить за успехи, пусть маленькие, вы
обретете уверенного в себе доброго друга. Однажды это непременно произойдёт.
Мнение 2
Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается, чуть ли
не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в
элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в
крайнем случае, вооружить методичкой бабушку – пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на
то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Нужно ли это?
(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)
Психолог.** Подмена понятий «развитие» и «образование» чрезвычайно вредна.
Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии.
Считается, что человек во столько­то лет научается говорить, во столько­то лет становится готов к школе, а во
столько­то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он
достаточно обоснован.
Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами.
Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом?
Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом?
Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в
военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!
Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с
раннего возраста проявляют большие успехи в какой­либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных
успехов на каком­либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые
признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка:
– это любознательность во всех ее проявлениях;
– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;
– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;
– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как
установки взрослых им надоедают и раздражают.
Мнение 3
Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что
мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?
Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел
бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может
произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды,
возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему
значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.
Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все­таки часто остается делом самого
ребенка. Что интересует современных детей?
Психолог.*** Часть своего досуга (небольшую) современные дети посвящают чтению. Об уровне читательских
интересов позволяют судить ответы на вопрос о любимых героях. Согласно данным исследований, половина
опрошенных детей либо сказала, что любимых литературных героев нет, либо не ответила на этот вопрос. Из названных
героев половина – это персонажи литературных произведений, изучавшихся в рамках школьной программы. Другая
половина литературных героев – это персонажи книг, любимых с самого раннего детства (по большей части, сказок –
Кот в сапогах, Василиса прекрасная, Иванушка­дурачок), а также литературной классики для детей (Том Сойер,
Карлсон, Геракл). Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на
досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.

Много времени подростки проводят у экрана телевизора. В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается
наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в
перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно
широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их
отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно
подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им
нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно­популярные, образовательные
программы (28 %). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая
часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом,
телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет,
многообразии: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый
третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания подростки находят среди
«звезд» западных кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле­ и киноэкранах.
У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это
компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.
Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке
или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает четкое ощущение, что если
раньше читающий подросток брал книги везде – дома, у друзей, в библиотеке, так теперь играющий подросток также
использует все возможности поиграть и обменяться играми со своими друзьями. В «игровом репертуаре» представлен
практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры
учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и
быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно. Большая часть опрошенных – 49 человек –
написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего128 упоминаний)! При этом большинство из
них – американские, и их названия написаны по­английски.
Все семьи разные, требования, предъявляемые к детям и образ жизни в каждой из них очень отличны друг от друга.
Поэтому интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории 10–15 %) они
многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовной
бедностью, у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».
Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?
Психолог
1. Интересуйтесь жизнью своих детей.
Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в
свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.
2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.
Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они
не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы
воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 %
предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).
3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.
Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией в наше
время, ответила: «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим... агрессивный, и
культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где­то
свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая­то очень едкая».
4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует
огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.
5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время,
если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите
музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с
пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите
ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.
У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда
посетителей в лавке не было, а хозяин куда­то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать.
Бритва
(сказка)

Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим
весенним днем.
Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам
домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой
неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.
– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете!
Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки
неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь­ка я от него в укромном
местечке. С той поры ее и след простыл.
Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего
добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво
оглянулась вокруг.
Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда­то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более
солнечных лучей.
– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он
радовался и гордился моей ра­ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и
покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!
Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои
способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой
человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной
невежества, разъедающей плоть и душу.Леонардо да Винчи
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся
1. Как ты любишь проводить свободное время?
2. Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких­
либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т. д.)
3. Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал сам? Или по совету родителей? Или по настоянию
родителей?
4. Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?
5. Любишь ли ты ничего не делать?
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы, что ребенок обязательно должен посещать какие­либо учреждения дополнительного образования?
2. Чем вы руководствуетесь при выборе секции или кружка для своего ребенка?
3. Должно ли у ребенка быть время, свободное от организованного вами и педагогами?
4. С какой целью вы записываете ребенка в какие­либо кружки и секции? (Хотите, чтобы он научился чему­то новому,
развил в себе какие­то качества? Стремитесь уберечь от влияния улицы? Не терпите безделья?)

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Цели
1. Создать условия для рефлексии организации собственного свободного времени и свободного времени детей
2. Проанализировать основные проблемы, связанные с организацией досуга детей и взрослых
3. Помочь определить приоритеты в общении с собственными детьми

Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам большое за то, что вы нашли силы и время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвящаем очень важной проблеме свободного времени наших детей.
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития.
Свободное время (досуг) - обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.

«Я - позиция» Причина «Я - позиции».
(Родители отвечают на вопросы по кругу)
1. Считаете ли вы, что вы и ваши дети умеете распределять свое свободное время?
Спасибо за ваши ответы, а я хочу обратиться к словам Л.Фейербаха «Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем»
2. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы вы проводили больше времени вместе? Если сможете, то объясните почему?

Принято считать, что современные дети настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных социологического опроса, проводимого среди учащихся, не подтвердил этого утверждения.
В ходе исследования была поставлена задача изучить соответствие проведения досуга с потребностями школьников. С этой целью школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением свободного времени:
Результаты исследования показали, что

    54 % обучающихся удовлетворены проведением досуга (9-10 баллов).
    Только 5% школьников не удовлетворены проведением свободного времени.
    Предпочитаемые виды отдыха:
    Просто отдыхать - 31
    Смотреть ТВ, играть на компьютере - 66
    Заниматься любимым делом – 11
    Читать – 16
    Ухаживать за домашними животными – 19
    Проводить время в Интернете – 3

А вот ответы детей на вопросы по теме «Свободное время»:
1. Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.)
2. Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, рисовать, играть в компьютер и т.д.)
3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.)
4. Устраивает вас это или нет? (большинство – да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу).

Что говорить, проблема досуга детей стоит остро. Им действительно часто нечем заняться. И все-таки причина, которую приводят ребята, скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, клубов, мы решим детские проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами.

Разбивка на группы

На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами.

«Я – позиция» и общественно значимая норма. (Работа в группах )

Задание 1.

Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью сигарет, наркотиков.
(обсуждение в группах 1,5-2 мин., выступления групп)
Подведем итоги. Ребенок остался один на один со своими проблемами. Преодолению трудностей не научен.

Задание 2.
Проанализируйте и выразите свое отношение к мыслям древнего мудреца Сенеки:
« Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего»

Чем же занят досуг наших детей? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования.
- В свободное время я делаю то, что хочу, - часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время».
В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.
По данным исследования уровня занятости учащихся во внеурочное время можно сделать вывод – чем старше становятся учащиеся, тем меньше они заняты в кружках и секциях дополнительного образования.

Послеурочные часы дети довольно часто заполняют бесцельной прогулкой. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга. Такой досуг характеризуется вялостью, отсутствием физической нагрузки.
Усилить внимание к досугу своих детей чрезвычайно важно, тем более что регулирование поведения таких «гуляющих» школьников весьма затруднительно. Но без контроля невозможно сформировать личность. Пословица гласит: «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет».

Задание 3.

А сейчас я предлагаю Вам творческое задание: в течение 5 минут каждая группа постарается разработать рациональный режим дня для ребенка 8 – 10 лет таким образом, чтобы он не был перегружен и интересен ребенку. У вас на столах лежат листы и маркеры.
Дискуссия (разворот в круг)
10 минут.

Рефлексия (в круге). 3-5 минут

Сегодня я узнал…
Для меня стало полезным…
Я смогу применить…
Я желаю…

Свободный выбор. Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор и подсобное хозяйство тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко.
Заканчивая наш разговор, хочется прочитать вам слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока:
«Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогает сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

Памятки родителям
Принципы отношений родителей с детьми
1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Подошел к концу учебный год.

Ваши дети повзрослели, поумнели, окрепли и просто подросли.

Наконец то приближается долгожданное лето. Малышам можно брать отпуск у школьников длинные каникулы и даже взрослые собираются в отпуск.

К тому же отпуск – время новых открытий.

Но в начале шуточная викторина.

  • Сколько в группе мальчиков 8
  • Кто из ребят самый высокий
  • Сколько весит кастрюля с первым блюдом 2,9
  • Какой человек самый главный
  • Какая самая большая радость у ребенка

Лето – замечательное время для организации игр на воздухе

Так как мы почти живем на участке, давай те с вами посмотрим, как лучше его сделать безопасным и красивым. Мы принимаем любую помощь.

Чем занять ребенка? Учите видеть красоту природы, любоваться природой. В огороде, в палисаднике можно проводить различные наблюдения.

Наблюдение за солнцем

Обратите внимание, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба нет тени. А утром и вечером тени бывают очень длинными. Прочитайте ребенку стихотворение:

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!..
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!

Е. Благинина

Наблюдение за красотой летнего дня

Учите детей замечать красоту летнего дня, голубое небо, яркую зелень.

Очень славно пахнет лето:

Травкой, солнцем разогретой,

Алой сладкою клубникой И степною ежевикой.

Наблюдение за растительным миром

Отмечайте изменения, происходящие в растительном мире. На деревьях и кустарниках уже большие зеленые листья. Много цветов на лугу, в лесу. Не нужно их рвать, ведь они быстро завянут.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Зачем это сделал, сказать не могу.
В стакане цветок постоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?

С. Вургун

Наблюдение за дождем

Когда идет дождь, спросите детей, какой он: теплый, крупный, мелкий. Если подует сильный ветер, дождь будет падать косо. Спросите детей, полезен ли дождь для растений. Понаблюдайте вместе за растениями до и после дождя.

Дождик, дождик, пуще - на лесные пущи!
На цветы, на кусты! Посильнее припусти!
Поливай пшеницу, не жалей водицу,
Поливай, поливай - будет добрый урожай!

В. Бардадым

Наблюдение за грозой

Обратите внимание детей на приближение грозы. Небо быстро затягивают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться от грозы. Вспыхивает вдали молния, раздаются раскаты грома. Объясните детям, что люди не боятся грозы, но укрываются от нее. Успокойте малышей поговорками-шутками:

Как гром ни гремит, а все замолчит.
И гроза не для всякого грозна.
Наблюдение за радугой

Иногда после дождя появляется радуга. Предложите детям рассмотреть ее и перечислить цвета радуги. Сказать, что расположение и количество цветов в

радуге всегда одно и то же: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

*.. Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит...
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,

По цветной дуге, на одной ноге,
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!

С. Маршак

Во время отдыха с детьми будьте осторожны. Даже на ваших глазах ребенок может упасть, порезаться, получить солнечный удар.

Запаситесь спокойствием и... аптечкой.

Чем меньше возраст ребенка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Обычно это бывает, когда ребенок ходит на солнце с непокрытой головой. При легком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это головокружение, головная боль, слабость. В таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребенка в тень, смочить голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребенку попить

Если вы пошли с малышом купаться, то место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребенку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, стекла, острых камней. Обязательно будьте вместе с ребенком в воде. В воде он должен находиться в движении. При появлении озноба немедленно выведите ребенка из воды. После этого хорошо разотрите тело малыша махровым полотенцем

Еще больше пугает ситуация, когда дети гуляют сами по себе, а мамы сидят на скамейке и разговаривают. Все в порядке, ребенок не кричит, но ведь вы можете не заметить, что оказалось у него во рту, что он взял в руки, куда наступил.

Следите за тем, что малыш делает в траве. Существует много ядовитых трав, травами можно порезаться. Объясните, почему траву не надо пробовать на вкус.

Помните, что оградить ребенка от опасностей можете только вы. И самое главное - не мешайте малышу получать удовольствие. Теплая погода, когда можно бегать босиком по траве, ловить капли дождя, играть с песком, водой, шишками, рассматривать букашек и ловить бабочек, к сожалению, бывает не всегда.

Достижение взаимопонимания между воспитателями и родителями - длительный процесс, требующий терпеливого следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат обязательно будет.

Родительское собрание «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей».

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности, показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры.
Участники: Воспитатель, родители.
Форма проведения: Круглый стол.

Ход собрания:

Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Я начну собрание со слов педагога Д.В.Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». И тема нашего собрания звучит так: «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей».
И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на интеллектуальное развитие наших детей. Это очень важная тема, так как ведущей деятельностью ваших детей этого возраста является игра.
Мы тоже немножко поиграем с вами сегодня. Начнем с игры с мячом. Вы должны будете поймать мяч и ответить на мой вопрос.

Игра с мячом.


Вопросы:
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку об играх своего детства?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Какие игрушки любимые у ребенка?
9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Вопрос для обсуждения:
Чему обучается ребёнок в игре?
(Ответы родителей).

Обобщение:
1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
3. Осознавать своё реальное место среди других людей.
4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
5. Уважать себя и верить в себя.
6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
7. Свободно выражать свои чувства.
8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
10. Делать выбор.

Вопрос для обсуждения:
В чём, по–вашему, состоит воспитательное значение игр?
(Ответы родителей).

Обобщение: В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Доклад «Роль игры в воспитании и развитии ребёнка»

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнок органично развивается, учится взаимоотношениям между людьми и т.д. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, театрализованные.
Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!
Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

«А у нас, в детском саду, мы играем»

(Просмотр презентации)
1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Вопрос для обсуждения:
Любая игрушка должна быть какой?
(Ответы родителей)

Обобщение:
1. Эстетичной.
2. Безопасной (в плане краски, качества материала).
3. Развивать.
4. Развлекать ребенка.

Виды игрушек.
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.
3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.
4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.
8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

Практическая часть «Давайте вместе поиграем».
Упражнение «Я начну, а вы продолжите»
- «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Игра «Четвёртый лишний».
Игра на развитие логического мышления.
1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель - хвойное дерево)
2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)
4. Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Игры на кухне
- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Советы родителям.
1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Игра с ребёнком научит нас:
Говорить с ребёнком на его языке;
Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
Любить детей такими, какие они есть!

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Будни ребенка в семье насыщенны делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно чем-то занят, делает какие-то открытия. Он по своей природе любознателен, деятелен. Однако если не направить его энергию и стремление к новизне по правильному пути, то положительный заряд будет расходоваться не только в полезной деятельности, но и шалостях, озорстве, а то и в пустом времяпрепровождении.

Наша задача, как родителя, создать для растущего человека полноценные, воспитывающие условия в семье, правильно организовать его игры, занятия, труд, досуг. И главное – делать им нужное направление, ибо ребенок воспитывается в деятельности.

К сожалению, организация детской жизни нередко ограничивается указанием родителей: «Что ты без дела ходишь? Занялся бы чем – нибудь ….» или «Сколько игрушек, книг, а тебя ничего не интересует, одни шалости на уме! Лучше сядь да посмотри картинки в книге». Для взрослых главное, чтобы ребенок был хоть чем- то занят и не мешал им, они не всегда задумываются над тем, будет ли такая деятельность благотворно влиять на его воспитание. Нередко, придя вечером из детского сада, ребенок проводит остаток дня в ничегонеделании. Взрослые заняты своими делами, а ему включают телевизор, и он сам часами смотрит все передачи. Часто результат детской праздности, а то и шалостей – наши запреты: «Зачем тебе понадобилась бумага и клей? Разве в детском саду не наигрался?», «Здесь нельзя играть, будешь мешать», «Сюда не клади игрушки», и тому подобное в угоду пресловутому порядку в квартире у ребенка глушиться тяга к занятости.

Прежде всего, деятельность ребенка требует от взрослых целенаправленного и тактичного руководства. Для того чтобы ребенок всегда был разумно деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя, и, конечно, создать для этого соответствующие условия. Главным содержанием детской жизни является игра. Это основная деятельность ребенка. Не считайте ее забавой. Ее воспитательная ценность неисчерпаема. При правильном руководстве игра становится одним из эффективных средств всестороннего воспитания. В играх дети удовлетворяют естественное стремление к движению, к действию, к переосмыслению окружающего.

В игре, более чем в какой- либо другой деятельности, развивается у детей активность, самостоятельность, инициатива. Они сами определяют, во что и как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как воплотить его, ищут партнеров, распределяют роли. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками.

Игра как важнейшая деятельность детей дошкольного возраста – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много и с увлечением играют, они растут более организованными и дисциплинированными.

Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы руководства играми различны. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыши еще не умеют действовать с предметами и самостоятельно играть. Вот почему взрослый является организатором и руководителем игр. Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша играть самостоятельно, отражая несложные сюжеты, пользоваться игрушками бережно, по назначению и убирать их на место.

Обязательная принадлежность для игр малышей – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (например, кубики, кирпичики), открывать и закрывать (например, матрешки), нанизывать и собирать (например, пирамидки, кольца). И конечно такие, которые побуждали бы ребенка к сюжетно – ролевым играм (они особенно необходимы 2-3 летнего возраста). Это куклы, кукольная мебель, хозяйственная утварь, мишки, лошадки, машины и т.п. настольные игры – лото, парные картинки, шашки, бильярд – также необходимы детям. Ребенок должен знать, что гаражу с машинами не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить за порядком. Если он знает что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним.

Для 6-7 летнего мальчика очень важно, чтобы он мог заняться конструкторскими делами – что-то сколотить, распилить, смастерить. А для этого ему необходимы гвозди, молоток, клей, дощечки, коробки, и прочее. И все это ребенок может хранить где-то рядом с отцовскими инструментами.

Ребенок, мастеря игрушку, долгое время бывает сосредоточенным, усидчивым. Игрушка, сделанная им самим, пусть и незамысловатая, подчас дороже ему, чем та, что куплена в магазине. Ведь это результат его фантазии и усилий. Вот почему работа по поделке игрушек особенно ценна для детей неусидчивых, не умеющих беречь свои вещи.

Жизнь ребенка-дошкольника должна быть насыщена не только играми. Он приобретает полезные знания и умения, а также нравственно-волевые качества не только в игре, но и в образовательной деятельности.

Рассмотрим образовательную деятельность, которая наиболее доступна в домашних условиях. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь задержать его внимание на картинке. Малыш 3-4 лет способен дать четкие, внятные ответы. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически мыслить, подмечать главное, выражать в слове свою мысль.

Дети любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не отвлекаясь. А это зависти от обстановки – усадите его поудобней так, чтобы он мог хорошо видеть лицо чтеца и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями, и от выразительности слова чтеца, от его умения донести до слушателя содержание произведения. Ребенок должен понять, что слушание – серьезное занятие, а не забава.

Дети любят рисовать. В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят. И тогда случается, что в их рисунках сквозит однообразие, они бедны по содержанию – домик и девочка, девочка и домик, машины и цветы и так далее. Ребенок часто комментирует свой замысел вслух: «Это тигр. А это я. Я – дрессировщик. Я его не боюсь.» Этим самым он выражает не только эмоциональное отношение к изображаемому, но и неумение что-то нарисовать – ведь далеко не всякий замысел малыш умеет или может воплотить в рисунке. Вот почему, если он нарисовал что-то несусветное и пытается заверить вас, что это паровоз или машина, не подсмеивайтесь над ним. Лучше спросите: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина? Кто управляет ею?» Это, несомненно, увлечет малыша.

Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с глиной и пластилином. Изображая знакомы предметы, они фантазируют, конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкие мышцы рук, которые впоследствии будут участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к таким занятиям настороженно: боятся, как бы ребенок не запачкал себя, или платье, или мебель.

Нельзя забывать и об организации детского досуга, развлечении в кругу семьи. Турнир в шашки, по шахматам, парные картинки, бирюльки, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор, все это источник радости, содействует сближению взрослого с маленьким.

Однако полезно предоставлять и самому ребенку организовать свой досуг, самому наполнить содержанием свободное время. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста: с этого начинается способность самоорганизации, которая так необходима при обучении в школе. Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок быть занятым. Умеет ли организовать свой досуг?

Воскресенье – день особенный! Вся семья в сборе, и ребенку радостно от того, что он пойдет гулять с папой и мамой, что в этот день он сможет, наконец, обстоятельно обсудить все накопившиеся за неделю события в кругу семьи. А сколько новых впечатлений от этих прогулок за город, в музей, в кино. Да, действительно, день особенный, когда ребенок убеждается, что все обещания папы и мамы выполняются. Однако жизнь ребенка нельзя считать полноценной, если он мало общается со сверстниками. Любая игра, любой замысел приобретает широту и разнообразие, если есть партнер.