Речь как у ребенка. Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение. Кто в траве шныряет? Мышь

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 3 минуты

А А

Речь и мышление отличают нас от «братьев наших меньших». Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Поэтому задача родителей – научить разговорной речи, и не думать, что, только слыша нашу речь, он заговорит сам.

Развитие речевого аппарата проходят все стадии развития, начиная от рождения. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы. И ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. И делать это нужно с рождения, не дожидаясь пока малыш подрастет.

Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Развитие умения говорить взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в ЦНС с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее ребенок хочет говорить.

Активизируя мелкую моторику верхних конечностей, родители также способствуют активному развитию речи.

Умение говорить у детей, можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Первая фаза – период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, и может выражаться как одна из форм общения, и развиваться одновременно с умением говорить. Продолжается крик примерно к началу третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период? Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь должна создать нужные условия для формирования слуха и зрения: звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы должны как можно чаще окружать ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в его ладошку небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте! Чаще произносите звуки, доступные для повторения малышом.

Вторая фаза – начинаем гулить

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр. Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться. Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Третья фаза – детский лепет

Как утверждают педиатры период от 6-ти месяцев до 11 – самый интересный период. Его можно сравнить с приобретением знаний взрослым человеком за несколько столетий. Малыш до года растет интенсивно, увеличивая свои размеры и возможности. И лепет появляется благодаря таким факторам:

  • малыш не просто лежит, а уже может сидеть и даже принимать прямостоящее положение;
  • изменение рациона приводит к интенсивному росту рта, и увеличениям возможностей языка.

Речевое общение состоит из слогов, но сама речь становится выразительнее и осознанней. Он все увереннее составляет отдельные слоги в слова: мама, папа, баба и др.

Характеристика данного периода состоит еще и в том, что идет активное развитие сложных психических процессов и памяти.

Какие особенности нужно учитывать в этом периоде? Усложняйте разговор, общаясь с малышом. Желательно чтобы во время общения он видел движение ваших губ, а произносимые слоги были четкими. Это важно, так как в процессе прослушивания стишков или песенок у детей возникает неосознанное желание повторять их.

Четвертая фаза – здравствуйте первые слова!

Характеристика малышей первого года в этом периоде – любознательность, копирование и повторение. Начиная с 11-ти месяцев и до года, у многих детей появляются первые осознанные слова. Они правильно их применяю по отношению к взрослым. Сложные слова у детей первого года жизни произносятся в частичном исполнении. У детей отлично получается подражать звукам животных. Особенности данного периода – активное словотворчество у ребенка проявляется в умении ассоциировать слова и предметы.

Продолжаем развивать речь.

  1. Не забывайте правильно и четко называть предметы и комментировать свои действия.
  2. Для ребенка это важно, так как он обогащает свой словарный запас ПРАВИЛЬНЫМИ словами.
  3. Тренируйте губные и щечные мышцы: дудочки, свистульки, губные гармошки, гримасничанье.

Заключение. Каждый ребенок уникален и своеобразен. Нельзя требовать того, что у него сразу не получается. Тренируйте малыша и возьмите терпение в союзники.

Развитие речи – одна из важнейших частей общего развития ребенка, а умение говорить имеет существенное значение как для социальной адаптации, так и для приобретения навыков обучения и восприятия информации. Помогите ребенку пройти этот процесс, поощряя ежедневную деятельность, ускоряющую формирование речевых навыков.

Шаги

Часть 1

Создание речевой среды

    Начинайте работать над развитием детской речи как можно раньше. Разговаривайте с малышом с самого его рождения, устанавливая с ним зрительный контакт и создавая крепкие узы. Онбудет узнавать ваш голос, так как слышал его еще в утробе.

    • Вне утробы вы звучите несколько иначе, но ассоциации у ребенка все же присутствуют, и ваш голос обладает способностью оказывать на него успокаивающее воздействие.
  1. Дайте своему малышу возможность слушать вашу речь. Дети учатся через наблюдение: простой разговор со своим новорожденным может принести огромную пользу.

    • В процессе вашего общения ребенок научится тому, как важно произносить различные звуки, и начнет экспериментировать с собственной речью.
    • Даже просто присутствие при разговоре других может быть полезно для новорожденного. Общайтесь с другими взрослыми на обычной громкости, чтобы ребенок мог слышать звучание реального разговора.
  2. Создайте дома безопасную и способствующую развитию среду. Ваш дом должен быть спокойным местом, где ребенок чувствует себя достаточно безопасно, чтобы учиться и исследовать, и где он сможет приобрести уверенность для того, чтобы начать разговаривать.

    • Фоновые шумы отвлекают детей и не дают им сосредоточиться на словах и звуках. Выключите телевизор и снизьте лишний уровень шума, чтобы помочь малышу сфокусироваться на ваших занятиях.
    • Если у вас есть старшие дети, можно определить отдельную зону, например, ясли, или выделить отдельное время в качестве «ясельного», когда старшие дети играют в более тихие игры, а вы концентрируетесь на развитии речи своего ребенка в спокойной среде.
  3. Ограничьте время, которое ребенок держит во рту пустышку. Как только ребенок, подрастая, начнет проявлять интерес к речи, постарайтесь ограничить время использования пустышки, поскольку она затрудняет произнесение звуков и речь в целом. Конечно, проще сказать, чем сделать, но в долгосрочной перспективе ваша тактика будет иметь целый ряд преимуществ.

  4. Начните использовать слова в определенном контексте. Как только ребенок начнет проявлять больше интереса к тому, что его окружает, начните называть предметы в определенном контексте. Указывайте на предметы вокруг вас, например, на животных, простые вещи или на членов семьи. Таким образом вы начнете создавать у ребенка ассоциативные связи между словами и самими предметами.

    • Ребенку потребуется овладеть словарным запасом из минимум сотни слов, прежде чем он начнет соединять их между собой в предложения, что, как правило, происходит годам к двум. Если ежедневно пополнять его словарный запас несколькими новыми словами, это поможет ему говорить более свободно и совершенствовать свое понимание речи.
    • Обращайте его внимание на окружающие звуки, например, рокот заведенного мотора автомобиля или лай собаки. Так вы научите ребенка различать звуки помимо речи и создавать ассоциации между звуками и словами.

    Часть 2

    Ежедневно используйте развивающие речь занятия
    1. Постоянно разговаривайте со своим ребенком и побуждайте его говорить в ответ. По нескольку раз в день ведите диалог со своим малышом и постоянно повторяйте его имя. Реагируйте одобрительно на любые издаваемые им звуки, даже если это неразборчивый детский лепет. В раннем возрасте любые звуки свидетельствуют о развитии речи.

      • Как только ребенок начнет издавать больше звуков, начните задавать ему вопросы и ждите от него ответа, что научит его тому, каким образом строится диалог и порядок речи. Если малыш еще не в состоянии отвечать на вопросы, вы можете моделировать диалог, задавая вопрос, делая паузу для ответа и затем отвечая самостоятельно.
      • Комментируйте как можно больше своих действий в течение дня, например, что вы делаете, когда собираетесь, или что видите на прогулке. Оставляйте малышу и возможность побыть в тишине и поэкспериментировать со своим телом и голосом.
    2. Повторяйте за малышом любой его лепет. Обращайте самое живое внимание на любой звук, который производит ваш ребенок. Подражание его лепету побудит его продолжать свои эксперименты со звуками и станет одним из любимых развлечений вашего малыша.

      • Детское сюсюканье может быть полезным для самых маленьких, но в ограниченном количестве. Несмотря на то, что повторяющиеся слоги, такие как мама или папа, несомненно помогают ребенку учиться разговаривать, некоторые исследования указывают на то, что общение с ребенком только на этом уровне замедляет развитие его речи.
      • Можно сюсюкаться с малышом в определенные моменты или при определенных видах деятельности, но в остальное время общайтесь в обычном режиме, чуть снижая темп речи, чтобы ребенок воспринимал реальный пример разговора.
    3. Обращайтесь к ребенку по имени, поддерживая зрительный контакт. Для того чтобы привлечь внимание малыша, медленно назовите его по имени и поддерживайте зрительный контакт, чтобы он научился распознавать, когда вы к нему обращаетесь.

      • Это способствует тому, чтобы ребенок начал реагировать на свое имя, пусть поначалу даже и каким-либо одним звуком.
      • Делайте так во время любых совместных занятий, купая его, играя с ним или во время кормления.
    4. Читайте своему ребенку. Чтение – один из мощных инструментов развития речи и одно из самых важных дел, которые родители могут делать со своими детьми. Книги не только способствуют выстраиванию отношений между вами и вашим ребенком, но и, благодаря цветным картинкам, стимулируют мозговые центры и способствуют пополнению словарного запаса.

      • Заведите привычку с раннего возраста читать своим детям. Для новорожденных даже не имеет значения, какую книгу вы будете читать; взрослый роман будет звучать им аналогично записям в телефонной книге. Когда дети начнут подрастать, познакомьте их со сборниками стихов, книжками-малышками и интерактивными книжками с картинками.
      • Дети как правило по-разному воспринимают разные книги, в зависимости от личностных особенностей. Читайте одни и те же книги снова и снова, чтобы донести до ребенка их смысл и помочь понять все слова.

Как сподвигнуть кроху на диалог и стимулировать его речь? Мы знаем 5 простых способов. Возьмите их на вооружение и точно знайте - у вас всё получится!

1. Говорите с малышом как со взрослым

Это значит, никаких «сю-сю», «би-би» и «ням-ням»! Даже если вам кажется, что этот кроха, который ещё даже не умеет толком сидеть, совсем ничего не понимает. Ещё как понимает. И получает первое представление о родной речи.

А потому как можно чаще разговаривайте при ребёнке и с ребёнком. Пусть ваша речь будет доступной и прямой, а ещё взрослой. Вместо «би-би» - «машина», вместо «ням-ням» - «есть, кушать» и так далее.

Тогда малыш сразу начнёт произносить полноценные слова, и его потом не придётся переучивать разговаривать на «взрослом языке». И это не миф! А все , мы собрали для вас в одной статье. Получилось интересно!

2. Подключите к изучению речи книги, песни и стихи

Детская литература, музыкальные произведения, народный фольклор, стихи и прочее могут стать неплохим подспорьем для развития речи малыша.

Начинать можно с самого рождения. Когда вы одеваете кроху, купаете его или делаете массаж, обязательно дополняйте эти действия весёлыми потешками или стихами. Или хотя бы проговаривайте их: «надеваем на ножки носочки», «гладим спинку» и так далее.

Чуть позже, когда малышу исполнится год и в его словарном запасе уже будет несколько слов, можно подключить и книги. Выбирайте для малыша простые сказки, например «Курочка Ряба» или «Репка».

Слушая ваше чтение, ребёнок начнёт воспринимать структуру речи, заучит новые слова и особенности их произношения.

Когда кроха начнёт уверенно ходить, к развитию можно подключить и детские песенки. Включайте их ребёнку и танцуйте вместе с ним. Подобное развлечение не только способствует развитию вестибулярного аппарата, но и стимулирует речь малыша: из детских песен он узнает новые слова, которые со временем захочет произнести самостоятельно.

Кстати, здесь мы собрали . Обязательно выпишите их себе. Пригодятся!

3. Разыгрывайте сценки между игрушками ребёнка

Если любимые игрушки малыша вдруг оживут в ваших руках, да ещё и заговорят, восторгу крохи не будет предела. Начинайте с самых простейших диалогов и сценок, которые задействуют двух персонажей. Например:

— Привет, заяц! Как тебя зовут?

— Я Серый! А тебя как зовут?

— Я мама Юля, а это малышка Лида.

Постепенно увеличивайте количество персонажей и усложняйте сюжет. С помощью таких незатейливых игр малыш узнает, как строится диалог между людьми.

4. Займитесь артикуляционной гимнастикой

Логопеды подтвердят, что артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения - залог правильного звукопроизношения и в дальнейшем речи.

Необязательно использовать упражнения, которые практикуют специалисты, их годовалый малыш вряд ли повторит.

А вот имитировать звуки природы ему вполне под силу. Покажите ему, как дует ветер, падают капли дождя на крышу или шумит море. От таких простых упражнений весьма ощутимый эффект, ведь ребёнок учится воспроизводить различные звуки, которые в дальнейшем перейдут в полноценные слова.

5. Развивайте мелкую моторику

Казалось бы, пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук, не имеют ничего общего с развитием речи. Но специалисты отмечают их благотворное влияние на развитие речи.

Речевая функция у ребёнка теснейшим образом связана с прочими психическими процессами. Так что любое языковое нарушение в определённой степени тормозит психическое развитие и интеллектуальные навыки ребёнка.

Задача родителей по формированию правильной речи у малыша не сводится лишь к отслеживанию звукопроизношения. Всё намного сложнее, поскольку взрослым важно помогать детям говорить грамотно, красиво, выразительно, чисто, использовать правильные речевые обороты и выражать собственные мысли.

Советы специалистов помогут родителям сформировать правильную речь у ребёнка и придать дополнительный стимул развитию психики.

Подобные вопросы возникают у многих мам, руководствующихся принципом раннего обучения ребёнка. Современные родители всё чаще стремятся чуть ли не с пелёнок усадить кроху за учебные пособия, развивая тем самым математические знания, кругозор, художественные способности и грамоту.

Сейчас развитие речи воспринимается как целенаправленные и организованные занятия с ребёнком. А это подразумевает, что взрослым необходимо к ним подготавливаться, изыскивать свободные минуты, изучать специальную литературу. Неудивительно, что мама опускает руки и даже не представляет, что нужно делать.

А между тем немногие родители понимают, что обыденное взаимодействие с ребёнком во время приёма или приготовления пищи, укладывания в кроватку, гуляния на свежем воздухе, уборки комнаты, путешествия в транспортном средстве – это и есть самое настоящее и полноценное речевое развитие!

Специалисты подсчитали, что порядка 80-90% нужных языковых умений можно привить без особых временных затрат в ходе обычного общения с ребёнком. Подобный детско-родительский диалог является своеобразной основой, отсутствие которой не позволит взрослым сформировать правильную речь в детском возрасте.

Учитываем возрастной принцип

Речевое развитие ребёнка начинается ещё до его появления на свет. Мудрые мамы все девять месяцев беременности общаются с будущим малышом, делятся различными впечатлениями, поют колыбельные и просто разговаривают.

После рождения ребёнок начинает активно развиваться, совершенствуются и его языковые умения. Что рекомендуют логопеды и психологи для формирования правильной речи?

  1. Общайтесь с новорождённым малышом . Учёные установили, что гуление и лепет возникает даже у глухих детей. Причём гулят и лепечут малыши всех рас и национальностей в один и тот же возрастной период – примерно в 2-5 месяцев. Однако если родители не разговаривают с крохой, первые речевые навыки угасают. Задача мамы – адекватно реагировать на детскую инициативу, разговаривать с ребёнком, произнося слова чётко и медленно, чтобы малыш смог уловить звуки, интонацию и даже мамино настроение.
  2. Приучайте к твёрдой пище . Кажется, что знакомить ребёнка с твёрдыми пищевыми продуктами можно в любом возрасте, поскольку умение пережёвывать якобы никак не связано с правильной речью. Это опасное заблуждение. Если ребёнку после года давать только протёртое пюре, у него возникнут серьёзные проблемы с речью, поскольку для нормального произношения необходимо уметь управлять челюстной мускулатурой и правильно дышать. Именно это и происходит при разжёвывании твёрдых продуктов, в результате чего этот процесс становится своего рода «артикуляционной гимнастикой» для младенца.
  3. Называйте предметы и действия . Приблизительно в 12 месяцев ребёнок приобретает замечательную привычку указывать пальчиком на разные вещи, привлекая тем самым родительское внимание. Мама должна в этот момент назвать предмет или действие: «это шкаф», «собака лает», «кукла лежит», «котёнок прыгает» и пр. Совсем скоро малыш начнёт повторять слова, точнее слоги или сочетание звуков – «ма», «па», «киса». Это нормальный период, когда кроха словно пробует «на вкус» новые языковые ощущения.

Читайте также: Воспитание в России и Европе: как найти баланс?

  1. Побуждайте к общению . Некоторые малыши в полтора и два годика даже не пытаются говорить, используя лишь жесты, поскольку взрослые понимают каждый взмах их пальчика. Чтобы разговорить молчунов, используйте приём «непонимания ребёнка», или провоцирование ситуации говорения. К примеру, разложите на столе различные фрукты и спросите: «Что ты хочешь? Яблоко? Да? Нет? Грушу? Да? Нет?» Если он продолжает показывать пальчиком, давайте неправильный фрукт, чтобы ребёнок пытался сказать вам, такой непонятливой мамочке, что ему нужна именно груша. Сперва произнесённое слово будет неполным, зато это уже говорение, а не просто «указующий перст».
  2. Формируйте и обогащайте словарный запас . Первоначальная задача – формирование пассивного словаря, активный подключится немного позже (после 2-2,5 лет). Отдавать предпочтение нужно именно обычному вашему взаимодействию с ребёнком. Во время прогулки показывайте и называйте воробья, голубя, ворону, обязательно обобщая – «это птицы». Готовя обед, перечисляйте все овощи (обобщающее понятие), которые вы кладёте в суп: картофель, томат, лук, капуста и т.д. Если есть свободные минутки, поиграйте с малышом в лото или детское домино, а вот от развивающих компьютерных игрушек стоит воздерживаться.
  3. Развивайте крупную и тонкую моторику . Не следует перескакивать этап формирования общей моторики, переходя сразу же на мелкие движения пальчиков. Любопытно наблюдать, как родители пытаются научить кроху шнуровать ботинки, если тот даже не умеет спускаться по лестнице. Поэтому приучайте к велосипеду, плаванию, чаще прогуливайтесь пешком и ходите по лесенкам. Из пальчиковых игр и упражнений специалисты особо выделяют потешки, занятия с крупами, конструирование, мозаику и различное рукоделие.
  4. Больше читайте . После 3 лет дети испытывают особую тягу к книжкам. Этим и нужно воспользоваться для формирования правильной речи. Читайте и перечитывайте подходящие по возрасту сказочные истории или стихотворения, задавайте вопросы по тексту или иллюстрациям, предлагайте пересказывать содержание прочитанного рассказа (малышам постарше).

Читайте также: Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки


Развитие грамматического строя и звукопроизношения

Формирование правильной речи невозможно без обучения ребёнка конкретным грамматическим принципам и правилам, которые присущи русскому языку.

  1. В обыденном общении чётко проговаривайте окончания словесных конструкций, чтобы малыш с первых месяцев жизни слушал, как могут изменяться слова:
  • по падежам («подойди к мамочке», «подними машинку»);
  • в роде («кошка чёрная», «заяц белый»);
  • в числе («собака – собаки»).
  1. Родители не должны забывать чётко произносить предлоги, выделяя их интонационно: «Клади в ящик, возьми из ящика».
  2. Процесс образования слов можно показать на примере уменьшительно-ласкательных конструкций: «кошка – кошечка», «мяч – мячик», «пёс – пёсик» и пр.

Естественно, следует отказаться от любых оскорблений, вульгарных и «некрасивых» выражений, которые не только уродуют вашу речь, но и с лёгкостью проникают в словарный запас малыша, любящего перенимать взрослые привычки.

Ещё одна немаловажная цель – сформировать произносительную сторону речи через артикуляционную гимнастику и развитие речевого дыхания. Для чёткого произношения звуков необходимо регулярно тренировать губы и щёки с помощью таких упражнений перед зеркалом, как:

  • надуванье и сдувание щёк, шлёпанье по ним кулачками для выхода воздуха;
  • имитирование поцелуя с втягиванием щёчек и характерным звуком;
  • растягивание губ в улыбке «до ушей» (следите, чтобы не было видно зубов);
  • вытягиванье губ вперёд трубочкой и пр.

Не забывайте и о развитии речевого дыхания с помощью специальных упражнений. Например, научите ребёнка выдувать мыльные пузыри, свистеть в дудку или свисток, дуть на лёгкий пинг-понговый мячик, ватный шарик или ёлочный дождик.


Чтобы добиться от ребёнка чёткого произношения и выразительной грамотной речи, соблюдайте несколько несложных рекомендаций от специалистов:

  • побуждайте малыша проявлять большую речевую активность – на каждое ваше предложение должно приходиться приблизительно 5 предложений ребёнка;
  • не старайтесь мгновенно давать ответы на детский вопрос, поначалу предложите малышу немножко подумать, пофантазировать и выразить своё собственное мнение (пусть даже оно будет неверным);
  • не искажайте слова в разговоре с малышом, откажитесь от сюсюканья, использования в беседе так называемых детских словечек – «бибика», «холёсенький» и т.д.;
  • не передразнивайте ребёнка и тем более не наказывайте за неправильно произнесённые слова;
  • не включайте ему мультики, в которых главные персонажи предпочитают шепелявить, картавить или намеренно коверкают слова (так вы избежите негативного подражания).

Самой большой радостью в развитии ребенка каждый родитель считает тот момент, когда малыш начинает говорить. Конечно, начинается все с простых звуков и слогов. Это самый первый шаг малыша на пути овладения речью. Этот процесс очень трудоемкий и потребует усилий не только от ребенка, но и от родителей - ведь нужно приложить массу усилий, чтобы закрепить интерес малыша к речи. Есть несколько простых правил, как развить речь у ребенка.

Первое правило: никогда не стоит угадывать мысли ребенка. У каждого происходила ситуация: малыш возраста от полутора до двух лет указывает, например, на кошечку и говорит: «Кися». Мама тут же подхватывает мысль ребенка и начинает рассказывать: «Да, это кошка. Она очень красивая. Вот видишь, она идет по дорожке». Мама сказала все за малыша, зачем же ему еще что-то добавлять? Если уж вы задались вопросом, как развить речь у ребенка, то, в первую очередь, не угадывайте его мысли. Лучше задайте малышу вопросы и подождите ответа, даже если вы заранее знаете, что он ответит.

Второе правило: ведите разговоры со своим ребенком. Да, именно с ребенком, а не просто в присутствии него с кем-то другим. Читая сказку малышу, прервитесь и спросите, что, по его мнению, произойдет дальше, что ответит герой сказки. Не думайте, что раз малыш молчит, то ему нечего сказать. Не забывайте, что ему нужно время подумать, поэтому не торопите его с ответом, а терпеливо ждите. Самым важным в вопросе, как развить речь у ребенка, является стимуляция его к речи. Задавайте больше вопросов. Речь детей в 2 года - это мысли вслух.

Третье правило: стоит учить малыша говорить правильными предложениями. Надо основательно подходить к вопросу, как развивать речь у ребенка 2 лет правильно. Сначала малыш осваивает простые слова, потом словосочетания, а потом переходит к предложениям. И вот здесь задача родителей - помочь ребенку овладеть полным искусством речи. Задавайте ему наводящие вопросы, просите его рассказать о каком-то предмете, который встречается на вашем пути на прогулке, о животном, птичке.

Четвертое правило: каждый вечер переживайте с ребенком этот день еще раз. Перед тем, как поговорите с ним о том, что вы видели, делали в этот день. Спросите его, чем бы он хотел заняться завтра, вместе постройте планы. Если вы провели день не вместе, то пусть ребенок расскажет вам, что он делал и с кем, что нового он увидел и узнал. В эти моменты малыш не только развивается, но и учится слушать других. Такие разговоры очень помогают родителям правильно развить речь детей в 2 года, учат их мыслить логически и поэтапно.

Пятое правило: просите ребенка описывать каждый предмет. Обращайте его внимание на все яркие предметы, расскажите ему о том, что вы вместе видите. В следующий раз, когда вы увидите вновь дерево, облачко или животное, попросите малыша самого описать его своими словами. Также можете попросить его придумать историю, связанную с увиденным. Это поможет вам не только ответить на вопрос, как развить речь у ребенка, но и на вопрос, как развить у него воображение.

Шестое правило: оно последнее и самое главное в вопросе, как развивать речь у ребенка 2 лет - всегда говорите правильно. Не стоит сюсюкать с ребенком, коверкать слова на его лад. Не повторяйте неправильно произнесенные малышом слова, всегда поправляйте его и говорите правильный вариант, возможно, придется повторять одно слово 10 раз подряд, но ребенок запомнит его правильно. Не забывайте, в этом возрасте малыш - ваше зеркало, он полностью подражает вам, и как говорите вы, так и будет пытаться говорить ваш карапуз.