Бусы и их история. Виды колье и их названия

Колье - незаменимое украшение. Оно может придать образу загадочности, визуально устранить недостатки, например, слишком длинную шею сделать чуть короче и наоборот.

Первые колье появились очень давно. Прекрасно сохранились образцы времен Древнего Египта. В те времена это было не простое украшение, а знак отличия, принадлежности к определенной касте или сословию.

Сегодня для изготовления колье используются самые разнообразные материалы: металл, кожа, драгоценные и поделочные камни, стекло, стразы, пластик, текстиль. Элементами украшения могут быть бусины, цепи, подвески.

Современные и более ранние разновидности колье имеют свои названия в зависимости от длины.

Начиная со средних веков коллар являлся мужским украшением, символом власти и принадлежности к рыцарскому ордену. Внешне коллар представлял собою цепь с крупными звеньями, которая заканчивается такой же крупной подвеской, которой мог служить орден, либо кулон с семейной эмблемой или геральдическими знаками.

Сегодня коллар - это плоский широкий «ошейник» длиной до 35 см. Иногда его ширина практически равна длине шеи обладательницы такого колье. Последнее время стала популярна разновидность колларов, повторяющих внешне воротничок рубашки, украшенный драгоценными, полудрагоценными камнями или просто бисером.

От 35 до 40 см

Изначально чокер выглядел как шнурок из резины или каучука, который мог быть дополнен подвеской, и считался универсальным украшением как для мужчин, так и для женщин.

Современные чокеры чаще всего изготавливаются из золота, серебра или недрагоценных металлов, и украшаются драгоценными или полудрагоценными камнями. Длина чокер чуть больше, чем коллара - от 35 до 40 см.

От 42 до 48 см

Классические бусы длиной примерно 42–48 сантиметров относят к разновидности колье «принцесса». Это украшение может быть достаточно сдержанным, однотонным или, наоборот, ярким, с крупными элементами. Основные материалы для изготовления: бусины, бисер, металлы, поделочные камни, стразы.

От 50 до 60 см

Матинэ - это колье длиной порядка 50–60 сантиметров. Чаще всего это нитка жемчуга, которая дважды обвивается вокруг шеи. Один круг всегда длиннее другого. Матинэ может быть из бусин, камней, с металлическими вставками, небольшими подвесками. Идеальное украшение для повседневной носки и выхода в свет.

«Опера» - украшение длиной до 85 сантиметров. Оно почти достает до линии талии. Может быть в виде бусин в несколько рядов, драгоценных камней на тонкой цепочке. Часто в колье «опера» используется натуральный жемчуг.

От 112 до 180 см

Сотуар - это наиболее длинная разновидность колье. Стандартно его длина всегда превышает 112 сантиметров (иногда до 1,8 метра) . Носить сотуар ежедневно не стоит - это изделие для вечернего выхода. Иногда конструкция такого ожерелья делается сборной, когда по длине украшения предусмотрены несколько замков.

Самые длинные виды колье больше подходят для разовых мероприятий, как и широкие ошейники. Для ежедневного ношения идеально подойдут колье «принцесса» или матинэ.

Со вставками и тому подобным. Бусы отличаются от других шейных украшений тем, что они

  1. состоят из бусин
  2. нанизаны на нить
  3. не имеют оправы (ободка)

Бусы могут быть однорядными или многорядными, но главное их отличие – бусины именно нанизаны. В то время как в других шейных украшениях часто бусины или камни имеют оправу из металла или из бисера, и соединяются в изделие с помощью этой оправы или вставляются в металлическую основу изделия с помощью разных креплений.

Примеры разных видов бус:

Существует большое количество видов бус. Они различаются между собой материалом и технологией изготовления, длиной, дизайном и стилем.

Виды бус по материалу изготовления

Сегодня бусы изготовляют из различных природных или синтетических материалов. К природным материалам для изготовления бус относятся: дерево, кость, жемчуг, ракушки, перламутр, кораллы, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Наиболее «природными» и безопасными делают бусы для самой уязвимой аудитории - младенцев (так называемые слингобусы), а также любые детские бусы . К бусам из синтетических материалов, предполагающих смешение составляющих для их получения, относятся бусы из керамики, стекла, металла, пластика, полимерной глины, бусы из шерсти . Материал изготовления обычно определяет название бус – стеклянные, жемчужные (в том числе знаменитые бусы Шанель), янтарные, коралловые и другие.

Отдельно заметим, что стеклянные бусы – очень большая категория. Сюда относятся полированные одноцветные и многоцветные бусы, бусы из прессованного стекла , бусы из бисера . А также бусы из венецианского или муранского стекла и из хрустальных гранёных бусин Сваровски . В категорию стеклянных бус входят кракерные бусы и так называемый лэмпворк .

Примеры стеклянных бус разных видов:

А среди металлических бус особое внимание заслуживают бусы «бали», которые состоят из медных, серебряных или золотых бусин ручной работы, как правило неправильных размеров и различных форм.

Заметим, что это далеко не полный перечень материалов, из которых изготовляются бусы, а только основные виды, встречающиеся наиболее часто.

Какие бусы бывают по видам соединения бусин?

Соединяют бусины, как уже говорилось, нанизывая их на нитку-основу. От этой основы зависит внешний вид бус и их прочность. Такой основой может быть шелковая, вощеная или синтетическая нить для бус, леска, спандекс, проволока . Спандекс используется, если нужно, чтобы изделие растягивалось. Проволочная же основа позволяет придать изделию нужную форму.

Для соединения бусин также используют проволочный крючок - например, если основой бус является цепочка, или если бусины не имеют сквозного отверстия. Кроме того, существует способ наплавления бусин на нить в процессе изготовления. Такие бусы имеют свое название - «марди гра ».

Примеры разных соединений бусин: проволока, нить, цепь

Виды бус по их длине

Бусы бывают одноярусные и многоярусные. Одноярусные выполняются на одной нити, многоярусные – на нескольких. В зависимости от длины нити, бусы делятся на шесть основных видов: Коллар , Чокер , Принцесса , Матинэ , Опера , Роуп или Лариат . Короткие бусы обычно имеют застежку.

«Коллар» имеет длину 30-35 см. Одевается непосредственно на шею, и, как правило, плотно ее облегает.
«Чокер» - более свободный вариант бус, его длина – 35-40 см, он обычно располагается над ключицей.
«Принцесса» - чисто классический вариант бус, их длина – 43-48 см.
«Матинэ» – («Matinee» в переводе означает утро) длина этих бус 50-60 см.
«Опера» – их длина обычно составляет 66-91 см.
«Роуп» («Rope» – верёвка, жгут) и «лариат» («Lariat» – аркан) отличаются только тем, что «лариат» - это бусы, с несоединенными концами. Концы таких бус как правило украшены кистями. Длина «роуп» и «лариат» 120-180 см.

Примеры бус разной длины:

Бусы, в зависимости от длины и количества нитей, носят по разному.

Разновидности бус по стилистике

Бусы по своему материалу изготовления, форме, цвету и размеру бусин относятся к различным стилям. Так, нитка жемчуга – классическое украшение, простое и строгое.

Прозрачные пластиковые бусы «вкусных» цветов, из крупных бусин и с обилием цепей – коктейльное украшение. Пластиковые бусы чистых ярких цветов – украшение в стиле диско или поп-арт. Бусы из редких бусин, из художественного стекла присутствуют в стиле авангард. О радостном стиле хиппи напоминают нам различные деревянные, перламутровые и костяные бусы. Металлические бусины и бусины из полудрагоценных камней составляют украшения в стиле этно. К этому же стилю относятся и

Практически каждая женщина хотя бы раз в жизни одевала бусы. Это несомненно красиво и придаёт некоторую изюминку образу. Ведь именно бусы помогут создать завершённый образ.


Но вот мало кто задумывался, что бусы бусам рознь. Оказывается, существует несколько видов бус, а различаются они между собой по своей длине. Итак.

Виды бус по их длине


«Коллар » имеет длину 30-35 см. Одевается непосредственно на шею, и, как правило, плотно её облегает. «Чокер » — более свободный вариант бус, его длина - 35-40 см, он обычно располагается над ключицей. «Принцесса » — чисто классический вариант бус, их длина - 43-48 см. «Матинэ » - («Matinee» в переводе означает утро) длина этих бус 50-60 см. «Опера » - их длина обычно составляет 66-91 см. «Роуп » («Rope » - верёвка, жгут) и «лариат » («Lariat» - аркан) отличаются только тем, что «лариат» — это бусы с несоединёнными концами. Концы таких бус, как правило, украшены кистями. Длина «роуп» и «лариат» 120-180 см.

Короткие бусы , состоящие из нескольких нисок бусин и располагающиеся посередине шеи, называются ожерельем-хомутом . Длина ожерелья-хомута обычно в пределах 30 — 33 см. Состоит обычно из 2-3 нитей и располагается посередине шеи.

Collar с английского "воротничок", "Ошейник", "короткое ожерелье", 12-13". Ожерелье можно назвать характерной особенностью викторианского стиля. Такие бусы будут отлично смотреться с вырезом «лодочкой» или ровным вырезом по уровню плеч. Так же отлично ожерелье смотрится с открытыми плечами и декольте.


Короткие бусы , короткое ожерелье ( чокер, CHOKER - «под горло» ) длиной 35 — 40 см, состоящие из одной нити камней, называют 14-16" . Подходит к любым вырезам и к практически любому стилю одежды. Бусы такой длины по праву считаются самыми распространёнными однонитевыми бусами. Если вы подбираете бусы для девочки, то именно колье такой длины станет идеальным украшением для ребёнка.

Более длинное колье, длина которого достигает 42 — 48 см, получило романтическое название Принцесса . Колье «принцесса» идеально будет смотреться с платьями с вырезом «лодочкой» или с платьем с глубоким вырезом. В дополнение к колье «принцесса» можно воспользоваться подвесками.

Бусы "повседневной" Матине длины 50 — 60 см. Бусы такой средней длины отлично будут сочетаться с платьями с глубоким вырезом и с вырезом «лодочкой», а также с закрытой одеждой. Однако лучше отдать предпочтение неброской, желательно однотонной одежде. Matinee , что с английского "утренник", "дневной спектакль", 20-24".

Элегантности и романтики вашему образу придадут длинные бусы , о жерелье "вечерней" длины 70-93 см. Надетые в два ряда смотрятся как вариант короткого ожерелья 28-34". Такая длина бус считается королевской . Ранее такие бусы можно было одеть только лишь на официальные мероприятия. Именно поэтому модели бус этой длины называют ещё « опера ». Бусы до 90 см опускаются чуть ниже линии груди. Подобные модели зрительно удлиняют силуэт. Такие бусы, надетые в один ряд, будут отлично смотреться с закрыты платьем или с вырезом «лодочка». Бусы, сложенные в два ряда, могут заменить колье. Также можно делать один из рядов более длинным, а второй по шее. Если вам хочется одеть такие бусы днём, то лучше их закрутить в несколько рядов.


Очень длинные бусы, жгут или лариат имеют длину более 90 см и даже больше 112 см. Такие бусы ещё называют жгутом, верёвкой. Такие бусы ввела в моду Коко Шанель, дива очень любила бусы из жемчуга такой длины. Очень сексуальные, чувственные и роскошные бусы позволяют экспериментировать с длиной. Если в нужных местах добавить застёжки, то жгут можно будет трансформировать в ожерелье и браслет. Бусы такой длины просто необходимы для идеального гардероба.

Нитка бус – простое украшение, которое не теряет популярность со временем. Бусы отлично дополняют любой образ, делая его более женственным, оригинальным. Но, надо сказать, что далеко не все модницы знают, как правильно носить бусы, как подбирать цвет, форму, длину, материал, стиль этого капризного украшения. А все по тому, что одни и те же бусы не могут одинаково хорошо сочетаться с одеждой разных стилей. Перечисленные ниже советы пригодятся и молодым девушкам и опытным модницам.

Виды бус

Состоит обычно из трех и более нитей. Бусы этого типа наиболее эффектно смотрятся с одеждой, имеющей V-образный вырез, вырез в виде лодочки или открытую спину. Женщины часто украшают себя такими бусами, готовясь к вечерним мероприятиям.

Длина под горло . Это классический вид. Такие бусы смотрятся консервативно и больше подходят взрослым женщинам. Особенно хорошо сочетаются с юбками и платьями. В принципе, классические бусы многофункциональны, они будут уместны и на работе, и на прогулке, их можно использовать в комплекте практически с любым нарядом.


Такая длина отлично дополнит одежду с V-образным, круглым или овальным вырезами. Хорошим дополнением к таким бусам станет сочетание с ниткой бус другого цвета, например черного или золотого. Очень часто центральная бусинка несколько крупнее по размеру по сравнению с другими.

Длина до груди . Сочетаются с разными стилями одежды, но особенно хорошо с офисным стилем. Подходят девушкам и женщинам любого возраста, и также прекрасно гармонируют с бусами контрастного цвета.


Длинные бусы . Этот вид сейчас находится на пике моды. Многие современные девушки выбирают именно эту длину бус, так как нить можно дополнить другими материалами (камнями, цепями), сделав тем самым свой образ неповторимым и ультрамодным.

Шанель – несравненно красивые и сексуальные бусы. Пикантность образу придает возможность оборачивать бусы вокруг шеи, делать узлы в свисающей части, носить на бок. Идеально дополняют образ с платьем, визуально удлиняя шею.

Бусы и тип фигуры

Существует распространенный стереотип, что полноватым девушкам подходят только крупные бусы, а худеньким – мелкие.

Обратите внимание! Размер бусинок не играет важную роль, в отличие от длины нитки.

Короткие бусы будто стягивают шею, делая ее полнее. И это касается бусинок любого размера, даже крупных! Безусловно, полноватым девушкам не подойдут короткие бусы с мелкими бусинами, а худым – длинные с крупными.

Есть и другие варианты:

  • если у вас полная шея и широкие плечи, то вам подойдут бусы в несколько витков;
  • стройные девушки могут надеть бусы с крупными бусинами, но только если они не нанизаны подряд.

Выбор стиля

При выборе бус важно обратить внимание на стиль одежды, чтобы не выглядеть нелепо.

  1. Деловой стиль. С ним отлично сочетаются недлинные бусы из натурального жемчуга. Если же хочется бижутерии, то следует посмотреть известные каталоги и подобрать что-нибудь для себя.
  2. К спортивному стилю подойдут деревянные, металлические, кожаные, керамические, текстильные бусы.
  3. Современные леди, выбирающие такой стиль одежды как кэжуал, могут выбрать пластиковые или яркие бусы, которые пользовались популярностью в 50–70 годы.
  4. С такими стилями как этнический, хиппи, бохо прекрасно сочетаются деревянные, керамические, стеклянные бусы. Причем чем длиннее нитка, тем лучше смотрится.
  5. К вечерней и праздничной одежде отлично подходят чешское и муранское стекло, горный хрусталь и жемчуг.

В гармонии с материалом

Теперь остановимся на материале одежды, к которой подбирают бусы.

  • К шерстяной одежде подойдут бусы под золото или серебро, украшения из войлока. С такой одеждой хорошо сочетаются аксессуары из полудрагоценных камней: коралла, агата, бирюзы.
  • К воздушным тканям, таким как крепдешин, шифон, шелк подойдут бусы из полупрозрачных материалов. Это аквамарин и бусы из стекла.
  • Льняные и хлопчатобумажные ткани (сюда можно отнести и вязаную одежду) отлично сочетаются с бусами в этническом стиле.

Цвет украшения

Не зря многие любительницы бус при покупке обращают основное внимание на цвет украшения. Тот цвет, который подходит одному человеку, может не подойти другому. Это дело сугубо индивидуальное.

  • Девушкам со светлой кожей и русыми волосами подходят мягкие, нежные оттенки бус.
  • Что касается брюнеток со светлой кожей, то им подойдут бусы красного, белого и черного цветов.
  • Шатенки и женщины со светлой кожей могут носить бусы из янтаря, золота и жемчуга желтоватого оттенка.

Невозможно выбрать цвет бус, только исходя из типа внешности. Нужно подходить к этому вопросу комплексно. То есть подбирать не только по цвету волос, кожи, но и учитывать цвет одежды. Здесь следует придерживаться правила соблюдения гармонии между цветами одежды и аксессуаров.

Жемчуг

Поистине незаменимым украшением каждой женщины являются жемчужные бусы. Они бывают разными не только по цвету, но и по форме. Их главное преимущество в том, что они подходят ко многим стилям одежды.

Если раньше жемчуг советовали носить женщинам, которым за 40, то сейчас любая девушка может себе позволить это шикарное украшение. Так, например, девушкам уместнее носить неровный жемчуг, а пожилым дамам следует предпочесть жемчуг правильной формы. Молодым подойдет розовый жемчуг, пожилым же – жемчуг бежевого или сероватого оттенка. Также советуют подбирать цвет жемчуга под цвет зубов.

Обратите внимание! Неудачный выбор комплекта украшения и одежды может добавить 15–20 лет к возрасту модницы!

Для молодежи будет уместно использование длинной нитки жемчуга, которая обвита вокруг шеи пару раз. Хорошо носить жемчуг с высоким воротом, с яркими вещами. Но не с пиджаком!

Не бойтесь использовать бусы в своем наряде, они отлично дополняют любой образ.

Фото

Четки довольно часто встречаются у людей, исповедующих православное христианство. Четками пользуются и священники, и обычные миряне, однако некоторые представители духовенства считают, что четками могут пользоваться только монахи. В старообрядчестве использование четок (лестовки) обязательно при молитве.

Виды православных четок

Существует несколько видов православных четок. Прежде всего, это обычные классические четки, которые делают из камня или дерева. Также широкое хождение в свое время было и у старорусских четок, это - вервицы, лестовки и броянницы. Классические четки в основном можно встретить у людей, исповедующих православное христианство. А вот вервицы, лестовки и броянницы в наши дни встречаются очень редко, чаще всего у последователей старообрядчества. Хотя иногда православные святые изображены на иконах именно со старообрядческими четками (например, преподобный Серафим Саровский на некоторых иконах изображается со старообрядческой лестовкой в руке).

Количество бусин в православных четках

Чаще всего в классических христианских четках 33 бусины (33 - земной возраст жизни Иисуса Христа) или 30 бусин. Реже встречаются четки, состоящие из 10 бусин (камней), так называемые перстные четки. Также бывают и длинные четки, состоящие из 100 и даже 150 бусин.

Материалы для православных четок

Православные четки могут быть изготовлены из самых разных материалов. Очень часто встречаются четки, изготовленные из драгоценных и полудрагоценных камней . Перечислю самые распространенные камни, используемые для изготовления христианских четок, а также основные свойства, приписываемые этим камням.

Нефрит . Четки из нефрита лучше всего подойдут человеку со светлой и чистой душой. Дело в том, что нефрит очень плохо влияет на людей нечестных, которые ведут неправедный образ жизни, поэтому камень рекомендуется только для честных и открытых людей. Считается, что нефрит способствует поиску второй половинки и помогает сделать жизнь своего хозяина по настоящему счастливой.

Агат . Четки из агата лучше всего подойдут для мужчины. Считается, что агат повышает мужскую силу и не дает своему владельцу преждевременно стареть. Агат положительно влияет на эмоциональное состояние человека. Также этот камень отводит плохие сны и дает силы победить опасных врагов и справиться с материальными затруднениями. Стоит отметить мощнейшие защитные качества агата - этот камень отведет любую беду от своего хозяина.

Аметист . Аметист издревле использовали для лечения больных алкоголизмом. Постоянное ношение аметиста способно изменить отношение человека к спиртному, вплоть до полного отвращения. В наши дни специалисты по литотерапии (прим. литотерапия - это лечение камнями и минералами) успешно используют аметист при лечении алкоголизма, бессонницы и укреплении иммунитета. Аметист помогает своему владельцу постичь основы мироздания. Еще этот камень имеет одну очень интересную особенность - если женщина подарит изделие с аметистом мужчине, то он влюбится в нее, вне зависимости от того, женат он или нет.

Горный хрусталь . Горный хрусталь - это камень волшебства и магии. Именно горный хрусталь способствует развитию ясновидения и открывает другие магические способности у своего владельца. Постоянный контакт с горным хрусталем помогает человеку концентрироваться на решении важных вопросов и защищает дом от любого негатива. Изделия из горного хрусталя помогают сдавать экзамены (к помощи горного хрусталя часто прибегают студенты во время сессий и выпускники школ при сдаче ЕГЭ). В литотерапии горный хрусталь применяется для лечения депрессии и нервных срывов.

Оникс . Оникс является довольно мощным оберегом. Этот камень всегда будет оберегать владельца от гибели. Если человеку, склонному к суицидам, подарить изделие из оникса, то риск повторного суицида снизится. Также оникс очень любят бизнесмены и финансисты, этот камень притягивает к человеку деньги и делает его успешным. Оникс защитит вас от порчи и сглаза, а также от любого другого наведенного негативного воздействия . Четки из оникса помогают реализации любых начинаний. В литотерапии оникс используют для стимуляции иммунитета и повышения жизненной энергии.

Цитрин . Четки из цитрина принесут своему хозяину финансовое благосостояние и удачу в любом торговом деле. Кроме этого цитрин нормализует отношения между мужем и женой и делает семью более дружной и счастливой. Очень большой плюс цитрина в том, что он совсем не притягивает к себе негативную энергию . В литотерапии цитрин используют при лечении заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта.

Амазонит . Амазонит является минералом долгожителей, благодаря этому камню здоровье у человека всегда будет в отличной форме. Кроме этого амазонит считается камнем воинов, так как делает своего владельца смелым и отважным. Четки из амазонита отлично подойдут человеку, который решил избавиться от каких-то страхов. В литотерапии амазонит используют при лечении головных болей, эпилепсии, ревматизма и варикозного расширения вен.

Хризоколла . Четки из хризоколлы являются эффективными оберегами от темных сил . У женщин хризоколла стимулирует развитие материнских инстинктов, делает отношения между матерью и ребенком более близкими и доверительными. В литотерапии хризоколлу используют при лечении гинекологических заболеваний.

Обсидиан . Обсидиан довольно редко используется в православных четках. Дело в том, что отношение к этому камню очень неоднозначное. Например на Кавказе обсидиан считался очень темным камнем, его часто называли осколками когтей Дьявола. Однако сам по себе камень довольно интересный и очень сильный. О магических качествах этого камня известно с глубокой древности. Шумеры украшали свои храмы специальными обсидиановыми зеркалами. Четки из обсидиана могут быть сильнейшим оберегом, однако камень подходит далеко не для всех. В наше время изделия из обсидиана пользуются популярностью среди людей, занимающихся научной деятельностью. В литотерапии обсидиан используют для лечения гастритов, язвы желудка и других заболеваний ЖКТ. Кроме этого четки из обсидиана, если их перебирать хотя бы один раз в день, способны нормализовать артериальное давление у больных гипертонией.

Гематит . В наши дни гематит очень часто носят маги, колдуны и другие представители так называемой магической отрасли. В силу этого к гематиту стали относиться как к камню, благодаря которому можно взять под контроль потусторонние силы. Но это большое заблуждение. На самом деле этот камень достаточно светлый, он может стать хорошим оберегом и защитить своего владельца от потенциально опасных ситуаций. Четки из гематита можно носить как оберег, который защищает от порчи и сглаза. В литотерапии камень используется при лечении заболеваний кровообращения.

Розовый кварц . Розовый кварц помогает справиться с обидами и восстановить хорошие отношения с дорогими людьми.

Яшма . Яшма надежно защитит ваше жилище от всего плохого. Четки из яшмы положительно влияют на внутреннее состояние человек, делая его жизнерадостным и позитивным.

Изумруд . Изумруд помогает своему владельцу стать лучше. Этот камень способен справиться с любыми вредными привычками, в том числе с алкоголизмом и с табакокурением. Владельцу изумруда будет сопутствовать удача во всех делах. Четки с изумрудом способны полностью изменить жизнь в лучшую сторону. В литотерапии изумруд использую при лечении гипертонии и заболеваний нервной системы.

Змеевик . Змеевик всегда предупредит своего хозяина о грядущих опасностях и поможет с ними справиться.

Лазурит . Лазурит это камень удачи. Если у вас появится изделие из лазурита, то вы удача будет сопутствовать вам всегда и во всем. В литотерапии лазурит применяют для лечения болезней органов зрения.

Сердолик . В первую очередь стоит отметить положительное влияние сердолика на семейные взаимоотношения. Мужчина, у которого есть изделие из сердолика, всегда будет с пониманием относиться к своей жене, будет любящим мужем и отцом. Также камень способствует обретению материального благосостояния.

Гранат . Гранат крайне редко используют для изготовления православных четок. Дело в том, что гранат, несмотря на внешнюю красоту, сильно влияет на своего владельца и делает его более страстным (страсть эта может проявляться в любви, в общении, в работе и т.д.). Чаще всего изделия из граната носят музыканты, актеры и представители других творческих профессий.

Родонит . Родонит поможет своему владельцу стать обеспеченным человеком. Кроме этого, родонит может стать оберегом - камень защищает от грабежа и всех форм насилия. Отдельно стоит отметить положительное влияние родонита на внутрисемейные отношения - если у одного из супругов есть изделие из родонита, то семья будет крепкой, а в доме всегда будет царить мир и взаимопонимание.

Раухтопаз . Раухтопаз с глубокой древности считается камнем маков и колдунов, которые так или иначе использовали его в различных ритуалах черной магии. Однако изделия из раухтопаза можно носить и обычным людям. Камень повышает общий жизненный тонус и помогает избавиться от вредных привычек.

Кроме полудрагоценных и драгоценных камней довольно часто для изготовления православных четок используют различные виды дерева, жемчуг, кораллы и янтарь.

Использование четок в христианстве

Никаких строгих правил и требований к использованию четок при молении в православии не существует. Чаще всего с четками читают молитву Иисусу Христу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". При чтении других молитв четки, как и в других религиях, используют чтобы прочитать молитву определенное количество раз и не сбиться.

PS. У нас вы всегда можете купить православные четки, сделанные из натуральных природных камней, обработанных в "Мастерской Морозова ".

религиозные четки

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧЕТКИ

Эта группа включает в себя четки разных религий: христианские, мусульманские, буддийские, индуистские. Сюда же можно отнести и четки нового вероучения бахаизма и некоторые другие.

1. Христианские молитвенные аксессуары подразделяются на православные, католические, англиканские, лютеранские.

Православные четки

старообрядческая лестовка

Лестовка (лестница) – четки старообрядцев-единоверов. Очень необычного вида живописная вещица. Представляет собой широкую ленту, состоящую из трубочек-бобков (ступеней). В каждом бобке спрятана свернутая в рулончик бумажная полоска с молитвой Иисусовой. Лента смыкается в круг и завершается конструкция расписными треугольниками (лапостками). Ступени изготавливаются обычно из кожи. На лапостки нашивается ткань, либо кожа и расшивается золотом, бисером, пайетками. Ступеней лестовке положено иметь сто (маленьких) и три (покрупнее).

Вервица (вервь) – традиционные узелковые четки. Плетется из грубой цельной нити, шнура. Здесь нет бусин, счетной единицей выступают узелки (т.н. «бриллиантовые узлы»). На конце выплетается крест, за ним следует кисточка (не всегда). Количество узлов вервицы варьируется от пятидесяти до тысячи. После десяти или двадцати пяти узелков идет разделитель – бусина или крупный узел. Существуют и 33-х узелковые четки, которые носятся на запястье. Также есть 10-ти узелковая вариация в виде кольца (перстные четки).

Новообрядческие четки и православный розарий. Это уже вариант более современный. Зерна таких четок могут быть выточены из разных пород деревьев или камней-самоцветов. Количество бусин – от десяти до ста шестидесяти, где каждый десяток отделен друг от друга. Православные четки часто содержат 33 зерна. В этом числе запечатлен возраст распятого Иисуса Христа. Часто бывают также четки из 30 зерен. Разделительные бусинки порой присутствуют, порой - нет. Венчает четки крест Иисусов и/или кисточка. Иногда встречается название «православный розарий». Обычно это четки с 50-ю зернами и распятием на конце. Не путайте их с католическим розарием, который будет рассмотрен ниже. Четки православные отличить от католических можно, рассмотрев крест. В западном варианте ноги Христа всегда скрещены, а распятие чаще всего четырехугольное (не всегда). В то время как православный крест может иметь дополнительные перекладины и быть также шести- или восьмиугольным. Понятие розарий в православии связано с Серафимом Саровским, который ввел т.н. «богородичное правило» чтения молитв по четкам из 50-ти зерен. С подобными четками святой старец и изображен на иконах.

Брояница – так называют четки в балканских странах. И снова – плетение. Очень похожа на вервицу, только меньшего размера. Тридцать три элемента-узла, соединенные четырехугольным крестиком образуют браслет. Излюбленный народами материал – овечья шерсть – служит основой для балканских четок. Но есть и синтетические, и кожаные варианты браслета. Лаконичность, красота, стиль – таков характер брояницы.

Католический розарий

Католический розарий

Традиционно четки в католичестве именуют розарием, что означает «венок из роз», а подразумевает венок из молитв. Потому как розарий – это одновременно и название ожерелья, и специфический порядок, система произношения молитв. По структуре это пять десятков зерен, разграниченных цепочкой или крупной бусиной. Каждый десяток предназначается для чтения одной из пяти тайн жития Иисуса Христа и девы Марии. Кольцо замыкается, далее следует медальон со святыми ликами или таинствами. Следом идет еще пятерка бусин (три малых и две больших). Эти бусины – для вступительных молитв. Каждой крупной бусине соответствует одна отдельная молитва. Маленькие служат для трех повторений одного песнопения. Венчает конструкцию католическое объемное распятие. Носят розарий на руке, обмотав запястье; на шее, а такж убирают за ремень, пояс или просто прячут в карман.
Существует интересный вариант четок, которые в буквальном смысле собраны из роз. Это очень ограниченная серия, выпущенная в Ватикане в память о папе Иоанне Павле II. Вместо бусин там засушенные бутоны королевы цветов, источающие чудный аромат. Они так и называются - «вечнопахнущие четки».
Серафический (ангельский) розарий – еще одна разновидность церковной принадлежности католиков. Так называются четки францисканских монахов. Состоят они из семидесяти бусин (семидекадный розарий) и символизируют семь радостей Пресвятой Девы.


Ирландский однодекадный розарий или розарий Святого Патрика – «усеченный» вариант католических четок. Состоит он из десяти зерен, с одной стороны увенчанных крестиком, а с другой – кольцом. Изначально - эти четки всегда были не круговые, а линейные. Так сложилось исторически, что розарий являлся тайным атрибутом ирландцев-католиков. Чтобы быть незаметным для чужих глаз, он и награжден столь компактной конструкцией. Сейчас, в наше современное время, существует и другая разновидность однодекадного розария, который не надевается на палец, а делается с застежкой для ношения на руке как браслет. Стоит отметить, что с течением времени внешний вид однодекадного розария постоянно видоизменяется, с каждым разом появляются все более интересные вариации. И это уже не всегда линейные четки. Браслетные варианты могут быть и круговыми.

Еще миниатюрнее выглядят четки басков . В них тоже десять бусин и крест. Только это уже однодекадное кольцо-розарий. Его еще называют «солдатским розарием» за удобство и лаконичность, так необходимых в военных полевых условиях.
Существует усовершенствованный аналог, состоящий из внутреннего неподвижного кольца и внешнего скользящего с выступающими на поверхности бугорками.

Англиканские четки – самые «молодые» среди христианских религиозных атрибутов. Другое их название –экуменистические (экуменизм – всехристианское единство). Появились они в 80-х годах ХХ века. Четки имеют некоторое сходство с розарием католиков и вервицей православных. Это недлинные бусы с 33-мя зернами. Основные бусинки называются «недельными» из-за группировки по 7 штук. Между «неделями» располагаются крестообразные шарики-разделители. Завершают круг «пригласительная» бусина и крест (Кельтский либо Сан-Дамианский). Такие четки в ходу у лютеран, протестантов-баптистов, пресвитерианцев, евангелистов и др. несектантских христиан.
В конце ХХ века шведские лютеране отличились личным изобретением – «жемчужинами жизни». Шведские четки выразительны и эффектны. В них восемнадцать зерен самых разных форм и материалов. Каждая бусина награждена своим смыслом и именем: тишина, ночь, любовь, Бог и т.д. «Жемчужины жизни» предназначены не столько для молитв, сколько для философских раздумий о высоком.


мусульманские четки - тасбих

2. Мусульманские (исламские) четки. По форме и строению эти четки подобны розарию, но не являются им. Исламский атрибут может иметь 99, 33 или 11 бусин. Но число элементов всегда будет кратно одиннадцати. Замыкает окружность особая продолговатая бусинка-привеска (имам). На конце четок располагается кисточка. Иногда каждые 33 зерна отделяет плоский рондель (нисан). Мусульманские четки имеют несколько названий-синонимов:
- субха (пречистый, раннее утро);
- тасбих (повторять, вспоминать, «плетка для шайтана»);
- мисбаха (излучающий свет).


буддийские четки

3. Буддийские четки имеют свое специфическое название, «мала» на санскрите и «тренба» в тибетском наречии. То есть «гирлянда». Традиционное число в буддизме – 108 – нашло свое отражение и в четках. Но существуют варианты из 32-х, 21-й и 18-ти зерен, а также 54-х и 27-ми (половина и четверть от 108-ми). Оканчиваются мала кисточкой из двух нитей, на каждой из которых нанизано определенное количество бусинок – два по шесть или два по одиннадцать. Буддисты – самые затейливые в выборе материалов для своих мала. Это дерево, плоды, семена, самоцветы, ракушки, кости, керамика, стекло, цветные металлы. Представители разных практик добавляют в четки свои характерные символы – зеркала, кинжалы, серпы, фигуры, бусины дзи.
Самые «суровые» по виду – тантрические четки . Их делают из костей животных или человека. Зерна выточены в форме дисков или черепов. Иногда черепа вырезаются из дерева. Нить-основа и кисточка в тантрических четках – красные. Такие четки нельзя выставлять напоказ, хранить их необходимо в укромном месте.
Самые «мирные» - кришнаитские четки джапа-мала . Деревянные бусины не нанесли вреда ни одному дереву. Они сделаны из опавшей древесины. Четки всегда находятся в шейном мешочке. Зерна четок перебираются «вслепую» рукой внутри мешка.
Самым внушительным размером выделяются китайские («молитвенные шары») и японские («шары памяти») четки. Преимущественно делаются из полудрагоценных камней . Иногда отличаются строением кисточки, когда один конец шнурка содержит 22, 13, 12 зерен, а другой полностью свободен. Примечательно, что у боевых монахов такие мала служили не только счетным, но и оборонительным целям.

4. Индуистские или брахманские четки.
Это прародители всех четок в мире. Джапа-мала, а именно так они называются, собраны из зерен рудракши в количестве 32-х или 64-х штук. Есть разновидность со 108-ю бусинами из дерева Туласи. На конце у четок – узел и две одинаковые кисти оранжевого цвета. Четки у брахманов – вещь культовая, отражающая идеи солнцепоклонничества.

5. Бахаистские четки встречаются в двух вариантах:
- круговое ожерелье из 95-ти бусин, 19 из которых отличаются формой, размером, либо отдельной низкой;
- линейные (не круговые) четки. Начинаются они пятью крупными бусинами, далее – бисерный переход к 19-ти малым. Заканчиваются кисточкой (сейид) с девятилучевой звездой – эмблемой вероучения бахаи.
Используются для 95-ти повторений Божьего имени.

Стоит отметить в настоящее время на Востоке также наблюдается некоторое смешение видов четок, когда джапа-мала выполняется в тибетском стиле или буддийские бусины заимствуют элементы джапа. Но, это уже не столь важно. Важнее та энергия, которую Мастер вложил в свое изделие и, которая впоследствии будет передана вместе с волшебными четками их будущему владельцу.

Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта - нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов.

Введены чётки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае - очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения - ни практического, ни символического - они не имели. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку - лестницу на небо. Ее части - ступени - так и называются: "земля", "небо"; все части получили важное символическое значение; из простого приспособления для счета вервица превратилась в важнейший инструмент молитвы.

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, - Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" или более короткие формы, самая короткая из которых - "Господи, помилуй мя". В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила , которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать "Отче наш", или "Богородице Дево, радуйся", или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

"Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова...: "приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго" . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. Еф. 6, 17), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются "мечом духовным". И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является "духовным мечом". Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом - молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение - чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели - это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски - бич от вервий (Ин. 2:15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только "святое" и "святая святых" (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души "торгующих" - всевозможную нечистоту - "скот", под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, - это храм Божий (см. 1 Кор. 3, 16-17).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (Мф. 13:3-9). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток - их узлов, которые между собой соединены, - с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть - распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (Гал. 6:17). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью - так называемым "воскрилием", четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. ...Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. Мф. 21-22). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно - к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству - чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, - также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае - с вечностью. Апостол Павел говорит: Видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:18). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов" [ 4].

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: "Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: "Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго". И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. Серафим Саровский, Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием" [ 5].

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: "Главное - надо стать умом в сердце пред Господом, - пишет епископ Феофан Затворник (1815-1894), - и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни". Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже - не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, - и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, - что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим , тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же [ 6].

"Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой - вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более - сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. "Не сделав первого шага - не пойдешь, и не нырнув в воду - не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно".

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Но единообразия здесь нет: иногда "помилуй мя" заменяют на "помилуй нас" или сокращают молитву до: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" или даже до "Господи, Иисусе"; наконец - крайне редко - до "Иисусе". Некоторые, напротив, прибавляют "мя грешнаго", усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят "...Сыне Бога Живаго...". Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя "Иисус", составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только - не слишком часто. "Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных",- предостерегает св. Григорий Синаит.

Для молитвы "по правилу", как и для "свободной", нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и - лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец Силуан Афонский (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон - преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более - пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще - отнюдь не поощряется. В "Откровенных рассказах странника" старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом - 6 тысяч и наконец - 12 тысяч, не больше и не меньше. Это - совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: "Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв"".

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. "Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, - пишет св. Григорий Синаит. - Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )" . "А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, - пишет преподобный Нил Сорский († 1508), - не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений". "В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, - пишет епископ Феофан. - Существо умной молитвы - в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве". Только так призывая имя, - не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность" [ 7].

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, - имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека [ 8].

"Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело - когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело - произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею . Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва "входит в сердце", так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. "Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете... Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную". Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника ("Откровенные рассказы странника своему духовному отцу"):

"Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду... Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: "Непрестанно молитесь" (1Фес. 5:17)" [ 9].

Материал взят из сайта http://azbyka.ru

На сегодняшний день четки - это и вспомогательный элемент при прочтении молитв или мантр, и просто украшение. Возникновение их не имеет какой-либо даты, различные источники указывают различные периоды. Однако все изыскания сводятся к одному мнению: своим появлением они обязаны индийским традициям и верованиям. Четки используются в различных религиях: буддизме, исламе, индуизме, христианстве, которое имеет множество течений. Основными являются православие и католичество. Они имеют различие в оформлении храмов, ведении служб, одеяниях священнослужителей. И, конечно, православные четки отличаются от тех, которые используются в католичестве. Считается, что использоваться они начали приблизительно в IV веке, связывают их с именем Святого Пахомия.

Изначально православные четки служили монахам для подсчета количества молитв в течение дня или службы. Согласно канонам церкви, инок должен постоянно находиться в молитве, которая должна идти из глубины сердца. А в послушники и в монахи приходило очень много людей, которые не умели ни читать, ни писать, ни считать. Всем им выдавалась веревочка, на которой после каждой молитвы необходимо было завязать узелок. Таким образом, изначально четки в православии не имели форму замкнутого кольца, как в современном мире.

В более поздний период на нитку или шнур стали нанизывать бусины различной формы из самых разнообразных материалов и закреплять их в форме круга. В католической церкви четки называют «розариум» - венец, а в православии - «лествица» (лестница к Богу). Из материалов используются лески или прочные шнуры, круглые или овальные бусины, бусины в виде объемных геометрических фигур . Изначально выполняли четки из деревянных элементов. Но с течением времени их стали использовать не только священнослужители и монахи, но и прихожане. И богатые семьи, чтобы выделиться, стали заказывать мастерам четки из драгоценных и полудрагоценных камней.

Вообще, православные четки в классическом исполнении - это прочная натуральная нить с нанизанными деревянными бусинами, в месте соединения - деревянный крест и прикрепленная к нему кисточка. Количество бусин колеблется от 10 до 1000 штук, их диаметр индивидуален. Но наиболее часто распространены православные четки на 100, 12 и 24 бусины. Католические отличаются тем, что после замкнутого круга на крестике изображено объемное распятие Иисуса Христа со скрещенными ногами.

Нефритовые четки попали в наш мир из буддизма и индуизма. Кроме других догм и постулатов, составляющих основу верований, в них еще и придавалось значение камням. Поэтому минералы, которые приносят счастье и удачу одному человеку, по учению, могут принести несчастья и проблемы другому. Нефритовые четки не только помогают концентрировать внимание, развивать моторику пальцев и успокаивать нервную систему, но и изменяют судьбу человека, пробуждая в нем чувство справедливости, отвагу, любовь, изгоняя негативные мысли, ведущие к различным недостойным поступкам. Но православные четки из нефрита не принесут удачи семейным людям . Этот камень требует отрешения от мира и общения с людьми, поэтому он больше подходит для послушников или адептов веры.

Чем отличаются четки в различных религиях? Какие материалы используются в мусульманские и христианских четка. Подробнее в данном обзоре

КУПИТЬ ЧЕТКИ В АВТОМОБИЛЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ:

Количество бусин в четках

Четки – вещь сугубо индивидуальная. В разных религиях есть определенные правила и нормы того, какими должны быть четки. Они определяют количество звеньев и бусин, их размер и материал, из которого они должны быть изготовлены. Чаще всего эти правила носят определенный религиозный смысл. В каждой цифре заключен определенный символ. Вот некоторые из них:

  1. У мусульманских четок 99 бусин – количество имен Аллаха.
  2. – количество лет жизни Иисуса Христа, реже 40 зерен – количество дней периода, в течение которого Христос находился в пустыне, 100 бусин – 10 раз по 10 заповедей.
  3. В католичестве используются четки с 50 бусинами. Это число означает количество лет, по истечение которых была написана первая биографическая книга об Иисусе.
  4. В Буддийских ― 108 бусин. Это число является священным и установлено самим Буддой.

Материалы четок в различных религиях

Материал для изготовления четок везде разный, но сейчас это стирается. Так как производство приобрело массовый характер, то и материалы используются более распространенные и простые в обработке. В основном, это различные самоцветы и разные сорта дерева. Правильный это материал для изготовления или нет – определить сложно. Об этом нигде ничего не сказано. Известно лишь, что каждый камень несет свою энергетику и её можно подобрать человеку. Еще несколько правил для четок разных религий:

  1. – символ Веры всех христиан.
  2. На конце мусульманских увеличенное, удлиненное звено или полумесяц (в массовых встречается редко, чаще в четках ручной работы).
  3. На каждом звене буддийских моделей делаю иероглиф.

Если все, что я перечислил, относится к классическим четкам, то. У них тоже есть определенные правила, но предназначены они больше для удобства использования. Эти четки слабо связаны с религией. Чаще всего они имеют 13 звеньев. Изготавливают их из разных материалов и украшают разными рисунками. Кто-то вырезает на них кресты, тем самым приобщая их к христианству.

Каждый использует четки по-разному. Конечно, предназначение у них схоже. Поэтому есть определенные правила для изготовления тех или иных четок. И эти правила соблюдаются при их массовом производстве. Если образцы делаются вручную, то Вы сами вправе решать, что именно Вам нужно.