Можно ли доверять собственным детям большие деньги. Что делать, если ребенок тратит деньги на глупости. Пытайтесь привить малышу умение экономить

Деньги в современном мире — один из самых ценных ресурсов. Можно спорить об их значении в нашей жизни, но сложно не признать, что пользоваться этим средством обмена в мире товарных отношений должен уметь каждый.

Любой ребенок, как полноправный член общества, рано или поздно сталкивается с необходимостью рационально расходовать средства. Сначала это деньги на карманные расходы, затем премии в конкурсах, стипендия, собственные заработки. Как и когда приступить обучению ребенка правильно тратить средства, которыми он располагает?

Чем раньше, тем лучше

Наверное, многие удивятся, но правильно расходовать деньги необходимо начинать учить ребенка уже в самом раннем детстве. Уже в трех-четырехлетнем возрасте дети начинают постигать эту науку, в то время как большинство родителей еще и не подогревает об этом.

Дело в том, что проблема рационального расходования денежных средств заключается, прежде всего, в умении выбирать из многого необходимое и расставлять приоритеты. Каждый раз, когда вы берете своего кроху в магазин и предлагаете ему какой-либо выбор, либо отказываете в приобретении дорогой игрушки, а так же объясняете, что в данный момент на дорогую покупку не хватит денег — вы уже учите малыша совершать выбор, показываете, что невозможно приобрести любую понравившуюся вещь. Это основа умения тратить и экономить.

Таким образом, если вы хотите научить ребенка правильно тратить деньги, первое, что нужно сделать — последить за собственным поведением в магазине, когда маленькое существо внимательно за вами наблюдет. Объясняйте ему, почему вы покупаете те или иные продукты, и именно в этом количестве, почему необходимо выбрать одну игрушку и нельзя купить три. Разговаривайте и объясняете, каким образом вы совершаете выбор, предложите поучаствовать.

Уже в возрасте 3-4 лет малышу можно объяснить, каким объемом денежных средств вы располагаете, и какую сумму можно потратить, показать как. С точки зрения педагогики будет неплохо, если и сами родители подойдут к покупкам более рационально.

Первые карманные деньги

Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.

На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.

Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.

Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги. Что важно помнить в этот период?

  • Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
  • Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
  • Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
  • Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.

Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.

Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок.

Сколько денег давать?

Большинство родители хотели бы знать, какую именно сумму необходимо давать ребенку. Это достаточно сложный вопрос. Прежде всего, вам самим необходимо заняться подсчетами и определить, на какие цели ребенок будет тратить свои деньги. Например, если предполагается что из этой суммы он заплатит за проезд и за завтраки в школе, купит себе воды при посещении секции или даже оплатит ее, то это будет тот необходимый минимум, который должен иметь ребенок.

Далее, надо добавить определенный процент сверх этой суммы и учесть частоту денежных поступлений. Например, для младшего школьника 100-150 руб. сверх необходимой суммы в неделю будет более чем достаточно, он будет тратить деньги на сладости и небольшие игрушки и большая сумма ему ни к чему. Подростку же необходимо уже думать о собственном гардеробе, девушкам о косметике. Поэтому изначальная сумма должна постепенно (или, например, каждый день рождения) расти до 500-1000 рублей в неделю к подростковому возрасту чада. Если деньги выдаются раз в месяц, соответственно сумма умножается на 4.

Необходимо учитывать и окружение ребенка. Согласитесь, если чадо учится в престижной столичной школе и его друзья являются детьми состоятельных родителей, то слишком маленькие суммы карманных денег могут вызвать у него чувство неполноценности, зависти и жадности. И наоборот, если большинство друзей малыша живут достаточно скромно, та же самая сумма будет излишней и может спровоцировать у чада желание хвастаться и не рационально тратить средства.

И, наконец, но не в последнюю очередь — ориентируйтесь на свой бюджет. Можно вместе с ребенком подсчитать семейные поступления, определить какая часть идет на игрушки и развлечения для него, и решить какую часть из этого он может тратить самостоятельно. Это не только важно с точки зрения экономического благополучия, но и благотворно скажется на поведении чада, поскольку будет способствовать росту его личной ответственности в деле благосостояния семьи.

«Цена» денег

Очень сложным вопросом для родителей является необходимость показать, что деньги не даются просто так. Недостаточно взять ребенка с собой на работу, либо рассказать, как тяжело трудится мама и папа, чтобы получить зарплату.

Как и все остальное, подобные вещи намного проще объяснить на практике, поэтому некоторые родители считают, что свои карманные деньги ребенок должен заработать. Это правильный подход, особенно если использовать его как дополнительный источник дохода, наряду с выдаваемыми карманными деньгами, пока малыш еще несамостоятелен. Самым спорным в этом случае является необходимость определить, как именно ребенок может заработать деньги.

Обязанности ребенка — не предмет для торга

Некоторые родители считают, что хорошая учеба и отметки могут быть предметом вознаграждения, также они предлагают ребенку деньги за уборку в комнате, и иные выполненные им обязанности. Но согласитесь, в повседневной жизни никто платить нам деньги за подобные вещи не станет. И учеба, и чистота в комнате являются неотъемлемыми обязанностями малыша и не должны быть предметом торга.

Скорее наоборот, ребенок может быть наказан и не получить оговоренной суммы, если категорически не выполняет свои непосредственные обязанности (это мое личное мнение, которое, конечно, можно оспорить).

Да, уровень ответственности перед семьей и домашние обязанности могут расти пропорционально увеличению суммы на карманные расходы, но связывать это необходимо со взрослением чада, а никак не между собой. В противном случае к 18 годам вы рискуете получить лентяя, не желающего учится в институте без достойного вознаграждения за «труды».

За что можно платить ребенку?

Тогда как же поступить? Проявите фантазию. Предлагайте ребенку совершить какие-либо действия, которые не входят в круг его обязанностей. При этом сразу оговаривайте вознаграждение. Например, за отдельную плату можно попросить мальчика помочь папе разобрать гараж, а маме — вынести старые вещи. Самый богатый выбор предоставляет дачный участок, где можно предложить ребенку прополку, сбор урожая, полив и иные действия, с которыми он не сталкивался в городе за отдельную плату.

При этом важна четкая формулировка: вы предлагаете ребенку именно поработать и заработать деньги. И, соответственно у чада должна быть возможность отказаться от выполнения работы.

Он должен прекрасно понимать разницу между оплачиваемым трудом и непосредственно помощью, в противном случае вскоре вы заметите, что малыш требует вознаграждение за любое свое действие.

Несколько важных правил в отношении карманных денег

  1. Пытайтесь привить малышу умение экономить.

    Важность детской копилки остается неизменной и в наше время. Вы можете объяснить ребенку, что полученную сумму можно потратить сразу, либо накопить на какую-то более дорогую вещь. Также стоит сказать, что рациональнее откладывать какую-то часть денег на непредвиденные расходы, например, на поход в кино или в парк развлечений. Таким образом вы научите малыша не только выбирать между понравившимися вещами, но и между различными способами траты и накопления денег.

  2. Следует помнить, что личные деньги ребенка — это ресурс, которым он распоряжается самостоятельно.

    Критика, относительно покупок на эти деньги, а также навязывание своей точки зрения категорически противопоказаны. Если вы будете говорить ребенку, как именно расходовать собственные средства, весь процесс обучения будет сведен на «нет». Малыш должен чувствовать собственную ответственность. Максимум, что могут делать родители — давать советы и позволить ребенку учиться на собственных ошибках.

  3. Ни в коем случае не стоит запрещать ребенку, если он хочет поработать самостоятельно.

    Конечно, нужно взвесить все «за» и «против», убедиться, что работа не принесет вреда его здоровью, не будет мешать учебе, но если подобные условия соблюдаются, такое стремление нужно всячески поощрять. Если предложение ребенка категорически неприемлемо, попробуйте вместе подобрать более удачный вариант.

  4. Учите ребенка анализировать свои расходы.

    Предложите чаду записывать расходы в отдельную тетрадь в течение недели или месяца. Поведите итог, предложите ребенку самому проанализировать свои траты. Таким образом, малыш еще раз сможет определить, насколько ему было необходимо та или иная вещь, и верно ли был совершен выбор. Согласитесь, подобная тренировка полезна не только детям, но и многим взрослым.

  5. Придерживайтесь единой позиции в отношении карманных денег.

    Если предполагается, что ребенок будет получать определенную сумму без каких-либо усилий с его стороны, то следует сразу оговорить на семейном совете, какой будет эта сумма, кто и когда будет ее выдавать, чтобы малыш не выбрал удобную позицию, когда можно просить деньги то у одного, то у другого родителя.

  6. Установите четкие сроки.

    Хорошо, если ребенок будет точно знать, когда именно он получает свои карманные деньги. Так он сможет планировать свои траты не только исходя из ценностей вещей, но и во времени и будет знать, что не сможет в любой удобный момент получить необходимую сумму.

«Всё вокруг моё»

ВРЯД ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребёнок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам - это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребёнка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «моё» и «чужое» ребёнок начинает делить вещи после трёх лет, когда у него появляется самосознание.

Родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребёнок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребёнок. Есть дети, которые в 7–8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4–5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребёнку понять, как вас это огорчает.

Психолог Татьяна Шишова:

Формировать понятие о том, что своё, что чужое, нужно с раннего возраста. Родители неслучайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твоё. Недостаточно твёрдая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребёнка, что это большой грех.

Одним из основных признаков того, что ребёнок осознаёт неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребёнку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырёхлетнего возраста.

Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно всё объяснить. Если ребёнок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребёнком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно пробовать разобраться в причинах, по которым ребёнок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. В любом случае воровство - проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотёк.

Карманные деньги - зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, - призналась одна из опрошенных нами мам. - Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так - мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.

Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать - тоже не выход, вспомним признание в воровстве.

Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование - не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».

Психолог Татьяна Шишова:

Давать или не давать деньги - зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику - точно не стоит. Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.

Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа - один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

Мы бедные?

КОНЕЧНО, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребёнок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определённого возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят, - сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни.

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребёнок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несёт, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.

Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребёнку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход - по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи.

«Вынес мусор - 10 рублей, позвонил бабушке - 15»

«ВСПОМИНАЮ случай из своей школьной практики. В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: «Я заслужил оценку?» И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: «Ну хотя бы четвёрочку». Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: «Но папа ведь даёт мне за хорошие оценки деньги!»

Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребёнок согласен «работать» - учиться, помогать по дому - только за деньги.

Большинство считает, что не стоит премировать ребёнка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнёздышко, и мы трудимся на себя».

В то же время поощрение деньгами за хорошую учёбу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребёнок учится в сильной школе, это даётся ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».

Психолог Татьяна Шишова:

За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь - основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок.

Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдём с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».

Кому нужна копилка?

«…ЕЩЁ ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив - в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную… Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Узнаёте героя? Это Павлуша Чичиков.

«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, её не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определённого возраста ребёнок не осознаёт истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей - просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу «где же взять денег?», она с готовностью предлагает: «Возьмите из моей копилки».

Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребёнка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для неё денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу «копилкомании»)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребёнок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала её туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребёнок склонен к мотовству - тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для души, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

в семейную библиотеку

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться": полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Узнайте еще 5 финансовых ошибок


Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Сегодня у меня уже есть внуки, но, притронувшись к деньгам, хочется как можно быстрее вымыть руки с мылом. А вопрос, стоит ли давать детям деньги, заставляет задуматься многих. Ведь в жизни наших детей они нынче занимают далеко не детское место.

Деньги для детей в советские времена, конечно, не имели такого значения, как сегодня. На что мог тогда ребенок их потратить? Сходить в кино, купить мороженое. Крупная же сумма в руках ребенка вызывала удивление и настораживала. Люди не были так сильно разобщены, как сегодня. Поэтому весть о «больших» деньгах в детских руках быстро бы долетела до их родителей.

Меняются времена и условия жизни

Сегодня уже нередки случаи, когда трехлетние дети разбираются в стоимости бриллиантов, мобильников и предпочитают авто модных марок. Дарить на день рождение малышам деньги стало обычным явлением.

— Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку.
— Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда — пожалуйста.
— Хорошо, не переживай. Отдам!

Подобный диалог — не редкость в наше время. Проблема «дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остается открытым вопрос…

Давать ли деньги дошкольнику?

Психологи и люди с многолетним опытом работы с детьми говорят свое категорическое — нет! В данном случае очень злободневна поговорка: не в деньгах счастье.

Объясняют свою позицию они очень просто. Детей дошкольного возраста всегда сопровождают взрослые. Все покупки делают папа с мамой, а в детском саду «свои» денежки детям не нужны.

Желание их иметь — это возможность самоутвердиться в коллективе. Но такое самоутверждение негативно сказывается на формировании личности малыша. Ведь выделиться он хочет не за счет своего характера и умения, а за счет вещей, игрушек, денег. А для человека важно уметь, а не иметь.

Наделять малышей недетскими привилегиями — значит, замедлять их психологическое развитие. Они привыкают получать все готовое, не прилагая при этом никаких усилий. В результате — инфантилизм, не умение и нежелание трудиться. Но при этом налицо непомерные аппетиты и претензии.

Нужны ли карманные деньги младшим школьникам?

Как утверждают специалисты, особой нужды в этом нет. Конечно же, если совершаются культпоходы в кино, театр, зоопарк или же другое интересное для детворы место, то небольшие карманные деньги не помешают. Именно небольшая сумма не вызовет зависть у одноклассников и не будет провоцировать к необдуманной ненужной трате денег.

Но с взрослением увеличивается и потребность в деньгах. Дни рождения одноклассников, 8 Марта и другие праздники предполагают пусть не дорогие, но подарки. И для этого хорошо бы иметь в доме копилку. С одной стороны, эти деньги не заработаны трудом ребенка, но с другой — все-таки они не выдаются по первому их требованию. У детей формируется понятие: чтобы купить, нужно насобирать необходимую сумму. Таким образом, ребенок учится соизмерять желания с возможностями.

На что важно обратить внимание?

Накопительство иногда превращается в страсть. У ребенка при этом может развиться скопидомство. Обратите внимание, если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше не заводить.

Распоряжаться деньгами из копилки дети могут самостоятельно. Но при этом в семье должно соблюдаться правило: не покупать «запрещенные» вещи, о которых было заявлено родителями еще до появления копилки.

Стоит ли платить за хорошие оценки?

Однозначно — нет! У ребенка может создаться впечатление, что хорошие оценки, а вернее знания, нужны родителям больше, чем ему. Раз платят, значит, это им зачем-то нужно? При этом значительно снижается мотивация к учебе. Чтобы заработать больше денег и не огорчать родителей, дети начинают хитрить и скрывают плохие оценки.

Стоит ли платить за работу по дому?

Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. А философия семьи зиждется совсем на других принципах: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться. И будут родители опекать своего великовозрастного сынишку всю свою оставшуюся жизнь.

Подросток и карманные деньги

В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.

Подработка же во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом — важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги. От них уже не услышишь залихватского — подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.

Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.

Деньги в подарок. Хорошо это или плохо?

Дарить на праздник деньги — вполне укоренившийся обычай у многих народов. У нас же предпочтение отдается более оригинальным вещам — подаркам. Хотя одного для всех правила не существует. Правда, акценты расставлены. Маленьким детям правильнее будет преподнести все же подарок. Для повзрослевших, возможно, лучшим подарком станет «конверт».

Тут уж, как говорится — на вкус и цвет товарищей нет. Но есть выбор!

Давайте поговорим немного о финансовом воспитании наших детей. Вопрос этот весьма актуальный, ведь воспитывать отношение к деньгам и материальным ценностям, нужно ребёнка с детства. Особо остро стоит вопрос, давать ли детям деньги ?

Современные дети – отлично разбираются в ценовой политике, и знают что такое «дорого», «не по карману», «можно позволить» и т.д. Современные малыши отлично разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, и многих других вопросах. Однако денежный вопрос всё же стоит поднять, ведь зачастую сами родители могут сформировать у своего ребёнка неверное отношение к деньгам, что может привести к большим неприятностям в будущем. Давайте об этом и поговорим.

Стоит ли давать деньги дошкольникам ?

Современные дошкольники, играя в ситуативно-ролевые игры, учатся разбираться в рыночных отношениях и деньгах. Все наверно помнят, как мы играли в магазин, и вместо денежек у нас были листики с деревьев. В этом ничего нет плохого. Однако если ребёнок начинает просить настоящие деньги, лучше ему их не давать. Желание иметь денежку – это возможность самоутвердиться в коллективе. Но такое самоутверждение негативно сказывается на формировании личности малыша. Ведь выделиться он хочет не за счет своего характера и умения, а за счет вещей, игрушек, денег. А для человека важно уметь, а не иметь.

Деньги и младшие школьники

Когда ребёнок подрастает, и идёт в школу, тогда он по-другому начинает относиться к деньгам. Он уже понимает, что деньги нужны ему для того, чтобы не похвастаться, а купить себе что-то. Специалисты уверены, что особой нужды давать ребёнку в этом возрасте деньги, нет. НО, если совершаются культпоходы в кино, театр, зоопарк или же другое интересное для детворы место, то небольшие карманные деньги не помешают. Именно небольшая сумма не вызовет зависть у одноклассников и не будет провоцировать к необдуманной ненужной трате денег.

Немного о накоплениях

Чтобы научить ребёнка правильно относиться к деньгам, можно завести дома копилку, куда ребёнок, ну и Вы иногда, будете класть денежку. Пусть эта копилка, станет личным «банком» малыша. Таким образом, у детей формируется понятие: чтобы купить, нужно насобирать необходимую сумму, ребенок учится соизмерять желания с возможностями, а это очень пригодиться ему во взрослой жизни. Распоряжаться деньгами дети могут самостоятельно, если только нет ограничений с Вашей стороны. Но если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше и вовсе не заводить.

Способ заработка

Неплохо было бы приучить ребёнка и к тому, что деньги нужно зарабатывать. Однако не стоит давать ребёнку деньги за помощь по дому или хорошие оценки. Это не пойдёт ему на пользу, и может послужить фактором того, что ребёнок никогда не поймёт, что такое семья, зачем надо учиться, какой смысл взрослеть.

Деньги и подростки

Давать подросткам деньги на расходы можно, и нужно. Но бесконтрольность здесь недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Финансовая поддержка нужна, и то если Вы не опасаетесь за поведение подростка. Подработка во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом – важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги.

Вот немного о том, стоит ли давать деньги детям. Надеемся, наши советы помогут Вам вырастить человека, который будет знать цену деньгам и не только им. Успехов!