Патриотические викторины. Викторина по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя

Познавательная игра викторина « Я – патриот!»

Цель: Углубить знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях; прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ, карточки с названием национальностей, эмблемы для команд.

Ход мероприятия

Ведущий

Откуда произошло слово "родина"? Вы искали в толковом, этимологическом словарях слова, близкие по значению. (слово "родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Однокоренные слова "родить" - значит. произвести на свет потомство; "родители" - отец и мать, у которых рождаются дети; "родословная" - перечень поколений одного рода, люди гордятся своей родословной, изучают ее; "народ" - нация, народность, жители страны.)

Продолжим разговор о Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. Что такое государство? Видел ли его кто-нибудь? Когда мы говорим, что живем в Российском государстве, всем ясно, о чем идет речь. Мы имеем в виду территорию, у которой есть свое название, свои границы свое население. Предположим, мы говорим о каком-то государстве, имея в виду его территорию. попробуем заменить слово "государство" на слово "страна". Ничего не изменилось. Некоторые государства-страны можно даже целиком увидеть из космоса. Например, Великобританию или Исландию. Они расположены на островах. Однако, у слова "государство" есть и другие значения. Одно из них обозначает то, что из космоса не увидишь. Подумайте. о каком значении идет речь? (дети высказывают предположения)

Имеется в виду государство, как организация, управляющая страной. Задача государства - организовать жизнь людей в обществе, следить за порядком. Государство служит обществу.

ИГРА

(на магнитной доске - карточки со словами: белорусы, узбеки, белгородцы, русские, москвичи, сибиряки, казаки)

Выберите из карточек наименования народов, имеющих свое государство.

Ребята, а чем отличается одно государство от другого? (у каждого государства свои символы)

Назовите основные символы государства. (герб, флаг, гимн)

Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают. что их предки под этими знаменами, гербами. иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Человек гордится Родиной - значит, готов помогать ей, защищать ее. Итак. вы назвали основные символы государства. Сейчас группа ребят, подготовивших сообщения о символах нашей страны, выступит перед вами.

Цель : развитие познавательной сферы старших дошкольников.

Участники: дети подготовительных групп

Программное содержание:

  • ​ воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какого-либо события;
  • нравственные задачи: приобщать к культуре и традициям русского народа;
  • ​ воспитывать лучшие качества, присущие ему (трудолюбие, доброту);
  • ​ познавательные задачи: учить видеть историю вокруг себя: в домах, которые нас окружают, в названиях улиц, старинных зданий и памятников; продолжать знакомство с героями – земляками, чьим именами названы улицы нашего района;
  • ​ формирование предпосылок учебной деятельности: продолжать учить выполнять задание согласно поставленной цели;
  • ​ речевые задачи: обогащение словаря за счёт слов, обозначающих предметы, которые нужны для путешествия; загадка, пословица, слова из “копилки” детей;
  • ​ связная речь: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; развивать умение связно излагать свои мысли, совершенствовать доказательность речи, умение обобщать, делать выводы.

Предшествующая работа: факультативные занятия в детском саду по программе “Я живу в волгоградской области ”; работа с картой области; экскурсии по улицам, названных в честь героев Великой Отечественной войны; оформление альбома о Дзержинском районе; коллективные работы по изобразительной деятельности: “Город будущего”, “Дома, в которых мы хотели бы жить”.

Ход мероприятия

Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня вы присутствуете на презентации устного журнала “Моя малая Родина”.

Эпиграфом нашего журнала будет пословица “Кто, где родится там и пригодится”. Сейчас я познакомлю вас, ребята, с правилами, которые существуют на этой презентации и которые вы должны соблюдать.

Правило первое: внимательно слушать меня.

Правило второе: начинать выполнять и заканчивать задание по сигналу колокольчика.

Правило третье: если кому-то что-то непонятно, поднимите руку.

Понятно? Тогда откроем первую страничку нашего журнала.

Первая страница нашего журнала будет называться “С чего начинается Родина?”

1. Задание. Составить название города из букв, разложенных на столе.

(Задание на время)

Дети выполняют задание, остальные проверяют.

Ведущий: Прочитаем все вместе, какое получилось слово? (Волгоград).

Вторая страничка нашего журнала – герб нашего города.

2. Задание «Найди герб Волгограда»

На столах разложены гербы городов России. Найти правильный и рассказать, что он обозначает.

(Задание на время)

Третья страничка нашего журнала: «Найди отличие».

Задание 3. У каждой команды на фланелеграфе находятся две почти одинаковые картинки с изображением планетария. Команде необходимо найти отличие одной картинки от другой и отметить их на нижней картинке.

Выигрывает та команда, которая найдет больше отличий в отведенное время для данного задания.

(Задание на время)

Четвертая страничка: «Юный путешественник».

Задание 4. Собрать рюкзак в поход.

Ведущий: Давайте поможем нашим путешественникам собрать в дорогу рюкзаки. Учтите, в дорогу нужно взять только самые необходимые вещи. Сначала девочки выбирают картинки, потом мальчики и приклеивают их на рюкзаки, которые висят на стене. Эти картинки не простые, они помогут нашим путешественникам в пути.

Вот вам карта Дзержинского района. Найдите на ней наш детский сад. Это начало нашего путешествия. Конечный путь- это памятник герою Великой Отечественной войны – Зои Космодемьянской. Чья команда быстрее разработает безопасный маршрут от детского сада до памятника, та команда будет победителем.

До скорой встречи.

Пятая страница журнала: “Имя улицы моей”.

Раздаётся стук в дверь, заходит почтальон.

Почтальон. Здравствуйте! Это детский сад «Солнышко»? У меня для вас письма, получите, пожалуйста.

Почтальон раздаёт конверты, на которых написаны названия улиц и садится.

Задание 5. Дети читают название улицы на конверте и объясняют её происхождение. Для проверки достают из конверта символ улицы:

а) улица имени Михаила Паникахи. символ – фотография героя

б) улица имени маршала Рыбалко, символ – фотография героя

в) улица Полины Осипенко, символ – фотография героя.

г) улица имени комиссара Щербина, символ – фотография героя

Если команда не справляются с заданиями, то ей помогает команда соперников. Дети прикрепляют звездочку с названием улицы на план – схему Дзержинского района.

Ведущий: Почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

Почтальон. Я много лет работаю почтальоном и не знал, почему так называются улицы нашего района. Спасибо вам, до свидания.

Ведущий. Мы назвали лишь несколько улиц, а какие улицы не прозвучали?

Дети называют, ведущий прикрепляет остальные названия улиц на план- схему района.

Шестая страница “Не посрамим земли русской”.

Ведущий: А вы знаете, ребята, сколько лет нашему городу? Может из гостей кто-то подскажет? (1859-2009). Царицынская крепость, по данным документов Разрядного приказа, была построена в 1589 г. на Царицыном острове. Поначалу ее называли «Новый город на Царицыне острове», затем «Царев город на Царицыне острове» и лишь несколько лет спустя «Царицын». Богата история нашего города. В нём увековечились старинные здания и памятники. Назовите, какие вы знаете? Сейчас я приглашаю знатоков старины поиграть в игру

Задание. “Сложи и назови”.

Собрать из разрезных картинок памятники архитектуры города Волгограда и рассказать о их истории

  • ​ Дворянского собрания города Царицына, ныне - Волгоградский краеведческий музей;
  • ​ здание гостиницы «Столичные номера», ныне - гостиница «Волгоград».

Ведущий предлагает жюри, проверить правильно ли выполнено задание.


Седьмая страница “Где частушка поётся – там счастливо живётся”.

Эта страница закроет наш журнал.

Звучат озорные частушки в исполнении детей.

Итог.

  • Сколько страниц было в нашем журнале?
  • Вспомните все страницы нашего журнала?
  • Какая из страниц понравилась больше всего? Чем?

Обозначьте своё отношение к журналу цветовым сигналом (красный – журнал получился интересным, синий – журнал не понравился.) Дети выбирают цветовые сигналы и выстраивают их на доске.

Ведущий: Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая дорожка. Значит, журнал вам понравился.

Гости и дети рассматривают выставку и все материалы, используемые на занятии и при прохождении курса по патриотическому воспитанию.

Жюри объявляет победителей и номинантов, награждает детей дипломами и ценными подарками.

Выполнила: воспитатель Панкратова Олеся Евгеньевна 2016 год МБДОУ детский сад № 33, г. Твери

Предмет, на котором использован метод

Группа, в которой использован метод

Этап занятия

Название метода

Цели использования метода

Технология проведения

Продолжительность проведения

Предварительная подготовка

Необходимые материалы

Нравственно-патриотическое воспитание

(социально - нравственное воспитание)

старшая, подготовительная

основной

Викторина «Наша Родина - Россия»

систематизация знаний о нашей стране, её геральдических символах, главных городах, природном и животном мире

от 10 до 40 детей

Педагог делит детей на 2 команды. Команды выбирают себе названия.

Викторина «Наша Родина - Россия»

Вопрос команде №1

1. Как раньше называлась наша страна?

Ответ: Русь

Вопрос команде №2

2. Какие государственные символы вы знаете?

Ответ: Флаг, герб, гимн.

3. Опишите Российский Флаг? Объясните символическое значение цвета? Как ещё называют наш флаг?

Ответ: Белый – целомудрие, благородство,

откровенность (березка) .

Синий - верность, честность, безупречность (вода, море, реки) .

Красный-мужество, смелость, любовь, великодушие.

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска -

Солнечный рассвет

(В. Степанов)

Другие названия: триколор, трехцветный стяг.

4. Что изображено на Российском гербе? Почему?

Ответ: Двуглавый орел - царь-птица. Он сильный, мудрый, гордый, вольный, олицетворяет свободный дух.

Орел наблюдает за огромной страной,

одна голова зорко смотрит на запад, вторая повернута на восток.

Короны над головами орла означают свободу и независимость россиян (РФ и её субъектов) . Скипетр и держава, в лапах олицетворяет единое государство и его власть.

В центре герба всадник (Георгий Победоносец) , поражающий змея или дракона копьем. Символ защиты отечества, борьба света с тьмой и добра со злом.

5. Назовите столицу нашей Родины? Что там находится?

Ответ: Москва - старинный город, у него богатая история. В столице много храмов, театров, памятников известным россиянам.

В Москве работает правительство и президент РФ. Там принимаются важные законы.

6. Как называется главная площадь страны? Что там происходит?

Ответ: Красная площадь и московский Кремль - сердце Москвы. Когда-то наша огромная и могучая столица вся помещалась внутри Кремля, потому что Кремль - это крепость, за её стенами жители спасались от набегов врагов.

Сейчас вдоль стен Кремля расположено 20 башен.

Самая высокая из них Троицкая, а самая важная - Спасская.

На Спасской башне находятся часы - куранты. Мелодию их боя знают все россияне.

С ним мы встречаем каждый Новый год.

На Красной площади проходят военные парады и торжественные мероприятия, посвященные государственные праздникам.

7. Какой город в нашей стране называют культурной северной столицей? Почему?

Ответ: город Санкт-Петербург. Он был построен более 300 лет назад Петром I, в честь которого и назван. Это очень красивый город с прекрасной архитектурой и чудесными садово-парковыми площадками. В культурной столице много храмов, музеев, театров, концертных залов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться на разводные мосты и другие достопримечательности Северной Пальмиры.

8. Что обозначает на физической карте синий цвет? Какие крупные реки России вы знаете?

Ответ: моря, океаны, реки, озёра.

Ответ: Четыре крупнейшие реки России - Волга, Обь, Енисей, Лена. Можно добавить, что Россию омывают 3 океана и 12 морей.

9. Что означает на физической карте коричневый цвет? Какие горы самые большие в России?

Ответ: Уральские, Кавказские и Алтайские.

10. Какое озеро самое глубокое в мире? И находится оно в России?

Ответ: Байкал. Его вода самая чистая на Земле.

11. Россия - богатая страна? Чем?

Ответ: Природные ресурсы (леса) , месторождения газа, нефти, железа, золота, серебра, алмазов. А еще - люди!

Сейчас в РФ проживает более 145 миллионов человек.

12. Что вы знаете про природу России? Какое дерево считалось священным?

Ответ: Территория России покрыта густыми лесами, бескрайними степями, полноводными реками и прозрачными озёрами.

Россия самая богатая лесами страна в мире! Лес - это огромный дом. Одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам.

А в лесу таких деревьях тысячи! В России есть дубовые, осиновые, сосновые леса. Но одно дерево на Руси издревле считалось священным. Это береза.

13. Что вы знаете о животном мире России?

Ответ: Он удивителен и очень разнообразен. В России белее 130 тыс. видов разных животных. В лесах живут зайцы, лисы, волки, белки, бурые медведи. Каждое животное по-своему интересно и красиво. Во всем мире именно МЕДВЕДЬ считается символом России, пожалуй, самое почитаемое и любимое животное россиян.

14. Кем гордится Россия?

Ответ: В России много замечательных людей: поэтов, музыкантов, художников, о которых знают во всем мире.

Это поэт А.С. Пушкин, композиторы П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.С. Прокофьев, художники Валентин Серов, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Иван Айвазовский.

пример: здесь на усмотрение педагога, о ком раньше велись беседы с детьми

_______________________________________

и, конечно же, первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

15. вопрос последний.

Кто больше назовет государственных праздников?

Ответ:

Команда за правильный ответ получает 1 очко.

Какая команда в течении игры набирает больше очков, та и побеждает.

Около 25 минут

Продумывание вопросов, подбор литературы и иллюстраций. Беседы «Моя страна» , «Государственные символы России» , рассматривание наглядно-дидактических пособий «Государственные символы РФ» , «Россия» (комплект карточек с текстом бесед) ,

«Москва – России краса» , «Санкт - Петербург» просмотр фотоиллюстраций о Москве и Санкт-Петербурге. Просмотр физической карты России и показам крупнейших рек, гор, озер, лесов.

Рассказ педагога «Кем гордится Россия» .

  • текст викторины;
  • стулья для участников;
  • мольберт или доска с государственной символикой,
  • фото Москвы и Санкт-Петербурга (Красная площадь, кремль, собор Василия Блаженного, Эрмитаж, Дворцовая площадь, мосты Санкт-Петербурга) ;
  • физическая карта России,
  • изображение лесных животных,
  • указка,
  • портреты великих людей, прославивших Россию.

Когда на вопросе №10 будем говорить об озерах, можно указать, что есть ещё два больших озера на территории России – Ладожское и Онежское.

В вопросе №13 можно вспомнить: Какие сказки вы знаете, где Медведь является персонажем?

На вопросе №14 педагог сам может решить о ком еще знают дети (по предварительным беседам, занятиям, экскурсиям) .

Можно добавить в викторину вопрос о многонациональности нашей страны (ведь их проживает более 180) .

Все ответы на вопросы могут быть расширены педагогом по желанию.

Панкратова Олеся Евгеньевна.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады вас приветствовать на интеллектуальной игре «Моя любимая Россия»

Учитель: Приближается праздник 23 февраля - День защитника Отечества. В этот праздник поздравляют не только взрослых мужчин, но и маленьких мальчиков. Почему? С той целью, чтобы мальчики выросли настоящими защитниками своего Отечества, защищали свою Родину и свою семью.

И сейчас, пока вы еще маленькие, нужно воспитывать в себе мужские качества: хорошо учиться, бережно относиться к родителям и не обижать девочек. И может быть, кто-нибудь из вас после окончания школы захочет посвятить свою жизнь служению Родине.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Что такое Родина? (Ответы детей.)

Учитель

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос.
У меня есть Родина - Россия. Это - счастье, это - жизнь моя, Это - моя будущая сила, Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба И лесов немереная ширь. Это – поле золотого хлеба И народ мой – добрый богатырь.

Только - только ты встаёшь на ножки, Ты в начале долгого пути, Ты пойдёшь сначала по дорожке, По дороге будешь ты идти. Учитель: Да, действительно, наша страна в начале долгого пути, несмотря на то, что истории России много веков. 12 июня 1990 года была принята Декларация о независимости России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов. И именно 12 июня Россия обрела и первого Президента.

Ребята, а вы знаете кто является президентом нашей страны? (В.В.Путин)

А вы знаете кто был первым президентом России? (Б.Н. Ельцин)

В 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название День независимости, а затем День России. Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.

Учитель: Итак, мы начинаем. 1-й конкурс «Приветствие».Мы предлагаем вам представить названия команд и ваш девиз.

Учитель: Объявляется 2-й конкурс «Узнай наш флаг» .

Не нашли? А как же он выглядит? Так или наоборот? (Учитель показывает флаг)

Государственный флаг, развевающийся над Большим Кремлевским дворцом, имеет бело – сине – красное полотнище. Что же означают цвета нашего флага?

Красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм.

Белый и синий – это цвета Русской православной церкви. Синий следует понимать как стремление к небу, постоянство, верность. Белый – благородство, совершенство.

Учитель: Объявляется 3-й конкурс «Разминка». команды поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа в течение 5 секунд, то отвечает другая команда и получает жетон). 1 жетон – 1 балл Вопросы: 1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) 2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина) 3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва) 4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне) 5. Кто является главой нашего государства? (Президент) 6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин) 7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб) 8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг) 9. Как называется главный закон государства? (Конституция) 10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия) 11. Какое дерево является символом России? (Берёза) 12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

Учитель: Конечно, сегодня не тот торжественный случай, когда требуется исполнить гимн, однако, вы должны понимать, что слова гимна своей страны должен знать каждый гражданин. Мы все видели, как пели гимн наши спортсмены во время XXII Олимпийских игр в г. Сочи и гордились ими. Итак давайте послушаем гимн России:(все встают). И ответьте на наш вопрос: почему россияне так горды своей страной?

Учитель: Наша страна очень красивая. Давайте полюбуемся ею. Вам нужно было изготовить коллаж по одной из предложенных тем.

(4-й конкурс защита коллажа)

Учитель: А сейчас 5-й конкурс «Самый быстрый» Ребята, вам будут задаваться вопросы. Кто из вас знает ответ – поднимайте руку. Вопросы: 1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение) 2. Самый главный город каждой страны? (Столица) 3. Общее название всякого населения страны? (Народ) 4. Человек, любящий свою родину? (Патриот) 5. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин) 6. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент) 7. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн) 8. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный) 9. Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений) 10. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру) 11. Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины) 12. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы) 13. Как наша Родина называлась в древности? (Русь) 14. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица) 15. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины) 16. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов) 17. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин) 18. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка) 19. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец) Учитель: Все мы знаем, как богат и красив наш родной русский язык. Простой народ придумал множество пословиц и поговорок - это народная мудрость. Итак, 6 конкурс: « Собери пословицу». Команды, у вас на столах конверты. За 1 минуту вам нужно восстановить пословицы. За одну верно собранную пословицу получаете 1 жетон.

Нашему народу родина всего дороже.

Родина любимая - мать родимая.

Человек без Родины - соловей без песни.

Родину - мать умей защищать.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Учитель: Ребята, вы знаете, что в России живут много разных народов.

Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину - Россию. И у каждого народа есть пословицы о Родине. Например:

Русские пословицы:

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    Чужбина - калина, родина - малина.

Дагестанская пословица:

    Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.

Татарская пословица:

    Без глаза проживёшь, а без родины - нет.

Бурятская пословица:

    От родины веет теплом, а от чужбины - холодом.

Осетинская пословица:

    У чужой еды и вкус чужой.

Учитель: А какая столица нашей Родины?

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых,

Удивительных... И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой!

А какие еще города России вы знаете? (Дети отвечают). А сейчас мы предлагаем вам разгадать наши шарады о городах России. Итак, 7 конкурс:

Последний 8 конкурс. Вам нужно отгадать слова. Как только заполните пропуски, сразу сдавайте. За каждое правильно угаданное слово получаете 1 жетон.

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Отгадайте слова, в которых Древняя Русь разместилась .

_ РУС _ Ь (Невесёлое чувство.)

_РУС _ _ _ Ь (Робость, боязливость.)

_ РУС _ _ _ Ь (Стекло высокого сорта с красивым блеском.) (Одежда для шеи.)

_ _ РФ (Горючее полезное ископаемое.)

_ _ РФ _ _ _ (Вид водного спорта.)

_ _ РФ _ _ _ _ _ _ (Устройство для пробивания отверстий.)

_ _ РФ _ _ _ _ _ _ (Косметические и гигиенические товары.)

_ РФ _ _ Р _ Ф _ _ (Правила написания слов.)

Педагог: Ребята, вы хорошо поработали, посчитаем ваши жетоны. (Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам) Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. Люби цветы, леса, простор полей, Всё, что зовётся Родиной твоей!

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сада № 38 муниципального образования Кореновский район

Деловая игра для педагогов

«Нравственно – патриотическое воспитание»

Подготовила и провела:

Воспитатель МДОБУ

детский сад № 38

МО Кореновский район

Косенко О.В.

февраль 2016 г.

г. Кореновск

Цель: закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны;

побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны

Оборудование:

  • изображение орденов и медалей;
  • аудиозаписи песен военных лет:
  • М.Исаковский «Катюша»,
  • Д. Тухманов «День Победы»,
  • Муз. А Новикова сл.Л. Ошавина «Эх, дороги»,
  • А.В Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война»;
  • Карточки с заданиями о детях-героях войны


Ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Нам не приходилось голодать. О войне мы можем судить по книгам и фильмам. Для нас война – история. И мы обязаны помнить о тех, кто, не щадя себя сражался за Родину, за мир во всем мире.

Во время викторины Вы сможете оценить степень своих знаний и то, что сможете передать своим воспитанникам. Ведь все вопросы викторины – то с чем мы знакомим детей.


Задание 1 «Страницы боевой славы»

Каждой команде поочередно задаются вопроса:

Назовите оружейный город (Тула)

Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран (Н.Гастелло)

Рядовой, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (А.Матросов)

Назовите город первого салюта (Орел)

Город-герой, крепость, принявшая первой на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест)

Легендарный город-герой моряков (Севастополь)

Какое оружие называется женским именем (Катюша)

Высшее воинское звание в армии (Маршал)

Задание 2 Дети - герои Великой Отечественной войны

Каждая команда берет по две карточки и после обсуждения дает ответ.

1. Кто из детей-героев сражался с врагом в составе разведки морской пехоты? (Валерий Волков)

2.Кто из детей-героев сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя? (Марат Казей)

3. Назовите имя юной партизанки, которую жестоко пытали, дважды расстреливали, но несмотря ни на что она осталась жива. (Надя Богданова)

4. Кто из детей-героев убил гитлеровца, захватив портфель, в котором находились важные документы? (Леня Голиков)

Задание 3 Ордена и медали

Зори плещут в орденских лучах, солнышками светятся медали,

Нет, нельзя, чтоб в письменных столах свет Победы на год запирали.

Не для личной славы нам страна выдала награды, не жалея:

доставайте чаще ордена, мир от них становится светлее

(Л.Сорокина)

За боевые подвиги, проявленное мужество, героизм, преданность Родине вручались ордена и медали. Отвечает команда первая подавшая знак.

1. Назовите медаль, которую вручали одновременно с присвоением звания «Герой Советского Союза»

- Медаль «Золотая звезда»

Это пятиконечная золотая звезда с гладкими двугранными лучами на лицевой при помощи ушка и кольца соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шелковая муаровая лента красного цвета. Эта награда присваивается за совершение героического подвига. Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалям.


2. Как называется медаль, которой награждали и награждают в настоящее время за личное мужество и отвагу которую фронтовики ценили не меньше, чем ордена

- Медаль «За отвагу»


3. В чем отличие ордена Слава 3 степени от орденов славы 1 степени.

Орден Славы третьей степени - серебряный,

знак первой степени золотой.

ордена Славы трех степеней: этими орденами награждали рядовых сержантов за личное мужество, храбрость. Внешне орден славы имеет вид пятиконечной звезды с широкими лучами. В центре - круг, в котором изображена Спасская башня и Кремлевская стена в обрамлении лавровых ветвей. Звезды на изображении Спасской башни и лента, обвивающая лавровые ветви, покрыты красной эмалью. В верхней части ордена - ушко для крепления с помощью кольца к пятиконечной колодке, обтянутой орденской лентой оранжевого цвета с тремя черными полосками. Ордена Славы всех трех степеней внешне похожи, отличаются они материалами, из которых сделаны: орден Славы третьей степени - из серебра, на знаке второй степени центральный круг с рисунками выполнен из золота, знак первой степени золотой.


4. Известно, что орден Победы - самый красивый и большой по размеру военный орден нашей страны. Таких орденов было изготовлено всего - 20. Кто стал обладателем знака № 1?

- Маршал Советского Союза Г.К.Жуков

Орден Победы был учрежден одновременно с орденами Славы. Им награждались лица высшего состава красной Армии за успешное проведение боевых операций. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамленные бриллиантами. В центре звезды - голубой эмалевый круг с изображением Спасской башни, здания Сената и мавзолея В.И.Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. В нижней части круга красная эмалевая лента с надписью «Победа», в верхней - надпись «СССР» они выполнены белыми эмалевыми буквами. Орден крепится к одежде с помощью штифта.

Задание 4 « Кто сказал, что нету места песне на войне?

После боя сердце просит музыки в двойне…»

Звучат мелодии песен военных лет. Первые узнавшие мелодию начинают петь.

М.Исаковский «Катюша»,

Д. Тухманов «День Победы»,

Муз. А Новикова сл.Л. Ошавина «Эх, дороги»

А.В Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война»

Задание 5 Выбери правильный ответ.

Каждой команде по очереди зачитываются вопросы и предлагаются четыре варианта ответа. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

1. Как назывался план завоевания Советского Союза, разработанный Гитлером?
«Атака»
«Тайфун»
«Барбаросса».
«Цунами».

2. Цепь немецких укреплений на западном берегу Днепра.

Восточный вал.

Западный перевал.

Перешеек Днепра.

Неприступная крепость.


З. Генерал-фельдмаршал фашистской армии, командовавший немецкими войсками в битве под Сталинградом.

Гимлер.
Паулюс .
Миллер.
Борман.


4. Современное название бывшего Сталинграда.

Волгодонск.

Вологда.

Днепропетровск.

Волгоград.


5. Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни блокады Ленинграда?
Рита.

Алена.

Таня.

Оля.


6. Где находится Могила Неизвестного Солдата в Москве?

На Поклонной горе.

В Александровском саду.

На Кутузовском проспекте.

На Красной площади.


7. Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»?

Советских танкистов.

Партизан.

Советских летчиков-истребителей.

Советских морских пехотинцев.


8. В августе 1941г. в должности Верховного Главнокомандующего был утвержден...

И.В. Сталин.

А. М. Василевский.

Г.К. Жуков.

Л.П. Берия.


9. Как расшифровывалось название советского танка КВ?

«Красное вооружение».

«Конец войне».

«Клим Ворошилов».

«Красный воин».


Задание 6. Назови пословицу.

Во время войны появилось много пословиц и поговорок. Каждая команда получает карточки с частями поговорок и пословиц, вам необходимо найти продолжение им.

1 карточка

  1. Храбрость -…
  2. Дружно за мир стоять -…
  3. Войну хорошо слышать, …..
  4. Кому война,….
  5. Война-это большое болото:…..
  6. Хочешь победить на войне,…..
  7. Чем дальше в лес,….
  8. Воин воюет, …..
  9. Бой красен мужеством,…
  1. кому мать родна.
  2. сестра победы
  3. войне не бывать.
  4. легко влезть, но трудно выбраться.
  5. а детки горюют.
  6. работай вдвойне
  7. да тяжело видеть
  8. а приятель дружеством.
  9. людям долго жить.
  10. тем хуже для СС!

10.Миром дорожить - …..

Правильные ответы:1-b ; 2-c ; 3-g; 4-a; 5-d; 6-f; 7-j; 8-e; 9-h; 10- i

Карточка 2

  1. Кому мир недорог,….
  2. В бою побывать -….
  3. Война войной, а….
  4. С миру по нитке - ….
  5. Худой мир лучше…..
  6. Пуля дура,…..
  7. Бой - святое дело,…..
  8. Лучше умереть в поле, ….
  9. До Москвы на танках,….
  10. Умелый боец…..
  1. цену жизни узнать.
  2. штык молодец.
  3. иди на врага смело.
  4. а от Москвы на санках.
  5. везде молодец
  6. чем в бабьем подоле.
  7. тот нам и ворог.
  8. обед, по расписанию.
  9. Гитлеру веревка.
  10. доброй брани

Правильные ответы :1 -g ; 2- a ; 3 -h; 4 -i; 5 -j ; 6- b; 7- c; 8- f ; 9- d; 10- e


Задание 7. Детям о войне

С многими произведения о войне мы знакомим наших детей. Давайте же вспомним их.

Команды по очереди называют произведения. Побеждает команда, давшая последний ответ.

Подведение итогов.