Конспект нод "русская матрешка"

«НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка» Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка» Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной...»

НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка»

Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».

Материалы: матрешки, иллюстрации с изображением цветов, дерева – липы.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые … (матрешки)

Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.


) Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. А вы знаете, откуда матрешка к нам в Россию пришла? Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)

Игра «Скажи, какая?»

Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)

Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)

Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)

Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)

Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек? (ответы детей)

Обратите внимание, что у каждой матрешки на сарафане букет цветов. Вам нравится? Не хотите ли спеть про матрешек?

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красные сапожки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красненькие щечки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Побежим, побежим

По крутой дорожке!

Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами! Цветут на матрешкиных одеждах розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.

Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?

Загадывание загадок (Предложить отгадку показать на картинке и на сарафане.)

Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (роза)

Все знакомы с нами:

Яркие как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми …(гвоздиками)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи его найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)

Игра-конкурс «Матрешки».

Выбрать считалкой трех игроков. По сигналу они наряжаются матрешками. Для них уже приготовлены сарафаны и платки. Выигрывает тот, кто быстрее нарядится. победители пропевают и выполняют движения «Ладушки» - хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку, стучат каблучками, кружатся.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить матрешкам сарафаны, рубашки и платочки. (Проводится рисование на тему «Русская матрешка

В течении недели мы рисовали, лепили, применяли нетрадиционные техники изображения матрёшек (техника торцевания, точечный рисунок, барельефная лепка, дископластика, работа с крупой)

Выставка поделок

Итоговое мероприятие « День рожденье у Матрёшки»

Похожие работы:

«Среднесрочное планирование по английскому языку в 8 классе 2 четверть Учитель: Абдрахманова Бибигуль АйдарбековнаГУ "Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района" Основная идея: создать условия для внедрения каждого модуля в серию последовательных уроков. Ц...»

«Логопедического занятия для учащихся 1-х классов.учитель-логопед Бурлуцкая Ю.М. Тема: "Звук З" Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука "З", различать звуки на слух и в произношенииЗадачи: Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З. Закреплять...»

«Важность и необходимость создания условий для комфортного перехода школьника из младшего звена в среднее.Если не знать конкретного лексического значения этого термина, хочется думать, что оно рождено переводом украинского слова "приемный". Во всяком случае, в самом процессе, с таким громким названием, должна преобладать приятность и естественн...»

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ильинка. Принято педагогическим Утверждаю Советом школы директор МКОУ СОШ с.ИльинкаПротокол №1 от 29.08.2014 Н.А.Белозор Приказ № от _ Рабочая программа По (внеурочной деятел...»

«Сценарий детского утренника в ДОУ "Дождинкины осенины" Вед: Добрый день! Какой сегодня чудесный день. Все вокруг стало золотым и ярким. Как вы думаете откуда появилась такая красота? (Пришла осенняя пора) Вед: (тихим голосом) Ребята, давайте заглянем в необыкновенно красивое, сказочное царство Осени....»

Подготовила: Лозовая Н.Г.,

Май 2017 год

с. Черный Отрог

Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.

Образовательная область : «Ребенок входит в мир социальных отношений»

Тема: «Русская матрешка».

Цель занятия:

Программные задачи:

    Образовательные :

    активизировать словарь.

    Развивающие:

3. Воспитательные:

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    воспитывать аккуратность.

Предварительная работа:

Материал:

    демонстрационный:

2. раздаточный:

Оборудование:

Словарь:

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения:

Наглядные методы обучения:

Использование ИКТ:

Практические методы:

Ход занятия

1.1. Организационный момент.

Соберемся все мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздоровайтесь с гостями,

Они сейчас побудут с нами.

«Здравствуйте!»

1.2.Введение в тему.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……

Слайд 1 (Ответы детей - матрешка)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на стульчики, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка.

1.3.Мотивация деятельности.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Слайд 2

Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Слайд 3

Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. Слайд 4

И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

Слайд 5 С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

2.1.Актуализация раннее приобретенных знаний.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Значит, какие они?

Дети: Деревянные

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Посмотрите, какие они нарядные, красивые, цветные, яркие. У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук.

2.2. Динамическая пауза «Куколка-матрешка»

Дети выполняют соответствующие движения.

Куколке-матрешке

Строим дом хороший,

Вот такой высокий,

Вот такой широкий.

В дом вошла матрешка,

Наша кукла-крошка

Весело там пляшет

И платочком машет.

2.3.Сообщение новых знаний.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как делают матрешек?

Слайд 6 Сначала из деревьев мягкой породы (из осины или березы) делают вот такие чурбачки.

Слайд 7 Затем на специальном станке вытачивают фигуру матрешки.

Слайд 8 Вот получилась уже целая семья, но что нужно сделать чтобы они стали красивыми, яркими?

Слайд 9 Правильно, их надо разукрасить. Мастера начинают их раскрашивать.

Слайд 10 Потом их покрывают лаком, чтобы матрешки стали гладкими и блестящими.

Слайд 11 И получаются матрешки красивые, яркие, нарядные, не похожие друг на друга.

Слайд 12

Воспитатель: А сейчас, чтобы глазки не устали мы проведем гимнастику для глаз. Сели ровно, смотрим на экран, голова не поворачивается, а только глазки следят за матрешками.

Слайд 13

Гимнастика для глаз

2.4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Дети: Из бумаги

Воспитатель: Значит, она какая?

Дети: Бумажная

Слайд 14

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка.

(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

2.5.Динамическа пауза.

Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Дети: Да, хотим

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

3.1. Анализ и самоанализ результатов деятельности.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети. Теперь давайте попрощаемся. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети уходят.

Самоанализ занятия в младшей группе

Дата проведения: 19.05.2017 года

Место проведения: музыкальный зал.

Тема: «Русская матрешка».

Цель занятия: Воспитание патриотизма через приобщение детей к русской народной культуре.

Программные задачи:

    Образовательные :

    познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка;

    закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    активизировать словарь.

    Развивающие:

Развивать творческие способности детей;

    развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

    формировать интерес и любовь к народному творчеству;

    воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка».

Материал:

    демонстрационный: матрешки для мини-музея деревянной игрушки,

2. раздаточный: бумажные силуэты матрешек с нераскрашенными фартуками (по количеству детей)

Оборудование: русский народный костюм для педагога, ноутбук, проектор, мультимидийная презентация, магнитофон, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно манипулировали с листочками. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей изображать осенние листочками ладошкой, иметь представления о внешнем осенних листьев; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать аккуратное пользование красками.

Во время занятия применялись следующие методы работы: Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Этапы НОД:

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап : сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи дошкольниками моей группы были выполнены.

Приложение к конспекту НОД «Русская матрешка».



Людмила Полюхова
Конспект НОД «Русская матрешка»

Русская матрёшка

Цель занятия :

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой .

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки , как символ русского народного искусства ;

Задачи :

Познакомить детей с историей матрёшки .

Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку .

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция : «Художественное творчество» , «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» .

Социализация : приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой ) как символом русского народного искусства ; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество : развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы : круг, овал; закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем.

Познание : продолжить знакомить детей с матрёшкой ; закрепить представление о цветовой гамме.

Коммуникация : расширять словарный запас.

Физическая культура : дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа : Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки , чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций.

Оборудование : мультимедиа для показа презентации «Русская матрёшка » , деревянная игрушка матрешка (4-5 шт., силуэт матрешки , гуашь, цветная бумага, клей, кисти.

Ход занятия:

Сказочница : Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Сказочница : Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка :

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … . Матрёшка . (1 слайд)

Сказочница : Ребята, а кто знает стихи про матрёшку ?

1 ребёнок

Матрёшка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном.

2 ребёнок :

Очень любят все матрёшки Разноцветные одёжки : Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.

3 ребёнок :

Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрёшки всюду славятся Они нам очень нравятся.

Сказочница : Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. (2 слайд) Появилась матрешка в 19 веке . Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам . Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. (3 слайд) . Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Фигурки матрёшек вытачивают мужчины . Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. (4 слайд) А расписывают фигурки женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Губки бантиком, румянец на щечках, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. Заключительный этап – матрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. (5 слайд) И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать . Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша ! И стали новые игрушки матрёшками . Сказочница : (6 слайд) Я из тихого зеленого городка Семенова.

В гости к вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бордовых в подарок принесла. В городе Семенов есть центр по росписи матрешек . Отсюда и название – Семеновская матрешка . Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки ? (Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья) . Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках . Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление : желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Сказочница : (7 слайд) Я матрешка из Майдана .

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными. Это соседка Семеновской матрешки . У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки , а из-под платка обязательно видны кудри. Сказочница : (8 слайд) Я из Сергиева Посада встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан .

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Сказочница : Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

(9-14 слайд) . Матрёшкой называют игрушку , изображающую девочку в сарафане и

платочке. Эта игрушка особенная (15 слайд) . Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе ).

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена , два - Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Сказочница : Ребята, сколько у нас матрешек на столе ? (Пять матрешек ) .

Сказочница : Молодцы. А какие матрешки ? (Красивые, разные по росту, большие и маленькие) .

Сказочница : Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (Сарафан, платок, фартук, бусы) . Сказочница : Правильно. Ребята, наши матрешки , веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Ах, матрёшечка – матрёшка . Хороша не рассказать! Очень любят с тобой детки В детском садике играть! Давайте мы с вами поиграем с ними. (Игра с матрёшками )

Сказочница : Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (16 слайд)

Как вы думаете, почему она грустная? (она одна) .

Сказочница : У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Очень любят все матрешки разноцветные одежки . Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку . Кто – то будет расписывать фигурки матрешек , а кто – то изготавливать аппликацию. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек ). Ну, что ж, друзья, за работу.

(Дети садятся за столы)

Сказочница : Но прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”

На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят : стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и

(Дети работают в группах)

Сказочница : Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились . А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? (я думал, какие искусные мастера были в давние времена; эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем; я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину).

Сказочница : (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Сказочница : Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!

Ольга Иргизцева
Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка»

Тема : «Русская народная игрушка (матрёшка ) ».

Цель :1. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Задачи :

1. Учить различать разные техники росписи матрёшек .

2. Развивать логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Оборудование :

Игрушки – матрёшки , иллюстрации с изображением матрёшек .

Предшествующая работа :

Чтение стихотворений, отгадывание загадок про матрёшек . Рассматривание разных видов матрёшек (загорской, полхов – майданской, семёновской) .

Ход НОД:

Вводная часть :

На Руси издавна создавались прекрасные игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными из них были фигурки животных, птиц, птиц, людей.

А сегодня мы с вами познакомимся с новой народной игрушкой. Дети, в моём в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы её отгадаете, то я вам покажу отгадку.

Словно репка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть.

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (Матрёшка ) .

О какой народной игрушке загадка? Правильно, угадали. Это матрёшка .

Получайте отгадку.

Основная часть :

Самыми любимыми в народе у детей были матрёшки . Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле ей около 100 лет. Прообразом матрёшки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера . Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел куклу – неваляшку, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда : у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрёшей , старинным русским именем . Так и родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Ребята, скажите, что явилось прообразом матрёшки ? Правильно, это пасхальное яйцо.

Как появилась матрёшка , кто её придумал и сделал? Молодцы, ребята! Вы всё знаете о матрёшках .

Физминутка :

Слушай сказочный народ

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным – давно,

Он стучит в твоё окно.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем.

Сказка кончается.

Занятие продолжается.

Закрепление :

Загорск является Родиной русской расписной матрёшки . Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают и покрывают лаком. В основном матрёшек продавали на ярмарке. Много загадок и стихотворений посвятили Матрёшке . Некоторые из них ребята заранее выучили и сейчас вам прочитают.

1 ребёнок :

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрёшки .

На баранах, на быках.

Все с гостинцами в руках.

2 ребёнок :

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке.

Но всего одна игрушка.

Наиболее известны семёновские, загорские и полхов – майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм : расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Матрёшки из Семёнова и Загорска похожи между собой. Художники одевали этих матрёшек в сарафан с фартуком, а на голове рисовали платок. Основным цветом для сарафана. Основным цветом для сарафана являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали чёрным цветом. Отличались тем, что загорские матрёшки – толстобокие в разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платочках; семёновские – в цветастых фартуках, в жёлто – красных полушалках. Чем больше матрёшка , тем крупнее были цветы и листья, украшающие её фартуки. Полхов – майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища головы. В росписи этой матрёшки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Эти цвета даются на контрасте – малиновый с тёмно- зелёным, синий с жёлтым. При росписи полхов- майданской матрёшки используется обводка всех элементов чёрной краской. Лицо расписывают в основном только чёрным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрёшки плотно украшают её фигуру спереди цветами, листьями, ягодами. Чем похожи матрёшки , прибывшие из разных городов? (У каждой матрёшки платочек на голове ,под который убраны волосы, одежда яркая и красочная). Ребята, а если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрёшек , можно заметить, что у них есть общие элементы : бутоны, цветы, листики, ягоды. А сейчас мы с вами поиграем в игру. На столе у меня стоят матрёшки . Их нужно расставить по порядку.

Как это нужно сделать? (Сначала поставить самую большую матрёшку , поменьше и последней поставить самую маленькую. Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим все ли матрёшки одинаковые и чем они отличаются? (Разные наряды) .Посмотрите есть ли одинаковые матрёшки ? (Есть. Они одеты в одинаковые наряды. Чем отличаются? Одна маленькая, средняя и большая.)

Матрёшки – куклы весёлые , жизнерадостные. Глянешь на их лица и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

А сейчас Катя расскажет стихотворение.

Мы матрёшки , мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

А сейчас девочки хотят исполнить для вас танец.

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки .

На ногах сапожки,

Топают матрёшки .

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные .

В сарафанах ваших пёстрых

Вы похожи словно сёстры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки .

Итог НОД :

О чём говорили?

Назовите виды матрёшек .

Дмитриева Вероника Андреевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2016г.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе образовательной области «Художественное творчество» «Матрёшки»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Авторская образовательная программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66» Заводского района г.Саратова, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерной основной образовательной программы, Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракс, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД: «Матрешки».

Направление образования и развития (образовательная область) художественно-эстетическое развитие.

Цель: способствовать интеллектуальному, художественному и эстетическому развитию детей посредством их знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного творчества, а также самовыражению их в творчестве.

Задачи: Образовательные задачи :

Расширять знания детей о народных промыслах России посредством знакомства с русской матрешкой;

Увлеченно и творчески создавать дизайн - изделия;

Совершенствовать умение составлять композицию, используя растительные мотивы народных орнаментов;

Развивающие задачи:

Развивать исследовательский интерес и познавательную активность детей;

Развивать чувство ритма и композиции, творческую активность;

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к Родине, через знакомство с народным искусством;

Поощрять желание участвовать в совместной деятельности;

Создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.

Виды деятельности: совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми

Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (рисунка), зарядка для глаз «Матрешки», выбор понравившихся рисунков и проговаривание (обсуждение), чем рисунок понравился, коммуникативная деятельность представлена ситуативным разговором.

Формы организации: подгрупповая.

Оборудование, материалы: силуэты матрешек, кисти беличьи № 2, 4, 6, «тычки», ватные палочки, поролоновые тампоны, стаканчики для воды, салфетки, краски

Предварительная работа: рассматривание матрешек, просмотр анимационного фильма «Секрет матрешки», документальных фильмов «Русская традиционная деревянная игрушка», «История русской матрешки», «Хохломская матрешка. Производство»; рисование в книжках-раскрасках «Матрешка»

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель обращается к детям:

Я сегодня хочу вас пригласить в чудо-мастерскую «Жар-птицы», в таких мастерских в старину трудились многие народные мастера, посмотрите, какие здесь красивые изделия, сделаны они руками умельцев. Из чего они изготовлены?

Ответы детей.

Основная часть

А хотите услышать рассказ еще об одном из таких народных мастеров? Присаживайтесь поудобнее.

Показ слайдов презентации «Матрешки».

Случилось это в давние-предавние времена, в далекие-предалекие годы…

В одном селе жил деревянных дел мастер, говорят, что руки у него были золотые. Мог он из простого полена выточить и ложку, и сундучок, и игрушку. Вот однажды взял он чурбачок липовый, очистил его от коры. Вырезал из чурбачка игрушку забавную: голова большая, бока круглые, точно надутые. Улыбнулся мастер: «Что за чудная игрушка!». Взял он ее и отнес художнику, что жил на другом краю села: «Посмотри, - говорит, - какая чудная игрушка получилась, распиши ее узором ярким». Взял художник игрушку, повернул одним боком, другим: «И, правда, чудная кукла! Как не поверни, все одинаково». Взял он тогда кисточку, обмакнул в краску и стал украшать игрушку. Вот кукла глазки открыла, улыбнулась. На голову художник «надел» ей платочек, затем нарисовал сарафан узорчатый, а в руки петушка «дал». «Как же назвать тебя кукла чудная? А назову-ка я тебя Матреной, как матушку звали!» - решил художник.

Вот с тех пор и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Так появилась на свет первая русская матрешка. Понравилась матрешка ребятишкам. Разнеслась молва о чудесной кукле по всей стране. Много появилось матрешек после той первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме.

А как вы думаете, почему в народе ее называют чудо - игрушкой? В чем кроется секрет этой игрушки?

Индивидуальные ответы детей.

Так полюбилась матрешка в народе, что стала эта игрушка не просто русской, а многонациональной. Сегодня матрешек можно встретить в башкирском, мордовском костюме. А как нарядна матрешка в татарском костюме.

Слава об этой чудо-игрушке разнеслась далеко за пределы нашей страны, и стали появляться матрешки в Индии, Японии. Вот какие мастера были, какое чудо придумали. Как не гордиться ими.

А сейчас я предлагаю вам интересную игру – зарядку для глазок. Наши матрешки умеют танцевать. давайте полюбуемся этим танцем. А следить за танцевальными движениями матрешек только глазками.

Зарядка для глаз «Матрешки».

А откуда мастера в старину брали краски для росписи своих игрушек? Ведь такого разнообразия красок не было, как у нас сейчас. Давайте заглянем в нашу мастерскую, может здесь найдем ответ на наш вопрос. Посмотрите, что здесь на ваш взгляд лишнее, случайное?

Индивидуальные ответы детей.

Да, в нашей мастерской башкирском сделано народными умельцами и, на первый взгляд, эти предметы здесь лишние. Но они здесь оказались совсем не случайно. Именно из них в старину и получали краски. Каждый овощ давал свой цвет. Давайте вместе посмотрим, какие цвета можно получить: из свеклы?

А как вы думаете, из чего еще можно получить цветной сок?

А здесь еще есть кора деревьев. А из коры можно получить сок? Я вам скажу по секрету, что для красок использовали не только сок ягод и овощей, но и отвары из коры деревьев, шелухи лука, различных растений. Так из отвара коры дуба получали коричневую краску, из отвара из коры ольхи - красную, из отвара шелухи лука можно получить краску разного оттенка: от желтой до темно-коричневой.

Ребята, а вы хотите сами расписать своих матрешек? Я предлагаю вам стать сегодня мастерами и мастерицами и украсить, как в старину народные мастера, красками из природных красителей.

Работать мы сегодня будем в парах. Для этого вам нужно выбрать себе товарища, договориться о том, матрешку какой национальности вы будете расписывать и каким узором. А еще я вам хочу предоставить право выбора расписать или мальчика, или девочку.

Для создания своих живописных узоров умельцы использовали разные инструменты: кисточки, «тычки», тампоны, которые расположены у вас на мольбертах. Вы их также можете использовать сегодня в своей работе.

Мотивы народных растительных орнаментов вы можете посмотреть на экране.

  • Делаешь наспех - сделаешь на смех.
  • Была бы охота - заладится любая работа.
  • Каков мастер, такова и работа.

Ответы детей.

Ответы детей.

Приглашает пройти за столы. Дети надевают фартучки.

Дети выполняют работу, педагог помогает, если это необходимо, советом, как составить композицию букета, показывает на дополнительном листе прорисовку некоторых элементов. Уточняет у детей, как усвоили последовательность выполнения работы, цветовое сочетание в узоре. Звучит попурри из народных мелодий. По ходу выполнения задания подбадривает пословицами о труде.

Заключительная часть (рефлексия)

Какие вы сегодня молодцы! Вас по праву можно назвать мастерами. Каких красивых матрешек расписали! Недаром говорится, что дело мастера боится. А татарский народ говорит: Эш остадан курка. Обращается к детям. А каким узором вы расписали свою матрешку? А у вас матрешка, какой национальности?

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То – русская матрёшка!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало,

Символом России стала.

Ответы детей.