Счастлив тот кто счастлив у себя дома. "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"(Л.Н.Толстой). Родительское собрание "счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - замечательные слова Льва Николаевича Толстого. И действительно, ни одно из благ, имеющихся у человека, и богатого, и здорового, и красивого, не заменит ему того счастья, которое ощущается у его домашнего очага. И, наверное, тяжело живется тем, у кого нет родного причала. Да, именно причала, порта, иными словами, отправной точки, от которой человек плывёт по реке жизни. А вот далеко ли он проплывет, будет ли его путь с попутным ветром или с бесконечными бурями и штормами, и, наконец, выдержит ли он это всё, зависит от порта, дома. Там он, будущий «моряк», запасается благодаря родителям мужеством, терпением, честью, ответственностью, добротой или совсем иными качествами. По - моему, прежде всего и главным образом от родителей зависит, на каком корабле плыть их «моряку».

Семью ничем заменить нельзя. Она – главный воспитатель. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно, очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность. Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. И нельзя не согласиться с высказыванием английского философа, педагога Роберта Оуэна: «В человеке, при появлении его на свет, нет ни отрицательного зла, ни положительного добра, а есть только возможность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе». Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые, это и Азаров Ю. П., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., и многие другие. Сегодня проблема семьи актуальна и для государства, для общества, и для образовательных учреждений, где обучаются дети. На государственном уровне создаются различные программы по поддержке семьи. Созданы различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба психологической помощи, социальной защиты и различные центры работы с детьми.

Целью данной работы является показать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.

Задачами данной работы являются:

Определить влияние семьи на развитие ребенка;

Раскрыть роль семьи в воспитании ребенка.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Рассмотрим влияние семьи на воспитание личности ребенка. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте.

Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься, например, в библиотеках, учиться музыки, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Родители влияют на поведение ребенка, он учится тому, что ему следует делать, как вести себя. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие его будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви не редко маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, зазнайства, лицемерия. И если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Например, приоритет материального благополучия над духовными потребностями; противоправность семейной экономики; отсутствие стремления духовного развития детей; авторитаризм либо «либерализм»; отсутствие нормального психологического климата в семье.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, на учебу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое. Семейное, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно». В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем, не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. А счастливая семья - это почва для развития эмоциональности ребенка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании». Василий Александрович предложил такой путь воспитания чувств у ребенка в семье:

Вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);

Развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании - маленьким, пожилым;

Использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.

Счастлив тот, кто счастлив дома! Сразу же вспоминается поговорка «мой дом – моя крепость». Ведь дома есть семья, близкие, многие считают, что благополучие в семье и есть залог счастья. Но у каждого своё мнение, каждый человек сам решает, что для него счастье.

Было проведено исследование среди обучающихся старших курсов колледжа. Участников исследования – 46 человек. Ребятам были предложены афоризмы о счастье. Задание. Необходимо прочитать множество афоризмов (высказываний) о счастье (Приложение 1) и выбрать на свой взгляд те высказывания, которые присуще их семьям или те, которые они возьмут за основу своего счастья, счастья своей будущей семьи. Количественный выбор каждого участника исследования ограничен – необходимо выбрать шесть афоризмов. Результат получился таким (рис.1), наибольшего количества выбора достигли следующие афоризмы:

Самое большое счастье в жизни -

это уверенность в том, что тебя любят.

Каждый кузнец своего счастья.

И такой результат не случайность (хотя каждый человек счастлив по своему), ведь действительно, счастлив тот, кто счастлив у себя дома, кто любит своих близких, и счастье живет именно там, где горит семейный очаг.


Подводя итог своей работы, хочется процитировать стихи неизвестного автора и притчи о счастье:

Что такое счастье? Счастье это просто!
Нет у счастья веса, нет у счастья роста.
Счастье не измеришь яркими словами,
Счастье не увидишь ясными глазами.
Как тогда ответить, что такое счастье?
Ведь оно бывает самой разной масти.
Счастье… это слово много лиц имеет,
Каждый понимает счастье, как умеет!

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой я пребывало столь долгие годы. Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. Та ответила, что хочет дорогую норковую шубу. Подарило ей счастье шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего хочешь ты?» Та призналась, что хочет замуж за принца заморского. И выполнило счастье желание хозяйской дочери. Дальше спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, - говорит он, - машину импортную, буду счастлив, только если у меня машина появится», - и получил паренёк свою машину. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило его: «А что бы ты у меня попросил?» Хозяин подумал и ответил: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага, потому что в доме, где горит семейный очаг, всегда есть счастье». Счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома.

Приложение 1

Афоризмы: О счастье

  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
  • Счастье, когда эпизод встречи становится историей любви.
  • Счастье начинается там, где заканчивается наше нытье.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  • Счастье как стекло - очень легко разбивается.
  • Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка.
  • Счастье - это уверенность в завтрашнем дне.
  • Счастье - это любить кого-то сильнее себя.
  • Счастье - в нас, а не вокруг да около.
  • Счастье - самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.
  • Счастье - отсутствие желаний.
  • Не уровень благополучия делает счастье людей.
  • Человек счастлив лишь, когда он на своем месте.
  • Счастлив тот, кому удается найти выход из жизненного лабиринта.
  • Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.
  • Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
  • Путь к счастью - доля счастья.
  • Самое большое счастье в жизни - это уверенность в том, что тебя любят.
  • Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • Ничто не ранит человека больнее, чем осколки его собственного счастья.
  • Мы бываем, счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
  • Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность быть счастливым.
  • Счастлив, когда спокоен, потому что не страдает.
  • Наше счастье зависит в большей степени от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий.
  • Каждый кузнец своего счастья.
  • Если ума мало для счастья, - деньги не помогут.
  • От мыслей богатым не станешь, но счастливым будешь.
  • Веселый бедняк счастливее мрачного богача.
  • Будь справедлив, и будешь счастлив.
  • Высшая мера счастья – пожизненное заключение в объятиях любимого человека.
  • Большое препятствие для счастья - это ожидание слишком большого счастья.
  • Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
  • Спокойный - значит счастливый.
  • Если бы люди так же были довольны своей судьбою, как самими собой, то большинство их было бы счастливо.
  • Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
  • Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей фортуны он окажется не на своем месте.
  • Самую страшную боль человеку может причинить лишь тот, кто подарил ему самое большое счастье.
  • В душах трусливых нет места для счастья.
  • Счастье - это любить и быть любимым.
  • Счастье, однажды, стучится в каждую дверь.
  • Счастье живёт там, где горит семейный очаг.
  • Счастье не птица, само не прилетит.
  • Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.

Итоговое сочинение (11 класс)

Тема сочинения:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Исполнитель:

Воеводкина Наталья Алексеевна

Рязань2017год

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Понятие «Дом» многообразное. Для каждого человека оно имеет своё значение, вызывает свои ассоциации и чувства. Для большинства людей это место, связанное с детством, с мамой, с родными людьми, понимающими и любящими, готовыми в любую минуту прийти на помощь. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания. Разве это не счастье! Но почему-то один человек считает себя счастливым, а другой – нет?

Я думаю, что ответ прост: счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Именно так говорил Лев Николаевич, и я не могу не согласиться с ним: обстановка в семье в первую очередь влияет на наши чувства. Зная о том, что в родном месте нас любят и ждут, мы чувствуем уверенность в том, что вернёмся туда, где всё обязательно будет хорошо, несмотря на жизненные трудности.

О важности счастья в доме говорили многие великие писатели русской литературы. Например, в комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. В нём главенствует не мужчина, а госпожа Простакова. Атмосфера в этом доме очень тяжелая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжет, унять ее никто не может. А ведь это злобная и жестокая женщина - мать. Она очень сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться. Не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим. Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.

Совсем другой дом - дом семьи Ростовых, который нам показывает Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир". Со школьной скамьи каждый помнит подаренный автором образ Наташи Ростовой. Светлая, исключительных моральных правил, девушка была воспитана в тёплой, любящей, понимающей семье. Жизненные ценности, которые вынесла она из родительского дома Ростовых, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что счастье в доме зависит от взаимоотношений в семье, от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создаётся в родительском доме, в семье… И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём. Ведь именно в такой семье человек испытывает невероятное счастье. Пусть каждый дом будет настоящим истоком счастья для молодых людей!

Тема: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Цель: Создать условия для формирования представлений о семейных ценностях.

Задачи:

1. Приобщение детей к духовным ценностям;

2. Осознание понятий: «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера».

3. Сплочение детского коллектива;

4. Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;

5. Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Ход занятия:

I . Вступление.

Ребята, сегодня мы будем говорить о семье, семейных ценностях.

Многое в нашей стране делается в поддержку семей, особенно молодых и многодетных. Семья – это родные люди, это дом, в котором мы живем.

(звучит фрагмент песни «Дом, в котором живем»)

У каждого из нас есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это и твоя семья, где каждый окружен заботой и любовью близких.

В слове ДОМ всего три буквы, а как о многом они говорят. Я вам предлагаю расшифровать это слово, каким может быть дом и атмосфера в нем.

(на экране ДОМ, спецэффекты)

Д – душевный, доброжелательный, добрый, доступный, достойный, дружеский, добротный.

О – огромный, очаровательный, одинокий, особенный, одинаковый.

М – модный, милый, могучий, многостенный, многоэтажный, мирный.

II. Понятие «семейные ценности».

Издавна люди обустраивали свое жилище, старались сделать его уютным, чтобы в нем приятно было жить, придумывали интерьер. А что еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло? Это и предстоит нам сегодня определить.

То, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями. Ценности, ценные качества. Что значит ценные, подберите синонимы к этому слову. (Важные, нужные, главные).

Дом, это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

Сейчас мы построим дом, в котором семья может обрести семейное счастье. Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи. Определите эти ценные качества и запишите их на карточках.

(Обсуждение в группах под фон. музыку, запись на листочках 6 семейных ценностей. Например, доброта, любовь, взаимопонимание , поддержка, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение.)

Прошу вас закончить строительство дома. Все ли слова вам понятны?

III. Викторина «Семейные ценности».

А сейчас предлагаю вам принять участие в минивикторине «Семейные ценности».

Некоторые из них уже назывались вами, но с какими-то вы встретитесь впервые.

1. Много пословиц и поговорок сложил народ о семье. Расшифруйте одну из них.

(на экране: ЯЬМЕС – АКЧЕП: КАК ОНДОЛОХ, ЕСВ К ЙЕН ЯСТЮАРИБОС. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются)

Как вы понимаете эту пословицу?

О какой семейной ценности идет в ней речь? (поддержка, помощь, взаимовыручка, взаимопонимание).

(на экране появляется: взаимоподдержка, взаимопонимание)

В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

2.А теперь вопрос-загадка.

Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

«Я поняла!» -

И тащит одеяло.

Поняли мама и дочка друг друга?

О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)

Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

Все перечисленные вами качества можно объединить и назвать так: душевная теплота.

(на экране появляется: душевная теплота)

3.И, наконец, музыкальный вопрос.

(звучит фрагмент песни «Дорогие мои, старики..»)

О ком эта песня?

Кого мы называем бабушками и дедушками? (родителей наших родителей)

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства. Это еще одна семейная ценность.

(на экране появляется: чувство родства)

IV. Понятия «материальные и духовные ценности».

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят и понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Но семейные ценности бывают разные. Представьте такую ситуацию.

Однажды учительница попросила ребят написать сочинение на тему: «Самый счастливый день твоей семьи». Послушайте, о чем рассказали в своих работах Ваня и Миша.

Сочинение Ивана: В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и приставку «Сони плей стейшн». Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдоналдз. День прошел замечательно! Все были счастливы!

Сочинение Михаила : В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку. Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать, во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, исполняли любимые песни. А вечером после прогулки, мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово, когда мы вместе! Вот оно настоящее счастье!

(педагог зачитывает сочинения детей, на экране – картинки с изображением героев, ценностей двух семей)

О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье?

Такие ценности называют материальные.

Что делает счастливой семью Миши?

А как называются такие ценности? (духовные)

Так что же важнее для семейного счастья?

У вас на столах карточки синего и фиолетового цвета. Если вы считаете, что в семье должны составлять основу материальные ценности (т. е. быть главными), поднимите синюю карточку, а если духовные – фиолетовую.

(дети работают с карточками)

Объясните свой выбор.

Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего семейного счастья. Поэтому, запомните, что материальный достаток в семье не должен стать ценностью, чем-то главным, незаменимым.

Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых. Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.

Занятие:

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Родительское собрание с элементами дискуссии

на тему: «Счастлив тот, кто счастлив дома»

(Роль семейных традиций в воспитании ребёнка)

Подготовила:

Педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа№6» г.Когалым

Зайкова Ольга Михайловна

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н.Толстой

Многие известные личности рассуждали на тему семьи. К примеру, актриса Фаина Раневская считала: «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья». Писатель Оноре де Бальзак размышлял: «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга». Ответственность супругов возрастает когда в семье появляется третий – любимый, желанный, но требующий всеобщей ласки, любви, заботы и внимания – ребенок. Воспитывая его, мы - родители, часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем нотации о том, как вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. А отсюда вытекают новые проблемы, конфликтные ситуации. Так что же нужно для того, чтобы ребенок был счастлив у себя дома?

Тема нашей встречи «Счастлив тот, кто счастлив дома». Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию

Цель : побудить родителей к откровенному разговору с детьми об особенностях семейных отношений.

Задачи:

    способствовать формированию культуры общения родителей и детей

    научить родителей слышать и понимать своего ребенка

    обсудить роль семейных традиций в воспитании детей

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей всё прекрасно. Ещё Макаренко напоминал всем: «Наши дети - наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Многообразие отношений между её членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей.

Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок в семье, тем лучше.

Сейчас у вас есть возможность поразмышлять о своей семье.

- Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

    на что оно опирается, что является корнями Вашей семьи?

    на чем оно держится в своем основании?

    Кто или что является ветвями Вашей семьи?

    Какие плоды радуют Вас?

    Какие плоды Вас огорчают?

    К чему стремится Ваше дерево?

(ответы родителей и обсуждение задания)

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

(родители работают в группах по 3 минуты)
1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

(Обсуждение ответов родителей.)

Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром У.Фоскало писал: «Природа создала людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».

Дети очень чутки к впечатлениям. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Ничто так не сплачивает семью, как семейные традиции.

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, это поздравления бабушек и дедушек, это современные походы, экскурсии.

А в наше время, когда все спешат, все бегут, эта простая семейная традиция в очень многих семьях не соблюдается. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, взаимоотношения между членами семьи.

Если 8 Марта дети с папой поздравляют маму и бабушку или под Новый год в семье готовят друг другу подарки, всё это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

А сейчас я Вам предлагаю обсудить вопросы о роли семейных традиций в воспитании. Я предлагаю высказать своё мнение и обменяться опытом семейного воспитания

Игра « Вопрос – ответ».

(Предлагается «цветок – ромашка». Родители отрывают лепестки, читают вопрос, вместе обсуждают).

    Могут ли праздники помочь в воспитании у ребенка положительных качеств характера?

    Можно ли посадить за один праздничный стол детей вместе со взрослыми? В каком случае да, нет?

    Какие праздники, кроме дней рождений, вы устраиваете в семье?

    Вы приглашены в гости. О каких правилах вы напомните ребенку и в какой форме это сделаете?

    Вы ждете в гости друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до прихода гостей?

    Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

    Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Итак,мы пришли к выводу о том, что семейный праздник – важная составляющая семейных традиций. «Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники» . (К.Д.Ушинский) От того, как мы взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, к чему стремиться, чему радоваться

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влия­ния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых раз­личных условиях и ситуациях. Человек про­водит в семье большую часть своего време­ни. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отри­цательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Вспомним слова замечательного педагога

В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

Рефлексия

А сейчас я уважаемые родители попрошу вас дать мне обратную связь и записать ваши ответы на «Листке откровений» (приложение3)
1. После этой встречи я задумался …

2. С этой встречи я возьму …

(раздаются памятки родителям (приложение4)

Мы говорим спасибо всем, кто оставил свои домашние дела и посетил нас. Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательства того, что вы их любите. А закончить нашу встречу я бы хотела одной старинной притчей.

Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость, я тебя умоляю, возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?”
Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».

Приложение 1

Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

Дерево семьи стремится:

Ветвями семьи являются:



Плоды, которые радуют

Плоды, которые огорчают:

Держится на:

Дерево семьи опирается на:

Приложение 2

1.ребёнка постоянно критикуют, он учится…
2. ребёнок живёт во вражде, он учится…
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится…
5. ребёнка хвалят, он учится…
6. ребёнок растёт в честности, он учится…
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится…
8. ребёнка поддерживают, он учится….
9. ребёнка высмеивают, он учится…
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится…

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

Приложение 3

«Лист откровений»

После этой встречи я задумался …

С этой встречи я возьму …

Приложение 4

Памятка для родителей:

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять_

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети- мудрецы, не забывайте!

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вот тогда детей не потерять!

Сочинение.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Н. Толстой. Что такое дом в жизни человека? Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. Дом - это целый мир, маленькое независимое государство со своими законами, устоями, традициями, где мы всегда можем найти защиту и спасение, где нас всегда ждут. О важности счастья в доме говорили многие философы, писатели. Образ дома как пристанища для души, как мерила семейного счастья – сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи.

Именно о доме, где любят и ждут, мечтает «униженный и оскорбленный» чиновник Мармеладов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: «…ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели…». Но для него такая мечта – несбыточна. Потому, что нет у этого несчастного человека настоящего дома, он сам его разрушил. И не может он быть счастлив в своем «проходном углу», потому что ждет его там больная Катерина Ивановна, у которой уже нет жалости и, тем более, любви, голодные дети и Сонечка, пожертвовавшая собой ради семьи. А еще – совесть, не дающая покоя ни днем, ни ночью… Потому, что ненавидит он себя, слабого и ничтожного. Ведь это из жалости к отцу и маленьким детям пошла на панель старшая дочь. Именно он, отец семейства, слабый человек, своим пьянством обрек на муки и страдания своих дорогих людей, лишил их надежды на самые маленькие человеческие радости. И никто из Мармеладовых уже не может быть счастлив у себя дома, потому что дома – нет.

Как нет его и у героев драмы А. Н. Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна Кабанова – купчиха, властная женщина, хозяйка в доме - своими руками разрушает семью сына Тихона, пытаясь устроить его счастье по своему разумению, хотя сама считает, что семья – это самое главное. Но разве может человек быть счастливым, подчиняясь чужой воле? Особенно там, где его не понимают, не считаются с его мнением, унижают его достоинство? Мать требует беспрекословного подчинения всех своих домочадцев, постоянно вмешивается в отношения между сыном и его женой Катериной, потому что уверена в неспособности взрослых детей жить правильно: « Ничего-то не знают, никакого порядку…». Из благих побуждений Марфа Игнатьевна делает несчастными всех: уходит из дома дочь Варвара; уезжая по делам, сбегает от матери и ищет утешения в алкоголе Тихон: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет , кандалов этих на ногах нет…»; страдает от постоянных упреков сноха Катерина, потому что чувствует себя «птицей в клетке». Нет тепла и уюта в этом доме, нет любви и покоя в душах живущих вместе, но совершенно чужих людей, нет счастья, потому, что нет настоящей семьи

Совершенно иным предстает мир семьи в романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Как это ни банально, но хочется сказать о Ростовых, где все вместе переживают жизненные драмы, искренне веселятся и плачут, где дети чувствуют родительскую нежность и ласку. Именно эта атмосфера любви сформировала характер Наташи, ее женское начало. В «Эпилоге» мы видим счастливых людей – Наташу, которая совершенно перестала чувствовать необходимость в том, чтобы выезжать в свет, ей просто некогда и незачем, потому что единственный интерес ее составляет семья, дела мужа и здоровье детей, - и Пьера, обожающего свою супругу: «Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно». Они всегда могут найти тему для разговора, обсуждая детей, домашние хлопоты Наташи, работу Пьера, его успехи и неудачи: «Они замолчали на несколько секунд. Потом вдруг в одно и то же время повернулись друг к другу и начали что-то говорить. Пьер начал с самодовольствием и увлечением; Наташа - с тихой, счастливой улыбкой». Им никогда не бывает скучно друг с другом, хотя прошло уже семь лет семейной жизни. Вспоминая Платона Каратаева, встреча с которым изменила его мировоззрение и судьбу, Пьер уверен, что этот человек одобрил бы их с Наташей семейную жизнь, потому что во всем желал видеть «благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас…».

Мы понимаем, что так может говорить только абсолютно счастливый человек, тот, кто обрел настоящий дом, место, где ему хорошо, кто всегда с радостью возвращается домой, где его ждут любимая жена и дети, где все счастливы по - настоящему. Здесь дом – это семейный очаг, символ надёжности и безопасности, уюта и тепла, потому что отношения строятся на простых и естественных законах жизни. Воистину, «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».