Формирование социокультурных норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традиционной народной культуре. Социокультурный подход в воспитательно-образовательном процессе

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества - обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности процесса социализации.

Во-первых, социализация - это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой - в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Успешная социализация подразумевает способность человека найти гармоничное соотношение этих двух сторон.

Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.

В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.


Социальная сфера - Образование:

Младшие и средние группы: Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)

Старшие и подготовительные к школе группы: Школа (общеобразовательные: начальная, средняя, музыкальная, спортивная, художественная, детская школа искусств): экскурсии в школу, целевые посещения, совместные мероприятия («Мост дружбы», «Масленица»).

Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду

Социальная сфера - Культура и достопримечательности села:

Младшие и средние группы: Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях.

Старшие и подготовительные к школе группы: Музей, дом творчества, дом школьника: назначение, экскурсии в Музей.

ДК «Колос», Центр детского творчества: участие в городских конкурсных программах

Социальная сфера - Сфера услуг:

Младшие и средние группы: Сфера услуг в детском саду.

Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые посещения.

Старшие и подготовительные к школе группы: Экскурсия на почту, парикмахерскую, пожарную часть, музей.

Социальная сфера - Физическая культура и спорт:

Младшие и средние группы: Физкультура в детском саду

Старшие и подготовительные к школе группы: Физкультура в детском саду,

спортивные соревнования, праздники, развлечения.

Социальная сфера - Медицина и здравоохранение:

Младшие и средние группы: Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната, знакомство с профессиями врача, медицинской сестры

Старшие и подготовительные к школе группы: Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарственных средствах и профессии фармацевта.

Социальная сфера - Средства массовой информации:

Кабельное телевидение: ознакомление с профессией журналиста, проведение телевизионных консультаций специалистов ДОУ, Сотрудничество с редакцией городской газеты «Колос»

Знакомство с микрорайоном, родным селом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараются максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

Проведение экскурсий и прогулок по селу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Педагоги ДОУ проводят беседы и консультации для родителей, знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места села. Также полезным, на наш взгляд, является проведение выездных концертотв, спектаклей, музыкалных и цирковых представлений на базе детского сада. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, поэтому детский сад стремится взаимодействует с ними. Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе ДОУ.

Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

Formation of the basic cultural values of senior preschool children in the conditions of development of the information society.

  • Т.С. Горошникова,
  • М.Н. Егорова

МАДОУ «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида», Киселевск

T.S. Goroshnikova,

MADOU “Kindergarten №2 «Rays» combined type “ Kiselevsk

В данной статье рассмотрены источники информации, с помощью которых происходит формирование базовых культурных ценностей дошкольников. В статье предлагается описание важнейших источников информации. Особое внимание уделяется работе с информационными технологиями.

This article describes the sources of information in which is formed the basic cultural values of preschool children. The paper proposes a description of the most important sources of information. Particular attention is paid to work with information technologies.

Ключевые слова: воспитанник, культурные ценности, межличностное общение, информационные технологии, наблюдение, книга.

Pupil, cultural values, interpersonal communication, Information technology, observation method, book.

В ходе реализации основной образовательной программы ФГОС, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые требуют решения. Как способствовать тому, чтобы мир, окружающий ребенка стал для него понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы воспитанник захотел познать этот мир? Как довести современный мир информации до понимания ребенком? Как научить его отбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна, и пользоваться ею? ДОУ, в соответствии с существующим законодательством, призвано обучить ориентированию детей в информационных потоках, дошкольники должны уметь работать с информацией, полученной различными способами, то есть искать, получать и фиксировать информацию и использовать ее в своем познавательном развитии. Базовые ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей, которая изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения, социума, необходимо учитывать этническую и религиозную принадлежность семьи, профессии родителей, традиции и обычаи, эстетические, нравственные и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры.

В настоящее время при формировании базовых культурных ценностей старших дошкольников главными путями получения необходимой информации являются изучение книг, межличностное общение, постоянные наблюдения, работа с компьютером.

Книга, книжный текст - представляет собой наиболее доступный источник знаний для детей в детском саду. Обращение к книгам способствует раскрытию перед детьми всего мира, красочные издания, которые так привлекают детское внимание, рассказывают обо всём, что необходимо знать об окружающем мире в данном возрасте. В течение осуществления образовательной деятельности ребенок черпает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационное взаимодействие. При рассматривании и изучении книги детям легче осмыслить полученную учебную информацию, перенося её в реальный мир, как бы сравнивая происходящее, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление, учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, анализировать полученную информацию, выделять главное и второстепенное в тексте, осуществляют библиографический поиск, реализуют простые проекты. С помощью различных энциклопедических изданий воспитанники запасаются новыми знаниями, пополняют свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Здесь роль педагога заключается в том, чтобы научить детей правильно пользоваться энциклопедиями и отбирать нужную для себя информацию.

Ещё одним важнейшим источником информации является межличностное общение. Коммуникативное взаимодействие воспитанников между собой, со взрослыми, с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Возникает вопрос, а всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно использовать информацию, которой они овладевают при осуществлении образовательного процесса? Во время своей деятельности, педагог учит дошкольника общаться, обмениваться информацией, формировать умение взаимодействовать с полученной информацией, выбирать жизненно важное в ней для решения каких-либо трудностей. Дошкольники вступают во взаимодействие тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают смысл межличностного общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Словарный запас дошкольников достаточно богат, однако умение вести диалог у многих детей развито слабо, тем не менее типичным в этом возрасте является информационный диалог. Тематика разговора детей друг с другом обуславливается главным образом обсуждением игр, игрушек, кинофильмов, телепередач, коллекций, домашних животных, отношений между детьми и семейных событий. Межличностное общение дает дошкольнику возможность принять на себя черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит в основном эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник принимает на себя роль маленького исследователя, опытным путем получая ответы на свои вопросы, испытывающий чувство радости от своих открытий и тем самым пробуждая ещё больший интерес. Ребенок стремится к активной деятельности. Экспериментирование и наблюдения в данном возрасте являются наиболее близкими и естественными для дошкольника. Наблюдение - особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдения детей должны быть научными, доступными, увлекательными и интересными. Наблюдение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Наблюдение выступает как ещё один способ извлечение информации.

Сегодня дети быстро осваивают новую информационную технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которые являются наиболее доступными дома, прежде всего, оживляет процесс обучения и вовлекает его в познание окружающего мира. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. В процессе компьютерных игр у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности за те или другие действия.

С помощью технических средств можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку воспитанников и высвободить время для их творческого развития. Приобщение дошкольников к работе с компьютерными технологиями способствует совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.) . При использовании компьютерной презентации, образовательная деятельность становится более насыщенной, яркой, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе образовательной деятельности привлекают большее внимание дошкольников. Помогают развивать и автоматизировать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учат рационально использовать своё время.

Все эти возможности позволяют увлечь дошкольников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников. Так как дети в среднем дошкольном возрасте обладают широкой фантазией и огромным желанием проявить себя с помощью любых средств доступных в данном возрасте, то педагогу следует учить его как можно чаще выносить во внешний мир свои собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование на занятиях в ДОУ дает возможность проявить себя любому из воспитанников, при этом ребенок самостоятельно выбирает форму работы, доступную именного для его понимания.

Современное общество характеризуется как информационное, что порождает значимость информации в современном мире, ее особую роль и ценность, а также диктует необходимость совершенствования способов и методов получения, обработки, систематизации и передачи информации. Область образования в этом плане является самой актуальной: одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды, которая важна для усвоения ребенком социального опыта, выражения собственной позиции, проявления самостоятельности, индивидуальности, а также для сотрудничества ДОУ и семьи.

Литература

  1. Михеев, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников [текст] / Е.В. Михеев, - Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
  2. Соколова Т.Е. Информационная культура ребенка. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.
  3. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев
  4. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9. -С. 32-38
  5. Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников. http: //festival. 1september. ru/authors/102-622-032

Подготовила Шадрина М.В. воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 40», г.Братск

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная деятельность взрослых, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников.

Взрослый должен стать примером подражания для своего ребёнка. А также в семье должны быть семейные ритуалы: поход в театр, музей, спортивные виды отдыха, просмотр кинофильмов, чтении художественной литературы и многое другое. Это все — коммуникативное событие, которое обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей.

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Список использованной литературы

  1. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.
  2. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] /http://www.maam.ru/detskijsad

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МБДОУ Детский сад № 272

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.

Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования. Одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Социокультурная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

С помощью социокультурных норм осуществляются все процессы так называемой социализации личности. Социокультурные нормы выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая и специфицируя поведение человека как поведение нормативно-социальное.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры , которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют , сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей , воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы .

Формирование социокультурных норм происходит в процессе социокультурного развития , который у ребенка дошкольного возраста определяется как процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм , установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.

Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально - культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности , нормы , установки), адаптироваться в социально-культурной среде .

В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:

  • познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения , норм и ценностей , принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран;
  • мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
  • коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ самостоятельности, самоорганизации и ответственности, это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок.

Проект «Созвездие» является комплексным подходом к формированию социокультурных норм, т.к. объединяет познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты, участниками являются педагоги, родители и дети подготовительной группы. Ознакомление и формирование знаний и представлений о родном городе Уфа, микрорайоне Шакша, о себе, своей семье, социальном окружении, развитие позитивного отношения к родному краю, городу, его жителям, формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников являются задачами данного проекта.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно у дошкольников сформировать представление свободно ориентироваться там, где они живут, где находится детский сад, школа, в которой они будут учиться, воспитать любовь к родному городу.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт. Ознакомление с такими социальными объектами как детские и юношеские центры развития для детей и подростков, спортивные и музыкальные школы, библиотеки микрорайона Шакша происходит на основе исследовательской деятельности, что предполагает как самостоятельную активность детей, так и практическое взаимодействие ребенка с родителями. Итогом является подготовка фотоотчета о каком либо из этих объектов, а также его защита. Данный метод способствует развитию навыков связной речи, предпосылок поисковой деятельности, расширению представления о разнообразии форм детской досуговой и образовательной деятельности в микрорайоне Шакша, социализации личности ребенка.

Важную роль в процессе формирования социокультурных норм играет формирование и развитие у воспитанников потребностей и положительных мотивов, связанных с этим качеством. Именно через игровую форму наиболее эффективно создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побудит их к активному участию в познавательной и практической деятельности. В процессе реализации проекта «Созвездие» были использованы различные игры:

  • сюжетно-ролевые: «Улицы города», «Спортивный комплекс», «Мы в театре», «Библиотека», «Семья», «В гостях у подруги/друга» и др.,
  • дидактические игры: «С какого дерева листок», «Одень куклу Айгуль и Булат», «Найди башкирскую одежду», «Я познаю Башкортостан» (кроссворд) и др.,
  • подвижные, народные игры: «Котята и щенята», «Кто сильнее», «Юрта», «Курай», « Палка-кидалка» (Сойош таяк), «Медный пень» (Бакыр букэн), «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь) и др.
  • настольно-печатные игры: «Дружный хоровод», «Башкирское лото», «Составь сапожок», «Башкирская посуда», «Узнай элемент башкирского узора» и др.

Игры выполняют познавательную функцию – ребенок познает окружающий мир, правила поведения и взаимодействия с другими людьми, а также коммуникативную функцию – в игре ребенок вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника. Использованные игры имели направленность на формирование умению общаться, строить взаимоотношения со сверстниками, способствовали формированию навыкам культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Огромное значение в формировании социокультурных норм имеет также и коммуникативная деятельность. Это беседы, рассказы, чтение художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п., которые способствуют усвоению дошкольниками нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности. Так, в процессе реализации были проведены:

  • беседы и рассказы «С чего начинается Родина?», «Мой край Башкортостан», «Государственная символика Республики Башкортостан», «Мой микрорайон Шакша» и т.п.;
  • чтение художественной литературы: чтение произведений башкирских авторов: Откуда родом ты? (Фаузия Рахимгулова, перевод Ю.Андриянова), Уфимские липы (Назар Наджми, перевод Е.Николаевой), Агидель (Нажип Идельбай, перевод Г.Шафикова), Уфа (Г.Рамазанов, перевод В.Виноградова), Родному городу (Акрам Вали, перевод Р.Морана), Курай (Муса Гали, перевод Д.Даминова) и др.;
  • использованы жанры фольклора: чтение и театрализация народных сказок «Медведь и пчелы», «Петух - батыр», «Легенда о курае», «Батыры-близнецы», «Урал - батыр», «Девушка и месяц», «Абзалил» и др.; знакомство с пословицами, поговорками, песнями народов Республик Башкортостан и др.

Продуктивная деятельность такие как рисование («Город вечером», «Башкирский орнамент», «Кукла в национальном костюме», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др.), аппликация, лепка («Герб города Уфа», «Шакша – мой микрорайон» и т.п.) способствовали закреплению знаний и представлений о родном крае, творческому развитию дошкольников.

Таким образом, в ходе реализации проекта «Созвездие» были созданы условия, обеспечивающие единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, что является необходимым для приобщения детей к основным социокультурным нормам. Основными формами работы были организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с воспитанниками, самостоятельная деятельность воспитанников, взаимодействие с родителями, и задействованы все образовательные области.

В результате были расширены представления детей о малой родине – микрорайоне Шакша, развит познавательный интерес к окружающей действительности, сформирована связная речь, детьми был приобретен опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформированы способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, сформирована адекватная самооценка. Проект способствовал активизации родителей, обогащению опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.

Литература.

  1. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО. – 50с.
  2. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева. Уфа, 2005.
  3. Колбина А.В. Башкирская мозаика. Настольно-печатные игры. – 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Китап, 2006. – 268 с., ил.
  4. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76стр.
  5. Фольклор и литература Республики Башкортостан. Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Е.Н.Антипова, Т.В.Балукова, А.С.Камалетдинова и др. Под ред. Р.Х.Гасановой. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 96 с.: ил.
  6. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. – Уфа: БИРО, 2004. – 70с.
  7. Художники и композиторы Башкортостана – детям. Учебное пособие и демонстрационный материал / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 72 с.: ил.
  8. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Башк.ин-т развития образов. – Уфа, 2002. – 43 с.

Интернет - ресурсы

  1. http://studme.org/34140/menedzhment/gruppovye_normy_povedenie_lidera#304
  2. http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6
  3. http://studopedia.su/14_82022_sotsiokulturnie-normi.html

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.