Зарисовки человека с натуры карандашом. Советы и идеи для творчества

Продолжительность каждого наброска 10 - 15 минут.

Выбирайте для вашего натурщика такие положения, которые его не затрудняли бы, или же просто рисуйте людей, занятых каким-нибудь спокойным делом: чтением, вязанием, игрой в шахматы, разговором и т. п. Только в таком случае можно быть уверенным, что удастся порисовать не меньше 10 минут.

Каждый набросок делайте на отдельном листе бумаги размером примерно 15-20 см по большой стороне.

Рисуйте на расстоянии не менее 2,5- 3 м от натуры. На таком расстоянии легко охватить всю фигуру одним взглядом. Прежде всего намечайте на листе границы наброска: сверху, снизу, слева и справа. Если этого не сделать с самого начала, то фигура может не уместиться на листе, а такого случая допускать не следует. Старайтесь всегда вкомпоновать в лист всю фигуру целиком.

Начинайте работу с наметки направлений больших основных форм: торса, ног, рук, головы. Сразу же надо определять основные пропорции, сравнивая между собой и со всей фигурой размеры ее разных частей. Не задерживайтесь на деталях, ищите только самое общее, самое основное. Работайте легкими штрихами, не нажимая карандашом на бумагу. Потом, когда основные пропорции и положение фигуры будут найдены, можно где-то усилить нажим карандаша, наметить главные тени, определяющие форму тела, и показать необходимые детали.

Если ваш натурщик (или натурщица) стоит, лучше всего начинать набросок с опоры, то есть со ступней ног (следков), определив сначала их положение на плоскости, а затем сразу искать по отношению к ногам положение головы, плеч и торса.

Если изображаемый человек сидит, то его следует рисовать вместе со стулом или табуретом, на котором он сидит. Без этого положение фигуры будет непонятно. Важно при этом правильно определить помимо ног модели положение на полу ножек стула.

Для выявления взаимосвязи основных частей тела очень важно найти местоположение сочленений плеч, таза, колен, локтевых сгибов рук.

В этих набросках старайтесь передать как можно вернее общее строение фигуры человека, ее основные пропорции и позу в момент зарисовки.

Наброски фигур людей, разных по своим характерным особенностям

Продолжительность каждого наброска от 10 до ЗО минут.
Материал - карандаш № 2М - ЗМ

Для этих набросков выбирайте людей, по возможности резко отличающихся друг от друга: толстых и худых, высокого роста и низкого, старых и молодых, мужчин и женщин.

Весь ход работы тот же, что и в предыдущем упражнении, но в дополнение к имевшимся задачам необходимо обратить внимание на характерные индивидуальные черты натуры. Разумеется, и в данном случае решающее значение будут иметь правильное построение и верно переданные пропорции фигуры, так как особенности сложения каждого человека выражаются прежде всего в пропорциях. Например, у высокого человека ноги длинные, а голова сравнительно небольшая, у человека низкого роста, наоборот, голова по сравнению с туловищем кажется больше, а ноги короче. У толстого человека отношения размеров общей длины тела к его ширине не такие, как у худого, и т. д.

Эти-то признаки и надо передать в наброске как можно точнее, чтобы показать характерные особенности данного человека.

Сделайте 15-20 таких набросков.

Наброски фигур в разных условиях освещения

Продолжительность каждого наброска 15 - 20 минут.
Материал - по выбору учащегося

В этом упражнении нужно проследить, как по-разному выглядит фигура человека в разных условиях освещения, и постараться передать наблюдаемые формы самыми общими массами теней и линиями.

Ежедневно нам представляются неисчерпаемые возможности для наблюдения натуры в самых разнообразных условиях освещения. Вот человек стоит у окна в светлый, ясный день. На его лице, на руках, на всей фигуре можно ясно увидеть контрасты света и тени; какие-то части фигуры выделяются ясным, четким силуэтом, во многих местах легко просматриваются „касания". Но вот человек перешел в глубину комнаты, где царит полумрак,- и все сразу изменилось для наших глаз: светотеневые контрасты смягчились, „касания" стали менее заметными, вся фигура как бы погрузилась в окутывающую ее атмосферу.

Начинать работу над наброском вы будете так же, как и в первых двух упражнениях. Но, так как теперь у вас есть уже кое-какой опыт, вы сможете справиться с построением фигуры быстрее. Как только наметите основные очертания фигуры, начинайте рисовать одновременно линией и тоном. Допустим, если грудь модели освещена, а спина в тени, сразу намечая форму и направление торса, прокладывайте тень на спине, очень общо, без деталей. Намечая уходящую в тень ногу, закрывайте ее сразу общим тоном и т. д. Не нужно перечернять набросок чересчур резкими тенями, не нужно запестрять его большим количеством мелких пятнышек светотени, берите лишь самое главное, необходимое.

Задача наброска остается полностью та же, что и в предыдущих упражнениях: выявить строение и основную форму фигуры, передать верно ее пропорции, но при этoм нужно особенно внимательно следить за изменениями светотени на формах тeла, зависящими от условий освещения.

Наброски движущихся людей

Теперь попробуйте порисовать людей в движении. Такие наброски представляют значительные трудности, потому что приходится работать очень быстро. Конечно, для зарисовки, даже мгновенной, недостаточно одного взгляда на натуру, но если человек ритмически повторяет одни и те движения, то это уже облегчает задачу. Ритмических движений можно наблюдать в жизни множество: пилка или колка дров, чистка овощей, заколачивание гвоздей, ходьба, бег, спортивные движения. Наблюдая и рисуя движущуюся модель, необходимо сначала выбрать какое-то одно ее положение, которое вы хотите запечатлеть, а затем каждый раз пользоваться возвратом фигуры в это положение для уточнения наброска.

Выбирайте различные движения и работайте над наброском каждый раз столько времени, сколько позволяют обстоятельства.

Наброски по памяти

Теперь проделайте ряд упражнений в набросках по памяти. Мы обращаем ваше внимание на три разных способа работы в этом виде набросков.

а) Прежде всего сделайте несколько набросков фигуры по недавнему воспоминанию, зарисовывая тех людей, которых вы видели сегодня или накануне. Это могут быть люди отдыхающие, идущие, несущие тяжесть и т. п. Старайтесь, наблюдая их, подметить наиболее для себя интересное в их движениях и мысленно представить себе, как бы вы хотели сделать набросок. Затем, придя домой, постарайтесь как можно отчетливее и выразительнее передать то, что запомнилось.

Очень полезно завести специальный альбом и в него, как в дневник, зарисовывать ежедневно фигуры и головы различных людей, которые произвели на вас наибольшее впечатление в течение дня.

б) Попросите кого-нибудь попозировать вам в течение 4 - 5 минут. Приготовив предварительно бумагу для наброска, не рисуйте на ней ничего, а только внимательно наблюдайте натуру, стараясь заранее представить себе, каким должен получиться набросок.

Во время наблюдения старайтесь подметить и запомнить те черты натуры, которые важны для построения фигуры, и не распыляйте внимания на несущественные мелочи, не имеющие значения для общего решения. Необходимо понять характер постановки фигуры, ее положение, установить основные пропорции и направления главных больших форм. Затем отпустите вашего натурщика и рисуйте его по памяти минут 10 - 15. Потом попросите его опять принять прежнее положение и наблюдайте еще 2 - 3 минуты, все время сравнивая свой набросок с натурой, отмечая про себя свои ошибки, но не поправляя их. Отпустите натурщика совсем и уже без него постарайтесь исправить и уточнить свой набросок.

в) После того как вы сделали набросок или длительный рисунок фигуры или головы человека с натуры, попробуйте нарисовать его в том же положении по памяти, не глядя на свой натурный рисунок. Потом сравните обе работы - сделанную с натуры и по памяти. Разберитесь в том, что вы запоминаете хуже всего. Не трогайте больше этот набросок, а лучше сделайте таким же способом еще несколько разных зарисовок по памяти, стараясь преодолеть в них свои недочеты.

НАБРОСКИ ГОЛОВЫ

В набросках головы следует руководствоваться тем же методом, что и в набросках фигуры.

Точно так же необходимо делать зарисовки разных людей, ставя задачей выявление общей конструкции и пропорций головы. Зарисовывая различных людей, нужно стремиться передать индивидуальные особенности каждой модели. Наброски при разном освещении очень важны и в этом разделе работы, так же как и наброски по памяти.

Приступая к работе, следует учитывать, что любое положение головы человека и ее строение отчетливо выявляются только в связи с шеей и плечами. Поэтому во всяком наброске или рисунке надо изображать не только самую голову, но и шею и плечи.

Вначале старайтесь передавать только общий характер строения головы, ее связь с шеей и плечами, ее общую форму. В дальнейшем, приобретя уже некоторый опыт работы, обращайте внимание на индивидуальные черты, характерные для данной натуры. По мере накопления опыта работы над наброском следует добиваться все большего и большего сходства с моделью.

Нужно постоянно иметь в виду, что поиски характерных черт натуры не должны заслонять непременную задачу выявления общего строения формы головы и ее положения; эти поиски должны вестись на основе ясно понятой конструкции головы, верного построения ее формы в наброске в связи с шеей и плечами.

Еще раз напоминаем, что наброски фигуры и головы человека надо делать постоянно, в продолжение всей жизни.

Вы сейчас на сайте

Ваши городские пейзажи все еще безлюдны, потому что вы боитесь испортить фигуркой красивую картину? Значит, пора научиться рисовать людей! Ведь стаффаж в картине не только придает соразмерность архитектуре, но и населяет картину жизнью и новым смыслом.

В своем курсе "Город в Акварели. Живопись" я показываю, как рисовать людей. Этому там посвящен бонусный урок.

Тема очень интересная и емкая, поэтому мы перевели для вас статью английского художника Джима Блэка. Читайте, как рисовать людей в пейзаже!​

Перевод статьи Jim Black "Painting people"

Много лет назад мои родители посетили первую выставку моих рисунков. Мне тогда было между четырьмя и шестью годами. На рисунках конечно же были изображены папа и мама.

После выставки учительница подошла к моим родителям и сказала: "Знаете, я узнала бы вас обоих где угодно".

Условно существует два подхода к рисованию людей в акварели.

Ваши фигуры могут быть как запланированными, так и случайными. Первые выглядят аккуратными и точными, фотореалистичными, а вторые получаются экспрессивными, в импрессионистском стиле.

В этой статье мы рассмотрим оба подхода.

Незапланированные фигуры людей в акварели

Они нужны чтобы подчеркнуть настроение, движение, вызвать определенные чувства к картине. В этом случае деталировка фигур не важна, зритель самостоятельно "дорисовывает" и идентифицирует их.

Часто мы боимся добавлять такие фигуры в работы, так как они могут выглядеть смешно - как палки или гоблины. К этому возможно добавится страх из-за отсутствия познаний в анатомии.

Прежде, чем узнать, как рисовать людей акварелью, запомните самую важную информацию:

Высота фигуры человека (от головы до пяток) = 7 голов

Длина рук = 3 головы

Ноги составляют половину высоты человека

Приведенные соотношения подходят для изображения взрослого человека. На рисунке видно, как меняются пропорции в зависимости от возраста.

Итак, вы боитесь рисовать людей. Но вы не сможете вечно избегать их на своих рисунках, верно?

Да, вы уже рисовали коров, овец, лодки, дороги, дома, сараи (о да! как много картин с сараями вы нарисовали?). Вы делаете все, чтобы только избежать рисования этих "страшных" людей.

Вас пугает то, что нужно учитывать анатомические особенности? А знаете что? Я никогда не изучал анатомию специально.

Воспользуйтесь таким подходом: научитесь смотреть на фигуры, как на любой другой объект - изучайте набор форм, линий, размер, текстуру, цвет, свет, тени.

И вот вы уже на полпути к тому, чтобы преодолеть свой страх в изображении людей. С таким подходом рисовать людей уже не кажется страшно и сложно, правда?

В рисовании наблюдательность является ключевым фактором. Учитесь не просто смотреть на мир, но ВИДЕТЬ его.

Как много разных оттенков можно найти в одном дереве, в этом цветке, в той стене и так далее.

Взгляните на изображение людей еще с такой стороны:

  • фигуры делают картины более интересными;
  • они развивают основную тему картины;
  • являются связующим звеном;
  • создают особое настроение.

Вам станет проще рисовать людей после прочтения этой статьи.

Особенность рисования людей в акварели состоит в том, что вам не нужно зацикливаться на деталях и особенностях (конечно если речь не идет о портретах или иллюстрациях).

Рисуя человека на фоне темного дверного проема, вы можете оставить бумагу незакрашенной на месте платья или рубашки. Таким образом, вы будете рисовать не одежду и не человека, а пространство вокруг него (негативное пространство).

Как правило, одежда должна быть ярче окружающего человека фона.

Так же не забывайте о правильном соотношении размеров фигуры и его окружения - дверей, окон и так далее.

Обратите внимание - когда мы рисуем людей акварелью, то окончания ног часто сливаются с начинающимимся тенями от самих фигур.

Наилучших результатов вы добьетесь если будете изображать людей, не совершающих активных действий, таких как бег или прыжки. Попробуйте нарисовать одного человека или группу людей, которые просто стоят, сидят, ходят или общаются друг с другом. Меняйте их размер, форму, позы, цветовое решение. Сделайте свои фигурки ниже или выше, меняйте их комплекцию.

Природа бесконечна в своем разнообразии, старайтесь избегать повторений.

Внимание! Все фигуры в примерах ниже нарисованы утрировано, упрощенно. Это сделано лишь с той целью, чтобы вы не отвлекались на детали и сосредоточились на общей подаваемой информации. Вы не должны повторять их в таком виде на своих работах.

Существуют пейзажи, которые хороши и атмосферны сами по себе, добавлять в них фигурки людей совершенно не обязательно. Однако каждый художник-пейзажист должен рассматривать такую возможность.

Почему мы чувствуем себя так неуверенно, когда речь заходит о рисовании людей? Скорее всего, для большинства начинающих художников ответ будет одинаков: "Мы пробовали раз или два, допускали ошибки и опускали руки, сказав себе "Это не мое".

Вы можете растеряться, раздумывая над тем какие типы фигур добавить в свою работу, какие действия они будут совершать, что будут делать их руки или ноги. Давайте взглянем на это иначе.

Я не думаю, что вам нужно знать строение большеберцовой кости для того, чтобы добавить фигуру человека в свой пейзаж с целью усилить впечатление от него.

Просто сделайте несколько направляющих основных мазков, передающих форму. Не вдавайтесь в детали, позволяя зрителю самому додумать чем занята каждая из ваших фигурок. Не нужно рисовать так, чтобы со стороны выглядело "Человек делает то-то и то-то". Ваши мазки, их форма должны заставлять всех думать, что "Человек делает так".

Обязательно попрактикуйтесь в рисовании фигур людей на черновиках перед тем, как приступите к своей основной работе.

Рисуя фигуры, используйте всю кисть, не только ее кончик.

Начнем рисовать торс фигуры с двух мазков.

Теперь добавляем ноги. Убедитесь, что они находятся в нужном месте. Можем добавить одежду.

Добавляем руки и голову. Вспоминаем, что по пропорциям взрослого человека, голова составляет 1/7 часть общей длины фигурки.

Анализируйте вашу работу с мазками кисти, изучайте, и со временем ваши руки будут работать автоматически.

Вот мы и закончили. Так выглядит получившаяся фигурка целиком.

Итак, вы уже знакомы с анатомией, строением человека. Каждый день вы наблюдаете за сотнями различных людей. Следуйте простым рекомендациям, практикуйтесь, и ваши пейзажи станут еще лучше с добавлением в них новых персонажей.

Собирайте идеи.

В поисках нужного материала возьмите с собой фотоаппарат и скетчбук, посетите какое-нибудь многолюдное место, например, торговый центр или аэропорт.

Сделайте как можно больше фотографий и набросков окружающих вас людей. Не старайтесь поймать идеальный кадр или удобную позу, сделать точный набросок. Ваша задача состоит в том, чтобы запечатлеть как можно больше разных людей, поз и движений - как люди ходят, разговаривают, сидят или работают.

Вернувшись с прогулки, возьмите несколько чистых листов бумаги и в течение пары часов поработайте с полученным материалом.

Оставляйте свободное место для ваших фигур.

Одна из самых главных ошибок - добавление людей в картину в самом конце. Тут может возникнуть проблема с поиском места для ваших фигурок, придется втискивать их в свободные участки, при этом допуская ошибки с размерами и пропорциями.

Упрощайте.

Люди должны быть нарисованы в той же технике и манере, как и остальная часть вашей картины. Вместо того, чтобы увязнуть в деталях и отвлечь внимание зрителя от основного сюжета, я сначала добавляю фигуры людей несколькими простыми мазками и даю себе возможность вернуться к ним один-два раза, чтобы чуть-чуть уточнить. В целом, созданные вами фигурки призваны лишь подчеркнуть сюжет, а не перетягивать внимание зрителя на себя.

Рисуйте фигуры людей в движении.

Добавьте эффектности.

Сделайте мазок красной краской, а следующий пусть будет желтого цвета.

Нарисуйте голову (помните о пропорциях - она составляет 1/7 от общей длины). Концом кисточки добавьте руки и ноги.

Придайте вашим фигуркам занятой вид. Пусть они будут легко читаемы и создают впечатление какого-то производимого действия.

Аккуратно и симметрично прорисованные фигуры выглядят застывшими, выпадают из общей атмосферы картины. Выведите их из равновесия, добавьте эффект движения: разверните торс, выставьте одну ногу перед другой, наклоните голову. Так вы вдохнете в созданные образы жизнь. В обычной жизни мы редко просто стоим, сидим или лежим.

Убедитесь, что ваши фигурки чем-то заняты - ходят, разговаривают или читают газету.

Почувствуйте свободу!

Рисуйте свободно в технике "по-сырому".

Задача заключается в том, чтобы не просто вписать фигуры в ваш пейзаж, а создать видимость того, что это получилось легко и без каких-либо усилий с вашей стороны.

Для этого несколькими мазками набросайте фигуру любым понравившимся вам цветом, затем, пока бумага еще не высохла, добавьте в силуэт совершенно новый и контрастный цвет, либо измените насыщенность оттенка в части фигуры.

Например, вы начинаете рисовать фигуру светло-голубой краской. Сделайте ее оттенок темнее в верхней и нижней частях силуэта, при этом не стараясь сильно контролировать течение краски. Работа в такой технике предполагает смелость и раскованность движений.

Варьируйте соотношение теплых и холодных оттенков.

Чтобы создать разнообразие и контраст рисуемых вами фигур, помните о чередовании теплых и холодных цветов.

Посмотрите на рисунок внизу, отметьте про себя как в одежде чередуются теплые и холодные оттенки.

Собирайте ваши фигуры в группы.

Сделайте несколько мазков краской, формируя обобщенные силуэты. Добавьте к ним головы.



И вот - четыре женщины смотрят на ребенка.

Пока фигуры не высохли - добавьте несколько новых оттенков цвета прямо поверх отдельных участков.

Меняйте цвет и оттенки краски, чередуйте их от одной фигуры к другой.

Работа в технике "по-сырому" предполагает, что у фигур будет теплый верх - холодный низ, темный верх - светлый низ и так далее. Помните о том, что это только первый этап работы. В дальнейшем вы сможете их детализировать насколько вам захочется.

Попробуйте порисовать фигуры "по-сырому", используя советы о чередовании цветов и оттенков, полученные ранее.

Чередуйте свет и тень.

Еще один способ придания выразительности вашим фигуркам - чередование света и тени при их написании.

Рисуйте темные силуэты на освещенном фоне и наоборот.

Темные фигурки на темном фоне или светлые на светлом будут выглядеть скучно.

Размывайте границы.

Потренируйтесь размывать границы фигур при помощи влажной чистой кисти.

Можно размыть границы фигур так, чтобы они смешались со своим окружением.

Это позволит им более гармонично вписаться в окружающую обстановку и при этом не выглядеть чересчур детализированными.

Рисуйте пятнами.

Это уникальный и очень простой способ рисования людей. Сделайте несколько разноцветных пятен, не пытаясь заранее продумать какие-либо детали и подробности.

После того, как пятна будут нарисованы, вглядитесь в них. Они сами подскажут вам очертания фигур. Вам же останется лишь дорисовать головы, руки и ноги, и вот уже готовы ваши фигурки в прекрасных разноцветных одеждах.

Добавьте тени.

Тени - это друзья художника.

Тени объединяют отдельные части фигуры в одно целое, создают единство и стирают границы.

Тень распространяется по всей фигуре - с головы переходит на шею, затем на одежду и вниз, по ногам к земле, связывая отдельные элементы в легкочитаемый силуэт человека.

Тени создают эффект трехмерного изображения.

После того как высохнет ваш первый акварельный слой, нанесите поверх него тени в нужных местах, придавая фигуркам объем.

В природе, как правило, тени имеют холодные оттенки, так как они показывают отсутствие теплого солнечного света. На практике вы можете использовать любые цвета для теней. Главное, чтобы они соответствовали вашим потребностям.

Важный момент при работе с тенями заключается в том, что они должны быть легко различимы, а значит темнее первого акварельного слоя. Это не значит, что они должны быть слишком густыми или плотными. Обычно я рисую их средними по плотности. Заметно усиливаю тени я лишь в том случае, если мне нужно их особенно подчеркнуть.Чересчур густые тени притягивают к фигурам особое внимание.



У большинства моих студентов эта тема вызывает если не панику, то священный ужас. 🙂 Особенно девочкам сложно... Для них все эти сбегающиеся к горизонту линии - просто взрыв мозга.

Так что же, так и отказывать себе в рисовании оживленных улиц, жилых домов, скамеек, случайных прохожих? Но какой же пейзаж без них!

Поэтому я решила, что давно пора нам подналечь НА ПЕРСПЕКТИВУ! И провела марафон рисования. Теперь вы можете приобрести записи всех 10 уроков по "смешной" стоимости... - просто хочу, чтобы эти важные знания были вам доступны!

Тени создают связь фигуры с окружением.

Тени создают единство между фигурой и ее окружением. Рисуя тени на ногах и ступнях, переходящие на землю, мы привязываем силуэт человека к месту, которое для него определили. Так мы создаем единое и гармоничное пространство внутри картины.

Рисуйте с помощью негативных пространств.

Еще один эффектный способ соединения фигуры и окружающей ее среды - это рисование при помощи негативных пространств.

Смысл в том, чтобы рисовать не саму фигуру, а пространство вокруг нее. Тогда незакрашенная часть будет восприниматься глазом как силуэт человека. При рисовании с помощью негативных пространств силуэты людей оказываются автоматически соединены с остальными частями картины.

Помните о том как важно развивать свою наблюдательность. Учитесь не просто смотреть на мир вокруг вас, но ВИДЕТЬ его.

Имейте в виду, что рост большинства людей от 150 до 180 см, а высота дверных проемов составляет обычно от 210 до 240 см. Изгородь или стол, как правило, имеют высоту от 90 до 120 см. Сравнивайте изображаемые вами объекты между собой, чтобы задать им правильные пропорции.

Одна из самых распространенных ошибок при рисовании людей - короткие ноги. Помните, что ноги составляют почти 1/2 от всей высоты человека. Не позволяйте одежде сбивать вас с толку.

Продумайте расположение фигур.

Фигуры должны накладываться, перекрывать друг друга, а не просто соприкасаться боками. Тогда будет возникать ощущение, что часть из них находится дальше от зрителя, часть - ближе к нему.

Нарисуйте одну фигуру. За ней, чуть позади, нарисуйте вторую, за второй - третью. Если ваши фигуры частично перекрывают друг друга, вы получите эффект глубины пространства.

Избегайте чрезмерной детализации.

Я обучаю пейзажной живописи, а также рисованию человека. На своих мастер-классах я всегда много внимания уделяю таким моментам, как располагается свет на лице модели или на строении ее глаз. Эти моменты являются ключевыми для портретной живописи, когда человек - главный объект изобажения. Однако те же самые детали могут сильно отвлекать когда речь заходит о пейзажах.

В пейзажной живописи, где человек вовсе не ключевой объект изображения, мы показываем лишь минимальную информацию о нем. Например, волне достаточно дать понять, что по берегу пляжа гуляла пара. Не обязательно добавлять детали, указывающие на то, что это были Билл Смит и Салли Джонсон.

Помните о разнообразии.

Один из приятных моментов в рисовании людей - то, что не бывает двух одинковых. Люди бывают разного пола, роста и комплекции, они носят одежду самых разных стилей и цветов.

Периодически я ловлю себя на том, что изображаю на картине несколько фигурок-двойников. Если с вами случается похожее, то помните, что можно добавить фигурам уникальности при помощи новых оттенков цвета, подчеркнуть их различие по росту, полу, комплекции, одежде.

Добавляйте персонажей в ваши пейзажи.

Вместе с вводом персонажей в ваши картины, вы добавляете им жизни, движения.

Одинокая фигура, бредущая по дороге, или гул переполненной людьми городской илицы - не бойтесь добавить своим пейзажам живости и настроения с вводом фигурок людей.

И на последнем рисунке обратите внимание на то, как хорошо контрастируют с ближним планом и фигурами на нем, незакрашенные участки одежды людей вдали.

Не забудьте соединить фигуры с окружением, добавив тени. Для теней попробуйте смесь из ультрамарина, ализариновой красной с добавлением капельки желтого цвета.

Подведем итоги.

Несколько общих мыслей о добавлении фигур людей в ваши рисунки.

1) Избегайте добавления слишком активных фигурок - бегунов или пругунов. Самый лучший вариант - фигурки, совершающие простые действия, такие как разговоры, чтение, ходьба и так далее;

2) Помните о чередовании света и тени. Рисуйте темное на светлом и наоборот;

3) Рассчитайте правильное соотношение в масштабе для фигурок и их окружения;

4) Как правило, цвета одежды намного ярче чем цвета, используемые в других частях картины;

5) Оставляйте часть одежды незакрашенной. Некоторые люди носят белые одежды;

6) Избегайте чрезмерной детализации, если речь идет не о портрете или иллюстрации.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
  • Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.

Задачи:

  1. Обучающие – обучить приемам изображения.
  2. Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  3. Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Оборудование.

Для учителя:

  • методические таблицы:
    • Пропорции человека,
    • Наброски фигуры человека,
    • Динамическая модель фигуры человека,
    • «Живая модель» – ученики из класса,
  • бумага А3, уголь.

Для учащихся: бумага, мягкий карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организация – 1 минута.
  2. Объяснение нового материала – 10 минут.
  3. Педагогический рисунок – 2 минуты.
  4. Практическая работа учащихся – 25 минут.
  5. Обсуждение работ, выставка – 5 минут.
  6. Задание на дом – 2 минуты.

Ход урока

Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.

Сегодня мы с вами будем выполнять наброски фигуры человека с натуры в положении «сидя».

Учитель: Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4

Учитель: Ребята, а какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)

Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:

1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.

Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.

При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.

2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.

Педагогический рисунок Ильин С. В.

Учитель: Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.

3) Учащиеся выполняют два наброска с фигуры мальчика. Во время выполнения учащимися рисунка подхожу к рабочим местам для помощи. Осуществляю контроль за правильностью ведения рисунка <рисунок 5, 6>.



Рисунок 5



Рисунок 6

4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском <рисунок 7, 8, 9, 10>.



Рисунок 7



Рисунок 8



Рисунок 9


Рисунок 10

5) Дома выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.

Этапы урока Что делают
Учитель Ученики
1 Объясняет материал, задает вопросы. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
2 Выполняет набросок с натуры. Комментирует свои действия. Внимательно смотрят и слушают.
3 Осуществляет контроль, помогает учащимся. Изобразительная деятельность.
4 Проводит анализ выполненных работ вместе с учащимися. Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
5 Поясняет домашнее задание. Записывают в дневник.

При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автор Ломов С. П.; «Рисунок. Наброски и зарисовки» автор Кузин В. С.

Набросок фигуры человека с натуры

Урок в 7 классе

Учитель изобразительного искусства ГБОУ Гимназии №1583 им. К.А.Керимова

Пономарева Елена Геннадьевна



  • Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека.


Ю.Челюкова «Девушка»

А.Матисс. «Женщина с распущенными волосами»

П.Сезанн. «Игрок в карты»

Назовите, к каким видам изобразительного искусства относятся эти наброски?



В.Суриков . Набросок. «Пугачев»

И.Репин. «Вера Алексеевна Репина»

В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье»

Какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?



  • Набросок - это небольшое графическое , живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере . Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника.
  • Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу .


Какими графическими материалами можно делать наброски?



А.Матисс

  • Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши , тушь , сангина ,
  • пастель , однотонная акварель , уголь , мел (на тонированной бумаге , картоне).
  • Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

О.Ренуар



  • Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.

А.Дейнеко.Наброски



Наброски Леонардо да Винчи

  • Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы.
  • Леонардо да Винчи


В. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.



Наброски В.Сурикова

Найдите на картине В.Сурикова « Боярыня Морозова» персонажей , к которым были сделаны эти наброски.



Наброски художника В. Серова

  • Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова . И. Грабарь, близко знавший его, пишет:
  • «Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».
  • Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909



Портрет княгини О. Орловой

Как вы думаете, с какой целью В.Серов в начале работы над портретом сделал набросок с княгини О.Орловой?



Наброски А.С.Пушкина на полях его произведений

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин делал наброски на полях своих произведений?



  • Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой . Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.








Давайте назовем основные пропорции фигуры взрослого человека.



План работы над наброском

  • Внимательно изучите фигуру.
  • В первую очередь определите пропорции .
  • Определите общие рамки, изображаемой фигуры.
  • Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).
  • Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.
  • Затем оденьте фигуру.


Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?
  • Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники?
  • Интересно ли вам было участвовать в конкурсе «Выразительный набросок»?
  • Какие трудности вы испытали, участвуя в этом конкурсе?
  • Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?


Домашнее задание:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический университет

РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Рисунок»

для студентов специальности 280900

«Конструирование швейных изделий»

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета

Саратов 2009

ВВЕДЕНИЕ

Обучение будущих специалистов швейного производства графике способствует развитию целостного видения костюма. Раздел «Рисунок фигуры человека» занимает ведущее место в программе по рисунку для студентов, обучающихся по специальности «Конструирование швейных изделий».

Предварительное изучение основ изобразительной грамоты курса «Рисунок» обеспечивает студентам необходимую базу для приобретения знания анатомии фигуры человека и освоения средств художественной выразительности, что позволяет применить различные методы стилизации в эскизировании костюма при изучении дисциплины «Художественно-графическая композиция».

Выработка профессионального графического «языка», то есть овладение так называемой модельерской техникой наброска, графикой, которая является переходной ступенью от наброска фигуры человека к эскизу костюма, облегчает студентам изучение дисциплин «Архитектоника объемных форм» и «Композиция костюма».

Тема 1. Рисунок фигуры человека с натуры в различных ракурсах

Цель: приобретение знаний о пластической анатомии и навыков изображения фигуры человека с натуры.

Краткие сведения о пластической анатомии человека

Выполнить рисунок фигуры человека невозможно без знания анатомии. В связи с этим необходимо познакомиться со строением скелета и мышечной системой.

Опорой тела является позвоночный столб, несущий на себе нагрузку грудной клетки и таза; к грудной клетке (подвижно) закреплены верхние конечности и скелет головы – череп, к тазу – нижние конечности. Таз соединяется с позвоночником посредством пяти сросшихся крестцовых позвонков и находится посередине туловища, несет на себе всю тяжесть верхней части тела и передает ее на ноги, поэтому он представляет собой достаточно прочную, неподвижную структуру, действительно, напоминающую таз. Тазовые кости делятся на: подвздошные, лонные, седалищные - все они парные и симметричные. К ним также относится крестец. В месте схождения тазовых костей находится суставная впадина, в которую входит головка бедра.

Одними из основных точек, необходимых при рисовании фигуры человека, являются лонное сочленение (лобковая кость), передние и задние выступы подвздошной кости.

Позвоночный столб состоит из 33 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 позвоночных, 5 крестцовых и 4 копчиковых. На всем своем протяжении позвоночник имеет четыре изгиба, благодаря которым он сохраняет упругость при достаточно большой нагрузке. К 12 грудным позвонкам, а точнее к остистым отросткам позвонков, крепятся 12 пар ребер, составляющих грудную клетку.

Грудная клетка состоит из семи пар «истинных» ребер, трех пар «ложных» и двух пар свободно располагающихся. Ребра называются «истинными», поскольку одним из своих концов они крепятся к позвоночнику, другим - к грудине; «ложными» ребра называются потому, что одним концом крепятся к позвонкам, другим (посредством хрящей) - к последнему «истинному» ребру; два ребра крепятся только к позвоночнику.

На грудную клетку сверху надеты кости плечевого пояса, который состоит из двух ключиц, одним концом прикреплённых к грудине, другим - к акромиальному отростку лопатки, и двух лопаток, лежащих сзади на грудной клетке. На лопатке находится суставная впадина для плечевой кости руки. Благодаря тому, что плечевой пояс крепится к грудной клетке только одним своим концом (ключицей), он сообщает верхним конечностям большую подвижность.

Верхняя конечность состоит из плечевой кости, костей предплечья (лучевой и локтевой) и кисти, состоящей из запястья, пясти и фаланг. При повороте кисти внутрь или наружу вместе с ней движется только лучевая кость, перекрещиваясь с локтевой. Нижняя конечность состоит из бедренной кости, соединяющейся с тазом; голени, состоящей из малоберцовой и большеберцовой костей; стопы. Все кости скелета, кроме позвоночника и грудины, парны и симметричны.

Задание 1. Нарисовать скелет человека с указанием названий основных костей

Цель: развитие навыков изображения скелета человека.

методические указания

Задание необходимо выполнить, используя метод пропорционирования и принцип «от общего к частному». Это означает, что начать необходимо с нанесения общих размеров фигуры, выбрав за модуль в измерении высоту головы; затем перенести все пропорциональные соотношения скелета на лист. После этого следует прорисовать каждую в отдельности часть скелета с передачей светотеневых отношений и характерной фактуры костной ткани.

Задание выполнить в карандаше на двух листах бумаги формата A3, где на одном изобразить вид спереди, на другом - вид сзади.

Краткие сведения о мышечной системе фигуры человека

Для достоверного изображения фигуры человека недостаточно знать строение скелета, необходимо также иметь представление о мышечной системе, так как мышцы составляют основу пластики тела.

Важными ориентирами для передачи движения тела, его пространственного положения является яремная впадина и «белая» (или срединная) линия живота. Яремная впадина, образованная ключицами и грудиной, лежит между двумя грудинно-ключично-сосцевидными мышцами. Каждая из них состоит из двух пучков, один из которых крепится к грудине, другой - к ключице. Поднимаясь к голове, оба пучка соединяются и крепятся к сосцевидному отростку, находящемуся за ушной раковиной. От яремной впадины, вниз, к пупку, а затем к лобковой кости (или лонному сращению) идет «белая» линия живота, которая проходит по середине торса и потому является характерным ориентиром при передаче в рисунке его поворота, движения.

Мышцы торса делятся на: большие грудные, прямые мышцы живота, наружные косые мышцы живота и зубчатые мышцы.

Поверхностный слой мышц спины составляют трапециевидная (капюшонная) мышца и широчайшая мышца спины; из мышц глубокого слоя пластическое значение имеет малая и большая мышцы, а также мышцы, разгибающие позвоночный столб.

Большая грудная мышца делится на три порции: ключичную, грудинно-реберную и брюшную. Она прикрепляется к верхнему концу плечевой кости.

Зубчатая мышца начинается со спины от девяти верхних ребер и направляется девятью зубцами к «белой» линии живота. Прикрепляется она к внутренней поверхности лопатки и нижними пучками переплетается с наружной косой мышцей. Наружная косая мышца начинается от семи нижних ребер, четырьмя зубцами она переплетается с зубчатой мышцей, а тремя с широчайшей мышцей спины. Часть пучков, спускаясь вниз, вертикально прикрепляются к верхней ости подвздошной кости, а часть пучков, направляясь вниз и вперед, встречаются с сухожилием наружной косой мышцы с противоположной стороны и образуют сухожильный тяж (белая линия). По обе стороны белой линии находятся прямые мышцы живота, которые начинаются от пятого, шестого, седьмого ребер и прикрепляются сухожилием к лобковой кости. Прямая мышца живота делится три части: грудную, поясничную и тазовую.

В верхней части спины находится трапециевидный мускул спины, который покрывает заднюю часть шеи и верхнюю часть спины. Пучки волокон этой мышцы прикрепляются к верхнему краю ости лопатки, к ее акромиальному отростку и к наружному краю ключицы. Широчайшая мышца спины начинается от шести нижних грудных позвонков, пяти поясничных, пяти крестцовых и от подвздошного гребня таза. Прикрепляется она к верхне-передней части плечевой кости. Под поясничной фасцией, которая связывает широчайшую мышцу с поясничными позвонками, и широчайшей мышцей находится крестцово-остистая мышца (или мышца, разгибающая позвоночный столб). Она хорошо видна на спине в виде проступающих валиков вдоль позвоночника. Начинаясь от крестца, она идет вверх, прикрепляется к остистым отросткам позвонков, к голове и ребрам.

Мышцы верхних конечностей состоят из: двуглавой мышцы, которая начинается от лопатки и крепится к лучевой кости; внутренней плечевой мышцы, которая начинается в середине плечевой кости и крепится к локтевой кости; дельтовидной мышцы, которая является самой поверхностной мышцей в области плечевого сустава; трехглавой мышцы, находящейся на задней стороне плечевой кости; мышц предплечья.

Основные мышцы нижних конечностей состоят из мышц бедра и голени. Мышцы бедра: средняя и большая ягодичная; четырехглавая мышца, которая начинается от подвздошной и бедренной костей и посредством сухожилий прикрепляется к коленной чашечке, а затем и к большой берцовой кости; самая длинная мышца тела - портняжная, которая, начинаясь от передней части подвздошной ости, идет спирально вниз; четыре приводящие мышцы бедра (мышцы всадника) заполняют пространство между верхней частью бедра и тазом; на задней стороне бедра находятся полу сухожильная, полуперепончатая и двуглавая мышцы; мышцы голени располагаются в верхней ее части и, спускаясь, переходят в сухожилия. Мышцы голени составляют: передняя большеберцовая; длинные разгибатели пальцев; длинная и короткая малоберцовые мышцы, по форме представляющие собой одну мышцу; трехглавая мышца, находящаяся на задней поверхности голени, одна из головок которой служит как бы прокладкой для двух других, называемых икроножной мышцей; ахиллесово сухожилие, которое является продолжением трехглавой мышцы.

Задание 2. Выполнить рисунок экорше с указанием основных мышц и тональной проработкой мышечной ткани

Цель: приобретение знания анатомии человека и закрепление навыков изображения различных фактур.

Методические указания

Для выполнения данного задания необходимо, в первую очередь, наметить общие размеры фигуры на листе и затем, используя метод пропорционирования, перенести соотношения частей фигуры и поверхностный мышечный слой, где передать характерную форму мышц и фактуру мышечной ткани.

Задание выполнить в карандаше на двух листах бумаги формата A3, где на одном листе изобразить вид спереди, на другом - вид сзади.

Краткие сведения об условно-пропорциональной схеме фигуры человека

Для того чтобы нарисовать фигуру человека, необходимо знать не только анатомию человека, но и правила поэтапного выполнения столь сложного изображения. Таким правилом может служить условно-пропорциональная схема, суть которой заключена в самом названии. Это условная схема, фиксирующая все основные конструктивные и осевые линии, пропорциональные отношения частей фигуры. Она необходима для того, чтобы верно наметить ракурс и пропорции фигуры и, затем, по принципу «от общего к частному», построить объем фигуры.

Первое деление - от макушки головы до подбородка;

Второе деление - от подбородка до линии груди;

Третье деление - от линии груди до пупка;

Четвертое деление - от пупка до лобковой кости;

Пятое деление - от лобковой кости до середины бедра;

Шестое деление - от середины бедра до низа коленной чашечки;

Седьмое деление - от низа коленной чашечки до середины голени;

Восьмое деление - от середины голени до основания стопы.

Фиксацию ракурса и пропорциональных отношений фигуры возможно осуществить при помощи таких линий как: осевая линия торса, которая совпадает с белой линией живота; плечевой пояс, который соединяет крайние точки дельтовидных мышц и яремную впадину, и находится между первым и вторым делениями; тазобедренный пояс, соединяющий крайние точки подвздошной кости и находящийся между третьим и четвертым делениями; осевые линии верхних и нижних конечностей.

В мужской фигуре ширина плечевого пояса между крайними точками дельтовидных мышц равняется двум модулям и двум малым единицам (одна малая единица - 1/5 высоты головы), ширина тазобедренного пояса (расстояние между крайними точками подвздошной ости) - один модуль и две малых единицы. В женской фигуре плечевой и тазобедренный пояс равны и составляют 1 % модуля.

При фронтальном расположении фигуры и при опоре на обе ноги белая линия живота совпадает с общей осевой линией, которую наносят на лист бумаги, намечая расположение фигуры на листе. Плечевой и тазобедренный пояса параллельны друг другу (рис. П.1).

При положении фигуры с опорой на одну ногу или в положении контрапоста (состояние равновесия, складывающееся из противоположных друг другу движений) направление конструктивных линий меняется. В этом положении важную роль играет опорная нога, осевая линия которой стремится к вертикали, проходящей по середине торса, и которая меняет направление тазобедренного и плечевого поясов. Они, для сохранения равновесия, направлены в противоположные стороны и сближаются с той стороны, где находится опорная нога. Осевая торса в этом случае дугообразно изгибается в сторону, противоположную опорной ноге. Эти изменения обеспечивают устойчивость фигуры, в противном случае фигура не сможет сохранить равновесие (рис. П.1).

Краткие сведения о рисунке фигуры человека по методу «обрубовки»

Большую ценность для художественной педагогики представляет метод «обрубовки». Изобразить по всем правилам линейной перспективы форму простого геометрического тела, например куба, даже для начинающего рисовальщика не так сложно. Дать же правильное перспективное изображение сложной формы, например головы, кисти руки, фигуры человека задача сложная, а для начинающего - просто невозможная. Если же предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических форм, то с поставленной задачей сможет справиться и начинающий рисовальщик.

При использовании метода обобщения формы в начальной стадии рассматривают составляющие фигуру человека формы как простые геометрические тела (куб, шар, призма, цилиндр, пирамида, конус и т. п.) (рис. П.2). При этом начинающий рисовальщик имеет возможность не только найти правильный перспективный вид той или иной формы в пространстве, но и решить тональные отношения плоскостей, покрывая одну плоскость тенью, вторую - полутенью, третью - легким штрихом.

Задание 3. Выполнить рисунок фигуры человека с натуры в положении с опорой на одну ногу

Цель: приобретение знаний о пропорциональных соотношениях фигуры человека и навыков построения изображения фигуры по условно-пропорциональной схеме.

Методические указания

Рисунок человека с натуры следует начать с определения и фиксации размеров и ракурса фигуры. Для этого необходимо провести вертикальную ось, на которой отметить общий размер изображения. Затем перенести на нее пропорциональные соотношения высоты головы и фигуры. Следующим этапом является определение положения плечевого и тазобедренного поясов. Плечевой пояс проходит через яремную впадину, следовательно, необходимо найти ее расположение. Для этого на вытянутую руку при помощи карандаша замеряют по натуре расстояние от яремной впадины до подбородка и сопоставляют с модулем (высота головы, найденная на рисунке). Полученное соотношение переносят на вертикальную ось и отмечают яремную впадину, через которую проводят горизонтальную линию плечевого пояса. При помощи метода пропорционирования, находят расстояние от лонного сращения (четвертое деление на вертикальной оси) до линии выступающих точек подвздошной кости (тазобедренный пояс) и проводят горизонтальную линию тазобедренного пояса. Но такое положение этих линий (горизонтальные и параллельные друг другу) соответствует положению фигуры с опорой на обе ноги. Для изображения фигуры с опорой на одну ногу необходимо тазобедренный пояс со стороны опорной ноги поднять и опустить с другой стороны. Для этого, предварительно отметив ширину тазобедренного пояса, намечают направление осевой линии опорной ноги, которая в нижней части стремится к осевой фигуры. Затем переносят на лист направление тазобедренного пояса, который со стороны опорной ноги поднимается, с противоположной - опускается. После этого в противоположном направлении намечают плечевой пояс и осевую торса. Далее намечаются осевые рук и освобожденной от нагрузки ноги.

После построения условно-пропорциональной схемы, где отмечены все основные пропорции и направления осевых линий, намечают в общих чертах анатомическое строение и общую конструкцию фигуры.

Конструктивное построение формы предполагает использование метода обрубовки, который позволяет представить фигуру человека в виде сочетания простейших геометрических фигур. Этот метод упрощает процесс построения общей формы и выявления ракурса, перспективного вида фигуры. Так, торс и тазовая часть фигуры могут быть представлены как объемные трапеции, руки и ноги - как сочетание усеченных конусов, голова - как вытянутая сфера.

Краткие сведения о рисунке фигуры человека в одежде

Ни один рисовальщик не сумеет правильно, легко и свободно нарисовать одетого человека с натуры, если он не знаком со строением человеческого тела и никогда не рисовал его. Поэтому при работе над рисунком фигуры человека в костюме необходимо в первую очередь видеть сквозь одежду строение его тела и построить изображение этого тела. То есть начинать рисунок следует с общего наброска позы фигуры, используя условно-пропорциональную схему и метод обрубовки. После нахождения основных объемов фигуры, следует проработать анатомическое строение и в легких линиях наметить одежду (рис. П.3).

Рисуя одетую фигуру, следует обратить внимание на то, что на местах больших изломов формы, в частности на сгибах и суставах (локоть, колено и т. д.) , как правило, собираются складки. Только ясное представление о положении тела человека дает возможность правильно нарисовать материал с его складками. Однако не все складки нужно рисовать: одни из них подчеркивают движение, придают ему живость и естественность, а другие случайны и только дробят форму. Нужно уметь выбрать только те, которые лучше выявляют движения, пластику фигуры, а случайные складки убрать как лишние, мешающие.

Задание 4. Нарисовать фигуру человека в одежде с опорой на одну ногу

Цель: закрепление знаний и навыков в изображении фигуры человека и приобретение навыков выявления формы тела при помощи складок одежды.

Методические указания

Начинать рисунок фигуры нужно с проведения вертикальной линии от яремной ямки к точке опоры: если опора на две ноги, то точка опоры располагается между следками ног; если опора на одну ногу, то точка опоры находится на плоскости внутренней лодыжки опорной ноги.

Далее определяют осевые линии, проходящие через плечевой пояс (направление дает положение ключиц) и тазовый пояс (на уровне тазобедренного сустава), осевые линии конечностей. Это поможет правильно определить расположение частей тела человека в любом повороте, движении и показать их закономерную конструктивную связь.

Для схематичного выявления основных объемов тела человека все формы обобщают до простых геометрических тел и их комбинаций. Например, грудной клетке придают форму усеченного бочонка, тазу – трапециевидную форму, шее - форму цилиндра, голове - яйцеобразную форму и т. д. При этом рисующий должен стараться воспринимать в натуре строение, объем и пространственное расположение форм относительно друг друга, сознательно упуская все остальное.

На стадии прорисовки деталей и замены компонентов схемы реалистическим изображением натуры рисунок нужно вести от общего к частному, выявляя анатомические особенности модели. Если модель в костюме, то поверх выявленных анатомических особенностей следует наметить общую форму и характерные особенности костюма. Тональные акценты также выявляются на данной стадии рисунка.

На последнем этапе работы (обобщение рисунка) необходимо сосредоточить внимание на прорисовке особенностей костюма, передать фактуру, характер складок, подчеркивающих и выявляющих форму тела.

Задание выполнить на бумаге формата A3.

Тема 2. Краткосрочные наброски и зарисовки фигуры человека

Цель: приобретение навыков цельного видения натуры и овладение модельерской техникой наброска.

Краткие сведения о набросках и зарисовках фигуры человека с натуры

Набросок - неполное, обобщенное изображение, выполняемое за короткий промежуток времени. Задача наброска - передать форму рисуемого объекта в основных пропорциях и характерном движении, основное впечатление от этой формы в отличие от рисунка, где требуется проработка всей формы. Основным средством художественной выразительности в наброске является линия в различных вариациях по толщине, тону, характеру пластики (рис. П.4).

Зарисовка - более полное, чем набросок, изображение, выполняемое с натуры в относительно короткий промежуток времени. Она является как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями. Часто зарисовка носит как бы подсобный характер, то есть является вспомогательным материалом для дальнейшей работы над эскизами, композициями или используется как рисунок под графику. Особенно велика роль зарисовки как исходного материала при разработке эскизов костюма.

В зарисовке, в отличие от рисунка, многое может быть опущено или только едва намечено, а основное внимание рисующего может быть направлено на что-то определенное. Например, в зарисовке осенних листьев главным может быть острая угловатая пластика формы листа, создающая характерный ритм, или колорит осенних листьев. Во втором случае зарисовка будет уже не графичной, а живописной.

Рисунок, выполняемый в короткий срок, требует большой лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы, он выделяет самое существенное в изображаемом объекте.

Работа над наброском развивает умение оперировать масштабными соотношениями; развивается наблюдательность, острота восприятия. Наброски вырабатывают у рисовальщика такое ценное качество, как цельность видения. Цельность видения - это специфическое, профессиональное, аналитическое видение , способность зрительно воспринимать предмет или явление, выделяя при этом главное, существенное из малозначащего, определяя внутреннюю связь между отдельными частями. В восприятии рисующего запечатлевается не весь предметный мир со всеми деталями, а выборочно, лишь самое основное состояние натуры, ее конструкция или особые эстетические качества (например, пластичность, цвет), индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только данной натуре.

Для рисующего очень важно осознать, что контур формы, который прежде всего «бросается в глаза» при взгляде на натуру, принадлежит объему и не имеет самостоятельного значения. Нужно стараться передать на листе объем, трехмерность формы. Контур же (край формы) - явление изменчивое и непостоянное. При небольшом изменении точки зрения рисующего или повороте натуры контур сильно изменяется, поэтому при построении объемной формы на рисунке ориентироваться с самого начала на него нельзя.

В рисовании с натуры оперируют такими изобразительными средствами, как линия, пятно, штрих. Для передачи пространства, плавности на плоскости листа используется пространственная линия: исчезающая и вновь появляющаяся, то толстая, то тонкая, зрительно удаляющаяся (ослабевающая) или приближающаяся (усиливающаяся в результате различного нажима на материал: карандаш, перо, уголь и т. п.), разнообразная по своему характеру, уже не мертвая, а живописно пространственная линия, переходящая в штрих.

Задание 1. Выполнить несколько набросков фигуры человека с натуры

Цель: развитие цельного видения натуры и навыков выявления и лаконичного изображения самого главного в натуре.

Методические указания

Прежде чем начать выполнение наброска, необходимо оценить, осмыслить рисуемый объект, увидеть конструкцию форм, мысленно проанализировать их. Затем легкими засечками наметить границы изображаемого, движение формы, акцентные места, после чего переходить к уточнению и обобщению наброска.

Для изображения нескольких набросков на одном листе необходимо учитывать характер и пластику поз, возможности их компоновки на одном листе. Композиция из отдельных фигур получится хорошей тогда, когда на листе будет организована одна или две группы фигур, связанные единым пластическим замыслом. Композицию разрушает разобщенность фигур на листе, если они расположены все одинаково в одних и тех же позах, на одинаковых расстояниях друг от друга; если фигуры разномасштабны, а ноги нарисованы на одном уровне; если одна фигура на листе нарисована выше другой, а по масштабу они одинаковы и т. п.

Выполнить несколько набросков фигуры человека с натуры на отдельных листах формата A3. Задание выполнить, используя уголь, тушь, перо, кисть.

Краткие сведения о набросках и зарисовках по памяти и представлению

Набросок по представлению - переходный этап к эскизам. На основе накопленного опыта в рисовании фигуры, усвоения схемы движений, пропорций и запоминания основных поз (анфас, три четверти, профиль, со спины, с опорой на обе ноги, на правую ногу или левую) рисовальщик изображает фигуру по представлению, без натуры (рис. П.5). Такие наброски отличаются большей лаконичностью.

Наброски по памяти и представлению учат умению не только рисовать с натуры, но и анализировать нарисованное, запоминать наиболее характерное, главное. При этом нужно научиться воспроизводить это главное, характерное без натуры, по представлению, что является основным моментом в создании эскизов. Неумение и неуверенность в изображении фигуры, ее пропорций, характерных поз приводят к тому, что специалист по костюму не может графически правильно, профессионально выразить свою идею, отобразить пропорции отдельных частей и деталей костюма.

Задание 2. Выполнить несколько набросков фигуры человека по памяти

Цель: развитие зрительной памяти и умения анализировать натуру.

Методические указания

Для выполнения задания необходимо внимательно проанализировать ранее выполненный рисунок фигуры человека с натуры, выявив основные направления конструктивных поясов и осевых линий. После этого следует мысленно восстановить изображение и зафиксировать на листе бумаги самые характерные черты, отражающие ракурс, пропорции и пластику натуры.

Задание выполнить в форме композиции из нескольких набросков на одном или нескольких листах формата A3, соблюдая возможности гармоничной композиции.

Задание 3. Выполнить несколько набросков фигуры человека по воображению

Цель: приобретение навыков владения модельерской техникой изображения фигуры человека в различных ракурсах без натуры, по воображению.

Методические указания

Доступный путь овладения рисунком по воображению использование наброска «схемой». Для этого необходимо представить фигуру человека в различных ракурсах, выявить схему пространственного положения и пропорциональных соотношений, после чего доработать и обогатить при помощи средств художественной выразительности (рис. П.5). Для выполнения задания рекомендуется бумага различных сортов, белая и тонированная; выбор бумаги зависит от свойств применяемого материала. В работе над наброском используются сухие и мокрые графические материалы, а также карандаши, кисти, палочки, перья и т. п. Очень распространено использование в набросках угля, сангины, соуса. Для работы углём и сангиной используют бумагу с шероховатой поверхностью или картон. В работе этими материалами применяются одни и те же приёмы - можно рисовать краем палочки, можно, обломив кусок, прокладывать тени всей его плоскостью или в рисовании деталей использовать обычную штриховку. Таким материалом, как соус, можно работать двумя способами: «по сухому» и «по мокрому». При работе «по мокрому» соус растворяют в воде и рисуют кистью. Используя тушь, можно применять разные технические приемы, накладывая ее как насыщенным, цельным пятном, так и разбавляя водой, нанося с «растяжкой».

Рисунок фигуры человека

Методические указания к практическим занятиям

Составили:

МАРИНЕНКО Оксана Вячеславна

Рецензент:

Редактор

Подписано в печать Формат 60х84 /

Бум. офсет. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 100 экз. Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

Саратов, Политехническая у., 77

Отпечатано в РИЦ СГТУ. Саратов, Политехническая ул, 77