Ребенок 4 года закрывает уши руками. Почему ребёнок постоянно опирается животом на подлокотники кресел, перегибается через спинку дивана и подолгу так зависает? – Какая общая специфика у аутистов

Аутизм… Это слово перевернуло нашу жизнь, когда сынишке Илье было чуть больше года. С тех пор, на протяжении многих долгих лет, мы с мужем боремся за будущее своего ребенка. Пытаясь вырваться из плена депрессии, я изучала литературу и просматривала многочисленные форумы, где общались родители, в поиске ответа на мучившие меня вопросы: «Почему рождаются дети-аутисты? Как помочь сыну? Что будет, когда он подрастет?»

Возможно потому, что Илья был у нас первенцем, мне понадобилось более 5 лет на то, чтобы осознать информацию, почерпнутую из медицинских и психологических справочников. Сейчас, когда у меня растет здоровый младший сын, я могу сравнивать поведение детей. И уже наверняка я представляю дальнейшую судьбу своего аутенка. Надеюсь, что написанное поможет таким же, как я, родителям понять и принять своих детей.

Хочу заранее предупредить, что перед читателем не научный трактат. Да и дети-аутисты не могут быть абсолютно похожи друг на друга хотя бы потому, что существует несколько вариантов течения этого заболевания и разные степени тяжести. Есть даже специальный термин: «расстройства аутистического спектра». Перед вами описание жизни мальчика, у которого диагностирован ранний детский аутизм в тяжелой форме.

Что такое аутизм

Аутизм – это очень сложное расстройство всех основных психических функций человека, не позволяющее ему формировать причинно-следственные связи, осознать себя личностью, вести самостоятельную жизнь и хоть как-то взаимодействовать с окружающими его людьми.

Слово «аутизм» переводится как «экстремальное одиночество». В литературе этот термин разъясняют крайней отгороженностью больного от окружающей его действительности, его стремлением существовать в придуманном им и одному ему доступном крайне ограниченном мирке. И это так: и в окружении любящих его родственников, и в огромной толпе чужих ему людей аутист ведет и чувствует себя так, словно вокруг него пустота и непроницаемые стены. Наш мир ему непонятен и страшен, поэтому ребенок всячески пытается защититься от него с помощью доступных ему способов. Он не смотрит в глаза человека, бесконечно повторяет одни и те же действия (прыжки, манипуляции с игрушками), монотонно кричит, закрывает уши руками, даже не пытается вникнуть в смысл обращенной к нему речи.

Когда я смотрю на профиль своего сына, тоскливо сидящего в углу комнаты и «задумчиво» поглаживающего рукой обои на стене, он кажется мне маленьким инопланетянином, случайно попавшим на Землю. Ему чуждо и непонятно все вокруг, он вынужден терпеливо ждать, когда сможет вернуться на свою звезду.

Аутист не в состоянии даже понять, что у людей можно попросить о помощи. К примеру, наш 5-летний сын трое суток плакал, но так и не показал, что ему болит, пока не вспухла щека. Увидев его перекошенную физиономию, мы испытали облегчение (ведь мы наконец-то сможем ему помочь!), в то время как в обычной ситуации родители, наоборот, нервничали бы.

Но есть еще одна, страшная для меня, сторона аутизма – это одиночество родителей больного ребенка. Как тяжело принять тот факт, что собственный сынишка никогда не откликнется на мои слезы, не разделит радость. Он не понимает и не воспринимает чужую боль, никогда не «играет на публику», как все дети. Я не помню ни одного случая, чтобы ревущий Илья шел в мои объятия за успокоением, например, больно ударившись. Всегда один – потрет коленку, поскулит тихонечко – И ВСЕ. Чем старше становится мальчик, тем больше он похож на «кота, который гуляет сам по себе». Он так и не научился целоваться или просто подставлять щеку, и отстраняется от моей руки, как будто ожидает удара. В итоге даже просто погладить его по голове я могу лишь украдкой тогда, когда он крепко спит.

Причины возникновения аутизма

Почему возникает детский аутизм, на сегодня, к сожалению, точного ответа не найдено. Несмотря на большое внимание к этой проблеме, по-моему, за последнее десятилетие наука не продвинулась вперед ни на шаг. Перечислю основные теории:

  1. Генетическая. В результате взаимодействия нескольких генов либо их мутации нарушается способность к образованию прочных информационных связей между клетками разных участков головного мозга.
  2. Биохимическая (близка к генетической). Нарушение обмена веществ в клетках мозга извращает их развитие. Например, дети с ДЦП и тяжелыми врожденными обменными заболеваниями часто склонны к аутичному поведению.
  3. Токсическое воздействие ртутных консервантов вакцин. Клиника аутизма очень напоминает симптомы хронической ртутной интоксикации. В пользу этой теории говорит рост числа вновь выявленных случаев заболевания за последние тридцать лет, когда расширили календарь прививок. В США и странах Западной Европы сейчас даже применяется термин «эпидемия аутизма». Кстати, мертиолят (соль ртути) до сих пор используется при производстве некоторых вакцин.
  4. Конкуренция между полушариями головного мозга либо отсутствие взаимосвязи между ними. Мне эта теория наиболее близка, так как помогает бороться с депрессией. Поэтому объясню ее суть поподробнее. В большом проценте случаев дети с аутизмом рождаются у родителей с очень высоким интеллектом. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда один из супругов «математик», а другой – «лирик», то есть у них доминируют разные полушария головного мозга. Аутизм возникает тогда, когда ребенок наследует оба сильных полушария, не желающих уступать друг другу первенство, а потому не наладивших между собой связей. Мать-природа сознательно ограничивает возможности развития человеческого мозга и использования его резервных возможностей. И это ее вмешательство извращает мозг ребенка, чтобы не позволить родиться гению.

Аутизм: признаки

Как правило, признаки аутизма у детей проявляются в возрасте до 36 месяцев, при этом чем раньше, тем хуже прогноз заболевания. Но мне приходилось общаться с родителями, которые искренне не замечали странностей в поведении даже своего 6-летнего ребенка. И мы с мужем не исключение: хотя и забили тревогу в возрасте около года, волновало нас тогда только отсутствие речи.

При всех формах аутизма должны присутствовать все три следующих признака:

1. Бедность социальных отношений и взаимодействий.

Сюда относится все, что я писала об экстремальном одиночестве. Это не значит, что малыш ничего не чувствует. Наоборот, у него из-за страха перед окружающим миром обострено его восприятие. Но как выразить свои эмоции – он не знает. Дополнительно – отсутствие указательного жеста. Вместо того, чтобы пальцем показать, что он хочет, ребенок толкает впереди себя по направлению к желаемому предмету руку взрослого. Дети-аутисты в поведении не ограничены рамками установленных обществом норм, так как не в состоянии их понять. Поэтому чем старше становится ребенок, тем более заметными и осуждаемыми становятся особенности его поведения.

2. Отсутствие речевой (вербальной) и невербальной коммуникации.

У аутистов может быть хорошо развита речь, но может быть и ее полное отсутствие, часто наблюдается дизартрия. Но даже проговаривающий наизусть на одном дыхании огромные стихотворения или куски из романов малыш вряд ли сможет объяснить их смысл. Да и жестикуляции, соответствующей мимики и выразительной речи не будет. Чаще дети просто используют запомнившиеся фразы, не придавая им никакой эмоциональной окраски (так называемая «штампованная речь»). Многие из них не используют местоимение «Я», говоря о себе в третьем лице, например: «Маша упала».

Больной аутизмом – очень «конкретный» и прямой человек: он не понимает переносного смысла пословиц и крылатых выражений, иронических высказываний и шуток, не реагирует на изменение тона голоса или мимики говорящего. Все же большинство из них потребности в общении не испытывают, говорят редко, обычно глаголами. Наш сын молчит, лишь может изредка, но очень к месту сказать: «Иди». Он может пальцем показать на маму или папу, но никогда нас не зовет.

3. Выраженная ограниченность интересов в сочетании с навязчивыми действиями.

Дети-аутисты, с трудом ориентируясь в окружающем их мире, овладевают любыми навыками или играми интуитивно. То, что ими освоено, уже не пугает. Поэтому им свойственно увлеченно (навязчиво) многократно повторять одно и то же примитивное действие (вертеть веревочку, рвать бумагу, скрипеть дверью). Также для них характерно так называемое «туннельное мышление». Я называю это «программой»: пока малыш не сделает то, что задумал, он ни на что другое не сможет сам переключиться, пусть даже пройдет несколько дней. В это время он не отвлекается даже на еду, питье и туалет.

Аутизм не позволяет развить воображение. Поэтому у детей невозможно сформировать понятие опасности. Дороги, окна и балконы в высотных домах, глубокие водоемы не вызывают страха. По той же причине им не интересны мультфильмы, спектакли, художественные фильмы, литературные произведения.

Аутизм у детей: симптомы

Перечислю проявления аутизма, выявленные у нашего сына:

1. В грудном возрасте:

  • не было комплекса оживления;
  • пассивно «висел» на руках у взрослого, не пытаясь за него держаться;
  • под утро не спал, тихо играя в кроватке со своими пальчиками;
  • улыбался с большей готовностью шторам на окне и люстре, чем людям;
  • никак не реагировал даже на громкое обращение к нему, если был увлечен игрой;
  • с большим трудом научился жевать;
  • никогда не выбирал еду, кушал все, что давали (хотя чаще свойственна очень жесткая привязка к определенным блюдам и отказ от новых). Если что-то не нравилось, «складировал» за щекой. При этом выплевывать что-либо до сих пор не научился (достает пальцем);
  • при проигрывании дисков с детскими инструментальными мелодиями на некоторые по непонятной для нас причине реагировал громким плачем;
  • отсутствовала речь на фоне криков, как у дельфина;
  • с трудом запоминал названия окружающих предметов;
  • очень рано научился складывать пирамидку, всевозможные пазлы за счет великолепной механической памяти.

2. В возрасте до 5 лет:

  • наблюдал за игрой детей или играл рядом, подражая им;
  • не смотрел мультфильмы, не слушал стихи и сказки;
  • подолгу лежал на ковре, катая паровозик или складывая длинной цепочкой кубики;
  • не разбирал и не ломал игрушки, не проявляя никакого к ним любопытства;
  • боялся жужжания мух и пчел, звука работающего двигателя проезжающего под окном мотоцикла, бытовой техники;
  • движущиеся звуковые игрушки (машинки с сиренами, поющие мишки) вызывали панику и крик;
  • очень любил плескаться в воде, мыть игрушки, руки, посуду;
  • крайне тяжело принимал перемену окружающей обстановки (ночевку в гостях, проживание в санатории или больнице, адаптацию к детскому саду);
  • до сих пор не может одеться по погоде;
  • о назначении любого предмета сам не догадается – только после показа;
  • указательный жест появился после долгих тренировок, но используется редко.

Аутизм: лечение

Лечение аутизма у детей – это ежедневный многолетний труд родителей, психолога, дефектолога, врача-психиатра. Главная задача – помочь малышу преодолеть страх перед жизнью, максимально адаптироваться в нем, приобрести и закрепить навыки самообслуживания.

Страдающий аутизмом ребенок нуждается в специальной поведенческой терапии, где ему прививают шаблоны поведения в разных жизненных ситуациях. Доверие к родителям дети, больные аутизмом, обретают во время «терапии объятий», когда ребенка по несколько часов в сутки носят на руках, поглаживая даже против его воли, и постоянно рассказывают ему, как сильно его любят. Приветствуется сон в одной постели, совместное купание. Улучшить психические функции помогают животные. Наш сын любит кататься на лошади, но боится котов и собак.

Обучение детей с аутизмом должны проводить специалисты, имеющие навыки работы с ними. Существуют детские сады, центры дневного пребывания, специализированные группы при школах.

Мы подбирали методики лечения Ильи только совместно с врачом-психиатром. Мы безгранично доверяем ее опыту, профессионализму и искреннему желанию помочь нашей семье. Поэтому назначенные ею психотропные препараты для снятия тревоги, страхов, гиперактивности мы безоговорочно принимаем уже много лет. С болезненным восприятием громких звуков помогли справиться шумофоны. Постепенно мы стали поводырями своего сына, его глазами и ушами. Он доверяет нам, копирует наше поведение. Мы считаем это большим прогрессом в борьбе с заболеванием, хотя у психологов это называется патологической зависимостью. Благодаря этому еще существует и открыта калитка между миром нашего 9-летнего аутиста и миром людей.

Почему ребенок трогает уши? Такой вопрос задавал себе каждый родитель. Особенно ярко он возникает, когда ребенок совсем мал и не умеет разговаривать. Родителям остается только догадываться. А чтобы не гадать «на кофейной гуще», надо с этим вопросом обратиться к педиатру. Он порекомендует ряд исследований, чтобы выявить основную причину беспокойства ребенка в ушной зоне.

Причин возникновения патологий ушной зоны детей – огромное множество – начиная с попадания мелкого предмета в ухо, заканчивая отитами разных степеней в наружном, среднем и даже внутреннем отделах ушной системы. Последний вид болезней встречается крайне редко и связан с переносом инфекции по крови и через лимфатическую систему. Остальные виды болезней часто диагностируются у маленьких пациентов. По статистике, патологии в ушах у малышей чаще возникают после или во время простудных заболеваний. Ушным болезням чаще подвержены дети с низким иммунитетом, болезнью рахита, после перенесенных заболеваний и пр.

Грибковый отит

Один из видов отита – . Вызывается наличием грибка в организме малыша. Это – приобретенное заболевание. Данный вид инфекции может передаваться как через наружное ухо, так и попаданием грибка в пазухи носа, к примеру, при промывании носа при насморке. Также грибок может быть занесен и в среднее ухо неправильными медицинскими манипуляциями. К основным причинам появления грибкового отита относят:

  • продолжительную болезнь малыша;
  • активное медикаментозное лечение;
  • травмы;
  • попадание мелких предметов в ухо и пр.

Болезнь может наступить при нарушении микрофлоры организма ребенка, которая может быть вызвана любыми причинами:

  • механическими;
  • физическими;
  • химическими;
  • термическими.

Аллергическая реакция

Чаще всего ушные болезни одолевают детей-аллергиков. Аллергия – это уже возникновения болезнетворной микрофлоры в организме. И при ее развитии она поражает не только наружные кожные покровы, но и может распространиться на все слизистые оболочки органов ребенка. Тогда вредная микрофлора попадает в среднее ухо ребенка, вызывая поражение органов и тканей. Причем при диагностике никакой инфекции не наблюдается. А ребенок постоянно теребит уши, испытывает беспокойство. Причины такого отита в большинстве случаев носят наследственный характер. Но также могут быть приобретенными в связи с:

  • тяжелыми родами;
  • плохой экологией;
  • слабым иммунитетом младенца.

Иные причины

Патологии в ушной зоне чаще возникают у детей:

Какова бы ни была причина возникающего у ребенка дискомфорта в ухе — идти к врачу необходимо, чтобы получить необходимую консультацию, а при необходимости — назначения для лечения.

Медики объясняют частые ушные болезни у детей до 5-ти лет горизонтальным расположением евстахиевой трубы. По сути, данный слуховой канал выполняет защитную функцию среднего уха и предотвращает огромное число заболеваний ушной зоны. Но в горизонтальном положении слуховая труба позволяет беспрепятственно попадать и распространяться вредоносным организмам в ушной зоне. После она меняет положение и переходит в вертикальное состояние. создавая естественную преграду для микробов, вирусов, бактерий.

Поэтому патологию ушей у маленьких детей легко могут спровоцировать:

  • перенагревание или переохлаждение;
  • при принятии ванны;
  • сильный порывистый ветер и пр.

Сопутствующие симптомы

Почему еще ребенок может теребить уши? Родители не узнают, пока не определят у врача, каковы симптомы, беспокоящие малыша. Может, это не только:

Вдруг маленький ребенок испытывает:

  • тяжесть в голове;
  • головную боль и пр.

Все это – симптомы серьезных заболеваний ушной системы, диагностировать которое может только специалист.

Кроме того, врач определяет, есть ли выделения из ушей – это тоже один из сопутствующих симптомов.

Нужно ли обращаться к врачу

Просто наблюдать, как ребенок теребит уши и гадать, что же с ним, — не стоит. Врач поможет определить характер и причину болезни, выявить основного возбудителя воспаления, узнать о существующих сопутствующих заболеваниях и тем самым точно поставить диагноз. А правильный диагноз – уже половина успеха дальнейшего лечения малыша.

Если родители не торопятся обращаться к врачу, то они подвергают малыша опасности возникновения серьезных заболеваний ушей – вплоть до глухоты.

Лечение

После тщательной и острожной диагностики ребенку могут выписать препараты, которые помогут избавить его от патологии в ушной зоне.

Грибкового отита

Лечение грибкового отита направлено на уничтожение болезнетворного грибка. Для этого врач должен выбрать самый оптимальный вариант лекарства, которое:

  • не нарушит дополнительно микрофлору ребенка;
  • максимально выведет грибки из организма;
  • не будет негативно влиять на иммунную систему малыша.

При необходимости доктор назначит витамины, при дополнительной инфекции – антибактериальные препараты. Врач постарается максимально избежать лечение антибиотиками, но если это невозможно в силу развития болезни, то будет выписана антибиотиковая терапия – как внутрь, так и наружно. Также возможны инъекции внутримышечно или внутривенно.

Но в первый день приема доктор промоет ушную раковину ребенка противогрибковыми средствами.

Аллергии

При аллергии направлено на борьбу с аллергическими реакциями. Врач определяет диеты ребенка, необходимые витамины и препараты – для повышения иммунитета. Если аллергический отит возник вследствие бронхиальной астмы, то стоит исключить основной аллерген. Им может быть шерсть домашних животных, пыли, дыма и пр. Лечение таких детей проводится, в основном противоаллергическими препаратами и диетотерапией. Если аллергия коснулась наружного уха, то выписываются мази, гели, капли – для наружного применения.

Народное лечение

Как дополнительную терапию врач может посоветовать народные средства: травы, прополис, солнечные ванны и пр. Часто доктор рекомендует чаи на основе трав, имеющих антисептические свойства:

  • зверобой;
  • алоэ и пр.

Самим давать ребенку данные отвары, чаи и настои не рекомендуется.

Профилактика

Вовремя обращаться к врачу – залог здоровья вашего ребенка. Неслучайно первый год жизни вашего малыша вы постоянно ходите к педиатру, который после тщательного осмотра ребенка может своевременно выявить отклонения. Тогда он направляет вас к более узкому специалисту, чтобы пройти диагностику и узнать, есть ли причины для волнения. Не пропускайте посещение доктора. А если видите, что ребенка что-то тревожит, то тут же отправляйтесь в поликлинику за консультациями. Если малыш здоров, то поддерживайте это здоровье.

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше. Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет. Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте

Не кричите громко, я все слышу

Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.

Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите - он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно. Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения. Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, - закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом - почему он стал бояться громких звуков?

Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым. Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить. Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.

А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.

Почему гений растет в тишине

Таких детишек, для которых самое комфортное состояние - тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему. Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему» . Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.

Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход - это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.

Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне - слуховому сенсору.

Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его. Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто - способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.

Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще - и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.

Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:

Говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;
- включайте негромко, фоном, классическую музыку;
- отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;
- никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;
- не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;
- дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.

Что делать, если малыш боится громких звуков

Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и

«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»

Возраст ребёнка: 1 год и 11 месяцев

Дочь перед сном закрывает ушки

Здравствуйте! У меня такой вопрос: Я очень обеспокоена тем, что моя дочь уже на протяжении больлее двух месяцев каждый вечер, как только я ее укладываю в кроватку, она сразу закрывает ушки. Она не отпускает их до тех пор, пока не уснёт. Я могу ей петь, читать книжечку или рассказать сказку, она все равно лежит с закрытыми ушками, не смотрит на меня, только лишь иногда взглянет. Ночь проходит спокойно, она не просыпается, только если попросится в туалет или если что-то присниться, она может всплакнуть, но сразу успокаивается, если я прошепчу "чи-чи-чи". Она очень общительный ребёнок, очень хорошо развита в свои годы. Очень хорошо разговаривает, ходит на горшок, понятно может все объяснить, но на вопрос, почему она закрывает ушки перед сном, игнорирует меня. Как только это началось, я спрашивала болят ли у неё ушки, она говорила, что нет. Она очень веселая, открытая, воспитанная, с ней можно договориться, если она начинает капризничать. В общем ничего не предвещало такого поведения. Ещё хочу добавить, что я Ее не укачиваю, не лежу с ней до тех пор, пока она не умеет. Я могу уложить Ее в кроватку и просто уйти и она сама засыпает, спокойно без истерик. Во время дневного сна, она так не делает, может потому что она спит в калякает и улице и ей там не удобно. Из-за чего это может происходить? Что могло повлиять? Заранее Вам спасибо! Очень расчитываю на Вашу консультацию. Ещё раз Вас благодарю!

Надежда

Здравствуйте, Надежда.

В данной ситуации важно выяснить причину такого поведения Вашей дочери. Вы можете обратиться к отоларингологу или детскому неврологу для исключения его физиологических причин. Если же врач выяснит, что Ваша дочь здорова, то, возможно, потребуется помощь психолога. Лучше всего обратиться на очную консультацию. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных в Вашем городе.

К сожалению, в Вашем письме недостаточно информации, чтобы установить точно, почему это поведение закрепилось. Можно предположить, что девочка в какой-то момент, испытывая усталость или стресс, нашла успокоение в том, что закрыла уши. Возможно, это стало для нее своего рода ритуалом, который помогает ей уснуть самостоятельно. Можно попробовать найти этому действию замену, которая бы также приносила успокоение. Но, скорее всего, в этом нет смысла. Насколько я понимаю, эта привычка не доставляет особенного дискомфорта Вам или ей самой. Если девочка активно противится замене, настаивать тем более не стоит.

Выяснить, почему именно Ваша дочь закрывает ушки перед сном, может помочь . Вы можете предложить девочке вместе сочинить терапевтическую сказку про любого понравившегося ей персонажа (мышонок, птичка или зайчонок), который каждый раз закрывал ушки перед тем, как уснуть. Позвольте ей продолжить рассказ, и, возможно, это поможет приблизиться к ответу на Ваш вопрос.

В любом случае, лучше быть внимательной к эмоциональному состоянию дочери и его изменениям, как можно чаще проявлять к ней Вашу любовь, избегать чрезмерных стрессов и перегрузок. Не исключено, что такое поведение временно, и, если не акцентировать на нем внимание, оно постепенно само пройдет.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Тема аутизма сейчас особенно много обсуждается, тому причиной и фильмы, и рассказы об аутистах. Но по-прежнему нет четких представлений – что такое аутизм? Откуда он берется и что с аутистами делать – лечить, учить, или это просто особенности личности? На все эти вопросы отвечает Ольга Ивановна Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директор медицинского центра «Логомед Прогноз».

– Если ребенок не заговорил в 1,5-2 года, то стоит родителям беспокоиться?

Обязательно! Есть понятие онтогенез – развитие речи у человечества. Каждый человек в год начинает говорить десять слов, в два года фразы, в три года – развернутые фразы. И никто это не может отменить. Это не только речи касается – в определенное время ребенок садится, ползает, идет. Если в год ребенок не произносит порядка десяти слов, а в два года у него отсутствует короткая фраза, это основание, чтобы обратиться как минимум к двум специалистам – неврологу и логопеду.

Если у ребенка есть и особенности поведения: ребенок неконтактный, не реагирует на речь, не понимает обращенную речь, замкнут на своих интересах, играет не в игрушки, а подручные инструменты – магниты, ложки, инструменты; ребенок двигается по кругу, совершает движение, интересное только ему, тогда обращение к специалистам должно быть незамедлительным! Потому что общемировая практика говорит о том, что ранняя диагностика – залог успеха дальнейшей коррекции.

Если достаточно быстро выясняется, что у ребенка аутистический тип развития, именно в 1,5-2 года можно предложить родителям широкий спектр коррекционных методов. И главное – чтобы ребенок не ушел «под скорлупу». Чтобы он оставался в социуме. Когда ребенок понимает социальные нормативы, ему проще заговорить.

– Это будет и лечение, и коррекция с помощью педагогов, психологов, правильно я понимаю? То есть сначала все начинается с особенностей поведения, но если не корректировать, то происходят и более серьезные нарушения?

Вопрос очень обширный и очень важный. Первое, до сих пор никто не знает, откуда и почему возникает аутизм. Никто не знает, почему у ребенка начинаются нарушения поведения. Звоночки могут быть достаточно рано, но выяснить, в какой момент запускается патологический механизм, пока не удалось никому.

И российские, и зарубежные ученые говорят о биологическом, генетическом происхождении аутизма. На мой взгляд, тот, кто занимается коррекцией, не должен зацикливаться на этом. Это не главное.

Первое, причину возникновения аутизма пока не знаем. Второе, мне кажется, нужно предлагать и использовать широкий спектр методов коррекции. Невозможно говорить о чем-то одном.

Одно направление – медицинское, оно непростое, потому что с одной стороны мы говорим, что это неврологическое заболевание, с другой – по отечественной трактовке – это психическое заболевание. На мой взгляд, это не так. Это некое нарушение поведения у ребенка, которое отличает его от других детей.

Отечественная психиатрия считает, что после 18-ти лет аутизм переходит в шизофрению. Хотя доказательств в мировой практике нет, и аутисты совсем не похожи на шизофренников. Это такой особый тип развития. Это что касается медицинского аспекта. Если получится поработать с неврологом, если это ребенку показано, то мне кажется, имеет смысл применять медицинские методы.

Следующая помощь – это психолого-педагогическая коррекция. Здесь самые актуальные инновационные способы коррекции – это психология, нейропсихология, логопедия, психология широкого спектра, игротерапия, психотерапия и т.д.. И немедикаментозная терапия – то, что касается движения. Аутистические дети некоординированные. Здесь нужны и ЛФК, и массаж, и упражнения на равновесие, разные слуховые терапии, санаторное лечение. Односложно ответить нельзя, что из этих направлений важнее. Все важно. И каждому ребенку должна подбираться индивидуальная программа коррекции.

Что еще хотелось бы подчеркнуть. Аутистические дети сенсорно очень перегружены. Если у них есть нарушения по типу слухового восприятия, то они затыкают уши или есть дети, которые все время что-то держат во рту, облизывают пальцы, воротники. Есть дети, которые трудно воспринимают свет – для них любой свет очень яркий. Есть дети тактильные, есть с избыточным вкусом. Например, ожидаемо, что про торт можно сказать, что он сладкий, а ребенок чувствует и другие вкусы – кислоту, соль и именно это чувствует больше. Их гипервосприимчивость проявляется так. И это тоже можно корректировать.

– Допустим, родители поняли, что с ребенком что-то не так, но возможности обратиться к специалистам нет. С чего начать?

– Наиважнейший вопрос. Родители отвечают за ребенка до его совершеннолетия. Родители АБСОЛЮТНО отвечают за ребенка. Родители занимают в воспитании ребенка АБСОЛЮТНО ведущую роль.

Я так считаю: если мама «стержневая», волевая, упертая, то она обязательно добьется результата со своим ребенком. Сейчас огромное количество пособий по развитию детей, и первого года в том числе. Речь не идет о каких-то сверхпродвинутых занятиях, но надо жить вместе с ребенком – внимательно и пристально следить за всеми его проявлениями. И стараться находить время и возможности для совместных игр. А если, например, логопед определил какие-то проблемы, родители должны не только водить ребенка на занятия к специалистам, но и дома выполнять все задания и рекомендации.

А обратиться можно во множество учреждений: поликлиники, социальные и психолого-педагогические центры, коррекционные детские сады и школы. Это все государственные учреждения. Существуют и коммерческие структуры.

Здесь главное – выбор специалиста. Родитель должен включиться в эту историю, беседовать со специалистом, отслеживать ситуацию, иначе успех будет долгим. А если все же родители включены, но успеха нет, значит, надо менять специалиста.

Здесь нельзя не затронуть еще один важный вопрос – подготовка кадров. Это касается и логопедии, и психиатрии, и неврологии, и психологии. В логопедии уже перепроизводство специалистов, но качественных по-прежнему мало.

– Родители должны относиться к ребенку серьезно: вовремя понять проблемы, найти специалистов. Но ведь не только это? Сами-то родители должны заниматься с ребенком? Можете привести примеры, когда родители привели ребенка к специалистам и все, а дальше никаких действий?

– Родители являются стержневым механизмом. И если переходить на какие-то примеры, то сначала можно сказать так: от того, как родитель себя ведет, зависит успех лечения и реабилитации. Очень важно, чтобы то, что советуют специалисты именно профессионально, родитель донес до ребенка и перевел это в обыденную жизнь.

Так, есть в нашей практике ребенок, родители которого очень много делают с точки зрения организации процесса коррекции. Это и широкий спектр занятий с психологом, логопедом, и реабилитацию ребенок проходит. Но не происходит переноса приобретенных на занятиях навыков в бытовую сферу. Получается, ребенок возвращается домой и попадает в обычную ситуацию, где он по-прежнему неговорящий и сложный. Что имеется в виду? Мама, вместо того, чтобы применить все знания, которые она получила, наоборот, потворствует и продолжает так же общаться с ребенком и быть в сфере его интересов. Любит он, например, шапку носить в помещении, и вместо того, чтобы следовать советам педагогов, как избавиться от шапки в домашних условиях, мама продолжает эту шапку поощрять.

Или, например, есть такое понятие – кабинетная речь . Ребенок на занятиях говорит уже все, владеет полностью предложениями, связанной речью, а домой он это не несет. В результате я спрашиваю: «А папа ваш знает, что ребенок уже достаточно прилично говорит?» В ответ я получаю, что папа не знает: «А разве он говорит?» И деньги как будто бы платятся зря. Т.е. в семье этот ребенок не общается. Я спрашиваю: «А папа задает ему вопросы?» – «А что задавать ему вопросы, если ребенок с ним все равно не разговаривает?»

В этой семье, кроме этого ребенка еще трое детей, причем, одна дочь – будущий дефектолог, 4 курс. Она могла бы совершенно спокойно использовать свои знания. Почему с ним никто не общается и не вступает ни в какие беседы? Если полученные знания и навыки не переносятся в обычную жизнь, ребенок продолжает жить той же жизнью, никто не замечает, что он умеет говорить, никто не приучает его к тому, чему его уже научили. Например, психолог использует элементы ручного труда, что-то они лепят и конструируют, и вместо того, чтобы перенести это в обычную жизнь, пирожки, например, лепить, тесто катать, считается, что он еще маленький, это не нужно. Я говорю: «Вы хотя бы элементарные функции ему привили, одеваться он может?» – «Может. Но мы на занятия торопились, я его одела сама». А ребенку уже 6 лет, между прочим.

Обязательно все нужно закреплять в жизни. Бывает так, что если ребенок сидит спиной к маме, и она обращается к нему, то он может ответить. А как только он видит, что это мама, перестает говорить. Привык с ней не разговаривать, да и не надо разговаривать. Если бы человек, который не знал этого ребенка, посмотрел его на занятиях, он бы не увидел никаких особенностей в его речи. А в жизнь это не перенесли, получается, что в жизни он безречевой ребенок. Более того, абсолютно не коммуницируется с внешним миром, нет друзей, это, допустим, понятно, но нет даже общения со своими близкими родственниками.

– Какая общая специфика у аутистов?

– Они очень тяжело берут полученные навыки в жизнь, потому что аналитически очень перегружены. Изначально, видимо, было так, что когда такой ребенок был рожден, он постоянно анализировал абсолютно каждую ситуацию. Обычному человеку, например, не надо анализировать, ну обжегся он один раз, не важно – об утюг или это был открытый огонь, он знает, что есть слова «горячо! Не трогай!» И всё, он больше это не копит, не анализирует.

А мозг аутиста анализирует абсолютно каждую ситуацию. Вот я обжёгся о свечку, об огонь, этот звук мне не нравится. От обилия анализаторных перегруженностей ребенок начинает уходить в себя, т.е. сенсорно закрывается, так ему проще. Кто-то начинает рвать на себе волосы, стукаться головой, – это крайние проявления, это тяжелый аутизм. А бывает так: клеем решил увлечься, покупает все виды клея, потом этот интерес проходит, он «зависает» на другом: у него во рту все мелкие предметы. От этого он переходит к тому, что собирает абсолютно все буклеты во всех учреждениях. Это может быть и у обычного ребенка, обычные дети все это тоже любят, но это не гиперперегруженность. У обычных детей все это имеет некие рамки.

Аутичныедети как-то патологически двигаются в этом направлении, им проще жить со своими интересами, но интересы могут быть и положительные. Ребенок копит, например, вместе с мамой шикарную музыкотеку – все пластинки, начиная со старинных, изысканных. Это как позитивное можно рассмотреть. Кто-то по ранжиру любит складывать тарелки, кто-то красиво укладывает полотенца, у таких детей широкий спектр этих проявлений. Но они легко переходят границу некой нормы.

– Поподробнее, пожалуйста, – кто-то обжегся и все, а аутисты начинают анализировать. В каком плане? Что это за анализ?

– Они анализируют сенсорно. Сенсорика – это ухо, глаз, рот, вкус, тактильные ощущения. Мы же не анализируем каждый шаг. У нас, есть такие исследования, 99% происходит бессознательно. С утра у нас всех одна и та же программа, мы не думаем, что мы делаем: утром встали под каким углом, как тапочки обули, эту ногу опускаем с кровати первой или не эту. И дальше все автоматически вплоть до того, пока человек не смотрит, какой автобус едет, и то – это тоже почти бессознательно. А аутичные дети всё-всё анализируют. И настолько перегружаются этим, что внешне это проявляется патологично. В чем? Они начинают кричать, затыкать уши, биться головой, чтобы закрыться и уже осуществлять те манипуляции, которые им более понятны и к которым они привыкли.

– А когда родители, специалисты начинают их оттуда, из скорлупы, вытаскивать, они сопротивляются?

– Они сопротивляются. Конечно! Их надо подлавливать, подманивать.

Первый шаг – это чтобы они привыкли к человеку. Тогда им становится проще. С каждым человеком они не готовы общаться. Второй момент. Они привыкают к какой-то траектории. Эти дети ритуальные в своих привязанностях, для них очень сложно выйти из дома, или важно, чтобы был определенный ход мероприятий или занятий. Мы у себя в центре особенно это замечаем, если, например, по каким-то причинам поменялись занятия местами, и тут ребенок начинает переживать. Вдруг поменялся, не дай Бог, специалист, с которым он занимался, ребенок уже волнуется, не хочет заниматься. С обычным ребенком так обычно не происходит.

Соответственно, вначале идет протест против занятий, потом абсолютно перегруженный ребенок не может двигаться, он не понимает альтернативу замены занятий. Ему нужно сесть за стол и заниматься, а он не понимает, что нужно сесть и слушать. Это называется полевым поведением . Если по пути попалась вода, значит, будет воду лить, не просто лить, а плескать, кидать, швырять. Попались журналы, значит, их надо мять, рвать. У обычных детей альтернатива очень быстро выстраивается: в этом учреждении я должен сидеть и слушать педагога, здесь я должен маму подождать, пока она заплатит и купит лекарство, здесь я консьержке должен сказать «здравствуйте». Дети очень быстро понимают, как где себя вести.

Обычно аутичные дети ведут себя одинаково, как будто они невоспитанные. Они не умеют вести себя по правилам ситуации, как принято это в обществе. И производят впечатление, как будто их не воспитывают, будто им не говорят, как надо. А говорить им бессмысленно, потому что речь они не воспринимают. Если у ребенка легкая степень аутизации, то он быстрее понимает альтернативу, если тяжелая степень, то этому можно годами учить.

Приучение происходит через альтернативные способы коммуникации: это сделаешь, а потом это мы с тобой это сделаем. Буквально так и пишут на листочке: «сначала это, потом это». И приклеивают две карточки: «сначала выполнишь это задание, потом будешь играть в конструктор»; «сначала будешь есть кашу, а потом собирать пазлы». То, что ему нравится делать, такая система поощрений. На самом деле это очень сложная система, ее за две секунды не расскажешь.

Есть дети эмоционально более теплые, быстрее понимают, что им нужно общаться с другими людьми речью. Любые занятия должны быть построены так, чтобы ребенок начал взаимодействовать со взрослым, который ведет с ним занятия. Он должен сидеть либо на стуле, либо на ковре, выполнять то, что просит педагог. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее будет речь. Ребенок поймет, что нужна речь. А потом родители должны все перевести в бытовую ситуацию то, чему научились здесь.

– Были такие истории, когда проводился определенный курс реабилитации, родители продолжали этим заниматься дома, и ребенок начинал нормально говорить и общаться?

– Таких детей было много. Все зависит от степени аутизма. Если степень аутизации небольшая, если эмоционально ребенок достаточно открытый, с ним устанавливается контакт быстро и к нему ключи подбираются достаточно легко. И этот ребенок чуть-чуть не такой , но в, принципе, и общество может принять ребенка чуть-чуть не такого . Скажем, он дружит не со всем классом, а у него один друг. Для жизни ничего особенного в этом нет. Его ритуальность не широкая, а почти как у обычных людей. И после успешной коррекции количество этих ритуальных примеров будет меньше. Ребенок учится следовать алгоритму, который выработало общество, соблюдать правила общества. Даже если ему это тяжело, он просто с этим живет и трудится.

Были очень удачные примеры абсолютного попадания. Например, ребенок прошел слуховую терапию методом Томатиса, а он был сильно загружен костной проводимостью, много слушал костями, и вдруг начал слышать ухом, открывается ушной канал. Это происходит примерно так. (Обычно я привожу один пример, он немножко отдаленный, но, тем не менее, показательный). Вот, идем мы в плотной шапке, зимой, не слышим сзади звук автомобиля, потом мы вдруг оказались на обочине. Т.е. мы слышали и ушами, и костями, но костями мы в этом случае быстрее услышали, что сзади машина, уши-то были закрыты шапкой. В обычной жизни человек не слушает костями. Гипертревожные мамы слушают, у которых гиперответственность за своих детей. Либо, если возникает какая-то опасность.

Но есть гиперактивные дети, они слышат все, что не надо. Зашел человек в кабинет, такое легкое раздражение, этот ребенок обязательно повернется, отвлечется. Ведет учитель урок, все дети следят за канвой урока, тут несколько человек отвлеклись на шум за окном, на шорох отвлекаются, на незначимое. Всех раздражает, когда дрель работает, она громко работает, всем это неприятно. Ааутичныхдетей раздражают даже обычные шумы. Когда снимается костная проводимость, ребенок начинает ухом воспринимать информацию, ему достаточно, что говорят речью. И он начинает обрабатывать речь другого человека и речью же отвечать. И становится как обычный человек. Ему проще тогда подойти к ребенку и сказать: «Здравствуй, как тебя зовут?» Он получит такой же ответ: «Зовут меня Петя!»

– То есть задача всей этой коррекции – не то, чтобы полностью излечиться, а жить с этой проблемой, справляться с ней?

– В основной массе так. Просто жить и знать, что ребенок аутист, но дать ему правила поведения, как принято в этом обществе. Под некоторых детей обществу надо приспосабливаться, и тоже это надо всем донести, пропагандировать эту проблему, что есть часть людей, которые не могут общаться как все, они другие. Но часть детей, в самой легкой форме аутизма, они растворятся среди других, они будут незаметны. Легкие будут жить как все, средние будут пытаться приспосабливаться изо всех сил, и в помощь им есть специалисты, а если тяжелые аутисты, то здесь обществу надо быть более толерантным. Надо понимать, что такие дети есть и им очень тяжело. Мы должны их просто принять такими, какие они есть.

– Дети с тяжелой степенью аутизма могут жить среди обычных людей?

– Тяжелые аутисты могут жить со своими родителями или опекунами. Они должны жить среди нас, потому что они люди. Учреждения должны быть не закрытые, а открытые, максимально интегрированные. И к таким детям должен быть приставлен человек, лучше даже не мама, который может все для других перевести. Этому есть название – тьютер, человек, который является посредником между этим ребенком и другим человеком. Он может перевести желания ребенка, объяснить, что он хочет. А как он поймет? Ребенок либо ему покажет, либо покажет карточку, либо тьютер проанализирует поведение ребенка, почему он так себя ведет, потому что он его уже знает. Есть целая система – биотерапия, анализ поведения, который в принципе хорош для всех людей.

– Но тут получается, что не столько надо заниматься с ребенком, сколько родители должны пройти обучение?

– Да, это уже система жизни. Надо понять, как жить с этим ребенком, научиться его слышать и слушать, анализировать его поведение, тогда это поведение можно перевести в нормальное русло. Обычно вторгаются еще и другие нарушения, ведь если только аутизм, это одно. А если у ребенка низкая степень интеллектуальных возможностей, это сильно отягчает ситуацию. Как, в принципе, во всех подобных ситуациях. Может быть просто ДЦП, а может быть с речевыми, интеллектуальными нарушениями. Чем грубее, тяжелее поражение мозга, тем тяжелее довести ребенка до определенного состояния, когда он сможет жить отдельно или существовать максимально похоже на обычных людей.

И задача общества тогда уже социально другая должна быть, тогда нужно аппелировать к волонтерам, чтобы дать возможность семье немножко отдыхать от этих тяжелых взаимоотношений. Когда родители вынуждены быть все время с человеком, который необычно воспринимает мир, тут происходит внутрисемейное выгорание. Сами дети, которые начинают говорить, могут потом сказать: «Моей маме было очень тяжело, папа ушел из семьи, потому что он не выдержал, бабушки отказались со мной сидеть, потому что вел я себя ужасно». Были такие признания…