Проблемы детской психики. Психологические проблемы детей, ребенка: проблемы, причины, конфликты и трудности. Советы и разъяснения детских врачей. Формирование неадекватной самооценки

Психологические проблемы детей-дошкольников

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.
Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Психологические проблемы детей:

1. Тревожность.

В настоящее время изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов.
Механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» (Габдреева Г. Ш. 1990; Джойнс В. 1996).
Л. М. Костина (2006) подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью.
Анализ многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической литературе позволяет рассматривать тревожность, тревогу и страх как некое взаимосоставляющее единство. Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации; во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственная любому человеку; в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. В работе А. М. Прихожан (2007) раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Так, в ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью.
Е. А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.
Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.
К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.
Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006). Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. А. М. Прихожан (Прихожан А. М. 2007), подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.
Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.
Итак, причины детской тревожности могут иметь как генетические факторы развития, так и социальные (семья и общество).

2. Депрессивное настроение.

К настоящему времени доказано, что депрессивное настроение может возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества. Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью представлений (Иовчук Н. М. 2007). Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.
По мнению Иовчука Н. М., депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большим трудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения, повышенной чувствительности, поведенческих расстройств.
В дошкольном возрасте депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, а также усилением типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха и скуки, на первый план выступает дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией.
Таким образом, характерными особенностями депрессивного состояния у детей дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также тоскливого настроения и беспричинного плача.
Сегодня, в рамках психологической науки, депрессивное состояние ребенка дошкольного возраста выделяют как отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии определяется как депрессивная тенденция (Венгер А. Л. 2003).

3. Агрессивность.

Исследованием агрессии занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи. И агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) (Гозман Л. Я. 1987; Лютова Е. К. 2002). В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не проявляются (Мид. М. 1988).
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. Как снисходительность, так и строгость родителей могут вызывать агрессию у ребенка.

Е. Лютова и Г. Монина отмечают (Лютова Е. К., Монина Г. Б. 2002), что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то одиночные вспышки гнева у ребенка могут перерасти в привычку действовать агрессивно.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Романов А. А. (2003) выделяет основные классификационные признаки агрессивного поведения детей: направленность агрессивных действий, скрытость-открытость, частота возникновения агрессии, пространственно-ситуативные признаки, характер психических действий, степень социальной опасности.
Одним из главных факторов, провоцирующий агрессивность у ребенка выделяют социально-бытовой (неблагоприятные условия воспитания в семье; неадекватно-жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, супружеские конфликты, ситуации налаживания совместной деятельности и, провоцирующие конфликт и агрессивность и пр.) (Романов А. А. 2003).
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

4. Формирование неадекватной самооценки.
В отечественной и зарубежной психологической литературе проблеме самосознания личности уделяется большое внимание. Это работы Бернса Р. (1986), Кона И.С. (1990), Столина В. В. (1987), Чесноковой И. И. (1978) и др.
Самосознание рассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения; во всех формах воздействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своего собственного «Я», как субъекта, отличного от других субъектов (Чеснокова И. И. 1978).
Итогом развития самосознания, согласно отечественным исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе. Исследователи самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом развитии как регулятор взаимоотношения субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой. В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие как устойчивость, высота, адекватность, дифференцированность и обоснованность.
Р. Бернс (Бернс Р.1986) определяет самооценку как составляющую Я-концепции, связанную с отношением человека к себе или к отдельным своим качествам.
Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения. Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопознание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих (главным образом родители), на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

Р. Бернс (1986) выделяет определенные условия формирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка. Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания других людей, тем самым, добиваясь успешности. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию.
Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела.
Согласно Р. Бернсу (1986), важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо. Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Так, по мысли Р. Бернса, основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.
Гарбузов В. И. (2006) описывает формирование самооценки в связи с возникновением внутреннего конфликта. У индивида существует две формы самооценки, вытекающие из наличия двух форм психической жизни: осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемый уровень самооценки формируется в возрасте до 4-5 лет и в дальнейшем не подвергается изменениям. Уровень самооценки, складывающийся под постоянным воздействием критики и самокритичности, под влиянием успехов и неудач, отражающий осознаваемый уровень «Я», постоянно колеблется в зависимости от ситуации, средовых воздействий, депривации, фрустрации и является фактически самооценкой «сегодняшнего дня». Субъект соглашается с объективной или субъективной, адекватной или неадекватной оценкой своей личности, но истинная самооценка, сложившаяся в период становления личности как ведущая установка на «Я-концепцию», не позволяет ему принять уровень «самооценки сегодняшнего дня», если он отличается от уровня истинной самооценки, обрекая его на сложный внутренний конфликт. Из этого конфликта вытекает сложное, «двойное» поведение субъекта. Индивид, «признав» свою несостоятельность, объективно продолжает действовать в направлении, «доказать всем», «показать себя». Из сдвоенной самооценки вытекает двойственность отношения к людям и событиям, к самому себе, что неизбежно влечет за собой нарушение психического развития.
Итак, многими исследованиями показано, что составная часть внутриличностного конфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую роль в формировании которой играют родительские оценки.

Таким образом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Р. Бернс (1986) подчеркивает: «Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе».


Леонова Людмила Александровна

Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста

(Представление себя, разделение ответственности - Я могу многое, но не все.

Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он ведет себя тем или иным образом, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения. Я не знаю, как правильно воспитать именно вашего ребенка, но я могу помочь вам и вашему ребенку справиться с затруднениями)

Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем “симптомам” в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые с поведенческие реакции, такие, как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: ребенок демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во-многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы : в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройство или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами, и т.д.), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь, мамы (например, игнорирование плача, попытки “, агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к : максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение .

Что реально должно вызвать беспокойство родителей : если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы : как правило, все эти признаки в определенной «дозировке» в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и - нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего “я” не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также “присвоение” себе определенных объектов (“я – мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога” – вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи - результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша) и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться может быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. “Лечится” расширением “сети контактов”, возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста - реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания, и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывает результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к .

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозят разные аспекты развития и социализации ребенка - к примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие “симптомы”: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании к взрослому); круг его интересов предельно “сужен” (например, его интересуют только мультики или машинки).

От 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы : у ребенка активно идет процесс формирования личности , и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание : малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка - сюда могут относится и проявления завышенной самооценки (высокомерие), и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда – ее формирует окружение, в первую очередь, родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми?

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр) : проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка . Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость - отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердится).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения - все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение - его поведение может стать индикатором его психологических проблем (к примеру, если он пытается он любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство : опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность

Вредные привычки у детей

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к психологу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения достаточно сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, его надолго оставляли одного в постельке, он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске.

До года сосание соски и укачивание, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.


Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Выберите наиболее приятный для Вас цвет……

Сейчас узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…

И так, любитель.

Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный,

Вы отличный друг. У вас мирная душа.

Любители Зеленого цвета: это любители природы.

Вам нравиться все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик. Спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.

Любители Розового цвета: добрые и заботливые

Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой.

Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, вам нужно время. У вас добрая душа.

Красный: уверенный и несдержанный

Энергия в вас бьет ключом.

Ваша красота говорит за вас. Другие люди считают вас отличным другом/приятелем. У вас увлеченная душа.

Коричневый: приземленный.

Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы.

У вас практичная душа.

Желтый: вся жизнь в борьбе.

Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни.

Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.

Черный: серьезный и таинственный.

Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, ваша сущность тесно связана с вашей проницательной душой.

Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, вам нужно их осознать и принять. У вас душа искателя.

Оранжевый: теплый и энергичный.

Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования.

Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В вас живет дух соперничества.

Белый: высокодуховный.

Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В вас живет дух познания.

Уважаемые родители!

Не смотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.


Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития . Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А . Л. Венгера :

Проблемы , связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы , связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость) ;

Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы , связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость) ;

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия :

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность» .

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка :

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека) ;

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких - нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность : они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат , в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов : физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми :

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения ;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования : пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков : «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» . Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха» , развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Психологические основы формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, который составляет в различной форме отношения человека к предметам и явлениям.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Выступление к родительскому собранию в старшей группе на тему: «Физиологические и психологические особенности детей 6 года жизни» Физиологические.

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника в обществе. В качестве общего перечня психологических проблем дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А.Л. Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Наиболее распространенными проблемами дошкольного возраста являются следующие:

1. Тревога . Когда тревога регулярна, она превращается в тревожность и становится свойством детской личности. Главной причиной возникновения этой проблемы являются неблагополучные отношения с родителями и неправильное воспитание, в частности необоснованно высокие требования к ребенку. У таких детей наблюдается низкая самооценка и слишком высокий уровень притязаний.

2. Депрессии . В дошкольном возрасте распознать депрессию достаточно сложно. К её характерным признакам можно отнести пассивность, расстройство моторики, страх, тоскливость, беспричинный плач, агрессию и тревожность.

3. Агрессия . Причинами агрессии обычно являются воспитательные просчеты. Когда в общении с ребенком родители позволяют себе определенную резкость, это приводит к формированию у него агрессивности, подозрительности, эгоизма и даже жестокости. Если же в общении проявляется мягкость, внимание и забота, ничего подобного у ребенка не наблюдается. Развитию агрессивности способствует также тот факт, что многие родители закрывают на нее глаза или же со своей стороны пресекают её излишне агрессивно. Тогда агрессия со стороны ребенка принимает защитный характер.

4. Неадекватная самооценка . Низкая самооценка является следствием приспособительного воспитания - когда ребенка приучают подстраиваться под чужие интересы и за счет этого достигать своих целей. Проявляется это в чрезмерном послушании и бесконфликтности. Завышенная самооценка также является следствием воспитания, которое основывается на авторитете, дисциплине и ответственности. Такие дети ставят перед собой большие цели, они самостоятельны, независимы, коммуникабельны и убеждены в успехе всех своих начинаний. Искаженная самооценка в любых проявлениях – это свидетельство межличностного конфликта, который негативно влияет на психическое развитие дошкольника. Ведь гармоничная социальная адаптация будущего гражданина немыслима без адекватного представления о себе.